Золотое сечение, что это?

Золотые пропорции вашего дома
Сотворение поистине гармоничного пространства невозможно без ясного осознания принципов создания и обустройства своего жилища. Наши предки на протяжении тысяч лет накапливали опыт в строительстве как отдельных домов, так и целых поселений. В этой статье хочу рассказать вам о «золотой пропорции». О том, что даже в ученых кругах принято называть «фирменным знаком Бога» — пропорции по которой создано все живое и неживое во Вселенной: от завитушек раковины моллюска до спиралевидных завихрений галактик, а также и сам человек.
Человек – образец «золотой пропорции»
Человек – мера всех вещей. Это очень хорошо понимали наши предки.
Вот почему в основу исконной славянской измерительной системы были положены размеры частей тела человека, о чем говорят даже сами названия – сажень косая, маховая, локоть, стопа, пядь, пясть и т.д. Соответственно, меры длины уже заключали в себе «золотые пропорции», как и само тело человека воплощает в себе множество соотношений разных его частей. Вот поэтому строения, возведенные согласно древнерусским мерам длины и являли собой образцы гармонии и согласованности с окружающей природой!
]
Конечно же, в повседневном строительстве славянские мастера вряд ли прибегали к специальной точной подгонке своих расчетов к золотому числу 0,618, а соблюдение пропорций возникало благодаря развитой интуиции и использованию на Руси уникальной системы единиц измерения.
Свойства древнерусских «сажень»
Итак, в древнерусской числовой системе архитектурного планирования в качестве единиц измерения использовался набор инструментов под общим названием «сажени». Знаменательной особенностью древнерусской измерительной системы является то, что саженей на Руси существовало десятки, а то и сотни видов. Причем, в каждой местности могли быть свои сажени – черниговские, московские, владимирские, новгородские…(это могло быть связано с разным ростом людей из разных регионах и различиями в пропорциях их тел, ведь, например, северный человек отличается от южного). Да и любой знающий мастер мог изобрести не одну персональную сажень. И это не удивительно, ведь дом должен строиться под хозяина. Нам же не приходит в голову носить в качестве одежды прямоугольные коробки. Одежду мы подбираем, как говорится, «чтобы костюмчик сидел» — под свой рост, размер и пропорции тела. Так же и с домом. Невысокому человеку неуютно в доме для великана. Так же как и богатырю биться о низкие потолочные балки в доме с двухметровыми потолками ни к чему. Как говорится, все гениальное – просто.
Однако и это еще не все. Как показывают исследования древнерусские сажени, помимо прочего, сложно назвать соразмерными друг другу. Именно поэтому, современные исследователи полагают, что метрическая система, построенная на использовании эталонного метра, является более совершенной и удобной для использования в расчетах, чем система, построенная на многообразии саженей несоразмерных друг другу.
Возникает закономерный вопрос, чем же обусловлена вековая практика применения нашими Предками иррациональных инструментов соизмерения? Наука вряд ли даст нам ответ, а в утверждениях ученых видится однобокое, ограниченное материальное восприятие действительности и, часто, неумение проникнуть в суть явлений, постигнуть их глубинный смысл и предназначение.
Окружающая нас природа живет, пульсирует, дышит. Пульсируют как мельчайшие клетки, организмы, растения, животные, так и камни, планеты, звезды, в общем, все живое и неживое на Земле и в Космосе. Все движется, распространяя колебания в виде самых разнообразных волн. Точно также части зданий: стены, потолки, создают определенные вибрации уже в самом помещении. Эти вибрации почти не улавливаются приборами (точнее приборы, их улавливающие, еще не созданы, поскольку само явление не допускается), но очень хорошо ощущаются человеческим организмом. Отмечается, что во всех помещениях, построенных на основе метрической системы, существуют стоячие волны, отрицательно воздействующие на организм проживающих в них людей .
Более того, эти волны воздействуют на организм человека, подавляя его и вынуждая тратить свою энергию на сопротивление волновому воздействию, ослабляют его и способствуют заболеваниям. И чем больше стоячих волн в жилом помещении, тем больше энергии необходимо тратить организму на ее гашение.
Секрет создания гармоничного Родового Дома
Древнерусские сажени не являются в численном выражении рациональными инструментами, и потому не имеют кратного ни себе, ни своим частям делителя. Отсутствие кратности расстояния приводит к разбалансировке стоячих волн, а соразмерность пропорций человеческому телу – к возникновению волн, резонирующих с вибрациями человеческого организма, находящегося в нем. Такое помещение становится наилучшим для проживания людей. Именно такие, не имеющие кратности ни одному измерителю, ни в длину, ни в ширину, ни в высоту дома строили наши Предки. И, видимо, именно по этой причине в старинных домах и храмах люди чувствуют себя уютно, спокойно, благодатно и расслабленно, хотя и не понимают, что стоит за этим.
Надо признать, что метр хоть и является гениальным изобретением, но он годится только для измерения уже найденных пропорций, а планировать и строить на его основе нежелательно.
При строительстве же своего Родового Дома необходимо учитывать опыт и знаний наших Предков. Улучшение уже существующих жилищ можно производить путем визуальной разбивки помещения на части, соответствующие золотой пропорции.
Применение этих принципов на практике поможет оживить любое помещение, уменьшить образование неблагоприятных сил, а также будет способствовать более приятному и ладному виду вашего дома.
Родогор и Светояра Качуренко
vk.com/slavyanskie_uzori»>

Как построить прямоугольник с идеальными пропорциями

Чтобы применять на практике полученную информацию, надо каким-то образом научиться делить пространство или строить его согласно этому закону. Для начала давайте научимся строить прямоугольник с идеальными пропорциями. За основу берем квадрат.

Построение прямоугольника с золотым сечением

Квадрат делим пополам, в одном из полученных прямоугольников проводим линию, которая соединяет противоположные углы. Дальше берем циркуль, ставим иголку в центр нижней стороны квадрата, откладываем длину полученной диагонали и отмечаем ее на линии, которая будет продолжением нижней стороны квадрата. Полученный прямоугольник имеет соотношение сторон 1,62 (это как раз то соотношение, которое и дает 62% и 38%).

Это явно неспроста. Хотя далеко не все подчиняется этой закономерности

Что еще интересно, что если вы начнете делить прямоугольник с соотношением сторон 1,62 на квадрат и прямоугольник, вы получите снова прямоугольник с идеальными пропорциями, но меньшего размера. Если вы его снова разделите по тому же принципу, будет еще одна пара квадрат+прямоугольник со сторонами, соотношение которых будет соответствовать золотому сечению. И так до тех пор, пока вы сможете проводить деление. Но что еще интереснее, в это деление отлично вписывается ряд Фибоначчи, который имеет вид раскручивающейся спирали. Иллюстрация на рисунке выше.

Как разделить отрезок по правилу золотого сечения

Это умение пригодится, например, при создании проекта дома, планировки, при разработке дизайна квартиры, расстановке мебели и т.д. Точно также может понадобиться при планировке участка, клумб, высадке растений и т.д. В общем, применяться может практически везде.

Ничего особенного, но взгляд не оторвать. Знаете почему?

Итак, порядок деления отрезка по правилу золотого сечения:

  • Берем отрезок, делим его пополам.
  • Из одного из концов восстанавливаем перпендикуляр (прямая под углом 90°), который длиной равен половине отрезка. На рисунке это отрезок BC.
  • Полученную точку C соединяем прямой с другим концом отрезка (A).
  • На отрезке AC ставим точку D. Она находится на расстоянии, равном длине отрезка BС. Проще всего это сделать при помощи циркуля, но можно и линейкой.
  • Замеряем длину отрезка AD (снова циркулем, либо линейкой). Такую же длину откладываем на отрезке AB. Получаем точку E.
  • Теперь, если измерить длины отрезков AE и EB и разделить их, получим то самое заветное число — 1,62.

Деление отрезка на участки с идеальным соотношением

Пару раз повторив процедуру, вы научитесь делать все буквально за считанные минуты. Если же вам надо, например, определить высоту окна, его форму, также можно воспользоваться данными пропорциями. По тому же принципу можно определять местоположение всех архитектурных элементов, их размеры. При планировании уже имеющихся объектов, деление проще проводить при помощи процентного соотношения. Тут уже либо считаете в уме, либо используете калькулятор.

Золотое соотношение во внутреннем оформлении

Что еще дает золотое сечение кроме визуального наслаждения? Психологи говорят, что в интерьере, созданном по этому правилу человек чувствует себя более комфортно. Это, конечно, субъективно, но можно попробовать. Итак, вот как интерпретируют правило золотого сечения в дизайне интерьеров:

  • Если вы собираетесь разделить комнату на зоны, воспользуйтесь правилом. Это значит, что одна из частей должна быть около 62%, вторая — 38%.
  • Площадь, занятая предметами мебели, не должна быть больше чем 2/3.
  • При подборе мебели руководствуемся правилом: каждый средний предмет по габаритам относится к крупным так же, как маленький к средним.
  • При выборе цвета придерживайтесь примерно тех же правил:
    • Основной цвет составляет порядка 2/3, все дополнительные и акцентный — 1/3. Цвета выбирают сочетающиеся по определенным правилам.
    • Второй вариант: 60% — основной цвет, 30% дополнительные и 10% — это акцентные.

      Пример подбора цвета по правилам правильной пропорциональности

  • При использовании горизонтального деления стены (панели), высоту панели можно брать 1/3 или 2/3 от общей высоты комнаты. Но при этом мебель подбирается пропорциональной по высоте, а не по длине.

Относительно мебели правило кажется непонятным, но это только на первый взгляд. Например, подбираем группу отдыха. Крупный предмет в этом случае — диван или софа. Средний — журнальный или кофейный столик, кресла. Мелкие — аксессуары. Так вот, размеры журнального столика не должны быть больше длинной стороны дивана, кресла — не больше его короткой стороны. Аксессуары по размерам не больше размеров столика или кресел. В идеале, они соотносятся с ними как 62% и 38%.

Пропорциональность — важная вещь

Почему не указывается точное соотношение? Потому что, во-первых, найти такие предметы нереально. Во-вторых, золотое сечение — это не только 62% и 38%. Это еще и последовательность Фибоначчи, следование которой также делает оформление гармоничным. Есть люди, у которых следование этой последовательности является «встроенной функцией». Им не надо считать, они выбирают основываясь на чутье и интуиции. Но если проанализировать их выбор, пропорции будут близки к идеальным. Вот так.

Ужасный символ Парижа и золотое сечение

Когда в Париже собирали металлическую Эйфелеву башню, многие французы возмущались. Критики писали о ней, как об «уродстве города», «сраме Парижа», «тощей пирамиде из металлических лестниц». В их числе были Эмиль Золя, Дюма-младший, Ги де Мопассан. Сейчас этот самый посещаемый памятник является гордостью парижан. Может быть виной тому «божественная» пропорция?

Она же наблюдается и самом знаменитом французском соборе Нотр-Дам-Де-Пари.

Вся правда о древних строителях

Интуитивно или сознательно великие архитекторы строили здания с учётом этих пропорций? Античные математики знали о золотом сечении со времён Пифагора. Находятся всё новые подтверждения его применения в архитектурных пропорциях. Однако не найти ни одной древней записи с прямой рекомендацией использовать «божественную пропорцию”. Нет таковой и у Витрувия (I век до н. э.), написавшего «Десять книг об архитектуре», в которых он рассматривал пропорциональности в том числе. Странный факт, не правда ли?

Может все выше приведённые исследования являются подгонкой под известный результат? Не так сложно выбрать из множества архитектурных элементов те, которые подтверждают гипотезу, т. к. абсолютной точности никто не требует. Логично задуматься над вопросом: «Что если греки НЕ применяли золотое сечение?»

Собственно говоря, и для Луки Пачоли, написавшего в 1509 году труд «Божественная пропорция», не столь важно было его прикладное значение. Важно было обосновать её мистическую природу. А применять его осознанно стали только с момента издания книги.

Тайна архитектуры Древней Греции

Красивые и гармоничные объекты всегда отвечают правилу ЗС, а при анализе величин определяется эта пропорциональность. Искусствоведы внимательно изучили греческий Парфенон, возведённый в честь победы над персами — храм богини Афины. Отношение длины храма к ширине даёт золотое число с маленькой погрешностью. Если отнять от длины сооружения 14 см и прибавить к ширине, то получится полное совпадение с математической величиной. Фасад здания немного сужается кверху, отклоняется от прямоугольной формы. Учитывая визуальное восприятие, сделано это строителями сознательно. Поэтому считать его прямоугольником золотого сечения не совсем корректно. Но пропорции соблюдаются, так что логично предположить, что архитекторы Иктин и Калликрат умышленно заложили правило в проект?

Мифы и диковинные факты о пирамиде

Пирамида Хеопса также выстроена с учётом этого условия. Не вдаваясь в математическое доказательство наличия золотой формулы, скажем только, что в нём присутствуют прямоугольный золотой треугольник, сторонами которого являются высота и половина стороны основания строения. Ничего удивительного?

Но тогда возникает вопрос об уровне древнеегипетской математики. Выходит, что теорема Пифагора была им известна за два тысячелетия до рождения самого учёного. Внимание привлекает факт, что наследники Хеопса строили свои пирамиды уже с другими пропорциями. Почему?

Установлено, что сооружения пирамидальной формы с ЗС оказывают на находящихся в них феноменальное воздействие: растения лучше растут, металлы становятся прочнее, вода долго остаётся свежей. Учёные много лет работают с этими загадками, но тайна остаётся.

Замечено, что пирамида приводит структуру пространства в слаженное состояние. Всё, что попадает в зону действия, тоже организуется подобным образом: психоэмоциональное состояние людей улучшается, вредные для человека излучения уменьшаются, исчезают геопатогенные зоны. Интернет утверждает, что если размер фигуры увеличивается в два раза, то влияние пирамиды усиливается в сто раз.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *