Наряд-заказ и квитанция. Форма БО-13 (02) – документ, применяющийся при необходимости оформить заказы от населения…
admin / 06.06.2020
Мария Зайцева, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов,
ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2019 г.
В первом полугодии 2019 г. более 582 млн руб. поступило в бюджет и внебюджетные фонды по результатам работы комиссии по легализации заработной платы. Из них 360 млн руб. взносов на страхование работников и 144 млн руб. НДФЛ поступило в бюджет за счет увеличения зарплаты работников, сообщила ФНС на официальном сайте. Эти цифры наглядно показывают, насколько эффективны комиссии.
Содержание
Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2018 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.
Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.
Итак, комиссия проводится для выявления:
недостоверных сведений, указанных в налоговой и бухгалтерской отчетности;
выплаты «теневой» заработной платы;
нарушения сроков оплаты налога на доходы физических лиц;
нарушения сроков оплаты страховых взносов;
оплаты труда, выплачиваемой работодателями, ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
не оформленных официально трудовых отношений между работодателем и работником.
Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:
налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;
Управлением ФНС в субъекте РФ;
так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.
В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.
Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:
1) выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;
2) анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;
3) информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);
4) подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
5) проведение заседания комиссии;
6) отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;
7) выявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
На каждом из этих этапов налоговый орган осуществляет определенные действия. Понимать и знать то, на какие показатели налоговый орган обращает внимание, важно, чтобы успеть устранить недочеты до вызова на заседание комиссии, а также уметь объяснить и документально подтвердить обстоятельства, в связи с которыми показатели налогоплательщика не соответствуют ожидаемым инспекцией.
Все начинается с той информации, которая имеется в налоговом органе. Инспекция производит финансово-хозяйственный анализ показателей налогоплательщиков и выявляет кандидатов для вызова на заседание комиссии.
ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (в случае применения общей системы налогообложения).
Налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по налогу или снизившие поступления налога более чем на 10% относительно предыдущего отчетного (налогового) периода. Также налоговый орган вызовет тех налоговых агентов, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.
Особое внимание будут обращать на тех, кто выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума.
ИП на общей системе, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода.
ИП, отразившие выручку по НДС от реализации, но при этом заявившие доход по 3-НДФЛ, равный нулю (либо не представившие декларации по НДФЛ).
Физические лица, не задекларировавшие доходы.
Плательщики страховых взносов:
имеющие не оплаченную задолженность;
уменьшившие поступления страховых взносов по сравнению с предыдущим отчетным периодом (число работников не изменилось);
снизившие число работников более чем на 30% (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);
плательщики, исчисляющие страховые взносы по дополнительным тарифам (в случае, если ставка тарифа изменилась по сравнению с предыдущим периодом).
Налогоплательщики-налоговые резиденты, в отношении которых имеется информация о том, что получены доходы за рубежом, подлежащие налогообложению в РФ.
Плательщики, получившие доходы, информация о которых имеется в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.
Это общий перечень тех плательщиков, которые в первую очередь обратят на себя внимание налогового органа. Следующий этап – анализ деятельности этих налогоплательщиков для установления факта нарушения законодательства.
Следующие источники информации используются налоговыми органами при анализе деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на этапе подготовки к заседанию комиссии:
информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», АСК «НДС», СОУН);
информация, полученная в рамках статьи 93.1 НК РФ;
информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;
сведения, полученные от банков, государственных фондов (ПФР и ФСС), правоохранительных органов, лицензирующих органов, таможенных органов, Роструда и т.д.;
жалобы, заявления юридических и физических лиц;
информация, полученная от сотрудников, акционеров организаций;
информация из иных источников.
По каждому из указанных выше «подозреваемых» налогоплательщиков налоговый орган проанализирует следующие показатели:
расчет налоговой нагрузки в зависимости от применяемой системы налогообложения;
выявление аналогичных налогоплательщиков, расчет их налоговой нагрузки;
выявление налогоплательщиков с максимальной налоговой нагрузкой;
сравнение налоговой нагрузки проверяемого налогоплательщика с налоговой нагрузкой аналогичного налогоплательщика и налогоплательщика с максимальной нагрузкой. В случае отсутствия таковых – сравнение со среднеотраслевыми значениями налоговой нагрузки.
Затем действия налогового органа зависят от того, что выявлено при сравнении. Если ваши показатели в рамках среднеотраслевых или сопоставимы с показателями аналогичного налогоплательщика, то претензии налогового органа снимаются. Если же установлен факт низкого уровня налоговой нагрузки, то дальше налоговый орган анализирует финансовые потоки. Для этого:
проводится анализ банковских выписок;
выстраивается схема движения средств, составляется схема ведения бизнеса;
анализируются сделки, в том числе для выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.
Налоговый орган обязан сообщить о том, что он выявил в ходе подготовки к заседанию комиссии. То есть в адрес налогоплательщика направляется информационное письмо, в котором инспекция указывает на установленные факты, отклонения, противоречия, а также предлагает самостоятельно исправить выявленные нарушения. Такое информационное письмо должно быть направлено налогоплательщику за 1 месяц до планируемого проведения заседания комиссии. Срок, который налоговый орган дает для уточнения отчетности, погашения недоимки – 10 рабочих дней со дня получения информационного письма. Если прошло 10 дней, а отчетность не уточнена, недоимка не оплачена, то налоговый орган вызывает на комиссию.
Вызов на комиссию оформляется уведомлением, форма которого утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. При получении уведомления есть несколько вариантов, как можно отреагировать:
Тут нужно помнить самый важный нюанс – это игнорирование обойдется штрафом. Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль, должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;
на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.
У плательщика есть уважительные причины не явиться на комиссию именно в этот день и в это время. На практике можно часто столкнуться с тем, что директор в отпуске, бухгалтер на больничном, поэтому сходить на заседание комиссии в инспекцию некому. При наличии таких уважительных причин и их обязательном документальном подтверждении необходимо ответить на уведомление с просьбой о переносе даты заседания. В такой ситуации дата комиссии может быть изменена, а у налогоплательщика не возникнет обязанности оплачивать штраф за неявку на комиссию.
По результатам заседания комиссии составляется протокол, в котором фиксируются рекомендации налогового органа и срок на их устранение. Срок на устранение – 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности на заседании. В случае неисполнения рекомендаций налоговый орган передает дело налогоплательщика в отдел предпроверочного анализа для дальнейшего включения в план выездных проверок.
Важно помнить, что налоговый орган предоставляет возможность исправления зафиксированных нарушений как до заседания комиссии, так и после того, как оно пройдет. И только уклонение от комиссии или неисполнение требований инспекции может повлечь за собой выездную налоговую проверку.
Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.
Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:
Рассмотрим дополнительные критерии:
После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.
Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:
К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.
Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:
Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.
Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:
Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.
Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:
Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.
Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание. Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков. В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:
Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:
Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).
Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:
Представителям компании рекомендуется явиться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.
Чем неугоден убыток?
Комиссия по убыткам в ИФНС — что это?
Налоговая вызывает на заседание по прибыли — стоит ли идти?
Законность приглашения — есть ли ответственность за неявку на заседание комиссии?
Вызов на комиссию по убыткам: на кого обращают внимание?
Как проходит комиссия?
Как себя вести?
Как «оправдать» убыток?
Итоги
Сам по себе факт получения убытка не хорош и не плох. Если обратиться к законодательству, то п. 1 ст. 2 ГК РФ поясняет, что предпринимательством называют самостоятельную деятельность, которая осуществляется на свой риск. При этом данная деятельность должна быть законна, а ее целью является систематическое получение прибыли. Обратите внимание, что получение прибыли — это именно цель, а никак не обязательный результат предпринимательства.
Данная трактовка закона находит подтверждение и в судебных документах, например, в постановлении пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.10.2006 № 18, а также в постановлениях ФАС Московского округа от 09.11.10 № А40-175533/09-35-1333 и от 04.05.10 № А40-114683/09-4-826.
Таким образом, убыток в хоздеятельности предприятий и предпринимателей вполне допустим и нередко обоснован (например, в самом начале их работы). Другое дело, что существуют довольно серьезные причины убыточной деятельности — вот они-то тщательно анализируются и изучаются контролерами.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте в каких случаях налоговая может вызвать на убыточную комиссию. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Порядок проведения налоговых комиссий разъяснен в открытом письме ФНС «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@.
Ее единственная цель, как следует из данного документа, — увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет. Существует также мнение, что одной из причин появления налоговых комиссий является повышение инвестиционной привлекательности российского бизнеса.
Комиссия по легализации налоговой базы действует на основании приказа, а ее состав утверждает начальник налогового органа.
Кто может быть членом комиссии в налоговой инспекции? Это руководители и уполномоченные сотрудники отделов, выполняющие следующие функции:
В составе комиссии могут быть также представители исполнительной власти, сотрудники правоохранительных органов, Пенсионного фонда РФ, Госинспекции по труду и прокуратуры.
Давайте рассмотрим схему действия налоговой комиссии по легализации налоговой базы. Она состоит из нескольких последовательных этапов:
Скачать форму информационного письма
Какие же факты могут быть выявлены в ходе проведения налоговой комиссии? Это:
Интересно, что для анализа деятельности попавших на «налоговый карандаш» налогоплательщиков сотрудникам ФНС разрешено использовать самые различные источники:
Как видно из приведенного перечня, практически любая информация о налогоплательщике, попавшая в поле зрения контролеров, может послужить поводом для более пристального изучения его деятельности.
Этим вопросом, наверное, задается каждый налогоплательщик, получивший в свой адрес письменное уведомление о вызове на комиссию в налоговую инспекцию. Действительно, а стоит ли? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит закон.
С одной стороны, такого мероприятия налогового контроля, как комиссия, Налоговым кодексом не предусмотрено. Основной налоговый закон выделяет только 2 формы контрольных мероприятий — это выездная налоговая проверка и камеральная. Согласно же подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам разрешено не выполнять неправомерные (которые не соответствуют кодексу или другим законам) требования налоговиков. Значит, можно никуда не ходить? Однако не всё так просто.
Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется с помощью налоговых проверок, посредством получения объяснений плательщиков налогов, проверки учетных и отчетных данных, досмотра соответствующих помещений, а также в иных формах, которые предусматривает закон. Обратимся к ст. 31 НК РФ, из подп. 4 п. 2 которой можно сделать вывод: налоговые работники имеют право вызывать налогоплательщика специальным письменным уведомлением для того, чтобы получить пояснения по поводу уплачиваемых им налогов как в связи с налоговыми проверками, так и в других предусмотренных законом случаях. При этом форма данного уведомления установлена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Скачать уведомление о вызове в налоговый орган
Таким образом, законные основания для вызова налогоплательщика на такие комиссии у налоговиков всё же есть, и игнорировать их требования нельзя. То же самое подтверждает и судебная практика: судьи приходят к выводу, что действия налоговых инспекторов в данном случае находятся в рамках их полномочий и не нарушают прав и интересов налогоплательщика.
В уведомлении о вызове налогоплательщика на комиссию может быть указана как конкретная дата, когда инспектор желал бы вас видеть у себя, так и информация о его приемных часах и требование о необходимости связаться с ним в указанное время — для назначения точной даты посещения вами инспекции.
Если же вы не явитесь в установленный день на заседание комиссии, это будет зафиксировано инспектором в протоколе. Обратите внимание, что ваша неявка может быть расценена налоговиками как неповиновение законному требованию должностного лица надзорного органа, что, согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, грозит взысканием штрафа:
Если вы не можете явиться на заседание по уважительной причине, обязательно об этом проинформируйте инспекторов — в этом случае, скорее всего, оно будет перенесено на другой день. Если же вы проигнорировали приглашение на комиссию или не явились на нее без уважительной причины, возможны следующие действия налоговиков:
Отдельно стоит затронуть вопрос предоставления такого документа, как «Опросный лист, отражающий основные финансово-хозяйственные показатели организации в городе Москве», который нередко запрашивается налоговиками при вызове на убыточную комиссию, причем не только у московских налогоплательщиков, но и тех, кто зарегистрирован в других регионах. Заполнять его или нет?
Вспомним, когда налоговики могут требовать документы. Ответ на данный вопрос дают ст. 93 и 93.1 НК РФ: истребование документов возможно только в рамках выездных и камеральных проверок, к коим налоговая комиссия, как мы уже выяснили, не имеет отношения. Но даже в рамках проверок налогоплательщик обязан предоставлять налоговикам только те документы, на основании которых он рассчитал и заплатил тот или иной налог.
К таким документам относится первичная документация, а также отчетность — бухгалтерская и налоговая. Составление каких-либо иных справок или отчетов налоговым законодательством РФ не предусмотрено, а потому любые письменные пояснения по имеющимся у вас убыткам можно давать по своему желанию.
Еще один существенный момент — форма опросного листа утверждена постановлением от 10.08.2010 № 701-ПП, которое утратило силу. Поэтому требование о его заполнении в принципе незаконно. Однако налоговики, видимо, по привычке или потому, что данная форма для них удобна, продолжают рассылать опросные листы вместе с уведомлениями о вызове на комиссию.
Другое дело, что тот же опросный лист содержит информацию, внести которую не составит большого труда:
Практически вся информация, которая необходима для заполнения опросного листа, содержится в бухгалтерской отчетности и заносится довольно быстро. Такая справка может быть полезна не только налоговикам, но и вам самим, поскольку она поможет аргументированно оперировать необходимыми цифрами во время заседания налоговой комиссии. Но всё же имейте в виду, что заставить вас заполнить данную бумагу налоговики не смогут.
По словам сотрудников налоговых органов, наибольшая вероятность оказаться в числе приглашенных на комиссию имеется у 2 категорий налогоплательщиков (кстати, заинтересовать налоговиков могут не только налогоплательщики, но и налоговые агенты):
1. Юридические и физические лица, деятельность которых, по оценке контролеров, имеет налоговые риски. При обнаружении данного факта таким налогоплательщикам дается возможность исправить ситуацию самостоятельно.
2. Недобросовестные плательщики налогов, имеющие сумму заниженной налоговой базы, недостаточную для назначения выездной проверки. Комиссия также дает им шанс поправить положение, однако если они его не используют, выездной проверки, скорее всего, не избежать.
Какие же действия налогоплательщиков могут вызвать повышенный интерес контролеров? Это:
Налоговая нагрузка по прибыли определяется с помощью довольно простой формулы:
Ннп = Нпо / Дрв,
где:
Ннп — значение налоговой нагрузки;
Нпо — сумма налога на прибыль за отчетный период (строка 180 листа 02 декларации);
Дрв — суммарное значение доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации).
Низкой прибыльная налоговая нагрузка считается в том случае, если она составляет менее 3% для производственных организаций и менее 1% — для торговых.
Верно рассчитать налог и налоговую нагрузку можно только на основании грамотно составленных налоговых регистров — о том, как их создать, читайте в статье «Как самостоятельно разработать налоговые регистры по налогу на прибыль?».
Под громким названием «комиссия» подразумевается обычная беседа налоговиков с руководителем предприятия и главным бухгалтером — иногда формальная, иногда не очень. Причем контролеры чаще всего желают видеть именно этих представителей компании и никого другого. Однако их совершенно законно может заменить уполномоченный представитель.
Чем мотивировать данную позицию? Обратимся опять к закону. Как мы уже выяснили, согласно подп. 4. п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений в установленных законом случаях. Однако речи о том, что в инспекцию должен прибыть именно руководитель или главный бухгалтер, а тем более они вместе, здесь не идет. Согласно же ст. 29 НК РФ объяснения контролерам могут давать и уполномоченные представители. Поэтому вы вправе сами выбрать, кто именно будет представлять вашу фирму на заседании убыточной комиссии по прибыли.
Как проходит налоговая комиссия на практике? В ходе разговора с представителями компании инспекторы выясняют причины возникшего у налогоплательщика убытка (здесь как раз могут пригодиться данные «Опросного листа») и просят озвучить мероприятия, которые он планирует осуществить для выхода из убыточного состояния. Цель данного разговора одна — исключение «плохих» показателей из отчетности.
Далее в зависимости от конкретной ситуации налоговики предлагают те или иные способы решения этой якобы проблемы. Почему «якобы»? Да потому что во многих случаях убыток для самих налогоплательщиков проблемой не является.
Как правило, налоговики видят немного вариантов. Чаще всего предлагается уменьшить расходы текущего налогового периода. Иными словами, инспекторы пытаются добиться от налогоплательщиков, чтобы они увеличили начисления по налогу на прибыль за «проблемный» налоговый период или сократили убытки, сдав уточненку.
Одновременно могут задаваться вопросы и по иным налогам, в частности, по НДС. А если на заседании присутствуют представители фондов, то здесь же возможно обсуждение проблем, возникающих у налогоплательщика по уплате страховых взносов.
Итоги беседы фиксируются в протоколе, в нём же указывается срок устранения нарушений (в общем случае это 10 дней). Если же налогоплательщик откажется придерживаться данных ему рекомендаций, возможны следующие меры воздействия на него:
В принципе это исчерпывающий перечень мер воздействия, однако, как показывает практика, далеко не каждая озвученная мера воплощается в жизнь.
Итак, это случилось: вас вызвали на комиссию по убыткам. Что делать? Во-первых, не волноваться и не паниковать. Как мы уже разобрались, заседание комиссии — это обычная встреча сотрудников инспекции и представителей налогоплательщика. Однако, безусловно, к ней нужно подготовиться.
Самое главное — ни в коем случае не стоит игнорировать письменные обращения инспекции. Получив приглашение на заседание убыточной комиссии или уведомление о необходимости пояснения причин возникшего убытка, обязательно напишите аргументированный ответ. При этом описание причин должно быть достаточным для понимания налоговиками ситуации, но все-таки общим, без подробностей — для того чтобы не давать им лишней информации и не привлекать повышенное внимание к конкретным сделкам.
Если же вы не можете по каким-либо причинам посетить инспекцию в назначенный день, в письменной форме обязательно сообщите инспектору о вашей ситуации — и встреча будет перенесена.
Что касается результатов разговора, у налогоплательщика в данной ситуации есть всего 2 выхода:
Правильно перенести убыток на другие налоговые периоды вам поможет статья «Как и на какой срок можно осуществить перенос убытков на будущее?».
Ну и напоследок поговорим о том, какие причины возникновения убытков являются для налоговых инспекторов убедительными и что можно привести в качестве объяснения:
1. В «проблемный» период снизились цены на реализуемые фирмой товары (работы, услуги) из-за падения спроса, снижения цен, изменения конъюнктуры рынка, истечения срока годности товара, отказа покупателя от сделанного им ранее заказа, проведения работ по освоению новых рынков сбыта, сезонных колебаний спроса.
2. Снизились стоимость реализации и себестоимость, поэтому ранее приобретенные товары или произведенную продукцию налогоплательщик вынужден реализовать с убытком.
3. Наблюдалось снижение объемов продаж и (или) производства.
4. Произошла ситуация, в результате которой прекратились хозяйственные отношения с некоторыми прежними заказчиками (например, смена собственников).
5. В отчетном периоде были произведены какие-либо крупные расходы: ремонт, исследования, модернизация оборудования и т.д.
6. Произошло стихийное бедствие, возникли форс-мажорные ситуации.
7. Самая банальная и объективная причина убытка — компания недавно открылась и начала вести хозяйственную деятельность.
Естественно, для обоснования каждой из приведенных причин необходимо будет подготовить подтверждающие документы:
Можно привести контролерам и еще одно вполне объективное пояснение, правда, подойдет оно только для негодового убытка (за квартал, полугодие, 9 месяцев). Поскольку прибыль рассчитывается нарастающим итогом за год, то промежуточные итоги никак не дают оснований делать поспешные выводы о «проблемности» и убыточности компании. В этом случае имеет смысл предложить налоговикам рассмотреть результаты ее деятельности позже — по итогам года.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили пример пояснений об убытках в прибыльной декларации. Если у вас нет доступа к системе К, получите пробный онлайн-доступ и бесплатно переходите в Типовую ситуацию.
Как видим, объективных причин для пояснения убытка может быть множество. Какую из них выбрать, решать только вам, но делать этот выбор необходимо на основании тщательного анализа возможных налоговых рисков и последствий.
Убыточная комиссия — мероприятие, проводимое в связи с подачей декларации по налогу на прибыль, в которой налогоплательщик показал убыток. Проигнорировать приглашение налоговиков нельзя — ответственность за неявку на налоговую комиссию может быть применена по ст. 19.4 КоАП РФ. Однако, собираясь на комиссию по убыткам, необходимо знать и свои права, и права налоговиков.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Причины, по которым возможен вызов на комиссию в налоговую, могут быть разными. Например, возможен вызов на зарплатную комиссию, комиссию по НДС ли налоговую комиссию. В статье рассмотрим, кого могут вызвать на комиссию в налоговую и как при этом себя вести.
Налоговая комиссия одна из форм контроля со стороны налогового органа. Ответственность для налогоплательщика в случае отказа явиться в указанное время на комиссию, законодательством не предусмотрена. Это же относится и к порядку проведения данной комиссии.
Критерии для отбора налогоплательщиков на комиссию не отличаются от тех, что ФНС применяет при составлении плана своих выездных проверок. Попасть на комиссию могут те компании, по которым проведение выездных проверок является нецелесообразным.
К основным критериям, по которым ФНС отбирает кандидатов на налоговую комиссию, относят следующие:
Обычно, вызов на комиссию связан с необходимостью выявления причин отклонения показателей компании от принятых «норм». Однако, если обратиться к практике, становится понятно, что основной задачей налоговиков будет являться не получение пояснений от налогоплательщиков, а корректировка налоговых показателей за прошлые периоды. Это требуется для того, чтобы в будущем произошло увеличение налоговых платежей.
Читайте также статью ⇒ НАЧИСЛЕН НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
Иногда компанию приглашаю на комиссию в том случае, если в декларации по налогу на прибыль она указала убыток. В данном случае перед налоговиками нужно будет дать пояснения по какой причине возник убыток. Сумма данного убытка не будет иметь никакого значения.
Если произошла такая ситуация, компании необходимо тщательно подготовиться к даче пояснений. Все пояснения лучше подготовить заранее в письменном виде. В первую очередь необходимо отметить, что убыток, указанный в декларации, действительно имеет место и ошибок нет. После необходимо отметить, что убыток обоснован, а в качестве обоснования можно привести такие аргументы:
Важно! Если убедительных обоснований по полученным убыткам компания дать не может или вовсе комиссию проигнорировала, то вероятнее налоговая включит ее в план выездных проверок.
Компании и предприниматели зачастую убеждены в том, что на комиссию вызывают только тех работодателей, сотрудники которых получают низкую зарплату. А если быть точнее, то зарплату ниже МРОТ. Однако это не так, или только от части правда. Обычно при отборе ориентируются на работодателей, выплачивающих зарплаты ниже средних размеров по региону. Таким образом, приглашение на комиссию по заработной плате могут получить организации, в которых:
Важно! Если налогоплательщика вызывают на зарплатную комиссию, то первое, что нужно будет подготовить и взять с собой – это копию штатного расписания. Этот документ показывают за все те годы, по которым ФНС запрашивает информацию. Также подготовить потребуется информацию о средней численности работников и их средней заработной платы.
Аргументами, обосновывающими низкий уровень зарплаты своих сотрудников, могут быть следующие:
Если проигнорировать приглашение налоговиков и не явится на зарплатную комиссию, либо не представить достаточно значимых аргументов, подтверждающих обоснованность низкий уровень зарплаты, то компания наверняка будет включена в план выездных проверок.
В последнее время налоговики все более охотнее приглашают компании на зарплатные комиссии. При этом компанию предупреждают о том, что если она не пересмотрит размер зарплаты своих сотрудников, то на зарплатную комиссию ее будут приглашать ежеквартально.
Комиссия по НДС грозит тем компаниям, которая имеет довольно высокий процент вычетов. Безопасная доля, обычно, составляет около 89%. Но данный размер может отличаться в зависимости от региона нахождения компании. Существуют и иные основания для того, чтобы налогоплательщика вызвали на комиссию по НДС. Среди них можно выделить следующие:
При подготовке к такой комиссии налогоплательщику следует знать в каких случаях он может подавать заявление о большом размере вычета по НДС. К ним относят:
Налоговикам на комиссии нужно будет доказать, что поставщик до заключения сделки был проверен на добросовестность и сама сделка действительно является реальной. Для этого потребуется подготовить выписку из ЕГРЮЛ, а также первичные документы по закупке и доставке товаров.
Важно! Если доказательства, подготовленные компанией, для инспекции окажутся неубедительными, то в возмещении налога могут просто отказать.
Читайте также статью ⇒ КАКУЮ НУЖНО СДАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ИП НА УСН В 2020 ГОДУ С РАБОТНИКАМИ И БЕЗ НИХ – УДОБНАЯ ТАБЛИЦА СО СРОКАМИ
С тех компаний, которые впервые стали неплательщиками налога, налоговики вправе запросить только письменные пояснения. Однако, если отказаться их предоставить, руководителя вызовут на комиссию для личной беседы. Таким образом, на комиссию по недоимке вызывают налогоплательщиков, игнорирующих требования налоговиков, а также являющихся постоянными неплательщиками.
Недоимку по налогам компания может объяснить тяжелым финансовым положением. Это, в свою очередь, можно обосновать долгами со стороны контрагентов. Инспекторов необходимо убедить, что данная ситуация в компании временна, а все долги по налогам в ближайшее время ей будут погашены. При игнорировании требований налоговиков и отказе дать пояснения на комиссии, компании грозит выставление инкассового поручения или взыскание за счет имущества. Соответственно, наиболее разумным для компании будет личная встреча с представителями ФНС и пояснение сроков погашения задолженности.
Важно! Производя расчет налоговой нагрузки, высчитывается в процентах соотношение налогов, которые компания перечисляет в бюджет, к ее выручке. На такую комиссию могут попасть даже те компании, которые впервые отклонились от средних по отрасли нормативных показателей
В этом случае от налогоплательщика на комиссии может потребоваться предоставить бизнес-план по увеличению размера выручки. Компании в данном случае нужно будет дать необходимые пояснения. Низкая прибыль может объясняться спецификой деятельности налогоплательщика, временными трудностями и т.д. Отклонение от нормы возникает при увеличении расходов компании, при падении объемов реализации, и др. Кроме того, убытки могут возникнуть по совершенно разным причинам, например, компания привлекла заемные средства или находится на стадии развития и т.д. При игнорировании приглашение ФНС на такую комиссию, компании может грозить выездная налоговая проверка.
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Метки: Вызов на комиссию в налоговую, зарплатная комиссия, налоговая комиссия
FILED UNDER : Статьи