admin / 29.02.2020

Участники государственных закупок

Участник закупки — любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования ко всем ее участникам (ч. 1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ):

  • соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, членство в СРО, страхование гражданской ответственности;
  • непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

  • отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
  • отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Электронные торги — это способ покупки и продажи имущества или услуг для нужд заказчиков: бюджетных учреждений, государственных или муниципальных органов, а также крупных федеральных компаний.

На электронных торгах можно сдать в аренду, продать или купить любую недвижимость и транспорт, а также получить заказ на ремонт и перевозку или выполнить иные работы для заказчиков. Товар, работа или услуга, которую собирается купить или продать заказчик, называется лотом, или объектом закупки.

Торги делятся на государственные закупки, коммерческие закупки, закупки у малого бизнеса, имущественные торги и предварительный отбор.

Электронные торги проводятся в интернете на специализированных сайтах, которые называются электронными торговыми площадками, или ЭТП.

Виды электронных торговых площадок

Электронные торговые площадки можно условно разделить по назначению.

Восемь крупных федеральных ЭТП используются для госзакупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

  1. ZakazRF.
  2. РТС-тендер.
  3. ЭТП Российского аукционного дома.
  4. Национальная электронная площадка.
  5. ТЭК-Торг.
  6. Сбербанк-АСТ.
  7. РТС-тендер.
  8. ЭТП Группа Газпромбанка.

Крупных коммерческих заказчиков можно найти на ЭТП для корпоративных закупок и закупок, осуществляемых по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». К этим площадкам, помимо вышеперечисленных восьми, относятся B2B-Center, «Фабрикант», группа электронных площадок OTC.RU, «Аукционный Конкурсный Дом» и другие.

Среди площадок, на которых продаётся имущество банкротов в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», — «Сбербанк-АСТ», «Фабрикант», Арбитат, uTender, ЭТП Центра реализации, «Центр дистанционных торгов», Российский аукционный дом и KARTOTEKA.RU. Продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежит недвижимое имущество, а также ценные бумаги, имущественные права, заложенное имущество, предметы, имеющие историческую или художественную ценность и прочее.

Торги оборонного заказа проводят на площадке АСТ ГОЗ (astgoz.ru). Эта площадка используется для закупок, сведения о которых не составляют государственную тайну, но и не подлежат публикации в открытом доступе. Закрытые закупки на АСТ ГОЗ проводятся в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Закупки малого объёма у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур с 1 марта 2019 года федеральные заказчики проводят через единый агрегатор торговли «Берёзка» (в соответствии с п.4, п.5, п.28 ч.1 ст.93 №44-ФЗ). Региональные и муниципальные заказчики применяют эту ЭТП на своё усмотрение — работа не ней не обязательна для этих категорий заказчиков. «Берёзку» также могут использовать заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ.

Преимущества электронных торгов

Проведение торгов на электронных торговых площадках позволяет снизить закупочные цены, сэкономить бюджетные деньги, сократить сроки проведения закупок и упростить закупочный процесс.

Использование конкурентных способов закупки и прямой доступ к заказам обеспечивают равные возможности для всех участников торгов, а электронная форма проведения процедур делает механизм закупок более прозрачным, что снижает риски для её участников.

Как участвовать в электронных торгах

В электронных торгах участвуют в основном те, кто ведет бизнес, — организации и индивидуальные предприниматели. Для участия необходимо соответствовать требованиям, которые указал заказчик. К участникам предъявляются требования двух категорий:

  • единые (предъявляются всегда и позволяют определить надёжность, финансовую устойчивость участника и правомерность исполнения им контракта);
  • дополнительные (эти требования устанавливает заказчик в зависимости от специфики объекта закупки или для исключения риска срыва закупки).

Условия закупки могут предусматривать участие исключительно определённых лиц, например только малых предприятий и ИП.

Однако бывают электронные торги, в которых могут принимать участие даже обычные граждане, если у них есть имущество, необходимое заказчику. К примеру, автомобиль или квартира.

Для участия в электронных торгах нужно получить электронную подпись, зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС) и пройти аккредитацию на электронной торговой площадке.

Электронная подпись — это электронный аналог обычной собственноручной подписи, она обладает равнозначной юридической силой и предназначена для подтверждения авторства и юридической значимости электронных документов. Также она необходима для аккредитации на ЭТП. Получить электронную подпись можно в аккредитованном удостоверяющем центре.

Как пройти аккредитацию на электронной торговой площадке

Коммерческие площадки вправе устанавливать собственные правила для участия в торгах, деятельность операторов ЭТП не урегулирована нормативными правовыми актами. Поэтому правила аккредитации необходимо уточнять в регламенте конкретной площадки. Вся информация о закупках доступна в интернете на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Участнику конкурентной закупки по 223-ФЗ необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором этой площадки.

Субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронных площадках в порядке, установленном № 44-ФЗ.

Категория: Статьи Опубликовано: 05.10.2017 14:31 Просмотров: 5751

  • Электронная почта

Законом 44-ФЗ предусмотрено несколько способов проведения государственных закупок. Некоторые пользуются большей популярностью и применяются в качестве основных, в то время как другие используются гораздо реже. Но все они имеют свои особенности, нюансы и ограничения в применении и это нужно учитывать, выбирая способ закупки. В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае.

Наиболее популярные способы закупок

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:* электронный аукцион;

  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.
Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Конкурс с ограниченным участием

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  • конкурс проводится для заключения:
  1. контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
  2. энергосервисного контракта;
  3. контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  • для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:
1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;
3. заключение контрактов:

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Запрос предложений

Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:* при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);

  • При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  • При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  • При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  • При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  • После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  • При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  • При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Галичевская Елена, эксперт Школы электронных торгов, 19 июня 2017

Не смотря на то, что реформа госзаказа продолжается уже более 8 лет, далеко не все знают о том, кто может участвовать в госзакупках.

Иными словами, многие руководители предприятий, а также индивидуальные предприниматели не знают о том, что они имеют право участвовать в госзаказе.

При этом, сфера электронных торгов в интересах государственных и муниципальных заказчиков огромна – около 1 500 000 электронных аукционов за 2015 год.

Так кто же может участвовать в госзакупках?

Ответ вы можете найти в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Глава 1., Статья 3. Пункт 4: «Участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, если организация или любой человек имеющие возможность исполнить совокупность действий, осуществляемых в установленном ФЗ-44 порядке направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, может участвовать в госзакупках.

Говоря простым языком, если есть возможность поставить продукцию или предоставить услуги в соответствии с условиями указанными государственным заказчиком в извещении о закупке, то независимо от формы собственности вашей организации (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.) вы имеете право подать заявку на участие в госзакупке.

Для участия в государственных закупках нужно.

Дополнительную информацию об электронных торгах и участии в них смотрите .

Для ИП и организаций планирующих участвовать в государственных закупках предоставляем БЕСПЛАНТУЮ вводную консультация по участию в госзакупках.

У вас есть свое дело, и вы слышали о госзакупках, но еще не участвовали в них. Почему бы и не попробовать? Разбираемся, что такое государственные закупки и как получить свой первый заказ.

Что такое госзакупки?

Госзакупки — это система, с помощью которой государственные компании ищут поставщиков товаров, работ и услуг. Причем закупки эти могут быть любого масштаба — от покупки канцелярских кнопок до постройки стадионов.

Зачем участвовать в госзакупках?

Госзакупки позволяют получить крупного и надежного заказчика, который точно заплатит. Это еще и возможность увеличить объем продаж и расширить географию торговли. Ходят слухи, что госконтракты получить удается только «своим», мол, «со стороны» не стоит и пытаться. Не верьте этому. Если вы производите качественный продукт или оказываете квалифицированную услугу, то есть все шансы получить госзаказ. И для этого не нужно тратить деньги на рекламу, но придется потратить время и силы, чтобы разобраться в деталях.

С чего начать?

Начните с самого главного — с изучения двух федеральных законов: № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

  • Закон № 44-ФЗ регулирует закупки компаний, которые полностью, на 100%, принадлежат государству. Условия контрактов здесь прописаны строго, существует жесткий регламент.
  • Закон № 223-ФЗ регулирует закупки компаний, которыми государство владеет как минимум на 50%. Этот закон мягче, он не регламентирует все этапы сделки и позволяет изменять уже заключенный договор, в отличие от закона № 44-ФЗ.

Какие бывают госзакупки?

Госзакупки делятся на открытые (вы можете подать заявку по своему желанию) и закрытые (участвовать могут только те поставщики, которых пригласил заказчик).

Открытые закупки бывают неконкурентные (договор заключается с определенным исполнителем) и конкурентные (участникам предстоит побороться за право поставлять свой товар или предоставлять услугу).

Неконкурентный способ — это так называемая закупка у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя. По закону такое возможно, например, если закупка разовая и сумма контракта не превышает 100 тыс. рублей. Если годовая выручка компании больше 5 млрд рублей, то сумма контракта 500 тыс. рублей. Также неконкурентный способ применяют, если услугу предоставляет лишь одна компания — допустим, заказчику нужно подключить воду, газ или отопление.

Конкурентные способы бывают четырех видов: запросы котировок, запросы предложений, конкурсы, аукционы. Например, в ходе конкурса заказчик выбирает поставщика по разным критериям, а аукцион выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену.

С 2019 года все открытые конкурентные госзакупки проводятся в электронной форме — через интернет. Если ваша услуга не эксклюзивна, то проще всего начать с электронного аукциона, в котором может принять участие любой предприниматель.

Где проходят электронные аукционы?

На электронных торговых площадках. Есть , где проводятся открытые госзакупки, в которых могут участвовать только малые и средние предприятия:

На сайтах этих площадок можно искать объявления о госзакупках и там же заключать договоры и контракты.

Где еще узнавать о госзакупках?

Есть несколько сайтов, на которых собрана информация о планах закупок сразу всех государственных компаний:

  • .
    Это единая информационная система, в которой есть все данные о заказах госкомпаний. Там можно посмотреть не только актуальные закупки, но и информацию о тех заказах, которые уже закрыты или только планируются.
    В объявлении о предстоящих торгах компания прописывает, в какое время и на какой площадке пройдет аукцион, обозначает условия договора или контракта и называет максимальную стоимость, которую она готова заплатить поставщику. С этой суммы в назначенное время начнется аукцион.

  • .
    Корпорация публикует планы закупок крупнейших заказчиков, участниками которых могут быть только малые и средние предприятия. Отдельно представлены планы закупок региональных компаний.
    Корпорация предоставляет предпринимателям и другие услуги. Она помогает представителям МСП запрашивать банковскую гарантию или кредит, чтобы внести залог для участия в аукционе.

  • .
    Портал аккумулирует информацию о закупках, которые планируют или уже объявили крупные заказчики — не только государственные, но и частные. Сориентироваться на этом портале проще, чем на Портале госзакупок. Бизнес-навигатор позволяет отслеживать планы закупок по номенклатуре продукции. Или подписаться на обновления и сразу узнавать о закупках, которые планируют проводить интересующие вас компании.
    Портал предлагает предпринимателям множество дополнительных сервисов — от составления бизнес-плана до подбора недвижимости.

Еще один источник информации о госзакупках — региональные многофункциональные центры (МФЦ). Через МФЦ доступны все услуги Корпорации МСП.

Можно использовать сразу несколько способов поиска. Например, настроить уведомления от Портала Бизнес-навигатора МСП, а детали аукциона смотреть на Портале госзакупок или на сайте конкретной площадки.

Я готов участвовать в аукционе. С чего начать?

1. Для начала купите электронно-цифровую подпись (ЭЦП), без нее участвовать в аукционах нельзя. Подписать электронную бумагу ЭЦП — все равно что заверить личной подписью обычный документ. ЭЦП продают специальные удостоверяющие центры.

2. Зарегистрируйтесь . Сначала как гражданин, если у вас еще нет такой регистрации.

Зайдите на портал под своим логином и паролем.

Затем, если вы индивидуальный предприниматель, вам нужно .

Если вы руководитель компании, . Для этого вам понадобится ЭЦП. Затем определите людей, которые будут представлять вашу компанию на госзакупках. Их личные учетные записи на Портале госуслуг нужно будет прикрепить к учетной записи вашей организации.

3. Зарегистрируйтесь .

Зайдите в . Для этого потребуется пароль и логин от входа на Портал госуслуг.

Заполните форму регистрации. Часть данных автоматически загрузится с Портала госуслуг. Приложите необходимые документы. Заверьте регистрацию ЭЦП.

Если от вашей компании в закупках будут участвовать несколько сотрудников, подтвердите их полномочия — также с помощью ЭЦП.

Регистрация на Портале госзакупок бесплатная и действует три года.

4. Аккредитуйтесь на электронных площадках.

На каждой из площадок нужно зарегистрироваться и аккредитоваться отдельно.

Часть данных о вас электронная площадка автоматически получит от Портала госзакупок. Остальные документы нужно будет предоставить самостоятельно. После того как вы загрузите все необходимые данные, в течение одного рабочего дня площадка вас аккредитует.

Аккредитация тоже бесплатная и выдается на три года.

Для входа на сайты электронных площадок вам (или уполномоченным сотрудникам вашей компании) также нужно будет вводить логин и пароль от Портала госуслуг.

5. Участвуйте в закупках.

Ищите подходящие закупки, изучайте условия каждой из них и подавайте заявки на участие в торгах.

Если вы правильно оформите заявку, выполните все условия и предложите самую выгодную цену, то сможете выиграть закупку и заключить контракт или договор.

Что нужно прикладывать к заявке?

Обычно к заявке необходимо приложить дополнительные документы — их список заказчик указывает в условиях закупки.

До даты аукциона организатору торгов нужно перечислить плату за участие в закупке и предоставить обеспечение заявки.

Плату за участие в закупке берет площадка. Это депозит, который спишут с вашего счета, если вы станете победителем аукциона. А если нет — вернут. Вы должны будете завести личный счет на торговой площадке и внести на него нужную сумму. Размер депозита невелик — до 6 тыс. рублей (в зависимости от суммы заказа).

Обеспечение заявки — это своего рода страховка для заказчика. Если поставщик, подрядчик или исполнитель нарушат условия контракта, не отработают аванс или не выплатят неустойку, этот залог перейдет заказчику.

Размер обеспечения устанавливает заказчик. Для заказов на сумму меньше 5 млн рублей он может быть и нулевым. Для остальных заказов — от 0,5 до 5% в зависимости от начальной цены контракта.

Вы можете сами выбрать вариант обеспечения — перечислить залог на специальный счет или получить банковскую гарантию на эту сумму.

Специальные счета открывают только в тех банках, которые . Актуальный список этих банков есть на сайтах уполномоченных торговых площадок.

Гарантию для госзакупок также можно получить только в аккредитованных банках. Если банк согласится оформить гарантию, он зарегистрирует ее в специальном реестре на Портале госзакупок. Вы получите уникальный номер гарантии, его нужно отправить площадке вместе с заявкой на участие в закупке.

Если вам не удастся победить в аукционе, залог вернут в течение пяти дней, а гарантию просто аннулируют.

Если же вы станете победителем и получите госзаказ, то по мере исполнения контракта вам будут постепенно возвращать залог. Условия, сроки и суммы возврата должны быть прописаны в договоре.

Заказчик будет сообщать об этапах исполнения контракта в единую информационную систему на Портале госзакупок. Эти данные увидят не только участники контракта, но и торговая площадка. Площадка передаст информацию в банк, который открыл специальный счет или выдал гарантию. Банк вернет часть залога. Если вы работаете с банковской гарантией, то по мере исполнения контракта заказчик будет постепенно отказываться от прав по ней.

Что еще стоит изучить, прежде чем участвовать в госзакупках?

Если вы решили побороться за заказы государственных компаний, вам пригодится эта информация:

  • законы № и № ;
  • на Портале госзакупок;
  • детальные инструкции для начинающих поставщиков — такие есть на всех площадках для торгов. Например, можно прочитать правила и посмотреть обучающие ролики;
  • полезная информация на — например, раздел, где собраны планы закупок государственных и крупных частных компаний;
  • возможности факторинга (важный инструмент для госзакупок).

Чтобы изучить все тонкости госзакупок, придется потратить время. Но итогом может стать крупный заказ надежной компании.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*