admin / 10.04.2020

Смыслов П.А.: несколько слов про отчеты раз в три месяца в Росфинмониторинг («квартальная» отчетность в Росфинмониторинг)

Нас постоянно спрашивают: что за отчеты нужно сдавать в Росфинмониторинг раз в три месяца, как их сдать, что будет, если отчеты не подавали? Мы решили обобщить Ваши типовые вопросы на эту тему и дать Вам наши небольшие пояснения

Нас постоянно спрашивают: что за отчеты нужно сдавать в Росфинмониторинг раз в три месяца, как их сдать, что будет, если отчеты не подавали?

При всей очевидности наличия еще с лета 2013 года обязанности сдавать эти отчеты у организаций-субъектов 115 Федерального закона, до сих пор многие ломбарды, микрофинсовые организации, ювелиры, КПК, агентства недвижимости, лизинговые, факторинговые и страховые компании и многие другие впервые слышат об этой отчетности.

Ситуация осложнялась еще и тем, что некоторые некомпетентные «консультанты по ПОД/ФТ» не могли дать слушателям внятных ответов на их вопросы.

Какой нормой закона регламентирована сдача отчетности на реже одного раза в три месяца в Росфинмониторинг?

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 115 ФЗ от 07.08.2001 г. предусмотрена обязанность организаций «не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 №218-ФЗ).

Длительное время никаких форм «отчетности в Росфинмониторинг раз в три месяца» не было, как нужно было сдавать отчеты на протяжении этих лет?

Отчет предоставлялся в свободной форме в виде обычного письма в Росфинмониторинг. По прошествии почти двух лет с момента введения обязанности по сдаче указанной отчетности Росфинмониторинг разъяснил, как временно предоставлять такую отчетность (Информационное письмо № 45 от 10 июня 2015 г.). Информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества до начала применения соответствующих форматов ФЭС 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ необходимо представлять в электронном виде на машинном носителе информации с сопроводительным письмом, подписанном руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, и скрепленном печатью организации, индивидуального предпринимателя (при наличии), заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочным непосредственно в Росфинмониторинг. При этом представляемая в свободной форме информация должна содержать следующие сведения: идентификационные данные субъекта, представляющего информацию, дата проведения проверки, период, за который проведена проверка; количество проверенных клиентов (физических и юридических лиц), количество лиц, в отношении которых такие меры применены (при наличии таких лиц – идентификационные данные таких лиц, а также сведения о размере и структуре замороженных (заблокированных) активов); количество лиц, в отношении которых меры по замораживанию блокированию должны были применяться, но не применялись (при наличии таких лиц – их идентификационные данные, а также сведения о причинах неприменения таких мер).

Именно в таком виде и должны были предоставлять этот отчет организации до появлении форм ФЭС.

Когда появятся ФЭС для сдачи «квартальной» отчетности в Росфинмониторинг?

Ломбарды, МФО, КПК, страховые организации и брокеры, иные некредитные финансовые организации (НФО) уже вовсю сдают эти отчеты, начиная с июня 2015 года согласно Указаниям Банка России №3484 от 15.12.2014 года в электронном виде через вкладку 3484-У Личного кабинета. К настоящему времени каждая НФО должна была хотя бы один раз отправить в Росфинмониторинг сведения по новым формам ФЭС. Ведь согласно требованиям пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. указанная проверка должна проводиться НФО не реже одного раза в три месяца. В соответствии с п. 6 Указания Банка России № 3484-У информация о результатах указанной проверки направляется в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей смогут отправлять «квартальную» отчетность путем заполнения формализованных электронных сообщений (ФЭС 3-ФМ) начиная с 22 ноября 2015 года через вкладку 110 в личном кабинете на портале Росфинмониторинга, или через АРМ «Организация-М».

26.10.2015 г. Росфинмониторинг выпустил информационное письмо №49, в котором указал, что «форматы ФЭС 3-ФМ подлежат применению начиная с 22 ноября 2015 года». Финмониторинг в этом письме обратил внимание на порядок сдачи такой отчетности: «организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в Росфинмониторинг вышеуказанную информацию обо всех проверках за период с 30 июня 2013 года до 10 июня 2015 года, а индивидуальные предприниматели – с 31 июля 2013 года до 10 июня 2015 года не позднее даты представления информации о результатах очередной проверки, проведенной после 22 ноября 2015 года, в порядке, предусмотренном пунктом 7.6 Инструкции, утвержденной приказом Росфинмониторинга №110. В вышеобозначенный срок также рекомендуется направить информацию о результатах проверок, проведенных за период с 11 июня 2015 года по 21 ноября 2015 года».

Мы не разу не подавали «квартальные» отчеты в Росфинмониторинг. Что нам за это будет?

Центральный Банк, учитывая наличие форм для подопечных ему некредитных финансовых организаций, вовсю рассылает организациям, не сдающим отчетность, «письма счастья», предупреждая организации о том, что отчеты нужно сдать.

Нам представляется, что если ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей проигнорируют требования о сдаче отчетности, аналогичные «письма счастья» они получат от Росфинмониторинга или ГИПН (в зависимости от того кто у кого надзорный орган).

Ответственность за нарушения в сфере ПОД/ФТ предусмотрена статьей 15.27 КоАП. По отдельным составам правонарушений, предусмотренных этой статьей, определены штрафы до одного миллиона рублей (!!!)

У меня есть ломбард (или ювелирный магазин, агентство недвижимости и т.п. – неважно что), деятельность я не веду, клиентов нет. Надо ли сдавать «нулевой» отчет раз в три месяца в Росфинмониторинг?

Отчет нужно сдавать в любом случае, даже если клиентов не было, укажите нулевые сведения.

Нужна ли электронная цифровая подпись для сдачи отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества? Иных отчетов в Росфинмониторинг я не сдаю ввиду отсутствия сделок.

Электронная цифровая подпись обязательно нужна для сдачи указанного отчета. Без нее отправка любой формы отчетности в Росфинмониторинг не возможна. Наш технический специалист готов Вам помочь ее получить.

Я провел проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и составил необходимый отчет. В какие сроки его необходимо направить?

Обратите внимание, что сроки у различных организаций отличаются.

Если Вы – ломбард, МФО, КПК, страховая организация или брокер иная некредитная финансовая организация, сдающая отчётность в Росфинмониторинг согласно Указаниям Банка России №3484 от 15.12.2014, то информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Если Вы – ювелир, агентство недвижимости, лизинговая или факторинговая компании, оператор по приему платежей, сдающие отчетность в Росфинмониторинг согласно Постановлению Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется Вами в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки?

Я не понимаю, как этот «квартальный» отчет заполнить. Есть ли образец заполнения?

Отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества – простейший. В нем указываются только данные Вашей организации или ИП, предоставляющей информацию, а также информационная часть, состоящая из несложных подразделов. Как правило, сложностей с его заполнением ни у кого нет. Мы настоятельно рекомендуем пользоваться нормативными актами при заполнении отчета – это залог того, что отчет будет заполнен верно.

Но если Вы все же сомневаетесь в своих силах – приходите на учебу в наш Межрегиональный учебный и консультационно-правой центр финансового мониторинга (с участием лектора Смыслова Павла Александровича) – мы Вас научим заполнению этого отчета. Такое же обучение Смыслов П.А. проводит и в некоторых иных учебных центрах, являющихся нашими коллегами и дружественными нам организациями (внимательно следите за лекторским составом, указанным в программах обучения). Мы открыты для различных учебных центров, расширяем свою деятельность и постоянно приглашаем к сотрудничеству все новые и новые учебные центры.

Смыслов Павел Александрович, юрист, канд.истор.наук, эксперт по ПОД/ФТ и финансовому мониторингу (www.smyslovy.ru)

До конца четвертого квартала 2018 года остается две недели. Организациям и индивидуальным предпринимателям, перечисленным в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон 115) следует подготовиться к сдаче последнего в этом году электронного сообщения о результатах проверки среди своих клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона 115 вышеуказанные субъекты обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Федеральную службу по финансовому мониторингу через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга.

За неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 300000 до 500000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ).

Важно отметить, что в четвертом квартале 2018 года, организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Закона 115, обязаны провести указанную проверку по трем перечням:

  1. перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  2. решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  3. перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Это объясняется тем, что 7 ноября 2018 года в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу был опубликован новый санкционный список под названием «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения».

Для направления сообщения в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимо, чтобы срок действия электронной подписи и лицензионного ключа КРИПТО ПРО CSP был актуальным. В связи с прекращением компанией Microsoft технической поддержки и выпуска обновлений безопасности устаревших версий Internet Explorer, для защиты информации конфиденциального характера при взаимодействии пользователей Личных кабинетов с официальным сайтом Росфинмониторинга, а также получения доступа к новым функциям Личных кабинетов, разрабатываемых с использованием современных технологий, необходимо, чтобы браузер Internet Explorer на персональном компьютере был установлен не ниже версии 11, которая официально поддерживается разработчиком.

После того, как мы рассмотрели общие правовые и технические вопросы подготовки рассматриваемого формализованного электронного сообщения следует ответить на вопрос в какие сроки следует направить данный отчет в Росфинмониторинг.

Форма и сроки подготовки сообщения некредитными финансовыми организациями

Финансовые организации, поднадзорные Банку России обязаны руководствоваться Указанием Банка России от 15 декабря 2014 г. N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Указание 3484-У). Согласно пункту 5 Указания 3484-У информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества должна быть направлена в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

К некредитным финансовым организациям относятся: профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования и ломбарды.

Форма ФЭС, о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества применяется 3484-У 04.

Форма и сроки подготовки сообщения организациями и индивидуальными предпринимателями не поднадзорными Банку России

К указанным лицам относятся лизинговые компании, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторы по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, операторы связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, операторы связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Перечисленные лица при составлении сообщения о результатах проверки по перечням обязаны руководствоваться приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и постановлением Правительства РФ от 19 марта 2014 г. №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

Так, информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества представляется в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки (пп. г п. 4 Положения №209). В отличие от финансовых организаций, срок направления сообщения на два рабочих дня большое. В этом случае применяется форма ФЭС 3-ФМ 04.

В отличие от Банка России Росфинмониторинг опубликовал разъяснения о порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций) в информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 13 мая 2016 г. №52. В своем письме Росфинмониторинг отвечает на следующие вопросы, которые остаются актуальными и в 2018 году:

1. В отношении кого должна проводиться проверка в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ?

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон N 115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

2. Необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация (ИП) не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

При этом организация (ИП) устанавливает периодичность направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ в правилах внутреннего контроля (далее — ПВК) самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца. Вместе с тем, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ Росфинмониторинг рекомендует выстроить направление отчета 1 раз в квартал.

Пример.

Организация начала осуществлять деятельность с 01.05.2015. Первую проверку целесообразно провести за период с 01.05.2015 по 30.06.2015. Следующий проверочный период будет с 01.07.2015 по 30.09.2015 и т.д.

При этом, учитывая еженедельное обновление Перечня, у организаций (ИП) существует обязанность на постоянной основе осуществлять работу с указанным Перечнем в целях своевременного исполнения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

3. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?

В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки.

При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.

4. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в случае, если в проверяемом периоде организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность не осуществлялась?

По мнению Росфинмониторинга, пока организация (ИП) является действующей(им) (не ликвидированы в установленном законодательством порядке), субъект обязан исполнять все требования Федерального закона N 115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), в том числе в части представления информации о результатах проверки.

В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном правилами внутреннего контроля организации (ИП). При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение «0».

5. Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ?

При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты — организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: kharisov.i@law115.ru

  • О Росфинмониторинге
  • Меры по противодействию распространению коронавирусной инфекции COVID-19
  • Деятельность
    • Надзорная деятельность
    • Антимонопольный комплаенс
    • Взаимодействие и координация
    • Международное сотрудничество
    • Государственные закупки
    • Информационные системы
    • Учетная политика
    • Административные регламенты
    • Показатели деятельности и отчеты об их исполнении
    • Информация о проверках
    • Федеральные государственные (целевые) программы и их исполнение
    • Годовые отчеты
    • Национальная оценка рисков
    • Секторальная оценка рисков
    • Государственные услуги
    • Сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов Росфинмониторинга
    • Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) Росфинмониторинга, его территориальных органов и их должностных лиц
    • Совет Комплаенс
  • Гражданам
  • Организациям
  • Государственная служба
  • Контакты
  • Пресс-служба
  • Документы
  • Открытые данные
  • Противодействие коррупции
  • Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
  • ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБ ИХ ПРИЧАСТНОСТИ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ
  • Четвёртый раунд взаимных оценок ФАТФ

Дата публикации: 13.05.2016

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

«О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ НАЛИЧИЯ СРЕДИ СВОИХ КЛИЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНЫ ЛИБО ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ МЕРЫ ПО ЗАМОРАЖИВАНИЮ (БЛОКИРОВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)»

№ 52 от 13 мая 2016 г.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели (далее – организации (ИП)) обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее – проверка), и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 19.03.2014 № 209.

Информация, указанная в пункте 3 Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.

В соответствии с главой VII Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторингом от 22.04.2015 г. № 110, сведения о результатах такой проверки представляются в уполномоченный орган в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.

  1. В отношении кого должна проводиться проверка в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон № 115-ФЗ определяет клиента как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

При этом проверке подлежат клиенты, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

  1. Необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организация (ИП)не реже чем один раз в три месяца обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

При этом организация (ИП) устанавливает периодичность направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ в правилах внутреннего контроля (далее – ПВК) самостоятельно, но не реже, чем 1 раз в 3 месяца.

Вместе с тем, в целях оптимизации направления сведений о результатах проверки по форме ФЭС 3-ФМ рекомендуем выстроить направление отчета 1 раз в квартал.

Например.

Организация начала осуществлять деятельность с 01.05.2015. Первую проверку целесообразно провести за период с 01.05.2015 по 30.06.2015. Следующий проверочный период будет с 01.07.2015 по 30.09.2015 и т.д.

При этом, учитывая еженедельное обновление Перечня, у организаций (ИП) существует обязанность на постоянной основе осуществлять работу с указанным Перечнем в целях своевременного исполнения обязанностей, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

  1. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?

В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны информировать уполномоченный орган о результатах проверки.

При этом указанная информация представляется независимо от выявления или невыявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, но не применялись.

  1. Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в случае, если в проверяемом периоде организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность не осуществлялась?

По нашему мнению, пока организация (ИП) является действующей(им) (не ликвидированы в установленном законодательством порядке), субъект обязан исполнять все требования Федерального закона № 115-ФЗ. При этом неосуществление деятельности не является основанием для неисполнения требований законодательства в сфере противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ), в том числе в части представления информации о результатах проверки.

В этой связи, в случае временного неосуществления деятельности, проверка проводится в порядке, определенном ПВК организации (ИП). При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение «0».

  1. Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

При формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки).

При этом обращаем внимание, что в соответствии с 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация физических лиц проводится, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Закончился очередной квартал календарного года. Организациям и индивидуальным предпринимателям, перечисленным в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г.* необходимо составить отчет в Росфинмониторинг о результатах проверки своих клиентов по Перечню (ФЭС 3ФМ 04).

*лизинговые компании; ювелиры, а именно организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; риэлторы, а именно организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинговые компании); операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи; операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации федеральной почтовой связи.

Указанный отчет 3 фм направляется в электронном виде через Личный кабинет Федеральной службы по финансовому мониторинг не реже одного раза в три месяца. Напомним, что рассматриваемые отчеты должны направляться субъектами Федерального закона №115-ФЗ с третьего квартала 2013 года, так как указанная обязанность была введена в 2013 году. В частности юридические лица должны направлять указанные отчеты с 30 июня 2013 г., а индивидуальные предприниматели – с 31 июля 2013 года.

Отчеты по форме 3фм называют «квартальными», так как они должны направляться не реже одного раза в три месяца. Многие субъекты Федерального закона №115-ФЗ, чтобы не забывать об этой отчетности, составляют график проведения проверок своих клиентов по Перечню террористов и экстремистов строго по кварталам, чтобы направлять ее вместе с отчетами в ПФР, ФСС и налоговые органы.

ФЭС 3 фм нужно направлять и в том случае если организация или предприниматель не вели деятельность в отчетном периоде, то есть у нее отсутствовали заключенные договоры с клиентами. В этом случае Вы будете направлять «нулевые» отчеты.

Если же Вы ведете деятельность, тогда в ФЭС 3 ФМ Вам нужно указать количество клиентов на дату проверки отдельно юридических и физических лиц.

Для составления отчета нужно выбрать форму «Сообщение о результатах проверки по Перечню» ФЭС 110 3-ФМ 04 в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение».

Далее откроется окно для заполнения, которое будет состоять из нескольких разделов. Первый раздел, который нужно будет заполнить называется «Организация (лицо), направившая (направившее) электронное сообщение».

После этого, Вы переходите к заполнению второго блока – «Сведения об уполномоченном лице». В этом разделе Вы указываете контактные данные Вашего специального должностного лица ответственного за реализацию Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ: ФИО, должность, телефон и адрес электронной почты.

Следующий раздел «Информация об организации (ИП, филиале, ФЛ), представляющей (представляющем) сведения.

В данном блоке важно обратить внимание на строку «Код вида организации (ИП, филиала, лица установленной категории), представляющей (представляющего) сведения». Узнать свой код Вы можете из приложения №3 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утв. приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110.

Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся субъектами Федерального закона

Код

Наименование

Лизинговые компании

Организации федеральной почтовой связи

Ломбарды

Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий

Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме

Организации, оказывающие посредническую деятельность при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

Операторы по приему платежей

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента

Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи

Операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами

Далее Вы переходите к заполнению блока «Адрес (место нахождения) юридического лица, внесенный в ЕГРЮЛ, адрес места жительства ИП и лица установленной категории».

В строке «Населенный пункт» указывается населенный пункт (город, поселок городского типа, сельский населенный пункт и тому подобное). Показатель заполняется в текстовом виде, начинается со смысловой части, а затем записывается сокращенное наименование типа показателя (при этом регистр значения не имеет) например: — город Москва записывается как МОСКВА Г; — поселок Захарка записывается ЗАХАРКА П. Допустимые сокращения типов показателей: Город: г; Микрорайон: мкр; Поселок: п; Промышленная зона: промзона; Село: с; Станция: ст.

В строке «Улица (проспект, переулок, квартал) указывается наименование улицы (проспекта, переулка, квартала и того подобного). Показатель заполняется в текстовом виде, начинается со смысловой части, а затем записывается сокращенное наименование типа показателя (при этом регистр значения не имеет), например: — улица Строителей записывается как СТРОИТЕЛЕЙ УЛ; — бульвар Мира записывается как МИРА Б-Р.

Обратите внимание, что вышерассмотренные блоки должны будут частично заполнится у Вас автоматически при условии, что Вы правильно заполните «Профиль».

После этого Вы переходите к заключительному блоку «Сведения о результатах проверки». Рассмотрим его заполнение на конкретном примере. Например, отчетный период: 01.01.2017 – 31.03.2017. Дата проведения проверки: 31 марта 2017 г. На дату проверки Вам нужно посчитать количество клиентов и указать их в отчете 1 квартал 2017. После проведения проверки отчет нужно направить в Росфинмониторинг не позднее 5 рабочих дней с даты проведения проверки.

После полного заполнения отчета Вам будет необходимо проверить его, чтобы отчет прошел формально-логический контроль и сохранить его к себе на компьютер в формате xml. После этого Вы загружаете отчет обратно в Личный кабинет, подписываете его электронной подписью и отправляете в Росфинмониторинг.

Если Вы столкнулись с трудностями заполнения отчета о результатах проверки клиентов по Перечню, Вы можете обратится к нашим специалистам, которые окажут Вам консультационную помощь в его составлении.

Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*