admin / 20.05.2020

Штрафы: проводки в бухучете

Нормативное регулирование

БУ

Штраф ГИБДД учитывается в целях бухгалтерского учета в прочих расходах (п. 12 ПБУ 10/99) и отражается на счете 91.02 (План счетов 1С).

НУ

Штрафы за нарушение ПДД нельзя учесть в налоговых расходах как экономически не обоснованные (ст. 252 НК РФ). Кроме того, они прямо поименованы в расходах, не учитываемых в целях налогообложения (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Сумма возмещения ущерба в случае удержания ее с виновного лица включается в доходы в целях налога на прибыль (УСН) на дату признания должником либо дату вступления в силу решения суда (п. 3 ст. 250 НК РФ, п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Трудовое законодательство

В расчетах с работником возможны два варианта:

  • удержать сумму штрафа (ст. 238 ТК РФ),
  • не удерживать сумму штрафа (ст. 240 ТК РФ).

Взыскание ущерба с виновного лица производится по распоряжению работодателя, которое он должен издать не позднее месяца со дня установления размера ущерба (ст. 248 ТК РФ).

Взыскать долг можно только в судебном порядке, если:

  • месячный срок истек;
  • работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб;
  • сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок;
  • работник обязался возместить ущерб добровольно, но до полного погашения долга уволился и отказался выплачивать долг.

С работника необходимо взять письменное согласие возместить сумму штрафа организации.

НДФЛ и страховые взносы

Организация может принять решение простить работнику ущерб, в этом случае возникает вопрос о необходимости обложения НДФЛ суммы ущерба.

Существует два противоположных мнения контролирующих ведомств относительно удержания НДФЛ с работника в случае прощения организацией нанесенного ей ущерба:

Если вы примете решение удержать налог, то для целей учета НДФЛ:

  • дата получения дохода — день прощения ущерба (дата распоряжения, приказа о прощении) (пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ);
  • дата удержания НДФЛ — дата первой по времени денежной выплаты в пользу работника (п. 4 ст. 226 НК РФ);
  • срок перечисления НДФЛ — день, следующий за днем выплаты работнику (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Страховыми взносами прощенный штраф не облагается, так как никаких выплат в пользу работника не производилось (ст. 420 НК РФ).

Учет в 1С

Начисление штрафа

Начисление штрафа ГИБДД отразите документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет — Операции, введенные вручную на дату вступления в силу Постановления об административном правонарушении.

Укажите:

  • Дебет — 91.02 «Прочие расходы»:
    • Субконто 1 — статья прочих доходов и расходов, Вид статьи — Прочие внереализационные доходы (расходы), флажок Принимается к налоговому учету не установлен.
  • Кредит — 76.02 «Расчеты по претензиям»:
    • Субконто 1 — государственный орган, начисливший штраф: выбирается из справочника Контрагенты;
    • Субконто 2 — Постановление о назначении штрафа, Вид договора —Прочее;
  • Сумма — сумма штрафа.

Уплата штрафа в ГИБДД

Уплату штрафа отразите документом Списание с расчетного счета вид операции Прочие расчеты с контрагентами в разделе Банк и Касса – Банк – Банковские выписки – кнопка Списание.

Укажите:

  • Дата — дата уплаты штрафа, согласно выписке банка;
  • По документу № от — номер и дата платежного поручения;
  • Получатель — государственный орган, начисливший штраф;
  • Договор — Постановление о назначении штрафа;
  • Статья расходов — Прочие расходы;
    • Вид движения — Прочие платежи по текущим операциям.

Получено согласие работника на возмещение ущерба

Если получено согласие работника на возмещение ущерба организации, то задолженность работника отразите документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет — Операции, введенные вручную.

В документе укажите:

  • от — дата письменного признания виновным лицом ущерба.

Отнесение суммы ущерба на виновного работника:

  • Дебет — 73.02 «Расчеты по возмещению материального ущерба»:
    • Субконто — указывается виновный работник из справочника Физические лица, с которого подлежит взысканию сумма ущерба;
  • Кредит — 91.01 «Прочие доходы»:
    • Субконто — статья прочих расходов и доходов, Вид статьи — Возмещение убытков к получению (уплате), флажок Принимается к налоговому учету установлен.
  • Сумма — сумма штрафа.

Сумма штрафа может быть:

  • внесена работником в кассу;
  • удержана работодателем из зарплаты.

Подробнее на примере Удержания из зарплаты ущерба за недостачу

Внесение работником суммы штрафа в кассу предприятия

Оформите документ Поступление наличных вид операции Прочий приход в разделе Банк и касса – Касса — Кассовые документы – кнопка Поступление.

Укажите:

  • Статья доходов — Получение штрафов, пеней, неустоек за неисполнение договоров:
    • Вид движения — Прочие поступления по текущим операциям.

Удержание НДФЛ в случае отказа от возмещения штрафа

Для исчисления НДФЛ с прощенной суммы ущерба создайте новый вид начисления Прощенный ущерб. Настройка нового вида начисления осуществляется в разделе Зарплата и кадры — Справочники и настройки — Настройки зарплаты — раздел Расчет зарплаты — ссылка Начисления — кнопка Создать.

Установите:

  • В разделе НДФЛ:
    • переключатель — облагается;
    • код дохода — 4800 «Иные доходы»;
    • флажок Доход в натуральной форме установлен: это требуется для того, чтобы в документе Начисление зарплаты был исчислен НДФЛ, но начисление самого дохода не происходило.
  • В разделе Страховые взносы:
    • Вид дохода — Доходы, целиком не облагаемые страховыми взносами, кроме пособий за счет ФСС и денежного довольствия военнослужащих.
  • В разделе Налог на прибыль, вид расхода по ст. ­255 НК РФ:
    • переключатель — не включается в расходы по оплате труда.
  • Флажок Входит в состав базовых начислений для расчета начислений «Районный коэффициент» и «Северная надбавка» — не устанавливаете.

Исчисление НДФЛ с прощенного ущерба оформите документом Начисление зарплаты в разделе Зарплата и кадры — Зарплата — Все начисления – кнопка Создать – Начисление зарплаты.

По кнопке Добавить в форме Начисления укажите созданный вид начисления:

  • Дата выплаты — дата уплаты штрафа Организацией;
  • Сумма — сумма прощенного штрафа.

Проводки по документу

Документ формирует проводки:

  • Дт 26 Кт 70 — начисление зарплаты;
  • Дт 70 Кт 68.01 — удержание НДФЛ с зарплаты и натурального дохода;
  • Дт 26 Кт 69.01 — начисление страховых взносов на социальное страхование в ФСС с зарплаты;
  • Дт 26 Кт 69.03.1 — начисление страховых взносов в ФФОМС с зарплаты;
  • Дт 26 Кт 69.02.7 — начисление страховых взносов на пенсионное страхование в ПФР с зарплаты.

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Пеня и штраф – виды денежных выплат, которые обязано произвести лицо, нарушившее требования законодательства. Штраф представляет собой, как правило, фиксированную или заранее определенную сумму, исчисляемую в процентах от некоей известной величины (например, суммы долга), а пени обычно зависят от длительности существования нарушенного обязательства и рассчитываются в процентах за каждый день. Об учете пени по налогам в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, а также учете штрафов расскажем в нашей консультации.

Налоговые пени в налоговом учете

Независимо от того, пени это или штраф за нарушение налогового законодательства, порядок их бухгалтерского и налогового учета единый. Такие санкции отражаются в составе прибылей и убытков организации по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

В целях расчета налога на прибыль такие пени и штраф в расходах не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ). Их не надо путать с санкциями по хозяйственным договорам. Если, к примеру, вашим договором с поставщиком предусмотрены пени за просрочку оплаты, то в случае признания своей вины покупатель сможет учесть пени по договорам в налоговом учете в составе расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно, поставщик отразит их в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). И, кстати, учитываться такие доходы и расходы будут уже не на счете 99, а на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99, Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Подход к отражению штрафов в бухгалтерском и налоговом учете аналогичный: штраф за нарушение налогового законодательства отражаются по дебету счета 99 и в прибыли не учитывается, а по договорам с контрагентами – на счете 91 и принимается в расчет налога на прибыль.

Штрафы ГИБДД: бухгалтерский и налоговый учет

Учитывая, что штрафы ГИБДД не относятся к плате за нарушение налогового законодательства, вполне обоснованно отражать их на счете 91, а не 99:

Дебет счета 91 – Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Но, несмотря на то, что порядок бухгалтерского учета таких штрафов схож с учетом штрафов за нарушение хозяйственных договоров, уменьшить на них налогооблагаемую прибыль не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Учет пеней и штрафов по налогам

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Пеня и штраф – виды денежных выплат, которые обязано произвести лицо, нарушившее требования законодательства. Штраф представляет собой, как правило, фиксированную или заранее определенную сумму, исчисляемую в процентах от некоей известной величины (например, суммы долга), а пени обычно зависят от длительности существования нарушенного обязательства и рассчитываются в процентах за каждый день. Об учете пени по налогам в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, а также учете штрафов расскажем в нашей консультации.

Счета и проводки по штрафам ГИБДД, финансовую помощь школе

Вопрос-ответ по теме

На какой счет относить штрафы ГИБДД, финансовую помощь школе, детсаду на УСН, объект налогообл. «Доходы» И еще,обязательно ли вести налоговый учет, если у нас объект но «Доходы» ?

Штрафы в ГИБДД более правильно отражать на 99 счете, финансовую помощь на 91. Налоговый учет вести обязательно, так как налоговый учет – это не только учет расходов, но и учет доходов, которые образуют налоговую базу для исчисления единого налога.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» для коммерческих организаций

1. Рекомендация: Как выплатить и отразить в бухучете и при налогообложении санкции, предъявленные организации

Штрафы, пени и другие санкции, которые перечисляются в бюджет (государственные внебюджетные фонды) и которые взимаются по решению контролирующих ведомств (например, Роспотребнадзором, таможенной или антимонопольной службами), отразите проводкой:

Дебет 99 Кредит 76-2
– признана сумма административного штрафа, предъявленного по решению контролирующего ведомства.*

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Статья: Спонсорство и благотворительность – отличия в учете

Бухучет

Расходы, связанные с благотворительной деятельностью, являются прочими и учитываются на счете 91. Об этом сказано в пункте 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.*

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 3, ФЕВРАЛЬ 2008

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Штрафы: проводки в бухучете

Штраф — это денежное взыскание с организации за нарушение правил, установленных действующим законодательством или договорами, заключенными организацией со своими поставщиками и покупателями.

Соблюдение действующего законодательства проверяется контролирующими органами, которые уполномочены наложить штрафные санкции в случае выявленных нарушений.

С наибольшей частотой осуществляет свою контрольную функцию налоговая инспекция, которая налагает санкции за различные нарушения налогового законодательства, в том числе:

  • за несвоевременно сданную отчетность;
  • за ошибки в отчетности;
  • за прием наличности без кассового аппарата;
  • за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и другие.

При наличии в собственности организации автотранспортных средств ей предстоит периодически оплачивать штрафы ГИБДД за нарушение правил дорожного движения.

Среди других контрольных органов, которые могут наложить санкции при проверке, можно назвать:

  • Роспотребнадзор;
  • Пожарная инспекция (МЧС);
  • Санитарная инспекция;
  • Ростехнадзор;
  • Трудовая инспекция;
  • Федеральная миграционная служба и другие.

Когда организация уплачивает штрафы, проводки в бухучете зависят от того, за что наложены взыскания: за нарушение налогового законодательства или по иным причинам.

Начисление штрафа: проводки

При нарушении налогового законодательства начисленные суммы взысканий относят на счет учета прибылей и убытков. В соответствии с Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, к счету 99 «Прибыли и убытки» открывается субсчет 99.09 «Прочие прибыли и убытки». На этом субсчете учитываются штрафы, начисленные за нарушение налогового законодательства в корреспонденции со счетом учета соответствующего налога. В общем виде проводка по начислению штрафных санкций за нарушение законодательства выглядит так: Дт 99.09 Кт 68 (69).

Примеры проводок за нарушение налогового законодательства:

  • Дт 99.09 Кт 68.01 — за неуплату НДФЛ;
  • Дт 99.09 Кт 68.02 — за нарушение порядка сдачи отчетности в электронном виде;
  • Дт 99.09 Кт 69.01 — за непредоставление отчетности.

Для начисления всех прочих взысканий, включая штрафы ГИБДД и неустойки по хозяйственным договорам, следует использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Расходы организации по уплате штрафных санкций отражаются по дебету счета 91.02 в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Доходы организации по получению причитающихся штрафов по хозяйственным договорам отражаются по кредиту счета 91.1 в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99, Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

В зависимости от вида правонарушений размер административного штрафа может достигать 60 млн рублей.

Организация заплатила штраф за нарушение ПДД: отражение в учете и для целей налога на прибыль

Организация уплатила административный штраф за нарушение Правил дорожного движения (автомобиль, на котором было допущено нарушение, является собственностью организации). Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете уплаченный штраф? Можно ли включать такой штраф в налоговую базу по налогу на прибыль?

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации организация уплатила административный штраф.

В силу п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде штрафов, перечисляемых в бюджет.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Поскольку расходы на уплату административных штрафов не преследуют целью изготовление и (или) продажу продукции, приобретение и продажу товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, считаем, что для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

Отметим, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат запрета на отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административных штрафов.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Учитывая изложенное, полагаем, что операции, связанные с начислением и уплатой организацией административного штрафа, отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76, субсчет «Расчеты по административным штрафам»

— начислен административный штраф;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по административным штрафам» Кредит 51

— административный штраф перечислен в бюджет.

Учитывая, что данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (п.п. 3, 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02)), что приведет к необходимости отражения на счетах постоянного налогового обязательства в величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет штрафов за нарушение Правил дорожного движения

В силу п. 2 ст. 160.1 БК РФ администраторы доходов осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также представляют информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП) в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 № 210‑ФЗ.

Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах утвержден Приказом Федерального казначейства от 30.11.2012 № 19н (далее – Порядок). Данный порядок предусматривает, что главные администраторы (администраторы) доходов формируют запросы или извещения в соответствии с форматами взаимодействия и направляют их оператору ГИС ГМП. Так, для уточнения информации, указанной в ранее направленном извещении о начислении, главные администраторы (администраторы) направляют оператору ГИС ГМП извещение об уточнении начисления.

При этом согласно пп. «д» и «ж» п. 1 Правил № 995 главные администраторы доходов принимают правовые акты о наделении своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Правовые акты об администрировании должны содержать положения об определении порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов или указание на нормативные правовые акты РФ, регулирующие данные вопросы (пп. «в» п. 2 Правил № 995).

Таким образом, по мнению Минфина, администраторы доходов бюджетов должны осуществлять уточнение (уменьшение) начислений сумм административных штрафов в соответствии с Порядком и утвержденными главными администраторами доходов бюджетов правовыми актами об администрировании доходов, содержащими порядок корректировки начислений сумм административных штрафов, согласно п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ (см. Письмо Минфина РФ от 18.04.2016 № 02‑07‑10/22401).

Однако, если доходы, полученные учреждением от осуществления финансово-хозяйственной деятельности, реализации возложенных на него полномочий, уменьшаются в результате исполнения норм действующего законодательства, возникают выпадающие доходы. Порядок отражения таких операций изложен в п. 120 Инструкции № 162н (в редакции Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н).

В силу положений данного пункта уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается проводкой:

Рассмотрим пример по отражению операций с выпадающими доходами.

В бюджетном учете главного администратора будут сделаны следующие записи:

Виды существующих штрафных санкций

Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:

  1. Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
  2. Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.

Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.

Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.

Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.

То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:

  • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
  • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).

Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов

Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:

  • решения по результатам проведенной проверки;
  • требования об уплате налогов (взносов).

Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.

По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.

Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

  • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
  • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.

Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.

Итоги

Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:

  • в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
  • при несоблюдении требований налогового законодательства.

И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:

Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

НДС при получении штрафных санкций по договорам

Если для налога на прибыль все санкции, которые признал должник или присудил суд организация обязана включить в налоговую базу по строке внереализационные доходы, то для целей исчисления налоговой базы по НДС, есть санкции, которые не признаются объектом налогообложения НДС.

С учетом этого можно выделить два основных типа санкций:

  • санкции, уплаченные покупателю продавцом за нарушение условий договора.
  • санкции, уплаченные продавцу покупателем за нарушение условий договора

С первым типом санкций все более или менее однозначно: денежные средства, полученные покупателем от продавца за ненадлежащее исполнение продавцом договорных обязательств, НДС не облагаются, так как не связаны с реализацией (см. письмо Минфина России от 12.04.2013 N 03-07-11/12363).

Санкции в виде выплаты компенсации продавцу за досрочное расторжения договора также не облагаются НДС (Письмо Минфина РФ от 19.10.2016 N 03-07-11/60859). Аналогичные разъяснения даны Минфином РФ в отношении включения в налоговую базу по НДС денежных средств, полученных продавцом товаров от их покупателя в качестве компенсации убытков, понесенных продавцом из-за отказа покупателя принимать и оплачивать товары.

Такие суммы также не облагаются НДС, так как не связаны с оплатой реализованных товаров, работ услуг (Письмо Минфина РФ от 28.07.2010 N 03-07-11/315).

В отношение налоговой базы по НДС по второму типу санкций (когда продавец получает выплату санкций от покупателя) не все так однозначно.

На сегодняшний день позиция официальных органов сводится к тому, что суммы полученные продавцом товаров, работ, услуг в виде штрафных санкций по договорам не подлежат обложению НДС при условии, что такие санкции по факту не являются элементами ценообразования предусматривающему оплату товаров (работ, услуг).

Если полученные продавцом от покупателя суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, как суммы связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Эта точка зрения изложена в письме Минфина РФ от 04.03.2013 N 03-07-15/6333, это письмо доведено до нижестоящих налоговых органов и размещено на сайте www.nalog.ru в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». Таким образом, чтобы исключить риски доначисления НДС по штрафным санкциям, налогоплательщику нужно отличать «просто санкции» от «элементов ценообразования», оформленных как штрафные санкции.

Неустойка за просрочку оплаты — это обеспечение своевременности платежей по договору, не затрагивающая ценообразование.

Пример неустойки, обеспечивающей исполнение обязательств:

  • неустойка за просрочку исполнения обязательств, полученная продавцом от покупателя по договору. Вывод, что такие суммы не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) в понимании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а потому не подлежат включению в налоговую базу по НДС, основан на постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07, данное мнение поддержали Минфин и ФНС.

Пример неустойки как элемента ценообразования:

  • суммы штрафа за простой, сверхнормативную погрузку или разгрузку, транспортного средства, полученные налогоплательщиком, оказывающим услуги по перевозке грузов. Такое мнение выражено Минфином РФ от 01.04.2014 N 03-08-05/14440 «О включении суммы штрафа за простой, предусмотренный условиями договора, в налоговую базу по НДС».

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*