admin / 17.04.2020

С какого момента предприятие считается ликвидированным?

#ликвидацияооовмоскве #ликвидацияоооподключ #услугиполиквидацииооо #услугиполиквидациифирмы #услугиполиквидацииюридическоголица

Вкратце, согласно действующему законодательству (Гражданский Кодекс Российской Федерации – ГКРФ) общество с ограниченной ответственностью (ООО) является ликвидированным после внесения изменений в Единый Государственный Регистр Юридических Лиц (ЕРГЮЛ). Эта дата также означает прекращение ликвидационных процедур.

Ликвидировать ООО можно в принудительном порядке, например, по решению налоговой или суда, или добровольно, однако в любом случае должны быть выполнены определенные мероприятия, без которых невозможно закрыть ООО.

При ликвидации в добровольном порядке, вначале составляется протокол общего собрания учредителей с указанием лица, ответственного за этот процесс. Создается комиссия (ликвидационная).

В три дня необходимо уведомить налоговую инспекцию о решении по ликвидации, направив эти документы в качестве приложения к Р15001 (форма уведомления). Форма заверяется нотариусом.

Следующим шагом необходимо разместить в журнале «Вестник государственной регистрации» информацию о процедуре ликвидации. Документальное уведомление кредиторов также является обязательной процедурой. Сотрудники ООО также персонально должны быть предупреждены.

Составляется промежуточный ликвидационный баланс и, по требованию, сдается в налоговую инспекцию. В Пенсионный фонд также предоставляются необходимые данные.

После расчета с кредиторами и работниками между учредителями распределяется оставшиеся имущество.

Сдаются документы в налоговую и при отсутствии претензий от нее вносятся изменения в ЕРГЮЛ о ликвидации.

К определенным рискам при добровольной ликвидации ООО обычно относят высокую вероятность проведения выездной налоговой проверки. Даже если налоговая ревизия не назначена, обязательно будет необходимо сделать сверку с налоговой инспекцией. К проблемам ликвидации также относят волокиту, довольно длительную и сложную процедуру.

Закон предусматривает возможность для собственников компании завершить её деятельность в добровольном порядке. Среди оснований для добровольной ликвидации в обновленной редакции ГК РФ выделены следующие условия – истек срок, на который была организована компания, или достигнута цель, ради которой она была создана. Данный перечень является открытым. Собственники компании могут и без объяснения причин ликвидировать юридическое лицо.

Ликвидировать компанию означает полностью прекратить её деятельность без перехода её прав и обязанностей иным лицам. Юридическое лицо считается ликвидированным, когда запись об этом внесена в ЕГРЮЛ.

Несмотря на то, что перечень оснований для добровольной ликвидации является открытым, не всегда возможно ликвидировать юридическое лицо по собственной инициативе. К исключениям в данной ситуации относятся следующие случаи:

  • недостаточность у компании имущества для того, чтобы рассчитаться по своим долгам – ликвидация возможна только в порядке банкротства (если об отсутствии имущества в достаточном количестве стало известно уже после того, как было принято решение о ликвидации, то также необходимо обратиться в суд с заявлением о банкротстве. В данной ситуации банкротство будет проходить в упрощенном порядке);
  • необходимо ликвидировать фонд – в таком случае ликвидация возможна только по решению суда.

Трудоемкость процесса добровольной ликвидации пугает многих собственников бизнеса. Несмотря на это данная процедура имеет ряд существенных плюсов:

  • после завершения данной процедуры компания официально будет исключена из ЕГРЮЛ;
  • к ликвидированной в полном соответствии с законом компании и к её собственникам не могут быть предъявлены требования по выплате задолженности, в том числе и по обязательным платежам (после окончания процедуры все обязательства компании считаются погашенными);
  • нет необходимости передавать сторонним лицам бухгалтерские и иные документы (как в случае с банкротством);
  • всеми вопросами по ликвидации занимается назначенный участниками компании ликвидатор (или ликвидационная комиссия). В данной ситуации отсутствуют риски вовлечения в этот процесс стороннего лица – арбитражного управляющего, как это происходит при банкротстве. Указанное лицо имеет широкий круг полномочий, которые позволяет ему детально изучить деятельность компании, оспорить проведенные ею сделки и направить заявление в соответствующие государственные органы в случае выявления признаков правонарушения или преступления в действиях контролирующих лиц организации.

Нормы гражданского законодательства позволяют выделить следующие основные этапы добровольной ликвидации.

1. Принятие решения о ликвидации

Данное решение может быть принято собственниками организации или её органом, уполномоченным на это в соответствии с учредительными документами. Порядок принятия решения по данному вопросу для компаний в разных организационно-правовых формах отличается и отражен в специальных законах, регулирующих деятельность организации.

Для акционерных обществ данная процедура начинается с вынесения советом директоров (наблюдательным советом) на повестку дня общего собрания акционеров вопроса о ликвидации компании и назначении ликвидационной комиссии. Решение по данному вопросу будет принято, если за него будет собрано больше ¾ голосов акционеров с голосующими акциями, присутствующих на данном собрании.

Участники общества с ограниченной ответственностью должны принять решение о ликвидации единогласно. На общее собрание данный вопрос может быть вынесен либо советом директоров, либо исполнительным органом, либо участником общества.

В решении необходимо отразить следующие вопросы:

  • о ликвидации компании;
  • о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии;
  • о порядке и сроках проведении ликвидации.

В качестве ликвидатора может быть назначен как руководитель компании (иной её сотрудник) или стороннее лицо. С момента назначения ликвидатора или избрания ликвидационной комиссии данные представители управляют компанией. Поэтому необходимо обратиться в банк, где у юридического лица открыт расчетный счет, чтобы заменить карточку с образцами подписей. В качестве лица, имеющего права распоряжаться денежными средствами, в ней будет указан ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.

Стоит помнить о том, что новая редакция ГК РФ обязывает подтверждать состав участников и решения, которые принимаются на общем собрании хозяйственных обществ. С учетом нового деления хозяйственных обществ на публичные и непубличные, решения компаний подтверждается следующим образом:

  • ПАО – подтверждает лицо, ведущее реестр акционеров;
  • АО – подтверждает либо лицо, ведущее реестр акционеров, либо нотариус;
  • ООО – подтверждается либо нотариусом, либо путем подписания всеми участниками протокола (данный способ должен быть предусмотрен в уставе или в решении участников, принятом единогласно).

2. Уведомление регистрирующего органа о начале ликвидации

У участников компании есть 3 рабочих дня, чтобы уведомить регистрирующий орган об этом. Форма данного уведомления установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (форма № 15001).

Уведомить о начале ликвидации также необходимо ФСС и ПФР. Форма уведомления для такого случая нормативными актами не установлена, поэтому оно оформляется в свободной форме.

3. Публикация сведений о ликвидации в СМИ

Согласно Приказу ФНС РФ от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ указанные сведения должны быть опубликованы в журнале Вестник государственной регистрации.

Для публикации сообщения о ликвидации компании потребуются следующие документы:

  • копия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;
  • документ, подтверждающий оплату сообщения;
  • доверенность при необходимости;
  • бланк-заявка;
  • сопроводительное письмо с указанием перечня документов предоставленных на публикацию, адреса для доставки экземпляра журнала;
  • выписка из ЕГРЮЛ, если у компании отсутствует печать.

В сообщении должны быть указаны следующие сведения:

  • полное наименование ликвидируемой компании;
  • ОГРН, ИНН и КПП компании;
  • адрес место нахождения;
  • дата и номер документа, в соответствии с которым принято решение о ликвидации;
  • информация для кредиторов: порядок и сроки заявления требований, адрес и телефон компании.

Кроме того, ликвидатор или ликвидационная комиссия должны письменно уведомить всех известных им кредиторов компании. Можно направить заказное письмо в адрес компании-кредитора или воспользоваться услугами курьерской службы.

Целью уведомления кредиторов о начале ликвидации является предоставление им возможности предъявить свои требования. Представители организации вправе сами установить срок в течение, которого кредиторы могут обращаться со своими требованиями, но данный срок не должен быть меньше 2 месяцев.

4. Составление промежуточного ликвидационного баланса

Когда закончится срок, который был установлен компанией для предъявления требований кредиторов, необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс. Данный документ подлежит утверждению участниками компании или органом, который решил ликвидировать организацию. В нем необходимо отразить следующие сведения:

  • состав имущества организации;
  • перечень требований кредиторов;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов;
  • перечень требований кредиторов, которые удовлетворены решением суда (даже если они не были приняты ликвидационной комиссией).

Законом и иным нормативным актом не предусмотрена специальная форма промежуточного ликвидационного баланса. Поэтому ФНС РФ в своем письме от 7 августа 2012 года № СА-4-7/13101 рекомендует использовать для его составления обыкновенный бухгалтерский баланс, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Данные разъяснения касаются и окончательного ликвидационного баланса.

При подготовке промежуточного баланса на основе формы бухгалтерского баланса следует учесть следующие особенности:

  • в форме бухгалтерского баланса необходимо обязательно сделать отметку «промежуточный ликвидационный баланс»;
  • баланс должен содержать указание на его утверждение соответствующим органом управления компании;
  • в данном документе должны быть отражены указанные выше сведения, характеризующие финансовое состояние компании.

Чтобы оценить качественный и количественный состав имущества компании необходимо провести инвентаризацию. Порядок её проведения отражен в Приказе Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. Её результаты могут быть положены в основу промежуточного ликвидационного баланса.

Учитывая, что основная цель данного документа – оценка финансового состояния компании и возможности удовлетворения всех требований кредиторов, целесообразно формировать баланс таким образом, чтобы в разделе «Активы» сначала было отражено наиболее ликвидное имущество компании, а раздел «Пассивы» отражал требования кредиторов в порядке очередности удовлетворения их требований в соответствии с гражданским законодательством.

О составлении промежуточного ликвидационного баланса необходимо уведомить налоговый орган. Форма данного уведомления установлена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (форма № 15001).

Также не стоит забывать о том, что, несмотря на принятое решение о ликвидации компании, обязанность по предоставлению бухгалтерской отчетности не отменяется.

5. Удовлетворение требований кредиторов

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с ним можно приступить к удовлетворению требований кредиторов. При расчетах с кредиторами стоит руководствоваться нормами гражданского законодательства по вопросу очередности погашения задолженности:

  • 1-я очередь – требования лиц, перед которыми компания несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
  • 2-я очередь – заработная плата и выходные пособия работникам компании, осуществляющим трудовую деятельность в соответствии с трудовым договором, и вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • 3-я очередь – обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
  • 4-я очередь – расчеты с остальными кредиторами.

Следует обратить внимание на то, что задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами не является приоритетной, занимает лишь 3 очередь и государственные органы не могут в бесспорном порядке взыскивать её с ликвидируемой организации. Это подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 октября 2012 г. по делу N А29-4446/2012, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2013 г. N А19-917/2013).

Вместе с тем, приостановление операций по счету в соответствии со ст. 76 НК РФ возможно даже в период ликвидации компании (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 13 августа 2014 г. по делу N А67-6065/2013).

После удовлетворения требований по указанным очередям возможны выплаты кредиторам убытков и неустойки.

Если у компании не хватает средств для расчетов с кредиторами, то необходимо будет проводить торги для продажи имущества. Исключение составляют случаи продажи имущества стоимостью не более 100 тысяч рублей, в такой ситуации торги не требуются.

В случае отсутствия имущества у компании в достаточном количестве для покрытия всех своих долгов, ликвидатору или ликвидационной комиссии придется обращаться в суд для банкротства организации. В такой ситуации банкротство будет проходить по упрощенной процедуре. Но для того, чтобы суд назначил упрощенную процедуру, важно пройти необходимые этапы ликвидации компании вплоть до составления промежуточного баланса. Если же представитель компании обратиться в суд сразу после принятия решения о ликвидации для упрощенной процедуры банкротства, то суд может отказать в её назначении (см., например, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2014 г. по делу N А46-7446/2013).

Кредиторы каждой очереди могут претендовать на получение средств только после удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Исключение составляют кредиторы, требования по обязательствам которых обеспечены залогом. После продажи имущества, которое было заложено, денежные средства, вырученные за него, выплачиваются кредитору-залогодержателю преимущественно перед другими кредиторами. Но если имеются кредиторы 1 и 2 очереди, права требования которых возникли ещё до оформления данного договора залога, то данное правило не действует и в приоритете требования указанных кредиторов.

После ликвидации компании можно считать погашенными требования кредиторов в следующих случаях:

  • не хватило имущества компании для удовлетворения требований;
  • ликвидационная комиссия не признала требования, а кредитор не стал обращаться для их удовлетворения в суд;
  • суд отказал в удовлетворении требований.

Если после расчетов с кредиторами у компании осталось имущество, то оно может быть распределено между его участниками.

6. Утверждение ликвидационного баланса

После расчетов с кредиторами можно переходить к составлению ликвидационного баланса. Он, как и промежуточный баланс, может быть составлен на основе бухгалтерского баланса. Данный документ должен быть утвержден участниками компании или другим органом управления компании, который решил ликвидировать организацию. ФНС РФ в своем письме от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ пояснила каким образом можно оформить утверждение ликвидационного баланса:

  • либо путем проставления учредителями соответствующих отметок на ликвидационном балансе;
  • либо в виде приложения к нему решения об утверждении ликвидационного баланса.

Важно учесть, что указание недостоверной информации в ликвидационном балансе может стать основанием для отмены ликвидации компании. Так, например, постановлением АС Уральского округа от 15 сентября 2014 г. N Ф09-5917/14 запись о ликвидации компании была исключена из ЕГРЮЛ. Причиной для такого решения послужил факт того, что требования истицы о взыскании задолженности по договору, неустойки и компенсации морального вреда не были включены в ликвидационный баланс, а сама истица не была уведомлена о начале ликвидации организации. При этом суд указал на то, что представителям ликвидируемой компании было известно о наличии задолженности перед истицей. Подобный случай рассматривался в АС Центрального округа и постановлением данного суда запись о ликвидации компании была исключена из ЕГРЮЛ (Постановление от 10 октября 2014 г. по делу N А68-11232/2013). В обоснование такого решения суд указал на то, что компания не включила в промежуточный ликвидационный баланс требования банка по кредитному договору и в ликвидационном балансе также не отражена кредиторская задолженность перед данным банком.

7. Подача документов в регистрирующий орган для оформления ликвидации компании

Закон устанавливает следующий перечень документов, необходимых для регистрации в связи с ликвидацией компании:

  • заявление по форме № 16001;
  • ликвидационный баланс;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий предоставление в ПФР соответствующих сведений согласно законам об индивидуальном учете и о пенсионных накоплениях (предоставление данного документа не обязательно, так как регистрирующий орган может запросить его в ПФР самостоятельно).

В течение 5 рабочих дней после получения документов налоговый орган должен внести запись о ликвидации компании в ЕГРЮЛ, а её представителю выдать соответствующее свидетельство, подтверждающие данный факт.

Самый сложный этап пройден, и остались завершающие моменты в процессе ликвидации компании:

  • закрытие расчетного счета;
  • передача документов в архив;
  • уничтожение печатей.

Теги: ликвидация фирм

Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

  • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица ( подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
  • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

В новой редакции ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

Ст. 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

  • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
  • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
  • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации – три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

  • промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
  • в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
  • при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
  • при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*