admin / 14.03.2020

Расход топлива с прицепом

Расход топлива при езде с прицепом конечно увеличивается. И зависит это от нескольких параметров.

1. Объем двигателя автомобиля-тягача

Чем меньше объем двигателя, тем больше расход топлива. Чем больше объем двигателя, а соответственно и крутящим момент, тем меньше двигатель замечает возросшую на него нагрузку.

2. Аэродинамика

Сопротивляемость воздуха так же является важным показателем. Чем больше размер — тем больше сопротивляемость. Чем больше сопротивляемость — тем больше расход топлива. Существенное ухудшение аэродинамики наблюдается, когда низкий автомобиль тянет высокий караван. В этом случае улучшить аэродинамику автопоезда поможет специальный спойлер,
закрепляемый на автомобиле-тягаче.

3. Масса

Масса прицепа, которую приходится тянуть помимо автомобиля, заставляет двигатель работать в усиленном режиме с повышенным расходом топлива. Чем больше масса, тем больше расход.

4. Ускорение и максимальная скорость

При езде с караваном следует забыть о быстром ускорении, резком торможении и высокой скорости движения. Все необходимо делать плавно. Возросшая масса и худшая аэродинамика заставляют двигатель работать в усиленном режиме с повышенным расходом топлива. Резкое ускорение и высокая скорость еще больше повышают нагрузку на двигатель, а в следствии и расход топлива. Конечно на малолитражных двигателях это заметно куда больше, чем на мощных, многолитражных.

А теперь к цифрам. К примеру, расход топлива по трассе автомобиля Toyota Rav4 с двух литровым бензиновым двигателем — 10 л./100 км. В сцепке с караваном, максимально размешенной массой 1300 кг., расход топлива увеличивается до 14 л./100 км. при средней скорости 80-90 км/час. Получаем, что расход топлива с караваном увеличивается на 4 л/100 км. Если же взять более низкий автомобиль, к примеру Audi A4 с аналогичным двигателем, то расход топлива увеличивается уже на 6 л./100 км.

Вывод. Чем больше и мощнее автомобиль, тем меньше вы заметите влияние прицепа на расход топлива и тяговые возможности двигателя. Напротив, если у вас малолитражный автомобиль, даже не большой караван заставит вас задуматься о правильности выбора тягача.

Продолжаем создавать калькуляторы по запросу расчет расхода топлива на ….
Напомню, первый калькулятор здесь — Нормативное значение расхода топлива. Автобусы отечественные и стран СНГ

Сегодня в центре внимания — тягачи. Итак, что же говорят нам методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» про тягачи?

Для тягачей (равно как и для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов с прицепами и полуприцепами) расход топлива считается по следующей формуле:
где Qн — нормативное расход топлива, л
Нsan — норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100км.
S — пробег автомобиля или автопоезда, км
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100тоннокилометров
W — объем транспортной работы, тоннокилометров
D — коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %

Раскроем формулу.

Норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза Нsan считается так:
где Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км. Эти нормы указаны в методических рекомендациях, и для использования в калькуляторе были занесены на сайт — смотри справочник Нормативное значение расхода топлива. Тягачи отечественные и стран СНГ.
Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 тоннокилометров. Эта норма тоже есть в методических рекомендациях, и определяется в зависимости от вида используемого топлива — смотри справочник Норма расхода топлива на тонно-километры.
Gtr — масса пустого прицепа или полуприцепа, в тоннах

Норма расхода топлива на транспортную работу Hw также определяется в зависимости от топлива, как и Hg

Объем транспортной работы W считается по формуле:
,
где G — масса груза, тонн
S — пробег с грузом, км.

Также к расходу прибавляется расход в случае простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы за час простоя. Например, в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова).

Про поправочный коэффициент D уже было в прошлой статье, повторяться не буду.
Как и в прошлом калькуляторе, для непонятных параметров при наведении на них мышью всплывает расшифровка, как, например, для параметра «Работа с пониженной средней скоростью».

Коэффициенты из рекомендаций берутся максимальные, ну и используются только те, которые, по моему разумению, можно применить к тягачам. Так что замечания и предложения приветствуются

Расчет нормативного расхода топлива. Тягачи отечественные и стран СНГ

Марка, модель автомобиля Пробег, километров Масса прицепа, тонн Пробег с грузом, километров Масса груза, тонн Простой ч. Простой с работающим двигателем, часов Регион В зимнее время Работа автотранспорта в зимнее время Горная местность Работа в горной местности Дороги со сложным планом Работа автотранспорта на дорогах общего пользования со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) Срок эксплуатации Чрезвычайные условиях При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях Население города С пониженной скоростью Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях На бездорожье Работа в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий На хороших дорогах Работа на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) Точность вычисленияЗнаков после запятой: 1 Рассчитать Базовая норма расхода топлива на пробег тягача, л/100 км Норма расхода топлива на транспортную работу, л/100тоннокилометров Норма расхода топлива на пробег тягача в снаряженном состоянии без груза, л/100км Объем транспортной работы, тоннокилометров Расход топлива на транспортную работу, л Расход из-за простоя с работающим двигателем, л Поправочный коэффициент, % Нормативный расход топлива, л Зимний период для указанного региона save Сохранить extension Виджет

Министерство транспорта Российской Федерации

Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р

«О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и

смазочных материалов на автомобильном транспорте»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля2003 г., регистрационный N 4916):

Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Заместитель Министра
А.С. Мишарин
Приложение
к распоряжению Минтранса РФ
от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р

Методические рекомендации

«Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

I. Общие положения

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

9. Грузовые бортовые автомобили

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) (1 + 0,01 х D), (3)

где Qн — нормативный расход топлив, л;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,

Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т км;

Gnр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу,л/100 т км;

W — объем транспортной работы, т км: W = Gгр Sгр (гдеGгр — масса груза, т;

Sгр — пробег с грузом, км);

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу,учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина- до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг)- до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) — до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа и до0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0, 25 л -дизельного топлива.

9.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ

9.2. Грузовые бортовые автомобили зарубежные

10. Тягачи

Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлив рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами по формуле (3).

10.1. Тягачи отечественные и стран СНГ

10.2. Тягачи зарубежные

11. Самосвалы

Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х Hsanc х S х (1 + 0,01 х D) + Hz х Z, (4)

где Qн — нормативный расход топлив, л;

S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc — норма расхода топлив автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:

Hsanc = Hs + Hw х (Gпр + 0,5q), л/100 км,

где Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т х км;

Gпр — собственная масса самосвального прицепа,полуприцепа, т;

q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz — дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля- самосвала, автопоезда, л;

Z — количество ездок с грузом за смену;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами,полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5): бензина — до 2 л;дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

— до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

— до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей по формуле (3).

11.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ

11.2. Самосвалы зарубежные

12. Фургоны

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза,нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

12.1. Фургоны отечественные и стран СНГ

*(1) ГЗСА — Горьковский завод специализированных автомобилей

*(2) КМЗ — Каспийский машиностроительный завод

*(3) КозМЗ — Козельский машиностроительный завод

*(4) НЗАС — Нефтекамский завод автосамосвалов

12.2. Фургоны зарубежные

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*