admin / 06.03.2020

РАСЧЕТЫ ПО НЕВЫЯСНЕННЫМ ПОСТУПЛЕНИЯМ В УЧРЕЖДЕНИИ

Вопрос аудитору

На лицевой счет автономного учреждения ошибочно поступили средства от лица, которое не является нашим контрагентом. Какие проводки сделать при поступлении и возврате этих средств?

Согласно указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, платежи, которые относятся к невыясненным поступлениям, отражаются по подстатье 181 КОСГУ.

В плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), для учета расчетов по невыясненным поступлениям предназначен счет 205 81. Однако в перечне типовых корреспонденций бухгалтерские записи с применением счета 205 81 отсутствуют. Следовательно, учреждение вправе самостоятельно определить, что считать невыясненными поступлениями, а также разработать порядок применения счета 205 81, согласовать его с учредителем и закрепить в учетной политике (п. 5 Инструкции № 183н). На наш взгляд, все поступления, по которым не определена их принадлежность, учреждение вправе отнести к невыясненным.

Полагаем, в рассматриваемом случае можно применить аналогию с корреспонденциями, приведенными в пп. 78, 91 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, и отразить расчеты по невыясненным поступлениям следующими записями:

Дебет КИФ Х 201 11 000 (Х 201 21 000), увеличение счета 17 (код 181 КОСГУ) Кредит КДБ Х 205 81 000 – поступил невыясненный платеж на лицевой (банковский) счет учреждения;

Дебет КДБ Х 205 81 000 Кредит КИФ Х 201 11 000 (Х 201 21 000), уменьшение счета 17 (код 181 КОСГУ) – возвращен невыясненный платеж с лицевого (банковского) счета учреждения.

При перечислении налогов, сборов и других платежей в бюджет часто возникают ошибки. Из-за этого казначейство не может установить, от кого поступил платеж. Такие поступления считаются невыясненными. Федеральное Казначейство учитывает эти средства на специальных КБК.

Учет невыясненных поступлений

Чаще всего невыясненные поступления в бюджет появляются, когда налогоплательщики делают ошибки в платежах:

  • неверно указан получатель или отсутствует вовсе;
  • внесенный номер лицевого счета открыт в другом казначействе;
  • номер лицевого счета получателя указан неправильно или не заполнен;
  • КБК приведен с ошибками;
  • не заполнены поля с номером и датой расчетного документа-основания для выплаты средств;
  • поля с кодами ИНН или КПП заполнены с ошибками;
  • указан неверный код ОКАТО;
  • значения в полях с кодами ИНН, КПП и КБК отражены с противоречиями.

Исправить ошибки и учесть поступившие средства должен администратор доходов. Он принимает решение о зачете или уточнении поступившего платежа. Уведомление об этом решении нужно направить в орган Федерального казначейства.

Суммы, источник которых не установлен, отражаются по коду 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ. В учете доход отражают на счетах:

  • 1 210 82 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному»;
  • 1 210 92 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет».

Выглядит эта запись так:

ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 181 КРЕДИТ КДБ 1 205 81 660 — поступил платеж, требующий уточнения.

Когда источник платежа установлен, делают обратную запись. Но бывает так, что до конца финансового года платеж уточнить не удается. Тогда при реформации баланса сумму, отраженную на счете 1 210 02 000, списывают на счет 1 401 30 000. При уточнении платежа в следующем году ее восстанавливают.

Администратор доходов бюджета начислил доходы от оказания платных услуг в декабре 2018 года в сумме 200 000 рублей. Платеж поступил в бюджет, но попал в разряд невыясненных поступлений. До конца года уточнить его не удалось. Уточнили платеж только в 2019 году.

В учете бухгалтер сделал записи.

1. В 2018 году:

ДЕБЕТ КДБ 1 205 31 560 КРЕДИТ КДБ 1 401 10 131

— 200 000 руб. — начислены доходы от оказания платных услуг;

ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 181 КРЕДИТ КДБ 1 205 81 660

— 200 000 руб. — отражена сумма дохода, требующего уточнения;

ДЕБЕТ ГКБК 1 401 30 000 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181

— 200 000 руб. — списана сумма невыясненного платежа при завершении финансового года.

2. В 2019 году:

ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181

— 200 000 руб. — уточнена сумма доходов, отнесенная к невыясненным поступлениям;

ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660

— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг.

Применение аналитических счетов

В последней редакции Инструкции № 157н в едином плане счетов появились новые счета, на которых нужно отражать уточнения поступлений прошлых лет. Применяются следующие аналитические счета:

  • 1 210 82 000 — для уточнения невыясненных поступлений года, предшествующего году уточнения;
  • 1 210 92 000 — для уточнения невыясненных поступлений годов, предшествующих году уточнения, не подлежащих отражению по счету 1 210 82 000.

Операции по уточнению невыясненных поступлений прошлых лет необходимо отражать в обособленном регистре бухгалтерского учета.

ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 82 181

— 200 000 руб. — уточнены суммы доходов, отнесенных к невыясненным поступлениям прошлого года;

ДЕБЕТ КДБ 1 210 82 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660

— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг прошлого года.

Чтобы составить отчетность текущего периода, регистр операций по уточнению поступлений обособляется от других операций. Обороты этих аналитических счетов не включают в показатели отчетности текущего года, а исправляют входящие остатки. Если администратор доходов отражает корректировку невыясненных поступлений через дополнительные аналитические счета, то в отчетность за 2019 год эти обороты не включают, а сразу изменяют входящие остатки — в примере это остатки по счетам 1 205 81 000 и 1 205 31 000.

Применение данных счетов нужно согласовать с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств и закрепить в учетной политике учреждения. В этом помогут п. 2 Инструкции № 162н и п. 6 Инструкции № 157н.

В декабре 2019 года на лицевой счет бюджетного учреждения зачислены доходы от пеней и штрафов за нарушение условий договора (КОСГУ 141) в качестве невыясненного поступления в связи с ошибкой в платежном поручении. Поступление отражено по дебету счета 201 11 и кредиту счета 205 81. В январе 2020 года произведено уточнение невыясненных поступлений через орган казначейства с отражением в выписке.
Какими проводками следует отразить данную операцию в бухгалтерском учете?

31 марта 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уточнение невыясненного платежа через орган казначейства на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения, отражается по дебету счета 205 81 «Расчеты по невыясненным поступлениям» и кредиту счета 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» с одновременным отражением уточненного платежа по дебету счета 201 11 в корреспонденции с соответствующим счетом, предназначенным для учета расчетов с контрагентом — плательщиком поступлений, по которым произведено уточнение.

Обоснование вывода:
Для бюджетных учреждений установлена норма при отражении доходных операций применять в обязательном порядке аналитический код вида поступлений — доходов, иных поступлений, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов) (п. 21.2 Инструкции N 157н, п. 2.1 Инструкции N 174н). Согласно п. 12.1.7 Порядка N 85н и п. 9.8.1 Порядка N 209н доходы бюджетных учреждений, зачисленные как невыясненные поступления в связи с некорректным заполнением плательщиком реквизитов (кода доходов) в платежном поручении, отражаются по подстатье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ.
Для учета поступивших невыясненных платежей Инструкциями NN 157н, 174н предусмотрен счет 205 81 «Расчеты по невыясненным поступлениям». В то же время бухгалтерские записи для отражения ситуации по уточнению невыясненных платежей, поступивших на лицевой счет учреждения в связи с ошибкой в платежном поручении, в Инструкции N 174н отсутствуют.
По общему правилу операции по поступлению, выбытию денежных средств с лицевых счетов бюджетного учреждения оформляются на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (п.п. 72, 73 Инструкции N 174н). Поступление на лицевой счет доходов отражается по дебету счета 201 11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 205 00 «Расчеты по доходам» (п.п. 72, 94 Инструкции N 174н). Выбытие с лицевого счета денежных средств отражается по кредиту счета 201 11.
Корреспонденция счетов по уточнению невыясненных поступлений предусмотрена п. 91 Инструкции N 162н, согласно которой казенными учреждениями уточнение невыясненных платежей отражается по дебету счета 205 81. С учетом принципа сопоставимости показателей данных бухгалтерского учета и сформированной на их основе отчетности государственных (муниципальных) учреждений вне зависимости от их типа, закрепленного в абзаце 10 п. 3 Инструкции N 157н, можно предположить, что уточнение невыясненных поступлений отражается аналогичным образом и бюджетными учреждениями.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения возможно отразить уточнение невыясненных поступлений в текущем финансовом году, в данном случае — с учетом положений абзаца 2 п. 4 Инструкции N 174н с применением следующих корреспонденций:
1. Дебет 2 205 81 56Х Кредит 2 201 11 610,
одновременно отражается уменьшение забалансового счета 17, открытого к счету 0 201 11 000 (180 АнКВД, 181 КОСГУ)
— закрытие расчетов по невыясненным поступлениям в связи с их уточнением;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 41 66Х*(1),
одновременно отражается увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 0 201 11 000 (140 АнКВД, 141 КОСГУ)
— отражение поступившей от контрагента суммы погашения задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, иных санкций.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет операций по уточнению кодов бюджетной классификации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

10 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*