Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную…
admin / 16.05.2020
Актуально на: 6 декабря 2016 г.
Мы рассматривали в отдельной консультации понятие инвентаризации, а также случаи, когда ее проведение обязательно. А какие делаются проводки по результатам инвентаризации?
Содержание
Итоги инвентаризации оформляются первичными учетными документами, форму которых организация может разработать самостоятельно и закрепить в своей Учетной политике для целей бухгалтерского учета. А можно воспользоваться формами, приведенными в Постановлениях Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88, от 27.03.2000 № 26.
Так, например, по основным средствам результаты инвентаризации оформляются следующими бухгалтерскими документами по формам, утвержденным Госкомстатом РФ:
Напомним, что выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке (п. 28 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н):
Тип расхождения | Порядок бухгалтерского учета |
---|---|
Излишек | Оприходование по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации с отнесением на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации |
Недостача в пределах норм естественной убыли | Отнесение на издержки производства или обращения (расходы) |
Недостача сверх норм естественной убыли | Отнесение за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации |
В случае, если выявлены излишки при инвентаризации, проводки формируются следующие:
Операция | Дебет счета | Кредит счета |
---|---|---|
Выявлены излишки основных средств в результате инвентаризации | 08 «Вложения во внеоборотные активы» | 91-1 «Прочие доходы» |
При инвентаризации выявлены излишки материалов | 10 «Материалы» | |
Выявлены излишки товаров при инвентаризации | 41 «Товары» |
Если, например, выявлены излишки в кассе, проводка будет следующая:
Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 91-1
Таким образом, если выявляются излишки проводка строится как дебет счетов учета имущества, на которых оно учитывается, и кредит счета 91-1.
Бухгалтерские проводки по инвентаризации в случае выявления недостач:
Операция | Дебет счета | Кредит счета |
---|---|---|
Выявлена недостача материалов в результате инвентаризации | 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» | 10 «Материалы» |
При инвентаризации выявлена недостача основных средств | 01 «Основные средства» | |
Выявлена недостача готовой продукции при инвентаризации | 43 «Готовая продукция» | |
Списана недостача в пределах норм естественной убыли | 20 «Основное производство» 25 «Общепроизводственные расходы» 44 «Расходы на продажу» и др. |
94 |
Списана недостача ценностей сверх норм убыли при наличии виновных лиц | 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» | |
Списана недостача ценностей сверх норм убыли, если виновные лица не установлены или во взыскании с них отказано судом | 91-2 «Прочие расходы» |
Обновление: 9 февраля 2017 г.
В результате проведения инвентаризации комиссия может как не выявить расхождений между фактическими данными и данными бухучета, так и, напротив, обнаружить такие расхождения: излишки или недостачу. Такие факты подлежат отражению в бухгалтерском учете. Вопрос о том, как оприходовать излишки при инвентаризации, рассмотрим в этой статье.
Можно выделить три основных этапа проведения инвентаризации:
Инвентаризационная комиссия в ходе инвентаризации должна соблюдать указания Минфина РФ по порядку ее проведения и учета результатов, оприходованию излишков и действий в отношении недостач.
Указания на то, как именно проводить инвентаризацию, содержатся в Рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49 (далее – Рекомендации).
Зачастую инвентаризация сопровождается выявлением неучтенных излишков. Это могут быть как основные средства, так и товарно-материальные ценности или нематериальные активы. Как правило, возникновение излишков – это результат ошибок в учете.
После сличения инвентаризационной комиссией фактических данных с данными учета следующим действием является утверждение руководителем результатов инвентаризации путем издания соответствующего приказа. Результатом выполнения этого приказа должно стать приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с фактическими, установленными в ходе инвентаризации сведениями. Для этой цели надлежит недостачи и излишки, выявленные при инвентаризации, соответственно правильно списать и оприходовать.
При всем этом важно закончить инвентаризацию до подписания отчетности руководителем организации, а вышеуказанное уточнение бухгалтерского учета осуществить на дату проведения инвентаризации.
Инициатива руководителя, оформленная в виде приказа на оприходование излишков, является основанием для урегулирования излишков в бухгалтерском учете.
Унифицированная форма такого приказа государственными ведомствами не предусмотрена. По этой причине такой приказ может быть оформлен организацией с использование собственной утвержденной формы.
Скачать образец приказа об учете результатов инвентаризации
Варианты действий в рассматриваемой ситуации не очень обширны.
Одним из вариантов учета излишков является так называемая пересортица. В отдельных случаях она возможна, когда в ходе инвентаризации наряду с излишками была установлена недостача. Путем указанной пересортицы возможно осуществить взаимный зачет излишков и недостач.
Если стоимость недостачи превышает стоимость излишков, соответствующая разница может быть направлена ко взысканию с виновных лиц, а при их отсутствии – списана на финансовые результаты (Дебет сч. 91, субсчет 91-2).
Обратим также внимание на следующее требование, представленное в п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
В обратной ситуации (когда стоимость излишков превышает стоимость недостающих ценностей) возникающая суммовая разница включается в состав прочих доходов (Дебет 91-1 Кредит 41-1 (10-1)).
Если недостач инвентаризационной комиссией не было установлено, то излишки имущества, выявленные при инвентаризации, отражаются в финансовом результате и приходуются по рыночным ценам на дату инвентаризации.
Подобное отражение в бухгалтерском учете производится по кредиту счета 91-1 «Прочие доходы» в корреспонденции со счетами, соответствующими выявленным излишкам (например: 01, 10, 41, 50).
Рассмотрим ряд примеров:
№ п/п |
Операция | Д-т | К-т | Сумма |
---|---|---|---|---|
1 | Прибор оприходован в составе МПЗ | 10 (07, 41) | 91-1 | 28000 |
№ п/п |
Операция | Д-т | К-т | Сумма |
---|---|---|---|---|
1 | Станок оприходован в составе ОС | 01 (04) | 91-1 | 150000 |
№ п/п |
Операция | Д-т | К-т | Сумма |
---|---|---|---|---|
1 | Оприходована наличность | 50 | 91-1 | 1500 |
Важно не забывать, что излишки, выявленные при инвентаризации, приходуются:
Кроме того, организациям необходимо учитывать, что в налоговом учете излишки по результатам инвентаризации следует отражать во внереализационных доходах.
После проведения инвентаризации каких-либо ценностей, например, материалов или товаров, могут быть выявлены неучтенные активы, их необходимо оприходовать, поэтому разберем учет излишков при инвентаризации.
Излишки приходуются на основе данных, отраженных в инвентаризационной ведомости. В бухгалтерском учете при оприходовании излишков составляется проводка:
Дебет 01, 10, 41, 43 – Кредит 91 субсчет «Прочие доходы» — отражаются излишки по рыночной стоимости.
Она делается на дату проведения инвентаризации. Обнаруженное имущество принимается к учету по рыночной стоимости аналогичных ценностей, которая должна быть подтверждена документально или экспертным путем.
В налоговом учете обнаруженные излишки относятся к внереализационным доходам и тоже отражаются по рыночным ценам. Необходимо, чтобы цена была подтверждена документами или проведением независимой оценки (п.8 ст.250 Налогового кодекса и письмо Минфина Минфина от 20.05.2010г. №03-03-06/1/338).
В качестве рыночной цены можно использовать цену приобретения аналогичных ценностей в том же периоде, когда была проведена инвентаризация. Эта точка зрения изложена и в письме Минфина от 12.08.2011 г. №03-03-06/1/478.
В программе учет излишков при инвентаризации отражается документом «Оприходование товаров», который находится на закладке «Номенклатура и склад».
Однако его можно сделать на основании документа «Инвентаризация товаров на складе». Документ «Оприходование товаров» будет заполнен автоматически. В документе только нужно указать статью доходов «Прочие внереализационные доходы (расходы).
Далее проводим документ, по нему будет сформирована проводка: Дт 41.01 Кт 91.01, так как в нашем примере были найдены излишки товаров.
Документом «Оприходование товаров» можно отражать учет излишков при инвентаризации для оптового склада, розничного склада и для неавтоматизированной торговой точки. При последнем варианте в документе указываются розничные цены, по которым товары будут продаваться в торговой точке.
У документа «Оприходование товаров» есть печатная форма «Накладная на оприходование товаров».
Так можно оформить учет излишков при инвентаризации в 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0, про инвентаризацию ОС смотрите , про правила инвентаризации с 2013 г. .
FILED UNDER : Статьи