admin / 28.04.2020

Применение коэффициентов в строительстве

Применение повышающих коэффициентов (за сложный характер работ) к расценкам на выполнение строительных работ. Применение повышающих коэффициентов позволяет учитывать, так сказать слабо осязаемые факторы в организации выполняемых работ, такие как не возможность работать более высокопроизводительными механизмами, не возможность подачи материалов к месту укладки и т.д. То есть другими словами говоря применение повышающих коэффициентов дает возможность учесть не производительные потери рабочего времени в работе трудовых и технических ресурсов.

1. Терминология

1.1) Капитальный ремонт здания — это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает замену, обновление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планировки здания и благоустройства территории без изменения строительных габаритов объекта.
1.2) Текущий ремонт — это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает систематическую и своевременную поддержку эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа Конструкций и инженерного оборудования.
1.3) Реконструкция — замена, усиление, расширение объектов строительства и отдельных конструктивных элементов.
Из сборника 46 (реконструкция)
1.1.2 В данном сборнике содержатся сметные нормы на строительные работы, выполняемые при реконструкции зданий и сооружений, а также при выполнении аналогичных работ при расширении и техническом перевооружении объектов строительства: усиление и замену существующих конструкций, разборку и возведение отдельных конструктивных элементов и т. п.
1.4) Новое строительство — возведение объектов строительства или новых конструктивных элементов в реконструируемых зданиях.
1.5) Строительство – под этим термином может быть:
— строительство;
— реконструкция;
— капитальный ремонт;
— техническое перевооружение;
— в общем любые строительные работы – кроме текущего ремонта;
1.6) Техническое перевооружение – замена одного оборудованная на другое более производительное, с выполнением сопутствующих строительных работ.

2. Какие нормы применить при разработке строительной документации, в том числе смет с применением повышающих коэффициентов в сметах, к расценкам

Из раздела «Вопросы — Ответы» — сборников «Ценообразование в строительстве» …
4. Какие особенности при определении стоимости работ по реконструкции зданий и сооружений? Разрешается ли в сметах на реконструкцию применять нормы на ремонтно-строительные работы (РЭСНр), а также в каких случаях применяются повышающие коэффициенты, приведенные в п. 1.1.25 Технической части Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»?
При определении стоимости работ по реконструкции необходимо руководствоваться «Правилами определения стоимости строительства» (ДБН Д. 1.1-1-2000), сборниками ресурсных элементных сметных норм и техническими частями к ним.
На стадии составления проектно-сметной документации с целью достоверности определения стоимости реконструкции заказчик вместе с проектной организацией обязан провести обследование технического состояния объекта для выявления состава и характера работ, которые необходимо выполнить при реконструкции, на соответствие предусмотренным государственными ресурсными сметными нормами.
Если характер, состав этих работ и перечень операций, которые необходимо выполнить при реконструкции, соответствуют общегосударственным нормам, в том числе нормам на ремонтно-строительные работы (РЭСНр), в таком случае для определения стоимости строительно-монтажных работ по реконструкции возможно использование этих норм.
Если характер, состав этих работ и перечень операций не соответствует существующим общегосударственным ресурсным элементным сметным нормам, необходимо разрабатывать соответствующие индивидуальные ресурсные элементные сметные нормы, которые утверждаются в составе проекта (см. подраздел 2.12 ДБН Д. 1.1-1-2000). Обеспечение разработки таких индивидуальных норм является обязанностью заказчика, который принимает соответствующее решение. Такие нормы можно разрабатывать на отдельные виды работ.
Стоимость возведения новых конструктивных элементов в зданиях и сооружениях, на которых проводится реконструкция, независимо от условий проведения работ, определяется с использованием соответствующих норм сборников ресурсных элементных сметных норм на новое строительство с применением повышающих коэффициентов (усредненных) к затратам труда рабочих-строителей — 1,15,
к нормам времени эксплуатации строительных машин и механизмов — применяется повышающий коэффициент 1,25 (кроме ДБН Д.2.2-46-99)
Упомянутые применяемые повышающие коэффициенты используются без специального обоснования в проекте организации реконструкции, за исключением работ по устройству полов, подвесного потолка, заполнению оконных и дверных проемов, работ по отделке, сантехнических и электромонтажных работ, по которым принимается отдельное обоснованное решение заказчиком вместе с проектировщиком исходя из технического состояния здания.

3. В каких случаях и как применять повышающие коэффициенты.

3.1 Применение повышающих коэффициентов в строительстве регламентируется
ДБН Д.1.1-2–99 (строительство)
3.2 Применение повышающих коэффициентов при реконструкции регламентируется
ДБН Д.2.2-46-99 (реконструкция)
3.3 Применение повышающих коэффициентов при капитальном и текущем ремонте
ДБН Д.1.1-4–2000 (ремонт);
3.4 на стадии — …определения стоимости реконструкции заказчик вместе с проектной организацией обязан провести обследование технического состояния объекта для выявления состава и характера работ… — и в зависимости от этого принимается решение какую норму применить. Исходя из логики предложенных документов – возможно применение различных расценок в составе одного объекта, в зависимости от состава и характера строительные нормы
– на возведение новых конструкций здания;
— нормы на реконструкцию — на замену и усиление отдельных конструкций здания;
— нормы на ремонт – на ремонт отдельных конструкций здания;
В зависимости от того какие работы преобладают – и возможно отнесение объекта к объекту строительства, реконструкции, текущего ремонта, капитального ремонта, техническому перевооружению. На практике зачастую случается все с точностью до наоборот – на что выделили деньги, то мы и строим. (ремонтируем, реконструируем). И еще такой нюанс – текущий ремонт отнесен к услугам, а капитальный ремонт к работам и для финансирования это имеет большое значение, как по сумме так и по оформлению исходных документов.
3.5 Технические части соответствующих ДБН, трактуют условия применения повышающих коэффициентов усложняющих работы, примерно в одном ключе необходимо обоснование применения повышающих коэффициентов в проекте – производства работ (ППР).
Но исходя из ДБН «Организация строительства» — ППР нужен не для всех объектов, и для технически не сложных объектов может отсутствовать вовсе. Но с другой стороны применяются повышающие коэффициенты для выполнения работ на технически сложных объектах и следовательно должен быть ППР.
Перефразируя вышесказанное устанавливается зависимость есть ПОС и ППР – можно применять усложняющие производство работ повышающие коэффициенты, если нет – то нельзя.
3.6 Исключением из п.3.5 (т. е. нет необходимости в ПОС, ППР и других обоснованиях) – является применение расценок нового строительства с повышающими коэффициентами 1,15(1,25) на объектах реконструкции или на реконструируемых конструктивных элементах здания, вместо расценок из сборника 46 (реконструкция).

4. Выводы:

— без ППР — в основном, применять повышающие коэффициенты нельзя;
— разработка ППР – обязательна для технически сложных объектов (но это требование выполняется достаточно редко);
— разработка ППР – не обязательна для технически не сложных объектов (но и не запрещена);
— если в ППР грамотно обосновать применение повышающих коэффициентов усложняющих производство работ, то в большинстве случаев можно доказать правомерность применения повышающих коэффициентов, как на технически сложных, так и на технически не сложных объектах, надо только включить фантазию и руководствоваться здравым смыслом.
*** Уточнение –
«Организация строительного производства» ДБН А.3.1-5–2009 вступившая в действие с 1 января 2012 года (на основании которого и разрабатываются ППР): — распространяется на новое строительство, реконструкцию, техперевооружение;
— не распространяется на капремонт и реставрационные работы;
***Примечание:
1. (Так вот ключевое слово здесь «новое строительство» – в старом ДБН здесь стояло просто строительство и по той терминологии включало в себя капитальный ремонт – новый ДБН как видно из текста выше капитальный ремонт исключил, из нового ДБН явно, не предложив ничего взамен – то есть составить ППР на капремонт согласно нового ДБН не возможно);
2. Так как дополнительной информации найти не удалось, то возможно предположить, что для применения повышающих коэффициентов необходимо в пояснительной записке к проекту ремонтных работ предусматривать условия производства работ с применением соответствующих повышающих коэффициентов и после применения этих повышающих коэффициентов в договорной цене (договоре) и подписания заказчиком, они обретут законную силу;
3. Ну и самое главное – производство строительных работ (в том числе и капитального ремонта), без проекта запрещено, следовательно проект должен быть в любом случае, пускай даже в сокращенном виде и тогда можно, применить повышающие коэффициенты и как то отбиться от проверяющих.

В статье мы поговорим о понятии коэффициента снижения НМЦК, как его рассчитать и как правильно применить на практике. Не все особенности проведения закупок раскрываются в 44-ФЗ, и заказчикам приходится ориентироваться на письма и разъяснения различных ведомств, а также разрабатывать свой порядок расчетов.

Что такое понижающий коэффициент?

В ч.10 ст.70 44-ФЗ отмечается, что государственный контракт заключается на условиях, указанных заказчиком в извещении на проведение закупки и документации к ней, по цене, предложенной победителем закупки.

Понижающий коэффициент – это соотношение итоговой цены, предложенной победителем торгов к начальной максимальной цене контракта, выраженное в процентном показателе.

Однако не только 44-ФЗ о контрактной системе руководствуется заказчик при определении цены договорных обязательств, но и Письмом Минфина РФ от 2017 г. №24-01-06/64782, от 2015 года №Д28и-3334, Письмом ФАС РФ от 2018 года №АЦ/61403/18.

Расчет понижающих коэффициентов применяется при поставке нескольких позиций определенной продукции, отдельных услуг или нескольких этапов работы. В этих случаях организатор торгов должен пересчитать стоимость каждой позиции или каждого этапа пропорционально полученному коэффициенту понижения.

При этом в проекте контракта указывать коэффициент не обязательно, а вот в сметной таблице, которая является неотъемлемой частью документации, заказчик должен уменьшить каждую позицию на рассчитанный процент.

На практике это выглядит так: при проведении электронного аукциона на строительно-отделочные работы будущий исполнитель указал общую стоимость исполнения обязательств. Заказчику же при составлении проекта работ предстоит пересчитать все этапы работы, применяя коэффициент снижения. Заказчик имеет право включить в документацию о закупке и извещение условия об использовании понижающего коэффициента за единицу товара.

Когда можно уменьшить цену контракта?

В ходе проведения закупки по 44-ФЗ цена контракта может поменяться. Соотношение итоговой цены контракта и начальной является исчисляемой величиной, которая называется коэффициентом снижения цены контракта по 44-ФЗ. Это соотношение сумм выражается в процентном показателе.

Снижение цены происходит в нескольких случаях:

  1. Исполнитель снижает цену, не изменяя объем и качество поставок. В этом случае составляется дополнительное соглашение, в тексте которого отмечается новая стоимость договорных обязательств. Однако, если сумма контракта стала ниже порога, влияющего на штрафы, в допсоглашение вносится пересчитанная величина взысканий (ч.2, 5, 8 ст.34 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № Д28и-3400 от 12.12.2016 г.).
  2. В ходе закупки заказчику потребовалось сократить объем закупаемой продукции. В этом случае позволяется снизить цену контракта не более чем на 10% (пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4691 от 19.04.2017 г.). А расчет коэффициента понижения зависит от стоимости одной единицы товара или услуги. В дополнительном соглашении организатор торгов указывает новые стоимость, объемы поставки и новые штрафы (при необходимости).
  3. Контракт заключен согласно Постановлению Правительства РФ № 1086. В этом случае право изменять ценовые условия договорных обязательств основано на указании Правительства РФ, государственных органов субъекта РФ или местных ведомств (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). При этом изменять можно не только стоимость контракта, но и объемы и сроки поставляемой продукции. Все необходимые моменты также вносятся в дополнительное соглашение.
  4. Урезан бюджет у казенного учреждения. Возможно два варианта развития событий:
  • Исполнитель соглашается со снижением суммы, и стороны подписывают допсоглашение.
  • Исполнитель не принимает возникшие условия. В этом случае Заказчик прописывает в допсоглашении пропорционально сниженные объемы продукции к уменьшенной цене договора.
  1. Снижение тарифных показателей (п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ). В тексте дополнительного соглашения указывается новый расчет – остаток объема поставки умножается на новый тариф.

Кроме перечисленных ситуаций есть еще одна, когда возможно снижение ценовых показателей: заключение контракта на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма обязательств может уменьшиться при сокращении перечня медицинских услуг (п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ). Чтобы правильно рассчитать коэффициент снижения цены в этом случае, достаточно из НМЦК вычесть сумму отмененных услуг. Организатор закупки также составляет допсоглашение и подписывает его у исполнителя.

Расчет коэффициента по формуле

В 44-ФЗ нет порядка определения коэффициента снижения стоимости. Для исчисления необходимого коэффициента необходимо применить несложную формулу:

КС = ОЦП / НМЦК в документации,

где:

КС – коэффициент снижения;

ОЦП – окончательное ценовое предложение;

НМЦК – начальная максимальная цена контракта.

Пример: НМЦК в извещении — 1 млн. руб., итоговая сумма, предложенная победителем – 750 тыс. руб., КС равен 750000/1000000 = 0,75.

Важный момент! Если поставщик работает без НДС, то коэффициент снижения определяется как частное цены, предложенной победителем, к НМЦК за минусом НДС.

Если невозможно точно пересчитать стоимость договорных обязательств с учетом коэффициента снижения, то заказчик имеет право указать в контракте цену из итогового протокола. Об этом говорится в пояснениях Минфина и не противоречит законодательству. То есть, при возникновении расхождения в смете на 1 копейку, ее можно суммировать к любой позиции в смете. Но также исполнитель может в спецификации прописать свои цены на продукцию, а не те, которые рассчитал заказчик (кроме закупок по п.2 ст.42 44-ФЗ).

Как снизить цену контракта в электронном запросе котировок?

При проведении электронного запроса котировок по 44-ФЗ ценовые условия также могут меняться. Ценовые условия могут измениться и для запроса котировок в электронной форме. Понижающий коэффициент для этого вида конкурентной борьбы возможно применять в следующих случаях:

Иных случаев, кроме этих двух, не предусмотрено (ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минфина № 24-03-07/79960 от 01.12.2017 г., Минэкономразвития № Д28и-999 от 18.04.2016 г.). В нормативной документации дается разъяснение: т.к. для запроса котировок не требуется составление закупочной документации, то и порядка исчисления понижающего коэффициента от суммы НМЦК, нет.

За нарушение положений законодательства к заказчику применяется штраф – от 20 тыс. руб. до двойного размера потраченного бюджета (ч.4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Как правильно уменьшить количество товара?

В Постановлении Правительства РФ № 1090 от 28.11.2013 г. дается специальная методика для уменьшения количества товаров при понижении суммы договорных обязательств. Основанием для данного пропорционального снижения является п.6 ст.161 БК РФ и п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ.

Придерживаться следует следующих правил методики:

  1. Если заказчику урезали финансирование, а исполнитель не согласен на понижение цены без сокращения объемов товара и переноса сроков исполнения обязательств, то им необходимо договориться об изменении существенных условий — уменьшении количества поставки.
  2. Организатор торгов имеет право сократить объем поставляемой продукции, если необходимо выполнить обязательства первостепенной важности по госконтракту (ч.4 ст.95 44-ФЗ). Применяется в случае закупки товаров для нормального жизнеобеспечения населения или тех, обязательства по которым исполнены исполнителем.
  3. При уменьшении объема предмета закупки заказчик все равно должен достигнуть плановых результатов по госпрограммам. Нужно руководствоваться обязанностями по возмещению издержек в ходе исполнения обязательств и исполнению выделенного финансирования.
  4. Сокращение объема товара сопровождается понижением суммы контракта и необходимостью сохранения величины прибыли в составе цены. Прибыль не может превышать 1% затрат исполнителя на комплектующие изделия и 20% иных издержек по госконтракту.
  5. Сокращение поставок напрямую зависит от суммы урезанного бюджета учреждения. Основой снижения являются подтверждающие документы исполнителя – расшифровка затрат на выполнение условий договора, расчет и обоснование дохода.

Если требуется сократить объемы строительных работ, работ по реконструкции, капремонту, приобретению недвижимости государством, то делать это нужно согласно нормам действующего законодательства.

Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта?

Когда исполнитель согласен с изменяемыми условиями договора, составляется дополнительное соглашение. В нем прописываются стандартные пункты:

Дополнительное соглашение составляется в 2-х экземплярах и подписывается обеими сторонами. В течение 5 рабочих дней после подписания организатор торгов направляет откорректированные сведения в органы, ответственные за ведение реестра контрактов. В противном случае заказчика ждет штраф – 20 тыс. руб.

Образец допсоглашения:

Тема заключения контракта на выполнение строительных работ с подрядчиком, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) беспокоит заказчиков не первый год. В таких случаях возникает дилемма как поступить заказчику с ценой контракта. Изначально он рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость (далее – НДС), и если побеждает подрядчик, применяющий УСН и не платящий НДС, то с НДС надо что-то делать. При этом уменьшить цену контракта на размер НДС нельзя, поскольку согласно ч. 2 ст. 34 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных, в том числе заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. В противном случае можно получить административный штраф по ч. 1 ст. 7.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В своих письмах (от 29 августа 2014 г. N 02-02-09/43300, от 2 ноября 2017 г. N 03-07-11/72354, от 27 декабря 2017 г. N 24-03-08/87276, от 21 декабря 2018 г. N 03-07-11/93342) Минфин России неоднократно указывал на недопустимость корректировки цены контракта, заключаемого с подрядчиком применяющим УСН.

А что остается в таком случае делать заказчику? В такой ситуации на практике заказчиками применяется повышающий коэффициент к цене контракта, который равен размеру НДС (до 2019 года этот коэффициент был равен 0,18). Заказчики заменяли в смете строку с НДС на строку с повышающим коэффициентом, тем самым добивались того, чтобы цена контракта оставалась неизменной, если подрядчик на УСН.

Главной ошибкой заказчиков в таких случаях бывает то, что они никоим образом не оговаривают в документации о закупке, а также проекте контракта возможность применения повышающего коэффициента, а берут его с потолка. Подобные действия, как показывает судебная практика, являются нарушением.

Так в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 N Ф02-5205/2018, Ф02-5207/2018 по делу N А74-15438/2017 уполномоченному органу и подрядчику отказали в удовлетворении требования о признании недействительными предписания и представления контрольного органа об устранении причин и условий совершения нарушений.

Указанные представление и предписание были выданы органом финансового контроля по итогам проверки заказчика. Так в документах об исполнении контракта были выявлены акты выполненных работ с коэффициентом 0,18, который был использован подрядчиком, применяющим УСН, с целью достичь уровня цен, предусмотренных контрактом, изначально включающих НДС.

Орган финансового контроля и суды признали действия заказчика по оплате суммы в размере коэффициента незаконными. В постановлении Арбитражного суда особо отмечается, что аукционной документацией на выполнение работ по капитальному ремонту, сводным сметным расчетом к ней, условиями заключенных сторонами государственных контрактов, не предусмотрено применение при определении стоимости работ коэффициента 0,18.

Таким образом, главная ошибка заказчика была в том, что он не предусмотрел в документации о закупке возможность применения повышающего коэффициента 0,18 на случай, если победителем будет подрядчик, применяющий УСН.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*