admin / 14.04.2020

Правовой режим защиты налоговой информации и вопросы его оптимизации Текст научной статьи по специальности «Право»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В соответствии с нормами статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) сведения, содержащиеся в ПК «АСК НДС — 2» о несформированных источниках для принятия к вычету сумм НДС, возникающих в связанной цепочке организаций и договорных взаимоотношений между ними от момента производства сырья или продукции (выполнения работы, оказания услуги) до момента потребления результата выполненных работ, оказанных услуг, реализации товара на экспорт либо на внутренний рынок для переработки, являются налоговой тайной.

При этом, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 102 НК РФ сведения, полученные налоговым органом, становятся общедоступными с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов) (далее — Согласие).

Такое Согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» (далее — Приказ).

В письме ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656@ в ответ на обращение участников рынка о возможности информирования о несформированном источнике для принятия к вычету сумм НДС указаны особенности заполнения Согласия (Форма по КНД 1110058), а именно:

1. В разделе формы Согласия «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну» в поле «Настоящим даю свое согласие на признание сведений общедоступными» в соответствии с Приложением № 3 к приказу (Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными) указывается в обязательном порядке два кода:

«1100» — Сведения из налоговых деклараций (расчетов);

«1400» — Иное. В текстовом поле «Для кода 1400» указывается код в следующей последовательности букв и символов: «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС».

2. В поле «Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» указывается цифра «2», что подразумевает выдачу Согласия только на часть сведений, составляющих налоговую тайну».

В целях разъяснения, какие именно сведения раскрываются территориальными налоговыми органами при информировании налогоплательщиков о несформированных источниках по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) на основании данных ими Согласий с кодами: «1100» — Сведения из налоговых деклараций и «1400» — «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) «несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС», ФНС России сообщает следующее.

Согласия, данные налогоплательщиками с кодами «1100» и «1400», с указанием в поле «1400» последовательности букв и символов «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) «несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС» (далее -несформированный источник), используются территориальными налоговыми органами исключительно в качестве кейса по информированию налогоплательщика по его запросу только о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника в отношении вычетов по НДС, принятых от непосредственного поставщика такого налогоплательщика и отраженных им в декларации по налогу на добавленную стоимость.

При этом, указание кода Согласия «1100» — «Сведения из налоговых деклараций (расчетов)» необходимо исключительно для использования деклараций по налогу на добавленную стоимость как источника информации о фактах наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированных источников и не подразумевает раскрытия третьим лицам каких-либо сведений из налоговых деклараций, кроме факта, сообщаемого только покупателю о том, что его непосредственный поставщик, операции с которым отражены в декларации по налогу на добавленную стоимость покупателя, имеет (урегулировал/не урегулировал) несформированный источник по цепочке его поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Код Согласия «1400» — «Иное» служит неотъемлемым механизмом для корректной автоматизированной обработки принятых Согласий и идентификации кейса Согласий, а именно: кейса по информированию налогоплательщика о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированных источников для принятия к вычету сумм НДС.

Таким образом, переданные налогоплательщиками в соответствии с письмом ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656 в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и/или налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

© 2015 г. Ю. А. Крохина

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗАЩИТЫ НАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ВОПРОСЫ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ

Крохина Юлия Александровна — профессор, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультета) Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; профессор кафедры административного и финансового права Российского экономического Университета имени Г.В. Плеханова, д-р юрид. наук

(E-mail: jkrokhina@mail.ru )

Основой информации, необходимой органам государства для налогообложения, являются сведения об экономической деятельности налогоплательщика. Такую информацию в литературе называют налоговозначимой1.

Анализ содержания ст. 102 НК РФ позволяет сделать вывод, что сведения, которые получают налоговые органы о деятельности налогоплательщиков, являются не только экономической информацией, но и содержат персональные данные налогоплательщиков, налоговых агентов и лиц, сопутствующих уплате налогов, которые попадают под режим защиты Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Более того, согласно принятому в 2013 г. закону «О противодействии незаконным финансовым операциям» для налоговых органов возможен доступ к информации о счетах физических лиц. Сотрудники налоговых инспекций могут получать выписки о движении средств, сведения о суммах вкладов. Правда, возможен столь подробный запрос только в том случае, если в отношении отдельно взятого гражданина осуществляется проверка.

Следовательно, налоговозначимая информация — это особый тип информации, предназначенный исключительно для целей налогообложения, содержащий сведения об экономической деятельности налогоплательщика и его личные данные. Для ограничения доступа к подобного рода информации, обеспечения конституционных прав граждан на информацию и гарантии неприкосновенности их частной жизни, НК РФ был введен правовой режим налоговой тайны.

Необходимо обратить внимание, что право на информацию не закреплено в одной статье или части статьи Конституции России, оно выводится из норм разных статей Основного Закона. В его содержание как правило всего включаются правомочия на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ч. 4 ст. 29 Конституции России), а также обязанность установленных в законе субъектов предоставлять доступ к определенным сведениям (ч. 2 ст. 24 Конституции России)2.

Юридическое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной налоговым законодательством к охраняемым объектам.

В «Концепции обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы», утв. приказом ФНС России от 09.11.2011 № ММВ-7-4/738 защита сведений, содержащих налоговую тайну, названа в числе основных задач данного органа исполнительной власти. Решение этой задачи осуществляется в целях противодействия использования налоговой информации в противоправных целях. В Концепции выделены факторы и условия (угрозы), влияющие на безопасность налоговых органов и относительно налоговой тайны названы следующие. В числе внешних угроз: техническое проникновение криминальных структур и отдельных лиц в базы данных персональных компьютеров, локальных сетей, средств связи, оргтехники и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей налоговую, для использования ее в противоправных целях. К внутренним угрозам безопасности относится возможность противоправных проявлений со стороны сотрудников налоговых органов, в том числе:

— проникновение в базы данных персональных компьютеров, локальных сетей, средств связи, оргтехники и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей налоговую, для использования ее в противоправных целях;

— незаконное получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, хищение или утрата документов, содержащих такую информацию.

В отношении доступа к налоговой, банковской, личной или коммерческой тайне современные тенденции международного правового регулирования, межстранового взаимодействия по вопросам обмена информацией в целях борьбы с отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов, а так же во избежание двойного налогообложения граждан, имеющих двойное гражданство, сводятся к ограничению круга органов, которые могут иметь доступ к охраняемой законом тайне.

В отличие от налогового законодательства Российской Федерации, законодательство многих зарубежных стран содержит общие принципы доступа к тайне, определяя в каких случаях можно истребовать и (или) разглашать какую-либо информацию о налогоплательщике3.

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым вопросам (1988), разработанная ОЭСР совместно с Советом Европы в целях предотвращения уклонения от уплаты всех видов налогов, кроме таможенных пошлин4, а также законодательство ряда европейских стран разрешают использование административных источников, в том числе данных налоговой службы в той степени, в которой эти данные необходимы для разработки и распространения статистических данных, однако в названных актах так же существует общий принцип доступа к конфиденциальной информации, устанавливающий какая ее часть и в каком виде может быть раскрыта. В НК РФ подобный принцип отсутствует.

Закрепленное в действующем налоговом законодательстве РФ определение «налоговой тайны» исходит не из перечня сведений о налогоплательщике, не подлежащих разглашению, а из перечня субъектов, имеющих доступ к налоговой тайне. Перечень сведений, составляющих налоговую тайну, законодательно не закреплен, он формируется в процессе практической деятельности органов налогового контроля и находит закрепление в нормативных актах. Например, в письме Минфина России от 12.04.2011 г. № 03-02-08/41 установлено, что информация, отраженная в первичных документах налогоплательщика, которую налоговый орган получил при осуществлении налогового контроля, является налоговой тайной.

В этой связи, основная проблема в российской правоприменительной практике состоит в том, что объем сведений, относимых к налоговой тайне, изначально не является точно

4 «Совместная Конвенция Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам» (ETS N 127) (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988)

определенным, что порождает множественность подходов к толкованию его содержания, обжалование действий (бездействия) налоговых органов по вопросам предоставления информации о налогоплательщиках.

К сожалению, российское налоговое законодательство не идет по пути уточнения перечня сведений, охраняемых в режиме налоговой тайны. Усугубляет ситуацию периодическое появление проектов федеральных законов, направленных на расширение перечня субъектов, имеющих доступ к налоговой тайне. В некоторых случаях появление подобных законопроектов обусловлено не пониманием органов государственной и муниципальной власти пределов своей компетенции и предоставленных действующим законодательством возможностей по реализации своих полномочий.

Так, 18 ноября 2014 года Правительством РФ был внесен в Государственную Думу РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 26.22 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в статью 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Названный законопроект был разработан в целях обеспечения доступа к сведениям, в том числе составляющим налоговую тайну, должностных лиц финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно пояснительной записке сведения о налогоплательщиках необходимы должностным лицам финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для формирования и обеспечения исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На наш взгляд, предоставление таких полномочий региональным и муниципальным финансовым органам в рамках налогового законодательства излишне, поскольку бюджетным законодательством на сегодняшний день предусмотрено получение данными субъектами всей необходимой информации для эффективного бюджетного планирования. В частности, финансовые органы в соответствии с пунктом 1 статьи 172 БК РФ имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Порядок взаимодействия между финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальными финансовыми органами и налоговыми органами определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов». В данном подзаконном акте перечисляется, какую именно информацию обязаны передавать налоговые органы в финансовые органы субъектов Российской Федерации и в финансовые органы муниципальных образований. Данный перечень является закрытым, что вполне обоснованно, однако он достаточен для эффективного осуществления бюджетного процесса.

Для формирования и исполнения бюджетов финансовым органам не требуется обладать конкретной информацией о каждом налогоплательщике, поскольку на основании принципа бюджетной системы единства кассы зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат осуществляется с единого счета бюджета, где не требуется информация о конкретных налогоплательщиках (Статьи 40, 2151 БК РФ).

Как видим, законодательство наделяет региональные и муниципальные финансовые органы правом получать необходимую информацию, необходимую для формирования и исполнения соответствующего бюджета. Однако такая информация не носит персонифицированный характер. В этой связи включение финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных финансовых органов в субъекты допуска к налоговой тайне, когда эти органы будут иметь право доступа к любым сведениям о налогоплательщике, для целей бюджетного процесса представляется избыточной, а для целей налогообложения — необоснованной.

Кроме того, нельзя забывать, что утечка информации о налоговой тайне — это очень ценная на рынке информация, которая может стоить очень больших денег. Эта информация представляет большой коммерческий интерес. Сведения конфиденциального характера, составляющие налоговую тайну, в первую очередь интересуют лиц, использующих их против компаний-налогоплательщиков. Такими лицами могут быть конкуренты, информация

может быть использована для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия. Налоговой тайной могут заинтересоваться организации, занимающиеся недружественными поглощениями и рейдерскими захватами бизнеса. Не стоит забывать и о коррупционных рисках, которые могут возникать в случае обладания большого количества государственных и муниципальных органов налоговозначимой информацией в отношении индивидуальных налогоплательщиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но, несмотря на то, что институт налоговой тайны имеет важное значение для защиты прав налогоплательщиков, во многих странах (Швеция, Норвегия, Франция, Италия) законодательно закреплен принцип налоговой публичности5. Он означает, что наряду с обязанностью налоговых органов и их должностных лиц по неразглашению сведений о налогоплательщиках, существует возможность публикации определенных налоговозначимых сведений. Правовую основу налоговой публичности в данных странах составляет конституционное право каждого на ознакомление с документами и материалами органов государственной власти, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В связи с тем, что обязанность по уплате налогов носит публично-правовой характер, ее неисполнение отдельным налогоплательщиком причиняет вред бюджетной системе государства и, тем самым, нарушает права и интересы всех граждан. Поэтому некоторые налоговые сведения, перечень которых строго регламентирован, признаются общедоступными, предоставляя, тем самым, всем налогоплательщикам право контролировать исполнение каждым его налоговой повинности. Реализуется принцип налоговой публичности путем ежегодной публикации общедоступных налоговых сведений.

Гарантией соблюдения режима налоговой тайны является юридическая ответственность за нарушение режима хранения и(или) использования налоговозначимой информации. Статья 102 НК РФ определяет два вида объектов нарушений режима налоговой тайны: разглашение налоговой тайны и утрата документов, в которых есть сведения, являющиеся налоговой тайной организации. За эти действия виновные привлекаются к ответственности. Субъектом данных правонарушений может быть только лицо, на которое в соответствии с законодательством была возложена обязанность соблюдать режим налоговой тайны.

Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

Для правоприменительной практики большое значение имеет четкость и ясность правовых норм. К сожалению, понятие разглашения дано в ст. 102 НК РФ не совсем четко. Названный термин определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В литературе обоснованно критикуется это определение6. Как справедливо отмечает Е.В. Шеховцева, круг сведений составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может выражаться не только в использовании и передаче сведений, но также в придании их огласке, например путем публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением тайны предлагается понимать виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам7.

Специальный правовой режим хранения и доступа сведений о налогоплательщике установлен п. 3 ст. 102 НК РФ. Данная норма означает обязанность налоговых органов обеспечить сохранность таких сведений, принять к этому все необходимые меры, поэтому их утрата образует состав правонарушения. Под утратой следует понимать любое противоправное выбитые

5 Налоговая тайна. Материал компании Roche&Duffay // URL: http://www.roche-duffay.ru/articles/tax_ secrecy.htm..

6 См., например: Торшин А.В. Соотношение налоговой тайны с другими режимами защиты конфиденциальной экономической информации // Финансовое право. 2002. N 1. С. 14.

7 Шеховцева Е.В. Налоговая тайна: правовой режим охраны // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 1. С. 38 — 42.

налоговозначимых сведений из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение, в результате которого произошло нарушение прав налогоплательщика и иного лица либо охраняемых законом прав интересов общества или государства.

Действующим законодательством за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений составляющих налоговую тайну предусмотрена ст. 183 УК РФ. Однако диспозиция этой статьи по кругу субъекту и перечню противоправных существенно отличается от тех, что предусмотрены ст. 102 НК.

Кроме названного состава преступления, с учетом конкретных обстоятельств должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую тайну, может быть привлечено к ответственности по ст. 293 УК РФ — «Халатность». Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба. Такое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, может повлечь за собой выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.

В правоприменительной практике не редко встает вопрос о праве налогоплательщика на компенсацию вреда, причиненного налоговыми органами вследствие нарушения режима налоговой тайны. Общие положения имущественной ответственности налоговых органов установлены ст. 35, 103 НК РФ и ст. 13 Федерального Закона «О налоговых органах». В соответствие с указанными статьями, убытки, причиненные налогоплательщику или его имуществу неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц (в том числе предусмотренные п. 2, 4 ст. 102 НК РФ), подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, за счет казны Российской Федерации (ст. 1069 ГК РФ).

Несмотря на то, что законодатель не указал в НК РФ и Федерального Закона «О налоговых органах» на возможность компенсации морального вреда в качестве способа защиты нарушенных прав налогоплательщиков и не предусмотрел такую возможность непосредственно в статьях, посвященных порядку защиты нарушенных прав, данное обстоятельство представляется возможным преодолеть. Во-первых, в соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда. Нормы же о взыскании морального вреда, вероятно, следует применять к налоговым отношениям постольку, поскольку это соответствует, в частности, принципу недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику.

В случае неправомерного разглашения информации о налогоплательщике ст. 12 ФЗ «О налоговых органах» предусматривает дисциплинарную ответственность должностных лиц налоговых органов за невыполнение или не надлежащие выполнение ими своих обязанностей. Это положение сходно с составом преступления, предусмотренным ст. 293 УК РФ, однако в отличие от халатности, такие действия не обязательно должны влечет за собой причинение крупного ущерба налогоплательщику.

Таким образом, анализ законодательного регулирования позволяет сделать следующие выводы. Налоговая тайна является правовым институтом налогового права, основанным на положениях Конституции РФ. В иных отраслях права (информационном, административном, уголовном и др.) содержатся нормы, обеспечивающие, гарантирующие и охраняющие налогоз-начимую информацию.

Проблемы правоприменительной практики показывают, что законодателю следует продумать возможность перехода к формулированию понятия налоговой тайны не через определение перечня субъектов допуска к налоговой тайне, а через определение перечня сведений, составляющих налоговую тайну. Так же необходимо разработать общие принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов с налоговой службой в части доступа к налогозначимой информации.

Согласие на раскрытие налоговой тайны компания подает в налоговую, чтобы обнародовать закрытые сведения или их часть. Зачем это делают?

Раскрытие налоговой тайны — это право, а не обязанность налогоплательщика. Но иногда такая откровенность в интересах их владельца.

Зачем раскрывать налоговую тайну

Проявление осмотрительности — обязательный пункт при выборе контрагента. Нужно убедиться, что он работает легально и не игнорирует уплату налогов. Иначе налоговый орган откажет в вычете НДС и не признает расходы компании.

Будущий партнер может перед сделкой запросить у компании устав и лицензии на осуществление деятельности.

Согласие на раскрытие тайных данных также актуально для заемщиков. Только так банк проверит достоверность бухгалтерской и налоговой отчетности, которую предоставила фирма.

Тайна может подлежать раскрытию при обмене документами, без которых нельзя подписать договор при проведении некоторых аукционов, тендеров и торгов.

Контрагент может запросить сведения, которые составляют налоговую тайну и у самой компании. Это является доказательством проявления осмотрительности.

Кто может запросить данные и какие именно

В ФНС можно запросить сведения о контрагентах, в отношении которых не действует режим налоговой тайны: узнать, соблюдает ли контрагент налоговое законодательство и какой режим налогообложения применяет.

Запросить информацию, которая относится к налоговой тайне, могут:

  • государственные органы и их сотрудники для исполнения служебных обязанностей;

  • контрагенты налогоплательщика (поставщики, покупатели, кредитные организации и другие).

Можно запросить:

  • персональные данные физического лица;

  • данные о финансовом положении налогоплательщика, его активах и т.д.;

  • маркетинговые исследования, технологии, стратегические планы развития — то, что может относиться к коммерческой тайне;

  • информация о банковских операциях, кредитах, вкладах, выписки с расчетного счета — то есть сведения, составляющие банковскую тайну.

Налогоплательщик может не дать согласия на раскрытие данных. Однако банки, организаторы тендеров и госзакупок, а также потенциальные контрагенты могут посчитать отказ признаком нечестной игры.

Как оформить согласие на раскрытие налоговой тайны

Согласие на раскрытие налоговой тайны составляют по форме из приложения № 1 к приказу ФНС № ММВ-7-17/615@. Заявление предоставляют в ИФНС лично или в электронной форме через кабинет на сайте nalog.ru.

Чтобы не допустить разглашения важных сведений, действие согласия на раскрытие тайны можно прекратить после заключения контракта. Для этого нужно составить отзыв на согласие в произвольной форме.

Важно четко сформулировать, что компания просит закрыть конкретные сведения о себе и охранять их в режиме налоговой тайны. За разглашение таких данных последует ответственность, о которой мы писали в прошлой статье о налоговой тайне.

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 22 сентября 2017 г.

Содержание журнала № 19 за 2017 г. НОВОЕА.Ю. Никитин,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Часть сведений о налогоплательщиках, которыми располагают инспекции, лишена статуса налоговой тайны. Эти данные будут выкладываться на всеобщее обозрение на сайте ФНС, что должно облегчить сбор информации о потенциальных контрагентах. Направлять в ИФНС для проверки будущего поставщика запросы с просьбой предоставить информацию о соблюдении им законодательства больше не потребуется.

Что не относится к налоговой тайне

По общему правилу налоговую тайну составляют любые сведения о плательщике налогов и страховых взносов, полученные налоговой инспекцией, полицией, следователями, государственными внебюджетными фондами и таможенными органамип. 1 ст. 102 НК РФ. То есть все сведения о компании, которые прямо не названы в НК РФ как исключения, охраняются госорганами в качестве налоговой тайныподп. 8 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 102 НК РФ. И могут быть предоставлены заинтересованному лицу исключительно в случаях, установленных законом. Скажем, судебные приставы в деле о банкротстве могут получать у налоговиков сведения об имуществе должника, движении денег по расчетному счету и др.ч. 8, 9 ст. 69 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ

Внимание

За разглашение налоговой тайны (например, вследствие утраты документов, полученных в ходе проверки) сотрудника ИФНС могут привлечь к уголовной ответственностич. 2—4 ст. 183 УК РФ. А компания может потребовать возмещения причиненных ей убытков.

К сведениям-исключениям, не защищенным режимом налоговой тайны, относятся, например, общедоступные сведения об организации (в том числе содержащиеся в ЕГРЮЛ: дата создания, адрес и ИНН, ф. и. о. руководителя и прочие), сведения о налоговых нарушениях и мерах ответственности за них, о применяемом спецрежиме (УСН, ЕНВД и др.). Кстати, любые сведения могут стать общедоступными с письменного согласия налогоплательщика.

В прошлом году перечень «нетайных» сведений существенно расширился. Теперь в него также включены:

•сведения о размерах недоимки и задолженности по пеням и штрафам. До этого не считалась секретной только информация о совершении компанией налоговых правонарушений и о том, какие меры ответственности были к ней применены, без раскрытия конкретных сумм;

•сведения о среднесписочной численности работников компании за прошедший календарный год;

•сведения об уплаченных за прошлый год страховых взносах и налогах (по каждому налогу и сбору), кроме уплаченных в качестве налогового агента и при ввозе товаров из ЕАЭС;

•суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассказываем руководителю

Те сведения, которые не перечислены прямо в ст. 102 НК РФ, по-прежнему охраняются законом, и просить их у налоговиков бесполезно. Поэтому бессмысленно просить у ИФНС, скажем, копию решения о привлечении вашего контрагента к ответственностиПостановление 9 ААС от 16.01.2017 № 09АП-62555/2016. Или информацию о сделках, заключавшихся вашими поставщиками с другими организациями.

«Нетайные» сведения опубликуют в Интернете

Это касается сведений об уплаченных компанией налогах и страховых взносах, о налоговых нарушениях и штрафах за них, о среднесписочной численности работников, о применяемых спецрежимах, а также о данных бухотчетности. Порядок и сроки размещения данных на сайте ФНС утверждает сама налоговая службап. 1.1 ст. 102 НК РФ.

Для рассекречивания дополнительных сведений о себе плательщик должен подать согласие по утвержденной ФНС форме. Причем такие сведения в согласии указываются в закодированном виде

По первоначальному плану первое размещение должно было состояться уже 25 июля текущего года. Но что-то пошло не так, и ФНС перенесла этот срок на 01.06.2018Приказ ФНС от 27.07.2017 № ММВ-7-14/582@. Сведения, опубликованные в этот день, будут сгруппированы в два набора открытых данных. Первый будет включать данные о размерах недоимки, о сумме задолженности по пеням и штрафам, сведения о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за них, о применяемых спецрежимах и об участии компании в консолидированной группе налогоплательщиков.

Во второй набор войдут сведения о среднесписочной численности работников, данные об уплаченных в предшествующем календарном году налогах, сборах и страховых взносах, доходах и расходах по отчету о финансовых результатах на 31 декабря 2017 г.

Отметим, что налоговики отказались от первоначальных планов ежемесячного размещения «рассекреченных» данных, входящих в первый набор. Кроме того, оба набора данных должны будут находиться в открытом доступе не менее года со дня их размещения на сайте, а не 3 календарных года, не считая года размещения, как планировалось ранее.

Почему тайна больше не тайна

Чем объясняется такое послабление режима налоговой тайны? Отчасти тем, что некоторые сведения, которые по НК РФ инспекторы обоснованно квалифицировали как составляющие налоговую тайну, заинтересованное лицо могло абсолютно законно получить из других источников. Например, некоторые категории юрлиц обязаны публиковать бухотчетность. Кроме того, данные бухотчетности любой компании за любой прошедший год каждый желающий может получить в Росстате по письменному запросуприложение № 2 к Административному регламенту, утв. Приказом Росстата 20.05.2013 № 183.

Справка

В данные, публикуемые 01.06.2018, войдут сведения о налоговых правонарушениях, решения по которым вступили в силу в период с 02.06.2016 по 31.12.2017, если штрафы не будут уплачены до 01.05.2018.

То есть бухгалтерская отчетность организации, даже не подлежащая обязательному опубликованию, полученная органами статистики, по сути, находится в открытом доступе, а та же бухгалтерская отчетность, сданная в ИФНС, имела статус охраняемых сведений.

Другая немаловажная причина — расширение возможностей проверки контрагентов. Посыл такой: добросовестному налогоплательщику скрывать нечего. А вот организация, уклоняющаяся от уплаты налогов или имеющая критическую задолженность по обязательным платежам, достаточную для возбуждения дела о банкротстве, точно не заинтересована в том, чтобы об этом стало известно потенциальным клиентам. В пояснительной записке к законопроекту законотворцы вспомнили даже про обманутых дольщиков, которые могли бы избежать проблем, имей они доступ к сведениям, свидетельствующим о скором крахе строительных фирм.

О проблемах выбора контрагентов и должной осмотрительности мы писали:

2017, № 17, с. 67

Но даже с формально незасекреченными сведениями ситуация была парадоксальной. Например, Минфин, ссылаясь на позицию ВАС, говорил, что инспекции не должны отказывать компаниям в предоставлении сведений об исполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, поскольку эти данные не являются налоговой тайной. А запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентаПисьмо Минфина от 16.05.2013 № 03-02-07/1/17050; Определение ВАС от 01.12.2010 № ВАС-16124/10.

Налоговики же соглашались: да, эти сведения не тайна, но они не обязаны предоставлять их по запросам компаний. Проявляете осмотрительность при выборе контрагента? Это похвально. Сервисы на сайте ФНС вам в помощьПисьмо ФНС от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@. При этом суды при рассмотрении дел, где инспекторы вменяли компаниям получение необоснованной налоговой выгоды, зачастую отмечали, что организация не проявила должной осмотрительности, поскольку, в частности, не обратилась в ИФНС за информацией о налоговых правонарушениях, совершенных поставщиком, хотя эти данные являются открытымиПостановления 13 ААС от 01.12.2016 № 13АП-26867/2016; 8 ААС от 10.05.2016 № 08АП-3118/2016.

Совет

Нет смысла настаивать на том, что вы проявили должную осмотрительность и проверили контрагента через сайт ФНС, если на самом деле этого сделано не было. Тем более в случае, когда, проведя такую проверку в действительности, вы бы узнали, что поставщик ненадежен. Судьи без труда уличат вас во лжи, и вряд ли это создаст у них положительное впечатление о вашей компанииПостановление 4 ААС от 15.06.2017 № 04АП-2574/2017. Если же проверка через сервисы на сайте ФНС действительно проводилась, сделайте распечатки ее итогов и включите их в налоговое досье на контрагента.

Что в итоге

В целом, конечно, снятие режима секретности с некоторых сведений, составляющих налоговую тайну, и тот факт, что эти сведения будут общедоступны без всяких запросов, можно расценить как положительные изменения. Но есть и нюансы.

Во-первых, пока этих данных в открытом доступе нет. До размещения их в Интернете еще почти год. И, например, через электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» на сайте ФНС получить их пока нельзя.

Внимание

«Рассекреченные» сведения налоговики не будут рассылать по запросам компаний. Даже если этих данных еще нет в открытом доступе на сайте ФНС.

Скажем, сервис «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года» может показать только, что интересующая организация имеет налоговую задолженность, превышающую 1000 руб., которую налоговики уже пытались взыскать через приставов, и не сдает декларации более года. Разумеется, с таким контрагентом дел лучше не иметь, но отсутствие данных о нем в этом ресурсе еще не гарантирует его «благонадежности».

Во-вторых, просить рассекреченные данные у налоговиков в частном порядке вообще стало бессмысленным. Ведь в НК РФ теперь прямо сказано, что сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законамип. 1.1 ст. 102 НК РФ. То есть для компаний и физлиц доступ к этим сведениям предусмотрен только через сайт ФНС. Иного не даноПисьмо ФНС от 25.11.2016 № ГД-4-14/22483@. Размещены ли эти данные в открытом доступе или еще нет — не так важно.

Кстати, суд уже рассматривал подобное дело и решил, что инспекция правомерно отказала компании в предоставлении сведений о контрагенте, несмотря на то что запрошенные данные с учетом поправок, внесенных в ст. 102 НК РФ, не являются налоговой тайнойПостановление 16 ААС от 02.06.2017 № 16АП-1541/2017.

Рассказываем руководителю

К сожалению, давно прошли те времена, когда многие суды считали достаточным проявлением осмотрительности получение выписки из ЕГРЮЛ по контрагенту. Теперь для минимизации налоговых рисков нужен системный анализ потенциального поставщика. Желательно собрать на него целое досье, заручиться учредительными документами и приказом о назначении руководителя, выяснить, обладает ли он достаточными ресурсами для выполнения обязательств по сделке, и т. д.

«Несекретные» данные о некоторых контрагентах можно увидеть и сейчас

Компании, потенциальные поставщики которых относятся к малому и среднему бизнесу, могут найти информацию о среднесписочной численности их работников и доходах, полученных от ведения деятельности за предшествующий календарный год, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Он размещен на сайте ФНС. Данные вносятся в реестр автоматически на основании сведений о среднесписочной численности работников и налоговых деклараций, представленных организациейч. 4 ст. 4.1 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Посмотреть Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства можно:

сайт ФНС → Электронные сервисы

Если компания — субъект малого предпринимательства не представила сведения о среднесписочной численности работников или не подавала декларации за прошлый год (либо сдала налоговую отчетность в таком виде, что размер полученных доходов не поддается определению), то ее уберут из реестра 10 августа текущего годап. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Поэтому сам факт того, что потенциальный контрагент есть в реестре, характеризует его положительно. По крайней мере, это означает, что вы имеете дело с компанией, которая сдает налоговую отчетность.

Впрочем, преувеличивать значение проверки контрагента через реестр СМП не стоит. Но включить распечатку из реестра в налоговое досье на контрагента не помешает.

* * *

Безусловно, налоговики тоже будут пользоваться нововведениями, доказывая, что компания не проявила должную осмотрительность при выборе контрагента. Пока суды ссылки инспекторов на свободный доступ к открытым сведениям отклоняют, если спорные правоотношения состоялись до вступления поправок в силуПостановление АС ПО от 27.04.2017 № Ф06-19785/2017. Но когда сервис заработает, тот факт, что компания им не воспользовалась, будет свидетельствовать об отсутствии должной осмотрительности с ее стороны, со всеми вытекающими последствиями.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*