admin / 11.03.2020

Подбор персонала в Белоруссии

Иногда наниматель принимает на работу пенсионеров. Однако, заключая трудовой договор с таким сотрудником, наниматель должен помнить об обязанности уведомить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Рассмотрим, как правильно это сделать.

Кого необходимо уведомить

При приеме на работу пенсионера наниматель обязан известить об этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение <1>. К данным органам относятся районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее — госорганы) <2>.

На заметку
Уведомление, как правило, следует направлять по месту регистрации пенсионера <3>. Информацию о госорганах и их адресах можно найти на Портале социальной защиты.

Пример 1
В организацию, расположенную в Первомайском районе г. Минска, принят на работу пенсионер, зарегистрированный в Центральном районе г. Минска. Уведомление о его приеме необходимо направить в управление социальной защиты администрации Центрального района г. Минска.

Отметим, что данные органы нельзя путать с рай(гор)отделами областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) <4>. В них наниматель представляет сведения персонифицированного учета по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» <5>. Кроме того, сроки представления данных сведений не совпадают со сроками, установленными для направления уведомления о приеме пенсионера. Сведения о приеме и увольнении по форме ПУ-2 в органы ФСЗН подаются один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом <6>. А по застрахованным лицам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, — не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Когда и зачем необходимо уведомлять

В законодательстве не содержится уточнений, в каких случаях при приеме на работу пенсионера у нанимателя возникает обязанность уведомить госорганы. Поэтому уведомлять необходимо всегда, а именно:

— при заключении трудового договора (контракта);

— при приеме на условиях неполного рабочего времени, в том числе по совместительству.

Судебная практика
Наниматель принял на работу пенсионерку на условиях внешнего совместительства. Однако о ее приеме госорган не уведомил. В связи с этим после увольнения с основного места работы женщина стала получать пенсию как неработающий пенсионер. Это привело к образованию переплаты. Данная переплата, а также проценты на нее были взысканы с нанимателя в бесспорном порядке на основании решения комиссии по назначению пенсий.
Наниматель обратился в суд с иском о признании недействительным решения комиссии по назначению пенсий.
Суд признал решение комиссии по назначению пенсий законным и оставил его без изменений.
Решение экономического суда Гродненской области от 16.03.2016 (дело N 38-12/2016). Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гродненской области от 17.06.2016 (дело N 38-12/2016/31А) данное решение оставлено без изменения.

Обратите внимание!
Наниматель также обязан известить госорганы о заключении с пенсионером гражданско-правового договора, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее — договор подряда).
Это связано с тем, что законодатель при формулировке нормы, устанавливающей данную обязанность, использовал термин «работодатель». При этом судебная практика пошла по пути толкования данного термина в соответствии с законодательством об отчислениях страховых взносов в ФСЗН. Согласно его нормам к работодателям относятся лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам и договорам подряда <7>.

Отметим, что обязанность уведомлять лежит также на работнике. Пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты <8>. Однако именно на нанимателе лежит ответственность за неуведомление о приеме пенсионера в срок.

Обратите внимание!
В случае перечисления пенсионеру лишних сумм пенсий госорганы взыскивают их с нанимателей. С юридических лиц данные суммы взыскиваются в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном <9>.

Когда можно не уведомлять

Законодательством не установлены случаи, когда наниматель имеет право не уведомить госорган о приеме на работу пенсионера. Так как норма содержит формулировку «при приеме на работу», полагаем, уведомлять не требуется в случае:

1) если сотрудник, работая в организации, выходит на пенсию. В такой ситуации прием на работу не осуществляется;

2) увольнения пенсионера или расторжения договора подряда. В данном случае это должен сделать сам пенсионер <10>. Особенно это важно для тех, у кого индивидуальный коэффициент заработка больше, чем 1,3. Иначе они будут получать пенсию в заниженном размере <11>.

На заметку
Начисленные суммы пенсии, не востребованные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время не более чем за три года перед обращением за получением пенсии.

В какой форме необходимо уведомлять

В законодательстве не закреплена форма данного уведомления, а также отсутствует перечень сведений, которые должны быть в нем отражены. Полагаем, что нанимателю следует указать ФИО принимаемого работника, дату его рождения, место регистрации, должность и дату приема на работу, а также номер пенсионного удостоверения.

См. образец уведомления о приеме на работу пенсионера.

Информацию о приеме пенсионера целесообразно направить заказным письмом с уведомлением о вручении. Кроме того, уведомление можно отправить нарочным. Как правило, в такой ситуации на втором экземпляре уведомления госорган ставит отметку о получении. При направлении информации такими способами у нанимателя будет доказательство выполнения обязанности по уведомлению о приеме пенсионера.

Как правильно исчислить срок уведомления

Законодательством установлен пятидневный срок для уведомления о приеме на работу пенсионера. Однако правила для его исчисления не установлены. Полагаем, для того чтобы не возникло спорных ситуаций, целесообразно исчислять такой срок в календарных, а не в рабочих днях. Начинать исчисление срока рекомендуем с даты приема на работу. При этом отметим, что при приеме на работу дата приема и дата приказа могут не совпадать.

Пример 2
Наниматель издал приказ от 07.08.2017 N 52-К о приеме на работу экономиста с 14.08.2017. Соответственно, срок уведомления необходимо исчислять с 14.08.2017, т.е. с даты приема. Последний день направления уведомления — 18.08.2017.

Предполагаем, что если последний день срока будет нерабочим днем, то по общим правилам днем окончания срока будет считаться первый рабочий день, следующий за ним. Также отметим, что, как правило, при направлении уведомлений почтой они считаются направленными в срок, если были сданы на почту до 24 часов последнего дня срока.

ИА ГАРАНТ

Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?

1. Работодатели вправе привлекать работников — граждан Белоруссии без получения каких-либо разрешений, и самим работникам не требуется получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ), п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее — Решение N 4), ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998) (далее — Договор о равных правах), ст.ст. 97, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС)).

Также работодатель вправе привлекать граждан Белоруссии без учета установленных п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ ограничений в виде допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами на территории РФ (п.п. 1, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

2. При приеме на работу иностранца необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ), с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников (гл. 50.1 ТК РФ). Так, из ст.ст. 11, 327.3 ТК РФ следует, что при трудоустройстве иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ)*(1);

  • трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Белоруссия входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости, а если трудовая книжка установленного образца у работника отсутствует — работодатель должен ее завести (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Выданные в Белоруссии документы для реализации трудовых прав их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (п. 1 Решения N 4, ч. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);

  • временно пребывающие иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), работающие по трудовому договору (как в Вашем случае), при приеме на работу предъявляют страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают его через работодателя (ст. 2 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, абзац третий ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ);

  • при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

  • при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средства (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку о том, подвергался ли он такому наказанию;

  • документы воинского учета требуется предъявлять только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Для граждан Белоруссии таких исключений не предусмотрено.

Предъявлять полис добровольного медицинского страхования при приеме на работу гражданам Белоруссии не требуется, поскольку международными соглашениями предусмотрено обеспечение граждан Беларуси медицинской помощью на тех же условиях, что и граждан России (часть первая ст. 327.3 ТК РФ, Договор между РФ и РБ о создании Союзного государства от 08.12.1999, Договор о равных правах, письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 N 16-4/В-823, ответ 1 Роструда).

Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами*(2). Трудовой договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ) (ответ 2 Роструда).

3. Так как в отношении граждан Белоруссии действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в России не применяется, то работодатель не обязан уведомлять уполномоченный орган в сфере миграции в субъекте РФ о факте заключения (а также расторжения) трудового договора с таким гражданином (ст. 3, п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4, постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19)*(3).

4. В рассматриваемой ситуации работодатель будет являться принимающей стороной и в связи с этим обязан будет поставить иностранного гражданина на миграционный учет и уведомить о его прибытии уполномоченный орган миграции*(4) только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч.ч. 1 и 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», далее — Закон N 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (приложение N 3).

В этом случае работодатель обязан поставить работника на миграционный учет и направить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда в Россию*(5) (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения… (Санкт-Петербург, 24.01.2006), решение Калининградского областного суда от 26.05.2016)*(6).

Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать иностранцу (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

4 марта 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Учитывая, что у работника в данной ситуации нет соответствующей отметки в паспорте о разрешении о временном проживании и нет вида на жительство, полагаем, что соискателю необходимо также представить нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность (смотрите Вопрос: Иностранный работник, работавший ранее на предприятии, вновь принят на работу. При этом он представил документы, а именно паспорт иностранного гражданина на новую фамилию… (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).

*(2) В частности, если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

*(3) Подробнее смотрите Вопрос: Каков порядок приема на работу гражданина Белоруссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.).

*(4) Обращаем внимание на то, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России.

*(5) По мнению ряда специалистов (в частности, Д.А. Мыльникова, советника государственной гражданской службы РФ (Минтруд России)), данное правило действует и в отношении работодателей, то есть они обязаны направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда гражданина Республики Беларусь. Подтверждение данной точки зрения можно найти и в судебной практике (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.09.2014 N 21-378/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 13АП-790/2009).

*(6) Вместе с тем ничто не мешает работодателю подать соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса с соблюдением сроков, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (7 рабочих дней), чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Уведомление о прибытии иностранца может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, уведомление может быть направлено почтовым отправлением либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

ПЕРЕЧЕНЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР,

осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан

Перечень утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 №200 (c изменениями и дополнениями)

/ извлечение из Перечня в области ГРАЖДАНСТВА И МИГРАЦИИ /

«ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Республики Беларусь»

11.1.ВЫДАЧА ПАСПОРТА гражданину Республики Беларусь, проживающему в Республике Беларусь:

11.1.1. в связи с достижением 14-летнего возраста

11.1.2. достигшему 14-летнего возраста, в случае утраты (хищения) паспорта

11.1.3. достигшему 14-летнего возраста, при приобретении гражданства Республики Беларусь

11.1.4. не достигшему 14-летнего возраста, впервые

11.1.5. не достигшему 14-летнего возраста, в случае утраты (хищения) паспорта

11.2. ОБМЕН ПАСПОРТА гражданину Республики Беларусь, проживающему в Республике Беларусь:

11.2.1. достигшему 14-летнего возраста, в случае истечения срока его действия, израсходования листов, предназначенных для отметок, непригодности для использования, изменения половой принадлежности

11.2.2. достигшему 14-летнего возраста, в случае изменения (перемены) фамилии, собственного имени, отчества, установления неточностей в данных или отметках в паспорте

11.2.3. достигшему 14-летнего возраста, в случае переезда гражданина Республики Беларусь, ранее постоянно проживавшего за пределами Республики Беларусь, на постоянное жительство в Республику Беларусь

11.2.4. не достигшему 14-летнего возраста, в случае переезда гражданина Республики Беларусь, ранее постоянно проживавшего за пределами Республики Беларусь, на постоянное жительство в Республику Беларусь

11.2.5. не достигшему 14-летнего возраста (за исключением случая переезда гражданина Республики Беларусь, ранее постоянно проживавшего за пределами Республики Беларусь, на постоянное жительство в Республику Беларусь.

ВЫДАЧА ПАСПОРТА для ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ

за пределами Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь:

11.3.1. проживающему в Республике Беларусь, достигшему 14-летнего возраста

11.3.2. проживающему в Республике Беларусь, не достигшему 14-летнего возраста

11.10. Выдача вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства, постоянно проживающему в Республике Беларусь:

11.10.1. достигшему 14-летнего возраста

11.10.2. достигшему 14-летнего возраста, в случае утраты (хищения) вида на жительство

11.10.3. не достигшему 14-летнего возраста

11.10.4. не достигшему 14-летнего возраста, в случае утраты (хищения) вида на жительство

11.11. ОБМЕН ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВО иностранному гражданину или лицу без гражданства, постоянно проживающему в Республике Беларусь:

11.11.1. в случае истечения срока его действия, непригодности для использования, израсходования листов, предназначенных для отметок

11.11.2. в случае изменения (перемены) фамилии, собственного имени, отчества либо установления неточностей в данных или отметках

11.12. ВЫДАЧА УДОСТОВЕРЕНИЯ БЕЖЕНЦА иностранному гражданину или лицу без гражданства:

11.12.1. на основании решения о предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь

11.12.2. которому предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, в связи с достижением 14-летнего возраста

11.12.3. в случае утраты (хищения) удостоверения беженца

/ компетенция выполнения указанных административных процедур – управление по гражданству и миграции /

11.13. ОБМЕН УДОСТОВЕРЕНИЯ БЕЖЕНЦА иностранному гражданину или лицу без гражданства:

11.13.1. в случае истечения срока его действия непригодности для использования израсходования листов, предназначенных для отметок

11.13.2. в случае изменения (перемены) фамилии, собственного имени, отчества либо установления неточностей в данных или отметках в удостоверении беженца

11.14. ВЫДАЧА ПРОЕЗДНОГО ДОКУМЕНТА Республики Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства

11.15. ОБМЕН ПРОЕЗДНОГО ДОКУМЕНТА иностранному гражданину или лицу без гражданства

11.16. Выдача справки, подтверждающей личность, в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность, гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину или лицу без гражданства, постоянно проживающему в Республике Беларусь, или которому предоставлен статус беженца в Республике Беларусь

ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

12.1. Выдача свидетельства о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь (далее – свидетельство о регистрации ходатайства) иностранному гражданину или лицу без гражданства:

12.1.1. на основании решения о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь (далее – ходатайство)

12.1.2. в случае утраты (хищения) свидетельства о регистрации ходатайства

12.1.3. в случае продления срока рассмотрения ходатайства

12.2. ОБМЕН СВИДЕТЕЛЬСТВА о регистрации ходатайства иностранному гражданину или лицу без гражданства в связи с непригодностью для использования или установлением неточностей в записях

12.3. ВЫДАЧА СПРАВКИ о регистрации заявления иностранного гражданина или лица без гражданства О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ему УБЕЖИЩА в Республике Беларусь

12.4. ВЫДАЧА СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Республике Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства:

12.4.1. на основании решения о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь

12.4.2. в случае утраты (хищения) свидетельства о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь

12.4.3. на основании решения о продлении срока предоставления дополнительной защиты в Республике Беларусь

12.5. ОБМЕН СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Республике Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства в связи с непригодностью для использования или установлением неточностей в записях

12.6. ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ в Республике Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства

12.7. ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ в Республике Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства:

12.7.1. при обращении в Республике Беларусь

12.8. Выдача специального разрешения на право осуществления разовой реализации товаров на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах или его дубликата иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь

12.9. ВЫДАЧА ВИЗЫ для ВЫЕЗДА из Республики Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства

12.10. ВЫДАЧА ВИЗЫ ДЛЯ ВЫЕЗДА из Республики Беларусь И ВЪЕЗДА в Республику Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно или постоянно проживающим в Республике Беларусь

12.11. ВЫДАЧА МНОГОКРАТНОЙ ВИЗЫ для ВЫЕЗДА из Республики Беларусь и ВЪЕЗДА в Республику Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно или постоянно проживающим в Республике Беларусь

12.12. Выдача гражданину Республики Беларусь документа:

12.12.1. О ПРИГЛАШЕНИИ иностранного гражданина или лица без гражданства в Республику Беларусь

12.12.2. О МНОГОКРАТНОМ ПРИГЛАШЕНИИ иностранного гражданина или лица без гражданства в Республику Беларусь

12.13. Выдача документа о приглашении иностранного гражданина или лица без гражданства в Республику Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно или постоянно проживающим в Республике Беларусь

12.14. РЕГИСТРАЦИЯ иностранного гражданина или лица без гражданства:

12.14.1. временно пребывающих в Республике Беларусь

12.15. Продление срока временного пребывания (регистрации) в Республике Беларусь:

12.15.1. иностранного гражданина или лица без гражданства

12.16. Выдача справки о приеме документов для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь

12.17. Выдача специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства

12.18. Продление срока действия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью

12.19. Выдача дубликата специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью

12.20. Выдача разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы

12.21. Выдача дубликата разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы

12.22. Продление срока действия разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы

РЕГИСТРАЦИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

И МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

13.1. РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь

13.2. РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь

13.3. СНЯТИЕ ГРАЖДАН Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ

13.4. Выдача адресной справки о месте жительства

Автор материала: Александра Жиленкова,

эксперт по трудоустройству иностранных работников из ЕАЭС и СНГ

Вопрос: «Как правильно принять на работу гражданина Белоруссии?»

Ответ: Республика Беларусь является членом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). В связи с этим, для граждан Белоруссии действуют более удобные и комфортные условия в России при трудоустройстве, по сравнению с другими гражданами, не входящими в союз, а также есть привилегии по сравнению с другими участниками союза. Рассмотрим детально.

  1. ПРИЕМ НА РАБОТУ

Граждане Белоруссии принимаются на работу почти на одинаковых условиях с гражданами России. Но есть нюансы. Например, при приеме на работу граждане Белоруссии предоставляют немного отличный от россиян пакет документов. Полный перечень документов при приме на работу в РФ указан в ст. 65 и 327.3 Трудового кодекса РФ, п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Некоторые аспекты для приема на работу гражданина Белоруссии:

  • может потребоваться справка о несудимости, если должность при трудоустройстве предполагает обязательное ее наличие (должности педагогов и преподавателей, должности воспитателей для несовершеннолетних, при организации их воспитания, отдыха, медицинского обследования, социального обслуживания в сфере культуры, спорта, искусства).

Примечание: В этом случае иностранному гражданину необходимо предоставить справку не только из российского МВД, но и из белорусских ОВД.

  • если должность предполагает подтверждение образования, иностранный гражданин обязан предоставить документы об образовании, с нотариально заверенным переводом данных документов на русский язык.
  • военный билет работодатель требовать не в праве у граждан Белоруссии, т.к. иностранные граждане не подлежат воинскому учету.
  • полис добровольного медицинского страхования. При заключении трудового договора граждане ЕАЭС должны предъявить действующий на территории РФ полис добровольного медицинского страхования (ДМС). В случае, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 16-4/В-823), то предъявлять полис ДМС не нужно. Граждане Республики Беларусь также, при заключении трудового договора, должны предъявлять полис ДМС, в том числе, временно пребывающие на территории России (п. 3.5 Положения, утвержденного приказом Минздрава России от 21 января 1997 г. № 19, Письмо Минздрава РФ от 22 апреля 2015 г. № 17-1/10/2-1621). С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане государств, которые входят в ЕАЭС и работающие по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). В свою очередь, скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов ЕАЭС и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса (п. 4 Приложения № 30 к договору ЕАЭС)

Совет: для того, чтобы сберечь свои нервы (Решение Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия) № 12-4/2017 от 19 января 2017 г. по делу № 12-4/2017) и свое здоровье (не все медицинские учреждения РФ знают порядок оказания мед. помощи белорусам и, за редким исключением, работодатели заключают договор с медицинской организацией), при въезде в Россию белорусам необходимо оформить себе полис ДМС (если нет полиса ОМС РФ) на 3 месяца, и, после заключения трудового договора, оформить самостоятельно полис ОМС бесплатно. Для этого требуется наличие трудового договора, страховой номер индивидуального лицевого счёта и регистрация по месту пребывания (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Реквизиты полиса ДМС и ОМС необходимо включать в трудовой договор.

  • СНИЛС. Напомню, что с 1 апреля 2019 года карточки СНИЛС больше не выдают и не восстанавливают при утере. Вместо зелёных карточек теперь появились уведомления в бумажном или электронном виде. Следовательно, работодатель больше не оформляет СНИЛС работнику, впервые осуществляющему трудовую деятельность. При устройстве на работу, работник должен самостоятельно распечатать уведомление из личного кабинета на сайте ПФР и предоставить работодателю. Карточек нет, но номер лицевого счета остался, он один на всю жизнь. Это счёт в ПФР, который позволит иметь доступ к госуслугам. Поэтому и гражданам Белоруссии, как и любому другому работнику в РФ, требуется страховой номер индивидуального лицевого счёта- уникальный номер индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
  • Трудовая книжка республики Беларусь не принимается в расчет в РФ. Российский работодатель оформляет новую трудовую книжку российского образца, если гражданин Белоруссии впервые устраивается на работу в России.
  1. УВЕДОМЛЕНИЕ МВД О ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ИНОСТРАНЦЕМ

Согласно законодательству РФ, при заключении и прекращении трудового договора с иностранцем, работодатель обязан уведомить МВД об этом факте в течении 3х рабочих дней. Уведомлять нужно территориальные органы ОВМ ГУ МВД по вопросам миграции по месту регистрации работодателя. Но, в отношении граждан Белоруссии, трудоустроенных в России, и их работодателей, положения данного законодательства не применяются. Это следует из решения Высшего Совета Сообщества Белоруссии и России о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий.

В то же время, уведомление МВД является обязанностью не самого белоруса, а работодателя, и уведомление работодателем госоргана никак не ущемляет права белорусов и является отношениями между работодателем и МВД. Такого мнения придерживается МВД и продолжает выписывать штрафы работодателям, несмотря на Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 г. № 4 (см. пункт 6 в конце статьи) и несмотря на Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 г. № 78-АД17-19. Большинство судов, после мая 2017 года, стали придерживаться позиции ВС РФ и отменять наложенные МВД штрафы за неуведомление о заключении трудовых договоров с белорусами (Постановление № 5-312/2018 от 26 июня 2018 г. по делу № 5-312/2018 Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область), Постановление № 5-351/2018 от 16 октября 2018 г. по делу № 5-351/2018 Калининский районный суд г. Челябинска (Челябинская область). Однако быть уверенным, что именно в вашем случае суд встанет на вашу сторону, нельзя, потому что суды не обязаны подчиняться постановлениям Верховного Суда РФ, это всего лишь прецедент.

В то же время, есть много случаев, когда суды, даже после выхода постановления ВС РФ в мае 2017 г., все равно признают работодателей виновными в неуведомлении МВД по белорусам, но просто снижают степень наказания, оставляя факт нарушения закона в сфере миграции (Постановление № 5-587/2018 от 19 октября 2018 г. по делу № 5-587/2018 Лабытнангский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ), Решение № 12-26/2017 от 20 сентября 2017 г. по делу № 12-26/2017 Злынковский районный суд (Брянская область).

При официальных запросах в разные субъекты РФ в отделения МВД по вопросам миграции, однозначного ответа не получено: Москва трактует, что надо уведомлять: Письмо УФМС по г. Москве от 07.05.2015 № МС-2/2/2-2777; Письмо УФМС по г. Москве от 08.06.2015 № МС-9-21-4586н; другие субъекты и та же Москва – белорусы имеют привилегии: письмо УМВД по Смоленской обл.от 23.03.2018 N 3/187703349312, письмо от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.

Совет: Судебная практика не однозначна, законодательные нормы могут трактоваться по разному в разных субъектах РФ. Поэтому, во избежание ненужных судебных разбирательств, штрафов работодателю, затрат времени и проблем у гражданина Белоруссии в дальнейшем при трудоустройстве в РФ, лучше уведомлять территориальные органы ОВМ ГУ МВД о трудоустройстве граждан Белоруссии. Это не сложная процедура для работодателя, которая сэкономит максимум нервов и средств на юристов.

  1. МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ГРАЖДАН БЕЛОРУССИИ

При пересечении границы Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по месту пребывания. Принимающей стороной может выступать любое лицо, имеющее гражданство РФ. Это правило касается абсолютно всех иностранных граждан, в не зависимости от гражданства и статуса. Граждане Белоруссии обязаны встать на миграционный учет в России в течении 30 дней со дня прибытия в РФ.

При пересечении границы с Россией, белорусам миграционная карта не выдается.

При первичном миграционном учете иностранец может находиться на территории РФ не более 3х месяцев.

По истечении 90 дней граждане Республики Беларусь должны выехать из РФ на 3 месяца (режим 90/180) или продлить себе регистрацию при наличии на то оснований. Обычно такими основаниями является трудоустройство гражданина Белоруссии, или получение вида на жительство. Белорусы могут без ограничений передвигаться по всей территории РФ.

Вопрос оформления граждан Республики Беларусь очень актуальный, постоянно возникают вопросы и споры при проверках компаний в сфере миграционного законодательства. Но, несмотря на все послабления и привилегии, белорусы являются иностранными гражданами, которые обязаны соблюдать законодательство РФ. Для минимизации рисков работодателю необходимо придерживаться общих оснований при приеме на работу граждан Белоруссии.

Остались вопросы? Пишите в комментариях или обратитесь к автору статьи.

Об Авторе статьи

Эксперт Александра Жиленкова

Facebook: Aleksandra Zhilenkova

Instagram: @a.zhilenkova.hr

Меня зовут Жиленкова Александра, я специалист по кадровому делопроизводству (HR) и эксперт в области трудоустройства граждан ЕАЭС, СНГ, граждан с различными статусами: ВНЖ, РВП, визовые, ВКС. Мой опыт в миграционном законодательстве составляет 4 года. Тема трудовых мигрантов интересна и содержит много нюансов, что и делает её для меня привлекательной.

Образование:

Первое образование – высшее экономическое (Московский Государственный Горный Университет, специальность – экономика предприятия). Работала в разных отраслях производства и строительства экономистом и HR, на предприятиях, где иностранная рабочая сила составляла до 85% с численностью около 600 человек.

Второе образование – в сфере HR: «Организация малого предпринимательства», заканчиваю

«Кадровый менеджмент».

Будни: Веду блог в Инстаграм, помогаю иностранным гражданам в оформлении документов, провожу частные консультации по разным вопросам, касающиеся трудоустройства ИГ и их пребывания на территории РФ.

Меня можно найти:

Facebook: Aleksandra Zhilenkova

Instagram: a.zhilenkova.hr

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в России:

  1. Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Основной Федеральный закон. Регулирует правовые отношения иностранцев на территории РФ.
  2. Глава 50.1 ТК РФ. Данная статья регулирует трудовые отношения иностранцев в РФ.
  3. Письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 16-4/В-823. Письмо разъясняет про ДМС.
  4. Договор ЕАЭС от 29.05.2014г. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории этих государств.
  5. Соглашение между Россией и Республикой Беларусь от 24.01.2006г. Регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии.
  6. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий”
  7. Федеральный закон № 163-ФЗ от 27.06.2018 г. Закон уточняет понятие миграционного учета иностранных граждан в РФ.

Если вам необходимо осуществить официальное трудоустройство гражданина Белоруссии в России, но вы не знаете, как это правильно сделать, просто воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией по приему на работу граждан Белоруссии.
Вариант №1. Прием на работу граждан Беларуси и оформление белорусов в штат вашей организации.

  1. Встать на учет в МВД в качестве работодателя мигранта.
  2. Проверить и дооформить недостающие миграционные документы.
  3. Оформить работника в штат.
  4. Убедиться в наличии регистрации у белорусского сотрудника.
  5. Уведомить МВД о заключении трудового договора с белорусом.
  6. Начислять и выплачивать налоги и взносы с заработной платы.
  7. Уволить белорусского гражданина с работы.
  8. Уведомить МВД об увольнении работника из Белоруссии.

Вариант №2. Прием на работу и оформление граждан Белоруссии за штат.

  1. Трудоустройство граждан Беларуси по упрощенной форме.

Что безопаснее для работодателя — оформление в штат или за штат?

Узнайте, куда безопаснее оформить иностранных сотрудников по .

Вариант №1. Пошаговая инструкция по трудоустройству граждан Республики Беларусь в штат работодателя

1. Постановка на учет в МВД в качестве работодателя иностранцев.

Чтобы трудоустроить граждан Белоруссии, индивидуальному предпринимателю или юрлицу нужно получить аккредитацию МВД в качестве работодателя иностранцев.
Для этого потребуется собрать пакет документов и предоставить их в территориальное отделение МВД.

2. Миграционный аудит документов и оформление недостающих.

При приеме на работу граждан Белоруссии работодатель должен удостовериться, что у будущего сотрудника на руках полный пакет документов.
Документы для приема на работу гражданина Белоруссии:

  • ксерокопия загранпаспорта;
  • СНИЛС (при наличии);
  • действующая регистрация;
  • полис ДМС;
  • ИНН.

Важно! Внимательнейшим образом проверять сроки действия документов! Все документы должны быть действительны на протяжении всего периода сотрудничества с гражданином Беларуси.
Внимание! Если принять на работу гражданина Белоруссии без полного пакета документов или с документами, у которых истек срок, работодателю грозит штраф вплоть домиллиона рублей или приостановка деятельности его предприятия на срок до 3 месяцев.

3. Оформление гражданина Беларуси в свой штат.

3.1. Предоставить сотруднику на подписание следующие документы:

  • коллективный договор;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • иные внутрикорпоративные документы (штатное расписание по форме Т-3, положения об оплате труда, премировании, защите персональных данных
  • сотрудника, должностные инструкции и программы вводного и первичного инструктажа на рабочем месте и др.).

Важно! Еще до заключения трудового договора с гражданином Белоруссии нужно получить его подпись в каждом документе.
3.2. Подписание трудового договора с гражданином Белоруссии.
При подписании трудового договора с белорусом необходимо учесть следующие особенности:

  • Договор можно оформить только с совершеннолетним работником.
  • Трудовое соглашение составляется на русском языке. Но можно также оформить договор дополнительно на белорусском.
  • Информацию о сотруднике в трудовой договор необходимо переносить из его паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
  • Сам договор должен заключаться на неопределенный срок.

3.3. Выпуск приказа о приеме сотрудника на работу и ознакомление с ним рабочего под роспись.
3.4. Внесение в трудовую книжку записи о приеме на работу белорусского сотрудника.
Отметим, что правила оформления и ведения трудовых книжек в нашей стране едины и для граждан РФ, и для работников из Белоруссии.
Сейчас в России действуют две равносильные формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Какие-либо другие недействительны.
Если у белорусского сотрудника нет трудовой книжки установленного образца, то выдать ее должен работодатель, взяв при этом с мигранта заявление об ее отсутствии.
В случае, если гражданин Белоруссии утратил свою трудовую книжку, работодателю необходимо сделать ее дубликат.
При этом переносить в трудовую книжку записи из других имеющихся у иностранца книжек недопустимо.
3.5. Заведение на сотрудника личной карточки Т-2.
В ней сотрудник подписывается в подтверждение того, что он предоставил достоверную информацию и ознакомлен с приказами.
3.6. Получение подписи сотрудника, подтверждающей, что он ознакомлен с документами об обработке персональных данных.

4. Проверка регистрации гражданина Белоруссии.

При приеме на работу сотрудника из Беларуси необходимо убедиться, что у иностранца есть действующая регистрация, а затем нужно будет постоянно отслеживать сроки еедействия. Как только срок регистрации подходит к концу, необходимо предупредить об этом работника и попросить его предоставить новую регистрацию не позднее 5 дней после истечения срока текущей регистрации.
Если сотрудник не предоставит новую регистрацию, его придется уволить.
Важно! Если у иностранного гражданина не будет регистрации по адресу его фактического проживания, в соответствии с ФЗ № 163, вносящего уточнения в миграционный учет иностранных граждан, сотруднику будет грозить штраф от 2 000 до 5 000 тысяч рублей, а за повторное нарушение – депортация из РФ.

5. Уведомление о приеме на работу гражданина Белоруссии.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней с даты подписания договора.
Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление МВД приведет к штрафу до миллиона рублей или приостановке деятельности фирмы сроком до 90 суток.

6. Начисление и выплата налогов и взносов с зарплаты гражданина Белоруссии.

За трудоустроенного гражданина Белоруссии работодателю необходимо ежемесячно перечислять такие же налоги, как и за гражданина РФ, а именно:

  • НДФЛ 13%
  • Взносы в ПФР 22%
  • Взносы в ФСС 2,9%
  • ФССНС в зависимости от ОКВЭД
  • ФФОМС (медстрахование) 5,1%

Важно! Зарплата работника не может быть ниже МРОТ (для Санкт-Петербурга – 17 000 руб.).
Помимо этого, работодатель не можете платить разную заработную плату россиянам и их белорусским коллегам на одной должности. Иначе может быть назначена проверка зарплатной комиссией и работодателю придется доначислять зарплату сотрудникам, а также уплатить все ранее неоплаченные налоги. А кроме того, компания будет оштрафована на 20% от суммы невыплаченных налогов.
Важно! Все отчетности требуется сдавать в срок и в строго определенной форме.

7. Увольнение белорусского гражданина.

  1. Издается приказ об увольнении с работы белорусского гражданина, в котором он расписывается.
  2. В его трудовой книжке делается соответствующая запись об увольнении.
  3. Гражданин Белоруссии ставит подпись в карточке работника, подтверждая, что с увольнением он ознакомлен, и расписывается в книге учета трудовых книжек.
  4. Трудовая книжка возвращается работнику.

8. Уведомление МВД об увольнении сотрудника из Беларуси.

Работодателю обязательно необходимо уведомить МВД о расторжении трудового соглашения с гражданином Белоруссии, причем не позднее чем через три рабочих дня с момента увольнения.
Важно! В данном случае неуведомление или несвоевременное уведомление МВД о расторжении договора с белорусом также грозит штрафом до миллиона рублей или приостановкой деятельности компании.

Вариант №2 приема на работу белорусского гражданина за штат.

Самостоятельный прием на работу граждан Белоруссии – процедура далеко не такая простая, как кажется на первый взгляд, поскольку может быть чревата штрафами и кадровыми рисками.
Однако работодатели могут очень просто избежать всех трудностей и проблем, связанных с трудоустройством граждан Белоруссии, просто оформив их на работу за штат.
Как это сделать? Просто переведите иностранных работников за штат.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*