admin / 29.03.2020

Паспорт отходов

Обращение с отходами должно происходить согласно законодательству.

Одним из требований нормативных актов является составление на них паспорта отходов.

Его наличие у хозяйствующего субъекта позволяет правильно подбирать способы сбора, переработки и иных действий с образовавшимися отходами, максимально безопасные для окружающей экосистемы.

Паспортизация осуществляется на основе данных о веществе, степени наносимого вреда природе.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как происходит паспортизация отходов 1-4 классов опасности;
  • каков порядок заполнения документов и их образцы;
  • какова стоимость паспорта;
  • кто должен его делать;
  • как сделать паспорт отходов самостоятельно.

Содержание

Почему важно подтверждение отходов к конкретному классу и когда это нужно?

Для работы с мусором предусмотрено множество методов, способов и технологий. Их выбор для конкретных веществ должен быть экономически и экологически оптимальным.

Достигается выполнение этого условия путем классификации отходов. Каждому из пяти существующих на территории России классов соответствуют свои установленные мероприятия, правила.

Если знать, к какому классу опасности относится вырабатываемый тип отходов, то можно правильно регламентировать и выполнять работу с ними.

Официальное подтверждение, что вид отходов относится к определенному классу опасности, фиксируется в его паспорте. Этот документ является основанием для проведения с мусором всех предусмотренных утилизационных манипуляций.

Согласно ему осуществляются действия:

  • разработка собственниками отходов техрегламентов, инструкций, актов по порядку обращения с опасными веществами;
  • выбор и организация мест сбора, временного складирования (до 11 месяцев);
  • переход прав на мусор к другому владельцу;
  • вывоз отсортированного мусора от владельца к местам его дальнейшей утилизации, размещению;
  • определение перерабатывающей организацией способа безопасной транспортировки;
  • переработка мусора с применением технологий, подходящих его классности;
  • проверка контролирующими органами соблюдения порядка обращения.

Данные паспорта используются для:

  • подготовки нормативов образования, пределов размещения отходов;
  • расчета платы за экологическое загрязнение;
  • разработки программ экоконтроля;
  • получения лицензий.

Сведения в паспорте должны быть достоверными. Указание неправильной информации способно привести к чрезвычайной ситуации.

К примеру, сокрытие информации об огнеопасности мусора может способствовать такому его складированию, при котором происходит самовозгорание.

О том, как происходит определение класса опасности отходов, мы рассказывали .

Что такое паспорт отходов?

Порядок паспортизации утвержден ПП от 16.08.2013 N 712. Этим же постановлением утверждена форма паспорта отходов 1-4 классов опасности. Она является типовой для всех компаний и ИП, которые должны его составлять.

Паспорт – это документ из двух страниц, содержащий данные о производимом мусоре и его владельце:

  • описание вида отходов;
  • состав;
  • физическая форма;
  • технология изготовления продукции, в результате которой образовались ненужные вещества;
  • присвоенный класс опасности;
  • личные данные владельца мусора, его местонахождение, регистрационные сведения.

Паспорт формируется отдельно на каждый вид мусора, образовывающийся у хозяйствующего субъекта. Срок действия его не ограничен.

Если меняется хотя бы одна характеристика вещества, указанная в паспорте, то требуется составление нового. Внесение исправлений в имеющийся документ не допускается.

Необходим ли этот документ на мусор 1-4 классов?

Паспорт является обязательным для веществ, относящихся к первым четырем классам опасности воздействия на экосистему.

Это требование установлено законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Для паспортизации необходимо подтверждение принадлежности вредных компонентов к конкретному классу. Доказательные материалы служат основой для заполнения соответствующих граф паспортной формы.

Отнесение компонента к одному из 4 классов на основании установленной степени его опасности для окружающей биосферы производится по одному из двух способов:

  1. По данным ФККО. Вид отходов сравнивается по классификационным признакам с имеющимися в каталоге веществами. При совпадении происхождения мусора, применяемой технологии его образования, физико-химической формы определяемому виду присваивается название и код, аналогичный существующему в ФККО. В 11 разряде кода указывается класс опасности компонента.
  2. На основании критериев отнесения вещества к конкретному классу. Если с помощью классификатора невозможно определить код мусора, то его владелец заказывает лабораторное исследование компонентов. Затем с его результатами обращается в Росприроднадзор с предложением включить новый видов ФККО. После рассмотрения материалов новое вещество кодируется, ему присваивается наименование, класс опасности.

Меньше времени, денежных средств и трудозатрат занимает определение класса по ФККО.

Способ лабораторного определения и включения нового вида в каталог гораздо сложнее и затратнее. Процесс идентификации занимает более 2 месяцев. Но после его окончания федеральный классификатор пополняется очередным компонентом.

Нужен ли на 5 класс?

Неопасные отходы относятся к 5 классу. Их особенностью является способность саморазрушаться в течение 3 лет, после чего природа полностью восстанавливается.

В основном, к таким отходам относятся:

  • коммунально-бытовой, офисный мусор;
  • продукция, утратившая срок годности;
  • невостребованные товары.

На деятельность с такими отходами паспорт составлять не требуется.

Для подтверждения классности владелец неопасного мусора должен иметь:

  • документ о компонентном составе;
  • описание условий его происхождения, обычного агрегатного и физического состояния;
  • протокол лабораторных исследований, подтверждающий отнесение вещества к 5 классу.

Кто должен его делать?

Основным законом, регламентирующим обращение с мусором, установлено, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых в процессе работы и производственных процессов образуются опасные вещества 1-4 классов, обязаны иметь паспорта отходов.

Те, кто доказал, что их отходы являются неопасными и имеют документы, подтверждающие это, освобождены от обязанности делать паспортизацию.

В этот круг лиц входят:

  • компании, работающие в базовых отраслях экономики;
  • производители различных товаров народного потребления;
  • столовые, кафе, рестораны, иные предприятия общепита;
  • организации, предоставляющие услуги;
  • региональные операторы ЖКХ, ответственные за обращение с коммунально-бытовыми отходами.

Стоимость паспортизации

Хотя хозяйственный субъект, производящий или владеющий опасным мусором, обязан иметь на него паспорт, законодательно не важно, кто именно его разрабатывает.

Процедурные действия по разработке и согласованию паспорта отходов 1-4 классов предполагают знание узконаправленных документов.

Учитывая этот нюанс, а также то, что паспортизация нужна для каждого из видов отходов, оптимально поручить составление паспортов посредникам — организациям, специализирующимся на предоставлении таких услуг.

Работа посредников включает стандартные действия:

  • консультация;
  • согласование с клиентом перечня опасных веществ;
  • идентификация в ФККО полученных от заказчика данных о виде мусора;
  • количественный лабораторный химанализ — при необходимости;
  • заполнение типовой формы,
  • согласование и устранение замечаний со стороны Росприроднадзора;
  • окончательное оформление паспорта;
  • предоставление его копии с заявлением от имени заказчика в Росприроднадзор.

Стоимость указанных действий зависит от факторов:

  • количество видов опасных отходов, нуждающихся в паспортизации;
  • необходимость привлечения лаборатории, имеющей аккредитацию — при появлении нового компонента, не учтенного в ФККО, или отсутствии необходимых данных в технической документации предприятия;
  • срочность составления паспорта.

На сайтах посреднических организаций имеется калькуляторы. Любой владелец мусора может рассчитать полную стоимость услуги. Стоимость паспорта начинается от 1 000 руб.

Первичная консультация и уточнение списка отходов, как правило, проводится бесплатно.

Как сделать его самостоятельно?

Если в штате организации есть юристы или собственник мусора разбирается в экологическом законодательстве, то можно сделать паспорт отходов самостоятельно, без посредников.

Действующий порядок паспортизации мусора I-IV классов не содержит подробных указаний по ее проведению. Также в нем нет пояснений по заполнению установленной формы. Поэтому рекомендуется, по возможности, формировать паспорт совместно с терорганом Росприроднадзора по месту образования мусора, по его рекомендациям.

В этом случае вероятность при дальнейших проверках получить штрафные санкции за неправильно составленный документ будет минимальной.

Выделяются следующие основные этапы паспортизации:

  1. Анализируется мусор по классификационным признакам. Данные берутся из документации на продукцию (техрегламент, ТУ, стандарт). Если нужных сведений нет или невозможно определить компоненты, из которых состоят отходы, то заказывается в аккредитованной спецлаборатории исследование образца на его химический, компонентный состав.
  2. Сравниваются установленные характеристики мусора с данными ФККО. При обнаружении полного соответствия имеющемуся в каталоге веществу, мусор кодируется с указанием класса.
  3. Если аналогичного вещества в ФККО нет, то собственник нового мусора инициирует процедуру присвоения ему названия, кода, классности согласно порядку, установленному приказом МПР РФ от 05.12.2014 № 541. В этом случае процедура оформления паспорта откладывается до получения из Росприроднадзора извещения о присвоении этому виду отходов кода.
  4. Заполняется бланк паспорта. При этом использование формы, отличной от установленной, запрещается.
  5. Копия готового паспорта вместе с копиями материалов, на основании которых присвоена степень опасности вещества, направляются в учреждение Росприроднадзора по месту нахождения источника мусора. Сделать это лучше способом, подтверждающим получение бумаг — лично с регистрацией бумаг или заказным пакетом с уведомлением.

Образцы заполнения

Если стоит задача сделать паспорт отходов самостоятельно, пригодятся образцы заполнения.

К примеру, основная часть паспорта для офисного мусора может быть заполнена так:

При производстве анодов пыль от коксосортировки оформляется в виде:

Информация по ртутьсодержащим лампам указывается следующим образом:

При заполнении формы на потерявшие потребительские характеристики изделия, невостребованную продукцию рекомендуется использовать приказ РПН от 13.10.2015 № 810. Им установлен список некоторых веществ из ФККО с указанием среднестатистических показателей состава компонентов, условий, при которых они образуются.

Паспорт требуется составлять на отходы, которые являются опасными для здоровья человека и биосферы. Такими являются вещества 1, 2, 3 и 4 классов опасности. Поэтому процесс паспортизации невозможен без определения класса отходов.

В результате работы по оформлению паспорта у субъекта хозяйствования будет документ, содержащий информацию, необходимую для дальнейшего обращения с мусором. Срок его действия ничем не ограничен на все время, пока у организации или ИП будет появляться указанный в нем вид отходов. Кроме того, наличие такой бумаги избавит ее владельца от административных санкций проверяющих органов.

Примеры документов для паспортизации отходов

Подробности Просмотров: 77452

В данном материале собраны образцы документов, которые подаются в Росприроднадзор для получения подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности. Документы составлены в соответствии с письмом МПР РФ от 15.09.2014 г. №05-12-44/20925 «О направлении разъяснений подтверждению отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов».

Все документы, представленные в этой статье, можно составить с помощью нашей программы для расчета платы за НВОС, использовав функции дополнительного модуля «Паспортизация отходов».

  • 1. Заявление о подтверждении отнесения вида отхода к конкретному классу опасности
  • 2. Исходные сведения об отходе
  • 3. Акт отбора проб отхода
  • 4. Протокол расчета класса опасности отхода
  • 5. Протокол определения компонентного состава отхода
  • 6. Предложение о соответствии
  • 7. Предложение о включении

1. Заявление о подтверждении отнесения вида отхода к конкретному классу опасности

Начальнику Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу
Ивану Ивановичу Иванову

ЗАЯВЛЕНИЕ
о подтверждении отнесения вида отхода к конкретному
классу опасности для окружающей среды

Регистрационный номер № _____________ от «____» ____________ 2014 года

Организация:

1

Полное наименование юридического лица

Закрытое акционерное общество «Михайловский сахарник»

2

Сокращенное наименование

ЗАО «Михайловский сахарник»

3

Организационно-правовая форма

Акционерное общество закрытого типа

4

Место нахождения (из Устава)

606340, Нижегородская обл., Михайловский р-н, с. Михайловское, ул. Ленина, д. 91

6

ОГРН (основной государственный номер записи о создании юридического лица)

1095200001501

8

ИНН (идентификационный номер плательщика)

5231004531

9

КПП (код причины постановки на учет)

523101001

10

Коды ОКВЭД

15.83

просит подтвердить отнесение вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды в соответствии с прилагаемым перечнем отходов.

Генеральный директор
ЗАО «Михайловский сахарник» _________________ /Шаталин Сергей Викторович/

(подпись) (ФИО)

М.П.

Телефон: (83140) 54-6-26 «____» ____________ 2014 года

2. Исходные сведения об отходе

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

(наименование отхода по исходным сведениям)

(исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология)

Условия образования: чистка и уборка нежилых помещений

(процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий)

Агрегатное состояние и физическая форма: смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий

Генеральный директор
ЗАО «Михайловский сахарник» _________________ /Шаталин Сергей Викторович/

(подпись) (ФИО)

3. Акт отбора проб отхода

А К Т № _____

отбора проб от «____»_______________ 201__ г.

Наименование предприятия (Заказчик): ЗАО «Михайловский сахарник»

Комиссией в составе:

произведен отбор проб отхода для аналитического исследования (в соответствии с СП 2.1.7.1386-03, ГОСТ 17.4.3.01-83)

Наименование отхода: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

Характер пробы (точечная, объединенная)

Агрегатное состояние и физическая форма (твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное):смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий

Отход образуется в результате (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил потребительские свойства, с указанием исходного товара): чистка и уборка нежилых помещений

Сведения об условиях размещения (хранения) отхода (способ хранения отходов, в том числе используемая тара, упаковка; характеристика места хранения отходов): Временное хранение (накопление) отхода осуществляется навалом, в закрытом металлическом контейнере, расположенном на площадке с водонепроницаемым покрытием с соблюдением требований санитарных норм и правил, с последующей передачей организациям имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности. При возникновении аварийных ситуаций в результате хранения (накопления) отхода (нарушение целостности тары, россыпь содержимого), необходимо немедленно устранить ее, приняв необходимые меры предосторожности.

Объект размещения отхода, код ОКТМО объекта размещения отхода: Временное хранение (накопление) отхода осуществляется на территории ЗАО «Михайловский сахарник» в закрытом металлическом контейнере, расположенном на площадке с водонепроницаемым покрытием с соблюдением требований санитарных норм и правил, ОКТМО 03401369000., 89701000000

Сведения об использовании, обезвреживании, утилизации отхода (кому передан, документ о передаче сторонней организации, акт использовании на предприятии, др.) Подлежит вывозу на объект конечного размещения по договору б/н от 01.07.2014 г. с ООО «УтильСервис» имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности №ОП-30-002981 (23. от15.04.2013г.

4. Протокол расчета класса опасности отхода

Наименование отхода: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

Код вида отхода по ФККО: 7 33 100 01 72 4

Наименование вида отхода по ФККО: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

Расчет класса опасности отхода выполнен в соответствии с «Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденными приказом МПР России от 04 декабря 2014 г. № 536.

Перечень веществ, составляющих отход (далее — компонентов отхода) и их количественное содержание установлены по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки (или по результатам количественного химического анализа в аккредитованной лаборатории), прилагаемых к настоящему протоколу.

Результаты расчета по компонентам отхода:

Суммарный % 100

Показатель К степени опасности отхода: 14,4407

Класс опасности отхода: 4

Inf – показатель информационного обеспечения.

Если n — количество установленных первичных показателей опасности компонента отхода, то Inf = n / 12

Показатель К степени опасности отхода для окружающей природной среды (далее — ОПС) рассчитывают по следующей формуле:

К = K1 + K2 + … + Кn,

где

К —

показатель степени опасности отхода для ОПС;

K1, K2, Кn —

показатели степени опасности отдельных компонентов опасного отхода для ОПС.

Отнесение отходов к классу опасности расчетным методом по показателю степени опасности отхода для ОПС осуществляется в соответствии с таблицей:

Класс опасности отхода

Степень опасности отхода для ОПС (К)

1

106 >= K > 104

2

104 >= K > 103

3

103 >= K > 102

4

102 >= K > 10

5

K <= 10

Показатель Ki степени опасности компонента отхода для ОПС рассчитывается по формуле:

Ki = Ci / Wi,

где

Ci —

концентрация i-тогo компонента в опасном отходе (мг/кг отхода);

Wi —

коэффициент степени опасности i-того компонента опасного отхода — условный показатель, численно равный количеству компонента отхода, ниже значения которого он не оказывает негативных воздействий на ОПС. Размерность коэффициента степени опасности для ОПС условно принимается как мг/кг.

Для определения коэффициента степени опасности компонента отхода для ОПС по каждому компоненту отхода устанавливаются степени их опасности для ОПС для различных природ­ных сред.

Первичные показатели опасности компонента:Железо металлическое

Относительный параметр опасности компонента для ОПС (X)

X = (Сумма баллов) / 8 = 2,75

Lg(W) = Z = 3,333333 , где Z = 4 * X / 3 – 1 / 3 = 3,333333

Коэффициент степени опасности для окружающей природной среды (W)

W = 10 ** Lg(W) = 2154,435

Первичные показатели опасности компонента: Железа оксид (III), окалина

Относительный параметр опасности компонента для ОПС (X)

X = (Сумма баллов) / 8 = 2,75

Lg(W) = Z = 3,333333 , где Z = 4 * X / 3 – 1 / 3 = 3,333333

Коэффициент степени опасности для окружающей природной среды (W)

W = 10 ** Lg(W) = 2154,435

* В случаях отсутствия ПДК токсичного компонента отхода допустимо использование другой нормативной величины, указанной в скобках.

** Если S = бесконечно, то lg (S/ПДК) = 1, если S = 0, то lg (S/ПДК) = 0.

Перечень литературы, использованной для определения значений первичных показателей опасности компонентов отхода приведен в Приложении А.

Используемые сокращения приведены в Приложении Б.

По установленным степеням опасности компонентов отхода для ОПС в различных природных средах рассчитывается относительный параметр опасности компонента отхода для ОПС (Xi) делением суммы баллов по всем параметрам на число этих параметров.

Коэффициент Wi рассчитывается по одной из следующих формул:

LgWi = 4 – 4 / Zi; Для 1 < Zi < 2

LgWi = Zi; Для 2 < Zi < 4

LgWi = 2+4 / (6 – Zi), Для 4 < Zi < 5

где Zi = 4Xi / 3-1 / 3.

В перечень показателей, используемых для расчета Wi, включается показатель информационного обеспечения для учета недостатка информации по первичным показателям степени опасности компонентов отхода для ОПС.

Показатель информационного обеспечения рассчитывается путем деления числа установленных показателей (n) на 12 (N=12 — количество наиболее значимых первичных показателей опасности компонентов отхода для ОПС).

Баллы присваиваются следующим диапазонам изменения показателя информационного обеспечения:

Диапазоны изменения показателя информационного обеспечения (n/N)

БАЛЛ

<0,5(n<6)

1

0,5-0,7(n=6-8)

2

0,71-0,9(n=9-10)

3

Приложение А

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ПЕРВИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПАСНОСТИ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДА.

1. ГН 2.1.5.1315-03. ПДК ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОГО И КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

2. ПРИКАЗ РОСРЫБОЛОВСТВА 18.01.10 №20. НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА ВОДЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ НОРМАТИВОВ ПДК ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОДАХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ

3. ГН 2.1.6.1338-03. ПДК ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Приложение Б

ПДКп (мг/кг)

предельно-допустимая концентрация вещества в почве.

ОДК

ориентировочно-допустимая концентрация.

ПДКв (мг/л)

предельно-допустимая концентрация вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

ОДУ

ориентировочно-допустимый уровень.

ОБУВ

ориентировочный безопасный уровень воздействия.

ПДКр.х.(мг/л)

предельно-допустимая концентрация вещества в воде водных объектов рыбохозяйственного назначения.

ПДКс.с.(мг/м3)

предельно-допустимая концентрация вещества среднесуточная в атмосферном воздухе населенных мест.

ПДКм.р.(мг/м3)

предельно-допустимая концентрация вещества максимально разовая в воздухе населенных мест.

ПДКр.з. (мг/м3)

предельно-допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны.

ПДКпп (мг/кг)

предельно допустимая концентрация вещества в продуктах питания.

МДС

максимально допустимое содержание.

МДУ

максимально допустимый уровень

S (мг/л)

растворимость компонента отхода (вещества)в воде при 20°С

Снас (мг/м3)

насыщающая концентрация вещества в воздухе при 20°С и нормальном давлении.

коэффициент распределения в системе октанол/вода при 20°С.

LD50 (мг/кг)

средняя смертельная доза компонента в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных при однократном пероральном введении в унифицированных условиях.

LC50 (мг/м3)

средняя смертельная концентрация вещества, вызывающая гибель 50% подопытных животных при ингаляционном поступлении в унифицированных условиях.

LCводн50 (мг/л/96ч)

средняя смертельная концентрация вещества в воде, вызывающая гибель 50% всех взятых в опыт гидробионтов (например, рыб) через 96 часов.

БД

биологическая диссимиляция

БПК5

биологический показатель кислорода, выраженный в мл О2/л через 5 часов

ХПК

химический показатель кислорода, выраженный в мл О2/100л

количество первичных показателей опасности

коэффициент информационного обеспечения

Как заполнить паспорт опасного отхода — подробная инструкция

Разберем подробно как можно заполнить паспорт опасного отхода самостоятельно.

ФОРМА ПАСПОРТА ОПАСНОГО ОТХОДА

Типовая форма паспорта опасных отходов I-IV классов опасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».

Скачать форму паспорта опасного отхода (doc)

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ПОО

1. Заполнение шапки: вносится должность руководителя (как в выписке ЕГРЮЛ), а также фамилия и инициалы. Дату утверждения можно не ставить.

2. Далее заполняет код отхода по ФККО и наименование отхода по ФККО, а также отходообразующий процесс.

3. Далее наиболее сложный пункт, так как нужно определить химический и (или) компонентный состав отхода, указав составляющие и процентное содержание. Состав отхода определяется на основании ГОСТов, ТУ, писем заводов-изготовителей, либо путем лабораторного анализа аттестованной аккредитованной лабораторией. Именно по этому пункту могут быть вопросы со стороны контролирующих органов.

4. Заполнение агрегатного состояния и физической формы отхода, а также класса опасности.

Обратите внимание, что агрегатное состояние заполняется не «на глаз» и собственное мнение, а в соответствии с кодом ФККО, нужно заполнять по девятой и десятой цифрами из кода ФККО. Расшифровка кода агрегатного состояния:

  • 10 — жидкое
  • 20 — твердое
  • 21 — кусковая форма
  • 22 — стружка
  • 23 — волокно
  • 24 — прочие формы твердых веществ
  • 30 — дисперсные системы
  • 31 — жидкое в жидком (эмульсия)
  • 32 — твердое в жидком (суспензия)
  • 33 — твердое в жидком (паста)
  • 39 — прочие дисперсные системы
  • 40 — твердые сыпучие материалы
  • 41 — порошок
  • 42 — пыль
  • 43 — опилки
  • 49 — прочие сыпучие материалы
  • 50 — изделия из твердых материалов, за исключением волокон
  • 51 — изделие из одного материала
  • 52 — изделия из нескольких материалов
  • 53 — изделия, содержащие жидкость
  • 54 — изделия, содержащие газ
  • 60 — изделия из волокон
  • 61 — изделия из одного волокна
  • 62 — изделия из нескольких волокон
  • 70 — смеси твердых материалов и изделий
  • 71 — смесь твердых материалов (включая волокна)
  • 72 — смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий

Класс опасности отхода определяется по последней цифре кода ФККО.

5. Заполнение данных юридического лица: полное наименование, сокращенное наименование, ИНН, ОКПО, ОКВЭД, адрес фактического местонахождения, почтовый адрес (юридический).

Копия паспорта, заверенная ИП или юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в Росприроднадзор. После рассмотрения паспортов Росприроднадзор направляет письмо о соответствии составленных ПОО нормативным документов или о наличии замечаний.

Паспорт действует бессрочно!

Внесение изменений в паспорт не допускается.

Скачать пример оформления паспорта опасного отхода на аккумуляторы (pdf)

Если мусор представляет угрозу для окружающей среды, по закону, на него следует оформить паспорт отходов. Документ позволяет определиться со способом утилизации и выбрать максимально безвредный путь обращения с утилём.

Организации, производящие опасные отходы, при оформлении паспорта утилизации мусора должны опираться на такие законодательные акты:

  1. ФЗ № 89, датированный 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления». Рассказывается, как оформить бланк, какие пункты должны быть обязательно в него включены, и кто должен заниматься оформлением.
  2. Распоряжение Минприроды № 541, датированное 5 декабря 2012 года. Расшифровывает каждый класс опасности отходов. Не имеет отношения к медицинским и биологическим материалам, а также к радиоактивным отработкам.
  3. Федеральный классификационный каталог отходов за № 445, датированный 18 июля 2014 г.
  4. Правительственное постановление № 712 от 16 февраля 2013 г. Подробно расписано, как должен выглядеть паспорт.

Важно: Паспорта отходов – звенья, связующие все утилизационные этапы, начиная со сбора и заканчивая переработкой, захоронением или уничтожением.

Паспорт, помимо помощи в выборе направления утилизации, выполняет и другие функции. Он оказывает влияние на следующее:

  1. Выбор и организацию места для хранения мусора. В данном контексте не следует путать процессы накопления и хранения. В первом случае процедура может длиться не более 11 месяцев, во втором может превышать 11-месячный срок.
  2. Способ транспортировки утиля.
  3. Разработку администрациями предприятий внутренних инструкций по утилизации отходов.

Если рассматривать документ более глобально, цель его оформления в следующем:

  • защита природы от вредного воздействия мусора;
  • предупреждение угрозы для жизни и здоровья населения;
  • установка платежей, связанных с экологической сферой;
  • стимуляция компаний к внедрению прогрессивных утилизационных методик;
  • основание для наказания предприятий, незаботящихся об окружающей среде.

Важно: Паспорт позволяет фирмам легализовать работу с отходами. Без него государство не предоставит разрешительную документацию на работу, не одобрит проекты компании.

В каких случаях необходим?

Разработка паспортов необходима для отработок 1-4-го классов. Всякий утиль, способный причинить вред живым организмам или среде, в которой они обитают, должен быть паспортизирован.

Предприятие должно иметь паспорт, если его мусор:

  • взрывоопасен;
  • легко возгорается;
  • токсичен;
  • содержит патогенны;
  • имеет радиационный фон, превышающий нормы.

Когда не нужен?

Паспорт на мусор не нужен, если предприятие производит только отходы 5-й группы. Это самая безопасная категория, при правильном обращении не способная причинить вред природе

ИП или юридическое лицо должны доказать, что их утиль не является опасным. Для этого следует обратиться в лабораторию, специализирующуюся на анализе отбросов. Будут взяты пробы для изучения, согласно результатам анализа лаборатория сделает заключение о наличии или отсутствии необходимости паспортизации.

Разрешается ли оформлять документацию самостоятельно?

У ИП и юридических лиц есть возможность выбрать, самостоятельно заполнить и отправить бланк, или обратиться в специальную компанию, которая делает паспорт за определённую плату. Что не разрешат сделать самостоятельно , так это составить форму на своё усмотрение.

Руководства предприятий должны принять во внимание тот факт, что бланк паспорта унифицирован. Документ, составленный своими руками, не будет считаться юридически обоснованным. Контролирующие органы не возьмут его во внимание. Как составить паспорт, можно посмотреть в Правительственном постановлении № 712.

Из постановления можно узнать, что для всех классов опасных отходов предусмотрен единый бланк.

Следует знать, какие санкции предусмотрены для предприятий и их руководителей в случае обнаружения отсутствия паспорта отходов при проверке:

  • руководителя штрафуют на сумму от 10 000.00 до 30 000.00 рублей;
  • компания штрафуется на 100 000.00 – 250 000.00 рублей;
  • индивидуальное предприятие платит за нарушение до 50 000.00 рублей.

По закону, при обнаружении нарушения контролирующий орган имеет право приостановить действие компании сроком на 3 месяца.

Паспорт отходов – мера, призванная остановить ухудшение экологической ситуации и повернуть его вспять. На сегодняшний день как предприятия России, так и рядовые граждане участвуют в загрязнении окружающей среды.

Опасный мусор может производиться не только организациями, но и частными лицами. В ТКО (твёрдых бытовых отходах) можно найти ртутные термометры и лампы, батарейки и другие материалы, оказывающие негативное влияние на окружающую среду. От граждан не требуется составления паспорта на выбрасываемые отходы. Важно, чтобы каждый осознавал свою ответственность за будущее планеты.

Что из себя представляет паспорт отхода?

Паспорт опасного отхода представляет собой экологический документ, который содержит полный комплекс сведений о конкретном наименовании отхода, образовавшемся в ходе производственной деятельности предприятия. Содержащиеся в нем данные охватывает такие сведения об отходе, как:

  • его наименование;
  • химический и компонентный состав;
  • физическое состояние;
  • процессы образования;
  • опасные свойства;
  • класс опасности;
  • код отхода согласно ФККО;
  • данные о предприятии, на котором отход образовался (наименование, реквизиты, контакты).

Если же опираться на определение паспорта отходов, представленное в Законе №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то основная цель, которой служит разработка паспорта — это присвоение отходам класса опасности и отнесение их к определенному виду на основании данных о составе отхода.

Разработка паспорта отхода 1-4 класса опасности проводится индивидуально для каждого образующегося отхода.

Какие организации должны разрабатывать паспорта отходов?

Разработка паспортов отходов регламентирована законодательно. Опираться при этом следует на статью 14 вышеуказанного Закона №89-ФЗ. В ней говорится, что все юридические лица или индивидуальные предприниматели в обязательном порядке должны присвоить всем наименованиям отходов, образовавшимся в производственных процессах, определенный класс опасности.

К таким организациям можно отнести почти всех: школы, детские сады, администрации, муниципалитеты, коммерческие и государственные организации и предприятия.

Необходимо отметить, что не нужны паспорта всем медицинским организациям (медицинский ОКВЭД), в том числе аптекам и санаториям.

Присвоение всем наименованиям отходов происходит в процесс разработки паспортов опасных отходов. Касается данное требование предприятий, территориально расположенных в Российской Федерации, отходы от функционирования которых относятся к опасным отходам 1-4 классов опасности.

На 5 класс опасности вместо паспортов разрабатываются сведения об отходах. Основанием служит протокол лабораторного анализа этого отхода.

Разработка паспортов и сведений на отходы должна быть произведена не позднее трех месяцев с момента образования вида отходов на предприятии.

Как происходит процесс образования отходов?

Если разбираться подробно, то отходы образуются практически при любом виде деятельности. И это не обязательно должны быть отходы производства. Мы ежедневно сталкиваемся с отходами потребления, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека. Такие отходы образуются и в обычных офисах, и в крупных производственных компаниях. Наиболее часто встречающиеся виды отходов, образующиеся практически повсеместно и требующие разработки паспортов:

  • это люминесцентные лампы (1 класс),
  • строительный мусор (4 класс),
  • твердые бытовые (4 класс),
  • пищевые отходы (4 или 5 класс).

В целом, перечень отходов, требующих наличия паспортов, в первую очередь определяется направлением деятельности организации.

Кроме того, без разработанного паспорта неправомерными будут такие операции с отходами, как их транспортировка, обезвреживание или дальнейшая утилизация. Ведь именно в паспорте прописаны наименованием отходов. При отсутствии паспорта на отходы у предприятия не будет возможности передать их для дальнейшего оборота в спецорганизацию.

Не требуют обязательной разработки паспортов лишь те отходы, которые были отнесены к пятому классу. Для их идентификации достаточно протокола о проведении биотестирования и/или КХА.

Разработка паспортов в составе проекта по отходам.

В первую очередь, паспорта отходов требуется разрабатывать в составе проекта по отходам – ПНООЛР. Это значит, что необходимость по разработке паспортов возлагается на все крупные предприятия, не относящим себя к субъектам малого и среднего предпринимательства, и образующим в процессе деятельности отходы производства и потребления. Об этом говорит статья 11 вышеуказанного Закона №89-ФЗ. Без наличия в составе проекта паспортов он просто не будет согласован контролирующими организациями. В паспорте содержится вся основная информация об отходах, на основании которой, и строиться содержание проекта ПНООЛР.

Разработка паспортов отходов управляющими компаниями, арендодателями и арендаторами.

Обычно предприятия, образующие отходы, разделяют на три основные группы. Это управляющие компании, арендаторы и арендодатели.

Управляющие компании – это такие организации, которые на договорной основе обеспечивают функционирование других компаний, либо зданий, сооружений или помещений. В роли таких компаний могут выступать бизнес-центры, торговые центры, отдельные предприятия. Обычно ими самостоятельно организуются процессы по управлению отходами, например, организует их накопление. Они самостоятельно заключают и договоры со специализированными организациями, осуществляющими вывоз накопленных отходов. Соответственно, отчетность в Росприроднадзор также сдается управляющими компаниями.

При оформлении договора аренды на помещение с управляющей компанией сразу же стоит обратить внимание на пункт по ответственности за образующиеся отходы. Необходимо прописать непосредственное обращение с отходами соответствующим образом, чтобы в дальнейшем у контролирующих организаций не было к арендаторам никаких претензий.

То же правило касается и арендодателей, так как именно они в первую очередь несут ответственность за накопление отходов арендаторов. Исключение в данном вопросе составляют лишь объекты общественного питания, которыми самостоятельно организуются процессы накопления и вывоза отходов. Соответственно, паспорта отходов должны разрабатываться арендодателями самостоятельно, что также прописывается в договорах аренды помещений.

Еще одним исключением может стать случай с наличием единственного арендатора помещения, ведущего хозяйственную деятельность с образованием отходов. Если арендодатель в данном случае не связан с другими процессами, следствием которых является образование отходов, паспорта разрабатываются арендатором. При этом арендодателю желательно иметь в наличии паспорт на отходы, образующиеся в ходе деятельности, осуществляемой по его фактическому адресу.

В целом, арендаторы разрабатывают паспорта в зависимости от вида сдаваемого в аренду помещения. Это могут быть паспорта на отходы с территории или парковки, отходы арендаторов или хозяйственной деятельности самого арендодателя.

Арендаторы также не освобождаются от ответственности по разработке паспортов. Если в ходе их деятельности образуются отходов, то, согласно все той же статьи 14 Закона №89-ФЗ, они должны присвоить им класс опасности, для чего становится необходимой разработка паспортов.

Преимущества в разработке паспортов.

Вовремя разработанный паспорт обезопасит предприятие от получения крупных штрафов за несоблюдение требований по управлению отходами. Плюсом паспортизации является и тот момент, что срок действия разработанного паспорта не ограничен. Единственным основанием к его повторной разработке может стать лишь смена названия или реквизитов предприятия, либо изменения в технологическом процессе, когда идентифицированный ранее отход приобретает свойства, по которым происходит его отнесение к иному классу опасности.

Кроме того, разработанные паспорта не требуют согласования с контролирующей организацией Они отправляются в уведомительном порядке, а значит не требуется и дополнительных затрат со стороны предприятия.

Ответственность за осуществление деятельности с отходами при отсутствии паспортов отходов.

В случаях, когда управление отходами на предприятии осуществляется без разработанных паспортов, к нему могут быть применены штрафные санкции, определяемые главой 8 пунктом 8.2 «Кодекса об административных правонарушениях».

Штраф для юрлица составляет до 250 тысяч рублей при неверном обращении с отходами. Должностным лицам отсутствие паспорта на предприятии обойдется в сумму до 30 тысяч, а фирмам, не являющимся юридическими лицами – до 50 тысяч рублей. Кроме того, деятельность объекта может быть остановлена по решению контролирующей организации на срок до трех месяцев.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*