admin / 26.03.2020

Огнетушители это основное средство или материальные запасы

Бюджетное учреждение решило приобрести для оснащения автотранспорта огнетушители порошковые ОП-2.
По какой статье КОСГУ учреждению необходимо приобрести огнетушители?

31 мая 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Профильной комиссией бюджетного учреждения может быть принято вполне обоснованное решение об учете огнетушителей порошковых ОП-2 в составе основных средств и отражении расходов на их приобретение по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Обоснование вывода:
С 2019 года в целях отнесения расходов на приобретение материальных ценностей на тот или иной код КОСГУ бюджетные учреждения должны руководствоваться Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н. На основании данного нормативного документа расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, к материальным запасам — на одну из подстатей статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Следовательно, для определения статьи (подстатьи) КОСГУ в целях отражения расходов на приобретение огнетушителей для служебных автомобилей необходимо решить, к какой группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относятся огнетушители ОП-2.
Принятие к учету в том числе объектов основных средств и материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н). При принятии решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов профильной комиссии необходимо руководствоваться нормами СГС «Основные средства», а также Инструкции N 157н.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8, 10 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества значения не имеет. Объект, учтенный в составе основных средств, должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. При этом в составе основных средств может быть учтена материальная ценность при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС «Основные средства»). Кроме того, в соответствии с положениями СГС «Основные средства» объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
В отношении определения срока службы огнетушителей отметим, что он зависит от типа устройства: перезаряжаемое или неперезаряжаемое (одноразового пользования) (п.п. 3.28, 3.29, 4.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51057-2001 «Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний», принятого постановлением Госстандарта РФ от 25.10.2001 N 435-ст, далее — ГОСТ Р 51057-2001). Срок службы перезаряжаемого огнетушителя с металлическим корпусом должен быть не менее 10 лет. Срок службы огнетушителя разового пользования определяется техническими документами на огнетушитель (п. 5.53 ГОСТа Р 51057-2001).
Как правило, порошковые огнетушители ОП-2 являются перезаряжаемыми. Анализ сайтов производителей огнетушителей показывает, что производители определяют средний срок полезного использования огнетушителя порошкового ОП-2 продолжительностью 10 лет. При этом в каждом конкретном случае этот срок может быть как продлен, так и уменьшен, в зависимости от условий эксплуатации огнетушителя и периодичности обслуживания его в соответствии с рекомендациями производителя.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Порошковые огнетушители ОП-2 вполне соответствуют критериям, перечисленным в п.п. 7, 8, 10 СГС «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. В частности, бюджетное учреждение может прогнозировать от их использования получение полезного потенциала, они предназначены для выполнения определенной самостоятельной функции, могут использоваться неоднократно или постоянно, срок полезного использования составляет более 12 месяцев. Кроме того, согласно положениям Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, огнетушители относятся к подкатегории 28.29.22.110 «Огнетушители», и, соответственно, классу 28 «Машины и оборудование, не включенные в другие группировки», что также подтверждает возможность отнесения огнетушителей в состав основных средств.
Таким образом, учитывая характеристики и назначение приобретаемых материальных ценностей, профильной комиссией бюджетного учреждения может быть принято вполне обоснованное решение об учете огнетушителей порошковых ОП-2 в составе основных средств и отражении расходов на их приобретение по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Однако отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также ранее указывали, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов, а также нормативных актов в части применения кодов бюджетной классификации и статей (подстатей) КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*