admin / 03.06.2020

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

ИА ГАРАНТ

В организацию поступил запрос из ИФНС по проверяемому контрагенту на основании ст. 93.1 НК РФ, требуется представить карточки счетов, регистры бухгалтерского учета, договоры, накладные, акты, счета-фактуры, ТТН, таможенные декларации, документы, касающиеся импорта, а также деловую переписку — все документы за период с 01.01.2011 по 31.12.2015.

Обязана ли организация хранить указанные документы (за 2011, 2012, 2013 годы)? Обязана ли организация представить документы за указанный период? Каковы сроки хранения вышеуказанных документов? Имеет ли право ИФНС истребовать деловую переписку?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если установленные законом сроки хранения истребованных налоговым органом документов не истекли, отказ от их предоставления неправомерен.
Налоговый орган, на основании ст. 93.1 НК РФ, имеет право истребовать у Вашей организации (далее — Организация) документы в том числе за периоды с 2011 по 2015 годы.
В Организации в настоящее время должны быть в наличии документы в том числе за период с 01.01.2011 по 31.12.2015. Следовательно, она обязана представить их налоговым органам по их требованию.
Обоснование вывода:

1. Права налоговых органов

Одним из мероприятий налогового контроля, предусмотренного главой 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о самом налогоплательщике или о конкретных сделках у его контрагентов или иных лиц. Порядок их истребования установлен ст. 93.1 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Как мы поняли из вопроса, у контрагента Организации проводится налоговая проверка. Поэтому в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган может истребовать документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Перечень истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, законодателем не ограничен. Согласно официальным разъяснениям, к таким документам относятся любые документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки (письма Минфина России от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869, от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246, от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, ФНС России от 24.08.2015 N АС-4-2/14873, от 30.09.2014 N ЕД-4-2/19869). На отсутствие законодательных ограничений в перечне документов, которые могут быть запрошены у контрагентов налогоплательщика и у иных лиц, располагающих информацией о налогоплательщике, указывают и судьи (смотрите, в частности, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 N 08АП-8080/12).
Уполномоченные органы указывают на то, что ст. 93.1 НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (смотрите письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519, а также Вопрос: Ограничен ли период, за который могут быть истребованы документы в рамках ст. 93.1 НК РФ? Правомерно ли истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», май 2013 г.)).

Также разъясняется, что ст. 93.1 НК РФ не установлено, что период, к которому относится истребуемый документ, должен быть равен периоду налоговой проверки проверяемого налогоплательщика (письмо Минфина России от 27.09.2013 N 03-02-07/1/40175). Причем, по мнению судов, контрагент проверяемого налогоплательщика не вправе оценивать относимость истребуемых документов к проверяемому периоду налогоплательщика, поскольку такая оценка находится в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2014 N Ф02-2740/14 по делу N А19-15362/2013, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 N 04АП-5699/13, от 14.10.2013 N 04АП-4483/13, от 14.10.2013 N 04АП-4461/13, от 23.09.2013 N 04АП-4284/13).
Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (письмо Минфина России от 18.03.2013 N 03-02-08/20).
Что касается сроков хранения первичных документов, то они по-разному регулируются в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Так, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (смотрите также письмо Минфина России от 02.08.2011 N 03-02-07/1-272). Частью 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) установлено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Поэтому налоговый орган на основании ст. 93.1 НК РФ может истребовать у Организации документы в том числе за периоды с 2011 по 2015 годы.
Отметим, что в соответствии с п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Вместе с тем действия налогоплательщика, связанные с нарушением порядка и сроков хранения документации, не входят в состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого установлена п. 1 ст. 129.1 НК РФ (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 N 02АП-234/2009).
Таким образом, если организация не имеет намерения вступать в спор с налоговыми органами, ей следует представить в налоговый орган имеющиеся у нее (в пределах, указанных в Требовании) документы (их копии), а в отношении отсутствующих — сообщить о том, что не располагает ими (например по причине их несоставления налогоплательщиком или неполучения от контрагента, или истечения срока хранения).

2. Документы бухгалтерского учета

Повторим, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ). Сроки хранения электронных документов (регистров) устанавливаются в том же порядке, что и для документации, формируемой на бумажных носителях. При этом экономические субъекты должны хранить документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ч. 2 ст. 29 Закона N 402-ФЗ).
При определении конкретных сроков хранения отдельных бухгалтерских документов следует руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (далее — Перечень). Данный Перечень разработан и утвержден во исполнение положений ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее — Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с п. 1.4 Перечня исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства.
Отметим, что для большинства документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлен срок хранения — 5 лет. Однако для некоторых документов установлены и меньшие сроки хранения, для других — большие сроки хранения. Кроме того, существуют документы, подлежащие постоянному хранению, например:

  • налоговые декларации (расчеты) юридических лиц по всем видам налогов, декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование хранятся 5 лет (п. 392 Перечня);

  • декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование хранятся 5 лет, а при отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы — 75 лет (п. 395 Перечня);

  • налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ), сведения о доходах физических лиц хранятся 5 лет, а при отсутствии лицевых счетов или ведомостей начисления заработной платы — 75 лет (п. 394, п. 396 Перечня);

  • первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.), хранятся 5 лет при условии проведения проверки (ревизии) (ст. 362 Перечня);

  • переписка о приобретении хозяйственного имущества, канцелярских принадлежностей, железнодорожных и авиабилетов, оплате услуг средств связи и других административно-хозяйственных расходах, о предоставлении мест в гостиницах хранится 1 год (п. 367 Перечня);

  • реестры сведений о доходах физических лиц хранятся 75 лет, как и лицевые карточки, счета работников (п. 397, п. 413 Перечня);

  • документы (протоколы, акты, расчеты, ведомости, заключения) о переоценке основных фондов, определении амортизации основных средств, оценке стоимости имущества организации хранятся постоянно (ст. 429 Перечня);

  • документы (заявки, акты оценки, переписка и др.) по продаже движимого имущества хранятся 10 лет (п. 430 Перечня);

  • расчеты, заключения, справки, переписка к договорам, соглашениям хранятся не менее 5 лет после истечения срока действия договора, соглашения (ст. 455 Перечня);

  • акты о передаче прав на недвижимое имущество и сделок с ним от прежнего к новому правообладателю (с баланса на баланс) хранятся постоянно (ст. 432 Перечня);

  • регистры бухгалтерского (бюджетного) учета (главная книга, журналы — ордера, мемориальные ордера, журналы операций по счетам, оборотные ведомости, накопительные ведомости, разработочные таблицы, реестры, книги (карточки), ведомости, инвентарные списки и др.) — 5 лет (ст. 361 Перечня);

  • документы (акты, сведения, справки, переписка) о взаимных расчетах и перерасчетах между организациями — 5 лет (ст. 366 Перечня);

  • счета-фактуры — 4 года (ст. 368 Перечня);

  • ценовые соглашения между производителями и поставщиками материально-технических ресурсов — 5 лет (ст. 300 Перечня);

  • договоры, соглашения — 5 лет (ст. 436 Перечня);

  • сроки хранения документов, связанных с транспортным обслуживанием, указаны в разделе 10.3 «Транспортное обслуживание, внутренняя связь» Перечня;

  • таможенные декларации (экземпляр участника внешнеэкономической деятельности) — 5 лет (ст. 757 Перечня); спецификации на отгрузку и отправку продукции, материалов (сырья), оборудования — 5 лет (ст. 756 Перечня);

  • документы (заключения, справки, технико-экономические обоснования) о целесообразности закупок импортной продукции и материалов — 10 лет (ст. 506 Перечня);

  • переписка по вопросам импорта — 10-15 лет (ст. 507 Перечня).

3. Документы налогового учета

Подпунктом 8 п. 1 ст. 23 НК РФ установлен четырехлетний срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
При этом п. 4 ст. 283 и п. 7 ст. 346.18 НК РФ, являющиеся по отношению к пп. 8 п. 1 ст. 23 специальными нормами, обязывают плательщиков, соответственно, налога на прибыль организаций и налога, уплачиваемого в связи с применением УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего периода его погашения. Напомним, что переносить убыток на будущие периоды налогоплательщики могут в течение 10 лет после его получения (п. 2 ст. 283, п. 7 ст. 346.18 НК РФ).
Некоторые расходы для целей налогообложения прибыли учитываются в течение длительного периода, например амортизация основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), или имеют отложенный характер (учитываются не в периоде их несения, а на момент реализации активов (ст. 268 НК РФ)).
Амортизация представляет собой равномерный учет в течение сроков использования ОС и НМА расходов, формирующих их первоначальную стоимость (ст.ст. 256, 257 НК РФ). Статья 252 НК РФ указывает на возможность учета расходов только при условии их документального подтверждения. В связи с этим Минфин России разъясняет, что срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, установленный пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ (4 года), должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого имущества) (письма Минфина России от 12.02.2016 N 03-03-06/1/7604, от 26.04.2011 N 03-03-06/1/270). То есть для целей налогового учета хранить первичные документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости по амортизируемым ОС и НМА, надо, как минимум, 4 года после их полной амортизации. При этом специалистами финансового ведомства также отмечено, что согласно Перечню документы об определении амортизации ОС хранятся постоянно.
Минфин России, разъясняя порядок применения пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, в письме от 30.03.2012 N 03-11-11/104 указывает на то, что течение четырехлетнего срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 N 3546/12.
Данную правовую позицию ВАС РФ необходимо учитывать и при включении в состав расходов:
На момент реализации также учитываются расходы в виде:

  • цены приобретения (создания) прочего имущества, такого, например, как земельные участки, материальные ценности (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ);

  • стоимости материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации ОС (пп. 2 п. 1 ст. 268, абзац второй п. 2 ст. 254 НК РФ);

  • цены приобретения имущественных прав и расходов, связанных с их приобретением (пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ);

  • стоимости приобретения покупных товаров.

Следовательно, при определении сроков хранения документов, подтверждающих затраты на приобретение (создание) ОС и НМА, прочего имущества, имущественных прав, покупных товаров, необходимо учитывать положения ст. 268 НК РФ.
Отложенный характер имеют также расходы на приобретение ценных бумаг, так как датой осуществления расходов на приобретение ценных бумаг признается дата их реализации или иного выбытия (пп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ). Поэтому документы, подтверждающие расходы на приобретение ценных бумаг, необходимо хранить в течение сроков, определяемых с учетом положений пп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 N 09АП-2671/13, ФАС Московского округа от 19.07.2013 N Ф05-7106/13 по делу N А40-74496/2012).
Счет-фактура, книга покупок и книга продаж применяются исключительно для целей применения налоговых вычетов по НДС и составления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость. То есть книги продаж и книги покупок являются документами налогового учета.
Формы и порядок ведения книг покупок и книг продаж установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Постановление N 1137). В соответствии с п. 24 Приложения N 4 к Постановлению N 1137 книга покупок и дополнительные листы книги покупок, составленные на бумажном носителе или в электронном виде, хранятся в течение не менее 4 лет с даты последней записи. Аналогичный срок хранения предусмотрен и для книги продаж (п. 22 Приложения N 5 к Постановлению N 1137).
Таким образом, срок хранения книги покупок и книги продаж составляет не менее 4 лет с даты последней записи. Срок хранения счетов-фактур, согласно ст. 368 Перечня, составляет 4 года, что соответствует НК РФ.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что установленный пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетний срок по общему правилу отсчитывается не со дня составления первичного документа, а с первого числа отчетного (налогового) периода, следующего за тем, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налогов, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Например, если исходить из норм налогового законодательства, то договоры должны храниться в течение 4 лет после окончания того года, в котором они прекратили свое действие, и т.п. Вместе с тем Перечнем установлены разные сроки для разных видов договоров (смотрите, например, ст.ст. 85, 123, 125, 159, 172, 191, 337, 340, 365, 407, 436, 826 Перечня и т.д.).

4. Документы, связанные с уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды

В силу п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны обеспечивать сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, в течение шести лет.

5. Обязанности Организации

Экономические субъекты должны обеспечивать сохранность документов в течение сроков их хранения (ч. 1 ст. 17 Закона N 125-ФЗ). При этом следует обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (ч. 3 ст. 29 Закона N 402-ФЗ).

Поскольку, как упоминалось в первом разделе настоящей консультации, период времени, за который налоговым органом могут быть истребованы документы, законодателем не ограничен, можно сделать вывод, что налоговый орган может истребовать документы, которые должны храниться в Организации в соответствии с нормативными актами как по бухгалтерскому, так и по налоговому учету.
С точки зрения налогового законодательства, в Организации должны храниться документы, как минимум, начиная с 2012 года (если более длительные сроки не установлены НК РФ). Исходя из нормативных актов по бухгалтерскому учету еще должны храниться первичные документы начиная с 2011 года (в отдельных случаях — и более ранние). Наконец, документы, связанные с начислением оплаты труда и взносов во внебюджетные фонды, должны быть в наличии начиная с 2010 года (а многие — храниться постоянно).
В целом, можно сделать вывод, что в Организации в настоящее время должны быть в наличии документы за период 01.01.2011 по 31.12.2015. Следовательно, она обязана представить их налоговым органам по их требованию.
Что касается деловой переписки, то сроки ее хранения регламентированы разными пунктами упомянутого выше Перечня и зависят от характера данной переписки. В частности, переписка с другими организациями по основным (профильным) направлениям деятельности должна храниться 5 лет (п. 35 Перечня).
У нас нет сведений о характере истребованной налоговым органом переписки. Полагаем, однако, что речь идет о переписке с контрагентом по вопросам хозяйственной деятельности. В таком случае она должна храниться 5 лет начиная с года, следующего за годом отправки или получения писем. В рассматриваемом случае это охватывает период с 2011 года.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;
— Энциклопедия решений. Хранение документов налогового учета и отчетности;
— Энциклопедия решений. Уничтожение документов с истекшим сроком хранения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Компания, работающая не первый год, наверняка хоть раз сталкивалась с требованиями ФНС. Требования инспектор ФНС может выставить по различным причинам: из-за ошибок в декларациях, низкой налоговой нагрузки или при встречной проверке вашего контрагента.

Какой бы ни была причина, не стоит игнорировать требование из налоговой инспекции. В противном случае у компании могут заблокировать счет или прийти с проверкой.

Форма и сроки ответа на требование налоговой инспекции

Обычно ФНС указывает в требовании срок, в течение которого нужно представить документы или/и письменное пояснение.

Требования приходят как в бумажном виде по почте, так и в электронном. Формат требований зависит от того, как отчитывается конкретный налогоплательщик.

Следуя нормам законодательства, ответ на требование налоговой нужно подготовить и отправить в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ). Чаще всего ответ пишется в произвольной форме, но налогоплательщики могут взять за основу рекомендуемую форму ответа (Письмо ФНС РФ от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752).

Если требование налоговой о представлении документов или пояснений пришло в электронном виде, не забудьте отправить квитанцию о приеме. На это организации отводится шесть рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Срок ответа на требование ИФНС фиксированный. В исключительных случаях налоговая инспекция может его изменить. Также увеличить срок для представления документов ФНС может по просьбе налогоплательщика, но для этого должны быть веские причины (болезнь ответственного лица, большой объем истребуемых документов и пр.).

Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Контур.Экстерн дарит вам 3 месяца бесплатно!

Основные причины требований и варианты ответов

Обычно требованию налоговой предшествует камеральная проверка какой-либо декларации.

Что вызовет подозрение инспектора и заставит его прислать требование:

  • В уточненной декларации вы уменьшили сумму налога (применимо к любому виду налога). Конечно, это может быть вполне правомерное обоснованное действие. Однако, показывая налог к уменьшению, будьте готовы объяснить причину и представить документы.
  • В декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета. ФНС невыгодно возмещать вам средства, поэтому вполне закономерно, что инспектор должен убедиться в законности вашего требования. Будьте готовы представить копии всех счетов-фактур.
  • Превышена безопасная доля вычетов по НДС.
  • Низкая налоговая нагрузка.
  • В декларации нарушены контрольные соотношения.
  • В декларации показан убыток.
  • Поставщик не отразил у себя операцию по НДС.
  • Встречная проверка. Когда проверяют вашего контрагента, ФНС, чтобы убедиться в законности сделки, требует копии документов у обеих сторон.

Мы привели наиболее распространенные причины требований ФНС. На практике их гораздо больше.

Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Контур.Экстерн дарит вам 3 месяца бесплатно!

Если вы считаете, что требование налоговой несправедливо, нужно все равно написать пояснение. В пояснении вы можете сослаться на статьи НК РФ и обосновать свою позицию. Случается и такое, что налоговый инспектор неправ. Нужно отстаивать свою позицию.

Иногда к требованию нужно приложить опись документов. Делается это, если документы налогоплательщик приносит лично или отправляет «Почтой России».

Образец описи документов в налоговую по требованию:

  1. Книга продаж за I квартал 2020 года
  2. Книга покупок за I квартал 2020 года
  3. Счет-фактура (на предоплату) № А0000000001 от 25.05.2020
  4. Счет-фактура № 2172 от 17.06.2020
  5. Товарная накладная № 2172 от 17.06.2020

Как сшить документы для налоговой по требованию? Налогоплательщик обычно сшивает представляемые документы вместе с описью. Правил сшивания нет. Главное, заверить все копии документов для налоговой инспекции соответствующим образом.

Как такового образца пояснительной записки в налоговую по требованию не существует. Вид пояснения будет напрямую зависеть от содержания требования и его причин.

Подведем итоги. Сроки представления документов по требованию налоговой инспекции закреплены в НК РФ. Также эти сроки ФНС дублирует в выставляемом требовании. Ответы на требования налоговой о представлении пояснений представляются как на бумаге, так в электронном виде.

Образец составления ответа на требование налоговой о представлении пояснений

Приведем пример ответа, если ФНС выявила расхождения выручки в двух источниках полученной информации: в декларации по НДС и декларации по налогу на прибыль.

Образец пояснения на требование в налоговую инспекцию

Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
Зайковой Т. И.
От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
04.08.2020

На Ваше требование № 569 от 31.07.2020 поясняем следующее.

Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2020 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2020 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).

К данному письму прилагаем счет-фактуру № 23 от 11.05.2020 года, подтверждающий возврат товара.

Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин

Сдавайте электронную отчетность, передавайте ответы на требования в налоговую через интернет. Контур.Экстерн дарит вам 3 месяца бесплатно!

Промокод Требования на скидку 50% на письменную консультацию по теме вебинара.

Что такое требование?

Требование (о предоставлении документов, информации) – это один из методов осуществления налогового контроля.

Право налоговых органов истребовать документы установлено Налоговым кодексом (пп.1 п.1 ст. 31 НК РФ).

Стоит различать способы налоговых органов получать информацию: случаи, когда налоговый орган вправе истребовать информацию (в т.ч пояснения) или документы, установлены статьями 88, 89, 93, 93.1, 105.15 и 105.17 НК РФ.

Однако, в п.4 ст.31 НК РФ «Права налоговых органов» также указано, что налоговый орган праве вызвать плательщика на основании уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой им налогов и сборов, в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях. Здесь следует добавить, что ст. 19.4 КоАП предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Поэтому, формально, налоговый инспектор вправе направить плательщику уведомление с предложением предоставить пояснения по какому-либо вопросу.

Однако, сегодня разговор пойдет именно о требованиях.

Форма и содержание требования

Форма и содержание требования установлены приказом ФНС (Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@).

В частности, требование о предоставлении документов (информации) должно называться именно так, и никак иначе. Если плательщик получает документ, который называется «запрос», «сообщение», «информационное письмо» и тд – это является нарушением. Бывает, что налоговый орган пропускает срок возможного направления требования, например, когда прошел срок проведения камеральной проверки, и законных оснований выставить требование у инспектора нет. В таких случаях можно наблюдать, что плательщик получает письмо, которое называется, например, «запрос (с требованием предоставления информации)».

Во-вторых, требование должно ссылаться на конкретную норму Налогового кодекса и содержать основания для выставления, в частности, инспектор должен указать, в рамках каких мероприятий налогового контроля данное требование направлено.

В-третьих, требование должно содержать четкий перечень запрашиваемой информации и документов.

Все это важно знать, поскольку плательщик имеет право не исполнять неправомерные требования налоговых органов (пп.1 п.1 ст.21 НК РФ).

Важно! Помните, что при получении требования в электронной форме, плательщик обязан в течение 6 дней направить квитанцию о его приеме. Если этого не сделать, налоговый орган в течение 10 дней вправе приостановить операции по банковскому счету (пп.2 п.3 ст.76 НК РФ).

Однако, если полученный по ТКС файл оказался поврежденным или не соответствующим установленному формату, так, что открыть его невозможно, такое требование считается не полученным, и налоговый орган должен направить его в бумажном виде (письме ФНС России от 16.02.2016 г. № ЕД-4-2/2436@). Однако, учитывая вероятность блокировки счета, в такой ситуации все же лучше направить в инспекцию письмо с указанием на невозможность открыть файл.

Виды требований

Требования о предоставлении пояснений

1. В рамках камеральной проверки (ст.88 НК РФ) могут быть истребованы пояснения:

— в случае выявления ошибок и противоречий в налоговой декларации;

— в случае подачи уточненной декларации с суммой налога к уменьшению;

— в случае подачи декларации с заявленной суммой убытка;

— плательщики НДС – обязанность предоставления пояснений только в электронной форме. Пояснения на бумажном носителе будут считаться непредставленными;

— при применении налоговых льгот.

Во всех этих случаях плательщик должен представить пояснения в течение 5 дней.

В том, что кается предоставления пояснений, Налоговый кодекс никаких указаний плательщикам не дает. Нет установленной формы для них, нет и требований к содержанию. В частности, примером пояснения по требованию о предоставлении таковых в рамках камеральной проверки декларации по НДС может быть следующее: «При проверке предоставленной декларации по НДС ошибок не выявлено».

Или пояснения по поводу полученного убытка: «Убыток в декларации по налогу на прибыль за период вызван объективными экономическими причинами, а также спецификой деятельности организации».

Забавно, не правда ли? Требования о предоставлении пояснений исполнены.

В случае получения требования о предоставлении пояснений, документы истребованы быть не могут, их предоставление в этом случае является для плательщика исключительно правом, но не обязанностью.

Требования о предоставлении документов (информации)

1) на основании ст. 93 НК РФ – документы могут быть истребованы в рамках налоговых проверок и должны быть представлены плательщиком в течение 10 дней.

При этом, по общему правилу инспектор не может запрашивать документы в рамках камеральной проверки.

Есть только ограниченный набор случаев, когда это возможно:

— при применении плательщиком льгот (п. 6 ст.88 НК РФ);

— при заявлении декларации НДС к возмещению (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ);

— при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению, либо увеличен убыток (п.8.3 ст. 88 НК РФ);

— при подаче плательщиком-участником договора инвестиционного товарищества декларации по налогу на прибыль или НДФЛ (п.8.2 ст.88 НК РФ);

— у плательщиков природных ресурсов (п.9 ст.88 НК РФ);

— выявление противоречий в декларации по НДС (п.8.1 ст.88 НК РФ);

— применение пониженных страховых взносов (п.8.6 ст.88 НК РФ);

— в декларации по налогу на прибыль заявлен инвестиционный налоговый вычет (п.8.8 ст.88 НК РФ);

— декларация по акцизам при определенных условиях (п.8.4 ст.88 НК РФ);

— заявлены льготы участниками региональных инвестпроектов (п.12 ст.88 НК РФ).

Опять же, важно понимать, что запрос в рамках налоговой проверки должен содержать перечень документов, которые относятся только к проводимой проверке. Если камеральная – то документы только в рамках предоставления конкретной декларации, если в рамках выездной – то опять же, только в рамках ее проведения, в том периоде и по тем налогам, по которым она проводится.

Например, если требование ссылается на проведение камеральной проверки по НДС, но инспектор просит предоставить штатное расписание, то, очевидно, что данный документ к расчету НДС отношения иметь не может, а следовательно, запрошен необоснованно.

Отказ и не предоставление документов по требованию в рамках проверки влечет ответственность по ст.126 НК РФ (200 руб. за каждый непредставленный документ).

Однако, если плательщик ранее уже предоставлял аналогичные документы, достаточно напомнить об этом инспекции, указав, когда и в какую инспекцию эти документы были переданы. Кодекс прямо запрещает налоговым органам дважды истребовать одни и те же документы.

2) на основании п.1 ст.93.1 НК РФ, в рамках встречной проверки, срок – 5 дней.

Встречная проверка по сути – это проверка контрагента плательщика. При этом, если контрагенты состоят на учете в разных инспекциях, в игру вступает бюрократия: инспекция контрагента дает поручение инспекции плательщика истребовать необходимые документы, а инспекция плательщика, в свою очередь, направляет ему требование и прикладывает поручение.

По данному основанию документы могут быть запрошены, только если контрагент проходит налоговую проверку (камеральную или выездную). Соответственно, налоговый орган, который запрашивает документы, также должен истребовать их только в соответствии с проводимыми контрольными мероприятиями.

3) на основании п.2 ст.93.1, запрос вне рамок проведения налоговых проверок, срок представления – 10 дней.

Налоговый кодекс дает налоговым органам право истребовать документы и информацию, по сути, у любых лиц, которые, по мнению налоговых органов, могут располагать информацией о какой-либо сделке.

Очень важно, что статья 93.1 НК РФ дает налоговому органу право истребования документы (информацию) только в рамках конкретной сделки. Это значит, что в требовании должна быть отсылка, как минимум, к контрагенту и предмету сделки (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869, письмо Минфина России от 02.05.2007 №03-02-07/1-209).

Инспекция не вправе требовать вне рамок проверок документы непосредственно по деятельности плательщика. Кроме того, ФНС России прямо запретила инспекторам требовать все подряд документы вне рамок проверок (Письмо от 27.06.17 № ЕД-4-2/12216@).

Как определить законность требования налогового органа

Во-первых, по названию документа. Только требование. Не письмо. Не сообщение. Не запрос.

Во-вторых, должно быть определено, в рамках каких мероприятий налогового контроля оно направлено. Если требование ссылается на ст.88 НК РФ, то есть выставлено в рамках камеральной проверки, то должно быть указано, в рамках какой именно камеральной проверки оно направлено. Камеральная проверка – это проверка поданной декларации или расчета. При этом по каждой декларации проводится самостоятельная проверка. Это означает, что в требовании в рамках камералки должно быть прямо указано, декларация по какому налогу и за какой период проверяется.

Отсюда вытекает в-третьих: дата требования. Камеральная проверка длится 3 месяца в общем случае и 2 месяца по НДС. Если дата требования выходит за пределы срока проверки – такое требование неправомерно.

При этом сложившаяся практика говорит, что требование, выставленное в последний день срока проверки, плательщику следует исполнить.

В-четвертых, если запрос производится в рамках встречной проверки, необходимо проверить наличие поручения (обязательно должно быть, если плательщик и контрагент состоят на учете в разных инспекциях, если в одной – поручения может не быть). А затем внимательно сравнить документы из поручения и документы из требования, поскольку иногда инспекторы не прочь «под шумок» добавить что-то для себя, рассчитывая, что плательщик и не заметит.

В-пятых, если документы запрашиваются вне рамок проведения проверок, обязательно должно быть указано, какая сделка и по какому контрагенту интересует инспектора. В таком требовании не может быть пространных запросов и обширных списков документов, отсылающих к разным налогам и нескольким контрагентам. В идеале, по данному основанию: одна сделка – одно требование.

Какие документы налоговый орган вправе истребовать

Только те, которые относятся непосредственно к исчислению налогов и сборов. В общем случае это налоговые регистры.

А вот оборотно-сальдовые ведомости к таковым уже не относятся. И плательщик имеет полное право их не предоставлять.

В частном случае перечень документов, которые инспекция вправе запрашивать, определяется основаниями требования и его содержанием, и каждый случай следует анализировать отдельно.

Как отвечать на требования

Прежде чем бросаться предоставлять все документы, которые хочет инспектор, проверьте, насколько правомерно само требование, а также то, насколько запрашиваемый перечень документов (информации) соответствует целям его выставления.

Всегда помните: чем больше документов вы добровольно предоставляете инспектору, тем больше у него информации для анализа.

Первоочередным при решении, как именно ответить на требование, является определение собственной позиции во взаимодействии с налоговым органом.

Если плательщик готов спорить с инспекцией, в том числе, возможно, и в суде в последующем, можно занять активную позицию, и при получении необоснованного требования, смело заявить в ответе, что требование исполнено не будет ввиду его незаконности.

Если желания развивать конфликт нет, лучше ограничиться нейтральным ответом и предоставлением документов только в той части, в которой они запрошены обоснованно.

Порой можно встретить достаточно обширные требования, в которых налоговый орган запрашивает информацию, которая является конфиденциальной для компании. В подобном случае можно сослаться на положение о конфиденциальности и коммерческую тайну.

Что можно понять по требованию

Достаточно немало. Например, основание требования даст информацию о том, какой именно отдел это требование направил.

Если требование направлено не в рамках выездной проверки, то вариантов немного.

Это либо отдел камеральных проверок, либо отдел предпроверочного анализа, который анализирует информацию по плательщику и отбирает тех, кто может впоследствии попасть в план выездных проверок.

Камеральный отдел выставляет требования преимущественно со ссылкой на ст.88 (камеральные проверки) и ст.93.1 при встречной проверке.

Отдел предпроверочного анализа запрашивает документы уже вне рамок проведения налоговых проверок, и при получении такого требования можно несколько насторожиться. Как правило, из таких требований инспекторы пытаются выжать как моно больше информации, и этим требования могут поистине поражать широтой и глубиной запросов. При этом, чем интереснее требование, чем больше внутренней информации через него пытаются получить, тем выше вероятность, что плательщик стал объектом пристального внимания.

Еще понять, из какого отдела направлено требование, можно, поискав исполнителя, а точнее, в каком отделе он работает. Поскольку налоговые органы это государственная служба, на замещение должностей объявляются конкурсы, результаты которых являются открытыми. Иногда отдел, в котором работает исполнитель требования, можно определить через обычный интернет-поиск по ФИО.

Почему так важно знать порядок и правила направления требований?

Именно для того, чтобы каждый раз определять для себя, что предоставить или сообщить обязательно, а от каких ответов можно воздержаться.

Дело не в том, чтобы упрекать или обвинять инспектора в незаконных действиях, а только в том, чтобы каждый раз отвечать на требование с открытыми глазами, отчетливо отдавая себе отчет в том, почему направлено именно такое требование, почему оно запрашивает именно эти документы и информацию, и какие выводы инспектор собирается или может сделать на основании всего, что он просит.

Знание правды дает свободу выбора.

Если вам необходима помощь в составлении грамотного и обоснованного ответа на требование налогового органа, в определении перечня документов, который необходимо предоставить, мы всегда рядом и готовы помочь вам. Обратитесь к нам по телефону 8 (495) 636-27-69 или почте client@cbscg.ru

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*