Среднее образование составляет 11 классов, являясь обязательным этапом обучения, который проходят все дети школьного возраста…
admin / 31.05.2020
Для чего нужен расчетный листок по заработной плате?
Расчетный лист и персональные данные
Порядок оборота расчетных листков в организации: нюансы
Нарушения при выдаче расчетных листков: какие санкции получит работодатель
Итоги
Содержание
В соответствии с положениями ст. 136 ТК РФ работодатель обязан письменно информировать работника о том, каким образом рассчитана его заработная плата. А именно о том, как учтены при ее исчислении оклад, надбавки, различные удержания и прочие показатели.
На уровне федеральных нормативных актов не определено, каким образом должно осуществляться такое информирование (за исключением указанного предписания предоставлять информацию работнику в письменном виде). На практике это происходит посредством предоставления работнику расчетного листка по зарплате. В нем отражаются все необходимые сведения.
Листок может быть представлен в бумажном или электронном виде (письмо Минтруда России от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560). При этом порядок применения электронного способа выдачи листков (например, посредством отправки на корпоративный e-mail сотрудника) должен быть закреплен в трудовом договоре или локальном нормативе.
Выдавать листок достаточно при выплате последней части зарплаты (после всех выплаченных авансов). Отдельный расчетный лист оформляется при увольнении.
В расчетном листе по заработной плате отражаются данные о доходах физического лица. Такие данные относятся к персональным и не могут быть разглашены без разрешения гражданина (ст. 7 закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Таким образом, бухгалтер или другой ответственный сотрудник, предоставляющий (рассылающий) работникам расчетные листы, будет лицом, ответственным за неразглашение сведений, отражаемых в таких листах. Данная функция ответственного сотрудника может быть закреплена в локальном положении о персональных данных.
Безопасная с точки зрения закона 152-ФЗ передача расчетных листов по заработной плате может быть осуществлена:
Не лишним будет запросить у работника отдельное разрешение на обработку персональных данных, представленных сведениями о доходах — несмотря на то, что в соответствии с подп. 2.3 п. 2 ст. 10 закона 152-ФЗ работодателям можно не запрашивать разрешение на обработку персональных данных наемных работников. Дело в том, что доступ работодателя к таким данным может потребоваться и после увольнения работника (например, при подготовке запрошенной им справки об удержаниях).
Организовать оборот расчетных листков на предприятии с учетом требований законодательства о защите персональных данных и иных норм — ответственная задача. Изучим, на что предприятию имеет смысл обратить внимание при ее решении.
Внимания заслуживают следующие обстоятельства:
1. Расчетные листки хранятся не менее 6 лет, а при отсутствии лицевых счетов (ст. 295 Перечня Росархива):
2. Учет выдачи листков можно вести, используя отдельный журнал. В нем работники могут удостоверять факт получения расчетного документа своей подписью.
Однако при рассылке расчетных листов в электронном виде их получение может подтверждаться только при использовании квалифицированной ЭЦП — как аналога собственноручной подписи (п. 1 ст. 6 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ).
На практике это может означать отправление работником бухгалтеру копии файла расчетного листа, которая подписывается применяемой в фирме криптографической программой.
Порядок применения ЭЦП, как мы отметили выше, закрепляется в отдельных положениях трудового договора или локального норматива, регламентирующего оплату труда на предприятии. В частности, в таких положениях может быть указано, что при неиспользовании ЭЦП работнику следует явиться в бухгалтерию и получить бумажный вариант листка.
3. Форму расчетного листа работодатель утверждает:
Если работникам выдается расчетный лист, не прошедший установленную законом и локальным нормативом процедуру утверждения работодателем, то его выдача приравнивается к невыдаче (постановление ВС РФ от 23.12.2010 № 75-АД10-3). В этом случае в отношении работодателя могут быть применены штрафные санкции.
Если работодатель не выдаст расчетный лист в установленный срок, то Трудинспекция получит право оштрафовать (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
Если работодатель допустит нарушения в части обеспечения законного оборота персональных данных (представленных в данном случае сведениями о доходах сотрудников), то инспекторы ФСТЭК могут оштрафовать работодателя по различным основаниям, прописанным в ст. 13.11 КоАП РФ. Например, если они решат, что работодатель использовал персональные данные работника в неустановленных целях, то могут применить санкции по п. 1 ст. 13.11 КоАП РФ в виде:
Как мы уже отметили выше, применение неустановленной формы расчетного листка приравнивается к его неприменению. Но как должен выглядеть документ? На какие форматы ориентироваться работодателю?
Унифицированной формы документа, о котором идет речь, федеральным законодательством не утверждено. В целях включения данной формы в кадровый документооборот работодатель вправе задействовать собственные бланки. При этом их нужно составлять, учитывая тот факт, что в нем должен приводиться перечень сведений, поименованных в ст. 136 ТК РФ.
Общераспространенным можно назвать формат расчетного листка, в котором указываются:
1. Расчетный месяц.
2. Ф. И. О., должность получателя зарплаты, подразделение, в котором он работает.
3. Сведения о суммах, из которых складывается зарплата. Например:
4. Сведения об НДФЛ.
5. Сведения об удержаниях (например, алиментах по исполнительному листу).
6. Сведения о выданных авансах.
7. Сведения о сумме, которая подлежит выплате по состоянию на конец расчетного месяца (с учетом аванса и удержаний).
Отметим, что в отношении расчетного листка законом не установлено требований по его заверению подписью какого-либо из ответственных лиц фирмы-работодателя или печатью. Но документироваться могут, как мы уже знаем, факты получения расчетных листов работниками.
Скачать бланк расчетного листка по заработной плате вы можете на нашем сайте — по ссылке ниже.
Расчетный листок при выплате зарплаты выдается каждому работнику — в бумажном или электронном виде. Использование листков бухгалтерией регламентируется законодательством о защите персональных данных. За невыдачу листков и за нарушения конфиденциальности отражаемых в них сведений предусмотрены штрафы.
Узнать больше о применении расчетных листков вы можете в статьях:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Какие требования предъявляются трудовым законодательством к оформлению расчетных листов по заработной плате? Образец расчетного листка утвержден нормативным актом или его можно разработать самостоятельно? Нужно ли расшифровывать каждую строку расчетного листа? Ответим на эти и другие вопросы, а также приведем образец расчетного листка для скачивания в удобном формате Excel.
Трудовое законодательство РФ обязывает работодателя письменно сообщать работнику (ч. 1 ст. 136 ТК РФ):
Форма извещения о зарплате — расчетный листок (ч. 2 ст. 136 ТК РФ). Выдавать его работнику следует не реже чем один раз в месяц одновременно с выплатой окончательной суммы заработной платы за отработанный месяц (ст. 136 ТК РФ, письмо Роструда от 24.12.2007 №5277-6-1). При чем распечатывать листок с зарплатой можно только в одном экземпляре – для работника. Второй экземпляр расчетного листка пригодится компании только в случае трудового спора с сотрудником.
Расчетный листок по заработной плате можно сформировать в произвольной форме и согласовать с профсоюзом (при его наличии в организации).
В расчетном листке, в частности, укажите:
При этом заметим, что форму (бланк) расчетного листка следует утвердить приказом директора (руководителя). Текст приказа может быть таким:
10.01.2018 № 12
Во исполнение требований ч. 1, 2 ст. 136 ТК РФ
ПРИКАЗЫВАЮ:
Генеральный директор____________А.А. Кац
С приказом ознакомлены:
главный бухгалтер____________ О.В. Лапина
11.01.2018
кассир____________ Н.В. Смирнова
11.01.2018
Далее приведем пример формы расчетного листка по заработной плате. Данный образец является примерным и может быть доработан (переработан) работодателем по своему усмотрению. Главное – чтобы в нем отражалась информация, сообщать которую требуется сотрудникам в силу Трудового кодекса РФ. Итак, вот образец, который составлен в 2018 году:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
По трудовому кодексу работодатель должен уведомлять сотрудников о зарплате в письменной форме. Такая информация хранится в расчетном листке. Рассмотрим, где найти и как сформировать расчетный лист в 1С 8.3 Бухгалтерия предприятия.
Зайдем в меню “Зарплата и кадры — Зарплата — Отчеты по зарплате”.
Перейдем по ссылке “Расчетный листок”.
Наша команда предоставляет услуги по консультированию, настройке и внедрению 1С.
Связаться с нами можно по телефону +7 499 350 29 00.
Услуги и цены можно увидеть по .
Будем рады помочь Вам!
Другой вариант формирования отчета — открыть документы по начислению зарплаты, выделить нужный документ и нажать кнопку “Печать — Расчетные листки”.
Перед формированием расчетного листа зададим настройки.
После определения настроек нажимаем “Сформировать”.
В отчете выводится информация о начисленной зарплате, удержаниях, сумме к выплате.
В расчетном листке можно задать дополнительные настройки по кнопке “Настройки”.
Например, вывести информацию о начисленных взносах в ПФР.
Для печати расчетного листка нажмем кнопку “Печать”, либо “Предварительный просмотр”.
Если требуется, в настройках устанавливается печать расчетников на отдельных листах.
Расчетные листы можно отправить на почту сотрудника. Для этого нажмем кнопку “Отправить отчет по электронной почте” и выберем пункт “Отправить сейчас”.
Либо по кнопке “Создать рассылку отчетов” настраивается расписание отправки.
Почта для сотрудника указывается в справочнике “Физические лица”.
FILED UNDER : Статьи