admin / 01.03.2020

Несвоевременная сдача СЗВ-М: как избежать штрафа

Какие штрафы установлены за несвоевременную сдачу в ПФР отчета СЗВ-М в 2020 году? Появились ли новые штрафы с нового года за несвоевременное представление ежемесячного отчета? Кто будет привлекать в ответственности за несдачу СЗВ-М: Пенсионный фонд или налоговики? На какие КБК платить штрафы за несовременную сдачу СЗВ-М? На эти и другие вопрос вы найдете ответы в данной статье.

Несвоевременное представление отчета: штрафы 2020 года

Сдавать отчет по форме СЗВ-М организации и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны в территориальные подразделения ПФР. Такая обязанность закреплена в 2020 году в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В этом же законе предусмотрена и ответственность в виде штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М. В статье 17 закона сказано, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет штраф размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Если вы хотите знать, в каком размере вам выставят штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году, то вам необходимо умножить 500 рублей на количество физлиц, о которых вы должны отчитаться – работников и тех, с кем у вашей организации заключены гражданско-правовые договоры.

Пример расчета штрафа.

Предположим, что организация опоздала со сдачей отчета СЗВ-М за январь 2020 года. Его нужно было подать не позднее 15 февраля. Однако, фактически, отчет был сдан в ПФР только 22 февраля. Всего в отчете числится 105 человек. Поэтому штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году составит 52 500 рублей (500 × 105).
Далее в таблице приведем размеры штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году. Для примера приведем штрафы от 1 до 25 физических лиц в отчете (включительно).

Снижение штрафа

В 2020 году, как и прежде, законодательство не предусматривает, что на штраф за несвоевременное представление отчета СЗВ-М может быть снижен в связи со смягчающими обстоятельствами. Какой-либо механизм снижения штрафа, в принципе, не предусмотрен.

Однако стоит заметить, что отсутствие подобных норм в законодательстве еще не означает, что штраф за несовременную сдачу СЗВ-М никак не получится снизить. Организация или ИП может обратиться в суд по месту нахождения подразделения ПФР, выставившего штраф, с иском о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности и попросить снизить санкции (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П). В числе смягчающих обстоятельств можно указать совершение такого нарушения впервые, незначительный период просрочки и т.д.

Заметим, что на практике бывали случаи, когда судьи снижали штраф за СЗВ-М в 100 раз — с 19 000 руб. до 190 руб. (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 сентября 2016 г. по делу № А60-33366/2016).

Другая организация просила суд снизить штраф вдвое — с 43 000 до 21 500 руб. Суд его на столько и уменьшил (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 9 сентября 2016 г. по делу № А47-6249/2016).

Подробнее об этом см. “Свежая судебная практика по СЗВ-М: как снижать штрафы“.

Штраф за несоблюдение порядка

С 2017 года в законодательстве о персонифицированном учете появился новый штраф, связанный с СЗВ-М. Заметим, что он не связан с несовременным представлением ежемесячной отчетности. Новый штраф касается способа сдачи СЗВ-М.

Заметим, что в 2020 года отчитаться по форме СЗВ-М «на бумаге» можно, только если в отчет включены сведения менее чем на 25 человек. Если же отчет вы включаете 25 и более застрахованных лиц, то нужно представить отчет в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 3 п.2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Если в 2020 году организация или ИП не будет исполнять обозначенное требование по способу сдачи СЗВ-М, то проверяющие из ПФР будет вправе наложить новый штраф – 1000 рублей. Таким штрафом с 2017 года дополнена статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Как ПФР будет взыскивать штрафы в 2020 году

Порядок взыскания штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М и за несоблюдение порядка представления отчета, описан в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Процедура взыскания штрафов состоит из нескольких этапов. Так, частности, будет составлен акт. Потом вам выставят требование об уплате штрафа за несвоевременное представление СЗВ-М. Его нужно будет уплатить в течение 10 календарных дней с даты получения. Либо для уплаты штрафа может быть установлен более длительный срок непосредственно в самом требовании. Уплатить штраф за несовременно сданный СЗВ-М в 2020 году нужно будет на КБК 392 1 16 20010 06 6000 140. Он не изменился.

В 2020 году года подразделения ПФР вправе взыскивать любые штрафы за СЗВ-М исключительно в судебном порядке. Об этом прямо сказано в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ). Списывать штрафы за СЗВ-М непосредственно с банковских счетов органы ПФР не вправе. Соответственно и применять форму решения о взыскании со счетов (2-ПФР), утвержденную Постановлением Плавления ПФР от 29.07. 2016 № 684п, они тоже не должны.

Стоит заметить, что в 2016 году органы ПФР, действительно, были вправе списывать штрафы за СЗВ-М в досудебном порядке и списывать штрафы непосредственно со счетов плательщиков. Такая возможность была предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Однако с 2017 года такой возможности у ПФР нет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СЗВ-М – относительно небольшой отчет, который ежемесячно сдают в ПФР компании и ИП, где есть сотрудники, работающие по трудовым договорам и договорам ГПХ.

Тем, кто пренебрежительно относится к данному «пенсионному» отчету, грозят как административные штрафы, так и штрафы по пенсионному законодательству. Какую стратегию выбрать, чтобы избежать санкций, как отменить или снизить их размер к оплате – читайте в нашей статье.

За что могут оштрафовать и на сколько?

Штрафные санкции за СЗВ-М предусмотрены различными нормативными документами, в том числе федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ). Для наглядности мы объединили все случаи, когда компании может быть выставлен штраф, в таблицу.

Таблица 1. Штрафные санкции за СЗВ-М

За что могут оштрафовать

Сумма штрафа

Законодательная норма

Пропущен срок сдачи СЗВ-М (опоздание или непредставление – не важно)

Для компании: зависит от количества застрахованных лиц (500 руб. за каждого из них)

ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ

Для руководителя компании (реже – главного бухгалтера): 300-500 руб.

ст. 15.33.2 КоАП РФ

Ошибка в персонифицированной информации (объект применения санкций – каждое застрахованное лицо, вне зависимости от того, одна или несколько ошибок допущены в отношении его данных)

Для компании: зависит от количества застрахованных лиц (500 руб. – за каждого из них)

ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ

Для руководителя компании (реже – главного бухгалтера): 300-500 руб.

ст. 15.33.2 КоАП РФ

Сдача СЗВ-М на бумаге вместо электронной формы при количестве работников от 25 человек

Для компании: 1000 руб.

ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ

Любой штраф, даже в 500 рублей, неприятен, так как дает повод руководству сомневаться в компетентности своего бухгалтера. Привлечение к административной ответственности имеет еще более негативные последствия, уже правового характера. Так, например, если нарушения повторяются регулярно, то руководителю компании может грозить дисквалификация на несколько лет, т.е. лишение права занимать руководящие должности. Согласитесь, тоже малоприятно.

Как избежать штрафа за отчет по СЗВ-М?

По сути, СЗВ-М содержит не столько бухгалтерские, сколько кадровые данные. Именно отдел кадров вносит в базу такие данные работников, как:

  • фамилия, имя, отчество;
  • ИНН и СНИЛС.

По этой причине самое разумное для главного бухгалтера – переложить ответственность на отдел кадров. Сославшись на состав отчета, можно возложить на это подразделение:

  • обязанность формировать СЗВ-М;
  • ответственность за допущенные ошибки.

Этим можно убить сразу двух зайцев, так как повышение ответственности кадровиков за внесение персонифицированной информации снизит недостоверность:

  • 2-НДФЛ;
  • Расчета по страховым взносам.

Иногда воздействовать на отдел кадров очень сложно. Кроме того, бухгалтер и сам может допустить ошибки из-за большой загрузки «зарплатной» отчетностью, количество которой неизменно растет.

Плюсы такого решения очевидны, так как мы:

  • умеем взаимодействовать с кадровиками;
  • никогда не откладываем сдачу отчетности на последний момент и, следовательно, имеем время для внесения исправлений до наступления крайнего срока представления СЗВ-М.

Мы не только помогаем главному бухгалтеру ликвидировать своего рода «очаг напряженности», но и даем ему возможность решать более глобальные задачи.

Можно ли снизить сумму штрафа?

По нашему опыту штраф можно не только снизить, но и вообще его отменить. С такими просьбами к нам нередко обращаются наши новые клиенты. Нередко главные бухгалтеры наших новых клиентов сообщают, что им пришел штраф 500 рублей по первому месяцу работы после регистрации в ЕГРЮЛ, за который компания самостоятельно сдала СЗВ-М, а в штате числился только генеральный директор. Основание штрафа – несвоевременная сдача СЗВ-М, как правило, опоздание на один день.

Помогая нашим клиентам избежать, в том числе, и административной ответственности, мы выяснили, что проблема возникает из-за того, что:

  • вновь созданные компании, несмотря на единственного работника в штате, тем не менее зачастую сдают СЗВ-М ровно 15-го числа;
  • по новым компаниям ПФР в первый раз присылает отказ, несмотря на заключенное соглашение об электронном документообороте, но при повторной отправке СЗВ-М, как любят говорить инспекторы, – «ложится»;
  • так как отказ и повторная отправка происходят на следующий день, ПФР считает, что компания опоздала с отчетностью.

Подобные проблемы могут возникнуть и у давно работающих компаний из-за несовершенства системы приемки в ПФР. Один и тот же отчет могут два раза не принять, а на третий он проходит без проблем.

Лучшим доказательством отсутствия нарушения будет полученное от оператора телекоммуникационной связи подтверждение о том, что:

  • отправка СЗВ-М произошла в срок;
  • повторно был отправлен точно такой же отчет, как и в первый раз.

Иногда начальники отделений ПФР, рассматривающие материалы проверки, выражают удивление: зачем тратить столько времени, чтобы снять штраф 500 рублей? Между тем возражения даже по поводу столь мизерной суммы зачастую очень полезны. У инспекторов не возникает и мысли о том, чтобы, помимо 500-рублевого штрафа на компанию, добавить еще и административный – на должностное лицо организации.

Доказывая страхователю, что проблема в операторе, который не смог подгрузить им отчет, ПФР, тем не менее, отменяют решение.

В остальных случаях штраф нельзя ни снизить, ни отменить в досудебном порядке, так как Закон № 27-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Как оспорить штраф ПФР за СЗВ-М?

В возражениях по акту проверки ПФР для дальнейшего обжалования в суде (как минимум, для снижения штрафа) имеет смысл указать одно или несколько следующих обстоятельств:

  • незначительность срока опоздания с отчетом;
  • объективные обстоятельства (сбой в системе, причем в системе ПФР, которая действительно не всегда справляется с наплывом СЗВ-М ближе к 15-му числу, но можно сослаться и на поломку персонального компьютера в бухгалтерии);
  • сотрудник поздно принес свой ИНН, не отраженный в специальном сервисе на сайте ФНС (то же самое со СНИЛС) или не уведомил своевременно о смене фамилии (других персональных сведений);
  • бухгалтер впервые допустил ошибку в СЗВ-М или впервые не сдал его вовремя;
  • исправления внесены до того, как ПФР обнаружил нарушения;
  • бюджет не понес никакого урона.

Штраф можно полностью отменить в судебном порядке, если ПФР сам нарушил закон в части:

  • формирования акта, в котором должны быть зафиксированы нарушения, но инспектор почему-то забыл об этом;
  • соблюдения сроков отправки акта страхователю и вызова его на рассмотрение материалов проверки (суд может отменить штраф, если решение принято раньше, чем компанию вызвали на рассмотрение представленных возражений);
  • предоставления возможности добровольно исправить сведения;
  • сроков выдачи СНИЛС работникам.

Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.

Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.

Есть и еще один вариант как ознакомить суд со своими возражениями: можно заменить собственный иск отзывом на иск ПФР. Дело в том, что с 2017 года взыскать штрафы со страхователей при помощи инкассо фонд не может. Для этого оставлен только один путь – в судебном порядке.

Если штраф невелик, можно оставить право инициировать судебное разбирательство за ПФР. Однако вы должны быть твердо уверены, что все письма доходят на адрес компании без проблем, иначе существует риск пропустить заседание суда.

В противном случае мы рекомендуем не затягивать проблемную ситуацию и самостоятельно подать возражения на акт ПФР в суд.

Реквизиты для оплаты штрафа за СЗВ-М

Для тех, кто решил добровольно оплатить штраф, важно помнить об особенностях платежного поручения в части:

  • назначения платежа;
  • КБК (всегда проверяйте, что был указан именно КБК для штрафов, полученных от ПФР);
  • ОКТМО (ставите тот код, который определен для вашей компании Росстатом).

В остальных полях, то есть во всех, кроме КБК и ОКТМО, проставьте по одному нулю. Назначение платежа менее унифицировано, однако лучше указать в нем максимум информации для идентификации платежки:

  • номер, под которым компания зарегистрирована в качестве страхователя (многие забывают о нем, так как для идентификации взносов, администрируемых налоговой, он больше не нужен);
  • реквизиты решения о наложении штрафа или требования об его оплате.

Зачастую компании принимают решение об оплате уже после наступления срока штрафа. Он составляет, как правило, 10 дней после выставления компании требования об оплате. Пропуск срока означает для ПФР, что пора готовить иск. Убедитесь, что это не так, иначе при неудачном стечении обстоятельств штраф с компании спишут еще раз.

Заказать услугу

Из истории вопроса: назначение СЗВ-М

Нестандартные ситуации, возникающие при заполнении формы СЗВ-М

Штрафуют за несданную СЗВ-М, сданную не вовремя (опоздание) или с ошибками

За непредставление (если не сдан отчет) и несвоевременную сдачу (просрочка) ответственность одинакова

Административный штраф на руководителя

Итоги

Из истории вопроса: назначение СЗВ-М

В рамках антикризисных мер, принятых Правительством на 2016 год, в закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, была введена ст. 26.1. Ею установлен новый порядок в отношении выплаты страховой пенсии и фиксированной части к ней в отношении работающих пенсионеров (ч. 2 ст. 3 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов» от 29.12.2015 № 385-ФЗ):

  • суммы страховой пенсии и ее фиксированной выплаты выплачиваются без учета индексации в период работы пенсионера;
  • после прекращения им работы запрет на индексацию указанных сумм будет отменен.

Для ежемесячного мониторинга информации о работающих пенсионерах органами ПФР и была введена форма отчетности СЗВ-М. Она же позволила пенсионерам самостоятельно не представлять сведения о своей занятости в ПФР, эта обязанность возложена теперь на работодателя.

Однако право представить в ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) им работы у пенсионера все же остается. Он может воспользоваться им для ускорения процесса начала индексации своей пенсии после увольнения.

Нестандартные ситуации, возникающие при заполнении формы СЗВ-М

Разберемся в нестандартных для таких случаев ситуациях, по которым и возникает у страхователей большинство вопросов.

Главным принципом при решении вопроса о включении сведений о физических лицах в СЗВ-М является следующее:

  • физические лица работают в организации по трудовым договорам или договорам ГПХ, авторского заказа, издательским лицензионным договорам и прочим договорам, перечисленным в самой форме;
  • действие таких договоров приходится на отчетный период (отдельно или в совокупности: заключены, продолжают действовать, прекращены в таком периоде);
  • выплаты по договорам в пользу физических лиц потенциально могут облагаться страховыми взносами в ПФР (п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ; п. 2.2 ст. 11 закона «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
  • факт отсутствия выплат физическому лицу в отчетном периоде при наличии таких начислений в его адрес;
  • нахождение сотрудника на больничном, в декрете и в аналогичных ситуациях;
  • нахождение сотрудника в отпуске (в том числе в отпуске за свой счет при отсутствии деятельности в организации);
  • наличие в организации только руководителя (являющегося единственным учредителем), с которым ни трудовой договор, ни договоры ГПХ не заключены.

Такие особенности заключения договоров с физическим лицом, как работа на условиях совместительства / совмещения профессий, также значения не имеют.

Можно ли избежать штрафа, если вы забыли включить в СЗВ-М кого-то из сотрудников? Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и узнайте как суды различных уровней решали этот вопрос.

Какие ошибки допускают бухгалтеры при заполнении СЗВ-М читайте в материале «Самые частые ошибки в СЗВ-М».

Не попадают в форму разве что иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты, временно пребывающие в РФ, которые не застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

ВАЖНО! Из вышесказанного следует: отчет по форме СЗВ-М нулевым (с пустой таблицей) быть не может.

Об одной из нестандартных ситуаций, возникающих при сдаче отчетности, читайте в статье «Сдавать ли СЗВ-М на руководителя — единственного учредителя?».

Штрафуют за несданную СЗВ-М, сданную не вовремя (опоздание) или с ошибками

Ст. 17 закона № 27-ФЗ установлена ответственность за следующие нарушения по форме СЗВ-М:

  • непредставление отчета;
  • нарушение срока его представления;
  • непредставление сведений о застрахованном лице;
  • неполное или недостоверное представление сведений о застрахованном лице.

За любое из указанных нарушений предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждого работника, сведения о котором подлежат включению в форму за отчетный период.

ВАЖНО! Любая незначительная ошибка при заполнении формы, трактуемая органами ПФР как недостоверность в представлении сведений, приведет к штрафу, начисляемому на все количество застрахованных лиц, указанных в отчетности. В случае неуплаты или неполной уплаты финансовых санкций ПФР взыскивает задолженность в судебном порядке (ч. 15, 16, 17 ст. 17 закона № 27-ФЗ).

Таким образом, значительные санкции для страхователя могут возникнуть по причине случайной ошибки, исключить которую просто невозможно вследствие технического или человеческого фактора.

Как сложилась судебная практика по вопросам нарушения сроков сдачи СЗВ-М вследствие технической ошибки, узнайте в материале от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и читайте выводы судей бесплатно.

Для осторожных страхователей можно порекомендовать использовать ресурсы онлайн-сервиса «Узнай свой/чужой ИНН» на сайте ФНС по адресу: https://service.nalog.ru/inn.do.

Об обязательности указания некоторых сведений при заполнении формы читайте в статье «ИНН в форме СЗВ-М стал не обязательным»

См. также «Ошибка в периоде — правомерен ли штраф за СЗВ-М?».

За непредставление (если не сдан отчет) и несвоевременную сдачу (просрочка) ответственность одинакова

Особое внимание хочется обратить на следующее. Законодательством не установлены различия между несвоевременной сдачей СЗВ-М и ее непредставлением в органы ПФР. В обоих указанных случаях штраф будет одинаковым – по 500 руб. начислят за всех работников, сведения на которых не сданы или просрочены.

Заметим, что аналогичная ответственность в НК РФ несколько мягче. Например, непредставление или просрочка 2-НДФЛ «стоят» дешевле — 200 руб. за документ (ст. 126 НК РФ). А на 500 руб. штрафуют лишь за те справки, сведения в которых оказались недостоверными (ст. 126.1 НК РФ). При этом есть возможность избежать ответственности — при условии обнаружения и исправления ошибок до того, как их найдут проверяющие.

В каких ситуациях можно просить о снижении суммы штрафа за просрочку СЗВ-М, читайте в статьях:

  • «Аргументы, которые помогают в разы снизить штраф за СЗВ-М»;
  • «Можно уменьшить штраф за просрочку СЗВ-М».

Считаете, что при назначении штрафа не учтены смягчающие обстоятельства, обращайтесь в суд. Подробнее в материале » Не согласны со штрафом за СЗВ-М? Идите сразу в суд».

Реквизиты для уплаты штрафа за просрочку СЗВ-М см. .

Административный штраф на руководителя

Помимо штрафа на компанию КоАП предусмотрена административная ответственность для должностных лиц — от 300 до 500 руб. Здесь суды не спешат помогать руководителю. Даже если фирму удалось отстоять и штраф ей не выписали, директора, скорее всего оштрафуют.

См. также «Штрафы за дополняющую СЗВ-М платить директору».

А вот с предпринимателями ситуация недавно изменилась. Если ИП выступает и страхователем для наемного персонала и должностным лицом, выписать ему 2 штрафа нельзя. Подробности мы рассказывали .

Итоги

К заполнению и соблюдению сроков сдачи рассматриваемой формы стоит подходить внимательно. Штраф за отчет СЗВ-М в компаниях с большой численностью персонала может вылиться в значительные суммы. Ведь рассчитывают его по количеству застрахованных физических лиц, сведения о которых, по мнению органов ПФР, должны быть включены в форму в отчетном периоде.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

Статьей. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно статье 15 Закон № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

Срок — 15 число месяца, следующего за отчетным.

Сведениями, которые необходимо представить в Пенсионный фонд РФ, являются:

📌 Реклама Отключить

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействия) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

📌 Реклама Отключить

В такой ситуации со стороны страхователя возможны два вида нарушений:

  1. непредставление сведений в установленный срок;
  2. представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений.

В случае совершения такого правонарушения к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Разберем каждое из правонарушений.

Непредставление сведений в установленный срок

Состав данного правонарушения будет считаться оконченным 16 числа месяца, следующего за отчетным.

Следовательно, если работодателем 15 числа не представлены сведения, то Пенсионный фонд обладает правом взыскать со страхователя штраф.

Однако, в данном случае советуем обратить вниманием на дату обращения уполномоченного органа в суд с соответствующим заявлением.

📌 Реклама Отключить

Так, согласно Закону № 27-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Следовательно, если требование об уплате вынесено, предположим, 11.01.2018, получено 15.01.2018, то последней датой уплаты штрафа в добровольном порядке будет являться 26.01.2018, а шестимесячный срок для предъявления заявления в суд начнет течь с 27.01.2018. Отсюда последней датой обращения уполномоченного органа в суд будет являться 27.07.2018. 📌 Реклама Отключить

Если же с подачей заявления не будет заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, то страхователь может заявить о пропуске срока обращения с заявления, либо же суд самостоятельно установит факт пропуска срока, в заявленных требованиях будет отказано.

Кроме того, установлена обязательность обоснования ходатайства о восстановлении пропущенного срока уважительными причинами.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя государственного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя государственного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, если госорган попытается сослаться на долгую передачу дел и организационные трудности при принятии на себя функций по контролю за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты страховых взносов, ему будет отказано.

К тому же, в случае совершения страхователем правонарушения и доказанности этого правонарушения страховщиком, страхователь может ходатайствовать об уменьшении размера штрафа, исходя из формального характера правонарушения и отсутствия опасных последствий совершенного правонарушения.

Представление неполных или недостоверных сведений

Наиболее распространенным правонарушением является предоставление неполных либо недостоверных сведений.

Однако, в данном случае суды встают на сторону страхователя.

Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, действующей в рассматриваемый период, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений.

📌 Реклама Отключить

Стоит иметь в виду, что первоначально сведения необходимо подавать по форме «ИСХ», а последующие — по форме «ДОП».

Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством. К тому же, Закон № 27-ФЗ не позволяет сделать вывод о том, что законодатель предусмотрел ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах. Ошибки могут быть различны (например, в имени или в цифре ИНН). Однако, главным условием при признании судами отсутствия правонарушения является то, что застрахованное лицо в конечном итоге могло быть идентифицировано (например, неверно указали фамилию, однако, верно указан ИНН застрахованного лица). Такие ошибки признаются техническими, которые нельзя квалифицировать как представление страхователем недостоверных сведений в отношении застрахованного лица. Ошибки могут быть устранены как до истечения двухнедельного срока после получения соответствующего уведомления от страховщика, так и после истечения, что не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ. 📌 Реклама Отключить

Кроме того, непосредственно Пенсионный фонд дал разъяснения в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ»: если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Также может возникнуть ситуация, когда страхователь должен подать сведения, например, о 10 застрахованных у него лицах, однако, по какой-либо причине им были поданы сведения лишь о 7 застрахованных.

Уполномоченный орган в таких случаях считает, что необходимо привлекать страхователя к ответственности, так как при подаче СЗВ-М по форме «ИСХ» сведения являлись неполными, дополнительно же о 3 застрахованных лицах страхователь не имел права подавать СЗВ-М по форме «ДОП».

📌 Реклама Отключить

В таких случаях необходимо ориентироваться на наличие либо отсутствие со стороны органа факта выявления ошибки в представленных сведениях.

Если будет установлено, что сведения, поданные страхователем, были приняты, предупреждение о выявлении ошибок направлено не было, то страхователь не может быть привлечен к ответственности.

В данном случае используется уже указанный подход: первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты и (или) ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, при наличии правовых оснований суды встают на сторону работодателей. Однако, во избежание возможных судебных разбирательства, советуем вовремя представлять сведения по форме СЗВ-М и проверять их на полноту и достоверность.

📌 Реклама Отключить

По материалам журнала «Наша бухгалтерия»

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*