admin / 21.06.2020

Нервно-психические нагрузки

Понятие напряженности труда

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.

Воздействие на организм человека

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 – 3000 ккал в сутки.

Рисунок 1

Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 – 10 % уровень основного обмена; стоя – на 10 – 25%, при вынужденной неудобной позе – на 40 – 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15 – 20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% –при чтении лекций, на 90 – 100% – у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое за­висит от значимости, опасности и ответственности работы. При нерв­ном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, из­менение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «вхо­дить» в работу, соблюдать ритм, систематичность.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Нормируемые показатели

Все показатели имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

  • интеллектуальные;
  • сенсорные;
  • эмоциональные;
  • монотонные;
  • режимные нагрузки.

Напряженность трудового процесса должна оцениваться на каждом рабочем месте. Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности работников, должностных инструкций, хронометражных наблюдений (фотографии рабочего дня) и экспертной оценки. Классы условий труда должны быть определены по всем 23 оценочным показателям, представленным в таблице 18 Руководства Р 2.2.2006-05.

Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса Оптимальный класс условий труда.Напряженность легкой степени Допустимый класс условий труда. Напряженность средней степени Вредный класс 3.1 Вредный класс 3.2
1.Интелектуальные нагрузки
1.1Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
1.2Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
1.3Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
1.4Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2.Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы до 75 76 – 175 176 – 300 более 300
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6 – 10 11 – 25 более 25
2.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм – 100% 5 – 1,1 мм – более 50%; 1 – 0,3 мм – до 50%;менее 0,3 мм – до 25% – 0,3 мм – более 50%;менее 0,3 мм – 26 – 50% менее 0,3 мм – более 50%
2.5 Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):
при буквенно-цифровом типе отображения информации до 2 до 3 до 4 более 4
при графическом типе отображения информации до 3 до 5 до 6 более 6
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%.Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) до 16 до 20 до 25 более 25
3. Эмоциональные нагрузки
3.1 Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни
3.2 Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена Возможна
3.4 Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1 –3 4 – 8 Более 8
4. Монотонность нагрузок
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9 – 6 5 – 3 менее 3
4.2 Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций более 100 100 – 25 24 –10 менее 10
4.3 Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19 – 10 9 – 5 менее 5
4.4 Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 76 – 80 81 – 90 более 90
5. Режим работы
5.1 Фактическая продолжительность рабочего дня 6 – 7 ч 8 – 9 ч 10 – 12 ч более 12 ч
5.2 Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
5.3 Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени Перерывы отсутствуют

1. Нагрузки интеллектуального характера

1.1. «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

Пример: наиболее простые задачи решают уборщицы, грузчики (1 класс условий труда), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для лаборантов, медсестер, телефонистов, слесарей-ремонтников, кладовщиков, монтеров пути, осмотрщиков вагонов, сигналистов, электромонтеров и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей (директоров, начальников цехов), мастеров, водителей транспортных средств, бригадиров, машинистов, составителей поездов, дежурных по станциям и др. (класс 3.1.). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, хирургов др. (класс 3.2.).

Рисунок 2

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка» – по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-му классу (лаборанты, бухгалтеры, экономисты, токари, слесари, плотники, повары). К классу 3.1 относятся работы, когда исполнитель должен сопоставлять сигналы (результаты своего труда) с существующими эталонами (нормами), величины которых он должен держат в памяти, привести в соответствие с этими эталонами результаты собственной деятельности и удостовериться в правильности работы. Такой характер работы свойственен операторским профессиям, машинистам локомотивов, мастерам, электромеханикам и пр. В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители предприятий (директора, начальники цехов), научные работники, дежурные по станциям и т.д.).

1.3. «Распределение функций по степени сложности задания». Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта, уборщицы, грузчика (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как бухгалтер, инженер отдела, медсестра, водитель, электрик, телефонист, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник и т.п. Под проверкой в данном случае подразумевается проверка результатов своей работы (самоконтроль). Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера предприятий, начальники отделов, – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители предриятий (директора, начальники цехов), авиадиспетчеры, врачи и т.п.

1.4. «Характер выполняемой работы». В том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты, уборщицы, монтеры пути). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, слесари, бухгалтера, мастера, начальники цехов и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – водители, машинисты локомотивов, дежурный по ж/д станции). При этом работа должна характеризоваться дефицитом времени в повседневной деятельности, а не в аварийных ситуациях. Наибольшая напряженность (класс –3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (хирурги, врачи-реаниматологи, инженера по управлению атомным реактором, авиадиспетчеры).

2.Сенсорные нагрузки

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)». Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Сосредоточенное наблюдение означает, что работник смотрит на объект наблюдения, не отрывая взгляда. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, авиадиспетчеры, водители (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51 – 75%) установлено у врачей, операторов пультов управления, операторов ПЭВМ, бухгалтеров (класс 3.1) (см. рисунок 4). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медсестер, начальников и мастеров промпредприятий, учителей, слесарей (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у директоров, уборщиц, грузчиков, монтеров пути (1 класс – до 25% от общего времени смены).

Рисунок 3

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы». Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценить занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону, по радио, при непосредственном прямом контакте работников).

Например: наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медсестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, плотники, сантехники – 1 класс.

2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует кассу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов – 8 – 9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств – 6 – 7 (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, и др. (1 класс). Для машинистов локомотивов объектами одновременного наблюдения являются объекты, находящиеся перед движущимся локомотивом (сигналы, состояние пути, состояние контактного провода и т.д.), но число их, как правило, не превышает 8 – 10.

2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Например, для грузчика выбираем размер объекта различения более 5 мм – 1 класс, для бухгалтера при работе с документами и ПЭВМ размер объекта различения 1 – 0.З мм при сосредоточенности наблюдения до 50% смены – 2 класс, более 50% смены – класс 3.1. Наименьший размер объекта различения – менее 0.З мм – выбираем при работе с микроскопом.

2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в %. Чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении буквенной, цифровой и графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. Наибольшая нагрузка будет у операторов ПЭВМ и программистов (6 – 7 ч). Для бухгалтера это максимум 4 ч, т.к. он работает еще и с документами (взгляд переходит с экрана на документ, с документа на экран, т.е. время работы с ПЭВМ условно можно разделить пополам, это и будет реальное время фиксированного наблюдения за экраном ПЭВМ).

2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор». Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень шума 70 – 80 дБА, и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70% или на расстоянии до 3,5 м. Если уровень шума более 80 дБА, то уже идет оценка на класс 3.1 или 3.2.

2.8. «Нагрузки на голосовой аппарат(суммарное количество часов наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (руководители, мастера, врачи и т.д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, токари, водители автотранспорта (1 класс).

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки». Данный показатель указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения. Для таких профессий, авиадиспетчеры, врачи, водители автотранспортных средств, инженера по управления атомным реактором характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2). Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): руководители и мастера промпредприятий, бригадиры, начальники смен, медсестры. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): лаборанты, слесари-ремонтники, монтажники оборудования, электрики, повара. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, уборщицы, грузчика, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

3.2. «Степень риска для собственной жизни». Наличием риска для собственной жизни характеризуются лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, когда риск присутствует при условии соблюдения работников правил техники безопасности, то есть потенциально опасные работы и участки. Примерами могут служить работы на высоте, работы, связанные с обслуживанием электрооборудования, находящегося под высоким напряжением, работы на железнодорожных путях при движении поездов и т.д.

3.3. «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражает факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры, хирурги, машинисты электропоезда, мастера промпредприятий, если выписывают наряды-допуски на особо опасные виды работ и т.п.), или только за личную безопасность (машинист башенного крана , шахтер, электромонтер высоковольтных линий электропередачи, промышленный альпинист и др.) – 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта, помощники машинистов электропоезда и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (директора, начальники цехов, отделов, лаборанты, бухгалтеры, телефонисты, повары, медсестры, массажисты и др.) – их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Рисунок 4

4. Монотонность нагрузок

4.1. «Число элементов (приемов) необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций». Чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 – 3.2) (см. рисунок 6).

4.2. «Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций». Чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 –3.2).

4.3. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 – 3.2).

4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)». Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) – класс 3.2.

5. Режим работы

5.1. «Фактическая продолжительность рабочего дня». Выделен в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 часов (учителя, врачи, руководители предприятий и организаций, бухгалтеры и т.п.; важно учитывать, что ненормированный рабочий день, например, у директоров, руководителей отделов, не учитывается, расчет ведется исходя из 40 ч рабочей недели). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, медсестры, охранники, сторожи и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи, диспетчеры железнодорожных станций, проводники поездов дальнего следования и др.).

Рисунок 5

5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам относятся только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании внутрипроизводственных документов (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка), либо в соответствии с требованиями государственных документов (Трудового кодекса Российской Федерации, санитарных норм и правил, правил по охране труда и других). Они предусматриваются для кратковременного отдыха и личных физиологических потребностей и должны вводиться при видах работы, когда исполнитель по принятой технологии не может самостоятельно даже на короткое время оставить рабочее место (большинство билетных кассиров, операторов сортировочных горок при интенсивной работе, операторов постов теленаблюдения, контролеров пропускных пунктов и др.) или продолжение качественной работы возможно только при наличии перерывов на отдых (работа операторов ЭВМ, тяжелые физические работы, работы в условиях низких температур окружающей среды и др.). Для этих целей считается оптимальным наличие нескольких регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 7% смены (количество и продолжительность перерывов должно зависеть от конкретных условий).

Общая оценка напряженности трудового процесса

Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом:

  1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл.8. Руководства. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.
  2. По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени.
  3. При окончательной оценке напряженности труда:

3.1. «Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, кода 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2-му классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3-му (вредному) классу.

3.2. «Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

  • когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные – к 1 классу;
  • когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1. и/или 3.2. степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

3.3. «Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к 3 классу.

При этом труд напряженный 1-й степени (3.1.) устанавливается в случаях:

  • когда 6 показателей имеют оценку только 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
  • когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается в случаях:

  • когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
  • когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1;
  • когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей – к классу 3.2;
  • когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

4. В тех случаях, когда более шести показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3.

Методика оценки напряженности труда

Методика оценки напряженности труда проводится в соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 Приложение 16.

Средства измерений

В качестве средств измерений используется секундомер (см. рисунок 6).

Рисунок 6

ТРУДОВАЯ НАГРУЗКА – это количество работы, степень занятости человека какой-либо работой. Трудовая деятельность человека, рассматриваемая как биологическая категория, включает: Т. н., определяемую характером и величиной основных требований, предъявляемых конкретным видом работы к человеку, выполняющему эту работу, и особенностями производственных условий, в которых эта работа выполняется; рабочее напряжение, определяемое как ответная реакция организма человека, для которого трата и восстановление ресурсов составляет основу его деятельного состояния и необходимое условие нормального протекания физиологических процессов. Вызываемые трудом трата и последующее восстановление ресурсов важны для организма, т. к. между этими процессами существуют закономерные взаимоотношения. При разных уровнях трат ресурсов восстановительные процессы идут совершенно различно.

Выделяют 4 уровня трат ресурсов:

малые – при этом организму не возвращается даже то, что потрачено (закон недовосстановления);

средние – возвращается то, что потрачено (закон компенсации);

большие – возвращается больше, чем потрачено, – восстановление с избытком (закон суперкомпенсации);

чрезмерно большие – восстановление нарушается (закон истощения или срыв компенсации).

Знание этих закономерностей составляет основу для правильного нормирования нагрузок на организм человека в режиме труда.

Основные требования, предъявляемые работой к организму человека, называются факторами трудового процесса (ФТП). Совокупность ФТП, характерная для того или иного вида труда, определяет характер Т. н., которая в зависимости от особенностей ФТП может приходиться на самые различные физиологические системы (нервно-мышечную, сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), существенно повышая уровень их функционирования (активации). Всякая трудовая деятельность связана с Т. н., т. е. количественной характеристикой труда, включающей одновременно оценку длительности труда и интенсивности труда.

Длительность труда характеризуется как количество времени, в течение которого выполняется трудовая деятельность (при непрерывной работе или при суммарной оценке периодов работы за сутки, неделю, месяц и т. д.).

Интенсивность труда – количественная оценка Т. н. в единицу времени (оценивается по показателям, характеризующим тяжесть труда и напряженность труда).

В организме человека во время труда происходят изменения физиологических процессов, причем уровень изменений физиологических процессов варьирует в зависимости от усилия воли, срочности задания, действия систем поощрения за производственные достижения и др. условий. К числу различных признаков повышенной интенсивности труда относятся:

увеличение скорости рабочих движений;

уменьшение промежутка свободного времени при переходе от одной операции к др., от одного движения к др. (микропаузы);

уменьшение времени на отдых в течение смены, суток, недели;

повышение физической или умственной нагрузки и т. д.

С проявлением этих признаков отмечаются усиление мышечных сокращений, работы сердца и органов дыхания, повышение потребления кислорода и др., что свидетельствует об изменении уровня интенсивности труда. Функциональное напряжение организма через некоторое время вызывает появление признаков утомления, т. е. снижение уровня работоспособности человека или отдельных функциональных систем его организма под влиянием работы. Скорость и глубина развития утомления определяются величиной Т. н. Утомление является нормальным физиологическим процессом, выполняющим защитную роль в организме.

Оценка показателей Т. н., характеризующей тяжесть физического или напряженность умственного труда, проводится в соответствии с Руководством Р 2.2.755–99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». Оптимальные нагрузки соответствуют 1-му классу, допустимые – 2-му классу, вредные – 3-му классу условий труда по факторам тяжести и напряженности. Величина Т. н. зависит не только от количества ФТП, но и от организации, ритмичности трудового процесса, режима труда и отдыха (работа в 1, 2, 3 смены, вахтовая работа и т. д.), от рационализации внутрисменных режимов труда и отдыха, от неблагоприятных факторов трудовой среды и др.

Все виды Т. н. (в зависимости от их преимущественной направленности на те или иные физиологические системы) условно делятся на 2 большие группы:

физическая нагрузка – в трудовой процесс вовлекаются нервно-мышечная система и опорно-двигательный аппарат с соответствующим энергетическим обеспечением;

умственная нагрузка – Т. н. приходится на систему перцепции (органы чувств) или высшие отделы ЦНС.

Труд, являясь важной функцией организма, характеризуется определенной физиологической стоимостью. Нагрузку на организм при труде, требующем мышечных усилий и соответственно энергетического обеспечения, квалифицируют как тяжесть труда. Нагрузку на организм при труде, требующую интенсивной работы мозга по получению и анализу информации, рассматривают как напряженность труда.

Тяжесть труда определяется рядом показателей, факторов труда при динамической и статической работе:

величиной поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

количеством стереотипно повторяющихся движений;

характером рабочей позы;

количеством глубоких наклонов корпуса;

величиной статической нагрузки.

Напряженность труда характеризуется наличием интеллектуальных (содержание и характер работы), сенсорных (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов, время работы с оптическими приборами и видеодисплейными терминалами), эмоциональных (степень ответственности за принятое решение) монотонных нагрузок и сменностью труда.

Физическая и умственная нагрузка увеличиваются при некоторых условиях производственной среды (напр., нагревающем микроклимате, шуме и др.). Однако организм человека, независимо от того, подвергается ли он физической или нервно-эмоциональной нагрузке или той и др. вместе, отвечает на них единообразно: изменениями в состоянии здоровья, выражающимися в уменьшении физиологических резервов организма и снижении уровня его работоспособности и резистентности.

Физический труд – такая форма труда, при которой основная нагрузка приходится на опорно-двигательный аппарат и обеспечивающие его сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Несмотря на существенную механизацию и автоматизацию производственных процессов, физический труд занимает все еще высокий удельный вес практически во всех отраслях промышленности.

По характеру работы мышц физическая нагрузка подразделяется на динамическую, статическую и смешанную (статико-динамическую). Динамическая мышечная нагрузка характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных рабочих действий. Статическая нагрузка – вид мышечных напряжений, характеризующийся непрерывным сокращением (без изменения длины скелетных мышц) с целью удержания положения тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных трудовых действий (удержание груза, приложение усилий). В условиях производственной деятельности выделить четко характер только динамических или статических нагрузок весьма трудно. Практически любой физический труд связан с комплексным действием смешанных, статико-динамических нагрузок.

В зависимости от величины мышечной массы, необходимой для выполнения той или иной работы, физическую нагрузку человека принято подразделять на 3 вида: локальную, региональную и общую (глобальную). Локальная работа (нагрузка) – работа, в которой участвует менее 1/3 скелетной мускулатуры; нагрузка ложится преимущественно на мышцы пальцев, кисти и предплечий. Региональная мышечная работа – работа, в которой участвует от 1/3 до 2/3 массы скелетной мускулатуры с преимущественной нагрузкой на мышцы рук и плечевого пояса. Общая (глобальная) работа – работа, выполняемая более 2/3 массы скелетной мускулатуры при участии обширных групп мышц туловища и конечностей.

Интенсивные локальные мышечные нагрузки характерны для машинисток, телеграфистов, наборщиков типографий, операторов счетных клавишных машин, перфораторщиков. Операторы выполняют десятки тысяч мелких высокодифференцированных движений в быстром темпе. Характер и глубина функциональных изменений в организме работающих определяются гл. обр. общим числом движений за смену.

Во многих отраслях промышленности, особенно в угольной, горнорудной отрасли, на транспорте, в сельском хозяйстве еще немало профессий, для которых характерны общие физические нагрузки. Общие (глобальные) физические нагрузки, как правило, связаны с приложением значительных усилий, подъемом и перемещением груза, наклонами корпуса, работой в неудобных и вынужденных позах.

С развитием механизации и автоматизации производства тяжелый физический труд уступает место механизированным формам труда в различных отраслях промышленности. Отличительной чертой механизированного труда является (при выполнении работы) уменьшение участия крупных мышечных групп и увеличение значимости более мелких мышечных групп при значительном возрастании скорости и точности движений. В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут носить как динамический, так и статический характер. Профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных навыков, необходимых при управлении различными инструментами, механизмами, станками и т. д. Примером такого вида труда могут служить различные виды станочных работ, рихтовочные работы и др. Переход от индивидуального к мелкосерийному и особенно к крупносерийному производству приводит к возрастанию фактора монотонности.

Ритм в работе создает основу для высокой производительности и одновременно делает работу менее утомительной. Ритм – это повторяющееся чередование напряжения и ослабления, ускорения и замедления. Рабочий ритм – закономерное чередование во времени отдельных элементов работы и пауз между ними. В трудовой деятельности ритм неотделим от темпа, т. е. скорости выполнения работы. Под рабочим темпом следует понимать число повторяющихся законченных циклов рабочих операций в единицу времени.

При работе в низком темпе длительность выполнения операций колеблется то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения, а разброс двигательных реакций резко возрастает. При среднем темпе работы длительность выполнения операции уже через 0,5 ч постепенно снижается на фоне незначительных изменений временных реакций. Работа в высоком темпе характеризуется устойчивостью длительности выполнения операций, т. е. видимой ритмичностью, но при этом возрастает вариативность временных интервалов двигательных реакций. При высоком темпе отсутствует период постепенного вхождения в работу. Средний темп работы является наиболее оптимальным, т. к. отмечается типичная кривая врабатываемости и по мере вхождения в фазу высокой работоспособности работа становится все более ритмичной. Оптимальный темп работы – такой темп, когда соблюдается правильное соотношение длительности рабочей операции и межоперационных микропауз, которые должны составлять не менее 10–15% от времени, необходимого для выполнения операции.

Заданный темп работы (если он обеспечивает сохранение межоперационных микропауз – 15–18% оперативного времени) оказывает положительное влияние на психофизиологическое состояние работников, способствует ритмизации работы и поддержанию оптимального уровня работоспособности. Для некоторых видов работ и для отдельных работников с учетом их личностных особенностей более предпочтительным оказывается свободно регулируемый темп, что необходимо учитывать в реальных условиях производства.

Поточно-конвейерный метод работы, с физиологической точки зрения, является противоречивым. С одной стороны, ритмичность и относительная простота работы способствуют автоматизации рабочих движений; с др. стороны, ритмичность и автоматизация являются источником такой отрицательной черты конвейерной работы, как монотонность, в основе которой лежит тормозящее действие однообразно повторяющихся раздражителей. Одним из важнейших мероприятий, направленных на профилактику влияния монотонного труда, является автоматизация производственных процессов.

Автоматизация резко меняет роль человека в трудовом процессе. При автоматизированных формах труда основная задача работника – обеспечить бесперебойную работу сложного комплекса механизмов. Основной чертой деятельности работника при этой форме труда является готовность к действию и связанная с ней срочность реакций. Такое функциональное состояние организма работника обозначается термином «оперативный покой». Уровень оперативного покоя зависит от ответственности предстоящей работы, от срочности действий, от индивидуально-типологических свойств работника. Нахождение в состоянии оперативного покоя обусловливает значительное нервное напряжение.

На базе автоматизации возникли формы труда, связанные с дистанционным управлением производственными процессами (работа за пультами управления). В этих условиях за работником остаются функции слежения, контроля и регулирования. В одних случаях работа за пультом управления требует от работника и частых активных действий, и редких, но он все время находится в состоянии готовности к действию, т. е. в состоянии оперативного покоя.

При формах труда, связанного с дистанционным управлением, существенно возрастает роль умственной деятельности, связанной с интенсивностью и продолжительностью интеллектуальных, сенсорных и эмоциональных нагрузок, что является предпосылкой для нервно-психического и эмоционального перенапряжения. При редко поступающей информации, характерной для профессий операторов химических и др. пультов управления, когда оператор находится в состоянии ожидания, труд часто носит монотонный характер и требует постоянной концентрации внимания. Такое состояние оператора усугубляется также длительным поддержанием малоподвижной рабочей позы «сидя», что в совокупности ведет к быстрому развитию утомления. Недостаточная двигательная активность (гипокинезия) и эмоциональный стресс становятся причинами нервно-психических расстройств у операторов, создают предпосылки к ошибкам в их деятельности, в результате которых может возникнуть аварийная ситуация.

Работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления, принято относить к формам умственного труда. Для большинства современных профессий умственного труда (операторские виды труда, руководители организаций, студенты, преподаватели, врачи и др.) характерно резкое увеличение объема и разнородности информации при дефиците времени для принятия решений, а также возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности. Все это нередко приводит к эмоциональному перенапряжению, что может быть причиной возникновения сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.

При умственном труде Т. н. преимущественно воздействует на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работников. Характерные для умственного труда интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные нагрузки и неблагоприятный режим работы объединены в понятие «напряженность труда». К умственному труду относят деятельность, связанную как с простыми мыслительными операциями, так и работу, требующую визуального, аналитического и творческого мышления. Умственный труд можно классифицировать как исполнительский, операторский, управленческий и творческий.

Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, работающего в системе «человек – машина», в отличие от системы «человек – человек». У операторов преобладают сенсорные Т. н. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у телефонистов, телеграфистов, авиадиспетчеров, водителей транспортных средств. Наибольшая плотность световых и звуковых сигналов и сообщений (в среднем на 1 ч работы) у диспетчеров наземных служб аэропорта – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортным средством несколько ниже и составляет около 200 сигналов (класс 3.1).

Для операторского вида деятельности характерно большое число одновременно наблюдаемых объектов. Наибольшее число установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует классу 3.1; несколько ниже это число у телеграфистов телетайпов и водителей автотранспортных средств. Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.

Управленческий труд (руководители предприятий, учреждений, организаций). Профессиографические особенности трудовой деятельности руководящих работников свидетельствуют, что в данной группе доминируют факторы, обусловленные чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю необходима большая совокупность различных качеств (организаторских, деловых, личных), широкий круг знаний экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд – одна из наиболее сложных форм человеческой деятельности; осуществляется на основе многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации. К группе творческого труда относятся конструкторы, научные работники, архитекторы, писатели, композиторы, артисты, художники. Для такой работы характерны интеллектуальные нагрузки, предусматривающие творческую (эвристическую) деятельность, решение сложных задач при отсутствии алгоритма, работу по индивидуальному плану при ненормированном рабочем дне. Творческая деятельность предусматривает использование значительного объема долговременной и оперативной памяти, внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Результаты физиологических исследований показали, что с повышением напряженности труда (класса вредности) существенно возрастает общее рабочее напряжение организма. При отсутствии соответствующего отдыха и профилактических мер интенсивные нервно-психические нагрузки могут привести к развитию состояния перенапряжения, а в последующем к производственно обусловленным заболеваниям. На примере 10 профессиональных групп проведен корреляционный анализ между процентом выявленных лиц с некоторыми формами общесоматической патологии и характеристиками напряженности труда. Выявлена высокая прямая взаимосвязь между величиной интегрального показателя напряженности труда и процентом лиц с установленной патологией: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и невротические расстройства. Результаты клинических исследований профессиональных групп свидетельствуют: чем выше напряженность труда, тем больше процент выявленных лиц с той или иной патологией.

Все виды Т. н. можно разделить на оптимальные, допустимые и вредные. Оптимальные нагрузки – такие нагрузки, при которых сохраняется здоровье работников и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Допустимые нагрузки характеризуются такими уровнями факторов трудового процесса, при которых возможные изменения функционального состояния организма (напряжение, утомление) восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников. Вредные нагрузки оказывают неблагоприятное действие (перенапряжение) на организм работников.

Нормальная эффективность труда – такая степень напряженности в процессе труда, которая при производительном использовании всего рабочего времени, наличии техники и высокой интенсивности труда сопровождается затратами физической и нервной энергии, не только не наносящими ущерба здоровью, но и обеспечивающими нормальное функционирование всех его органов, всестороннее использование и развитие физических и умственных способностей работников. Наибольшая эффективность труда достигается не при непрерывной работе, а при оптимальном чередовании периодов работы и отдыха, которое устанавливается исходя из изменений кривой работоспособности. В зависимости от характера трудовой деятельности и глубины развития утомления устанавливается длительность и количество перерывов на отдых.

Обязательным является обеденный перерыв продолжительностью от 30 мин до 1 ч. Наиболее правильным считается назначение обеденного перерыва в середине рабочего дня, или так, чтобы 2-я половина смены (как наиболее трудная) была на 0,5 или 1 ч меньше, чем 1-я. В зависимости от изменения работоспособности человека в течение рабочей смены должны быть короткие регламентированные перерывы (5–15 мин) на отдых, которые способствуют улучшению и восстановлению физиологических функций, повышению работоспособности и росту производительности труда. При работах, требующих больших физических усилий, целесообразно введение более редких, но достаточно длительных перерывов (15–20 мин) в 1-й и 2-й половинах смены. При работах с большим нервным напряжением необходимо введение более частых, но коротких перерывов (5–10 мин) 3–4 раза в смену, а при монотонных видах деятельности целесообразно введение коротких (5 мин) перерывов через каждый час работы.

При проведении медико-социальной экспертизы, специалисты много внимания уделяют величине физических нагрузок, которые испытывает человек, проходящий освидетельствование.

Тяжесть физического труда на МСЭ будет измерена величиной выполненных действий и затраченных на их выполнение сил.

Согласно этим критериям условия труда можно подразделить на следующие виды:

  1. Оптимальные — соответствующие нормам, то есть комфортные для организма.
  2. Допустимые — соответствующие нормам, однако в отдельных случаях провоцирующие дискомфорт в работе.
  3. Вредные или экстремальные — не соответствующие нормам условия труда, требующие выраженного физического и психоэмоционального напряжения. Они истощают физиологические ресурсы организма, отрицательно сказывающиеся на здоровье, ведут к развитию тех или иных заболеваний.

К данным критериям можно прибавить параметры напряжённости, определяемые интенсивностью труда. При этом оцениваются нагрузка на нервно-психическую сферу организма, так называемая информационная нагрузка. Она учитывает более двадцати критериев:

Виды нагрузок Критерии
Интеллектуальные нагрузки
  • содержание и характер работы;
  • восприятие сигналов и их оценка;
  • распределение функции по степени сложности задания.
Сенсорные нагрузки
  • нагрузка на речевой, слуховой, зрительный и другие анализаторы;
  • длительность сосредоточения внимания;
  • плотность информации за час рабочего времени;
  • одновременное наблюдение на несколькими объектами;
  • величина объекта наблюдения;
  • деятельность с оптическими приборами.
Эмоциональные нагрузки
  • величина ответственности и значимость ошибок;
  • риск для жизни;
  • наличие конфликтов во время рабочего процесса.
Монотонность нагрузок
  • количество элементов, требуемое для выполнения необходимого действия;
  • длительность выполнения этого действия;
  • общая продолжительность этих действий;
  • монотонность работы.
Режим работы
  • продолжительность рабочего времени по факту;
  • рабочие смены;
  • отдых в рабочее время.

Трудовую деятельность по степени напряжения можно подразделить тоже на три группы:

  1. Оптимальная.
  2. Допустимая.
  3. Напряжённая.

Классификация условий работы

При подсчёте данных факторов, производится учёт энергозатрат организма. Для интеллектуальной сферы — это 10-12 МДж, для сферы обслуживания — 12-13 МДж, для тяжёлого физического труда – 17-25 МДж.

Основные и дополнительные факторы производства

Помимо напряжённости имеется ещё несколько параметров, влияющих на условия труда. Их определяют как факторы производственной среды:

  1. Показатели физического уровня: влажность, температура, шум, загазованность и другие.
  2. Показатели химического уровня: влияние химических и фармакологических веществ.
  3. Показатели биологического уровня: влияние бактерий, вирусов и других живых существ.

Классификация факторов рабочей среды и трудового процесса

Факторы трудовой среды имеют 4 класса опасности. Работы первого и второго классов не оказывают отрицательного влияния на организм работника. Работа третьего класса имеет несколько групп вредности:

  1. Негативное влияние восполняется отдыхом, за время которого происходит восстановление организма.
  2. Возникновение устойчивых патологий через длительный период времени: 15 лет и более.
  3. Риск возникновения заболеваний через определённое время, приводящих к полной утрате трудоспособности.
  4. Опасность для жизни возникает при каждом выходе на работу.

Классификатор вредных и опасных факторов среды на производстве

Включают в себя естественную активность человеческого организма, которая при частом повторении быстрее приводит к его изнашиванию:

  1. Тяжёлая физическая работа в постоянном положении стоя.
  2. Работа в согнутом положении тела: сидя или в наклон.
  3. Регулярное напряжение конечностей при различных видах физического труда.
  4. Воздействие вибраций, шума, температуры, влажности.
  5. Загрязнённость окружающей среды.

Также к вышеупомянутым параметрам можно добавить: постоянную ходьбу во время рабочего времени, однообразные движения при выполнении специфических операций.

При выявлении нервно-психических видов перенапряжения, их расчёт производится в зависимости от количества операций, выполняемых за час рабочего времени.

Категория тяжести выполняемых работ для бухгалтера

Возьмём в качестве примера производственную характеристику бухгалтера для направления на МСЭ. В бланке должны быть нижеприведённые положения:

  1. Сведения о работнике
  2. Информация о работодателе.
  3. Условия труда и нагрузки во время работы.
  4. Интеллектуальная и эмоциональная напряжённость.
  5. Доходы за последний год.
  6. Листы нетрудоспособности.

Производственная характеристика на бухгалтера

Бухгалтеру необходимо заполнить пункты характеристики так:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Бухгалтерия администрации города.
  3. Пятидневная рабочая неделя, восьмичасовой рабочий день. Работа в офисе на стационарном месте, с документами и органической техникой. Поза во время работы: сидя, может менять положение тела. Физическая тяжесть труда: лёгкая, тяжёлые вещи не поднимает, двигательная активность на расстояние не более пятисот метров.
  4. Эмоциональная напряжённость: высокая ответственность. Интеллектуальная напряжённость: выполнение счётных задач, проверка и обработка данных, контроль производимых вычислений.
  5. Возможен ли перевод на иной вид деятельности: нет.
  6. Производительность труда: выполняет.
  7. Доходы.
  8. Общая продолжительность времени нетрудоспособности.
  9. Подпись руководителя организации.

Виды нарушений здоровья по МСЭ

Регулируется освидетельствование работников согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ за номером 664н от 29.09.2015 года. Там указаны параметры классификации, которые необходимо использовать МСЭ, для оценки соответствия групп заболеваний категориям фактором, влияющих на изнашивание организма.

Специалисты МСЭ должны как можно более полно проиллюстрировать картину болезни, чтобы правильно обеспечить дальнейшее существование работника, проходящего освидетельствование.

Категории нарушений по МСЭ

Они учитывают базовые виды нарушений согласно степени выраженности в той или иной системе организма:

  1. Расстройства психической сферы: нарушение сознания, памяти, внимания, мышления, волевой и эмоциональной сферы.
  2. Расстройства устной и письменной речи.
  3. Неврологические расстройства: нарушения функций мышц и скелета, ограничивающих активность тела в окружающей среде.
  4. Дисфункция органов и систем: дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, сердечно-сосудистой и других.
  5. Дефекты тела, деформации, нарушение нормальной величины органов и систем организма.

При рассмотрении всех функций организма, степень её нарушения выражается в процентном соотношении и делится на четыре степени:

  1. До 30%.
  2. До 60%.
  3. До 80%.
  4. Более 80%.

Критерии инвалидности

Нередко у одного освидетельствованного человека могут быть диагностированы нарушения нескольких разных органов и систем различной степени выраженности. Все нарушения фиксируются в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра.

После чего проводят оценку возможности выполнять работником те или иные профессиональные обязанности, учитывая имеющиеся нарушения. Заключительным этапом производится подсчёт показателей, ограничивающих жизнедеятельность индивидуума.

Критерии

К этим критериям относятся способности человека:

  1. Обслуживать себя.
  2. Самостоятельно передвигаться.
  3. Контролировать своё поведение.
  4. Общение.
  5. Обучение.
  6. Ориентирование в пространстве, времени, собственной личности.
  7. Трудовая деятельность.

Производится оценка выраженности нагрузки на организм во время соответствующей работы по системам: сердечно-сосудистая, опорно-двигательная, нервная, дыхательная, мочеполовая и другие.

В зависимости от этого выделяются три степени нарушений вышеупомянутых функций:

  1. Незначительные нарушения функций: функция выполняется, но ограниченно.
  2. Значительные нарушения функций, для выполнения которых требуются вспомогательные средства.
  3. Для выполнения функций требуется посторонняя помощь.

Учитывая степень нарушения функций организма, выставляется группа инвалидности:

  1. Первая степень – 3 группа.
  2. Вторая степень – 2 группа.
  3. Третья степень – 1 группа.

Условия определения инвалидности

После установки диагноза заболевания, степени нарушения функций организма и инвалидности, специалисты медико-социальной экспертизы решают вопрос о целесообразности перевода работника на более лёгкую трудовую деятельность или же полный запрет на любую профессиональную деятельность.

МСЭ оформляет своё решение о присвоении определённой группы документально.

Медико-социальная экспертиза при некоторых патологиях

Далеко не все болезни, сопровождающиеся выраженной симптоматикой, требующей постоянного и длительного лечения, могут гарантировать работнику присвоение той или иной группы.

На первом месте среди заболеваемости граждан России и остального мира стоят заболевания сердечно-сосудистой системы. На это влияют многочисленные вредные привычки, стрессы, малоподвижный образ жизни, неправильное питание и загрязнённость окружающей среды.

Поэтому данным заболеваниям уделяется особое внимание специалистов МСЭ. К примеру, гипертоническая болезнь, которая часто становится причиной ограничений человека для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Гипертоническая болезнь

Высокое артериальное давление часто возникает спонтанно, и не всегда ощущается самим человеком. Однако неплохо поддаётся современным методам лечения, что позволяет поддерживать уровень давления у больного человека на уровне нормы. Поэтому гипертоническая болезнь сама по себе не является необходимым фактором для установления группы.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы крайне важно учитывать воздействие повышенного артериального давления на другие органы и системы, которые постоянном его влиянии также подвергаются риску поражения.

Это выражается, прежде всего, в повреждении сосудов организма, которые первыми страдают от высокого давления. В дальнейшем из-за этого могут нарушаться функции головного мозга, сердца, почек, органов зрения, желез внутренней секреции и других систем организма.

Вышеперечисленные расстройства приводят к развитию инфаркта миокарда, глаукоме, нефропатии, инсульта, сахарного диабета, которые уже могут служить причиной получения работником инвалидности. Особенно при попадании гражданином в высокую и крайне высокую группы риска по данным заболеваниям.

Ревматоидный артрит

Также частой причиной направления на МСЭ является патология опорно-двигательного аппарата. В частности, ревматоидный артрит, при котором у человека поражаются суставы конечностей, прежде всего, кистей и стоп, а потом и более крупных: коленные, локтевые, плечевые и тазобедренные.

В итоге гражданин теряет способность к активной жизни, а значит, и к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Специалисты МСЭ фиксируют величину и характер нарушений костной и хрящевой ткани суставов, состояние суставной жидкости и степень ограничения подвижности конечностей, ввиду деформации суставов.

На ранних стадиях, когда вышеупомянутые нарушения не опустились до критериев получения инвалидности, эксперты рекомендуют специфическое лечение всеми доступными методами.

При отсутствии положительной динамики в лечении, усилении болевого синдрома, снижении подвижности суставов, вплоть до полного обездвиживания, признание работника инвалидом становится весьма вероятным.

Хронический панкреатит

Рассмотрим ещё одно заболевание, хронический панкреатит. Это болезнь пищеварительной системы, сопровождающаяся поражением поджелудочной железы.

Специалисты МСЭ, при решении вопроса о предоставлении инвалидности, обращают внимание только на тяжёлые формы данного заболевания: с выраженным и постоянным болевым синдромом, скрытым приступообразным течением, хронический рецидивирующий панкреатит, с кистозными образованиями.

Основы экспертизы инвалидности при хроническом панкреатите

Болеющим хроническим панкреатитом с второй степенью сложности, после проведённого оперативного лечения, как правило, предоставляют 3 группу на время восстановительного периода после операции.

Третья степень сложности даёт право на получение 2 группы, при условии наличия свищей и кист. Если в дополнение развивается гормональная недостаточность с выраженной дистрофией поджелудочной железы, постоянным болевым синдромом, то больной получает статус инвалида 1 группы.

Оценка физической и психической тяжести условий труда весьма непростой процесс, он требует времени и большого количества документов. Причём это не только медицинские карты и справки, но и заключения о характере выполняемой деятельности, которые помогают открыть полную картину возникающих нарушений человеческого организма.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*