admin / 20.05.2020

НДС с авиабилетов

Содержание

Вопрос

Ответ

В книге покупок зарегистрируйте электронный авиабилет одной строкой – укажите общую стоимость билета с НДС и общую сумму выделенного в билете НДС. Разделять стоимость билета на стоимость услуг, облагаемых по разным ставкам НДС и не облагаемых НДС, не нужно.

Для перелета на авиалайнере необходимо приобрести авиабилет. Этот документ дает право на получение транспортировочной услуги, предоставляемой за определенную оплату специализированными компаниями-перевозчиками.

Авиабилет – небольшой по размеру документ, в котором указана вся информация о рейсе. Некоторые данные публикуются латинской транскрипцией и имеют множество специальных обозначений, не особо понятных для пассажира.

В статье мы рассмотрим, что означают специальные символы на авиабилетах, как их правильно читать и как расшифровать коды на билетах популярных авиакомпаний.

Правила чтения условных обозначений в авиабилетах

Если научиться правильно читать условные обозначения в обычных и электронных авиабилетах, можно быстро отыскать номер своего рейса, выход на посадку и другие не менее важные значения, позволяющие пассажиру уверенно ориентироваться в аэропорту и в самолете.

В авиабилетах российских перевозчиков публикуется код бронирования, класс обслуживания, тарифный план, предусматривающий набор определенных услуг, а также дата и время вылета, номер выхода на посадку и запланированное время прибытия в пункт назначения (местное).

Код бронирования включает цифры и буквы. Их можно найти на бумажном билете и электронном, том числе и на маршрутной квитанции. Обычно код состоит из 6 знаков, но сейчас встречаются и коды из 5 символов.

Код бронирования нужен для того, чтоб узнать информацию о полете. Может применяться для изменения данных, подтверждения брони, онлайн регистрации, при при обмене или возврате авиабилета. Такой код на своем билете имеет каждый пассажир, который будет лететь на самолете.

Для самолетов выделяют несколько классов обслуживания. Их разница заключается в комфорте и стоимости за билет. Для каждого класса есть собственные буквенные обозначения.

Выделяют три основных класса обслуживания:

  1. Эконом класс.
  2. Бизнес класс.
  3. Первый класс.

Эконом класс является наиболее популярным вариантом обслуживания. Это недорогие билеты с базовым комфортом. В основном при таких перелетах за габаритный багаж надо заплатить дополнительно. Эконом класс имеет свою классификацию, что помечается в билетах. О допустимом весе багажа в самолете можно прочитать тут.

Применяются следующие обозначения:

  • W – премиум;
  • S, Y – экономичный класс по уровням комфорта;
  • B, H – билеты с разными скидками;
  • K, L – экономичный класс со скидками;
  • M – туристический;
  • N, Q, T, X, O – обозначения скидок;
  • V – молодежный тип билетов со скидкой;
  • G – групповой билет.

Бизнес класс имеет лучший комфорт, чем эконом, но и цены на него выше. Багаж можно провозить бесплатно. Регистрация вне очереди. Ожидать самолет можно в отдельном зале. Стюардессы предлагают более разнообразное питание. Часто предлагаются бесплатные алкогольные и безалкогольные напитки. Буквенных обозначений гораздо меньше, чем у эконома.

Расшифровка букв в авиабилетах бизнес класса:

  • J – премиум;
  • С – стандарт;
  • D, Z, I – скидочный билет в зависимости от типа скидки.

Билеты премиум класса самые дорогие. Отличаются повышенным комфортом. Обслуживание относится к категории VIP. Доступно большое вкусное меню, элитные напитки премиум класса. Можно провозить габаритный багаж. Соответственно, за такие услуги стоимость на билеты премиум класса выше всего.

Для билетов такого уровня приняты следующие обозначения:

  1. F – стандартный первый класс.
  2. P – улучшенный первый класс. Доступны телефоны, большие мониторы и широкие спальные места.
  3. А – первый класс с наличием скидки. Скидки могут предоставляться во время определенного сезона или праздников.

Тариф авиабилета – это оплата, которую берет компания за обслуживание и оказание услуг во время полета. Тарифы могут быть самыми разными. В основном, стоимость напрямую зависит от класса обслуживания и маршрута, который выполняет самолет. Для уменьшения стоимости тарифа могут применяться скидки.

Буквы в билетах означают следующее:

Авиакомпании относительно недавно стали указывать, из чего складывается стоимость билетов. В частности, Европейские авиалинии публикуют на своих сайтах и рекламных буклетах полную стоимость перелета только с 2012 году.

Но для многих людей все еще остаются непонятными указанные в соответствующих графах таксы – они кажутся излишней наценкой. Давайте же разберемся, что такое таксы в авиабилетах компании S7 Airlines и из чего складывается их цена.

Из чего складывается цена билета на самолет

Стоимость перелета включает в себя две составляющие. Первая – это тарифы, а вторая – собственно, сборы и таксы. Какая сумма получится при покупке авиабилета, зависит от многих факторов.

Под тарифом авиакомпании, в частности S7 Airlines, подразумевают цену самого перелета. Тариф для своих услуг определяет каждая авиалиния. На его величину влияют политика авиакомпании, продолжительность рейса, протяженность маршрута, класс комфортности и сезон.

Существует также международная тарифная политика. Ее организатором выступила в свое время Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Эта организация непосредственно влияет на формирование тарифов и невозможность монополизации рынка. Благодаря этому тарифы на международные рейсы остаются фиксированными.

Вторая часть стоимости авиабилета покрывает расходы аэропортов и наземное обслуживание самолетов. Под этим подразумевается обслуживание пассажиров в аэропорту, техническое содержание самолетов, реализация мер безопасности и др. Таксы устанавливаются аэропортом.

Обратите внимание! Цена перелета может меняться и из-за других факторов: изменения курса валют, вместительности самолета и др. Акции и скидки помогут хорошо сэкономить на стоимости перелета.

Таксы в авиабилетах S7 Airlines

Немалая часть цены билетов S7 Airlines состоит именно из такс, причем отказаться от них нельзя. В билете эти данные указываются возле общей стоимости перелета. Но для чего они нужны и можно ли их вернуть?

Таксы предназначены для оплаты услуг аэропорта и систем бронирования. Каждому виду подобных доплат присвоена аббревиатура (YQ, ZZ, YR и др.). Некоторые из них невозвратные, и в случае возврата авиабилета вы вернете только тарифную цену.

В основном в размер таксы включается обслуживание аэропорта и самолетов. Но некоторые из них покрывают и другие расходы авиакомпании – например, плата за неявку пассажира, за каждый пункт прилета и вылета (при рейсах с пересадками), предварительное бронирование места в самолете, предоставление специального питания, ценный багаж, отдых в ВИП-зале, возврат авиабилета и др. Это зависит от типа таксы.

Обратите внимание! Если вы были в командировке, и вам нужно сдать авиабилет в бухгалтерию своей фирмы, знайте, что в таком случае компенсируется итоговая стоимость билета (включая сборы и таксы).

Сборы в авиабилетах S7 Airlines

Наличие этой доплаты позволяет содержать аэропорты, на высоком уровне предоставлять существующие услуги и вводить новые.

Доплаты в авиабилетах могут включать в себя расходы на топливо, содержание аэрофлота, оплату автоматического бронирования, обеспечение авиационной безопасности и обслуживание аэропорта. Также существуют расходы на сервис – в этом случае оплачиваются услуги онлайн-букинга, оплата перевозки и т.д. Сервисная доплата не подлежит возврату.

Для справки. Иногда соотношение тарифа и доплаты выглядит нелепо. Например, можно найти рейс Москва-Сочи, где тариф за перелет составит 100 руб., а размер доплаты – 1500 руб.

Виды сборов и такс и их расшифровка в билете

Загадочные буквы в билете несут в себе много информации о предстоящем полете, если знать их смысл. Давайте разберемся с основными из них.

Виды такс и сборов Расшифровка
YQ Расходы на горючее. В таксу могут входить и другие платежи на усмотрение авиакомпании: диспетчерское и аэронавигационное обслуживание, техническое обслуживание самолета, обеспечение безопасности. Как правило, на регулярных рейсах входит в тарифную стоимость
ZZ Такса на оплату услуг аэропорта. Ее сумма устанавливается Транспортной клиринговой палатой, с которой работают многие российские перевозчики
YR Оплата системы бронирования. Будет ли указан это вид расходов, зависит от системы бронирования. Некоторые авиакомпании обозначают так топливный сбор
RI Оплата обслуживания пассажиров в аэропорту. Этот вид доплаты появился недавно – в 2018 году
XT Условное обозначение, объединяющее несколько сборов, если их много и в выделенных графах недостаточно места.

Итак, стоимость авиабилетов в компании S7 Airlines остается довольно прозрачной – она складывается из тарифа и сборов и такс. Эти расходы, которые кажутся на первый взгляд излишними, необходимы для обеспечения комфортных условий для пассажиров на борту самолета и в предполетное время.

Теперь итоговая цена перелета не станет для вас сюрпризом при приобретении билета.

Часто стоимость авиабилетов составляет основную часть расходов на командировку, и желание бухгалтера возместить НДС вполне логично. О том, что НДС по командировочным расходам можно принять к вычету прямо сказано в пункте 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Проблем не возникает, когда авиабилет на имя своего сотрудника покупает компания по безналичному расчету. В этом случае продавец билета просто выписывает счет-фактуру, и компания-покупатель принимает НДС к вычету в обычном порядке.

Но, покупать билет от имени компании не всегда удобно. Ведь есть хорошие электронные сервисы, когда ты сам себе покупаешь билет за несколько минут. И, на практике, компании чаще всего выдают командированному сотруднику деньги, и он уже самостоятельно покупает авиабилет. Правда, есть хороший вариант, когда сотрудник покупает себе билет и оплачивает его корпоративной картой самостоятельно или с помощью бухгалтера, если тот не хочет сообщать сотруднику пин-код.

В таких случаях счет-фактуру заменяет кассовый чек или иной документ установленной формы. Это соответствует требованиям пункта 7 статьи 168 Налогового кодекса РФ. При этом сумма НДС в документе должна быть обязательно выделена отдельной строкой.

Возмещение НДС по законодательству

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ НДС по командировочным расходам принимайте к вычету на основании:

  • счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг);
  • иных документов – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Налогового кодекса.

Учитывая то, что при покупке сотрудником авиабилета счета-фактуры нет, для возмещения НДС бухгалтер имеет право предъявить иные документы. Для этого у него есть бланк строгой отчетности с выделенным НДС.

Обратите внимание

НДС по командировочным расходам можно принять к вычету на основании БСО

Эту позицию многократно поддерживал Минфина России. В письмах Минфина России от 21 сентября 2012 года № 03-07-11/393, 10 января 2013 года № 03-07-11/01 и от 14 октября 2015 г. № 03-07-14/58804 сказано, что НДС по командировочным расходам принимают к вычету на основании бланков строгой отчетности (БСО), выданных работнику и включенных им в отчет о командировке. При этом бланк, заполненный в установленном порядке, с выделенным отдельной строкой НДС, бухгалтеру нужно зарегистрировать в книге покупок (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Более того, распечатанные на бумаге маршрут/квитанция электронного авиабилета билета соответствуют всем условиям для принятия к вычету НДС. Главное, чтобы сумма НДС была выделена отдельной строкой. И ещё, для подтверждения расходов желательно, чтобы сохранился посадочный талон.

Также нужно, чтобы налоговики могли идентифицировать продавца. А они не могут это сделать, если билет выписан на иностранном языке. Значит авиабилет для вычета НДС долже6н быть на русском языке. Построчный перевод с иностранного языка на русский не требуется, достаточно перевести необходимые реквизиты документа. Они перечислены в пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса. В нем сказано, что налоговый орган не вправе отказать в вычете, если, исходя из документа, он может идентифицировать продавца, покупателя, стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

На чьей стороне суд

Что же касается судов. То большинство решений по этому вопросу выносится в пользу компаний. Судьи считают, что налогоплательщик может принять к вычету НДС, уплаченный по расходам на командировки, на основании бланка строгой отчетности. Арбитры обосновывают свою позицию тем, что услуги приобретает не организация, а работник. При реализации товаров, работ или услуг физическим лицам НДС в выдаваемых покупателю документах не выделяют согласно пункту 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ. Но это не препятствует применению вычета НДС в отношении сумм, уплаченных со стоимости таких услуг (постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2008 г. по делу № А57-3429/06-25, Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2007 г. № А33-9940/06-Ф02-8607/07 по делу № А33-9940/06).

Таким образом, отказать в вычете НДС по авиабилетам налоговая инспекция может: если нет бланка строгой отчетности; если в бланке строгой отчетности НДС не выделен отдельной строкой; если документ предоставлен на иностранном языке.

Но, на практике налоговики требуют счет-фактуру и при её отсутствии отказывают компании в возмещении НДС.

Вот фрагмент дискуссии, которая разгорелась между подписчиками в группе Бухгалтерия.ру ВКонтакте.

Наталья
Здравствуйте! Подскажите, может быть кто-то сталкивался. Хотим возместить НДС с авиабилетов. Сумма в билете отражена, ставка НДС не отражена. Как отразить в книге покупок? Счёт-фактуры нет и не будет.

Светлана
Никак. Это как с чеками ГСМ, там НДС выделен, но наша ИФНС считает, что без счета-фактуры никакого вычета. Можете посудиться, конечно.

Надежда
У нас в Казани потребовали предоставить счет-фактуру и завернули вычет. Обосновали тем, что нет счета-фактуры, значит нет и вычета.

Надежда 2
Они не правы. Есть письмо МФ 03-07-07/36077 от 28.05.18. Аналогичные разъяснения выходили и ранее.

Олеся
НДС по авиабилету (в том числе электронному) на проезд командированного работника можно принять к вычету, если соблюдены следующие условия: п.7 ст.171, п.1 ст.172 НК РФ, п.18 Правил ведения книги покупок, Письма Минфина России от 14.10.2015 N 03-07-14/58804, письмо ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565.
1.Авиабилет должен быть оформлен на бланке строгой отчетности с выделенной в отдельной строке суммой НДС.
2.Стоимость расходов на проезд командированного работника учитывается при расчете налога на прибыль.

Ирина
На международных рейсах билеты продаются без НДС.

Татьяна
Возмещаем без проблем, в авансовом отчете регистрируем счет-фактуру, я присваиваю номер авансового. У нас много командировочных и НДС по билетам не лишний.

На практике часто налоговые инспекции требуют для вычета НДС предъявить исключительно счет-фактуру и не руководствуются разъяснениями Минфина России. Тем более, что письма Минфина не обязательны к исполнению и носят разъяснительный характер.

Но, поскольку Налоговый кодекс РФ разрешает возмещать НДС по авиабилетам на основании БСО и есть письма Минфина России на эту тему, вы можете воспользоваться этим правом. Если вам откажут, можете либо с этим согласится, либо обратится в суд, где, скорее всего, выиграете дело. Стоит обращаться в суд или нет, зависит от размера НДС, который вы хотите возместить и вашей принципиальной позиции. Только, помните, если сумма очень незначительная, велика вероятность того, что судебные расходы окажутся больше, и тогда суд просто не выгоден.

Читайте также «Электронный посадочный талон: новшество от Минтранса»

Бератор нового поколения
УСН НА ПРАКТИКЕ

Полное руководство для бухгалтера по ведению учета на УСН. Правила учета, которые нужны любому «упрощенцу».

Подключить бератор

Билеты 4 Сентябрь, 2019

При покупке авиабилета на сайтах путешественник сначала видит одну сумму, а конечная стоимость часто отличается в большую сторону.

В статье мы рассмотрим, какие таксы и сборы входят в цену билета на самолет и как их обозначают, как выгоднее приобрести авиабилет, на каких комиссиях и сборах можно сэкономить.

Из чего состоит стоимость авиабилета

Стоимость любого авиабилета складывается из двух составляющих. Первой составляющей всегда является тариф авиабилета, то есть плата именно за перелет. Тарифы фиксированные, их стоимость определяет Международная ассоциация воздушного транспорта. Другая составляющая – таксы и сборы.

Что такое таксы и сборы и зачем они нужны

Таксы и сборы – это не просто наценка на авиабилет.

Таксы – это, по сути, оплата за обслуживание пассажира в аэропорту. Также сюда входит обеспечение безопасности в здании аэровокзала и техническое оснащение самолетов. Их устанавливает сам аэропорт. Пассажиры платят сборы за пользование международным терминалом, за обслуживание таможенной службой, иммиграционный сбор, иногда даже сбор на развитие аэропорта.

В сборы входит плата пассажиров за топливо, сервис при оформлении билета и страховку. Иногда с пассажиров взимаются сборы за полет над другим государством и за вылет из «чужого» аэровокзала.

История появления

Таксы в авиабилетах появились относительно недавно. В начале 2000-х годов одна из самых крупных авиакомпаний Британии ввела дополнительную плату для пассажиров. Она составляла всего 2,5 евро. Объяснили это тем, что с повышением цен на топливо работа компании оказалась под вопросом.

Чтобы не возникло проблем с налоговой службой, к авиабилету была приложена расшифровка. Этот ход помог авиаперевозчику остаться на мировом рынке, а другие компании последовали его примеру.

Расшифровка буквенных обозначений такс и сборов

В каждом авиабилете есть буквенное обозначение такс и сборов. Это сделано для того, чтобы пассажир понимал, за что именно он вносит дополнительную плату.

Такса ZZ означает, что ее сумма установлена Транспортной Клиринговой палатой. Именно через нее продает авиабилеты большинство российских компаний.

Такса YQ обычно считается топливным сбором, но в нее могут входить и другие платы, которые взимает авиакомпания.

Такса YR – это оплата за систему бронирования. Ее наличие зависит от системы бронирования, через которую был куплен авиабилет. В некоторых авиакомпаниях таким буквенным обозначением прописывается топливный сбор.

Такса RI появилась только в 2018 году. Это оплата за обслуживание пассажиров в аэропорту.

Как сэкономить на покупке авиабилета

Естественно, каждый пассажир хочет приобрести авиабилет по более низкой цене. Это можно сделать несколькими способами.

Как купить авиабилет дешевле:

  1. Часто авиакомпании предлагают скидки и акции. Нужно следить за изменением цены на билет. Предлагаем также ознакомиться – поиск дешевых билетов на самолет: хитрости и советы.
  2. Авиаперевозчики предлагают своим пассажирам разные программы лояльности. Они позволяют сэкономить достаточно большую сумму при покупке авиабилета.
  3. Раннее бронирование авиабилета. Чем раньше куплен билет на самолет, тем он дешевле. Оптимально покупать его за 2 месяца до вылета. Обо всех способах бронирования билета на самолет можно прочитать .
  4. Некоторые авиаперевозчики снижают цены на билеты в ночь с субботы на воскресенье (деловые авиалинии), другие – в середине недели. Чаще всего это билеты по популярным туристическим направлениям.
  5. Перелет в низкий туристический сезон будет стоить намного дешевле.
  6. Билеты лоукостеров значительно дешевле, чем у мировых авиакомпаний. Но они предъявляют довольно строгие требования к пассажирам и их багажу. Часто отсутствует питание и страховка в тарифе авиабилета.
  7. Чартерные рейсы намного дешевле регулярных. Иногда при наличии свободных мест в самолете можно купить билет на такой рейс.

Можно ли приобрести билет без комиссий и сборов

Пассажир может приобрести авиабилет только с учетом всех комиссий и сборов. Они обязательно включаются в стоимость билета.

Покупая билет на самолет, нужно учитывать, что в конечной стоимости обязательно будут учитываться таксы и сборы. Несомненным плюсом является то, что при намерении вернуть невозвратный билет пассажир получает обратно все таксы и сборы.

Правительство РФ пытается стимулировать авиакомпании регистрировать импортные самолеты в российском реестре. Теперь такие борта смогут получить бессрочное право на нулевую ставку НДС. Но параллельно сохраняется лазейка и для самолетов, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях, на которые сейчас приходится 95% российского парка. Для таких судов сделано исключение до 2023 года — источники “Ъ” полагают, что оно может быть неоднократно продлено. Собеседники “Ъ” и эксперты считают такой подход разумным компромиссом: введение НДС на импорт самолетов остановило бы обновление парка российских авиакомпаний.

Правительство одобрило обнуление НДС на самолеты иностранного производства, если те после ввоза на территорию России будут занесены в государственный реестр гражданских воздушных судов РФ. Поправки в Налоговый кодекс разработаны Минфином, они обсуждаются с декабря прошлого года.

С 2010 года в России действует режим временного ввоза иностранных судов, согласно которому все иностранные самолеты, эксплуатируемые в России, не облагаются НДС. Режим действовал до 2020 года. В Минпромторге и Минтрансе в апреле заявляли о нецелесообразности продления временного режима, что вызывало опасения авиаперевозчиков. Налог в размере 20% при стоимости нового судна около $50 млн повысил бы расходы на обновление парка на $10 млн, что вынудило бы большинство перевозчиков отказаться от новых самолетов.

«При марже 1,5% у наиболее успешных российских авиакомпаний НДС 20% убил бы всю экономику при приобретении новых бортов»,— уверен собеседник “Ъ” в отрасли.

«Сегодня в российских авиакомпаниях эксплуатируется существенная доля иностранных самолетов, и зарегистрированы они за рубежом. Эту ситуацию мы намерены исправить»,— пояснил логику действий правительства премьер Дмитрий Медведев. Росавиация уже несколько лет пытается склонить авиаперевозчиков к перерегистрации самолетов. Служба недовольна тем, что на практике не контролирует качество технического обслуживания, поскольку основной контроль над соответствием типовой конструкции и поддержанием летной годности возложен на страну регистрации. Кроме того, лизинговые платежи за самолеты, которые для российских авиакомпаний составляют около $3 млрд в год, проходят через иностранные юрисдикции. По данным Росавиации, около 95% эксплуатируемых в России судов зарегистрированы на Бермудах и в других иностранных юрисдикциях.

Впрочем, на практике массовая перерегистрация новых самолетов, ввозимых в Россию, маловероятна.

В этом же законопроекте Минфина записано аналогичное обнуление НДС для бортов, зарегистрированных в реестрах стран, с которыми у России подписаны международные договоры. В частности, у России подписаны соглашения с Бермудскими островами, где зарегистрирована значительная часть эксплуатируемого в РФ парка. Эта норма действует до 1 января 2023 года. Фактически авиакомпании, как и прежде, смогут импортировать самолеты без уплаты НДС на временной основе. Собеседники “Ъ” на рынке полагают, что такой режим может быть еще неоднократно продлен.

В авиакомпаниях не стали комментировать этот вопрос.

Зарубежные лизингодатели отказываются регистрировать суда в реестре РФ, так как нормы летной годности в РФ отличаются от международных, и вновь сдать самолеты в лизинг по истечении срока контракта практически невозможно, объясняют источники “Ъ” в отрасли.

Законопроект также обнуляет ставку НДС на ввозимые в РФ авиадвигатели и комплектующие для производства российских самолетов и на сами эти самолеты. Поправки в первую очередь затронут производящийся сегодня в России SSJ 100 (на 75% состоит из иностранных комплектующих) и перспективный МС-21.

«Мы расширяем поддержку отечественного авиастроения. От обложения НДС будет освобождаться ввоз авиадвигателей, запасных частей и комплектующих, опытных образцов, которые необходимы для испытания гражданских самолетов. Это позволит снизить издержки авиастроителей»,— сказал Дмитрий Медведев. В ОАК считают, что изменения положительно скажутся на реализации ряда ключевых программ корпорации и повысят конкурентоспособность отечественного производства.

Источник “Ъ” в одной из лизинговых компаний считает обнуление ставок для российских самолетов существенным шагом, который снизит как цену готового самолета, так и сумму выплачиваемых авиакомпаниями лизинговых платежей. «Больше на экономику эксплуатации российских самолетов может повлиять только снижение цен на авиакеросин»,— считает он.

По словам источника “Ъ”, НДС на российские самолеты сегодня закладывается авиакомпаниями в цену билета: обнуление налога позволит снизить цену билетов на 5% или увеличить прибыль авиакомпании.

«Значительную пользу от поправки получит «Аэрофлот», количество российских самолетов в парке которого будет только увеличиваться»,— говорит он. Сегодня в парке «Аэрофлота» 49 российских SSJ 100, осенью прошлого года авиакомпания подписала с ГСС соглашение на поставку еще 100 самолетов SSJ 100 до 2026 года. Перевозчик также закупит 85 среднемагистральных МС-21, серийное производство которых еще не налажено.

Глава Infomost Борис Рыбак считает обнуление ставки НДС для самолетов, несмотря на их регистрацию в иностранных реестрах, на ближайшие три года логичным решением. С учетом продолжающегося роста объема перевозок и существующего национального проекта повышения мобильности населения лишать перевозчиков возможности обновления парка нельзя, говорит эксперт.

Герман Костринский

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 6 июня 2014 г.

Содержание журнала № 12 за 2014 г.На вопросы отвечала Л.Н. Мисникович, старший юрист ЗАО «МСАй ФДП-Аваль»

Иногда при покупке железнодорожных и авиабилетов компании пользуются услугами посредников (агентств), которые реализуют билеты от имени и по поручению компаний-перевозчиков. Посмотрим, с какими сложностями сталкиваются бухгалтеры.

Агентство выставляет счет-фактуру только на свои услуги

Евгения

Компания для направления работников в командировки приобретает железнодорожные и авиабилеты через агентство. Как принять к вычету НДС по транспортным расходам? Обязано ли агентство, реализующее билеты от имени перевозчика, выставить компании счет-фактуру на стоимость приобретенных через него билетов?

: Агентство продает вам билет не от своего имени, а от имени перевозчиков. Поэтому оно обязано выставлять счета-фактуры только на сумму своих услуг по оформлению билетовп. 1 ст. 156, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 169 НК РФ; Письмо Минфина от 12.10.2010 № 03-07-09/45.

Входной НДС со стоимости билета ваша организация может принять к вычету на основании самого билета, если сумма налога выделена в нем отдельной строкой. Счет-фактура для этого не обязателенп. 1 ст. 172, пп. 2, 7 ст. 171 НК РФ; Письма Минфина от 10.01.2013 № 03-07-11/01, от 21.09.2012 № 03-07-11/393. Если приобретался электронный билет с выделенным НДС, то достаточно распечатки этого билета и посадочного талонаПисьма Минфина от 29.08.2013 № 03-03-07/35554, от 19.08.2013 № 03-03-07/33656, от 12.01.2011 № 03-07-11/07.

Агентский сбор — сразу на расходы, а НДС по нему — к вычету

Селенко Ирина, г. Москва

При покупке билетов через агентство компания получила счет-фактуру на сумму сервисного сбора за оформление билетов. Нужно ли дожидаться окончания командировки, чтобы принять к вычету НДС по агентскому сбору и списать стоимость самого сбора в расходы?

: Нет, ждать завершения командировки не нужно. Ведь сервисный сбор — это вознаграждение посреднику за его услуги, а они уже оказаны. Этот сбор можно сразу списать как прочие расходыподп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 01.07.2010 № 16-15/069225@. Ждать окончания командировки и утверждения авансового отчета (как это требуется для признания в «прибыльном» учете командировочных расходов) не нужноп. 7 ст. 272 НК РФ. А НДС в части сервисного сбора можно сразу принять к вычету на основании счета-фактуры агентства.

Возвращаем билет: внимание на сборы

М. Вартанян, г. Тула

При покупке билетов через агентство компания получила счет-фактуру на сумму сервисного сбора за оформление билетов. Мы учли сбор в расходах и приняли НДС к вычету. В следующем квартале компания возвратила агентству часть билетов. При возврате денег перевозчик удержал с нас какие-то суммы (мы получили не полную стоимость возвращенных билетов). От агентства получили корректировочный счет-фактуру. Но в нем — только суммы, связанные с уменьшением сервисного сбора самого агентства. Правильно ли поступило агентство и как нам принять к вычету НДС с возвращенных билетов?

: Если ваши работники не воспользовались билетами и их стоимость была возвращена вам, то принять к вычету НДС со стоимости таких билетов нельзя. У вас нет ни документов, подтверждающих вычет, ни самих расходов, ведь вы получили деньги назад.

Если при возврате неиспользованных билетов стоимость услуг агентства меняется, то агентство абсолютно правильно выставило вам корректировочный счет-фактуруп. 3 ст. 168 НК РФ. В нем должна быть указана только разница между суммой вознаграждения, исчисленной первоначально, и скорректированной суммой агентского вознаграждения после возврата части билетов. Стоимость возвращенных билетов там указываться не должна. В периоде получения корректировочного счета-фактуры или первичных документов на изменение стоимости сервисного сбора вам нужно восстановить часть ранее принятого к вычету НДС по агентскому сбору в бухучете и зарегистрировать корректировочный счет-фактуру в книге продажподп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ; п. 14 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. Излишне признанную в расходах сумму сбора вы признаете в доходах.

Сбор, который перевозчик удержал при возврате денег за сданные билеты, вы можете учесть в качестве прочих расходов в бухучете и внереализационных расходов в налоговом учетеподп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письма Минфина от 29.11.2011 № 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616.

Корректировка НДС при облагаемых и необлагаемых операциях имеет особенности

Галина Е.

Командировки работников нашей компании относятся как к облагаемой, так и к не облагаемой НДС деятельности. Мы ведем раздельный учет входного НДС.
Купили билеты для командированных работников, НДС с услуг агентства принимаем к вычету не сразу — учитываем его на счете 19, субсчет «НДС, подлежащий распределению». В конце квартала (с учетом установленной на данный квартал пропорции облагаемых и необлагаемых операций) часть НДС принимаем к вычету (относим на счет 68-НДС), другую часть — списываем на общехозяйственные расходы (на счет 26).
Часть билетов возвратили агентству, оно выставило корректировочный счет-фактуру, уменьшив стоимость своих услуг. Как нам скорректировать НДС?

: Корректировка НДС зависит от того, в каком периоде вы возвратили билеты и получили от агентства корректировочный счет-фактуру.

СИТУАЦИЯ 1. Это произошло до завершения квартала. В таком случае надо сторнировать часть суммы входного НДС на счете 19 (в корреспонденции со счетом 60). Восстанавливать НДС нет необходимости, ведь он еще не был принят к вычету.

СИТУАЦИЯ 2. Корректировочный счет-фактура получен в следующем квартале, когда входной НДС по сервисному сбору уже был распределен между облагаемой и не облагаемой НДС деятельностьюп. 4 ст. 170 НК РФ.

В такой ситуации нужно восстановить часть принятого к вычету НДС.

(1) При восстановлении НДС не нужно ориентироваться на соотношение облагаемых и необлагаемых операций квартала, в котором получен корректировочный счет-фактура.

Рассмотрим это на примере.

Пример. Восстановление НДС, предъявленного агентом, при корректировке стоимости его услуг в следующем квартале

/ условие / Организация ведет деятельность как облагаемую НДС, так и не облагаемую этим налогом. В январе 2014 г. через агентство куплены три авиабилета. Сумма сервисного сбора за их оформление составила 2250 руб. (1906,78 руб. — сумма без НДС, 343,22 руб. — НДС). В апреле 2014 г. компания вернула 1 неиспользованный билет агентству. Вознаграждение агентства уменьшено на 750 руб. (635,59 руб. — сумма без НДС, 114,41 руб. — НДС). Агентство выписало корректировочный счет-фактуру.

В I квартале 2014 г. доля не облагаемых НДС операций в общем объеме доходов составила 0,2, облагаемых — 0,8, во II квартале — 0,15 и 0,85 соответственно.

/ решение / В бухгалтерском учете операции по покупке билетов и их частичному возврату оформляются следующим образом.

Дт Кт Сумма, руб.
При покупке билетов (в январе)
Отражены затраты на сервисный сбор 26 «Общехозяйственные расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 1906,78
Отражен НДС, предъявленный контрагентом 19 «НДС, подлежащий распределению» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 343,22
Сервисный сбор оплачен 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчетные счета» 2250,00
На конец квартала (31 марта)
Часть предъявленного НДС принята к вычету пропорционально доле облагаемых НДС операций
(343,22 руб. х 0,8)
68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» 19 «НДС, подлежащий распределению» 274,58
Часть входного НДС учтена в расходах пропорционально доле не облагаемых НДС операций
(343,22 руб. х 0,2)
26 «Общехозяйственные расходы» 19 «НДС, подлежащий распределению» 68,64
В периоде корректировки суммы сервисного сбора (в апреле)
СТОРНО
Отражена разница в стоимости сервисного сбора при корректировке
26 «Общехозяйственные расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 635,59
СТОРНО
Отражена разница в предъявленном НДС при корректировке
19 «НДС, подлежащий распределению» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 114,41
Восстановлен принятый к вычету НДС с суммы уменьшения сервисного сбора
(114,41 руб. х 0,8)
19 «НДС, подлежащий распределению» 68-«НДС» 91,53
В книге продаж надо отразить именно эту сумму восстановленного НДС — 91,53 руб.
СТОРНО
Восстановлена часть входного НДС, учтенного ранее в составе расходов
(114,41 руб. х 0,2)
26 «Общехозяйственные расходы» 19 «НДС, подлежащий распределению» 22,88

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Командировка»:

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*