admin / 11.05.2020

Может ли директор быть совместителем?

Для подготовки документов на регистрацию ООО вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете сформировать пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.

Генеральный директор – самая важная фигура в ООО. Именно он руководит текущей деятельностью и проводит сделки от имени общества. Разумеется, руководитель должен действовать в интересах только своей компании. В связи с этим возникает вопрос: «Может ли генеральный директор работать по совместительству»?

Что такое совместительство

Но перед тем, как разобраться, вправе ли действовать генеральный директор по совместительству, надо понять саму суть этого кадрового термина. Потому что его часто путают с другим похожим понятием – «совмещение». Основные отличия совместительства от совмещения мы собрали в таблице.

Совместительство

Совмещение

Работа по совместительству выполняется в дополнительное к основной работе время (не более 4 часов в день)

Работа по совмещению выполняется без отрыва от основной работы, дополнительное время не предоставляется

Заключается отдельный трудовой договор с генеральным директором по совместительству

Отдельный трудовой договор не заключается, информация о совмещении указывается в основном договоре

Работа по совместительству оплачивается пропорционально отработанному времени или выполненному объему работ

За выполнение работы по совмещению выплачивается доплата, её размер определяется соглашением с работником

Запись о совместительстве вносится в трудовую книжку по желанию работника

В трудовую книжку запись о совмещении должностей не вносится

Согласие работодателя на совместительство требуется для некоторых работников

Согласия работодателя на совмещение не требуется

Как видно из таблицы, совмещение не предполагает работы у другого работодателя. Например, генеральный директор может совмещать свою должность с обязанностями по ведению бухучёта или по оформлению кадров. В таком случае он дополнительно получает определённую сумму к своему основному окладу.

Совсем другое дело – работа по совместительству. Как она оформляется, зависит от вида совместительства: внутреннее или внешнее. В первом случае генеральный директор вступает в трудовые отношения только с одним работодателем, занимая дополнительно ещё одну должность. Во втором – после окончания рабочего дня на основной работе он приступает к выполнению трудовых обязанностей у другого работодателя.

В обоих случаях время дополнительной работы по совместительству не должно превышать 4 часов в день. Например, если рабочее время на основной работе составляет 8 часов, то общая временная нагрузка не должна превышать 12 часов в день.

Кроме того, допускается привлечение совместителя к сверхурочной работе. Но и здесь есть свои ограничения, установленные Трудовым кодексом. Норма сверхурочной работы не должна превышать 4 часов в течение двух дней подряд, но не более 120 часов за год.

Узнайте в этой статье, как оформить отношения с управляющим-ИП, чтобы это не было признано незаконной налоговой оптимизацией.

Возможный конфликт интересов

Может ли генеральный директор работать по совместительству, зависит от согласия его работодателя. Такая норма содержится в статье 276 Трудового кодекса РФ.

«Руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа)».

Как следует из этой статьи, согласие работодателя требуется только при внешнем совместительстве. Причина этого требования понятна. Если генеральный директор работает сразу в нескольких компаниях, между ними может возникнуть конфликт интересов.

В судебной практике есть немало дел, в которых руководитель ООО действовал в интересах другой организации, где он работал по совместительству. Например, заключал договор аренды по заведомо завышенным ставкам. Или направлял работников первой организации на дорогое обучение в компанию, где он управлял образовательным центром.

Кроме того, директор ООО должен максимально использовать свои навыки и знания, чтобы обеспечить успешную деятельность организации, которой он руководит. А деятельность по совместительству как работника, который затрачивает дополнительное время и ресурсы, снижает его эффективность.

С другой стороны, работа генерального директора по совместительству в дружественных организациях (например, дочерних, зависимых, аффилированных) может требоваться как раз в интересах основного работодателя. Именно поэтому закон не запрещает совместительство руководителя, а оставляет этот вопрос на усмотрение собственников бизнеса.

Но при необходимости участники ООО могут внести в устав полный запрет на совместительство директора. В определённой мере это ущемляет трудовые права руководителя, однако закон такую возможность не запрещает.

Если же руководитель организации является единственным участником общества, то на него требование о получении согласия на совместительство не распространяется (статья 273 ТК РФ).

Трудовой договор с директором-совместителем

Итак, мы разобрались в ситуации, когда работник уже является руководителем ООО. Чтобы занять на условиях внешнего совместительства в другой организации любую должность (необязательно руководящую), ему надо обязательно получить согласие первого работодателя. Официального бланка для такого согласия нет, поэтому оно составляется в свободной форме.

Но часто возникает другая ситуация – человек работает в организации на не руководящей должности и получает предложение стать директором в другой компании. Закон в данном случае не делает исключения для получения согласия работодателя.

То есть, если будущий генеральный директор хочет продолжать работать на своей прежней работе, он должен получить согласие на это от своего нового работодателя. Если же согласие не будет дано, с первой работы придётся уволиться.

Как оформить правильно трудовой договор с генеральным директором по совместительству? В принципе, такой договор мало отличается от обычного договора с руководителем. Просто надо сделать оговорку, что данная работа является совместительством.

Трудовой договор с генеральным директором по совместительству (скачать образец)

Может ли руководитель образовательной организации (директор школы) сам себя назначить на должность учителя и заключить с собой договор, если функцию работодателя по отношению к руководителю выполняет уполномоченный муниципальный орган (Управление образования)? Вправе ли директор решать самостоятельно о предоставлении себе педагогической работы? В случае заключения дополнительного соглашения за работу в порядке совмещения как будет данная работа отражена в тарификационном списке, так как доплата за совмещение состоит из вакантной должности учителя?

13 июля 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Соглашение о выполнении директором школы дополнительной работы в виде совмещения должностей со стороны работодателя должно подписать уполномоченное должностное лицо управления образования.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 60.2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. При этом доплата за выполнение этой работы должна быть установлена соглашением сторон (часть вторая ст. 151 ТК РФ).
В силу пп. «ж» п. 2 постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» преподавательская работа руководящих работников образовательных учреждений не является совместительством и не требует заключения трудового договора. Указанная работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Таким образом, преподавательская работа (проведение занятий), выполняемая директором школы в течение установленной продолжительности рабочего дня одновременно со своей основной работой, должна быть оформлена как совмещение должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ.
Для правильного документального оформления выполнения дополнительной работы необходимо оформить два кадровых документа:
— приказ (распоряжение) работодателя о выполнении работником дополнительной работы;
— соглашение сторон трудового договора, в котором определяется размер доплаты за выполнение работником дополнительной работы.
Обращаем внимание на то, что при совмещении профессий (должностей) не происходит назначения работника на другую должность, на него лишь возлагаются обязанности по выполнению дополнительной работы по этой должности. В этой связи соглашение сторон, о котором идет речь в ст. 151 ТК РФ, не является дополнительным соглашением к трудовому договору. Как следует из ст. 60.2 ТК РФ, дополнительная работа выполняется работником «наряду с работой, определенной трудовым договором», то есть она выходит за рамки работы, предусмотренной трудовым договором. Такая работа не может отражаться в трудовом договоре, иначе это будет уже не дополнительная, а предусмотренная трудовым договором работа. Кроме того, в отличие от трудового договора (включая дополнительные соглашения к нему), действие соглашения о выполнении работником дополнительной работы может быть в любой момент досрочно прекращено в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон: работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении выполнения дополнительной работы стороны предупреждают друг друга в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). При этом такое прекращение выполнения дополнительной работы не означает прекращения, изменения трудового договора — трудовой договор, заключенный с работником, продолжит свое действие и после его отказа от выполнения порученной работы или отмены поручения работодателем.
Вместе с тем пунктом 5.4 Приложения 2 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приложение 2 к приказу N 1601) установлено, что определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указываются срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты. В отношении руководителя, замещающего должность педагогического работника, исключений не установлено.
Как мы поняли из вопроса, речь идет о руководителе муниципального бюджетного учреждения образования, который будет совмещать работу по должности учителя в этом учреждении. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Бюджетное учреждение является юридическим лицом, приобретающим гражданские права и принимающим на себя гражданские обязанности через свои органы. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами, а в отношении бюджетного учреждения — также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, — нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом (ст.ст. 48, 53 ГК РФ, ст.ст. 3, 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ), от имени которого согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ действуют соответствующие органы местного самоуправления. В силу части 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении таких учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, которые, помимо прочего, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных учреждений. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального образования, которая перед заключением трудового договора с работником, принятым на должность руководителя учреждения, производила его назначение на должность. При этом трудовой договор с руководителем учреждения по смыслу ст.ст. 20 и 275 ТК РФ должен быть заключен также администрацией муниципального образования, которая в данном случае будет действовать не как работодатель, а как представитель работодателя-учреждения.
Поскольку норма пункта 5.4 Приложение 2 к приказу N 1601 указывает на необходимость определения учебной нагрузки работника, выполняющего в порядке совмещения должностей работу учителя, в дополнительном соглашении к трудовому договору, мы считаем, что в данном случае согласовать нагрузку руководителя необходимо уполномоченному лицу соответствующего органа местного самоуправления, на которого возложена обязанность по заключению трудового договора с руководителем учреждения, учредителем которого выступает это муниципальное образование. При этом полагаем, что определение учебной нагрузки руководителю путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору не подразумевает внесение изменений в условие о трудовой функции работника и не влияет на саму возможность отмены работодателем поручения дополнительной работы или отказа руководителя от выполнения такой работы в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ.
Действующее федеральное законодательство не устанавливает требований к оформлению тарификационных списков. По мнению специалистов Роструда, в тарификационном списке работников образования необходимо указывать должность работника согласно штатному расписанию. Например, если директор ведет преподавательскую работу в тарификационном списке необходимо указать «директор» и преподаваемую им дисциплину (смотрите ответ на вопрос, размещенный на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Комментарий к статье 276

1. Правила, сформулированные в ст. 282 ТК (см. комментарий к ней), содержат возможность ограничений на работу по совместительству для отдельных категорий работников. Данные ограничения должны устанавливаться федеральным законом. Руководители организаций представляют собой группу работников, которым совместительство не запрещено (как, например, в случае с работниками, не достигшими 18 лет). Вместе с тем федеральными законами установлен ряд правил, ограничивающих права руководителей на работу по совместительству. Причинами ограничений выступают, во-первых, возможность злоупотреблений руководителями своими полномочиями вопреки имущественным интересам собственников организаций, а во-вторых, ограниченный ресурс рабочего времени руководителя, которое он должен продуктивно использовать в интересах работодателя. При отсутствии ограничений для руководителей на совместительство было бы практически невозможно осуществлять контроль количества их труда по основному месту работы. Вместе с тем достаточно часто возникают ситуации, когда работа в иных организациях (например, дочерних, зависимых, аффилированных юридических лицах) является желательной или даже необходимой с точки зрения обеспечения интересов работодателя. Поэтому правилами комментируемой статьи руководителям совместительство не запрещается, а обусловливается получением разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Положения комментируемой статьи конкретизируются в Законе «Об акционерных обществах» (см. п. 3 ст. 69), где установлено правило о том, что совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества. В отдельных случаях законодательство прямо запрещает руководителям выполнять некоторые оплачиваемые работы. Так, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; 2003. N 50. Ст. 4855) установлено, что руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя. Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г. (с изм. на 30 июня 2003 г.; на 27 июля 2006 г.)) определено, что руководитель кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

Вместе с тем, например, в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью каких-либо подобных правил не содержится. Следовательно, в последнем случае применению будут подлежать непосредственно положения Трудового кодекса о необходимости разрешения собственников имущества (участников) общества на занятие руководителем оплачиваемых должностей в других организациях и положения отраслевого законодательства (при наличии особенностей).

2. Нецелесообразным представляется закреплять запрет руководителю на совместительство в уставе организации, так как в последующем это может привести к необходимости внесения в него изменений. По той же причине также нецелесообразно включать условие о невозможности совместительствовать в трудовой договор с руководителем. Вместе с тем условие трудового договора о необходимости согласования совместительства с собственниками имущества организации, с указанием конкретного органа юридического лица, имеющего право разрешения, представляется возможным и целесообразным.

Трудовой кодекс умалчивает в отличие, например, от уже приводимого здесь Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» о возможности руководителя заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. В правоприменительной практике следует руководствоваться также Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (БНА. 2003. N 51), в соответствии с которым не считается совместительством и не требует заключения трудового договора, в частности:

А) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

Б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

В) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

Г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

Д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

Е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

Ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

З) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

И) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

3. Запрет руководителям организаций входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации, обусловлен необходимостью разделения полномочий между органами управлении и надзора. Руководитель в силу своих полномочий осуществляет постоянный контроль за функционированием организации. Вместе с тем собственники заинтересованы в проведении периодических объективных проверок деятельности управляемой руководителем организации для оценки целесообразности и результативности принимаемых им решений.

Сходное по смыслу с комментируемой статьей правило содержится и в Федеральном законе «Об акционерных обществах», который предусматривает, что члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества. Более того, акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества (ст. 85 Закона). Той же цели защиты прав акционеров служит положение о том, что члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, а лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 66 Закона).

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*