Мотоблок выбрать

Вам нужен мотоблок, если:

  • площадь огорода велика и необходимо минимизировать время на его перекопку;
  • почва на участке тяжёлая, глинистая;
  • посадки представляют собой сплошное поле, а грядки нарезаются каждый раз заново;
  • вам будут полезны дополнительные возможности и навесное оборудование (различные виды культиваторов, окучник, снегоуборщик и т. п.), которые имеются у многих мотоблоков в отличие от культиваторов;
  • в семье есть люди, способные не только работать с тяжёлой техникой и перемещать её к месту хранения, но и обслуживать и регулировать бензиновый двигатель;
  • у вас есть где хранить громоздкий и недешёвый агрегат.

Вопрос-ответ Как облегчить управление мотоблоком и выкопать картошку с его помощью?

Вам нужен культиватор, если:

  • ваш огород средних размеров и, возможно, состоит из стационарных огороженных грядок (для последнего подойдут небольшие маневренные модели без передних колёс и выступающих частей);
  • вы хотите обрабатывать почву в теплице;
  • в работе будут участвовать пожилые и физически слабые люди;
  • все члены семьи с техникой на «вы» (в этом случае оптимально будет обратить внимание на электрические культиваторы, не требующие регулировки и сложного обслуживания);
  • на зиму все дачные ценности приходится увозить в город или тщательно прятать от воров. Удачным решением при этом будут компактные модели или модульные системы – к примеру, электро- или бензокоса с дополнительной насадкой- культиватором.

Каково отличие мотокультиватора от мотоблока

Прежде всего, при выборе мотокультиватора необходимо определиться с задачами которые вам предстоит выполнять при помощи данной техники. И тут важно понять, что вам нужно — мотокультиватор или мотоблок.

Мотоблоки — это агрегаты похожие на мотокультиваторы, но имеюшие определенные отличия. Мотоблок, как правило, является более мощной техникой и может сравниться только с мотокультиваторами самого тяжелого класса. Кроме этого данное устройство является более универсальным. Мотоблок может быть в двух исполнениях — с валом отбора мощности (ВОМ) и без него. На агрегаты оснащенные ВОМ можно навешивать активное навесное оборудование в виде:

  • Снегоуборочных деков;
  • Сено- и газонокосилок;
  • Щетки для подметания;
  • Скарификаторы и фрезы, для подготовки почвы и многое другое.

Также можно установить колеса и прицеп. Таким образом, получится своеобразный трактор для перевозки грузов. Однако мотоблок, даже без дополнений, обойдется гораздо дороже мотокультиватора. А навесные элементы, из вышеприведенного списка порой стоят больше самого устройства.

Что из этих двух приспособлений лучше? Зависит от сферы использования и ваших потребностей. Конечно, если от техники требовать максимальную функциональность, следует присмотреться к мотоблоку. Но если вы простой дачник и ищите себе механического помощника только для земельных работ, этот агрегат станет причиной необоснованных дополнительных трат. Лучше остановиться на мотокультиваторе. Со своими задачами он справится ничуть не хуже, но стоит при этом в разы дешевле.

Также стоит отметить, что некоторые модели мотокультиваторов по своим характеристикам не уступают мотоблокам. Детальнее об этом поговорим уже совсем скоро.

Слева мотокультиватор, справа мотоблок.

Подготовка мотоблока к первому запуску

Для того чтобы ввести технику в эксплуатацию, следует выполнить несколько правил:

  1. Проверить количество масла. Даже если при покупке заверили, что всё залито, обязательно нужно убедиться в том, что уровень технической жидкости в системе достаточный. Некоторые модели мотоблоков оснащены датчиками, которые реагируют на недостаток масла и попросту не дают завести мотор. Но такая опция характерна не для всех, есть техника, которую можно запустить, однако это грозит поломками.
  2. Заправить топливом. Необходимо учесть рекомендации к определённой модели. Бензин для некоторых потребуется разбавить. Пропорции указываются в инструкции к технике. Если мотоблок на дизеле, то нужно учитывать его тип согласно поре года. Заливание летнего ДТ зимой может спровоцировать забивку топливных шлангов, что сделает эксплуатацию машины невозможной и вызовет необходимость ремонта.
  3. Проверить и настроить соединения. Сцепление, рулевое управление, газ – их нужно отрегулировать настолько точно, чтобы обеспечить плавность переключений.

Важно! Новая техника всегда поставляется с инструкцией по эксплуатации от производителя. В ней обычно указаны основные рекомендации по использованию и обслуживанию машины. Поэтому стоит предварительно ознакомиться с инструкцией к конкретной модели и только потом приступать к непосредственному запуску мотоблока.

Заводим правильно

Правила запуска для бензиновых и дизельных моделей отличаются. При заводе первых нужно сразу переключить ручку подсоса. Нужно выставить в положение «Запуск». Только потом уже можно открывать бензиновый краник и пару раз дёрнуть стартер. При правильном выполнении всех операций мотоблок должен завестись. Если он оснащён электрическим стартером, то достаточно его включить и запустить двигатель.

Дизельные виды машин требуют иного подхода. В первую очередь следует стравить воздух из топливных шлангов. Чтобы выполнить эту задачу, открывается краник, после чего откручивается соединение для подачи ДТ до самой форсунки. Необходимо дождаться, чтобы начала течь солярка. Дальше открываются краны, рукоять газа переводится на среднюю позицию. Нужно 3-4 раза выжать рычаг и покачать декомпрессор (удерживая пальцем). Затем его нужно вернуть в начальную позицию. После выполнения этих манипуляций однократно нажать и дёрнуть стартер. При выполнении всех перечисленных этапов мотоблок должен завестись.

Правила запуска мотора при отсутствии стартера

Работа двигателя – сложный технический процесс, за который отвечают сразу несколько узлов в машине. Одним из устройств, обеспечивающих условия для запуска, является стартер. Этот механизм приводит мотор в непосредственное действие и по значимости он не уступает системе зажигания или сцепления.

Важно! Стартеры – одни из наиболее уязвимых деталей в системе. Часто они ломаются, в том числе и среди сезона, когда много работы. Двигатель можно завести и без него, что позволяет сэкономить время на срочном ремонте.

Этапы запуска мотора при отсутствии стартера включают:

  1. Демонтаж неисправной запчасти.
  2. Закрепление крепкой верёвки в отверстии на круглой железной составляющей, которая расположена на месте установки стартера.
  3. Трос нужно несколько раз (около 4-5 оборотов)обмотать вокруг этого венчика, оставив конец примерно 40 см.
  4. Поршень подводится вверх, выключается декомпрессор и резко дёргается верёвка на себя.

Несмотря на то что запуск мотоблока возможен без стартера, постоянно эксплуатировать его в таком режиме не следует. Эти рекомендации приведены для экстренных случаев, когда требуется техника в рабочем состоянии. Но не стоит также временить с ремонтом – нужно побыстрее заказать новый стартер. Детали на мотоблок в ассортименте представлены на сайте компании «Белагро», где можно подобрать их под разные модели спецтехники.

Принцип работы

Насколько бы огромным ни был ассортимент культиваторов и мотоблоков в современных магазинах, принципов работы (и, соответственно, конструкций) всего два.

Работа под собственным весом

По такому принципу построены практически все культиваторы. Суть его проста: вал редуктора, куда устанавливаются фрезы, расположен непосредственно под двигателем устройства, а углубление в почву происходит за счет собственного веса. То есть, чем тяжелее устройство, тем лучше оно будет «зарываться». Глубина регулируется сошником: чем глубже он входит в землю, тем глубже закопается сам культиватор. Некоторые модели, особенно легкие, с небольшими фрезами, могут погружаться на весь их диаметр. С этим связана еще одна важная особенность: удерживать агрегат на месте или вытаскивать его при закапывании приходится вручную, собственными силами. Соответственно, чем тяжелее будет культиватор, тем больше усилий придется прикладывать при работе им.

Активная фреза

В этом случае агрегат (тяжелый культиватор или мотоблок) оснащается парой колес, а фреза располагается чуть позади них. При этом направление вращения у фрезы – обратное ходу движения. Работать таким агрегатом гораздо легче, так как не приходится ни удерживать его на месте, ни вытягивать при чрезмерном закапывании.

Несмотря на очевидные плюсы, есть у подобной конструкции и существенные недостатки:

  • Из-за вынесения фрезы назад увеличивается общий размер устройства. Работать им на небольших участках или в ограниченном пространстве (в огороде или теплице) достаточно неудобно.
  • Глубина рыхления у таких агрегатов достаточно маленькая – всего около 15-20 сантиметров, что накладывает некоторые ограничения на возможности посадки отдельных культур.
  • Из-за более сложной конструкции стоимость культиваторов и мотоблоков с задним расположением фрез выше, чем устройств с нижним.

Нестандартные модели

Некоторые производители миникультиваторов (например, Mantis) выпускают модели, отличные от стандартной конструкции. Они зарываются в землю не столько за счет веса, сколько из-за особой формы фрез и отсутствия ограничивающего глубину сошника.

Есть определенные отличия и при их использовании. Если «обычные» культиваторы приходится удерживать перед собой, по мере обработки продвигаясь дальше, то эти устройства необходимо тянуть на себя, двигаясь по участку спиной вперед.

Тут стоит понимать, что эти изменения не сильно влияют на качество и глубину обработки, поэтому использовать такие культиваторы на давно не паханых участках (и тем более на целине) нецелесообразно.

Навесное оборудование

Как мы уже говорили, возможности мотоблока и тяжелых культиваторов существенно расширяются за счет использования обвеса. Он может быть пассивным или активным.

К первому виду относятся плуг, окучник, картофелекопалка – то, что не требует подключения к двигателю и устанавливается позади агрегата на место сошника.

Для работы с этим оборудованием также потребуются грунтозацепы – специальные металлические колеса с большими лопатками-протекторами, улучшающими сцепление с почвой. Они могут устанавливаться вместо обычных колес или фрез как напрямую, так и на дополнительные удлинители, расширяющие колесную базу, что может быть необходимо при работе на грядках.

Здесь же стоит уточнить пару важных моментов, связанных с использованием пассивного обвеса.

Во-первых, многие покупатели культиваторов и мотоблоков планируют использовать плуг для распашки целины, но это в корне не верно. Дело в том, что даже 100 кг веса агрегата недостаточно, чтобы с его помощью производить распашку необработанной земли, поэтому предварительно обязательно следует использовать фрезы.

Качественной вспашки плугом по целине можно добиться разве что крупными мотоблоками, чей вес превосходит 200 кг. Такие машины можно встретить в каталогах белорусских и китайских производителей, и, по сути, они являются скорее минитракторами, чем мотоблоками.

Во-вторых, даже если имеется возможность установить пассивную навеску на культиватор, не нужно расценивать ее как полноценную замену мотоблоку с таким же навесным оборудованием. Культиватор, в лучшем случае, может качественно работать с окучником, но невозможность установить грунтозацепы большого диаметра и относительно малый вес самого агрегата не дадут полноценно работать с плугом и картофелекопателем.

Кроме того, стоит учитывать, что замена оснастки требует времени и определенных навыков. Наш опыт показывает, что многие покупатели, приобретающие дополнительные обвесы, потом попросту не используют их, так как не желают тратить время на сборку.

В то же время изначально многофункциональный мотоблок справляется с подобными задачами весьма неплохо.

Грунтозацепы

Картофелекопатель

Окучник

Плуг

Как определиться с силовым агрегатом мотокультиватора

На культиваторах почвы устанавливают электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания.

Культиваторы с электрическими двигателями

Такие агрегаты приводятся в действие с помощью специального электрического мотора. В свою очередь, двигатель работает от сети, а соединяет их длинный кабель. Все как вначале XX века, только мощнее и легче. Кроме небольших габаритов, к достоинствам техники можно отнести и отсутствие вредных выбросов в воздух. При использовании устройства вам не придется вдыхать выхлопные газы, которых в воздухе и так с избытком.

А вот главным недостатком электрокультиватора является шнур. Во-первых, это ухудшает его мобильность, так как если поблизости нет розетки, вспахивать землю придется вручную. Во-вторых, нужно следить за сохранностью кабеля. При его повреждении фрезами есть вероятность удара током оператора, что может привести к травмам. Стоимость техники относительно невысока, но и высокой мощности ждать не стоит. Обычно она не превышает 2 — 3 кВт (примерно 2,7 — 4 л. с.).

Подойдет агрегат для вскапывания и обработки клумб, палисадников. Также используются и в закрытых помещениях, где культиваторы с двигателем внутреннего сгорания применять нельзя. Оранжереи, теплицы и зимние сады можно обрабатывать либо вручную, либо с помощью электрокультиватора. Брать лопату и грабли в руки мало кому хочется, а наличие выхлопных газов, которые оставляют после своей работы ДВС (двигатели внутреннего сгорания), в закрытых помещениях просто неприемлемо. Поэтому электрокультиватор – лучший вариант в этом случае.

Так же существуют культиваторы с электрическим двигателем работающие от аккумулятора без всяких кабелей. И это единственное заметное их отличие между упомянутыми выше моделями. Аккумулятор мобильнее, но в мощности не превосходит. Обычно он используется на небольших площадях при обработке только верхнего слоя почвы.

Мотокультиватор с двигателем внутреннего сгорания

Мотокультиваторы, работающие на бензине, пользуются наибольшей популярностью. В них практически нет ограничений по мощности. Единственное, что может оттолкнуть от покупки – высокая цена.

Бензиновые мотокультиваторы более сложные в обслуживании. Двигатель периодически следует чистить от остатков пыли и земли и выполнять другие процедуры по уходу. Пренебрежение ими может привести к возникновению неполадок, или даже к серьезной поломке. Из-за выброса выхлопных газов устройство нельзя использовать в закрытых помещениях.

Мотокультиваторы могут оснащаться двумя типами двигателей внутреннего сгорания: двухтактными и четырехтактными.

1. Двухтактные. Они дешевле и на 60–70% мощнее четырехтактных аналогов (при одинаковых габаритах). Но есть при этом недостатки. Первый – экономичность – двигатель расходует больше топлива. Второй – надежность и ресурс. Чтобы избежать серьезных поломок, следует использовать только качественное топливо и масло. Кроме того, нужно обязательно придерживаться рекомендуемых пропорций смешивания ингредиентов. В противном случае, поломка наступит гораздо раньше отведенного срока. По моторесурсу двухтактные двигатели всегда проигрывают четырехтактным. Кстати, ремонт «двухтактников» обычно обходится достаточно дорого. Поэтому испорченная техника отправляется не в мастерскую, а на свалку. Владелец же отправляется за новой покупкой. Встретить такой тип двигателя можно только на легких моделях культиваторов.

Мотокультиватор с двухтактным двигателем.

2. Четырехтактный. Этим двигателем оснащаются практически все новые модели. Первое ощутимое преимущество по сравнению с предыдущим вариантом – повышенная комфортность. Они могут похвастаться меньшим уровнем шума. Также отличается и масса. Четырехтактные тяжелее, что только улучшает работу техники при вспашке и рыхлении. Отличается двигатель и своей «чистотой». Вредных выбросов в воздух у «четырехтактников» гораздо меньше. И самое главное, техника с этим двигателем прослужит дольше.

Среди садоводов распространено мнение, что во время работы с бензиновым культиватором следует делать периодические перерывы для того, чтобы охладить мотор. Но на самом деле это вовсе необязательно. Чтобы поднять температуру за пределы нормы, нужно потратить далеко не один час. Кроме того, бак техники имеет ограниченный объем, которого хватает на несколько часов работы. Соответственно, время от времени придется прерываться на дозаправку. За эти несколько минут двигатель успеет остыть до следующей заправки (если она понадобится).

Мотокультиватор с четырехтактным двигателем.


Что нужно знать о трансмиссии

Вы уже знаете, какой мотокультиватор выбрать в зависимости от веса, мощности, типа двигателя и прочим факторам. Но для правильного выбора не стоит забывать и о трансмиссии. От типа редуктора и сцепления зависит многое: надежность, комфорт во время работы и компоновка мотокультиватора.

Редуктор агрегата

Редуктор предназначен для передачи крутящего момента от двигателя через сцепление на колеса или рабочие органы культиватора. От надежности этого узла во многом зависит продолжительность эксплуатации всего агрегата. Обычно в мотокультиваторах используется цепная, червячная или шестеренчатая передача.

1. Цепной редуктор. Цепная передача ставится на культиваторы почвы у которых коленчатый вал двигателя располагается горизонтально. Это наиболее популярное решение так как данный редуктор обладает наибольшим ресурсом при невысокой стоимости. При покупке культиватора с таким редуктором необходимо обращать внимание на то, является ли редуктор разборным. Если он разборный, то практически все поломки, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации можно устранить. Наиболее вероятными неисправностями являются: растяжение и обрыв цепи; повреждение звездочек, срезание шпонки на приводном волу. Все эти неисправности легко решаются при помощи сервисного центра или даже самостоятельно.

2. Червячный редуктор. При вертикальном расположении коленчатого вала, на легких культиваторах используется червячный редуктор. Он отличается своей относительно небольшой массой и компактностью. Установка таких редукторов на легкие культиваторы обусловлена тем, что они не выдерживают больших нагрузок. При помощи такого редуктора культиватор сможет взрыхлить уже обработанную землю, но на более серьездные вещи он не сгодится. Например данный вид редуктора не позволяет повесить плуг или прицепить прицеп т. к. это может привести к его поломке в ввиду высокой нагрузки.

Червячный редуктор отличается большими потерями на трении и быстрым износом латунной шестерни, а также ему свойственны нагрев и образование люфта выходного вала. Кроме этого, этот тип редуктора обладает неприятным эффектом самоторможения. Это значит, что во время толкания культиватора, его фрезы или колеса не будут проворачиваться, независимо от того, включено сцепление или нет. Для передвижения необходимы специальные колеса или сильные руки.

3. Шестеренчатый редуктор. Данный вид редуктора является самым надежным и рассчитан на длительную эксплуатацию. Как правило им оснащают мощные мотокультиваторы. Минусом такого устройства является его цена.

4. Шестеренчато — цепной редуктор. Является своего рода компромиссом между цепными и шестеренчатыми редукторами. Он повышает эксплуатационные свойства культиватора при этом не сильно добавляет к его стоимости.

Сцепление

На мотокультиваторах в обязательном порядке есть сцепление, которое бывает трех видов:

  • С выжимной муфтой (автолюбители поймут);
  • Ременное с установленным натяжным роликом;
  • Автоматическое центробежное (точно такое, что и на бензопиле).

Выжимная муфта устанавливается на профессиональные модели, которые предназначены для интенсивной и продолжительной работы. Оно является наиболее предпочтительным вариантом. Сцепление с натяжным роликом устанавливается на устройства из средней ценовой категории. Бюджетные мотокультиваторы оснащаются центробежным вариантом.


Задний ход

Хорошо когда мотокультиватор оснащен задним ходом. Это значительно облегчает его использование. Мотокультиваторы легкого класса, как правило, не имеют такого функционала.

Количество передач

Желательно, чтобы у культиватора было две и более передачи. Это делает агрегат более универсальным и удобным в применении.

Рекомендации по выбору мотокультиватора в зависимости от площади участка

Чтобы понять как выбрать недорогой и надежный мотокультиватор, следует правильно поставить цели, которые будет выполнять техника, а также определиться с площадью территории, на которой она будет применяться и ее производительностью. Производительность – площадь территории, которая была обработана культиватором за определенный временной отрезок.

Этот показатель зависит от двух главных характеристик мотокультиватора: мощности двигателя и ширине захвата. Чем больше эти показатели, тем выше производительность.

Этот параметр нужно проверять еще перед приобретением и учитывать при этом размеры участка, на котором будут проводиться работы. Важно, чтобы мощности было достаточно. Но также вовсе необязательно тратиться на самые дорогие модели техники, если для работы хватит и средних культиваторов.

Многие садоводы, которым приходилось работать как с простыми, так и с более мощными мотокультиваторами, уверяют, что количество «лошадей» напрямую влияет на срок эксплуатации техники. Но так ли это на самом деле?

Напрямую – нет, а вот косвенно – да. Все дело в том, что нередко при работе со слабыми мотокультиваторами, огородники работают на пределе возможностей устройства. Соответственно, основные рабочие элементы быстрее выходят из строя. При этом если постоянно выжимать максимум из мощной техники, она также сломается. Однако преимущество заключается в том, что достичь предельных возможностей подобных мотокультиваторов практически невозможно. Таким образом, они всегда работают в «комфортных» условиях и служат гораздо дольше.

Площадь участка Рекомендуемая ширина захвата фрез, (см) Рекомендуемая мощность, (л .с.)
Менее 15 соток → 60 3.5
от 16 до 60 соток → 80 4.0
от 61 до 99 соток → 90 5.0
от 1 до 2 га → 90 6.0
от 2 до 5 га → 90 9.0

По умолчанию мотокультиватор укомплектован фрезами и колесами для транспортировки. Для обработки почвы этого более чем достаточно. Но если вы ставите перед техникой задачи глобальнее, нужно позаботиться о приобретении навесного оборудования. Наиболее востребованными являются следующие типы навесного оборудования.

Грунтозацепы

Плуг для обработки целины

Картофелекопатель

Щелеватель газона

Окучник

Скарификатор

Практически все элементы крепятся к прицепной части культиватора. Исключением являются фрезы и грутозацепы, которые устанавливаются на вал культиватора. Фиксируется навесное оборудование с помощью болта и гайки, либо шпильки и шплинта. Первый способ более надежен. Зато второй можно применять, если под рукой нет никаких инструментов. Все эти дополнения позволят создать универсальное устройство, которое возьмет всю ручную работу с почвой на себя.

Помните, что необходимо использовать то навесное оборудование, которое подходит конкретно для вашей модели культиватора.

Обслуживание

Механизмы мотокультиваторов в работе и уходе неприхотливы. Единственный элемент, который нуждается в особом обслуживании – бензиновый двигатель (электрический достаточно просто чистить от пыли и земли).

При использовании бензинового культиватора следует придерживаться следующих правил:

Правило 1. Каждые 100 отработанных часов следует проводить замену масла. Моторное масло должно соответствовать следующим коэффициентам вязкости: 10W-30 для работы в летнее время. Поздней осенью, зимой и ранней весной лучше отдать предпочтение 10W-40.

Правило 2. Если техника долгое время стоит без работы, например с предыдущего сезона, рекомендуется слить остатки бензина или залить новое топливо;

Правило 3. Периодически необходима проверка фильтра очистки воздуха. В случае необходимость его нужно продуть или заменить на новый.

Правило 4. Редукторы могут быть как разборными, так и не разборными т. е. не обслуживаемыми. В разборных редукторах необходимо следить за смазкой.

Правило 5. Сцепное устройство требует периодической очистки от грязи.

Теперь вы знаете, какой мотокультиватор лучше купить для дачи или вашего огорода. Правильно определяйтесь с целями и задачами, которые ставите перед техникой. Рассчитывайте бюджет и технические характеристики. Тогда подобрать достойный аппарат не составит труда.

Мотокультиватор какого класса вы решили купить?

  • Легкий 1,5 — 3,5 л. с.

  • Средний 3,6 — 5,5 л. с.

  • Тяжелый 5,6 — 9 л. с.

Если вы заметили ошибку, не рабочее видео или ссылку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Поделиться:

Советы по выбору

Ориентируйтесь на ту работу, которую вы будете выполнять на участке постоянно. Скажем, приобретать мощный мотоблок, чтобы всего один раз перепахать целину на вновь приобретённом участке, нерационально. Для этой задачи лучше нанять трактор или взять соответствующую тяжёлую технику в аренду. Вопрос-ответ Что предпочтительнее — триммер или газонокосилка?

Приобретая бензиновый мотоблок или культиватор, не экономьте на двигателе. Мотор, вышедший из рук неизвестных китайских мастеров, может принести массу проблем и не облегчить, а лишь усложнить ваш труд. Компромиссное по затратам решение – отечественный агрегат с движком известного зарубежного производителя. Электрические агрегаты не столь привередливы, и их легче проверить перед покупкой.

Обязательно изучите возможности по ремонту выбранного мотоблока или культиватора в вашем регионе, доступность запчастей и дополнительного оборудования. Увы, эта техника ломается довольно часто. Есть смысл связаться с ремонтными организациями и выяснить у них репутацию производителя и конкретной модели.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *