admin / 21.05.2020

Купили машину. Как отразить в 1С 8.3?

В большинстве случаев при покупке автомобиля на вторичном рынке речь идёт именно о сделках между двумя физическими лицами. Здесь нет ничего сложного. Нынешнее законодательство и правила позволяют оформить покупку по ДКП и с базовым набором необходимых документов.

Используя официальный сайт ГИБДД, можно быстро узнать наличие у продавца задолженностей, неоплаченных штрафов, запрет на регистрационные действия и прочие сведения, способные помочь не ошибиться с покупкой и не связаться с мошенником.

Намного реже возникает вопрос о том, как продать автомобиль, если сделка осуществляется путём продажи ТС от юридического лица физическому лицу. Сам факт сделки с юридическим лицом (ЮЛ) изначально вызывает больше доверия, что обусловлено статусом продавца. Но на практике это куда более рискованный вариант, нежели обычная сделка между физическими лицами.

Чтобы провести всё безопасно и прозрачно, сведя все возможные риски к минимуму, нужно чётко понимать, как составляется соглашение, что нужно проверять и на какие нюансы обращать особое внимание. В противном случае вы рискуете столкнуться с дополнительными сложностями и проблемами, которые повлекут за собой повышенные расходы.

Когда осуществляется продажа автомобилей

Сразу следует уточнить, что речь идёт о сделках с компаниями и организациями, которые осуществляют частную продажу, а не делают это из коммерческих соображений. Те же автосалоны, продающие подержанные автомобили, также являются юридическим лицом. Но в их случае всё более прозрачно и понятно, поскольку их деятельность напрямую связана с продажами авто для получения от этого прибыли.

Здесь же вопрос касается компаний, ведущих иной вид деятельности, но которые имеют на своём балансе транспортные средства. По тем или иным причинам возникает необходимость их продать. Покупателями могут выступать все желающие, включая обычных физлиц.

На практике продажа авто юридическим лицом непосредственно физическому может быть условлено несколькими причинами:

  • транспортное средство готовят к списанию с баланса компании, поскольку срок его амортизации заканчивается;
  • машина достигла определённого уровня износа;
  • имеющиеся автомобили более не требуются предприятию;
  • автопарк был обновлён, и от старых машин нужно избавиться;
  • происходит процедура реорганизации предприятия;
  • начата процедура ликвидации юридического лица;
  • автомобили продаются с целью оплатить долги или покрыть издержки.

Как видите, вариантов действительно много. Одни совершенно прозрачные и подозрений не вызывают. Другие же крайне сомнительные. Тут важно грамотно подойти к вопросу выбора, и обязательно выполнить полную процедуру проверки. Причём для этого вовсе не обязательно платить большие деньги.

В чём разница между стандартным ДКП

Если вы решили вплотную заняться вопросом о том, как правильно продать машину от юридического лица, то есть предприятия или организации, физическому, нужно разобраться во всех особенностях этой процедуры. Сравнивая её со стандартным ДКП, который составляется при реализации автомобилей на вторичном рынке между физическими лицами, принципиальной разницы с рассматриваемой ситуацией нет. ЮЛ и ФЛ заключают между собой соглашению по той же стандартной схеме.

Но тут есть несколько особенностей, при игнорировании которых проблемы могут в дальнейшем ожидать не только покупателя, но и самого продавца.

Здесь следует обратить особое внимание на проверку юридической чистоты факта продажи юридическим лицом машины, а также уточнить некоторые моменты, связанные с оформлением документов.

Если брать за основу саму структуру сделки, то она будет идентичной той, которая предусмотрена для двух физических лиц. Соглашение базируется на правилах и законах, прописанных ГИБДД и в Гражданском Кодексе.

Как осуществляется проверка юридической чистоты

Планируя заключить сделку с юридическим лицом, следует понимать, что уровень юридического риска для покупателя крайне высокий, не сравнить с тем, который существует при обычной сделке между физическими лицами.

Особенность ситуации в следующем. Юридические лица ведут активную деятельность, причём не всегда удачно. Наличие проблем у компаний и организаций вполне обыденное явление. Некоторые из них могут негативно отразиться на людях, которые захотят приобрести у подобной фирмы машину.

За юридическими лицами может тянуться длинный список финансовых обязательств, которые они не выполнили. Причём ответственность за них распространяется на все активы. И среди них транспортные средства, находящиеся на балансе, в числе первых по причине своей высокой стоимости.

Если купить машину, допустив при этом определённые неточности, другие организации, должником которых выступает юридическое лицо, может потребовать вернуть активы путём изъятия транспортных средств. В итоге человек лишается, казалось бы, купленной по всем правилам и законам машины, дополнительно лишаясь денежных средств.

Избежать подобных ситуаций можно путём тщательной проверки юридического лица перед заключением сделки с ним. Наличие любых подозрений и проблем говорит о том, что связываться с ним нельзя. Лучше поискать другие варианты с более прозрачной историей и с минимальными рисками.

Если юридическое лицо в настоящий продаёт автомобиль, стоящий у него на балансе, физическому лицу, тут требуется проверить его историю и текущий статус. Не лишним будет узнать, осуществляет ли организация налоговые отчисления, то есть платит ли налоги в полном объёме. Помимо налогообложения, есть ряд других моментов, которыми должен поинтересоваться покупатель. Увы, но продающие обманным путём машины компании в настоящее время не редкость. Тем самым они избавляются от активов, получают деньги, а далее ответственность перекладывается на покупателя.

Следует привести несколько рекомендаций, которые касаются проверки юридического лица.

Выписка из ЕГРЮЛ

Начать следует с выписки из единого госреестра юридических лиц. Это самая простая, но обязательная проверка. Исключив её, шансы столкнуться с мошенниками повысятся в несколько раз.

Выписка позволяет получить сведения о юридическом лице, проанализировать его деятельность, узнать о возможных проблемах и несовпадениях с той информацией, которую ЮЛ предоставляет ФЛ при продаже автомобиля. В ней будут содержаться сведения и коды идентификации, с помощью которых уже по другим базам данных можно собрать полный пакет необходимой и полезной информации.

Для получения выписки подойдут практически любые сведения о юридическом лице, находящиеся в открытом доступе. А именно:

  • официальное название;
  • имя гендиректора или учредителей;
  • юридический адрес;
  • ОГРН;
  • ИНН.

То же ОГРН, то есть основной государственный регистрационный номер, обязательно должен быть указан в ПТС на реализуемую машину. То есть получить все эти сведения не составит труда.

Если вы узнали, что ЮЛ продаёт автомобиль, который вас заинтересовал, первым делом позвоните в компанию по указанному телефону. Когда беседа закончится успешно, у вас не возникнет желания отказаться от сделки, нужно сделать следующее:

  • У собеседника или из самого объявления перепишите полное точное название предприятия.
  • Через сайты-сервисы можно получить базовые сведения про компанию. Обычно это ИНН, ОГРН и пр. За доплату вам будет представлен полный пакет информации, но тут платить не обязательно. Есть и другие способы сделать то же самое бесплатно.
  • Затем переходите на сайт налоговой службы. Там есть раздел со сведениями о госрегистрации. В соответствующее поле для заполнения введите ИНН или ОГРН. Там же можно указать официальное название ЮЛ, но обычно по коду информация более точная и корректная.
  • Нажмите кнопку поиска и получайте в ответ ссылку на выписку. Документ скачивается в формате PDF.

Когда выписка получена, можно взять информацию из объявления или из сведений, которые вам были предоставлены в телефонном режиме, и сравнить с теми, что выдал сайт налоговой службы.

При анализе учитывайте следующие моменты:

  • Основная деятельность организации обязательно должна совпадать с той, которая указывается продавцом в объявлении.
  • Смотрите на дату регистрации. Если это молодая фирма, она автоматически будет относиться к числу подозрительных.
  • Изучите, кто является генеральным директором. Именно у него есть право подписи ДКП при продаже, поскольку он выступает официальным доверенным лицом.
  • Проверьте, есть ли в компании соучредители. Когда фирма маленькая, но реализуется дорогое авто, может потребоваться письменное согласие от соучредителей. Без их подписи сделку легко признать недействительной.

Помимо выписки, можно выполнить дополнительные мероприятия по проверке ЮЛ.

Дополнительные способы проверки

Начав с выписки из ЕГРЮЛ и проанализировав её, не всем этого кажется достаточно. И это правильное решение, поскольку существуют другие сервисы и способы узнать истинное текущее состояние организации, удостовериться в правомерности их деятельности, проверить наличие фактов обмана и пр.

  • Компании-однодневки. Ранее через сайт ФНС можно было проверить наличие подозрений о том, что организация является так называемой однодневной. Но сервис прекратил свою работу.
  • Налоговая задолженность. Такая проверка проводится, чтобы исключить подозрения в недееспособности организации. В базе данных ФНС обязательно содержится информация о тех, кто не платит налоги, и не предоставляет отчёты. Актуально для тех, кто имеет задолженность больше 1 года. Для этого на сайте ведомства необходимо выбрать раздел о наличии задолженностей юридических лиц и ввести в поле ИНН.
  • Регистрационные изменения. Здесь же, на сайте ФНС, проводится проверка по факту подачи документов, связанных с изменением текущих регистрационных данных. Изменения регистрируются быстрее, чем обновляется реестр с выписками из ЕГРЮЛ. Причём задержка может составлять 2-3 недели с момента внесения изменений. Если вы увидите в ходе проверки, что имеются зарегистрированные новые документы, обязательно дождитесь, пока они не будут внесены в реестр. Необходимо зайти в раздел сведений о документах, ввести в поисковую строку ОГРН и полное название юридического лица.
  • Банкротство. Для проверки этой информации воспользуйтесь сервисом федерального реестра банкротства. Если фирма обанкротилась или началась процедура оформления этого статуса, приобретать у них машины потенциально более рискованно. Если по введённым данным сервис сообщает, что ничего не найдено, это хорошо.
  • Арбитражные иски. Их наличие проверяется через сайт Электронное правосудие. Бывает так, что за ЮЛ числятся незакрытые судебные иски. Прежде чем заключать с ним сделку, уточните, с чем именно связаны претензии.
  • Судебные исполнительные производства. Для этого потребуется сайт судебных приставов РФ. Если за компанией числятся исполнительные листы, есть вероятность того, что машину арестуют, как только вы её купите и попытаетесь поставить на учёт.

В большинстве случаев для получения сведений достаточно иметь ИНН и знать полное название компании.

Особенности заключения сделки

Если все проверочные мероприятия прошли успешно, может быть начата процедура продажи легкового или иного автомобиля юридическим чистым лицом физическому. Здесь существует определённой порядок заключения сделки, которого требуется придерживаться.

Да, в сравнении со стандартным ДКП между физическими лицами, рассматриваемая ситуация отличается не сильно. Но есть некоторые моменты, которые касаются:

  • представителя юрлица;
  • подготовки документов;
  • оплаты.

Все эти вопросы нужно рассмотреть более подробно.

Представитель

Когда юридическое лицо продаёт транспортные средства, имеющиеся на его балансе, реализация предусматривает наличие официального уполномоченного представителя, у которого есть право осуществлять подобные сделки.

По факту играть роль представителя может любой человек. Но крайне рекомендуется заключать сделки только в том случае, если представителем является сотрудник фирмы среднего или высшего звена. Лучше, если им окажется человек, деятельность в компании которого непосредственно связана с автомобилями. А именно заведующий автопарком, главный инженер, бухгалтер и пр. Самым оптимальным вариантом считается генеральный директор, поскольку у него есть постоянные полномочия заключать подобные сделки, без необходимости оформления доверенности.

Если представителем выступает не гендиректор, тогда на него требуется оформить доверенность. Проверьте саму доверенность. Не соглашайтесь подписывать документ, если доверенность представлена в обычном письменном виде от руки, да ещё и без печатей или подписей. Это должна быть строго печатная доверенность, заверенная у нотариуса. Ещё лучше на фирменном бланке. Обычные доверенности легко подделать и оспорить.

Документы

Если с доверенностью всё хорошо, можно переходить к договору купли-продажи авто от юридического лица физическому.

В рассматриваемом случае нужен стандартный пакет документов. В него входит документация на саму машину, а также бумаги для сделки.

Когда вы покупаете автомашину у юридического лица, для продажи этого автомобиля физическому лицу лучше использовать договор купли-продажи. Но поскольку в сделке участвует организация, в поле о продавце обязательно нужно прописать все необходимые сведения о ЮЛ. А именно данные предприятия, закреплённые фирменной печатью, информация про официального представителя и подпись последнего.

Важно понимать, что приобретение авто у официального юридического лица обычным физическим лицом процедура достаточно рискованная. Нельзя допускать ни малейшего шанса ЮЛ в дальнейшем отменить сделку, вернуть себе машину и не вернуть покупателю деньги. В такой ситуации покупка сопровождается не только предварительной проверкой юридической чистоты организации, но и необходимостью грамотно составлять и заполнять все документы.

Есть обязательный минимум информации, которая должна быть внесена в ДКП:

  • полное и официальное название ЮЛ;
  • юридический адрес;
  • ИНН;
  • данные из гражданского паспорта уполномоченного представителя.

Обязательно в договоре прописывается графа-ссылка, которая ведёт на заверенную нотариально доверенность о передаче представителю ЮЛ соответствующих полномочий на заключение сделки.

Сам ДКП в принципе можно составить в письменной произвольной форме. Но будет лучше, если стороны используют для этого специальный бланк, актуальный именно для сделок между ЮЛ и ФЛ.

Отдельным бланком составляется акт приёма-передачи. Опять же, допускается свободное составление, но лучше брать фирменную или универсальную форму ОС1.

На сделке покупатель обязательно проверяет наличие в списке документов, подготовленных продавцом, решения руководства о продаже автомобиля, а также экспертное заключение о рыночной стоимости авто.

Решение о продаже

Обязательно входит в пакет предоставляемых документов. Обычно это приказ руководства или протокол с решением совета руководителей организации.

Это решение заверяется подписями и печатями. В нём следует проверить наличие сведений о машине, его покупателе и условиях сделки. Одну копию передают покупателю. Это связано с возможным проведением проверки сделки со стороны фискальных служб. Они могут подозревать в нарушении 40 статьи Налогового Кодекса. Она связана со сделками между взаимозависимыми лицами.

Короткое пояснение. Эта статья контролирует случаи, когда машину у юридического лица покупает работник этой же организации. Распространённая практика, при которой существенно снижается стоимость машины, а потому и налоговые отчисления оказываются намного меньше.

Заключение эксперта

Есть компании, которые с целью обхода налоговых обязательств используют в своих интересах подставных покупателей. Чтобы подобного не допустить, предусмотрели ещё один обязательный документ для сделки между ФЛ и ЮЛ. Это экспертное заключение.

Причём эксперт должен быть независимым, и он проводит оценку реальность стоимости автотранспортного средства. В качестве эксперта не может выступать представитель продавца.

Тут важно, чтобы в заключении была указана хотя бы примерно реальная цена авто. Иначе сделку могут проверить налоговые службы и иные органы, признав её фактом коррупции или финансового преступления. Становиться участником таких разбирательств вряд ли кто-то захочет.

Оплата

Завершающим этапом сделки будет оплата стоимости приобретаемого автомобиля.

Специалисты советуют делать это через кассу ЮЛ, которая обязательно должна быть оснащена сертифицированным кассовым аппаратом. По завершению оплаты кассир выдаёт покупателю заверенный с помощью печати кассовый ордер.

Когда оплата будет выполнена, ставятся подписи в акте приёма-передачи, покупателю передаётся полный пакет документов и все ключи от автомобиля.

Если кассового аппарата в компании нет, тогда сделка осуществляется через бухгалтерию. Возможен как наличный, так и безналичный расчёт. При безналичном расчёте проводится банковская транзакция с использованием специальной квитанции ПД4. В ней обязательно нужно указать номер договора купли-продажи, сведения о покупателе и информацию о продавце.

Купить машину, которую продаёт юридическое лицо, физические лица могут. Сделка более сложная и рискованная, в сравнении с обычным ДКП между физлицами, но иногда имеет свои преимущества. А именно хорошее предложение с финансовой точки зрения.

Если это компания, которая долго существует на рынке, открыто ведёт свою деятельность, о рисках говорить не приходится. Но всегда всё нужно проверять заранее, а не уже по факту подписанного ДКП и акта приёма-передачи.

Иногда списанный автомобиль — это действительно лакомый кусочек. Попробуем узнать, как оформить сделку с юридическим лицом и какие проблемы могут быть при покупке.

Банки, учреждения, компании и прочие юридические лица избавляются от автомобилей, стоящих на балансе, по нескольким причинам. Самая безобидная — амортизационный износ, когда по бухгалтерским документам машина уже отработала свое и ею нельзя пользоваться. Иногда компании распродают основные фонды (именно к этому виду имущества относятся автомобили), чтобы получить деньги на другие цели и снизить затраты. И практически никогда на балансе не остаются машины, побывавшие в аварии.

В соответствии с Классификацией основных средств легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно).

Очень важно, чтобы списанный автомобиль не был утилизирован. Иначе после покупки его нельзя будет поставить на учет без участия прежнего владельца и без посещения того подразделения ГИБДД, где была прекращена регистрация автомобиля. Поэтому, прежде чем заключать сделку, нужно проверить машину по базе ГИБДД. Либо заранее проговаривать участие руководителя организации продавца в восстановлении регистрации транспортного средства или выдаче доверенности на эти действия.

Вне зависимости от того, кто продает машину, сделка регулируется нормами гражданского права, в частности, главами 27 (Понятие и условия договора) и 28 (Заключение договора) Гражданского Кодекса РФ. Но, несмотря на это, при покупке автомобиля у разных продавцов могут быть различные нюансы.

Сделка с обычной компанией

Покупка машины у небольших ООО, ЗАО или у индивидуального предпринимателя по сути ничем не отличается от сделки между физическими лицами. Основанием для перехода собственности является договор купли-продажи, в котором указаны все обычные условия (стороны и их реквизиты, данные автомобиля, сумма и др.). Скорее всего нужно будет оформить акт приема-передачи машины, на основании которого бухгалтерия продавца сможет списать автомобиль.

При таких сделках хорошо бы проверить род деятельности продавца. Если он занимался перевозками, оказывал услуги такси или каршеринга, сдавал машины в аренду и т. п., что сильно снижает ресурс автомобиля, то перед покупкой технику лучше не просто осмотреть, а провести диагностику.

Сделка с банком или крупной компанией

Большие корпорации, холдинги, банки и промышленные группы с организационными формами открытых или публичных акционерных обществ имеют достаточно обширные автопарки, которые нужно обновлять. Чаще всего они продают специализированную технику, хотя встречаются и обычные «гражданские» автомобили, на которых ездили специалисты или руководство. О продаже таких машин чаще всего можно узнать на сайте самих компаний либо на сайтах специальных торговых площадок/аукционов. С точки зрения юридической чистоты как самой сделки, так и автомобиля, эта покупка, скорее всего, будет идеальна. Но вот состояние автомобиля может быть не очень хорошим. При выборе такого транспорта важно внимательно изучить техническое описание (оно, как правило, прилагается к документам для сделки).

Сделка с госучреждением

Давать разрешение на продажу любого имущества, стоящее на балансе госучреждения, должен его собственник. Для автомобилей это чаще всего Росимущество и его территориальные подразделения как на уровне субъектов, так и на уровне муниципалитетов, а также различные «автодоры» и «транс-чего-нибудь». Некоторые организации реализуют машины на основе системы своих внутренних документов, некоторые — выставляют на аукцион. Но и в том, и в другом случае поймать достойный автомобиль достаточно сложно.

Из больших гаражей, обслуживающих МВД, ГИБДД, медучреждения и т. п., техника обычно переходит «по наследству» в более удаленные подразделения. И чем старше машины становятся, тем дальше они оказываются от нормальных сервисов и запчастей, пока не превратятся в груду металлолома. А автомобили из-под местного начальства расходятся по «своим». Причем, этому не могут помешать даже аукционы, устроители которых создают такие условия, что сторонним покупателям их невозможно выполнить.

Если чудо произошло и на торги выставили приличный автомобиль, то для подачи заявки на участие обычно нужно зарегистрироваться на площадке и выполнить ряд условий, которые подробно расписаны в каждом информационном сообщении о реализации конкретного имущества. Среди них перечислены сумма залога, который нужно внести для участия в торгах, способ ценообразования лота и другие подробности. Если удалось выиграть в аукционе, то проходит стандартное оформление сделки с договором купли-продажи (залог засчитывается в счет оплаты товара). Если нет — залог возвращается участнику торгов.

Покупка автомобиля сотрудником компании

Чаще всего о продаже автомобиля компании узнают ее сотрудники. И если машина в хорошем состоянии, то желающие ее приобрести находятся быстро. Такие сделки не возбраняются, но за ними устанавливается чуть больший контроль, поскольку организация и ее работники «взаимосвязаны». Для того, чтобы избежать проблем после сделки, нужно подстраховаться получением экспертной оценки. Заключение о рыночной стоимости машины обезопасит в будущем от возможных претензий к сумме сделки как со стороны налоговой, так и со стороны собственников компании. Причем это касается не только компании, но и сотрудника, которому разницу между ценой покупки и рыночной стоимостью могут засчитать как прибыль и попросить заплатить с нее НДФЛ. Особенно важно подтвердить адекватность цены в случаях, когда машину покупает руководитель. Для обычных сотрудников достаточно приказа генерального директора, подписанного еще двумя ответственными лицами, например, главным бухгалтером и заместителем директора.

Ценообразование

В «правильных» компаниях цену продаваемого автомобиля обычно устанавливает бухгалтерия на основе своих расчетов амортизации. И чаще всего это самый выгодный вариант. Если сумма сделки будет уменьшена или завышена, то со стороны налоговой могут возникнуть серьезные вопросы, а процесс продажи обрастет массой дополнительных документов.

Но достаточно часто юрлица продают свои автомобили по совершенно рыночным ценам. Им выгоднее заплатить налог, чем реализовать машину по остаточной стоимости. Тогда сделка не будет ничем отличаться от обычной и даже может принести некоторые неприятности.

Какие могут быть проблемы

Поскольку деятельность юридических лиц подлежит большему контролю со стороны различных служб и ведомств, то и проблем у компаний больше, чем у частных лиц. В связи с ними могут возникать сложности как при совершении сделки, так и после покупки машины. Причем это уже напрямую коснется покупателя. Если нет желания ходить по судам и доказывать свою добросовестность, то лучше подстраховаться.

Любую сделку с юридическим лицом нужно начинать с его проверки. Для этого у продавца нужно узнать точное название компании, ее ИНН и ОГРН (если эти данные не предоставляются, то это уже сигнал к отмене покупки). Можно просто забить полное название в интернет и получить данные о компании из множества электронных справочников. Если уже на этой стадии появилась информация о том, что такой организации не существует, то от покупки следует отказаться. Но если на этом этапе все в порядке, то следует обратить внимание на следующие моменты.

Срок существования компании — чем больше, тем лучше, поскольку это означает, что вы столкнулись не с фирмой-однодневкой, а серьезной организацией.

Имя генерального директора — персона, которая должна подписать договор купли-продажи или доверенность представителя. Руководителя и учредителей также имеет смысл проверить отдельно, на участие в других действующих ООО и ЗАО. Если таких компаний на одних и тех же людях слишком много, то это значит, что они используют не совсем прозрачные схемы расчетов, что может сказаться на их благонадежности. Хотя так работает большинство мелких фирм в России, и это не является решающим фактором.

Уставный капитал — если он минимальный (10 000 руб.) или близкий к минимальному, то скорее всего для продажи автомобиля, стоимость которого явно выше, нужно обязательное согласование сделки по отчуждению имущества участниками юридического лица (собственниками).

Чтобы быть более уверенным в полученных из интернета данных, их лучше проверить на сайте налоговой службы, получив выписку из ЕГРН. Она предоставляется бесплатно.

Еще одна обязательная проверка — по единому федеральному реестру банкротств (ЕФРСБ). Если юридическое лицо находится в состоянии банкротства или у него введено внешнее управление, значит, на все его имущество претендуют кредиторы. И даже если полученные от продажи машины деньги пойдут в счет погашения задолженности, то сделку все равно могут оспорить и признать недействительной. Поэтому покупать автомобиль у банкрота не рекомендуется. Но вот если в этом же реестре есть сообщение о проведении торгов, а лотом выступает интересующий автомобиль, то такая сделка проходит через арбитражного управляющего и не несет рисков.

Также имеет смысл проверить организацию на предмет незакрытых арбитражных дел. Это можно сделать на сайте «электронное правосудие». Если открытых дел нет, то автомобиль можно покупать. Если есть, то лучше подождать завершения имущественного спора или отказаться от покупки, поскольку может быть вынесено взыскание.

Помимо это имеет смысл провести стандартную проверку автомобиля на наличие обременений и ограничений.

Подводя итог, нужно отметить, что речь шла о добровольной продаже транспортных средств юридическими лицами. О том, как купить конфискованные, арестованные и залоговые автомобили, мы рассказывали в других статьях.

Даже если компания не занимается профессионально перевозками грузов или пассажиров, она может иметь транспорт — для перевозки сотрудников, для выполнения разовых оперативных задач и т. п. При этом в отличие от транспортного средства, находящегося в личной собственности гражданина, транспортное средство, зарегистрированное на компанию, обязывает ее соблюдать некоторые дополнительные требования закона. Подробности в материале.

Безопасность дорожного движения — многогранное явление общественной жизни. Необходимость детального правового регулирования сферы, в которую вовлечены абсолютно все, не вызывает сомнений. В то же время, вводя запреты и ограничения, законодателю и правоприменителю необходимо выдержать баланс, не допуская чрезмерного регулирования, под гнетом которого ожидаемый положительный эффект не достигается, а отдельно взятые требования становятся и вовсе неисполнимыми.

Специальные требования: кто выполняет?

На сегодняшний день базовым нормативным актом, регулирующим указанную сферу, является Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности движения), а сферу оказания услуг автомобильным транспортом — Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), отдельные положения которых развиваются многочисленными подзаконными актами и дополняются разъяснениями ведомств.

В практике применения указанных норм при проверке организаций, использующих в своей деятельности транспортные средства, довольно давно наметилась болевая точка, своего рода индикатор степени регламентированности этой сферы общественных отношений, связанная с выполнением специальных требований Закона о безопасности движения.

Проблема заключается в следующем. Предположим, на балансе организации учтено пять автомобилей категории «B». В штатном расписании организации отсутствует должность «водитель». Автомобили используются работниками исключительно для служебных нужд. При этом основная деятельность организации не связана с автотранспортом, например, общество производит какую-либо продукцию. Должна ли организация оформлять путевые листы по обязательным реквизитам? Проводить инструктажи безопасности, медосмотры и т. д.? Или такие требования Закона о безопасности движения применимы только к автотранспортным предприятиям?

Отслеживая тенденции судебной практики, можно зафиксировать прямо противоположные доводы в отношении того, какие юридические лица должны исполнять подобные обязанности. В одних случаях суды, разрешая споры сторон, резюмировали, что указанные специальные требования распространяются только на определенный круг субъектов — автотранспортные предприятия, лиц, выполняющих трудовую функцию «водитель». В других, напротив, исходили из того, что нормативные требования в области безопасности дорожного движения должны в равной мере исполняться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими транспорт в служебных целях.

По всей видимости, проблема зародилась на уровне юридической техники. Закон о безопасности движения, в отличие от Устава, имеет общую сферу действия и распространяется на всех без исключения юридических лиц. Рассмотрим, между тем, требования ст. 20 Закона о безопасности движения — именно их должны исполнять организации по результатам проверки. Из сравнительного анализа частей первой и четвертой указанной статьи представляется очевидным, что закон различает юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (ч. 1 ст. 20), и юридических лиц, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ч. 4 ст. 20), возлагая на последних значительно больший объем обязанностей. Однако на практике все оказалось не так очевидно.

Обращаясь к содержанию ч. 1 ст. 20 Закона о безопасности движения, автовладельцы, как правило, распознают среди этих требований правила общего порядка — обеспечение исправного технического состояния автомобиля, страхование ответственности и т. д., — которые необходимо соблюдать, эксплуатируя транспортное средство, вне зависимости от того, физическое или юридическое лицо является собственником. Это достаточно простые вещи, которые не вызывают дискуссии. Но есть и другие предписания, которые вызывают вопросы на практике:

  • создавать условия для повышения квалификации водителей;

  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;

  • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров.

Необходимо отметить, что ч. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения дополняет этот перечень для организаций, осуществляющих перевозки, следующими обязанностями:

  • назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;

  • обеспечивать соответствие работников квалификационным требованиям;

  • организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Как свидетельствует практика, буквально в каждом случае организации получают предписания устранить выявленные нарушения и исполнить обязанности сразу из обоих перечней. При этом представители надзорного ведомства исходят из того, что требования закона в равной мере распространяются на всех юридических лиц, имеющих на балансе автомобили. Между тем организации придерживаются прямо противоположной позиции.

До недавнего времени правоприменительная практика особых надежд на определенность не давала, а устоявшейся позиции высших судебных инстанций по этому вопросу не было. Наконец, в 2016 г. объектом внимания Верховного суда РФ стали сразу несколько похожих споров — определения от 22.04.2016 № 301-КГ16-3321 по делу № А28-7292/2015, от 27.05.2016 № 303-КГ16-5282 по делу № А37-1121/2015, от 28.07.2016 № 303-КГ16-10291 по делу № А51-25581/2015. В рамках указанных дел заявители оспаривали законность предписаний управлений Транснадзора, проводивших проверку соблюдений требования законодательства в области безопасности дорожного движения. Суды последовательно поддержали позицию предприятий, которая сводилась к следующему.

Системное толкование ст. 20 Закона о безопасности движения позволяет сделать вывод, что законодатель четко различает правовой статус субъектов транспортной деятельности и иных организаций. Факт наличия на балансе организации транспортного средства не является основанием для возложения на нее обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков грузов, пассажиров и багажа.

Легальное понятие «перевозка» содержится в ст. 784, 785 ГК РФ. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Таким образом, перевозка представляет собой коммерческую деятельность, осуществляемую на основании соответствующих договоров по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Как правило, дополняет судебная практика, по заданному маршруту, то есть рейсами.

Если организация не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам и основной вид деятельности не связан с перевозками, то и оснований для выполнения специальных обязанностей (осуществлять предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию и т. д.) у нее не имеется.

Казалось бы, спор себя исчерпал, но, по-видимому, точку ставить рано. В письме от 17.03.2017 № 03-525ПГ Минтранс России в ответ на обращение заявителя указал, что перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия. Именно с целью обеспечения безопасности самого процесса и разработаны положения ст. 20 Закона о безопасности движения. При этом п. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения, по мнению Министерства, не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).

С учетом таких разных позиций Верховного суда РФ и Минтранса России, по всей видимости, до исправления ситуации на уровне законодательства подобные споры периодически будут повторяться. Соответственно компаниям, у которых возникла необходимость формировать позицию по данному вопросу, стоит учитывать доводы, приведенные высшей судебной инстанцией.

Маршрут построен, оформляем путевой лист?

В свете рассматриваемого вопроса возникает дискуссия и о необходимости ведения путевых листов. Напомним, что Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов и предельно четко ограничивает сферу собственного регулирования лишь отношениями, возникающими при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пунктом 2 ст. 6 Устава установлено, что перевозка пассажиров и багажа, грузов, в том числе легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, запрещается.

Принятый во исполнение этой нормы приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ № 152) фактически расширил сферу применения упомянутой нормы, обязывая всех юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили, вне зависимости от целей такой эксплуатации вводить путевые листы с обязательными реквизитами (п. 2 приказа № 152).

Надо отметить, что судебная практика по этому вопросу является противоречивой (см., например, постановления АС Поволжского округа от 24.03.2015 № Ф06-21584/2013 по делу № А57-13332/2014 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2014 по делу № А58-5793/2013). Единства и по сей день нет даже на уровне высшей судебной инстанции. Ярким примером того могут служить приведенные выше определения Верховного суда РФ, принятые с незначительным временным интервалом в один месяц (дела № А28-7292/2015 и № А37-1121/2015). В обоих случаях необходимость ведения путевых листов была подробно исследована судом первой инстанции, а вышестоящие суды эти выводы оставили без изменения. В итоге обнаружились две противоположные позиции: в одном случае суд, ссылаясь на приказ № 152, указал на необходимость оформления путевых листов по обязательным реквизитам, в другом, напротив, сделан вывод, что организация не является субъектом деятельности по перевозке, а потому не должна вести путевые листы.

Более взвешенной представляется позиция, что обязанность оформлять путевые листы лежит лишь на профессиональных перевозчиках, но, вероятнее всего, отстаивать ее придется в судебном порядке. Строго говоря, подзаконный акт (которым является приказ № 152) не может расширять круг субъектов, на которых распространяется действие правовой нормы федерального закона, в данном случае Устава. В то же время ведение путевых листов может быть удобным инструментом учета для иных целей организации. В этом случае для организаций открывается возможность разработать путевые листы по собственной форме, с указанием значимых для деятельности сведений.

Медосмотры на дорожку?

Не менее сложная и неоднозначная ситуация сложилась с необходимостью проведения медосмотров. Проведение медицинских обследований водителей названо в числе общих требований Закона о безопасности движения (ч. 1 ст. 20). Любопытно, что закон под термином «водитель» понимает любое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе для собственных нужд (ст. 2 Закона о безопасности движения). При этом в п. 3 ст. 23 Закона о безопасности движения упоминается несколько разновидностей медосмотров — предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые. Первые два законодатель связывает с фактом приема на работу и трудовой деятельностью в качестве водителей транспортных средств, а проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров — с осуществлением юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров или багажа и грузов.

Иными словами, из приведенных положений следует, что в данном случае термин «водитель» трактуется более узко по сравнению с его определением, данным в ст. 2. Получается, что обязанность проходить медицинские осмотры возникает лишь у лиц, принятых на работу в качестве водителей, а на другие категории работников данное требование не распространяется. При этом пред- и послерейсовые осмотры обязательны только для субъектов транспортной деятельности.

Подтверждение этой позиции можно найти в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2013 по делу № А56-78601/2012, АС Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № Ф04-27561/2015 по делу № А03-4759/2015, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу № А05-4955/2016.

Между тем существует и противоположная практика. Так, в одном из недавних дел суд указал, что учреждение хотя и не занимается деятельностью по перевозке, все же обязано проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Исполнение юридическим лицом самостоятельной ст. 23 Закона о безопасности движения при эксплуатации транспортных средств, по мнению суда, не ставится законодателем в зависимость от вида и характера перевозок пассажиров автомобильным транспортом (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 № 06АП-363/2017 по делу № А04-10204/2016).

Сверять или не сверять?

Еще одним непростым моментом в практике является вопрос учета дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП). Закон о безопасности движения и постановление Правительства РФ от 29.06.95 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» обязывают организации вести учет ДТП с участием принадлежащих организациям транспортных средств с последующим проведением ежемесячных сверок. Ключевой вопрос практического применения этих требований: должна ли организация проводить сверки, если ДТП не было? Судебная практика в подавляющем большинстве случаев исходит из того, что сверки необходимы только в случае, если имело место ДТП с автомобилем, принадлежащем организации (см., например, Определение Верховного суда РФ от 18.05.2015 № 307-КГ15-5004 по делу № А66-8046/2014).

Вместе с тем, если исходить из буквального толкования закона, подобный вывод не имеет достаточного обоснования. Дело в том, что по смыслу законодательства предполагается, что сверки с ГИБДД должны проводиться на ежемесячной основе, вне зависимости от того, имело ли место ДТП. В этом есть определенная логика: например, если работник скрыл факт ДТП от предприятия. В таком случае для целей полного и точного учета всех ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации, требуется именно сверка — сравнение имеющейся в распоряжении юридического лица информации о ДТП с данными ГИБДД.

***

Резюмируя выводы судебных инстанций, можно выделить некоторые критерии, когда специальные требования Закона о безопасности движения не применимы к организациям, имеющим автотранспорт:

  • основная деятельность организации не связана с перевозками — коммерческой деятельностью, осуществляемой на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения;

  • в штате организации отсутствует должность «водитель»;

  • транспортные средства персонально ни за кем из сотрудников не закреплены;

  • имеющиеся на балансе общества транспортные средства используются эпизодически для передвижения сотрудников;

  • при этом такие перемещения не являются рейсами, то есть осуществляемой в течение рабочей смены деятельностью, нацеленной на доставку в известный пункт пассажиров или груза.

Однако даже если организация соответствует всем указанным критериям, ей следует все же проявлять осторожность и помнить об общих требованиях Закона о безопасности движения. Существует серьезный риск, если произойдет ДТП, что возникнут вопросы о соблюдении организацией требований охраны труда и обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи компаниям, имеющим автотранспорт, целесообразно назначить лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, с определенной периодичностью проводить с сотрудниками инструктажи безопасности, осуществлять с ГИБДД сверки наличия/отсутствия ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации. Принятие таких превентивных мер позволяет снизить риск возникновения неблагоприятных последствий.

О порядке списания полностью самортизированного ОС (автомобиля), учете и документальном оформлении его реализации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Волкова и Вячеслав Горностаев.

Фирма хочет продать принадлежащий ей полностью самортизированный автомобиль. Каков порядок списания при продаже данного основного средства? Какие документы и в каком порядке следует оформить? Какие следует сделать бухгалтерские проводки?

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм, но при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ. При этом можно воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 (см. также информацию Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания), и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов).

Стоимость объекта основных средств (далее — ОС), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случаях его продажи.

Решение о списании объекта ОС принимается созданной для этих целей комиссией и оформляется в акте на списание объекта ОС с указанием данных, характеризующих объект ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов) (п.п. 77, 78 Методических указаний). За основу для разработки акта на списание автомобиля можно принять унифицированную форму № ОС-4а, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

На основании оформленного акта на списание, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) (за основу можно принять унифицированные формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б) производится отметка о выбытии объекта ОС. Соответствующие записи о выбытии объекта ОС производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения (п. 80 Методических указаний). В учете делаются проводки:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации»

— списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации.

Нормы российского законодательства не предусматривают каких-либо особых правил перехода права собственности на автомобили и не требуют госрегистрации данного факта. В общем случае датой перехода права собственности на автомобиль, реализуемый по договору купли-продажи, будет дата его передачи покупателю. Стороны вправе определить в договоре и иной порядок перехода права собственности на автомобиль к покупателю (например, по факту его оплаты).

Передача объекта ОС в собственность других лиц оформляется актом о приеме-передаче объекта ОС (п. 81 Методических указаний), на основании которого производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта ОС. За основу формы акта приема-передачи может быть взята унифицированная форма № ОС-1, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, в которой предусмотрены обязательные для заполнения поля «Организация-получатель» и «Организация-сдатчик». Если ОС передается физическому лицу, в указанную форму нужно внести соответствующие изменения.

Доходы и расходы от продажи ОС, бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности, признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 «Прочие доходы и расходы» в том отчетном периоде, к которому они относятся, т. е. в периоде их продажи (п. 31 ПБУ 6/01):

Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— по цене реализации отражен доход от продажи автомобиля;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»

— отражен НДС по реализованному объекту ОС (со стоимости реализации);

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость объекта ОС;

— выявлен финансовый результат (убыток или прибыль) от реализации объекта ОС.

Для целей подтверждения факта передачи товара покупателю продавец вправе потребовать с него расписку (п. 2 ст. 408 ГК РФ), требования к содержанию которой стороны определяют самостоятельно. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (техпаспорт, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*