admin / 01.05.2020

Косгу доходов для отражения утилизации основных средств

Предмет заключенного учреждением договора сформулирован следующим образом: «Заказчик передает имущество, утратившее потребительские свойства, Исполнителю, а Исполнитель своими или привлеченными силами осуществляет услуги по дальнейшему обращению с ним». Имущество, утратившее потребительские свойства, — ризограф. Услуги по дальнейшему обращению с имуществом, утратившим потребительские свойства, — услуги по утилизации списанного имущества (ризографа).
На какую подстатью КОСГУ отнести расходы по утилизации списанного имущества?

17 июня 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по утилизации списанного имущества (ризографа) можно отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в случае, если учреждением заключен договор только на утилизацию списанного имущества, при этом данное имущество не относится к группе отходов производства.

Обоснование вывода:
В соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н, на подстатью 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относят вывоз отходов производства (в том числе медицинских и радиационно опасных), включая расходы на оплату договоров, предметом которых является вывоз и утилизация отходов производства, в случае, если осуществление действий, направленных на их дальнейшую утилизацию (размещение, захоронение), согласно условиям договора осуществляет исполнитель, а на подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги» — услуги и работы по утилизации, захоронению отходов.
Таким образом, порядок применения КОСГУ в рассматриваемой ситуации зависит от:
— группы, к которой относятся отходы (отходы производства или потребления);
— характера услуг (работ), которые оказывает (выполняет) контрагент организации госсектора (комплексная услуга по вывозу и утилизации или отдельный договор на утилизацию).
Согласно положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все отходы делятся на две основные группы:
— отходы производства;
— отходы потребления.
К отходам производства, как правило, относят в том числе:
— вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг (отходы строительства и ремонта, отходы от обслуживания и ремонта оборудования и т.д.);
— отходы от использования товаров, т.е. образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств (упаковка приобретаемых материальных ценностей, тара, ветошь, просроченные материальные запасы, списанное оборудование и т.д.).
Отнесение работ по утилизации отходов (отнесенных к группе отходов производства) на счет 225 возможно только в случае, если контрагент оказывает единую комплексную услугу по вывозу и утилизации отходов производства, а вот счет 226 предполагает заключение отдельного договора на утилизацию любой группы отходов, в том числе и имущества, утратившего потребительские свойства.
Таким образом, если учреждением заключен договор только на утилизацию списанного имущества, при этом данное имущество не относится к группе отходов производства, то расходы по такому договору могут быть отражены по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Еременко Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Расходы на утилизацию зависят от предмета договора (п. п. 10.2.5, 10.2.6 Порядка N 209н)

· если вы заключили один договор на вывоз и утилизацию (размещение, захоронение), по которому исполнитель осуществляет утилизацию (размещение, захоронение), то расходы отнесите на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ;

· если договор заключен только на работы по утилизации (размещению, захоронению), то расходы отнесите на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Рассмотрим отражение наиболее частых расходов на утилизацию:

· расходы на утилизацию медицинских отходов

· расходы на утилизацию медицинского оборудования

· расходы на утилизацию люминесцентных и ртутьсодержащих ламп

· расходы на утилизацию картриджей

и другие расходы на утилизацию.

Заинтересовало «Готовое решение: По каким подстатьям КОСГУ отражаются расходы на утилизацию»?

Прочитать его в полном объеме можно, если у Вас установлена система КонсультантПлюс. Просто перейдите по ссылке.

документ в офлайн-версии КонсультантПлюс

документ в онлайн-версии КонсультантПлюс

Нет КонсультантПлюс?

Оформить

Оформите заявку на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Предприятия, которые производят вредные и опасные отходы, обязаны передавать такие отходы на утилизацию либо осуществлять их уничтожение самостоятельно, при наличии соответствующей лицензии. В статье рассмотрим порядок документального учета отходов организации, разберем, как отражается утилизация отходов в бухгалтерских записях и в налоговом учете.

Учет отходов предприятия

Утилизация отходов

Согласно приказу Минприроды №721 от 01.09.2011 года, отходы I – V классов опасности подлежат обязательному документальному учету. Классность отходов определяется на основании Федерального классификатора, утвержденного приказом Минприроды №768 от 02.12.2002г. На основании документа, к опасным отходам, подлежащим утилизации, относят ртутные лампы, автомобильные шины, неисправная оргтехника, использованные аккумуляторные батареи, т.п.

Документ, отражающий информацию об отходах I – V классов опасности, должен содержать следующие данные:

  • отходы, произведенные предприятием за отчетный период;
  • отходы, размещенные для последующей утилизации;
  • отходы, переданные для утилизации;
  • отходы, уничтоженные самостоятельно.

Учет отходов ведется в разрезе отчетного периода (месяц, квартал, год). Отчетные данные должны содержать входящий и исходящий остаток количества отходов, а также отражать движение отходов в течение отчетного периода.

Учетная информация об отходах отражается в виде количественных показателей (штук). В случае если измерить фактическое количество отходов измерить невозможно (например, бой люминесцентных ламп), то учетный показатель определяется на основании бухгалтерских записей, актов приема-передачи, договоров.

Порядок документального учета отходов предприятие разрабатывает и утверждает самостоятельно в локальных нормативных актах. При учете отходов организация вправе применять унифицированные формы либо бланки документы, разработанные самостоятельно. При утверждении внутреннего порядка утилизации отходов следует назначить должностное лицо, ответственное за ведение учета отходов, их последующую передачу на утилизацию.

Бланк учета обращения с отходами можно скачать здесь ⇒ Данные учета в области обращения с отходами (бланк).

Лицензирование деятельности по утилизации отходов

На основании ФЗ-99 от 04.05.2011 года, деятельность по утилизации отходов подлежит обязательной регистрации. Таким образом, предприятия, производящее отходы, не имеет право их самостоятельно утилизировать без наличия лицензии.

ФЗ-99 предусматривает наличие лицензии для организаций, осуществляющих сбор, использование, размещение и обезвреживание отходов I–IV классов опасности. Это значит, что организация, которая производит отходы I–IV класса не только не может их утилизировать, но также не имеет право их размещать. Следовательно, такое предприятия обязано передать отходы I–IV класса лицензированной организации для хранения и обезвреживанию сразу после возникновения таких отходов, не дожидаясь их накопления.

Однако законодатели предусмотрели некоторые исключения из установленного правила. В частности организация-производитель отходов I–IV классов, не имеющая лицензию на их хранение и утилизацию, все-таки вправе накапливать такие отходы, но при соблюдении следующих условий:

  • срок размещения отходов на предприятии не превышает 6 месяцев;
  • для размещения отходов организация использует специальные площадки, оборудованные и обустроенные с учетом требований действующего законодательства.

Если говорить предметно, то хранить, транспортировать и обезвреживать отходы без лицензии могут сельхоз производители. Основание – отходы от переработки зерновых культур, растениеводства, парникового хозяйства относятся к V классу опасности, а значит, утилизация таких отходов производится без лицензии.

В то же время предприятия табачной и алкогольной промышленности могут перерабатывать отходы только при наличии лицензии, при отсутствии таковой – обязаны передавать отходы спецорганизации. Связано это с тем, что табачная и солодовая пыль, которая образовывается в процессе производства сигарет и пива, относится к ІІІ и VІ классу опасности соответственно.

Читайте также статью “Утилизационный сбор на автомобили“.

Особенности налогообложения операций по утилизации отходов

Передача отходов на утилизацию является операцией, облагаемой НДС. Налог начисляется на основании учетной стоимости отходов, отраженной в акте приема-передачи и договоре.

При этом от уплаты НДС освобождаются компании, передающие на утилизацию:

  • макулатуру (бумажные и картонные отходы производства и потребления);
  • лом и отходы драгоценных металлов.

До 01.01.2020 года от уплаты НДС также были освобождены операции по передаче лома цветных и черных металлов для последующей утилизации. В 2020 году данный пункт ст.149 НК РФ утратил силу, в связи с чем передача металлолома подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

В последние годы предприятия, занимающиеся уничтожением опасных отходов, активно обсуждают вопрос освобождения данного вида деятельности от уплаты НДС. В ответ на это Минфин опубликовал письмо с разъяснениями, согласно которому утилизация опасных отходов облагается НДС на общих основаниях.

Расходы на утилизацию отходов при расчете налога на прибыль признаются в полном объеме на основании п.1 ст. 254 НК РФ. Согласно положению документа, в составе расходов можно отразить:

  • плату специализированной организации за транспортировку, хранению, уничтожение отходов, предусмотренных договором;
  • затраты на захоронение экологически опасных отходов;
  • расходы, связанные с самостоятельной утилизацией отходов, при наличии лицензии и необходимых документов.

Затраты на хранение, транспортировку, обезвреживание , утилизацию отходов можно отражать в расходах как при ОСНО, так и на «упрощенке» и на ЕСХН.

Читайте также статью “Утилизационный сбор на прицепы“.

Отражение утилизации в бухгалтерском учете

Порядок учета операций по утилизации отходов зависит от того, будут ли использованы отходы для дальнейшей переработки или будут уничтожены. В таблице ниже рассмотрен каждый из перечисленных случаев.

Учет операций по переработке отходов

Дт

Кт Описание Документ-основание
10 91 Оприходование отходов

Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная

20

10 Отходы списаны в производство для переработки Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная
40 20 Выпуск готовой продукции, изготовленной с использованием отходов

Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная

43

40 Готовая продукция, произведенная с использованием отходов, поступила на склад Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная
62 90 Готовая продукция, произведенная с использованием отходов, отгружена покупателю

Договор, счет-фактура, товарная накладная

90

68 Начислен НДС от стоимости реализации готовой продукции Счет-фактура
90 43 Отражение цены реализации в составе себестоимости готовой продукции

Договор, товарная накладная

Учет операций по утилизации отходов

Дт

Кт Описание Документ-основание
08 60, 69, 70, 76… Списаны затраты на утилизацию отходов

Накладная на внутреннее перемещение, требование-накладная, лимитно-заборная карта, накладная, договор, счет, акт, счет-фактура

19

60, 76 Начислен НДС на расходы по утилизации отходов

Счет-фактура

Читайте также статью ⇒ “Утилизационный сбор на тракторы, мотоциклы, грузовики“.

Kzenon / .com

С 1 января 2019 года заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии со специальной программой (ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; далее – Закон об отходах производства и потребления).

Теперь в зависимости от категории отходов учреждением могут быть заключены разные договоры – на отдельную услугу:

  • по оказанию услуг по обращению с ТКО;
  • по вывозу и утилизации отходов производства.

Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также форма типового договора определены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156).

1. Как выглядит новый порядок обращения с отходами

Прежде всего, в регионе должен быть выбран и действовать региональный оператор по обращению с ТКО, а также утверждены единые тарифы на эту услугу. При таких условиях важно знать следующие особенности работы этой системы:

Предмет договора

Виды отходов

Применяемый код КОСГУ

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Вывоз твердых коммунальных отходов

Договор заключаем только с региональным оператором по обращению с ТКО

К этой категории отходов, в частности, относятся:

  • отходы связанные с потреблением физическими лицами, например, пищевые отходы;
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, например, остатки оберточной бумаги, одноразовая посуда, предметы личной гигиены;
  • мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, кроме крупногабаритного;
  • отходы от уборки помещений;
  • мусор и смёт уличный.

Подробный перечень отходов, которые относятся к ТКО, содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов – это все отходы из группы 7 30 000 00 00 0.

Обращение с ТКО стало коммунальной услугой – наряду с отоплением, водо- и электроснабжением, соответственно, расходы по нему учитываются по подстатье 223 КОСГУ.

В соответствии с Законом об отходах производства и потребления плата за НВОС при размещении ТКО организациями, у которых образуются отходы, не исчисляется и не уплачивается – плательщиком является региональный оператор.

Вывоз отходов производства

Договор можно заключить как с региональным оператором, так и с другими организациями, имеющими соответствующие лицензии

К отходам производства относят, в частности:

  • вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, например, отходы строительства и ремонта, отходы от обслуживания и ремонта оборудования, отходы от производства пищевых продуктов и т. д.;
  • отходы от использования товаров, то есть образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

например, упаковка, приобретаемых материальных запасов, тара, ветошь, просроченные материальные запасы, списанное оборудование;

  • медицинские отходы, поименованные в СанПиН 2.1.7.2790-10;
  • радиационно-опасные отходы, указанные в ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

За хранение, захоронение отходов производства и потребления взимается плата за НВОС. В данном случае плату вносит при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел. Подробнее о плате за НВОС смотрите .

2. В субъекте РФ не определен региональный оператор и не установлены единые тарифы.

Однако на сегодняшний день не все регионы работают по новой системе. В частности, речь идет:

  • о городах федерального значения – им была предоставлено право на отсрочку;
  • о регионах, где оператор не определен по причине досрочного прекращения деятельности или если конкурсный отбор не состоялся;
  • о субъектах РФ, где региональные власти до 2016 года заключили контракты на вывоз отходов на срок более 10 лет.

При таких условиях плата за вывоз ТКО входит в состав расходов по содержанию помещений, соответственно, такие затраты учитываются по коду КОСГУ 225.

С 1 января 2019 года заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии со специальной программой (ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; далее – Закон об отходах производства и потребления).
Теперь в зависимости от категории отходов учреждением могут быть заключены разные договоры – на отдельную услугу:
— по оказанию услуг по обращению с ТКО;
— по вывозу и утилизации отходов производства.
Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также форма типового договора определены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156).
1. Как выглядит новый порядок обращения с отходами
Прежде всего, в регионе должен быть выбран и действовать региональный оператор по обращению с ТКО, а также утверждены единые тарифы на эту услугу. При таких условиях важно знать следующие особенности работы этой системы:

Предмет договора

Виды отходов

Применяемый код КОСГУ

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Вывоз твердых коммунальных отходов

Договор заключаем только с региональным оператором по обращению с ТКО

К этой категории отходов, в частности, относятся:

  • отходы связанные с потреблением физическими лицами, например, пищевые отходы;
  • товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, например, остатки оберточной бумаги, одноразовая посуда, предметы личной гигиены;
  • мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, кроме крупногабаритного;
  • отходы от уборки помещений;
  • мусор и смёт уличный.

Подробный перечень отходов, которые относятся к ТКО, содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов – это все отходы из группы 7 30 000 00 00 0.

Обращение с ТКО стало коммунальной услугой – наряду с отоплением, водо- и электроснабжением, соответственно, расходы по нему учитываются по подстатье 223 КОСГУ.

В соответствии с Законом об отходах производства и потребления плата за НВОС при размещении ТКО организациями, у которых образуются отходы, не исчисляется и не уплачивается – плательщиком является региональный оператор.

Вывоз отходов производства

Договор можно заключить как с региональным оператором, так и с другими организациями, имеющими соответствующие лицензии

К отходам производства относят, в частности:

  • вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, например, отходы строительства и ремонта, отходы от обслуживания и ремонта оборудования, отходы от производства пищевых продуктов и т. д.;
  • отходы от использования товаров, то есть образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

например, упаковка, приобретаемых материальных запасов, тара, ветошь, просроченные материальные запасы, списанное оборудование;

  • медицинские отходы, поименованные в СанПиН 2.1.7.2790-10;
  • радиационно-опасные отходы, указанные в ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

За хранение, захоронение отходов производства и потребления взимается плата за НВОС. В данном случае плату вносит при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел. Подробнее о плате за НВОС смотрите .

2. В субъекте РФ не определен региональный оператор и не установлены единые тарифы.
Однако на сегодняшний день не все регионы работают по новой системе. В частности, речь идет:
— о городах федерального значения – им была предоставлено право на отсрочку;
— о регионах, где оператор не определен по причине досрочного прекращения деятельности или если конкурсный отбор не состоялся;
— о субъектах РФ, где региональные власти до 2016 года заключили контракты на вывоз отходов на срок более 10 лет.
При таких условиях плата за вывоз ТКО входит в состав расходов по содержанию помещений, соответственно, такие затраты учитываются по коду КОСГУ 225.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*