К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании "Гарант", сравнив договоры аренды на неопределенный…
admin / 12.03.2020
16-05-2016
Уровень отклонения фактических показателей рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, определяет классификацию вредности и опасности условий труда. Выделяют четыре основных класса условий труда выявляемых в ходе проверки СОУТ (специальной оценки условий труда): оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых отсутствуют вредные воздействия на организм работника, и сохраняется его должная работоспособность. Нормативы оптимальных условий рабочей среды, устанавливаются для микроклимата производственных зон и факторов трудовой нагрузки. Другие факторы, принято считать оптимальными, если они не приносят вреда или не превышают уровня вредности, установленного для безопасности населения.
Допустимые условия труда (2 класс) – предполагают наличие уровня факторов среды не превышающих нормативных гигиенических показателей для рабочих мест. Работник восстанавливает силы за время регламентируемого отдыха или к началу следующей смены, состояние его здоровья не претерпевает ухудшений. Допустимые условия труда принято относить к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) – характеризуются присутствием вредных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих негативное воздействие на организм рабочего и/или его потомство. В свою очередь, вредные условия в зависимости от степени превышения гигиенических норм и тяжести изменений в организме работников, условно подразделяются на четыре степени вредности:
· 1 степень 3 класса (3.1) – условия труда, при которых уровень отклонения факторов среды и производственных процессов от принятых нормативов, вызывает функциональные ухудшения, проходящие при длительном (дольше, чем к следующей смене) отлучении от вредных факторов производства, и повышает риск повреждения здоровья;
· 2 степень 3 класс (3.2) – уровни вредных факторов, провоцирующие функциональные изменения, которые приводят к развитию профессионально обусловленных болезней на начальной стадии или в легкой форме (без потери профессиональной трудоспособности).
· 3 степень 3 класс (3.3) – характеризуется такими факторами рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней формы тяжести (с возможной потерей профессиональной трудоспособности) и возникновению хронических патологий.
· 4 степень 3 класс (3.4) – условия труда, провоцирующие возникновение тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), рост заболеваемости и ухудшения течения хронических патологий.
Опасные (экстремальные) условия труда – предполагают такой уровень факторов рабочей среды, влияние которых создает угрозу для жизни в период рабочей смены (или ее части), а также критически повышает риск получения профессиональных поражений, вплоть до тяжелой формы.
Скачать классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению № 2
Перечисленные классы условий труда имеют следующие дополнительные тарифы страховых взносов:
Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч. 4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.
Законодательство обязывает всех работодателей в РФ проводить специальную оценку условий труда, но предусмотрены некоторые исключения. Нет необходимости проводить оценку в для следующих работников:
Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Содержание
Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет.
Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.
Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.
При своевременном проведении процедуры организация получает ряд преимуществ:
В случае уклонения или пропуска сроков проведения специальной оценки условий труда, на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 80 тысяч рублей.
Позвоните прямо сейчас +7(495)125-14-12 и получите грамотную консультацию как не пропустить сроки проведения СОУТ.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Срок проведениямесяц, год |
Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
Начальный этап проведения специальной оценки условий труда |
|||
1 | Подготовка и согласование проекта Приказа «О проведении специальной оценки условиям труда в _______________________________ | ||
2 | Составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест | ||
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии) |
|||
3 | Выявление на рабочих местах источников вредных и (или) опасных факторов и самих вредных и (или) опасных факторов | ||
4 | Сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе | ||
5 | Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда | ||
Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам (при наличии) |
|||
6 | Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов | ||
7 | Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников | ||
8 | Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса | ||
9 | Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда | ||
Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (при наличии) |
|||
10 | Оценка обеспеченности работников СИЗ | ||
11 | Оценка защищенности работников СИЗ | ||
12 | Оценка эффективности выданных работнику СИЗ | ||
13 | Оформление протоколов оценки эффективности СИЗ | ||
Комплексная оценка состояния условий труда на рабочих местах (при наличии) |
|||
14 | Оценка фактического состояния условий труда при сочетании всех факторов производственной среды и трудового процесса, эффективности средств индивидуальной защиты. | ||
15 | Определение рабочих мест на которых класс (подкласс) условий труда может быть снижен, при необходимости (снижение более чем на одну степень) согласование с ТО Роспотребнадзора | ||
16 | Определение контингента работников на предоставление гарантий и компенсаций за вредные условия труда | ||
Оформление отчета о проведении специальной оценки условий труда (при наличии) |
|||
17 | Заполнение и распечатка карт специальной оценки условий труда | ||
18 | Оформление сводных (ой) ведомостей и результатов специальной оценки условий труда | ||
19 | Разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников | ||
20 | Составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда | ||
Заключительный этап проведении специальной оценки условий труда |
|||
21 | Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда | ||
22 | Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах | ||
23 | Предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда результатов проведения специальной оценки условий труда | ||
24 | Организация размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (при наличии) |
График может иметь более простой вид.
Нужна помощь? Задайте вопрос в чат или через форму запроса. Получить помощь
Как-то в одном из номеров журнала «Охрана труда» в 2000-х годах был подсчитан ориентировочный норматив по срокам проведения исследований условий труда на рабочих местах. Процедура ранее называлась аттестацией рабочих мест (с 1 января 2014 года переименована в специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.)). Он составлял 13 рабочих часов на одно место и включал проведение замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.), хронологических измерений и оформление полного отчетного пакета документации. Данные часы не регламентировались нормативными документами, это был некий статистический анализ.
Мы не стали делать подробный детальный анализ, так как спецоценка – относительно молодая процедура и есть вероятность, что в порядок еще будут вноситься отдельные изменения. Но смогли определить рамки «от» и «до», при которых проведение работ не будет признано формальным с точки зрения проверяющих государственных органов. В качестве примера мы рассмотрели этапы СОУТ в организации, состоящей из 25 офисных рабочих мест. Кстати, сроки проведения каждого вида работ должны указываться в графике и утверждаться работодателем.
Итак, первый этап – назначение членов комиссии по СОУТ и утверждение перечня рабочих мест. Если работать сплоченно, то на это может уйти порядка 3-х рабочих часов. Будем считать, что 1 день.
Далее заключается договор с организацией, проводящей СОУТ. С учетом согласования условий оплаты, это может занять порядка 5 рабочих дней. С этого момента организация приступает к выполнению работ. Заполняется исходная информация по заказчику, после чего экспертом по СОУТ осуществляется идентификация потенциальных ВОПФ, исходя из списка рабочих мест и сопоставления факторов с классификатором и утверждение результатов этапа членами комиссии. Примерное время работ может составить 15-дневный срок. Вслед за тем эксперт обязан выехать на фактическое местонахождение организации работодателя для проведения инструментальных замеров.
В нашем примере замеры составят не более 1-го рабочего дня. Если объемы мест будут значительно выше и они будут иметь производственный характер, то это может быть и два и три дня. По результатам замеров эксперт приступает к оформлению протоколов проведенных исследований и составлению отчета о проведении спецоценки. На это ему требуется порядка 15 рабочих дней. Далее документы передаются на ознакомление комиссии, итогом которого будет утвержденный отчет, который организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять до 1 января 2016 года в государственную инспекцию труда в течение 10 рабочих дней. Начиная с 2016 года результаты будут передаваться в специальный реестр – информационную систему учета результатов проведения СОУТ.
На рынке услуг СОУТ определяющими факторами для работодателей является не столько качество подготовки документов, сколько цена и оперативность. В ряде случае она даже приобретает эффект «стрелы». К примеру, проведение и подготовка результатов работ за 3 дня. Мы решили уточнить у компетентных лиц, возможно ли провести СОУТ за столь короткий срок?
Алексей Анохин, начальник отдела организационного развития ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России»:
Цитата: ‘Думаю, что за 3 дня провести весь комплекс работ и подготовить отчет о проведении СОУТ можно только при небольшой штатной численности организации, и сложности рабочего места (например, офисные места), где будет проводиться СОУТ, и при многочисленном штате задействованных сотрудников со стороны аккредитованной организации. В реалиях сегодняшнего дня, в условиях плановой экономики и экономии, навряд ли будет привлекаться столь большой штат. В процессе работы требуется исходная информация от работодателя: инструкции по технике безопасности, положения об охране труда в организации, должностные инструкции, информация по оборудованию и т.д. Учитывая занятость заказчиков, время сбора исходной документации может увеличиваться и на 10 и на 20 календарных дней. После этого эксперт на основании предоставленной информации должен осуществлять идентификацию, проводить анализ исходной документации, определять перечень ВОПФ на рабочих местах. Вторая часть работ – выезд на место для проведения замеров. Чем больше факторов, тем больше потребуется оборудования и времени’
Липин Александр Викторович, советник отдела политики охраны труда Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства:
Цитата: ‘Сроки проведения специальной оценки зависят от количества рабочих мест, от конкретной ситуации в каждой организации. Потенциально возможно провести СОУТ за три дня, но это только на одном рабочем месте и здесь имеется ввиду проведение замеров, идентификации, так как подготовка документов, согласование результатов с членами комиссии займет много больше времени. Соответственно общее время все же увеличится. Документов, которые регламентировали бы точное время, на сегодняшний день нет, поэтому вопросы этапности реализации процедуры пока остаются в рамках гражданско-правовых отношений между организацией, оказывающей услуги по спецоценке, и работодателем’
Специалисты Роструда также выразили солидарность по данному вопросу, указав на то, что сроки проведения работ должны соответствовать действительности.
Следующим немаловажным вопросом в отношении сроков проведения СОУТ является периодичность проведения процедуры. Законом регламентировано – 1 раз в 5 лет. Но уже к моменту окончания действующих результатов, необходимо будет подготовить новые и подать эти документы в ГИТ. Поэтому необходимо делать оценку как минимум за 2 месяца до завершения результатов. В случае, если меняется адрес предприятия, технологический процесс, оборудование, вводятся новые должности в штат, работодатель уже проводит внеплановую СОУТ в течение 6 месяцев для тех мест работников, которых эти изменения коснулись.
В ст. 27 ФЗ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» имеется также информация о «переходных» сроках, где сказано, что СОУТ для рабочих мест с допустимыми условиями труда может проводиться поэтапно, вплоть до 31 декабря 2018 года. Но это теоретические положения, так как требование не освобождает работодателя от соблюдения ТК РФ. Поэтому в случае прихода инспектора ГИТ, у него всегда будет иметься законное основание для привлечения работодателя к административной ответственности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
С 1 января 2014 года все организации и ИП, имеющие наемных рабочих, обязаны пройти специальную оценку условий труда взамен существовавшей ранее аттестации рабочих мест согласно предписаниям Трудового кодекса и ФЗ №426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». В данной статье пойдет речь о понятии спец. оценки, для чего она необходима, каким образом она проводится и на какие средства ее возможно провести, ответственность, штрафы.
Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) — это определение вредных и опасных факторов производства, измерение уровня их воздействия на работника, организация безопасных рабочих мест.
Специальная оценка условий труда (закон) — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 ФЗ №426).
Процедура обязательна для всех работодателей за исключением физических лиц, являющихся работодателями, но не имеющих статуса ИП. Не подлежат обязательной специальной оценке условия труда надомников и тех, кто трудится удаленно. Помимо этого ИП, не имеющие рабочих, СОУТ «за себя» не проводят, а вот директора организаций, в которых нет наемных рабочих, обязаны оценить свое рабочее место.
Для чего же проводится специальная оценка условий труда? Она необходима для оценки безопасности рабочего места и направлена на устранение выявленных вредных факторов, либо предоставление льгот и гарантий в связи с «вредностью» данных рабочих мест.
Для организации проведения спец.оценки условий труда организации необходимо предпринять следующие шаги:
Такая организация должна отвечать следующим требованиям:
При заключении договора (пример договора СОУТ) с выбранной специализированной организацией необходимо отдельно оговорить порядок заключения договора, стоимость работ и сроки совершения специальной оценки. Обычно для заключения договора необходимо оформить заявку, на основании которой он заключается, и представить штатное расписание, на основании которого сообщается примерная цена процедуры СОУТ. Для проведения непосредственно процедуры СОУТ понадобятся многие другие документы, которые необходимо предоставить в оговоренный срок. Список документов приведен ниже.
Примерный перечень документов, которые могут потребоваться для проведении СОУТ:
Сроки проведения СОУТ зависят от количества оцениваемых рабочих мест, наличия среди них аналогичных мест, наличия вредных условий труда и территориального расположения организации. Процедура специальной оценки проводится по фактическому местонахождению фирмы.
От вышеперечисленных факторов будет зависеть и стоимость СОУТ. Так, если оценить необходимо «обычное» рабочее место, то стоимость может варьироваться от 1200 до 1800, а за «вредные» рабочие места стоимость составит от 2500 руб. «Надбавки» к стоимости могут быть также начислены и за срочность заказа. Ниже приведен список некоторых организаций, предоставляющих услуги по СОУТ, которых мы нашли в поиске и обзвонили при подготовке данного материала
№ | Название | Город | Цена за место | Срок исполнения |
1 | Центр профессиолнальной поготовки кадров | Смоленск | от 1200 руб. | 2 недели |
2 | Центр гигиены | Смоленск | от 1500 руб. | 1 месяц |
3 | ВВА Эксперт | Смоленск | от 1500 руб. | 3 недели |
4 | EcoStandard group | Москва | договор от 9 500 руб. | 2 недели |
5 | ПромМашТест | Москва | договор от 10 000 руб. | 2 недели |
6 | ТехноПрогресс | Москва | договор от 25 000 руб. | 60 дней |
После согласования всех вопросов можно подписывать договор и вносить предоплату за проведение спец.оценки.
Члены комиссии могут являться представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и представитель от работников. Возглавлять комиссию обязан работодатель. В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого бизнеса, которые отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию, роль комиссии исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник. Состав и обязанности комиссии устанавливаются приказом или распоряжением.
В обязанности комиссии по проведению спец.оценки условий труда входят:
Важно: аналогичные рабочие места оцениваются не все, а лишь 20% таких мест от общего числа, но не меньше двух, но результаты проверки применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Таким образом, организационный этап закончен. Далее специальную оценку условий труда проводит эксперт выбранной специализированной компании. Для этого проводится определенный ряд действий, которые приведены ниже.
Включает в себя следующие этапы (подробно не останавливаемся):
В случае обнаружения на рабочих местах вредных факторов, проводятся дополнительные испытания и измерения. По результатам измерений происходит распределение классов условий труда:
Исходя из принадлежности рабочего места к одному из этих классов, происходит расчет дополнительных тарифов или скидок в Пенсионном фонде и в Фонде социального страхования.
Рабочие места, на которых вредных факторов не обнаружено, подлежат декларированию. Декларация соответствия условий труда (декларация СОУТ образец скачать) государственным нормативным требованиям охраны труда должна быть предъявлена в трудовую инспекцию в 30 (тридцати) дневный срок со дня утверждения отчета спец.оценки условий труда. Помимо декларации работодатель предоставляет в Трудовую инспекцию заверенные копии следующих документов:
По окончании проведения спец.оценки составляется отчет о проведении спец.оценки условий труда (образец отчет СОУТ скачать).
В отчет СОУТ включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда.
В 30 (тридцати) дневный срок со дня со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. В те же сроки сводные данные спец.оценки размещают на официальном сайте организации. Также не позднее 10 (десяти) дней со дня утверждения отчета данные о проведенной спец.оценке передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спец.оценки условий труда.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда при проведении СОУТ начиная с 2020 г. действительна в течение 5 (пяти) лет, срок исчисляется со дня размещения утверждённого отчета о проведении спецоценки условий труда специалистами СОУТ в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда. О дате размещения специалисты из СОУТ обязаны официально информировать в рок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня размещения. До 2020 г. срок действия декларации исчислялся со дня утверждения отчета проведении спец.оценки условий труда.
В противном случае, декларация прекращает свое действие и возникает необходимость в проведении внеплановой спец.оценки условий труда. Помимо вышеуказанного внеплановая спец.оценка может проводиться и в других случаях (см. ст.17 закона № 426). Срок проведения внеплановой оценки определяется 6 месяцами со дня наступления вышеперечисленных случаев. В случае проведения организацией аттестации рабочих мест до вступления в силу закона «О специальной оценке условий труда», организация имеет право не проводить спец.оценку в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации. Если же процедура аттестации рабочих мест была начата в 2013 году, но не доведена до конца к началу 2014 года, то ей необходимо заново начать процедуру спец.оценки.
Спец. оценку рабочих мест, причисленных к вредным необходимо завершить к окончанию 2014 года, что касается прочих рабочих мест, но законодательно разрешено проводить их поэтапно. Окончательный срок проведения спец.оценки таких мест – конец 2018 года.
Исходя из п.1 ст.8 закона «О специальной оценке условий труда» оплачивать мероприятия по спец. оценке должна организация. Но есть и исключения, а именно для рабочих мест связанных с вредными и (или) опасными производственными факторами суммы, потраченные на проведение мероприятий по спец.оценке можно зачесть при уплате страховых взносов «на травматизм».
Для этого необходимо обратиться с заявлением в Фонд социального страхования по месту регистрации не позднее 1 августа текущего года. Помимо заявления в ФСС могут запросить такие документы как
При получении положительного ответа на запрос о финансировании мероприятий спец.оценки условий труда, организация проводит спец.оценку за свой счет, а после учитывает использованные суммы при перечислении взносов в ФСС. Конечно суммы, которые работодатель может зачесть, ограничиваются определенными рамками, а именно 20% от величины взносов «на травматизм» за предшествующий календарный год за вычетом расходов на выплату обеспечения за тот же год. Хотя для предприятий, которые за два предыдущих года не проводили никаких мероприятий за счет ФСС, а также численность которых не превышает 100 человек, эти суммы увеличены. Расчет в этом случае производится по формуле, согласно которой лимит не должен превышать 20% суммы взносов «на травматизм» за три предыдущих года, уменьшенных на расходы на выплаты обеспечения; и сумму взносов «на травматизм» за текущий год.
Выполнение спецоценки рабочих мест проверять, помимо выездных плановых и внеплановых проверок трудовой инспекцией, скорее всего, будут автоматизированно. Для этого существует:
Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ на рабочих местах либо ее не проведение (ст. 5.27.1 КоАП):
Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека (ст.143 УК РФ):
Специализированная организация, проводящая спец.оценку, также может быть оштрафована, если она нарушила установленный порядок проведения процедуры спец.оценки. В этом случае штрафы могут быть выписаны как эксперту (в размере 20 тыс.руб. до 30 тыс.руб.), так и самой организации (размер составит от 70 тыс.руб. до 100 тыс.руб.)
Итак, мы выяснили, что процедура специальной оценки условий труда является обязательной и неотъемлемой частью процедуры по улучшению условий труда и федеральному контролю ее эффективности.
![]() |
Трудовой кодекс определяет, что именно на работодателе лежит обязанность по обеспечению безопасных условий труда. Невыполнение обязательств по охране труда может повлечь за собой административную ответственность, например, штраф. Именно поэтому следует внимательно относиться ко всем оговоренным в законодательстве процедурам, в частности, к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ).
В декабре 2013 года был принят, а в январе 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Он обязывает всех работодателей проводить СОУТ – это одна из главных составляющих системы охраны труда, включающая целый комплекс мероприятий. Эта процедура пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому, отчасти повторяет ее, хотя между процедурами имеется ряд важных различий.
Закон № 426-ФЗ определяет, что спецоценка необходима для всех рабочих мест, кроме надомных работников, фрилансеров, а также в случае, если работодателем является физическое лицо (но не ИП) или религиозная организация (в редакции Закона № 426-ФЗ от 27 декабря 2018 г.).
Открытым все еще остается вопрос о проведении спецоценки на рабочих местах государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, работающих не по трудовому договору.
Что входит в услугу?
Заказать
В первую очередь главой предприятия инициируется создание специальной комиссии по СОУТ, в составе которой обязательно должен быть специалист по охране труда или прошедший обучение по ОТ и технике безопасности сотрудник. Комиссия определяет список рабочих мест, подлежащих проверке, а также график проведения СОУТ. Во главе комиссии стоит или сам работодатель, или его непосредственный представитель.
Затем работодатель выбирает организацию для проведения оценки и заключает с ней договор. Стоит отметить, что к организации, проводящей СОУТ, Законом № 426-ФЗ выдвигаются достаточно жесткие требования.
В уставной документации данной организации должно быть указано, что проведение оценки – основной или один из основных видов ее деятельности. В штате организации должны числиться как минимум 5 экспертов, имеющих сертификат на право проведения СОУТ. При этом хотя бы у одного из них должно быть высшее образование по одной из специальностей: «общая гигиена», «гигиена труда» или «санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Также в структуре организации должна быть лаборатория, получившая аккредитацию от Федеральной службы по аккредитации на проведение необходимых при спецоценке измерений.
Организации, соответствующие всем указанным требованиям, включаются Минтрудом России в реестр организаций, проводящих СОУТ. Реестр доступен на сайте министерства.
Наличие у организации уведомления о включении ее в реестр – первое, на что нужно обратить внимание при заключении договора.
После заключения договора работодатель обязан передать организации, которая будет проводить оценку, всю необходимую информацию и документацию. Затем эксперты приступят к идентификации потенциально вредных и/или опасных факторов на производстве. Если такие факторы не обнаруживаются, то эксперт в отчет по СОУТ включает соответствующее заключение о том, что рабочие места подлежат декларированию и вредные факторы не обнаружены. Оно позволяет работодателю – при удовлетворении требований Закона № 426-ФЗ – оформить декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Редакция закона 2016 года расширила номенклатуру декларируемых рабочих мест. Декларация подается в территориальный орган Роструда. Она действует в течение пяти лет после утверждения отчета о СОУТ.
Существует классификатор опасных либо вредных факторов, утвержденный Минтрудом России. Эксперты сопоставляют данные конкретных рабочих мест с классификатором и таким образом выявляют те рабочие места, которые требуют оценки и измерений.
Работник со своей стороны также имеет право обратиться к работодателю или напрямую к организации, проводящей СОУТ, с предложением провести проверку для выявления потенциально вредных и/или опасных факторов на его рабочем месте.
Оценка и измерения нужны для последующего присвоения рабочим местам класса условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Однако, если эти места полностью аналогичны, то можно проводить замеры только для 20% таких рабочих мест (минимум 2 рабочих места), а результаты будут действительны для всей группы. Если же выявлено хоть одно различие, то измерения будут проводиться для каждого рабочего места отдельно.
Если рабочее место было задекларировано, и на нем произойдет несчастный случай или у работника будет диагностировано профессиональное заболевание, или будет зафиксировано нарушение норм охраны труда, действие декларации прекращается. Однако если ничего из вышеперечисленного не произойдет, то действие декларации будет автоматически продлено еще на пять лет.
От результатов спецоценки напрямую зависят гарантии и компенсации, которые работодатель обязан предоставить своим сотрудникам. Это могут быть, например, сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск или денежная компенсация.
Рабочие места, на которых экспертом были установлены оптимальные или же допустимые условия труда, также подлежат декларированию, если на них ранее не был установлен класс вредных условий труда, и они не входят в списки Постановления №10.
После окончания исследований и измерений специализированная организация предоставляет работодателю отчет, в который включаются:
Отчет должен быть утвержден всеми членами созданной работодателем комиссии. Сведения об утверждении отчета работодатель передает в организацию, осуществлявшую СОУТ.
Планово спецоценку следует проводить не реже одного раза в пять лет. Однако Законом № 426-ФЗ предусмотрены случаи, когда нужно провести ее внепланово.
На проведение внеплановой процедуры работодателю может даваться 6 или 12 месяцев.
Если в эксплуатацию были введены вновь организованные рабочие места, или же произошли изменения в технологическом процессе, которые могут оказать влияние на условия труда, то внеплановая СОУТ проводится в течение 12 месяцев.
Если же речь идет о получении предписания от государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ, изменении состава использующихся материалов и сырья (если это может повлиять на уровень воздействия вредоносных и/или опасных факторов), изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также если был зафиксирован несчастный случай на производстве или было выявлено профессиональное заболевание, то на проведение спецоценки дается 6 месяцев.
EcoStandardgroup – лидер на рынке специальной оценки условий труда и крупнейший поставщик услуг в сфере производственного контроля, разработки документации, аудита, аутсорсинга и профессионального образования в области охраны труда, пожарной, экологической и электробезопасности.
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Право человека на безопасный труд закреплено в ст. 37 Конституции РФ. На основе этой статьи в ТК РФ прописано, что работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда работников. Обеспечивать их он может с помощью правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий.
На правах рекламы
FILED UNDER : Статьи