admin / 22.03.2020

Казначейское сопровождение контрактов

Скачать приказ Казначейства № 1н от 09.01.2020 об открытии лицевых счетов юрлицам и ИП при казначейском сопровождении целевых средств

Скачать проект приказа об изменении приказа № 21н от 17.10.2016

Скачать проект приказа о порядке открытия казначейских счетов

Скачать проект приказа об общих требованиях к порядку открытия и ведения лицевых счетов

Что изменят в правилах

Процедура открытия счета в УФК (Федеральном казначействе) регулируется приказом № 21н от 17.10.2016. С 2021 года норматив начнет действовать в обновленной редакции. Сам алгоритм не особо изменится. Клиентами территориального отделения ФК останутся заказчики и поставщики — участники и неучастники бюджетного процесса. Для оформления платежных реквизитов им придется обращаться в ТОФК, готовить заявление и ждать результатов проверки всех сопроводительных документов.

Изменится название основного инструмента взаиморасчетов: вместо лицевых специалисты ФК открывают казначейские счета. Через них осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов и бюджетных соглашений и последующий контроль исполнения бюджета (ст. 220.1, 242 БК РФ).

И ключевое изменение — бумажные документы перестанут принимать. Подача регистрационной документации ведется через ГИС Электронный бюджет и ЕИС. Это значит, что перед открытием счетных программ клиенты обязаны заключить с ТОФК соглашение об электронном документообороте, которое прикрепят к делу организации. В обновленном приказе 21н прописано, как открыть счет в Казначействе юридическому лицу для расчетов по ГОЗ:

  1. Заполнить регистрационное заявление и карточку образцов подписей.
  2. Направить документы в ТОФК.
  3. Дождаться результатов проверки и получить новые платежные реквизиты.

Зачем открывать казначейский счет

В письме Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015 сказано, что заказчику необходимо открытие счета в Казначействе для госконтракта в 2020 для обеспечения исполнения обязательств по соглашению, заключенному в соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе № 44. Если юридическое лицо, выступающее в роли заказчика, получает субсидирование из бюджета, то есть является получателем бюджетных средств, то оно в обязательном порядке открывает счет в территориальном органе Федерального казначейства — ТОФК.

Ведение операций через ТОФК — казначейское сопровождение госконтрактов — необходимо для усиления контроля над исполнением и целевым использованием бюджетных средств.

Казначейство контролирует:

  • госконтракты на поставку товаров, работ, услуг в размере от 100 млн руб., если по условиям этих контрактов предусмотрено авансирование;
  • договоры о предоставлении взносов в уставный капитал, имущество юридических лиц, если они являются источниками его финансирования;
  • соглашения на выделение субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам;
  • НПА, устанавливающие порядок предоставления субсидирования ПБС, за исключением тех документов, в которых предусмотрено заключение соглашения о предоставлении субсидии;
  • договорные отношения, установленные в процессе исполнения госконтрактов и соглашений организаций.

Участниками бюджетного процесса являются казенные, бюджетные и автономные учреждения. Счет в Казначействе необходим для проведения финансовых операций с целью исполнения сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности и взаиморасчетов с контрагентами.

Как открыть лицевой счет по приказу 21н

Порядок открытия и ведения ЛС в ТОФК регламентируется приказом № 21н от 17.10.2016. Чтобы открыть лицевой счет в Казначействе, юридическому лицу необходимо следовать этой инструкции:

  1. Собрать определенный пакет документов (как бюджетникам, так и иным юридическим лицам). С перечнем требуемой документации ознакомьтесь на официальном сайте ФК.
  2. Подготовить заявление по форме 05311752 (подают в бумажном формате в одном экземпляре).
  3. Заполнить и нотариально заверить карточку образцов подписей по форме 05311753 (подают в бумажном формате в одном экземпляре).
  4. Сделать нотариально заверенную копию контракта, на основании которого возникла необходимость открывать такой ЛС.
  5. Подготовить заверенную копию справки о внесении предприятия в ЕГРЮЛ.
  6. Подготовить заверенную копию устава организации. Для бюджетного учреждения понадобится заверенное у нотариуса либо у ГРБС «Положение о БУ» (или устав).
  7. Запросить справку в ИФНС о том, что организация является налогоплательщиком, и приложить копию свидетельства о постановке на учет в налоговой.
  8. Оформить справку в ФСС о том, что учреждение является плательщиком социальных страховых взносов.
  9. Собрать необходимые документы и предоставить полный пакет в ТОФК. Федеральное казначейство рассматривает предоставленные бумаги и в течение пяти рабочих дней уведомляет юрлицо о принятом решении.

Если поданные документы не пройдут проверку специалистов Казначейства, заявитель получит обратно пакет и протокол с подробным описанием причины возврата. При отсутствии существенных ошибок Казначейство откроет ЛС на следующий день после окончания проверки. Сообщать в налоговую службу нет необходимости — специалисты Казначейства сделают это за вас.

Каков порядок открытия счета по приказу 1н

С 09.01.2020 начал действовать приказ № 1н. Этот норматив уточняет правила регистрации платежных реквизитов в ФК для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при казначейском сопровождении контрактов (речь идет о целевых средствах из бюджета 2020 года).

По сути, организации НУБП (неучастники бюджетного процесса) вправе руководствоваться правилами, закрепленными и в приказе 21н, и в приказе 1н. Более того, если юридические лица, крестьянские хозяйства или ИП ранее открыли ЛС по порядку 21н, дальнейшие действия с бюджетными платежными реквизитами они обязаны проводить только в соответствии с положениями этого акта.

Правила 1н не существенно отличаются от действующих нормативов. Главное новшество — все документы, необходимые для резервирования, открытия и закрытия ЛС, формируются через ГИИС Электронный бюджет и Единую информационную систему (если сопровождение осуществляется на основании государственного контракта). Казначеи открывают для юридических лиц НУБП лицевые реквизиты с кодом 71. Вот как открыть казначейский счет юридического лица по новому приказу № 1н:

  1. Готовим документ-основание: соглашение о получении целевых средств, нормативный акт о предоставлении субсидии, государственный контракт. Специалистам ФК понадобится любой официальный регистр, подтверждающий правомочие юрлица на казначейское сопровождение.
  2. Заполняем заявление на резервирование или открытие ЛС (форма по КФД 0531368). Помимо заявления, казначеям понадобятся карточка образцов подписей, документ-основание или выписка из него и иная документация по требованию.
  3. Просим заказчика зарезервировать ЛС и оформить перечень юридических лиц для резервирования лицевых счетов в ТОФК (форма по КВД 0531369).
  4. Подаем документы в территориальное отделение ФК и ждем результаты проверки. Специалисты изучают документы и принимают решение в течение одного рабочего дня. Если пакет регистрационной документации сформирован и направлен через государственные информационные системы, проверка осуществляется автоматически.
  5. После успешной проверки получаем реквизиты и начинаем пользоваться открытым счетом.

Если в регистрационных бланках выявлены ошибки, специалисты ФК возвращают их в течение двух рабочих дней. Успешно зарегистрированные платежные реквизиты станут действительными на следующий рабочий день после завершения проверки.

Такой финансовый инструмент как казначейское обеспечение обязательств, при казначейском сопровождении средств вызывает неподдельный интерес ровно до того момента пока не начнешь разбираться в порядке его осуществления на практике, после чего интерес сменяет чувство неопределенности и ощущение, что КОО придумали под девизом «Давайте сделаем как-нибудь, а как применять его на практике разберемся позже».

Порядок осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств установлен Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н. Данный документ, как и его предыдущие аналоги, вызывает больше вопросов, чем предоставляет ответов, поэтому в целях прояснения механизма применения казначейского обеспечения обязательств (далее – КОО) при казначейском сопровождении средств на практике, предлагаем Вашему вниманию наглядный Порядок осуществления КОО при казначейском сопровождении средств:

1. ПОЛУЧЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1) Главный распорядитель средств федерального бюджета (далее – ГРБС) заключает с Заказчиком государственный контракт (или соглашение о предоставлении субсидии), условиями которого должно быть предусмотрено предоставление Заказчику КОО;

2) ГРБС обращается в свой Территориальный орган Федерального казначейства (далее – ТОФК) с заявлением на выдачу КОО (далее – Заявление на выдачу) и предоставляет государственный контракт (или соглашение о предоставлении субсидии);

3) ТОФК ГРБС осуществляет проверку Заявления на выдачу и в случае его соответствия требованиям, формирует КОО и направляет в ТОФК Заказчика;

4) ТОФК Заказчика после поступления КОО направляет Заказчику уведомление о поступлении КОО;

5) Заказчик заключает с Исполнителем контракт (договор), в котором установлены условия предоставления Исполнителю КОО;

6) Заказчик обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод КОО (далее – Заявление на перевод) Исполнителю;

7) ТОФК Заказчика осуществляет проверку Заявления на перевод и в случае его соответствия требованиям, переводит КОО в ТОФК Исполнителя;

8) ТОФК Исполнителя после поступления КОО направляет Исполнителю уведомление о поступлении КОО;

9) Исполнитель заключает с Соисполнителем контракт (договор), в котором установлены условия предоставления Соисполнителю КОО;

10) Исполнитель обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод переведенного КОО (либо его части) Соисполнителю;

11) ТОФК Исполнителя осуществляет проверку Заявления на перевод переведенного КОО (либо его части) и в случае его соответствия требованиям, переводит КОО (либо его часть) в ТОФК Соисполнителя.

12) ТОФК Соисполнителя после поступления КОО (либо его части) направляет Соисполнителю уведомление о поступлении КОО (либо его части);

13) Соисполнитель, имея на руках КОО (документ от казначейства который подтверждает, что казначейство исполнит обязательства по оплате) заключает договор с поставщиком.

Важно отметить, что соисполнитель также вправе использовать аккредитивную форму расчетов со своими контрагентами, договоры с которыми заключены в рамках исполнения контракта между заказчиком и исполнителем (договоры должны содержать идентификатор государственного контракта). Для перевода КОО от соисполнителя его контрагенту, соисполнитель обращается в свой ТОФК с Заявлением на перевод переведенного КОО и так далее по цепочке контрагентов. Конечный участник, которому предоставляется право применять аккредитивную форму расчетов не определен, цепочка участников, которым переводится КОО (либо его часть) может быть очень длинной. При этом, все договоры, условиями которых предусмотрено предоставление КОО, должны содержать идентификатор государственного контракта и обязательства исполнителя соответствующего договора, открыть лицевой счет в ТОФК для учета операций неучастника бюджетного процесса.

Формы документов, применяемых при КОО при казначейском сопровождении целевых средств, и порядок их заполнения утверждены Приказом Казначейства России от 09.01.2020 № 6н. Указанный Приказ находится на регистрации в Минюсте России, тем не менее Казначейство России указывает, что его уже можно применять (Письмо Казначейства России от 09.01.2020 № 07-04-05/22-59).

2. ИСПОЛНЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ:

1) Поставщик исполняет обязательства по договору с Соисполнителем, которые принимает Соисполнитель и Стороны оформляют документы, подтверждающие факт исполнения Поставщиком обязательств (далее – документы-основания);

2) Соисполнитель обращается в свой ТОФК с платежным поручением и документами-основаниями;

2.1) ТОФК Соисполнителя осуществляет проверку представленных документов в соответствии с Приказом Минфина России от 10.12.2019 № 220н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», а также по следующим направлениям

а) срок действия КОО, исполнение которого осуществляется, не истек на момент представления платежного поручения (платежного документа) на оплату обязательств Соисполнителя;

б) соответствие идентификатора государственного контракта (соглашения), указанного в платежном поручении (платежном документе) на оплату обязательств Соисполнителя, идентификатору государственного контракта (соглашения), указанному в КОО.

3) В случае соответствия представленных Соисполнителем документов, ТОФК Соисполнителя направляет в ТОФК ГРБС Заявление на исполнение КОО. ТОФК ГРБС проверяет достаточно ли средств и если их достаточно, направляет в ТОФК Соисполнителя сообщение о статусе «Исполнено» Заявления на исполнение;

4) ТОФК Соисполнителя обращается в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства с консолидированной заявкой на предоставление средств, необходимых для оплаты обязательств Соисполнителя;

5) Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства направляет в ТОФК Соисполнителя средства, необходимые для оплаты обязательств Соисполнителя;

6) После поступления средств, ТОФК Соисполнителя осуществляет оплату обязательств Соисполнителя в банк Поставщика;

7) После перечисления средств в банк Поставщика, ТОФК Соисполнителя формирует Справку об исполнении КОО и направляет ее Соисполнителю;

8) Кроме того, ТОФК Соисполнителя направляет информацию о расчетах по КОО в ТОФК Исполнителя, ТОФК Заказчика и ТОФК ГРБС, которые направляют полученную информацию о расчетах по КОО Исполнителю, Заказчику и ГРБС соответственно.

Принимая участие в Московском финансовом форуме-2018, Глава Федерального казначейства РФ Роман Артюхин дал интервью РИА Новости, в котором изложил, в том числе, следующие планы:

«Мы предполагаем более широкое использование механизма казначейского обеспечения обязательств или, иначе говоря, казначейского аккредитива».

Приняв во внимание слова Романа Артюхина, мы решили расширить кругозор применения КОО, в результате чего без ответа остался существенный вопрос: «Возможно ли казначейское обеспечение обязательств, в случаях, когда казначейское или банковское сопровождение средств не предусмотрено?»

Прямого нормативно закрепленного ответа на данный вопрос нет.

Положениями Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее — Закон о бюджете), в частности части 9 статьи 5, предусмотрено только КОО при казначейском сопровождении средств (регламентируется Порядком осуществления КОО при казначейском сопровождении целевых средств, утв. Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н) и КОО при банковском сопровождении средств (регламентируется Положением о порядке осуществления КОО при банковском сопровождении государственных контрактов, утверждено Положением Минфина России № 239н, Банка России № 707-П от 19.12.2019).

При этом, положениями пункта 5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» установлено, что распорядители средств федерального бюджета (и подведомственные им получатели федерального бюджета) вправе предусматривать в заключаемых контрактах (договорах), условия о КОО в размере суммы, не превышающей сумму авансовых платежей по соответствующим контрактам (договорам), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Означает ли это, что законодатель допускает применение КОО, в случаях, не предусмотренных положениями частей 8 и 9 статьи 5 Закона о бюджете, например, по собственному усмотрению? Данный вопрос остается открытым.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что в будущем, разработчики проектов нормативно-правовых актов (далее – НПА) будут разрабатывать НПА совместно со специалистами и экспертами той области, в которой, придется работать непосредственно, с принятым НПА. Кроме того, если бы сотрудники Минфина РФ опубликовали на официальном сайте больше материалов, разъясняющих вопросы осуществления КОО на практике, то это существенно облегчило бы жизнь специалистам, разбирающимся в порядке осуществления КОО.

Скачать Приказ Минфина № 264н от 14.12.2018

Скачать Постановление 1702 о казначейском сопровождении

Скачать Постановление № 1765 от 30.12.2018

Скачать проект правил казначейского сопровождения на 2020 год

Скачать проект правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа на 2020 год

Новые правила казначейского сопровождения на 2020 год

Законодатели готовят Постановление Правительства с целью утверждения обновленных правил сопровождения Казначейства. В 2020 году ФК планирует сопровождать различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Среди них:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансирование по контрактам, заключенным получателями субсидий;
  • авансовые платежи по контрактам, которые заключили для выполнения условия о предоставлении субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с ценой 300 000 руб. и более;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа на сумму более 300 000 руб.;
  • средства, направляемые организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.

Казначейство сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. По закону, информация о банковском и(или) казначейском сопровождении контракта включается в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.

С 01.09.2019 ТОФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (Письмо ФК № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций НУБП — неучастника бюджетного процесса. Такой счет открывают для головных исполнителей на получение оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Новое в сопровождении Казначейством гособоронзаказа 2020 года

Правительство РФ готовит еще один проект, закрепляющий обновленные правила взаимодействия организаций с Казначейством по ГОЗ. Вот что планируют утвердить законодатели:

  1. Сопровождаются все контракты по гособоронзаказу на сумму более 300 000 руб.
  2. Все операции по зачислению и списанию средств проводятся на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после завершения контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. Каждому соглашению присваивается идентификатор государственного контракта. Его указывают во всех платежных документах.
  5. Списание осуществляется после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления и направления расходования средств.
  6. Операции с лицевым счетом осуществляются по специальному режиму и только при наличии идентификатора государственного контракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК о полном исполнении контракта.

Что сейчас контролирует Казначейство

Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Такие деньги называют «целевые средства». Вот в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ необходимо по закону (ч. 2 ст. 5 459-ФЗ от 29.11.2018):

  • государственных контрактов, цена которых превышает 100 миллионов рублей;
  • соглашений на предоставление субсидий или инвестиций из бюджета юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, регламентирующих бюджетное субсидирование, за исключением случаев, когда заключаются отдельные соглашения на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юридических лиц, если такие взносы выступают источником финансирования таких предприятий;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными учреждениями, цена которых установлена на уровне не ниже 100 миллионов рублей и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, которые подписываются и являются неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся соглашений;
  • авансов по госконтрактам (кроме соглашений по государственному оборонному заказу), цена которых равна или больше 100 миллионов рублей, и авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, подписанных в рамках исполнения таких договоров с единственным поставщиком;
  • расчетов по государственным контрактам по ГОЗ на сумму более 100 миллионов рублей.

Законодательство предусматривает некоторые исключения. Они прописаны в ч. 3 ст. 5 459-ФЗ: казначейское сопровождение госконтрактов в 2020 году не ведется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным учреждениям для госконтрактов на покупку коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и проч.

В некоторых случаях, помимо контроля, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2020 году. Такие ситуации предусмотрены в ч. 8 ст. 5 459-ФЗ, п. 9 правил сопровождения Казначейства. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности и контрактам, которые заключаются в рамках их исполнения.

ВАЖНО! Такая собственность включается в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2020 год.

Казначейское обеспечение обязательств осуществляется для субсидий, выделяемых по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, определенных в ч. 2 ст. 5 459-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится следующим образом: средства для платежа по обязательствам юрлиц перечисляются только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.

Правила контроля госконтрактов

Казначейство сопровождает госконтракты в строгом порядке. Нормативы и правила казначейского сопровождения в 2020 году утверждены Постановлением Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018.

Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.

Чтобы израсходовать их с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура.

Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Простыми словами, ФК полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам. Вот что такое казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ. Работники Казначейства, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.

Идентификатор госконтрактов

Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется на протяжении действия договора.

Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах.

Казначейский контроль в гособоронзаказе

Сопровождение государственного оборонного заказа является строго обязательным. У всех заказчиков и исполнителей ГОЗ ведется работа с Казначейством по оборонным гос контрактам. Правила утверждены Постановлением Правительства № 1702 от 28.12.2018.

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Гособоронзаказ казначейское сопровождение исключает и для контрактов, заключенных госзаказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275 ФЗ) или для обеспечения:

  • органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
  • ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
  • «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Все случаи, исключающие открытие лицевого счета в Казначействе в 2020 году по гособоронзаказу, прописаны в п. 3 ч. 3 ст. 5 459-ФЗ. Казначейство не сопровождает договоры на поставку коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и контракты, подписанные с казенными учреждениями федерального уровня по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд. К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями. Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю. Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.

Что собой представляет казначейский счет

Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.

Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.

ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.

Для чего открывается казначейский счет

Казначейский счет позволяет увеличить степень контроля над целевым расходованием бюджетных средств. Казначейство обеспечивает полную проверку этих аспектов использования денег:

  • Соответствие положениям контракта.
  • Соответствие законам.
  • Целесообразность, рациональное использование.

Казначейство контролирует расходование бюджетных средств, которые предоставляются по следующим основаниям:

  • Государственные контракты стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Договоры о выдаче субсидий и бюджетных инвестиций.
  • Соглашения о взносах в уставной капитал.
  • Нормативные акты, в которых указываются право на субсидии и порядок их выдачи.
  • Государственные контракты, оформляемые с бюджетными или автономными субъектами, стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Любые соглашения, которые были оформлены в рамках реализации госконтракта.
  • Госзаказы, касающиеся оборонного комплекса.

Казначейство выполняет эти функции:

  • Проверка соответствия объема реально выполненных обязательств тому, что прописано в документах.
  • Контроль над соблюдением сроков, указанных в контракте.
  • Проверка фактической поставки товара.
  • Соответствие указанной стоимости товара его реальной стоимости.

Казначейское сопровождение исполняется на основании положений Постановления Правительства №1552 от 30 декабря 2016 года. В этом нормативном акте указано, что получатели бюджетных средств должны открыть р/с в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.

Порядок открытия казначейского счета

Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.

Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.

Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:

  • Наименование документа.
  • Дата составления.
  • Наименование компании, которой нужно открыть счет.
  • Наименование других получателей.
  • Отдел Федерального казначейства.
  • Просьба об открытии счета.
  • Различные коды, относящиеся к компании: ИНН, КПП, ОКПО.

Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства. Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами. А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.

Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:

  • Копия государственного контракта, под который открывается казначейский счет.
  • Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации ЮЛ.
  • Копия Устава организации.
  • Копия свидетельства о том, что плательщик поставлен на налоговый учет.
  • Справка из ФСС, подтверждающая уплату страховых взносов.

Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.

Особенности расходования средств с казначейского счета

Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:

  • Платежное поручение.
  • Государственный контракт.
  • Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).

ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.

Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.

Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:

  • Закупка строительных материалов.
  • Закупка инструментов.
  • Выплата зарплаты сотрудникам.
  • Найм строительной бригады и прочее.

Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:

  • Внесение средств в уставной капитал.
  • Приобретение собственности для нужд компании.
  • Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).

Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*