admin / 15.03.2020

Какова разница между ТТН и ТН

В письме от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110 Минфин России рассказал, в каком случае у компании должна быть в наличии транспортная накладная для подтверждения затрат на перевозку груза в целях исчисления налога на прибыль.

Затраты, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, помимо экономической обоснованности и направленности на получение дохода, должны иметь документальное подтверждение. Документально подтвержденными считаются, в частности, затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Действующим законодательством предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни компании должны оформлять первичными документами, формы которых определяет руководитель организации (п. 1, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), для оформления перевозки груза применяется транспортная накладная, форма которой приведена в приложении № 4 к Правилам. Возникает вопрос: обязательно ли затраты на перевозку груза должна подтверждать транспортная накладная или можно для этих целей использовать первичный документ, самостоятельно разработанный компанией?

Есть договор — должна быть транспортная накладная

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства отметили, что, несмотря на необязательность использования унифицированных форм, компании обязаны применять формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов.

Форма транспортной накладной установлена Правилами, которые были утверждены в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ и п. 6 Правил транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. В связи с этим финансисты указали, что при наличии договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза осуществляется на основании транспортной накладной.

Когда транспортная накладная не требуется

Из разъяснений, данных Минфином России в комментируемом письме, напрашивается вывод, что если налогоплательщик не вступает ни с кем в правоотношения по перевозке груза, транспортная накладная для подтверждения затрат на перевозку не нужна.

Например, если покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке ему никем не оказываются, и договор перевозки он ни с кем не заключает. Поэтому в такой ситуации транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство (письма Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, от 16.08.2011 № 03-03-06/1/487). Суды это подтверждают (постановления ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12, Поволжского округа от 13.05.2010 по делу № А55-14780/2008, Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу № А53-2634/2009).

Не нужна транспортная накладная, и когда по условиям договора поставки доставку товара осуществляет поставщик, а покупатель стоимость доставки не оплачивает. В этом случае покупатель не является заказчиком перевозки, и для подтверждения произведенных расходов покупателю достаточно товарной накладной (письмо Минфина России от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413, постановления АС Северо-Кавказского округа от 01.06.2015 № Ф08-2612/2015, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2012 по делу № А27-5321/2011, Северо-Кавказского округа от 12.05.2011 по делу № А53-16333/2010).

Но если доставка не входит в стоимость приобретаемого товара и его перевозка на склад покупателя силами продавца согласовывается отдельно, для подтверждения затрат на перевозку покупателю требуется транспортная накладная. В письмах от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, от 16.08.2011 № 03-03-06/1/487 Минфин России разъяснил, что в этом случае продавец и покупатель должны согласовать условия и стоимость перевозки, а также место и дату доставки груза. А это фактически означает заключение договора перевозки, согласно которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Должна ли оформляться ТТН или ТН, если покупатель забирает товары со склада поставщика на собственном транспорте (условиями договора не предусмотрено составление ТТН)?

18 июня 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учитывая, что покупатель вывозит товар на собственном транспорте, товарно-транспортная и транспортная накладная в данной ситуации не оформляются.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
В частности, с 01 января 2013 года товарно-транспортная накладная (ТТН), предназначенная для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями (владельцами автотранспорта) за оказанные им услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, в общем случае не является обязательной к применению. ТТН обязательно составляется при продаже алкогольной продукции, так как в силу п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» данная накладная является одним из документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
В то же время организации вправе продолжать использовать унифицированные формы первичных учетных документов, в том числе ТТН, если они примут такое решение. Формы первичных учетных документов утверждаются в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Кроме того, оформление ТТН может быть предусмотрено условиями договора поставки.
В данной ситуации условиями договора не предусмотрено составление ТТН. Следовательно, в рассматриваемом случае ТТН не составляется.
При этом обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ) (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).
В частности, при заключении договора перевозки в обязательном порядке составляется транспортная накладная (п. 2 ст. 785 ГК РФ). В соответствии с частью 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.
В п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, также указывается на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (транспортная накладная).
Таким образом, составление транспортной накладной (далее — ТН) подтверждает заключение договора перевозки. Отметим, что в настоящее время именно ТН является документом, подтверждающим расходы по перевозке груза автомобильным транспортом (авиатранспортом) (смотрите, например, письма Минфина России от 20.07.2015 N 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 N 03-03-06/1/55918, от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014).
Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Согласно п. 2 ст. 458 ГК РФ в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
Следовательно, в случае получения покупателем товара в месте нахождения поставщика (на условиях самовывоза) за организацию перевозки отвечает сам покупатель, а не поставщик, если иное не предусмотрено условиями заключенного договора.
При этом в этой ситуации уже на складе поставщика покупатель становится собственником товара и может являться стороной договора перевозки, то есть грузоотправителем (смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079006@).
Соответственно, оснований требовать от поставщика оформления транспортной, а также товарно-транспортной накладной не имеется, поскольку в силу нормативных актов в такой ситуации поставщик не является грузоотправителем, если только он согласно договору поставки не выступает в качестве грузоотправителя по поручению собственника груза (покупателя).
В данной ситуации покупатель самостоятельно доставляет принадлежащий ему товар со склада поставщика, поэтому у поставщика, в принципе, отсутствует необходимость составления как ТН, так и ТТН.
Учитывая, что покупатель вывозит товар на собственном транспорте, у него также отсутствует необходимость заключать с кем-либо договор перевозки груза и, соответственно, оформлять ТН.
Представители финансового и налоговых ведомств также разъясняют, что в случае, если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада поставщика, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство. То есть, если покупатель вывозит товар со склада поставщика на собственном транспорте, ему для подтверждения расходов необходимы путевые листы, а не ТН и ТТН (смотрите письма Минфина России от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540 и от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/501, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/497, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/492, от 16.08.2011 N 03-03-06/1/487, УФНС России по г. Москве от 26.09.2012 N 16-15/091083@).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Транспортная накладная;
— Энциклопедия решений. Перевозка грузов автомобильным транспортом;
— Энциклопедия решений. Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

Перевозка грузов всех видов сторонним перевозчиком производится согласно договору и подлежит обязательному документальному оформлению. С этой целью применяются две формы: товарно-транспортная накладная и транспортная накладная. Обе на сегодняшний день используются, хотя и с 2013 года ТТН исключена из списка обязательных документов для учета грузоперевозок. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но есть и различия. Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в пакет документов на перевозку одновременно? Какова позиция контролирующих органов и как она согласуется с практикой учета грузоперевозок?

ТТН

Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.

В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и транспортный. В первом указываются данные, необходимые отправителю и получателю перевозимых ТМЦ: одному для списания с учета, другому – для постановки. Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги (отправителю): натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.

В общем случае ТТН – необязательная форма, следовательно, использование ее подлежит отражению в учетной политике компании.

Накладная выписывается отправителем груза в 4-х оригинальных экземплярах:

  • в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
  • в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
  • в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).

Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их другим контрагентам.

ТН

Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:

  • отправителю;
  • получателю;
  • перевозчику.

Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.

Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в этой сфере:

  • раздел 13 посвящен маршруту движения транспорта, в том числе и перевозящего опасные ТМЦ;
  • раздел 15 содержит сумму услуг АТП — перевозчика, сумму оплаты за перевозку соответствующих грузов.

В разделе 13 при перевозке автомобилем опасного груза указываются в том числе и реквизиты разрешения на перевозку.

Таким образом, показатели двух накладных максимально сближаются по смыслу и содержанию.

ТТН или ТН?

Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?

Несмотря на официальную отмену ТТН, продолжают возникать споры с фискальными органами по поводу наличия или отсутствия документа при оформлении перевозок. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, часто оформляются при перевозке все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная ТОРГ-12, по принципу «чем больше, тем лучше». Такой порядок закрепляется в учетной политике.

Отметим ряд важных моментов, связанных с применением этих форм на практике.

Если организация, применяющая НДС, заявляет сумму к вычету, ФНС особенно тщательно проверяет комплект пакетов первичных документов, в частности ТТН. Несмотря на Пост. Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой до сегодняшнего дня не выработано единого подхода по указанному вопросу. Применение ТТН подтверждает транспортные расходы и позволяет включить их в суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль.

Вместе с тем письмо Минфина №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и ряд других аналогичных утверждают преимущество именно ТН при обосновании транспортных расходов в связи с расчетами налога на прибыль. Следует отметить, что в ТТН отдельно не выделен НДС, следовательно, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, вероятнее всего, организации будет отказано (ст. 168 НК РФ).

Следует помнить о том, что, согласно ФЗ №259 от 08-11-07 г., ст. 8 (1), при заключении договора на перевозку груза обязательно применение транспортной накладной, подтверждающей факт перевозки. Аналогичный смысл имеет и ст. 785 ГК РФ.

Когда без ТТН не обойтись

Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.

Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.

ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.

Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.

Главное

  1. Несмотря на отмену ТТН, отсутствие ее в пакете документов на перевозку сторонней компанией на практике может привести к конфликту с фискальными органами. Чтобы избежать подобного, целесообразно использовать полный пакет документов, включающий и ТТН, и ТН.
  2. В случае транспортировки алкоголя ТТН необходима.
  3. Заключение договора на перевозку сопровождается использованием ТН в обязательном порядке.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*