admin / 22.03.2020

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда?

Когда работодатель слышит фразу «аттестация рабочих мест по условиям труда», то первой мыслью является гора скучной и непонятной документации и возникает желание не заниматься этим вопросом и перевести его решение на потом.

Поэтому часто возникают вопросы: кому нужна аттестация? В каких случаях? Что же это на самом деле: «бюрократизм» правовых норм или производственная необходимость? Зачем нужно проводить такую аттестацию?

Во-первых: у каждого работника должно быть свое рабочее место.

Во-вторых, на рабочем месте необходимо создать безвредные и безопасные условия труда. Именно об этом и должен позаботиться работодатель.

Но не все зависит от руководителя. Сама специфика производства может быть связана с факторами повышенной опасности, вредности и т. д. В таких случаях работодатель должен компенсировать работнику «вредность» его работы исходя из норм действующего законодательства, например предоставить ему дополнительный отпуск; установить повышенную оплату труда; обеспечить выдачу спецодежды и средств индивидуальной защиты; выдавать молоко и лечебно-профилактическое питание. Работник может получить право на пенсию по возрасту на льготных условиях, если это будет подтверждено результатами аттестации.

Как же выявить вредные и опасные факторы производственной среды, позволяющие работникам претендовать на льготы и компенсации? Ответ очевиден: провести аттестацию рабочих мест по условиям труда?

Как на практике определить, нужно ли предприятию проводить аттестацию?

Работодатель должен организовать и провести на своем предприятии аттестацию рабочих мест, если его производство (техпроцессы, оборудование, сырье, продукция) является потенциальным источником вредных и опасных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на здоровье работников сейчас или в будущем.

Для того чтобы выяснить, нужно ли проводить аттестацию, предприятие изучает нормы охраны и гигиены труда в отношении своего производства, а также: Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, Списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда и Списки производств, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели.

Найдя в этих документах работы, факторы, профессии, которые есть на рабочих местах его предприятия, работодатель проводит аттестацию таких мест.

Причем аттестация должна проводиться независимо от того, является работодатель юридическим лицом или частным предпринимателем.

Как проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?

Основными действующими нормативными документами, регулирующими процесс проведения аттестации на предприятии продолжают оставаться постановление КМУ № 442 от 01.08.92 г. и Методические рекомендации № 41 от 01.09.92 г. Учитывая Постановление КМУ от 10.09.2014 г. № 442 и постановление КМУ от 11.02.2015 г. № 100 и № 96 от 11.02.2015 г. которыми создана и предоставлены полномочия Государственной службе Украины по вопросам труда, в т. ч. по осуществлению государственного контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и отнесением их к категории с вредными условиями труда, а также участия в организации проведения государственной экспертизы условий труда с привлечением Госсанэпидслужбы. Поэтому в ближайшее время ожидаются изменения и в постановление КМУ № 442 от 01.08.92 г. и в Методические рекомендации № 41 от 01.09.92 г.

Аттестация рабочих мест проводится не реже одного раза в 5 лет. Внеочередная аттестация может быть проведена в том случае, если условия труда на предприятии существенно изменились.

Если аттестацию не проводить, какие могут быть последствия?

Во-первых, если аттестация не проводилась, но предприятие несет затраты на выплату компенсаций и предоставление гарантий работникам (дополнительные отпуска, повышенная оплата труда, спецодежда и т. д.), при проверке могут возникнуть вопросы по поводу правомерности таких выплат (если работодатель находится на бюджетном финансировании), а также проблемы с налогообложением таких выплат.

Во-вторых, если предприятие не проведет аттестацию и не будет предоставлять работникам надлежащие гарантии и компенсации, то каждый «вредный» работник может обратиться в суд и требовать возмещения материального и морального ущерба. В таком случае непроведение аттестации не только не спасет работодателя от ответственности, но, наоборот, станет доказательством его вины.

В-третьих, непроведение аттестации рабочих мест является нарушением законодательства об охране труда, в том числе вышеуказанного постановления КМУ № 442. Нарушитель — руководитель предприятия, может быть привлечен к административной ответственности в виде уплаты штрафа (ч. 1 ст. 41 КУоАП предусматривает ответственность за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения).

Кому нужна аттестация рабочих мест?

Руководителю, поскольку ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации рабочих мест возлагается именно на руководителя предприятия.

Работнику, так как аттестация рабочих мест является основанием предоставления на предприятии компенсаций и гарантий для работников с вредными и опасными условиями труда (доплат к заработной плате, дополнительных оплачиваемых отпусков, специального питания и др.).

Итак, аттестация рабочего места — это право или обязанность работодателя? И как ее провести?

Как же выявить подобные опасные и вредные производственные факторы?

Законодательством установлен перечень профессий с опасными или вредными условиями труда. В частности, такой перечень содержится в списках производств, профессий и должностей, дающих право на льготы при получении пенсии по возрасту; перечнях работ, на которых устанавливается повышенная оплата труда; списке производств, работ, профессий и должностей, работа на которых дает право на дополнительный отпуск; перечне, содержащем названия химических веществ, при работе с которыми рекомендуется выдавать молоко.

Найдя в этих документах профессии, имеющиеся на рабочих местах предприятия, работодатель проводит аттестацию таких мест.

Однако, что делать предприятиям, перечень профессий на которых не указан в списках профессий с опасными или вредными условиями труда? Казалось бы, законодатель урегулировал данный вопрос, приведя определения вредных и опасных условий труда в п. 4 Гигиенической классификации по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденной приказом Минздрава от 27.12.2001 г. № 528.

На практике же данная норма может быть применена только членами аттестационной комиссии, осуществляющими аттестацию. Работодатель, не обладающий специальными знаниями, не может определить вредность производственного фактора, не проведя аттестацию рабочего места.

Получаем замкнутый круг: не проведя аттестацию, мы не можем определить необходимость ее проведения для предприятий, перечень профессий на которых не указан в списках профессий с опасными или вредными условиями труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Перед работодателями, которые определились с проведением аттестации рабочих мест, возникают новые вопросы. Какой порядок проведения такой аттестации? Необходимо проводить аттестацию рабочих мест для всех работников? Ведь на многих предприятиях некоторая часть работников работает в офисных помещениях, а другая — на производстве, где непосредственно и возможно наличие вредных условий труда.

Согласно действующему законодательству аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, определенном в соответствии с постановлением КМУ от 01.08.92 г. № 442 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и Методическими рекомендациями для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденными постановлением Минтруда от 01.09.92 г. № 41.

Аттестацию проводит аттестационная комиссия, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет, при условии, если в течение этого времени на предприятии не менялись коренным образом условия и характер труда.

В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать главных специалистов, работников отдела кадров, труда и заработной платы, охраны труда, органов здравоохранения предприятия, представителей общественных организаций и других.

Итак, именно аттестационная комиссия предприятия, осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за проведением работ на всех этапах аттестации, определяет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

Ответственность руководителей за непроведение аттестации рабочих мест

До января 2015 года в действующем законодательстве Украины отсутствовала отдельная специальная норма, которая предусматривала бы ответственность за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения.

Работодателям должно быть известно, что требуют проводить аттестацию ст. 13 Закона Украины «Об охране труда», а также п. І Порядка № 442. Также непроведение аттестации приведет к нарушению прав работников — фактически, выполняя вредные или тяжелые работы, наемное лицо не получит предусмотренных законодательством компенсаций и социальных гарантий. Это дает основание работнику расторгать трудовой договор по собственному желанию без отработки двухнедельного срока (ч. З ст. 38 КЗоТ), а также обратиться в суд (ст. 221 КЗоТ). Также не следует забывать, что в случае, если непроведение аттестации имело своим следствием причинение вреда здоровью работника, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 271 УК Украины.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 № 77-VIII в КУоАП статью 41 изложено в следующей редакции:

«… Нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде —

влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан…».

То есть в административном законодательстве установлена четкая норма предусматривающая административную ответственность за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, в виде штрафных санкций которые будут накладываться решением суда по результатам рассмотрения материалов административного дела в размере от 510 гривен до 1700 гривен. А в случае повторного привлечения за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения штрафные санкции составят от 1700 гривен до 5100 гривен.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Аттестация рабочих мест является обязательной только при наличии вредных и опасных условий. Во всех остальных случаях это право работодателя, а не обязанность. Однако проводить аттестацию рекомендуется в любом случае, поскольку:

1) работодатель не обладает специальными знаниями для самостоятельного определения вредности и опасности условий труда;

2) не проведение аттестации рабочих мест может привести к штрафам, приостановлению работы предприятия до устранения нарушений в сфере охраны труда и уголовной ответственности (сайт Управления Гоструда в Хмельницкой области).

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Кому нужна специальная оценка условий труда: положения 426-ФЗ, бизнес и безопасность

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не подлежат специальной оценке условий труда рабочие места сотрудников, указанные в подпунктах 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, работодатель также обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

  • Образование комиссии по проведению СОУТ (статья 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят и представители работодателя, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Состав комиссии утверждается приказом. Представители организации, проводящей СОУТ (экспертной организации), в комиссию не входят. Общее количество членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.
  • Составление и утверждение перечня рабочих мест для СОУТ. Образованная работодателем комиссия подготавливает и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
  • Поиск экспертной организации. Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям: в уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений. Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является уведомление о ее включении в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного уведомления. При этом после заключения договора работодатель обязан передать экспертной организации сведения о рабочих местах, на которых проводится СОУТ.
  • Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мест. Осуществляется экспертом по СОУТ из экспертной организации на основе изучения предоставляемых работодателем сведений о рабочих местах.

    На заметку

    У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

    Если по результатам идентификации вредные или опасные условия труда на рабочих местах не выявлены, на основании соответствующего заключения эксперта работодателем оформляется и подается в территориальный орган Роструда (Государственную инспекцию труда в субъекте РФ) декларация соответствия условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

  • Распределение рабочих мест по классу вредности на основании проведенных измерений, составление отчета. Если вредные или опасные факторы были идентифицированы, специалисту организации (как правило, сотруднику лаборатории, проводящей СОУТ) необходимо провести соответствующие инструментальные измерения. По их результатам осуществляется разделение условий труда на рабочих местах на определенные классы по степени вредности (классы условий труда). При этом в случае, если на рабочем месте установлены оптимальные или допустимые условия труда (кроме рабочих мест, которые подпадают под ограничения части 6 статьи 10 Закона), работодатель также составляет и подает в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда на этом рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда. Специальная оценка условий труда на предприятии является основой реализации конституционного права каждого работника на безопасный труд.

Результаты СОУТ, или Зачем нужна специальная оценка условий труда

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем. Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации. В экспертную организацию в течение не более 3 рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ.

Условия труда могут быть по результатам специальной оценки признаны:

Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  • не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ);
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

СОУТ и решение спорных вопросов с работниками организации

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность юридического лица за непроведение специальной оценки условий труда

Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае:

  • Предупреждение или денежный штраф. Сумма 5 000–10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей. Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  • 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
  • Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет.

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне.

Где заказать работы по СОУТ?

Комментарий для наших читателей дал Михаил Серов, руководитель департамента охраны труда EcoStandard group:

«Наша компания уже 20 лет специализируется на инженерном и экологическом консалтинге. В EcoStandard group обращаются клиенты по всей России. Для их удобства, помимо московского офиса, мы открыли представительства в Санкт-Петербурге, Поволжье и на Дальнем Востоке. Направление «Охрана труда» включает такие услуги наших сотрудников, как специальная оценка условий труда, аудит, аутсорсинг, разработка документации по охране труда, производственный контроль, индивидуальный дозиметрический контроль, оценка рисков. Для нас важно помочь клиенту в реализации правил безопасности, которые диктует действующее законодательство в сфере охраны труда. При этом мы способствуем снижению административной нагрузки на бизнес клиента. Одно из наших преимуществ — оперативность. Полный комплекс работ по СОУТ занимает у нас не больше 20 рабочих дней. Цены при этом гуманные: от 770 рублей за одно рабочее место. В год мы оцениваем более 415 000 рабочих мест. Если вам требуется специалист по охране труда на постоянной основе, мы готовы предложить аутсорсинг: штат до 50 человек — 25 000 рублей в месяц, от 50 человек — 35 000 рублей в месяц. Также мы предоставляем комплексное обслуживание по трем направлениям: охрана труда, пожарная безопасность и экология. Подписываем соглашение о конфиденциальности».

P. S. Вся разрешительная документация EcoStandard group опубликована на сайте.

*Цены актуальны на январь 2019, не являются публичной офертой.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Рабочие места должны соответствовать требованиям безопасности, не оказывать вредного воздействия на работников и не создавать рисков для их здоровья и жизни. Соответствие мест работы положениям об охране труда, а также соблюдение прав работников контролируется регулярными аттестационными проверками, которые осуществляются в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Суть закона об аттестации рабочих мест

Федеральный закон № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и спустя два дня, 25 декабря того же года, одобрен Советом Федерации. Законодательный документ был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 28 декабря 2018 года.

С принятием настоящего законодательства аттестация рабочих мест была заменена специальной оценкой условий труда. До этого времени проверка рабочих мест на наличие вредных и опасных производственных факторов осуществлялась на основании части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок проведения аттестации предусматривался Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011. Специальная оценка труда ранее расценивалась как основание для освобождения от уплаты дополнительных тарифов по страховым взносам. В спецоценку рабочих условий входили сходные с аттестацией положения, но осуществлялись данные проверки независимо друг от друга, в связи с чем и было принято решение об издании отдельного законодательства и замене аттестации на специальную оценку.

Читайте также о ФЗ о референдуме

ФЗ-426 определяет правовую и организационную основу, устанавливающую порядок осуществления специальной проверки трудовых условий, в которую входит соблюдение работодателем своих обязанностей по обеспечению безопасных условий для работников и соблюдение их прав на рабочих постах, которые должны соответствовать нормативам охраны труда.

Законодательство о спецоценке трудовых условий состоит из 28 статей и 4 глав следующего содержания:

    • Глава 1 (ст. 1 — 7) регулирует общие положения закона, определяет область его действия, и предусматривает права и обязанности сторон отношений, связанных со специальной оценкой условий труда;
    • Глава 2 (ст. 8 — 18) устанавливает порядок проведения спецоценки рабочей обстановки, предусматривает необходимые мероприятия по исследованию и оценки вредного воздействия, его классификацию и необходимые действия при их обнаружении;
    • Глава 3 (ст. 19 — 24) определяет перечень организаций, которые вправе осуществлять спецпроверку, устанавливает их полномочия и порядок фиксации результатов экспертизы;
    • Глава 4 (ст. 25 — 28) устанавливает порядок проведения государственного надзора за соблюдением требований настоящего законодательства и особенности решения конфликтов.
  • Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона 116. Подробности

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция законодательства о спецоценке рабочих условий состоялась 1 мая 2016 года, при принятии закона о внесении поправок № 136-ФЗ.

В ходе последних изменений редакции подверглись следующие статьи и положения:

  • Пункт 2 части 2 статьи 4, предусматривающей обязанности работодателя по обеспечению безопасной рабочей среды, была дополнена положением, обязывающем работодателя проводить анализ предложений рабочих по улучшению условий труда и предпринимать соответствующие меры;
  • Статья 10, определяющая особенности идентификации вредных и опасных факторов на производстве, была дополнена частью 8, которая предусматривает следующие полномочия эксперта:
    • изучение документов, относящихся к технологическому процессу, эксплуатации оборудования, рабочей дисциплине и другие влияющие на трудовую безопасность регламентов, правил, уставов и постановлений;
    • осуществление обследования рабочих мест;
    • присутствие при выполнении работником своих обязанностей и наблюдение за ним;
    • другие предусмотренные действия, необходимые для идентификации вредного воздействия;
  • Статья 11, описывающая порядок декларирования результатов экспертизы была дополнена следующими положениями:
    • часть 1, предусматривающая особенности составления отчёта о местах, в которых не были обнаружены вредные факторы, была расширена условием, при котором такая процедура декларации сохраняется и для рабочих мест, где опасное воздействие обнаружено в допустимых для здоровья нормах;
    • часть 5, определяющая условия проведения внеплановой специальной оценки условий труда, была дополнена положением, в соответствии с которым внеочередная проверка осуществляется и при обнаружении несоответствия в рабочей и трудовой документации при проведении мероприятий по государственному надзору;
  • Статья 12, которая устанавливает особенности проведений исследований и измерений вредного воздействия, изменена в части 5, в соответствии с которой организации, осуществляющие спецоценку, самостоятельно определяют состав экспертной комиссии и методики измерений;
  • Статья 14, предусматривающая классификацию трудовых условий, изменена в части 7, в новой редакции устанавливающая возможность уполномоченного федерального органа, осуществляющего спецоценку, снижать класс и подкласс условий труда более чем на одну ступень в соответствии с приказом Министерства труда.
  • Статья 15, определяющая порядок обработки данных, полученных при проведении специальной оценки, была изменена в следующих частях:
    • часть 1, предусматривающая перечень информации, составляющей результаты исследования, была изложена в новой редакции в пункте 5, устанавливающим составления протокола об эффективности средств индивидуальной защиты;
    • введена часть 5.1, обязывающая работодателя в течение трёх дней после утверждения отчёта о проведении спецоценки уведомить соответствующую экспертную организацию о факте осуществления проверки;
  • Статья 17, описывающая порядок проведения внеплановой спецоценки трудовых условий, была подвергнута следующим изменениям:
    • изложена в новой редакции часть 2, согласно которой внеочередная спецпроверка осуществляется в течение 6 и 12 месяцев для определённых условий, указанных в части 1 той же статьи;
    • добавлена часть 3, в соответствии с которой при реорганизации предприятия, изменении личных сведений работодателя или изменений названий рабочего поста, которые не повлекли за собой основания для проведения спецпроверки, экспертная комиссия принимает решение об отмене указанного мероприятия;
    • введена часть 4, которая предусматривает в период после осуществления внеплановой проверки до утверждения соответствующего отчёта не изменять условия труда рабочего на его месте в части предоставления ему гарантий и компенсаций за негативное влияние производственных факторов на его здоровье;
  • Статья 18, предусматривающая работу федеральной системы учёта данных о проведении спецоценок, изменена в следующих положениях:
    • изложена в новой редакции часть 1, обязующая проверяющую организация направлять все сведения о проведении специальных оценок труда и их результатах в единую федеральную информационную систему;
    • часть 2 предусматривающая перечень данных, вносимых в отчёт о проверке, изменена в пункте 2, который описывает информацию о рабочем месте, подпунктом “д”, описывающим перечень параметров, которыми определяются вредные и опасные факторы, влияющие на работника;
    • введён подпункт “и”, который обязывает включать в отчёт о проведении спецоценки информацию о принятии соответствующего решения уполномоченным федеральным органом;
  • Статья 19, описывающая требования к организациям, осуществляющим специальную оценку трудовых условий, была изменена в пункте 2 части 1, который предусматривает наличие не менее пяти экспертов с соответствующей лицензией и работающих на основании трудового договора, а также не менее одного эксперта, обладающего высшим образованием в сфере гигиены, и санитарно-гигиенических лабораторных исследований:
  • Статья 27, содержащая переходные положения законодательства, была дополнена частью 7, обязывающая использовать при проведении исследований методики, которые утверждены Федеральным законом № 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений”.

Порядок проведения аттестации по закону

С 2014 года процедура аттестации рабочих на отсутствие негативного производственного влияния была заменена специальной оценкой условий труда.

Основные положения нового закона предусматривают следующую последовательность осуществления спецпроверки трудовой обстановки:

  • Организация мероприятия по оценке рабочих мест, эту задачу выполняет работодатель. Специальная аттестация проводится каждые пять лет или в случае выявления нарушений, а также изменений в производстве, повлекших наступление оснований для внеплановой оценки;
  • Образование проверочной комиссии из нечётного числа членов, одним из которых должен быть работодатель, организовавший спецоценку или его представитель. Комиссия перед началом работы разрабатывает график исследований и методику;
  • Проведение мероприятий по идентификации негативных и опасных производственных факторов, среди которых следующие действия:
    • изучение рабочей документации;
    • анализ рабочего места;
    • наблюдение за рабочим процессом;
    • другие мероприятия в соответствии с разработанной программой и в зависимости от специфики трудового процесса;
  • После полевых наблюдений и сбора необходимой информации и образцов, осуществляются лабораторные исследования;
  • Анализ полученных данных и присвоение одного из четырёх классов вредности трудовых условий: оптимальные, допустимые, вредные и опасные;
  • Подведение итогов оценивания:
    • оформление декларации о соответствии рабочей обстановки, если не обнаружено опасного воздействия на рабочих во время трудового процесса;
    • составления отчёта о специальной проверке, если были найдены вредные факторы.

Отчёт о проведении спецоценки подготавливается проверяющей организацией и должен содержать следующие сведения:

  • данные об организации, которая осуществляет проверку;
  • список рабочих мест, которые были обследованы, с указанием всех обнаруженных негативных факторов;
  • протокол проведения исследований и измерений опасного воздействия на рабочие места;
  • протокол об эффективности личных и общих защитных средств, используемых рабочими;
  • протокол комиссии о наличии препятствий для проведения отдельных исследований, при существовании таковых;
  • общее заключение об условиях работы;
  • список действия для улучшения существующей трудовой обстановки;
  • вывод эксперта проверяющей организации.

Работодатель в соответствии с законодательством обязан в течение тридцати календарных дней после утверждения отчёта о спецоценке ознакомить всех работников с его выводами и опубликовать их на своём официальном информационном ресурсе.

Скачать текст закона об аттестации рабочих мест

Для подробного ознакомления с порядком проведения аттестации рабочих мест, которая в настоящее время заменена процедурой спецоценки трудовой обстановки, рекомендуется изучить требования соответствующего Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 “О специальной оценке условий труда”, текст которого с последними изменениями можно скачать по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-426

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Все рабочие места, вне зависимости от того офисные это рабочие места или же производственные, обязаны проходить специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.). По крайней мере, под первоначальную проверку попадают все категории рабочих мест, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников, а также работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. В их отношении проведение спецоценки считается нецелесообразным, так как объективную оценку дать им просто невозможно.

За проведение спецоценки на каждом рабочем месте несет ответственность работодатель, как и за последствия, которые могут возникнуть при работе за ним, поэтому 1 раз в 5 лет он обязан проводить спецоценку на всех рабочих местах, чтобы увидеть фактическое состояние условий труда и предпринять меры по устранению опасностей, если таковые имеются. Но, что примечательно в новом порядке, установленная периодичность проведения СОУТ обязательна только для рабочих мест, на которых по результатам проведенных исследований обнаружены вредные или опасные факторы производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.). А для рабочих мест, которые отнесены к категории «соответствующих государственным нормативам в области охраны труда» проводить спецоценку, возможно, придется единожды. Потому как по Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года такие рабочие места подлежат декларированию, что свидетельствует об их безопасности для работника. Декларация (документ, выдаваемый на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку при соответствии условий труда) действительна в течение 5 лет, но срок действия продлевается автоматически и на последующий период при условии, что на рабочем месте не произошло несчастного случая и не зафиксировано профзаболевания. Под декларирование попадает большая часть офисных рабочих мест. Прежде всего потому, что такой фактор, как пульсация света, был отменен. Ранее из-за превышения его показателей довольно часто офисному рабочему месту присваивался вредный класс условий труда. Рабочие специальности также могут подлежать декларированию, если факторы не будут превышать предельно допустимых норм.

А в отношении рабочих мест работников, чьи профессии и должности отнесены к Спискам №1 и №2, спецоценка будет проводиться всегда, вне зависимости от результата. К этой категории мест особо пристальное внимание, потому как они явились одним из оснований замены аттестации рабочих мест на СОУТ. Нововведения касаются объективности в предоставлении гарантий и компенсаций работникам. Если рабочее место «списочника» признается безопасным, выплата компенсаций работнику прекращается на срок действия результатов СОУТ. Но если последующая проверка покажет, что условия труда значительно ухудшились, выплаты льгот возобновляются.

Существует также такая категория рабочих мест, которая осуществляет отдельные виды деятельности. Сюда относятся верхолазы, летчики, водолазы, сотрудники ядерной промышленности и др. Оценка для них не может проводиться с учетом особенностей, которые определены Минтрудом РФ. К примеру, измерения в кабине летчика во время полетов проводить категорически запрещено. Эксперт по спецоценке не может забраться и на вершину ЛЭП к верхолазу, так как это представляет опасность его здоровью и жизни.

При спецоценке также выделяется категория таких рабочих мест, как нестационарные и аналогичные. Многим работодателям кажется, что если работник не имеет строго определенного рабочего места, значить оценивать его нет необходимости. Это о нестационарных рабочих местах или местах с территориально меняющимися зонами. Примерами являются рабочие места сантехников, слесарей, строителей, механиков, кладовщиков, работников с разъездным характером и др. По закону, данные рабочие места обязаны проходить СОУТ, но по особому порядку: эксперт определяет состояние рабочего места на основе локальных нормативных актов, на основе опроса работников и руководителей подразделений. Ошибкой ряда работодателей является определение нестационарных мест в качестве дистанционного на том основании, что в офисе они появляются один раз в день или один раз в неделю или только ведут переписку по электронной почте т.п. При этом трудовой договор для них составлен на тех же основаниях, что и для обычного работника. Рабочее место можно считать дистанционным, если с работником будет заключен соответствующий договор.

Относительно аналогичных рабочих мест – то эти места, прежде всего, отличный шанс для работодателя в области экономии затрат на СОУТ. За счет сокращения общего количества рабочих мест, подлежащих спецоценке. Аналогичными признаются рабочие места, расположенные в однотипном помещении, где работники с одинаковыми профессиями и должностями работают за одинаковым производственным оборудованием, используют идентичные инструменты, материалы и сырье. При наличии данных характеристик, спецоценка будет проводиться только в отношении двадцати процентов рабочих мест от общего числа, но не менее 2-х рабочих мест.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*