Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.08.2018 N Ф05-2169/2018 по…
admin / 05.06.2020
1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан в Министерство финансов Российской Федерации.
2. К рассмотрению принимаются электронные обращения, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
3. Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н.
4. По вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Министерство дает письменные разъяснения на запросы граждан, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса в Министерство, в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. По решению Министра (заместителя Министра) указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.
5. Электронное обращение не рассматривается, если:
6. Электронные обращения граждан, направляемые в Министерство финансов Российской Федерации минуя предлагаемую форму ввода, к рассмотрению не принимаются.
7. Уведомление о приеме обращения к рассмотрению или об отказе в рассмотрении направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.
8. Ответ на принятое к рассмотрению электронное обращение направляется на адрес электронной почты, указанный в обращении.
Содержание
Я согласен с правилами
Министерство Финансов Российской Федерации, являясь органом исполнительной власти, наделено правом разрабатывать основные направления государственной политики и осуществлять регулирование в сферах (страховой, аудиторской, налоговой, бюджетной и т. д.), от которых напрямую зависит уровень экономического развития страны. Учитывая, что на Минфин возложена функция по контролю и надзору за деятельностью отдельных финансовых организаций, этим в полной мере может воспользоваться любой житель России, который столкнулся с нарушением закона или своих прав. Нередко такая жалоба может имеет решающее значение, когда другое профильное Ведомство (например, Центробанк), отказало в рассмотрении претензии или не удовлетворило просьбу заявителя, несмотря на наличие у него веских оснований, подтверждающих факт нарушения норм действующего законодательства.
В зависимости от того, в какой финансовой сфере гражданин столкнулся с несоблюдением своих прав, интересов или действующего закона, он может пожаловаться на:
Важно! Оспаривание любых решений Минфина или его отдельных должностных лиц осуществляется только в судебном порядке.
Если гражданин хочет подать жалобу в Министерство финансов Российской федерации на несоблюдение другими лицами или организациями действующего законодательства, он может это сделать:
Несмотря на то, что для обращения населения также выделена отдельная телефонная линия (номер +7(495) 987-91-01), такой вариант подачи обращения стоит использовать только в том случае, если речь идет о несущественных нарушениях или заявитель не знает, можно ли квалифицировать действия третьего лица как нарушение закона. По телефону также можно сообщить о неадекватных действиях или низкой квалификации сотрудника Министерства финансов Российской Федерации или подведомственной ему организации (например, если озвученные ответы на вопросы противоречат нормам законодательства).
Внимание! Для решения проблемы заявитель может обратиться в территориальное подразделение РФ или напрямую в Центральный аппарат.
Если гражданин планирует направить обращение в Министерство финансов Российской Федерации и собирается это сделать по почте или телефаксом, то он должен составить документ в письменном виде. Чтобы жалоба была принята, зарегистрирована в системе учета и рассмотрена в обозначенный законом срок, ее необходимо написать с соблюдением определенных требований, которые регламентированы соответствующими правовыми актами. Документ для обращения в Минфин можно составить по образцу.
При этом важно грамотно и максимально точно описать обстоятельства, побудившие обратиться за защитой своих прав или закона, а также приложить справки, выписки или другие материалы, которые будут подтверждать приведенную в документе информацию. А чтобы жалоба выглядела убедительно и указывала на намерение заявителя во что бы то ни стало отстоять закон или свои права, в тексте стоит привести ссылки на законодательные акты, которые были нарушены другими лицами.
Направить такой документ в Ведомство можно любым удобным для себя способом:
Несмотря на то, что за каждым финансовым органом закреплен определенный адрес электронной почты www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/emails/, его нельзя использовать для подачи своих жалоб. А, отправив письмо по адресу priemnaya@minfin.ru можно рассчитывать только на получение сведений о порядке осуществления приема или рассмотрения ранее принятых жалоб.
Важно! Ответы на обращения, которые были направлены по электронной почте, носят исключительно справочный характер.
Личный прием директорами, их непосредственными заместителями или другими сотрудниками департаментов Минфина осуществляется строго в соответствии с утвержденным на каждый квартал графиком www.minfin.ru/ru/document/?id_4=117024&area_id=4&page_id=2104&popup=Y. Работа с обратившимися проводится только при условии предварительной записи, что можно сделать по телефону 8(495) 623-09-67 или онлайн на www.minfin.ru/ru/appeal/reception/. Для этого необходимо будет указать такие сведения:
Внимание! Несмотря на то, что пользователь может указать желаемое время приема, он должен в первую очередь руководствоваться графиком работы выбранного им сотрудника Минфина РФ.
После заполнения формы заявителю на адрес электронной почты будет направлено онлайн уведомление о дате и времени приема с указанием более детальной информации. Если он не сможет прийти в указанный день, то для своего визита ему придется повторно записаться онлайн или по телефону.
Приемная ЦА Министерства финансов Российской Федерации находится на улице Ильинка, д. 9 в комнате 117 (подъезд №5).
Отсутствие жалобы, составленной в письменном виде, не может стать поводом для отказа в осуществлении приема. В этом случае должностное лицо, к которому обратился заявитель, с его слов зафиксирует обозначенную им информацию и отметит выдвинутые им требования. В ходе приема сотрудник Минфина также может принять материалы или другие документы, которые могут быть использованы для рассмотрения ситуации. Но, чтобы предоставить должностному лицу все необходимые сведения, лучше составить жалобу в письменном виде (это даже можно сделать непосредственно в ходе приема), указав обстоятельства инцидента, данные лиц, которые имели самое непосредственное к нему отношение, и другую известную информацию.
Гражданин вправе воспользоваться дополнительной возможностью и передать претензию в Минфин в общероссийский день приема. Несмотря на наличие предварительной записи, 12 декабря посетители принимаются в порядке живой очереди при условии предъявления удостоверения личности.
Если гражданин не хочет составлять жалобу в письменном виде или боится, что не сможет это правильно сделать, соблюдая все требования закона, он может обратиться в Министерство финансов Российской Федерации онлайн www.minfin.ru/ru/appeal/. Такие обращения регистрируются и рассматриваются на общих основаниях в обозначенный для этого срок.
Чтобы онлайн жалоба была зарегистрирована в системе, пользователь не только должен заполнить все обязательные поля формы, но и указать достоверные сведения, которые будут использоваться уполномоченными сотрудниками Минфина для изучения обстоятельств дела.
В частности, необходимо будет:
Если при заполнении формы не были допущены ошибки, то она будет зарегистрирована в системе учета и передана уполномоченному сотруднику для дальнейшего рассмотрения и принятия решения по существу вопроса. А на электронный адрес заявителя придет письмо, в котором будет указан регистрационный номер претензии.
Внимание! Министерство финансов Российской Федерации не принимает обращения от граждан через форму обратной связи.
Если пользователь не смог прикрепить PDF-файл или не уложился в отведенный системой лимит для написания текста, ему лучше выбрать другой способ подачи претензии. Как вариант, дополнительную информацию он может передать через другое средство связи (например, по почте), но нет никакой гарантии, что такие материалы будут рассматриваться Минфином вместе с электронным обращением.
Получив от гражданина жалобу и дополнительные материалы, Министерство финансов Российской Федерации обязано в течение 30-ти дней принять решение по сути обращения или продлить срок рассмотрения, что не запрещено профильным законодательством (максимум еще на 30 дней при условии своевременного уведомления заявителя). Но в рассмотрении претензии может быть отказано, если:
Гражданин в обязательном порядке получит извещение о принятом решении на свой почтовый или электронный адрес. Если он не сообщил контактную информацию или допустил ошибку при указании таких сведений, то он не сможет получить предусмотренный для него ответ.
Узнать о ходе рассмотрения также можно на странице www.minfin.ru/ru/appeal по регистрационному номеру документа.
При подаче жалобы в Министерство финансов Российской Федерации следует руководствоваться такими законодательными актами:
Закон без противоречий, без разного толкования — это недосягаемый идеал. Неопределенность права- его объективное свойство.
Как же рядовому налогоплательщику преодолеть неопределенность налогового права по интересующему его спорному вопросу?
Один из способов- обратиться в Минфин. Ведь именно Минфин наделен полномочиями по разъяснению налогового законодательства (пп.2 п.1 ст.21 НК РФ, п.1 ст.34.2 НК РФ). Об этом сам Минфин напомнил нам в письме от 17.12.2018 №03-15-06/91817. Ответ на обращение налоговой тематики уполномочены подписывать Министр финансов, заместитель Министра, а также директор Департамента налоговой и таможенной политики и его заместители. При наличии личного, адресного разъяснения по спорному вопросу налогоплательщик освобождается от начисления пеней и штрафа в случае, если налогоплательщик следовал позиции, изложенной в письменных разъяснениях, а налоговый орган при проверке не согласился (п.8 ст.75, пп.3 п.1 ст.111 НК РФ). Кроме этого, наличие письменного ответа свидетельствует о добропорядочности налогоплательщика и может сослужить добрую службу в качестве весомого доказательства, если все-таки дело дойдет до суда.
Налогоплательщики часто в надежде найти ответ на свой вопрос обращаются к письмам Минфина, размещенным в справочных правовых системах. Напомним, что такие письма не освобождают налогоплательщика от штрафов и пеней. Вам необходимо получить личное письмо-ответ по интересующему вас вопросу. Если вы нашли в правовой системе устраивающую вас позицию Минфина, то смело пользуйтесь своим правом обратиться в Минфин с запросом.
В случаях, когда разъяснения по вашему вопросу нет, ищите судебную практику и ссылайтесь на нее.
Если вы решили составить запрос в Минфин, то соблюдайте требования к форме и содержанию. Сформулируйте вопрос максимально коротко, обезличенно опишите фактические обстоятельства ситуации и сформулируйте вопрос. В запросе укажите нормы НК в поддержку желаемого варианта толкования своей ситуации. То есть ответ вы фактически должны вложить в свой вопрос. Безусловно, такой подход не гарантирует полного согласия с вами Минфина, но сильно упрощает работу исполнителю, а значит увеличивает шанс получения адресного ответа.
К сожалению, зачастую в своих ответах Минфин ограничивается простым цитированием норм НК и использует в конце своих ответов «волшебную фразу» о том, что его письма носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами НК. По сути, Минфин официально заявляет, что ответственности за свои разъяснения он не несет. Печально, но факт.
Итак, в идеале, именно Минфин уполномочен разъяснять нам-налогоплательщикам Закон. Однако на практике он же фактически самоустранился от этой функции и негласно делегировал эти полномочия ФНС. Фактически именно налоговый орган дает разъяснения по спорным вопросам. Поэтому, не бойтесь и пишите по спорной ситуации запрос и в ФНС.
Практичнее обращаться письменно именно в ФНС по адресу 127381, г.Москва, ул. Неглинная 23 или электронно на сайте www.nalog.ru, а не в свою местную инспекцию. В этом случае, даже если ваш запрос будет внутриведомственно спущен на уровень УФНС субъекта, то отвечать сотрудник УФНС уже будет подконтрольно вышестоящей инстанции.
Прежде чем составлять запрос в ФНС загляните на официальном сайте ведомства в раздел «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В разделе размещена позиция ведомства по целому ряду вопросов в виде писем ФНС , согласованных с Минфином, либо писем, в которых мнение налогового органа совпадает с мнением Минфина. Здесь же размещены письма и самого Минфина, направленные в адрес ФНС. Помним, что письма Минфина обязательны для налоговых органов.
Далее изучите судебную практику. В письме от 07.11.2013 №03-01-13/01/47571 Минфин указал, что в случаях, когда письменные разъяснения Минина или ФНС России по применению налогового законодательства не согласуются с выводами судов, налоговым органам следует руководствоваться позицией этих судов. Эти предписания для сотрудников налоговых органов обязательны. Инспекторы обязаны учитывать судебную практику в своей работе. Обобщив и проанализировав полученную информацию, сформулируйте свой запрос. В начале своего запроса вам необходимо будет сформулировать свою просьбу несколько иначе, чем, когда вы обращаетесь в Минфин ведь налоговый орган не разъясняет закон, он только информирует. А потому необходимо указать «на основании пп.4 п.1 ст.32, пп.1 п.1 ст.21 НК РФ прошу проинформировать по следующему вопросу».
Что касается разъяснений чиновников на семинарах, в СМИ, следует учитывать следующее. На семинарах представители налоговых органов, финансового ведомства высказывают свое личное независимое экспертное мнение, которое может не совпадать с позицией ведомства, в котором они работают.
И помните, что есть Постановление Конституционного суда от 28.11.2017 №34-П. Конституционный суд фактически запретил Минфину и ФНС давать отписки в ситуациях, когда налогоплательщику необходимо уяснить налоговую норму, но связанную с узкоспециализированной темой из другой отрасли экономики. То есть, если для разрешения ситуации необходимо сделать запрос в Минтруд, Минздрав, в органы статистики, то теперь это должны сделать сами чиновники.
Автор Налоговый консультант Гревцова Анастасия Владимировна
Опубликовано 07.02.2019
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 ноября 2013 г.
Содержание журнала № 22 за 2013 г.М.А. Кокурина, юрист
Все знают, что если в какой-либо спорной ситуации с расчетом налога налогоплательщик следует разъяснениям Минфина, то в случае претензий налоговиков ему не страшны пени и штрафп. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Вы спросите, неужели это так просто — обратиться в Минфин и получить оттуда «личный» ответ. Мы раскроем вам секрет — просто, если знать некоторые правила. Мы расскажем, как сделать свой запрос таким, чтобы он был принят госорганом к рассмотрению и на него был дан ответ по существу. Причем с большой вероятностью — ответ именно в вашу пользу.
Желательно вступать в переписку с Минфином только тогда, когда:
Например, вы получили ответ Минфина в вашу пользу уже после того, как отразили в декларации свою спорную ситуацию. Тогда налоговики впоследствии смогут заявить, что при отражении в отчетности спорного вопроса вы не руководствовались разъяснениями Минфина. Ведь их на тот момент просто не было.
Или, предположим, спор с инспекцией возник у вас в ходе налоговой проверки. Безусловно, вы можете направить запрос в Минфин. Но вы должны понимать, что приостановления проверки в такой ситуации не произойдетп. 9 ст. 89 НК РФ.
И даже если впоследствии вы получите от Минфина ответ, подтверждающий вашу позицию, решение налогового органа по проверке придется оспаривать уже, скорее всего, в судест. 138 НК РФ;
Специальных правил составления обращений в Минфин нет. Но некоторые оформительские и содержательные традиции запросов в госорганы уже сложились. Кроме того, можете воспользоваться правилами, установленными для написания запросов в налоговые органыРегламент по информированию, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н (далее — Регламент).
Итак, составьте запрос в произвольной форме. Основные его реквизиты и их расположение можно посмотреть в ГОСТ 6.30-2003. Например, запрос может выглядеть так.
В Департамент налоговой и таможенно-тарифной политикиНаправляйте запрос в структурное подразделение Минфина, которое разъясняет применение именно налогового законодательства
Министерства финансов РФВ качестве адресата укажите в шапке запроса только Минфин, даже если такой же запрос вы подаете еще в какую-либо инстанцию (например, в ФНС). Тогда обращение не будет расценено как дубликат и оставлено без ответаподп. 8 п. 30 Регламента. Свои данные — полное наименование фирмы, ИНН, почтовый адрес — в шапке можно не указывать, если вы составите запрос на бланке компании, в котором все эти сведения есть
30.09.2013
г. Краснодар
Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборахЗадавайте вопрос, рассмотрение которого входит в компетенцию Минфина — «рассмотрение вопросов применения законодательства РФ о налогах и сборах»п. 1 ст. 34.2 НК РФ. А вот, допустим, за разъяснением гражданского законодательства, за проведением экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций в Минфин обращаться бесполезно в отношении расходов на благоустройство территории.
Наша организация строит на арендованном участке земли торгово-офисный комплекс (ТОК), который планирует сдавать в аренду (местонахождение — г. Краснодар). В договоре аренды земельного участка и в предварительных договорах с потенциальными арендаторами помещений в ТОК предусмотрено благоустройство прилегающей к ТОК территории. Оно включает в себя:
— озеленение территории (приобретение и посадка деревьев и кустарников), установку автоматической системы полива;
— асфальтирование прилегающей территории, устройство ограждений, систем освещения территории;
— асфальтирование и разметку территории для парковки, предназначенной для гостей торгового центра.
Облагораживание территории будет продолжаться 3 месяца после ввода здания в эксплуатацию.
До начала строительства к этой территории не было подъездных путей.
Подробно и ясно описывайте свою ситуацию. Тогда впоследствии налоговые органы не смогут отказать в применении полученных вами от Минфина разъяснений, сославшись на то, что они основаны на неполной или недостоверной информациип. 8 ст. 76 НК РФ
В Налоговом кодексе в отношении объектов внешнего благоустройства сказано лишь, что они не амортизируются (ст. 256 НК РФ). Прямого запрета на учет в расходах затрат на облагораживание территории нет.
Перечисленные выше расходы на асфальтирование прилегающей к ТОК территории связаны с коммерческой деятельностью нашей организации и являются экономически обоснованными, так как они позволят обеспечить доступ клиентов к торговым и офисным помещениям.
Отметим, что имеются судебные решения, подтверждающие обоснованность таких расходов и разрешающие учитывать их при расчете налоговой базы по налогу на прибыльПостановления ФАС МО от 05.12.2012 № А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 № Ф09-5675/12.
Кроме того, в п. 8.1 Правил благоустройства территории, утвержденных Решением городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 № 52 п.6, установлено, что организация обязана выполнить нормы по озеленению территории вокруг построенных объектов деловой инфраструктуры. То есть озеленение производится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Приводите свою систему аргументов, подкрепляя их ссылками на нормативные акты, в том числе на региональные и местные, и на судебную практику, если таковая имеется. Помните, что оперировать вы должны нормами законодательства, действовавшими на момент совершения вашей спорной операции. Без вашей аргументации и анализа норм законодательства Минфин может дать вам формальную отписку о том, что он не занимается «оценкой конкретных хозяйственных ситуаций»
Правильно ли мы понимаем,Наличие такого «закрытого» вопроса делает очень вероятным ответ Минфина: «Да, вы все понимаете верно»/»Да, вы правы» что мы можем учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на благоустройство территории, которые возникли:
— в период строительства;
— после окончания строительства и ввода торгового комплекса в эксплуатацию?
Приложите копии документов, подтверждающих исходные сведения, на основании которых вы формулировали запрос, и документов, подтверждающих ваши аргументы. Основные мысли в них лучше выделить цветным маркером, чтобы сотруднику Минфина, анализирующему ваш запрос, было проще их увидеть
Генеральный директор ООО «Уникум» | ![]() |
Любопытный И.М. | |
М. П. | |||
![]() |
Если по вашей ситуации есть противоречащие друг другу разъяснения Минфина, в запросе лучше на них сослаться, чтобы лишний раз показать, что нормы законодательства можно читать по-разному. И следовательно, толковаться они должны в пользу налогоплательщикап. 7 ст. 3 НК РФ.
Наверняка вы помните спорную ситуацию с порядком восстановления амортизационной премии при продаже основного средства до истечения 5-летнего срока с момента ввода его в эксплуатациюп. 9 ст. 258 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013). В течение года ведомство несколько раз меняло свою позицию: надо учитывать премию при определении остаточной стоимости ОС или нет. И если бы законодатель не решил этот спорный вопросподп. 10 ст. 1 Закона от 29.11.2012 № 206-ФЗ, вы могли бы направить в Минфин такой запрос.
Наша организация продает основное средство через 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. По этому основному средству была применена амортизационная премия, сумма которой теперь восстанавливается.
Ранее были выпущены следующие Письма Минфина:
— от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68. В нем говорится, что при продаже ОС до истечения 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию надо:
— остаточную стоимость объекта определить как разницу между первоначальной стоимостью, равной сумме затрат на его приобретение, и суммой начисленной амортизации;
— сумму амортизационной премии учесть во внереализационных доходах.
Такие разъяснения, на наш взгляд, соответствуют Налоговому кодексу РФ. Ведь согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при продаже амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доход на его остаточную стоимость, которая должна определяться как разница между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации. А вот корректировка первоначальной стоимости на величину амортизационной премии при реализации налоговым законодательством не предусмотрена;
— от 10.08.2012 № 03-03-06/1/404. В этом Письме говорится, что при «досрочной» продаже ОС из его первоначальной стоимости надо вычитать и амортизационную премию, и начисленную амортизацию. Таким образом, амортизационная премия:
— восстанавливается в доходах;
— увеличивает прибыль от продажи ОС.
Правильно ли мы понимаем, что имеется неясность законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика? То есть нужно руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Письме от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68 (определять остаточную стоимость ОС при его досрочной продаже как разницу между первоначальной стоимостью ОС и начисленной за период эксплуатации амортизации).
Запрос надо направить по почте на адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.
Чтобы знать, с какого дня отсчитывать время на подготовку Минфином для вас ответа, отправляйте заказное письмо с уведомлением.
Копии документов — приложений перечислите в описи вложения, один экземпляр которой с отметкой работника почты сохраните.
***
Помните еще вот о каких моментах.
Законодательство предусматривает ответственность должностных лиц госорганов за нарушение сроков подготовки ответа на запросы налогоплательщиковст. 5.59 КоАП РФ. Максимальный срок на ответ — 3 месяца со дня получения министерством вашего письма. Если этот срок подходит к концу, а ответа все нет, выясните, кто занимается вашим запросом. Узнайте у него, в какой срок будет готов ответ. И если это вас не устраивает, обжалуйте в суде его бездействие.
Вы сами решаете, пользоваться вам полученными разъяснениями Минфина или нет — нормативным правовым актом его письмо не является. Если разъяснение дано не в вашу пользу, просто не применяйте его и, конечно же, не показывайте налоговикам в случае проверки.
Не стоит отправлять в Минфин запрос, если вы сами тщательно не проанализировали нормативную базу и не проработали в деталях формулировку вопроса. Наспех написанный запрос может аукнуться неприятными последствиями не только для вашей компании, но и для других налогоплательщиков. Любой вопрос, по которому вышел пробюджетный ответ, налоговики могут рассматривать как повод для очередной придирки, которой могло бы и не быть без «лишнего» любопытства.
Получив положительный ответ Минфина на ваш запрос, убедитесь, что под ним стоит подпись сотрудника, уполномоченного подписывать разъяснения ведомства. Иначе ответ не спасет вас от пени и штрафа.
FILED UNDER : Статьи