admin / 16.03.2020

Хозрасчёт

Хозрасчёт или хозяйственный расчёт — метод расчета расходов и доходов на предприятии в условиях плановой экономики, предполагавший равномерное распределение части прибыли в пользу «общественности» — работников предприятия. Метод предполагал самостоятельную управляемость и финансирование в рамках централизованно (т.е. правительством) установленных цен. Наиболее часто метод ассоциируется с Советским Союзом.

Определение БСЭ

Большая советская энциклопедия определяет хозрасчёт следующим образом:

Хозяйственный расчёт — система экономических отношений, возникающая в процессе социалистического воспроизводства между обществом в целом и отдельными его производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. Государство организует Х. р., законодательно оформляя хозрасчётные отношения в правовых и административных актах. На практике Х. р. выступает как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие особенности этого метода. Х. р., базирующийся на общественной собственности на средства производства, принципиально отличается от коммерческого расчёта, который служит частным интересам. Х. р. осуществляется в интересах всего общества, повышения благосостояния трудящихся, то есть направлен на реализацию основного экономического закона социализма. Он позволяет сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого трудящегося.

История

Теоретические основы хозяйственного расчёта были заложены В. И. Лениным, который писал: «перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 44, с. 342—43).

Однако в начале 1923 года все государственные тресты были переведены на коммерческий расчёт (сб. НЭП и хозрасчет М., 1991), а не на хозяйственный расчёт, таким образом или точка зрения Ленина была проигнорирована, или он не делал разницы между этими терминами в отличие от советских обществоведов-начётчиков.

Дальнейшее развитие хозяйственный расчёт в СССР получил в документах КПСС и Советского правительства, в работах экономистов СССР.

Интерес к хозрасчёту возникал в годы хозяйственной реформы 1965 года и в годы перестройки.

В социалистических странах идея хозрасчёта также получила широкое распространение.

В современной России термин «хозрасчёт» практически вышел из широкого употребления, т. к. приватизация государственных предприятий, акционирование и создание многочисленных негосударственных производственных и торговых структур по умолчанию предполагает, что ведение эффективной экономической деятельности в них возможно только на основе коммерческого расчёта.

Принципы хозрасчёта

Основные принципы хозяйственного расчёта:

  • хозяйственная самостоятельность предприятий (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление),
  • материальная заинтересованность их коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности,
  • материальная ответственность за эти результаты,
  • контроль рублём.

Хозрасчёт основан на товарно-денежных отношениях, характерных для капиталистической экономики — в частности таких категорий, как цена, прибыль, себестоимость продукции и т. п.

Литература

  • Ленин В. И., К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, Полное собрание соч., 5 изд., т. 44;
  • Ленин В. И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики, там же;
  • Ленин В. И. План статьи «Коммерческая постановка дела», там же;
  • Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Постановление пленума ЦК КПСС 29 сентября 1965 г., в кн.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 5, М., 1972;
  • Положение о социалистическом государственном производственном предприятии. Постановление Совета Министров СССР 4 октября 1965 г., там же;
  • Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, в кн.: Собрание постановлений правительства СССР, 1973, № 7, ст. 32;
  • Русаков Г. К., Есин А. И., Ратгауз М. Г., Полный хозрасчет в совхозах и условия его осуществления, М., 1968;
  • Экономическая реформа в сельском хозяйстве социалистических стран (ГДР). Сб. переводов М., 1968;
  • Татур С. К., Хозяйственный расчет в промышленности СССР, 3 изд., М., 1970;
  • Хозрасчёт и цены в социалистическом сельском хозяйстве, М., 1969;
  • Бунич П. Г., Хозяйственный расчет и эффективность производства, М., 1974;
  • Научные основы и практика хозяйственного расчета, М., 1974;
  • Сибирев А. И., Хозрасчет и его развитие в современных условиях (вопросы теории и методологии), Л., 1974;
  • Хозрасчетные отношения в развитом социалистическом обществе, М., 1975;
  • сб. НЭП и хозрасчет М., 1991;

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Хозяйственный расчёт — статья из Большой советской энциклопедии.

См. также

  • Экономическая реформа 1965 года
  • Социалистическая экономика
  • Новая экономическая политика
  • Рабочее самоуправление

Ссылки

  • Хозяйственный расчёт — статья из Большой советской энциклопедии.
  • КОЛЛЕКТИВ НА ПОДРЯДЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.ВСЕСОЮЗНЫЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХОЗРАСЧЕТА//(«Труд», 1 апреля 1988 г.

Что такое хозрасчет цеха, каковы его особенности  
В таких условиях очень серьезно страдает хозрасчетный интерес предприятий, понижается действенность хозрасчета, не выполняются такие его фундаментальные принципы, как материальная заинтересованность и материальная ответственность. Можно почти с полной уверенностью сказать, что такой хозрасчет, ведущий к торможению темпов научно-технического прогресса, сдерживающий возможности повышения качества продукции, не позволяющий предприятиям сокращать затраты ресурсов (и особенно — у потребителя), приносит больше вреда, чем пользы, и нуждается в существенном совершенствовании.  

Внутрипроизводственный хозяйственный расчет, в основном ограничен сферой производства. Внешние связи с бюджетом, банками, предприятиями-потребителями — в сфере внутреннего хозрасчета отсутствуют. Хозрасчетные подразделения предприятия не обладают правами юридического лица, не имеют расчетных счетов в банке, самостоятельного баланса (как правило), не вступают в денежные отношения друг с другом и с другими предприятиями. Поэтому внутрипроизводственный хозрасчет не может опираться на правовую самостоятельность в отличие от хозрасчета предприятия. Но было бы неправильно предполагать, что внутренний хозрасчет не связан с товарно-денежными отношениями. Поскольку этот метод ведения хозяйства основан на соизмерении производственных затрат с полученными результатами, в нем и на этой ступени используются элементы товарно-денежных отношений и, прежде всего, такие стоимостные категории, как цена, долговременные экономические нормативы, себестоимость продукции, заработная плата, прибыль и т. д. для планирования, учета и оценки производственной деятельности отдельных подразделений.  
Первая модель построена на тех же исходных принципах, что и хозрасчет предприятия. Она рекомендуется для подразделений, вырабатывающих готовую продукцию (бывшие самостоятельные заводы), располагающих собственной территорией и большей частью подсобно-вспомогательного хозяйства, пользующихся относительной самостоятельностью как в области производства, так и в области сбыта продукции, часто имеющих собственный расчетный счет. Их деятельность регламентируется системой заказов на выработку продукции, показателями прибыли или чистой продукции, системой нормативов для образования фондов экономического стимулирования, фонда заработной платы, платы за производственные фонды и ресурсы. В подразделениях образуются все три вида фондов экономического стимулирования.  
Очевидно, что такие взгляды отражают волюнтаристский подход к ведению социалистического хозяйства во всех его сферах. Якобы товарный характер социалистического производства, как и хозрасчет, используется лишь в качестве фигового листка там и тогда, где и когда это было необходимо партийному руководству.  
Несмотря на то что бригадный хозрасчет является неполным, он существенно воздействует на конечные результаты строительного производства как в физическом, так и денежном выражении, в особенности при сквозном подряде, которым охватывается вся технологическая цепь изготовления, транспортирования и монтажа конструкции здания. Неполный хозрасчет может существовать и вне бригадного подряда. В этом случае его воздействие на экономику ниже, но тем не менее он положительно  
Практика организации работы отделов и служб ряда предприятий с использованием элементов хозрасчета показала, что такой способ организации дея тельности управляющей системы предприятия представляет значительный инте рее, так как повышает ответственность и качество работы коллективов отделов и служб, а также способствует совершенствованию всей системы внутреннего хозрасчета.  

Было бы неверно считать, что изучение хозрасчета — прерогатива лишь экономических наук. Наряду с экономическим содержанием хозрасчет имеет и свое правовое выражение, так как закрепляется и регламентируется правом. Поэтому к хозрасчету следует подходить как к явлению экономико-правовому.  
Таким образом, на каждом из перечисленных выше уровне управления хозрасчет неодинаков по вооруженности юридическим инструментарием, степени ответственности за конечный результат и по юридическим формам выражения. В данном случае под правовой формой следует понимать юридические институты, закрепляющие принципы хозрасчета (правосубъектность, право оперативного управления, договор, ответственность и др.). Их значение состоит в том, что реализация хозрасчета обеспечивается путем правового закрепления его принципов, каждому из которых соответствуют определенные правовые институты. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждому принципу хозрасчета соответствовал лишь один правовой институт. Конкретный принцип хозрасчета может быть выражен несколькими правовыми институтами.  
Приходится констатировать, что такая тенденция характерна для многих, особенно малочисленных информационных служб и в настоящий момент несмотря на двух-трехлетний опыт хозрасчета. Не останавливаясь на вопросе правомерности перевода, полного или частичного, на хозрасчет всех информационных служб, необходимо заметить, что в любом случае от введения регламента во взаимоотношения с потребителями выигрывает прежде всего информационная служба.  
Представляется, что такое утверждение объясняется во многом недостаточным уровнем развития хозрасчетных отношений в народнохозяйственном комплексе страны и, в частности, в электроэнергетике. Но вместе с тем нельзя отрицать зарубежный опыт управления, например США, где 80% электроэнергетических предприятий находится в руках частных кампаний, упрекнуть которые в отсутствии хозрасчета просто немыслимо. В конечном счете результаты их деятельности сводятся к получению дохода. Это говорит о наличии критериев и методов организации хозрасчетных отношений энергопредприятий.  
Осуществление радикальной экономической реформы предусматривает внедрение полного хозяйственного расчета и перевод предприятий различных отраслей народного хозяйства на самоокупаемость и самофинансирование. Что же такое хозрасчет, каковы истоки его развития и содержание  
Основной недостаток такого хозрасчета заключается в том, что главная идея подлинного хозрасчета — соизмерение всех затрат и результатов производства — остается в этой модели нереализованной, а результаты труда членов бригады только частично влияют на его. оплату. Отсюда и слабая заинтересованность трудовых коллективов в экономном использовании и расходовании применяющихся в бригаде средств производства.  
Следует при этом иметь в виду, что в отдельных случаях в силу сложившихся обстоятельств бывает затруднительно создать нормативную базу на основе научно обоснованных норм затрат живого и овеществленного труда на единицу выполняемой работы. Это ставит под сомнение возможность организации бригадного хозрасчета. Но чтобы этого не случилось и чтобы хозрасчет был бы все же внедрен и смог выполнить свою главную задачу — всемерно снижать затраты на выполнение необходимых работ, следует в качестве стабильных нормативов принимать фактически сложившиеся затраты всех видов ресурсов. Они принимаются, как правило, по последнему году предшествующей пятилетки и этот год устанавливается как базовый. Тогда действующий хозрасчет позволит бригаде экономить свои затраты на выполнение работ относительно фактических затрат базового года, принятых в качестве исходного норматива. При этом нетрудно понять, что и такой хозрасчет способен принести пользу общественному производству.  
Среднее звено управления сохраняется там, где без него нельзя оптимально распределить функции управления важнейшими процессами хозяйственной деятельности при обеспечении непрерывности, высокой оперативности и эффективности действия системы управления. При этом наиболее эффективным является среднее звено управления, опирающееся на развитые формы хозрасчета производственных объединений и предприятий, с централизацией ряда функций. Анализ показывает, что такой подход к разработке генеральных схем позволяет внести существенные изменения в методы и организацию управления производством и научно-техническим развитием подотраслевой системы, сделать их более действенными.  
Сущность Как уже отмечалось, социалистиче-и принципы ские производственные предприятия (объединения) осуществляют свою деятельность в соответствии с народнохозяйственным планом на основе хозяйственного расчета. Что же такое хозрасчет Прежде всего это объективная экономическая категория социализма, обусловленная существующим уровнем производительных сил, отношений собственности и характером труда. Она проявляется в необходимости использования материаль- ных интересов людей, экономических рычагов и стимулов в развитии производства. Сущность хозрасчета находит свое выражение в его принципах. К ним относятся материальная заинтересованность в наилучших результатах, материальная ответственность и контроль рублем, окупаемость затрат и прибыльность, хозяйственно-оперативная самостоятельность.  
Аналогично обстоит дело и в отношении других частных показателей. Суть здесь заключается в том, что система показателей каждого отдела должна раскрывать только основные, решающие стороны его деятельности и быть свободной от показателей, в той или иной степени дублирующих их. Поглощение последних показателями более высокого порядка еще раз говорит о том, что организация хозрасчета в отделах и службах предприятия имеет свои особенности. Здесь наличие хозрасчетных элементов носит условный характер, так  
Может сложиться впечатление, что такая деятельность банков не будет соответствовать задачам повышения самостоятельности предприятий и их ответственности за обоснованность принимаемых решений. Однако, поскольку банки также должны переводиться на полный хозрасчет и самофинансирование, повышается их заинтересованность в наиболее рациональном использовании всех видов кредитных ресурсов, быстрейшем получении отдачи от проводимых мероприятий по техническому перевооружению и своевременности возврата выданных ссуд Банки не могут оставаться безучастными и к тому, насколько рационально расходуются предприятиями средства фондов развития производства, науки и техники, так как остатки этих средств являются банковскими ресурсами и представляют собой часть ссудного фонда.  
Внутрипроизводственный хозрасчет предполагает также, что работники подразделений имеют право предъявлять претензии при нарушении обязательств смежными цехами. Так, подразделения основного производства могут предъявлять претензии друг другу при нарушении межведомственных норм и стандартов на качественные характеристики полуфабрикатов и продукции, графиков поставки сырья, полуфабрикатов, катализаторов. Они могут предъявлять претензии ремонтно-механическому цеху за необоснованное удлинение или недоброкачественное проведение ремонтов, что отразилось на производительности установок или балансе их рабочего времени энергетическим цехам — при нарушении подачи энергии.  

Показатель чистой продукции еще в 1973 г. был использован на Ново-Уфимском нефтеперерабатывающем заводе во внутризаводском хозрасчете. Опыт его применения, в частности, показал, что при использовании валовой продукции оценка фондоотдачи и производительности труда искажается. Так, в связи с ухудшением качества перерабатываемой нефти и отсутствием соответствующих технологических процессов по очистке ее от серы, значительную часть компонентов дизельного топлива завод стал продавать как полуфабрикат, а для доведения содержания серы в оставшейся части до нормы надо было приобретать с соседних заводов дорогостоящий компонент дизельного топлива. Завод- практически прекратил выработку высокооктановых бензинов и увеличил выпуск мазута. В результате объем валовой продукции с учетом полуфабрикатов, приобретенных со стороны, за 1966—1977 гг. возрос на 9,7%, а производительность труда увеличилась на 13,7%, фондоотдача осталась неизменной.  
Таким образом, главное различие моделей хозрасчета состоит только в разных возможностях пополнения фондов оплаты при одинаковом росте эффективности. Однако необходимо отметить, что первая модель хозрасчета с применением показателя чистой продукции для формирования фонда заработной платы и оценки роста производительности труда является наиболее экономичной и не менее действенной. Принцип образования фонда заработной платы по нормативу от прироста чистой продукции позволяет на государственном уровне регулировать соотношение между ростом оплаты труда и ростом эффективности производства. Не случайно, что в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, где по нормативам фонд заработной платы может возрасти в среднем только на 0,4% за 1% прироста чистой продукции, нормативное соотношение между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда выдерживается в пределах 0,7%.  
Заметим, что средства на выполнение задания даются предприятию в пределах выделенных министерством лимитов из госбюджета (как бы госзаказ). Таким образом, декларированного в названии новой системы самофинансирования нет, а хозрасчет без самофинансирования, как показано экономистами, своей цели не достигает. Попытка представить госбюджетное финансирование как особую форму кредитования критики не выдерживает.  
Один из важнейших хозрасчетных показателей работы технологической бригады — себестоимость ее продукции. Продукция бригады и установки совпадают между собой. Совпадает и себестоимость их продукции, так как учет затрат на производство нефтепродуктов и калькулирование их себестоимости ведется также по установкам. Так что в нефтепереработке бригадный хозрасчет с рассматриваемой точки зрения не может встретить никаких препятствий.  
В модели (форме) I хозрасчета особая роль принадлежит прибыли, за счет которой обеспечивается стимулирование конечного результата производства через фонды поощрения (ФЭС). Исходный фонд заработной плаТы гарантируется, так как изымается вместе с издержками производства при определении балансовой прибыли, что предполагает более жесткий способ централизованного контроля за его размером.  

Не разобравшись с сущностью явления, очень трудно найти подходящую для данной ситуации форму его выражения. Это утверждение в полной мере относится и к такому общеизвестному явлению, как хозяйственный расчет. И хотя история развития нашего хозрасчета насчитывает почти 80 лет, приемлемой научной интерпретации его сущности до сих пор нет. Действительно, так называемый хозрасчет как «метод планового руководства в различных звеньях производства» отражает не сущность хозрасчета, а лишь способ воздействия на нее. Сущность же любого явления — это внутренняя, наиболее характерная, устойчивая и определяющая причинно-следственная связь его состояния и развития. Следовательно, и в понимании сущности хозяйственного расчета должны лежать те же категории причины, следствия и механизма их соединяющего. Правомерно, поэтому, утверждать, что хозяйственный расчет — это особый организационно-хозяйственный механизм перевода возможности и необходимости хозяйственной деятельности предприятия /»Выход» в процесс- причина/ в ее цель, результат /»Вход» из процесса — следствие/.  
На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС тов. Горбачев М. С. отметил, что большое значение имеет доведение принципов хозяйственного расчета до всех первичных трудовых ячеек, до каждого рабочего места. Это позволит сомкнуть меры по совершенствованию системы управления сверху с развитием коллективных форм организации и стимулирования труда снизу, поднять активность трудящихся . Тресты, строительно-монтажные объединения и комбинаты — основные хозрасчетные подразделения общественного производства. Такая форма концентрации дает возможность для внедрения пол юго хозрасчета во всех звеньях строительной отрасли материального производства.  
Арендная форма хозяйственного расчета основана на передаче в распоряжение трудового коллектива производственных и непроизводственных фондов, нормируемых оборотных средств. На основе равноправного хозяйственного договора коллектива государ-с»венного предприятия и вышестоящего органа в лице главка, треста, исполкомов местных Советов народных депутатов. Договор определяет взаимные обязательства сторон, устанавливает уровень отдачи фондов. Коллектив, пользуясь взятыми в аренду производственными фондами, выпускает продукцию. Доход формируется так же, как и при второй модели хозрасчета, т.е. является выручкой от реализации продукции за вычетом материальных затрат, пени, штрафов и процентов за кредит. Из выручки в первую очередь отчисляют платежи в бюджет и арендную плату. Отчисления в бюджет установлены законодательно и представляют собой форму участия каждого аренд-юго звена в решении общегосударственных задач. Арендную плату перечисляют вышестоящему органу. Величину ее устанавливает арендатор и арендодатель на каждый год договора. Оставшуюся часть дохода используют по усмотрению коллектива. Достоинства аренды заключаются в том, что отсутствует распределение хозрасчетного дохода сверху, а простота и ясность определения абсолютных платежей имеет стимулирующее значение. Другим преимуществом аренды служит самостоятельное распределение дохода внутри предприятия. Этот принцип отражается в одном из пунктов договора об аренде и гарантирует независимость коллектива в расходовании заработанных средств. Трудовой коллектив сам решает, сколько направить в фонд развития производства, науки и техники, фонды социального развития и оплаты труда. Опыт работы арендных коллективов показывает, что помимо трех перечисленных фондов они создают еще фонд риска. Это финансовый резерв, который гарантирует арендному предприятию ста-  

Внутрипроизводственный хозрасчет предполагает, что работники подразделений должны нести ответственность за результаты работы, за выполнение плановых заданий, а вместе с тем иметь право предъявлять претензии при нарушении обязательств цехами-смежниками, т. е. должна быть система материальных санкций. Так, цехи основного производства могут предъявлять претензии друг другу при нарушении межцеховых норм и стандартов на качественные характеристики полуфабрикатов и других материалов.  
Таким образом, практика хозрасчета не охватывала основного этапа — получения прибыли и ее стимулирования и потому не обеспечивала реализации провозглашенных теорией принципов хозяйственного расчета. Поэтому с полным основанием можно сказать, что практика существовавшего ранее хозяйственного расчета, ориентированная на монопольную форму собственности, централизацию управления, жесткую систему планирования и, как следствие, отсутствие рынка в его  
В условиях рынка экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.  
Ясно, что существующий порядок перевода бригад на хозрасчет должен быть изменен так, чтобы ход строительства сказывался и на материальном положении администрации. При этом стимулирование всех уровней, ответственных за строительство, должно быть завершено переводом трестов, главков (объединений) а также и министерства на синхронный, сквозной, однонаправленный с бригадами хозрасчет.  
И, наконец, предложение решать широкий диапазон задач на основе критерия экономической ценности запасов не учитывает тот факт, что критерии выбора на уровне предприятия и народного хозяйства в целом будут неодинаковыми. Мероприятия, выгодные обществу в целом, могут быть нерентабельными с точки зрения предприятия. В первую очередь это связано с большими различиями уровней цен на нефть и газ и замыкающих затрат. Но дело не только в этом. Различие в ценах предприятий и народнохозяйственной оценке нефти и газа, по-видимому, неизбежно. Предприятие оперирует в условиях хозрасчета и его издержки не совпадают с народнохозяйственными затратами. Народное хозяйство путем налоговых отчислений получает часть прибыли предприятия, в том числе в виде рентных платежей. Добывающие предприятия должны организовать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить максимум хозрасчетной прибыли (с учетом всех отчислений), величина которой не совпадает с народнохозяйственной прибылью. Предприятие будет выбирать такие режимы эксплуатации месторождений, которые могут оказаться неоправданными с народнохозяйственных позиций. Поэтому критерий максимума дифференциального рентного дохода носит общий характер и его применение для конкретных условий должно быть тщательно обосновано.  
Вместе с тем очевидно, что такая индивидуализация цен, создавая «щадяще-мобилизующий» режим работы для наименее эффективных предприятий, по сути дела выносит критерии оценки целесообразности реконструкции или ликвидации этих предприятий за сферу реального хозрасчета. Судьба предприятий при этом будет предопределяться решениями административного характера,принимаемыми органами ценообразования при дифференциации цен и на основе представлений Госплана СССР и министерств. Резко возрастут при индивидуализации цен и масштабы перераспределительных процессов, экономическое соревнование между предприятиями будет подменено спасением отстающих предприятий за счет прибыли высокорентабельных.  
Нам представляется, что принцип нормативной зависимости от базового уровня в условиях перехода на хозрасчет был единственно возможным, так как пересмотр базового уровня повлек бы за собой резкое нарушение сложившихся пропорций в формировании фондов экономического стимулирования. Безусловно, эти пропорции не всегда оправданны, но справедливое зарабатывание фондов и предусматривает новый механизм их образования.  
Анализ показал, что большинство предприятий в первый год работы в условиях полного хозрасчета и применения чистой продукции не стремились тратить в течение года заработанные средства, резервируя их на непредвиденные сбои в будущем, главным образом для перехода на новые тарифные ставки и дожностные оклады. Как известно, переход на новые тарифные ставки и должностные оклады, в двенадцатой пятилетке осуществлялся за счет средств, заработанных предприятиями и в пределах этих средств. Высокие темпы роста чистой продукции в 1987 г. и особенно в 1988 г. обеспечили возможность большинству предприятий отрасли осуществить такой переход уже в 1988 г. В основном в связи с переходом на новые тарифные ставки в 1988 г. прирост средней заработной платы на предприятиях отрасли был значительно выше, чем в 1987 г. В целом по отрасли средняя заработная плата в 1988 г. по отношению к 1985 г. увеличилась на 16,7% при росте производительности труда на 25,9%.  
М. Ф. Ковалева (1959) считает, что ДР существует постольку, поскольку существует кооперативно-колхозная собственность. Значительную часть связанной с рентой ложной социальной стоимости можно срезать , установив зональные цены по худшим угодьям в зоне разброс условий в зоне всегда меньше, чем в целом по стране. ДР-I должна быть изъята в пользу государства, большую часть ДР-П надо оставить хозяйствам. В этом ей слово в слово вторит Э. М. Муртазин (1959), а по вопросам зональных цен и распределения ренты — Г. Н. Худо-кормов (1959), А. В. Болтов (1959), А. С. Либкинд (1959). Последний критикует А. И. Пашкова за его обоснование существования ДР и указывает, что дело заключается в наличии отдельных хозяйственных единиц и в необходимости хозрасчета, а не в сосуществовании государственной и кооперативно-колхозной собственности. Е. И. Соллер-тинская (1959) считает (ссылаясь на Маркса), что вся ДР должна изыматься в пользу государства, так как земля принадлежит народу .  

Как указывалось выше, внутрипроизводственный хозрасчет предполагает также, что работники подразделений имеют право предъявлять претензии при нарушении обязательств смежными цехами. Так, подразделения основного производства могут предъявлять претензии друг другу при нарушении межведомственных норм и стандар-  
В постановлении Совета Министров СССР и ВЦСПС О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины (1983 г.) отмечается, что важнейшей задачей хозяйственных руководителей и общественных организаций является обеспечение экономических и организационных условий для бесперебойной и высокопроизводительной работы трудовых коллективов, повышения их инициативы и ответственности за выполнение плановых заданий и обязательств. Это будет способствовать укреплению плановой, производственной и трудовой дисциплины, формированию стабильных трудовых коллективов. Такая работа рассматривается как одна из основных задач претворения в жизнь экономической и социальной политики партии, повышения эффективности производства, воспитания коммунистического отношения к труду. Для этого предусматривается активнее внедрять передовые формы организации и стимулирования труда, бригадный хозрасчет, оплату по конечным результатам и применение коэффициента трудового участия, безавансовую систему расчетов по заработной плате с учетом мнения трудовых коллективов, усилить контроль за представлением рабочим кратковременных отпусков без сохранения заработной платы, давать их в исключительных случаях с обязательной последующей отработкой этих дней, шире распространять практику организации бытового обслуживания трудящихся на предприятии, развивать сеть детских дошкольных учреждений и организаций общественного питания.  
В решениях сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIV съезда КПСС большое внимание уделено укреплению хозрасчета. В отчетном докладе Генерального секретаря ЦК товарища Л. И. Брежнева указано, что В своей работе по совершенствованию руководства народным хозяйством партия твердо придерживается курса на правильное сочетание директивных заданий центральных органов с использованием экономических рычагов воздействия на производство. Эти рычаги — хозрасчет, цены, прибыль, кредит, формы материального поощрения и т. д. — призваны создать такие экономические условия, которые способствуют успешной деятельности производственных коллективов, миллионов трудящихся, обеспечивают обоснованную оценку результатов их работы .  
Практически все руководители корпораций, опрошенные журналом Форчун , ответили, что сейчас они делятся властью в гораздо большей степени, чем это делали их предшественники. Административно-командная модель военного образца устарела. Задача руководителя формулируется теперь так определите стратегическое направление, заручитесь согласием подчиненных, дайте им деньги и полномочия и оставьте их в покое. Внутрифирменный хозрасчет по-американски затрагивает проблемы рыночного духа внутри корпораций, внутрифирменного маркетинга, активизации роли каждого работника в управлении. Таким образом, децентрализация — это, прежде всего, характеристика отношений между руководителями различного уровня в системе управления предприятием. Децентрализация — это не отрицание управления, а его новое качество, позволяющее максимизировать в конечном итоге совокупные доходы организации. Децентрализация управления воздействует на организационную структуру предприятий (компаний), а именно, способствует более четкому, формализованному определению всех уровней управления и всех подразделений.  

Полный хозрасчет и самофинансирование, внедрявшиеся в практику работы социалистических предприятий, не дали ожидаемого эффекта. Это не субъективный результат деятельности отдельных политиков или хозяйственных руководителей, хотя в каждом конкретном случае их влияние на развитие экономики и отдельно взятого предприятия огромно, а объективный фактор отчуждения в отношениях собственности и управления. Причем и отношения собственности, и отношения управления имеют важнейшее значение для реализации принципа самофинансирования. Идеологам хозрасчета на стадии его становления было ясно, что главой предприятия, мозгом его является хозяйственный распорядитель со своими помощниками. Он должен быть в полном смысле слова коммерсантом и жить одной жизнью с предприятием. Все внимание, все мысли, всю энергию, всего себя он должен отдать предприятию. Только при таких условиях оно может жить и развиваться, бороться за свое существование с другими предприятиями и выйти победителем в жизненной коммерческой борьбе1.  
Заметим, что различные центры ответственности на предприятии различаются по своей степени свободы , то есть по полномочиям руководителей структурных подразделений в своей оперативной работе. Так, начальник производственного цеха, как правило, имеет право самостоятельно определять величину и структуру удельных затрат по выпуску тех или иных видов продукции, в то время как сама структура и величина выпуска устанавливаются и жестко контролируются аппаратом управления в лице ПЗУ. Если же цех переводится на хозрасчет (это бывает в тех случаях, когда функции цеха полностью охватыва-  
Вопросы экономики водного хозяйства гальванических цехов приобретают большое значение, так как они тесно связаны с расходом электроэнергии, дорогих и дефицитных металлов, химикатов и пр. Рациональное использование воды снизит себестоимость продукции гальванического производства, что в свою очередь повысит рентабельность предприятия. В настоящеевре-мя, когда предприятия переходят на полный хозрасчет, плата за воду может стать эффективным рычагом воздействия на ее потребителей. Вероятно, появится большая заинтересованность предприятий в рациональном использовании воды, уменьшении объема стоков и загрязнений. По предварительным подсчетам, плата за пользование водой при настоящем уровне ее потребления может составить 3—12% себестоимости промышленной продукции. Если снизить потребление воды до уровня, обоснованного прогрессивными нормами, то размер платы за воду уменьшится до 2—7%. При этом экономия воды на предприятиях составит 17—20% общего расхода.  

Хозрасчёт или хозяйственный расчёт — термин, широко использовавшийся в условиях социалистической экономики, предполагавший такое ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объема производства, улучшению качества продукции, увеличению заработной платы.

Большая советская энциклопедия определяла хозрасчёт следующим образом:

Хозяйственный расчёт, система экономических отношений, возникающая в процессе социалистического воспроизводства между обществом в целом и отдельными его производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. Государство организует Х. р., законодательно оформляя хозрасчётные отношения в правовых и административных актах. На практике Х. р. выступает как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие особенности этого метода. Х. р., базирующийся на общественной собственности на средства производства, принципиально отличается от коммерческого расчёта, который служит частным интересам. Х. р. осуществляется в интересах всего общества, повышения благосостояния трудящихся, то есть направлен на реализацию основного экономического закона социализма. Он позволяет сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого трудящегося.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Теоретические основы хозяйственного расчёта были заложены В. И. Лениным, который писал: «перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 44, с. 342—43).

Однако в начале 1923 года все государственные тресты были переведены на коммерческий расчет (сб. НЭП и хозрасчет М., 1991), а не на хозяйственный расчет, таким образом точка зрения Ленина была проигнорирована.

Дальнейшее развитие хозяйственный расчёт в СССР получил в документах КПСС и Советского правительства, в работах экономистов СССР.

Интерес к хозрасчёту возникал в годы хозяйственной реформы 1965 года и в годы перестройки.

В социалистических странах идея хозрасчёта также получила широкое распространение.

  • Экономическая реформа 1965 года
  • Социалистическая экономика
  • Новая экономическая политика
  • Рабочее самоуправление
  • БСЭ. Статья «Хозяйственный расчёт»
  • КОЛЛЕКТИВ НА ПОДРЯДЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.ВСЕСОЮЗНЫЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОГО ХОЗРАСЧЕТА//(«Труд», 1 апреля 1988 г.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*