admin / 03.06.2020

Экспорт товаров в Россию из Казахстана

Многих отечественных предпринимателей интересует экспорт в Казахстан в 2020 году и пошаговая инструкция этого процесса. Такой интерес не удивителен, ведь экономические связи с соседним государством, которое к тому же является членом Таможенного союза, с каждым годом становятся все крепче и крепче. Назвать саму процедуру экспорта в эту страну нельзя, ведь действуют нормы упрощения как для участников единого экономического пространства.

Что вывозим?

Первый вопрос, который может заинтересовать – это какой именно экспорт из России в Казахстан востребован. Ведь в любом случае, важнее всего для компании реализовать товар и найти рынки продажи.

На данный момент, как и многие годы, Казахстан является одним из ключевых внешнеторговых партнеров РФ.

Если взглянуть на структуру торговли, то это государство занимает 2 место среди СНГ и 9 среди мировых. Для Казахстана России главный торговый партнер, она опережает даже Германию и Китай.

Основу экспорта в Казахстан составляют:

  • Продукции машиностроения. Это в основном реакторы, котлы, оборудования и разного рода механические устройства.
  • Продукция химической промышленности.
  • Металлы, металлоизделия.
  • Автомобильный транспорт.
  • Минеральные продукты – в основном топливо.
  • Продовольство.
  • Древесина, целлюлозно-бумажные изделия.
  • Текстиль, обувь.

Но сосед также не отдыхает и поставки его промышленности представлены большими объемами. Так из Казахстана в Россию импортируют:

  • Минеральные продукты.
  • Метали и изделия из них.
  • Продукция химической промышленности.
  • Продукция машиностроения.
  • Продовольственные товары.

Специфика активной торговли в том, что существует граница огромной протяженности – больше 7000 км, а значит и много вариантов быстрой и недорогой доставки из регионов страны разных товаров. При этом есть ряд двусторонних договоренностей, которые помогают упростить процесс документального оформления экспорта в Казахстан.

Теперешнее и будущее

Уже стало понятно, что в соседнюю страну наше государство везет много чего, но очень полезным будет узнать, как это выглядит в денежном и процентном выражении. Так за 2 квартала прошедшего года экспорт достиг 4,55 млрд. долларов. Причем для экономики нашей страны эта статья экспорта очень важна. Так сравниться по этому показателю с соседом могут такие европейские страны как Франция и Польша, а опередил он уже Испанию, Финляндию, Индию, Великобританию и Бельгию.

Торговля с Казахстаном – экспорт и импорт развивается с самой организации Таможенного союза. Именно это экономическое образование позволило снять все политические препятствия для торговли. При этом сказать, что все безупречно нельзя, время от времени объемы торговли снижаются. Это поясняется не ухудшением партнерских взаимоотношений, а экономическим кризисом.

Кроме того, на экспортные отношения влияет состояние на международном рынке. Дело в том, что все внешнеторговые договора заключаются в долларах, а как только эта валюта претерпевает определенные изменения – это немедленно отражается на экспорте товаров из России в Казахстан.

Вполне логично, что подобное тесное взаимодействие нуждается в улучшениях. Каждая из стран имеет внушительные ресурсы и потенциал в экономическом плане, но пока что использование этих возможностей на полную невозможно. Перспективы в развитии большие, основой для этого способна стать программа импортзамещения в России и индустриализации в Казахстане. Сегодня специалисты прогнозируют, что развитие их приведет к улучшению и упрочнению торгово-экономических отношений двух стран.

Процесс оформления

Экспорт из Казахстана в Россию осуществляется по приблизительно одинаковой схеме, которая принята для всех государств Евразийского Экономического Союза. Касательно документов, то для осуществления ввоза в эту страну товаров для компаний из России нужны такие документы:

  • Внешнеторговый договор. На основании его осуществляется везение товаров. К этому документу выдвигаются особые требования, так важно не допускать в нем исправлений и неточностей. Все реквизиты и другие существенные моменты должны быть указаны разборчиво. Любые несостыковки способны нарушить экспорт-импорт Казахстана.
  • Заявление о вывозе товара и уплате НДС за ввоз покупателем. Очень важна виза на этом документа от налоговой. Причем сам налог на добавочную стоимость должен вноситься в бюджет до 20 числа следующего месяца. Экспортеру на руках нужно иметь копию данного бланка.
  • Транспортная документация. Вывоз из страны или ввоз в Россию товаров из Казахстана невозможен без соответствующего документального подтверждения. В качестве такого может выступать транспортная накладная, УПД, которые должны быть подписаны водителем, проставлен номер машины, на которой перевозился товар. При этом следует учесть, что не все компании могут представить такие документы, и сделать это правильно. В результате возникают проблемы при пересечении границы.
  • Другие бумаги. В зависимости от производственной сферы могут понадобиться дополнительные лицензионные или разрешительные документы. Это могут быть сертификаты соответствия, документы подтверждающие безопасность: фитосанитарный, ветеринарный.

Если вам нужно осуществить импорт из Казахстана в Россию, провести оформление документов или получить консультационные услуги обращайтесь к нашим юристам. Форма для связи простая – напишите нам и получите консультацию.

Двойное назначение

Интересный факт – практически все товары, которые отправляются в Казахстан – 90% относятся к таким, которые имеют двойное назначение. В таком случае необходимо проводить дополнительную экспертизу. Необходимость ее поясняется тем, что нужно подтвердить отсутствие необходимости дополнительного лицензирования. Она желательна, если проводиться подтверждение 0 ставки НДС для экспорта в Казахстан, хотя и не является обязательной. Если подобного заключения нет, а границе могут возникнуть проблемы.

Особенно проблематично будет перевезти через границу с целью продажи в соседней стране товары, которые могут быть использованы в военных целях. Причем не нужно иметь подобное намерение, но если теоретически товар может быть использован с подобным умыслом, придется получать специальное разрешение.

Чтобы было понятней, к товарам двойного назначения, что Россия экспортирует в Казахстан, относятся те, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены и для создания военного вооружения. Чаще всего это оборудование, сырье, отдельные информационные ресурсы научно-технического характера.

Подобные товары дополнительно подлежат экспортному контролю. Для этого в России создана специальная комиссия. Причем в этот орган преимущественно обращаются для лицензирования разного рода высокочастотного и радиоэлектронного оборудования, прекурсоров.

НДС при экспорте

Все тонкости и детали про оплату и возврат НДС при экспорте товаров, вы узнаете из нашей статьи. Переходите по

Так как торговля ведется в рамках единого экономического пространства, при правильном оформлении документов и своевременной оплате НДС, данный налог возвращается. Так данный механизм реализуется после того как декларация попадет в налоговый орган. Что касается сроков, то НДС при экспорте в Казахстан можно получить обратно через – 5-8 месяцев после отгрузки.

В процессе просчета данного налога нужно учитывать ряд существенных моментов. Так все товары реализуются в Казахстан по нулевой ставке, но при этом вносить платеж нужно, просто в будущем его вернут на расчетный счет в банке. Не стоит учитывать при вычете «входной» НДС, тех товаров, что идут на экспорт. Что делает процедуру значительно проще. Единственное исключение возврата при экспорте в Казахстан НДС это вывоз сырья. Для таких грузов необходим счет-фактура.

Механизм возврата

Детально стоит рассмотреть процесс возврата налога, ведь действовать можно двумя способами: самостоятельная подача необходимый бланков или обращение к специалистам.

Если решено своими силами возвращать НДС, то нужно действовать так:

  • Оформить и предоставить декларация в налоговый орган. При этом важно чтобы в документе не было ошибок. Иначе, во-первых, НДС при экспорте в Казахстан 2020 не вернут, во-вторых, есть риск получения штрафа.
  • Ожидание прохождения камеральной проверки. Ее осуществляет уполномоченный сотрудник налогового органа.
  • Возвращение средств на счет по результатам камеральной проверки.

Казалось бы, всего 3 простых этапа, но ожидание может затянуться на 3-5 месяцев.

Если у вас нет времени или желание ждать так долго, можно ускорить процесс. Мы поможем осуществить возврат НДС при экспорте из Казахстана без лишних проволочек. Для этого свяжитесь с нашими опытными юристами и опишите проблему, решение будет готово спустя пару минут. Форма связи всегда к вашим услугам.

Другие важные моменты

Есть еще ряд важных моментов, которые нужно учесть, заявляя возврат НДС. Среди таких:

  • Отводиться 180 дней на сбор необходимой для подачи в налоговый орган документации. Причем срок этот отмеряется от момента, когда товар был отгружен.
  • Оплата необходимого налога. В зависимости от товара, с которым осуществляется торговля с Казахстаном НДС на экспорт, может быть 10 или 18%.

Процесс экспортирования отображается в 4 разделе декларации. При этом обязательно нужны подтверждающие этот процесс документы. Просто так нулевая ставка не применяется.

В общем, процедуры ввоза и вывоза товаров между Россией и Казахстаном достаточно унифицированы, поэтому у большинства участников ВЭД особых сложностей не возникает.

Вводная информация

Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.

НДС при УСН

С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.

Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций

Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных вст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет. Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.

НДС при ОСНО

А вот налогоплательщики на ОСНО должны помнить, что ставка НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕЭАС применяется всегда. В том числе и в случае отгрузки товаров, которые в РФ налогом не облагаются на основании ст. 149 НК РФ (например, медицинское оборудование, оправы для очков). Связано это с тем, что порядок налогообложения экспортных операций в данном случае регулируется не Налоговым кодексом, а нормами международного договора. Причем, в силу прямого указания в ст. 7 НК РФ, нормы таких договоров имеют приоритет над правилами НК РФ.

Правила уплаты налогов по товарам, вывозимым из РФ в страны ЕАЭС, установлены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года; далее — Договор о ЕАЭС), а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Указанными нормами международного права не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 процентов в отношении реализации товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Так что реализация на экспорт в страны ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов (см. также письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40). Этот факт, в свою очередь, означает, что при отгрузке товаров нужно будет выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ). Счет-фактура составляется и при вывозе товаров, указанных в ст. 149 НК РФ. На это прямо указывает пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ

Какими документами подтвердить нулевую ставку НДС

Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС российский поставщик на ОСНО должен собрать и представить в налоговую инспекцию по месту своего учета пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Протокола. В этот пакет традиционно входит договор (контракт), являющийся основанием для отгрузки. При этом покупателем по этому договору может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны, входящей в ЕАЭС. Главное, чтобы грузополучатель находился в стране-участнице ЕАЭС.

Кроме того, в состав подтверждающих документов включаются транспортные, товаросопроводительные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства ЕАЭС. Здесь надо учитывать, что если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС, то подтверждения права на нулевую ставку такие документы представлять не нужно.

Как видим, тот факт, что при перемещении товаров и транспортных средств между странами ЕАЭС таможенный досмотр может не производиться, вроде бы учтен. Однако на практике все равно возникают проблемы. Так, налоговые органы, зачастую требуют представить для подтверждения права на нулевую ставку талоны о прохождении пограничного контроля в автомобильных пунктах пропуска через границу. Является ли такое требование правомерным? В п. 4 Протокола, как мы помним, речь идет не только о товаросопроводительных и транспортных, но и об иных документах, подтверждающих перемещение товаров, которые предусмотрены законодательством стран-участниц договора. При этом таможенник в месте убытия на лицевой стороне талона контроля при выезде проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля (п. 59 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ФТС России от 26.05.11 № 1067). Получается, что талон о прохождении пограничного контроля действительно может быть использован для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕАЭС и его истребование не противоречит п. 4 Протокола.

Трудности с документами, которые подтверждают пересечение границы, также могут возникать у налогоплательщиков, отправляющих товар через службу доставки (DHL, Fedex, UPS и т.п.), либо обычной почтой. В этой ситуации для ответа на вопрос о необходимых документах придется обратиться к достаточно старому, но сохраняющему силу постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04. В нем сделан вывод о том, что под «иными документами» для целей применения нулевой ставки НДС имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.п.).

На наш взгляд, это означает следующее. Если перевозка осуществляется службой доставки (перевозчиком), то для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров из России в страны ЕАЭС необходимо представить товаросопроводительные документы, составленные перевозчиком, и содержащие сведения о способе доставки и маршруте следования, из которых было бы ясно, что товары перемещены с территории РФ на территорию другой страны — члена Договора. А если товары отправляются почтой, то таким документом может быть также квитанция, содержащая реквизиты отправителя и получателя.

Идем дальше. Третьим документом, который Протокол требует представить для подтверждения нулевой ставки, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форму этого заявления можно найти в другом международном документе — Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».

Наконец, в Протоколе в качестве документа, который необходим для подтверждения «права на ноль» указана выписка банка. Но при этом сделана оговорка, что она требуется, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС. Т.е. в данном случае российские экспортеры получают возможность воспользоваться правилами п. 1 ст. 165 НК РФ, который такой выписки как раз не требует.

Подведем итог. В комплект подтверждающих документов при экспорте в страны ЕАЭС в обязательном порядке входят всего два документа: заявление и договор (контракт). Если же перемещение товаров через границу фиксируется каким-либо документом, этот документ также включается в «подтверждающий пакет».

Как подтвердить нулевую ставку

Следующий момент, на котором нужно остановиться, — процедурный. Как именно и когда собранные подтверждающие документы надо передать в налоговую инспекцию?

Срок предусмотрен в п. 5 Протокола. На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 20 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).

Если в дальнейшем подтверждающие документы все же будут собраны и представлены в инспекцию, уплаченный налог можно будет зачесть или вернуть в обычном порядке (т.е. по правилам ст. 78 НК РФ), о чем также прямо сказано в п. 5 Протокола. Ну а если документы собрать не получается, то уплаченный НДС можно учесть в составе расходов при налогообложении прибыли. Дело в том, что такой НДС не подпадает под запрет, установленный поп. 19 ст. 270 НК РФ, поскольку покупателям налог не предъявлялся, а был уплачен продавцом за счет собственных средств. (письма ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфина России от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045, от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961). Что касается правил представления документов, то они урегулированы в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). В данном документе говорится, что при реализации товаров, в страны ЕАЭС в налоговой декларации заполняется раздел 4. Обратите внимание: по операциям, в отношении которых документы за 180 дней собрать не удалось, придется подать уточненную декларацию за период отгрузки. А к заполненной таким образом декларации в качестве приложения идут рассмотренные нами выше подтверждающие документы.

Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Товары, вывезенные в таможенной процедуре экспорта, облагаются НДС по ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В случае если реализация производится в страны ЕАЭС, ориентироваться нужно также на Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол), согласно которому (п. 3 и 4) к экспорту товаров в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка, если в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представлены соответствующие документы.

Поговорим о таких документах подробнее, тем более что с октября 2018 года нормы о документальном подтверждении скорректированы – см. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Экспорт товаров в страны дальнего зарубежья

Договор (контракт) с российской организацией

Договор (контракт) с иностранным лицом на поставку товаров за пределы РФ является базовым документом, подтверждающим экспорт. (Заметим, особых требований к порядку его оформления не определено – ориентируясь на гражданское законодательство, стороны согласовывают здесь основные условия: о наименовании товара, его стоимости, сроках поставки и пр.) Поскольку речь идет о контракте именно с иностранной компанией, до сих пор экспортеры были лишены возможности применять нулевую ставку при вывозе товара в режиме экспорта зарубежным обособленным подразделениям российских организаций («иностранного» контракта-то не было, см. Письмо Минфина России от 01.10.2013 № 03-07-15/40626, направленное для сведения нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18594@).

С 01.10.2018 ситуация урегулирована: в отношении отгрузки товаров филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению российской организации, находящемуся за пределами ЕАЭС, подтвердить «экспортную» ставку можно контрактом с российской организацией (скорректирован абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Причем новые правила для подтверждения нулевой ставки НДС, а также налоговых вычетов по операциям реализации сырьевых товаров, указанных в абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ, применяются для всех случаев, перечисленных в пп. 1 и (или) 8 п. 1 ст. 164 НК РФ (что следует из абз. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Норма п. 1 ст. 164 НК РФ

Абзац 2 пп. 1

Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта

Абзац 3 пп. 1

Реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ)

Абзац 4 пп. 1

Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов, остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под обозначенную таможенную процедуру

Абзац 5 пп. 1

Реализация товаров, вывезенных при реэкспорте, ранее помещенных под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под обозначенные таможенные процедуры

Подпункт 8

Реализация припасов (топлива и ГСМ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания), вывезенных с территории РФ

Этот же подход наблюдается и в отношении реализации товаров через посредника (комиссионера, поверенного или агента) по посредническому договору (комиссии, поручения или агентскому соответственно). Иными словами, для подтверждения нулевой ставки, а также вычетов НДС по операциям реализации сырьевых товаров в налоговые органы представляют (пп. 2 п. 2 ст. 165 НК РФ в новой редакции):

  • контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с посредническим договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории ЕАЭС и (или) припасов за пределы территории РФ;

  • контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с посредническим договором), с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории ЕАЭС.

Транспортные (товаросопроводительные) документы

С октября 2018 года для подтверждения ставки 0% копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, представлять не надо, что следует из обновленного пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ.

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку таких товаров за пределы ЕАЭС;

  • таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении товаров, ранее ввезенных в РФ, под таможенные процедуры СТЗ, свободного склада или переработки на таможенной территории;

  • таможенные декларации (их копии), свидетельствующие о помещении под таможенную процедуру реэкспорта указанных товаров.

Не нужны транспортные документы и для подтверждения экспорта товаров, если налогоплательщик представит реестры этих документов в электронной форме (см. следующий раздел консультации). Налоговики сами получат информацию о вывозе у таможенников.

Однако сразу прощаться с транспортными документами не стоит, ведь налоговые органы при определенных обстоятельствах (в частности, при обнаружении несоответствия представленных налогоплательщиком и полученных от таможенников сведений) вправе истребовать копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, предусмотренных абз. 2, 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, за пределы таможенной территории ЕАЭС (новый п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Для справки: в целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, в том числе по ввезенным товарам, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на контроль и надзор в области налогов и сборов, сведения в электронной форме (п. 17 ст. 165 НК РФ).

Требования налоговиков нужно исполнить в течение 30 календарных дней с даты их получения, принимая во внимание особенности, представленные в таблице ниже (абз. 2 – 5 п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Способ вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта)

Способ подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС

Через морские порты, в том числе в случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа

В налоговые органы представляются:

– копия поручения на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ, копию поручения представлять в налоговые органы не нужно;
– копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории ЕАЭС

Воздушным транспортом

В налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории ЕАЭС

Железнодорожным транспортом

Истребуемые транспортные документы могут представляться в электронной форме по формату, утвержденному совместно федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на контроль и надзор в области налогов и сборов и таможенного дела. Указанные документы представляются в налоговый орган
в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов

Срок для представления документов из реестров

Участники внешнеэкономической деятельности в целях подтверждения нулевой ставки вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных (транспортных) документов (разумеется, если таковые требуются) вправе направить в налоговый орган электронные реестры этих документов (п. 15 ст. 165 НК РФ).

Но если налоговый орган выявит между «реестровыми» и «таможенными» сведениями несоответствия, он вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.

До сих пор на представление таких документов экспортеру было отведено 20 календарных дней с даты получения требования от налогового органа (абз. 15 п. 15 ст. 165 НК РФ). К копиям документов предъявлялось условие о наличии соответствующих отметок таможенников.

Документ

Требования ст. 165 НК РФ

Таможенная декларация (ее копия)

Наличие отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов

Отметки таможенных органов мест убытия, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории

Компетентные органы подчеркивали:

  • на истребуемых согласно п. 15 ст. 165 НК РФ документах должны быть проставлены отметки в соответствии с Порядком о таможенном декларировании (Письмо ФНС России от 10.01.2018 № АС-4-15/56@);

  • в случае если в таможенных декларациях, распечатанных налогоплательщиком с использованием специализированного программного средства ФТС, отсутствует какая-либо из отметок таможенных органов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, получение таких отметок налогоплательщиком у таможенных органов является обязательным (Письмо Минфина России от 05.07.2018 № 03-07-08/46762).

С 01.10.2018 рассматриваемая норма (п. 15 ст. 165 НК РФ) скорректирована. Во-первых, срок на представление «реестровых» документов налоговикам продлили с 20 до 30 календарных дней. Во-вторых, копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия.

К сведению: при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории ЕАЭС, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в соответствующие реестры, представленные в налоговый орган в электронной форме, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия.

Если по требованию налоговиков «реестровые» документы не представлены, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части считается неподтвержденной.

В случае если экспорт (реэкспорт) за пределы таможенной территории ЕАЭС по представленным налогоплательщиком документам не подтверждается сведениями, полученными от таможенников, об этом сообщается налогоплательщику. Последний вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у него документы, подтверждающие вывоз указанного товара (новый абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ).

Пояснения и документы (если таковые были представлены налогоплательщиком в налоговый орган согласно абз. 18 п. 15 ст. 165 НК РФ) налоговая служба включает в запрос, направляемый в ФТС. Если на основании этого запроса таможня так и не подтвердит вывоз товаров, обоснованность применения нулевой ставки в соответствующей части будет считаться неподтвержденной.

Повторное представление контрактов

Если контракты (договоры) ранее были представлены в налоговый орган для обоснования применения нулевой налоговой ставки или обоснования освобождения от уплаты акциза за предыдущие налоговые периоды, их повторное представление не требуется.

Обратите внимание: данное нововведение касается всех налогоплательщиков, применяющих нулевую ставку НДС (то есть экспортеров товаров в ближнее и дальнее зарубежье).

Вместо контрактов в налоговый орган нужно направить уведомление с обозначением реквизитов документа, которым были представлены указанные документы, и наименования налогового органа, в который они были представлены. Это сказано в новом абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ.

Экспорт товаров в страны ЕАЭС

В главу 21 НК РФ внесены технические поправки, определяющие право на применение ставки 0% при вывозе товаров на территорию ЕАЭС. В частности, п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 1.1, согласно которому налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных из России в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), в случаях, предусмотренных Договором о ЕАЭС.

Для подтверждения нулевой ставки, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров из абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ в налоговые органы представляются документы, предусмотренные Договором о ЕАЭС, но с учетом обозначенных новым п. 1.3 ст. 165 НК РФ особенностей. Напомним, что Протокол среди подтверждающих экспорт документов называет:

  • договор (контракт), на основании которого осуществляется экспорт товаров;

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств (либо перечень таких заявлений);

  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;

  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

К сведению: при экспорте товаров с территории РФ на территорию государств – членов ЕАЭС представление таможенной декларации (ее копии) не требуется (Письмо ФНС России от 27.04.2017 № СД-4-3/8126@).

Иначе обстоят дела, если продукция помещается под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада (пп. 3 п. 4 Протокола). В этом случае вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов нужна копия таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под указанные таможенные процедуры (Письмо Минфина России от 06.03.2017 № 03-07-13/1/12524).

Но транспортные (товаросопроводительные) документы экспортерам ближнего зарубежья можно не представлять. Копии этих документов могут быть заменены на перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налоговой в электронной форме(абз. 2 п. 1.3 ст. 165 НК РФ).

К сведению: предусмотренный п. 15 ст. 165 НК РФ реестр, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0%, к рассматриваемой ситуации неприменим. Иными словами, налогоплательщик не может представить такие реестрывместо копий транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров с территории РФ на территорию государств – членов ЕАЭС (письма ФНС России от 03.08.2018 № СД-4-3/15160@, от 27.04.2017 № СД-4-3/8126@).

Вместе с тем налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Истребуемые документы (их копии) представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.

В случае если по требованию налоговиков документы не представлены, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной.

Экспорт услуг (работ)

Для полноты картины стоит также отметить: Федеральный закон № 302-ФЗ внес и другие изменения – в частности, в ст. 165 НК РФ ввел п. 20, в котором представлены особенности подтверждения экспортной ставки НДС и налоговых вычетов при реализации работ (услуг). Но эта норма (в отличие от рассмотренных выше) будет применяться с 01.04.2019 (п. 9 ст. 4 закона).

Итак, согласно п. 20 ст. 165 НК РФ при железнодорожных перевозках вместо копий документов в налоговый орган могут быть представлены транспортные и перевозочные документы, составленные в электронной форме по установленному формату. В таблице ниже показано, о реализации каких услуг (работ) идет речь, а также обозначена норма НК РФ, в которой перечислены документы, «заменяемые» на электронные.

Услуги

Статья 165 НК РФ (о документах)

Услуги по международной перевозке, оказанные в отношении товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в таможенной процедуре экспорта (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Подпункт 3 п. 3.1

Транспортно-экспедиционные услуги, а также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, оказываемые российскими организациями (ИП), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, при условии что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Подпункт 3 п. 3.7

Услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ

Работы (услуги), связанные с такой перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку экспортируемых (реэкспортируемых) товаров

Услуги и работы, оказываемые и выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Абзац 4 п. 5

Указанные в п. 20 ст. 165 НК РФ документы представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов.

Представленные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ.

* * *

Мы рассмотрели скорректированные законодателем (Федеральный закон № 302-ФЗ) нормы гл. 21 НК РФ, которые нужно взять на вооружение участникам внешнеэкономической деятельности в ближайшее время.

Если вкратце:

  • при экспорте товаров российской организации можно применить ставку 0%, подтверждением права на нее является контракт с российской организацией;

  • для подтверждения нулевой ставки при экспорте могут не понадобиться транспортные документы;

  • продлен срок для представления документов из реестров;

  • копии таможенных деклараций, сведения из которых включены в реестр, могут представляться без отметок российских таможенных органов места убытия;

  • контракт для подтверждения нулевой ставки НДС представлять повторно не надо.

Перечисленные изменения вступили в силу 01.10.2018, но применяются в отношении операций по реализации товаров, совершенных начиная с указанной даты (п. 2 и 8 ст. 4 Федерального закона № 302-ФЗ). Это означает, что по старым (до 01.10.2018) экспортным поставкам изменения применяться не будут, даже если подтверждение нулевой ставки произойдет по ним после указанной даты. Вместе с тем официальных разъяснений по этому поводу пока не последовало.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*