Актуально на: 17 января 2020 г.Человек может заболеть в любой момент, даже находясь в отпуске.…
admin / 23.03.2020
Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.
Содержание
Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:
То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.
Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.
ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.
ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.
ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.
При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:
Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:
Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.
Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:
Ставка указана в рублях за тонну продукции.
ЭС рассчитывается по следующей формуле:
ЭС = С * М * Н
где:
ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.
Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:
7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.
Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:
7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.
Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.
Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:
Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.
ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.
Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.
Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:
Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.
Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.
ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.
Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.
ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.
Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:
Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2017 г. N 2971-р
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»:
1. Утвердить прилагаемые нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 годы.
2. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 2491-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 50, ст. 7207);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 43-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 5, ст. 823);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2017 г. N 864-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст. 2955).
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2017 г. N 2971-р
НОРМАТИВЫ
УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ
НА 2018 — 2020 ГОДЫ
Наименование групп товаров, упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р | Норматив утилизации отходов от использования товаров, в процентах | |||
2018 год | 2019 год | 2020 год | ||
Группа N 1 | «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 2 | «Ковры и ковровые изделия» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 3 | «Спецодежда» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 4 | «Одежда верхняя прочая» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 5 | «Белье нательное» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 6 | «Одежда прочая и аксессуары» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 7 | «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 8 | «Изделия деревянные строительные и столярные прочие» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 9 | «Тара деревянная» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 10 | «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» | 25 | 35 | 45 |
Группа N 11 | «Мешки и сумки бумажные» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 12 | «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 13 | «Изделия хозяйственные из бумаги или картона» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 14 | «Принадлежности канцелярские бумажные» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 15 | «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 16 | «Издательская продукция печатная» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 17 | «Нефтепродукты» | 15 | 20 | 25 |
Группа N 18 | «Шины, покрышки и камеры резиновые» | 20 | 25 | 30 |
Группа N 19 | «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 20 | «Изделия из резины прочие» | 20 | 25 | 30 |
Группа N 21 | «Изделия пластмассовые упаковочные» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 22 | «Изделия пластмассовые строительные» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 23 | «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 24 | «Изделия пластмассовые прочие» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 25 | «Стекло листовое гнутое и обработанное» | 15 | 20 | 25 |
Группа N 26 | «Зеркала стеклянные» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 27 | «Изделия из стекла изолирующие многослойные» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 28 | «Стекло полое» | 15 | 20 | 25 |
Группа N 29 | «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов» | 15 | 20 | 30 |
Группа N 30 | «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов» | 15 | 20 | 30 |
Группа N 31 | «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 32 | «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 33 | «Мониторы, приемники телевизионные» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 34 | «Оборудование коммуникационное» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 35 | «Техника бытовая электронная» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 36 | «Приборы оптические и фотографическое оборудование» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 37 | «Элементы первичные и батареи первичных элементов» | 0 | 10 | 20 |
Группа N 38 | «Аккумуляторы свинцовые» | 15 | 18 | 20 |
Группа N 39 | «Батареи аккумуляторные» | 15 | 18 | 20 |
Группа N 40 | «Провода и кабели электронные и электрические прочие» | 0 | 5 | 10 |
Группа N 41 | «Оборудование электрическое осветительное» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 42 | «Приборы бытовые электрические» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 43 | «Приборы бытовые неэлектрические» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 44 | «Инструменты ручные с механизированным приводом» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 45 | «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 46 | «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания» | 5 | 10 | 15 |
Группа N 47 | «Упаковка металлическая из стали» | 15 | 20 | 30 |
Группа N 48 | «Упаковка металлическая из алюминия» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 49 | «Упаковка полимерная» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 50 | «Упаковка из гофрированного картона» | 25 | 35 | 45 |
Группа N 51 | «Упаковка из бумаги и негофрированного картона» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 52 | «Упаковка стеклянная» | 15 | 20 | 25 |
Группа N 53 | «Упаковка деревянная и пробковая» | 10 | 15 | 20 |
Группа N 54 | «Упаковка из текстильных материалов» | 0 | 5 | 10 |
Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.
Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».
После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.
К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.
В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.
Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.
Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.
Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.
Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.
Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:
Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.
Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.
Объект налогообложения | Не объект налогообложения |
---|---|
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками | негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней |
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод | размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это) |
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности | накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения |
Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.
Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:
Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).
За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.
В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.
Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.
Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.
Узнать больше
Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».
Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.
Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.
Обновление: 12 февраля 2020 г.
Уже не первый год некоторые организации и предприниматели должны платить экологический (утилизационный) сбор. Посмотрим, кто должен заплатить экологический сбор за 2019 год, как его рассчитать и какую отчетность нужно сдать. Отметим, что порядок уплаты экологического сбора за 2020 год пока такой же, но ближе к концу года может и поменяться.
Экологический (ликвидационный) сбор за 2019 год должны заплатить производители и импортеры определенных товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (п. 1, 7 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Перечень таких товаров (упаковки) утвержден Распоряжением Правительства от 28.12.2017 N 2970-р. В него, в частности, входят готовые текстильные изделия, ковры, одежда, деревянные строительные и столярные изделия, бумага и картон, шины, издательская продукция и т.д.
Обязанность платить экологический сбор возникает в двух ситуациях:
Экологический сбор за упаковку платится только в отношении упаковки, входящей в Перечень, если (п. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):
Срок уплаты экологического сбора за 2019 год – до 15 апреля 2020 года (п. 2 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Экологический сбор перечисляется (п. 4, 4(1) Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):
Реквизиты для уплаты экологического сбора можно найти на сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов (п. 5 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073).
Как рассчитать экологический сбор за 2019 г.? Порядок уплаты экологического сбора различается в зависимости от ситуации.
Если производители (импортеры) самостоятельно не утилизируют товары (упаковку), то сбор рассчитывается по такой формуле (п. 6 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 6 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):
Экологический сбор за 2019 год = Масса товара (упаковки), выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за 2018 год * Норматив утилизации отходов на 2019 год * Ставка экологического сбора
Если производители (импортеры) обязались утилизировать отходы, но не выполнили норматив, то сбор рассчитывается так (п. 7 ст. 24.5 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 8 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 N 1073):
Сумма экологического сбора за 2019 год = (Количество отходов, подлежащих утилизации за 2019 год, исходя из норматива – Количество утилизированных отходов за 2019 год) * Ставка экологического сбора
Разъяснения по уплате экологического сбора дает Росприроднадзор и его территориальные органы.
Ставки экологического сбора 2019 для каждой группы товаров (группы упаковки) утверждены Постановлением Правительства от 09.04.2016 N 284. Нормативы утилизации отходов утверждены Распоряжением Правительства от 28.12.2017 N 2971-р.
Штрафы за экологический сбор (неуплата и несвоевременная уплата) следующие (ст. 8.41.1 КоАП РФ):
По экологическому сбору сдается следующая отчетность (п. 17 ст. 24.2 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ):
FILED UNDER : Статьи