admin / 28.03.2020

ЕГАИС

ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система.

Что такое ЕГАИС для розницы и зачем это нужно? Фактически, с помощью этой системы государство намерено контролировать производство и движение всего алкоголя по стране. Дело в том, что, как показывает статистика, около 30 процентов алкоголя в России произведено незаконно. Это значит, что контрафактной является примерно каждая третья бутылка спиртного на прилавке.

При такой ситуации контроль — дело, конечно, нужное, но для предпринимателей это очередной стресс. Без паники! Мы подробно и обстоятельно расскажем все, что вам необходимо знать про то, как работает ЕГАИС в рознице с 1 января 2016 года: как подключаться, когда подключаться и что сделать, чтобы подключиться. Ответим на возникающие у многих предпринимателей вопросы, например, нужен ли ЕГАИС для продажи пива. И кроме того, предложим решение, которое значительно облегчит вам жизнь с ЕГАИС в рознице.

Итак, факты. Если у вас розничный магазин на территории России, то имейте в виду, что с 1 января 2016 года вам нужно передавать информацию в ЕГАИС о закупках любого алкоголя, даже если вы торгуете в розницу только пивом. А в июле того же года вступило в силу требование об отчете о розничных продажах. Через систему должна проходить каждая единица товара. Об этом говорится в Федеральном законе № 182-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Более того, согласно обновленной редакции закона 171-ФЗ с 31 марта 2017 года торговля алкогольной продукцией и реализация ее через общепит может вестись только с применением контрольно-кассовой техники. Это касается и пива, а также других слабоалкогольных напитков. На практике это значит, что вы автоматически лишаетесь отсрочки до июля 2018 года по введению онлайн-касс. Даже если вы ИП на ЕНВД или патенте, но при этом торгуете любым алкоголем, то ККТ вам надо применять уже сейчас.

Последние новости для тех, кто торгуем пивом! И они хорошие. Закон 278-ФЗ от 29.07.2017 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 31 июля 2017 и вступил в силу со дня опубликования. В нем в частности дается новая редакция статьи 16 закона 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и ее пункта 10: «Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники». Таким образом признана приоритетность закона о кассовой технике над 171-ФЗ. Соответственно, ИП на ЕНВД или патенте, продающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, получили отсрочку для внедрения онлайн-касс до 1 июля 2018 года.

Содержание

Как работает ЕГАИС в рознице

Поставка

Работа с ЕГАИС в рознице для вас начнется с получения поставки. Получив алкоголь от поставщика, вы должны будете сверить реальное количество бутылок с бумажной и электронной накладной. Как подтвердить факт закупки в ЕГАИС? Электронный документ должен поступить из информационной системы на ваш компьютер с установленной товароучетной программой с поддержкой ЕГАИС. Если данные сойдутся, вы принимаете накладную от поставщика и подтверждаете факт закупки в ЕГАИС. Если нет или если марки на каких-либо товарах повреждены — вы можете либо полностью отклонить накладную, либо оформить акт расхождений.

Допустим, что все сошлось и подтверждение факта закупки в ЕГАИС состоялось. Теперь необходимо загрузить информацию о товарах в кассовую программу, которая также должна быть установлена в рознице в соответствии с требованиями ЕГАИС.

Предполагается, что на каждой бутылке с алкоголем есть специальная марка, на которую нанесен двумерный штрихкод Micro PDF417. В нем зашифрована информация о производителе и лицензии, а также другие характеристики продукта.

Продажа

Итак, бутылки с алкоголем расставлены по полкам, и торговля начинается. Покупатель выбрал нужный товар и готов расплатиться. Кассир считывает информацию со штрихкода бутылки с помощью 2D-сканера, и товар добавляется в чек. Одновременно кассовая программа генерирует xml-файл и отправляет его в Универсальный Транспортный Модуль. Это приложение, которое обменивается данными с сервером Росалкогольрегулирования. Там формируется квитанция с цифровой подписью магазина и штрихкодом, которая «улетает» в кассу, и только после этого чек закрывается. Таким образом продажа каждой бутылки или коробки алкоголя должна фиксироваться в онлайн-режиме в системе ЕГАИС в розничной торговле с 2016 года.

После продажи

Вместе с купленным товаром покупатель получает от кассира чек, но не обычный, а с двумерным штрихкодом. Этот код подтверждает, что факт продажи зафиксирован в ЕГАИС. При этом код на чеке будет один вне зависимости от количества купленного спиртного. Теперь покупатель может сам проверить подлинность алкоголя, считав этот код с помощью мобильного телефона. Для этого ему надо установить мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко» от Росалкогольрегулирования. С введением онлайн-касс при покупке спиртного на чеке будет уже два QR-кода: один — сгенерированный ККТ для чека в целом, второй — на алкоголь из ЕГАИС.

Впрочем, если все работает правильно, то в проверке штрихкода покупателем, теоретически, нет смысла. Когда код не считывается сканером на кассе, система фиксирует попытку продажи контрафактного алкоголя, и блокирует ее. Вот, что такое в идеале ЕГАИС для розницы.

Если произошел сбой

Если интернет в магазине внезапно отключится, торговлю алкоголем можно некоторое время продолжать. Программа для ЕГАИС сохранит данные о каждой продаже. И как только сеть снова заработает, ПО передаст данные в РАР. При этом чеки покупателям будут закрываться. Система ЕГАИС в розничной торговле в 2017 году предполагает, что работать в таком режиме можно не более трех дней. Если в течение этого времени поломка не будет устранена, то продажу алкоголя придется приостановить.

Вопросы и ответы

— Нужно ли при приеме товара сканировать каждую бутылку?
— При приеме вообще нет необходимости сканировать товар. Приемка и работа с поставщиками ведется в рамках электронного документооборота в ЕГАИС, партиями по объемным показателям.

— Как перемещать остатки между магазинами?
— На этот вопрос сложно ответить однозначно. Согласно официальной позиции ФС РАР, перемещения между обособленными подразделениями, а также с центрального склада или офиса возможны только при наличии оптовой лицензии. Но с технической точки зрения УТМ позволяет оформлять накладные на перемещения.

— Отменят ли алкодекларирование?
— До 2018 года декларирование остается. В 2018 году, когда ЕГАИС заработает на всех предприятиях, осуществляющих оборот алкогольной продукции, декларации будут отменены.

Сроки подключения к ЕГАИС

С 1 января 2016 года организации, которые торгуют алкоголем в розницу, должны фиксировать в ЕГАИС факт закупки алкоголя. Это касается как городских, так и сельских торговых точек. Другая важная дата — 1 июля 2016 года. С этого момента все эти организации, помимо информирования о закупках, должны будут также фиксировать в ЕГАИС розничные продажи.

Вопросы и ответы

— Что делать с остатками, приобретёнными до 1 января 2016 года?
— Их нет необходимости ставить на баланс. Можно продавать. Но если потребуется оформить накладную на возврат поставщику или провести списание, данные операции нужно будет проводить только через ЕГАИС, а для этого сначала поставить такую продукцию на баланс, используя документ Акт постановки на баланс в ЕГАИС.

Продажа пива в 2016 году — новые правила

Индивидуальные предприниматели, продающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, по новым правилам с 2016 года также должны передавать информацию о закупке слабоалкогольных напитков в ЕГАИС. Так же, как и большинство представителей алкогольной розницы, делать это они обязаны с 1 января. Фиксацию продаж пива в 2016 году новые правила не предусматривают.

Нужен ли ЕГАИС в общепите

Судя по разъяснениям официальных инстанций, ответ на вопрос, нужен ли ЕГАИС в общепите, следующий. Предприятиям общественного питания, осуществляющим продажу алкоголя, необходимо фиксировать в системе ЕГАИС его закупку. Фиксацию продаж в ЕГАИС для кафе и ресторанов закон не предусматривает.

Вопросы и ответы

— Если мы ИП и торгуем только пивом, нужен ли нам сканер?
— Сканер вам не нужен. Принтер ЕНВД — на ваше усмотрение. Если вы освобождены от применения ККТ.

— Нужен ли сканер для небольшого кафе-бара?
— Если вы хотите подключится к ЕГАИС в части отражения продаж по крепкому алкоголю на добровольной основе, то да, нужен.

— Каковы плюсы добровольного подключения к ЕГАИС организации общепита?
— Плюс в том, что, если вы отправляете данные о продажах в ЕГАИС, можно забыть про журнал учета розничных продаж. Он будет автоматически заполнятся и формироваться в вашем личном кабинете.

Кому не надо подключаться к ЕГАИС?

Для начала перечислим тех, кто освобожден от ЕГАИС временно.

  • Послабление в законе предусмотрено для организаций на территории Республики Крым и Севастополя. Это касается компаний, которые торгуют алкоголем в розницу, а также индивидуальных предпринимателей, реализующих в розницу пиво и другие слабоалкогольные напитки. В городских поселениях фиксировать в ЕГАИС факты закупки алкоголя нужно с 1 января 2017 года. Для сельских поселений перенос сроков ЕГАИС еще больше – им нужно будет подключиться 1 января 2018 года.
  • Розничные алкогольные организации в сельской местности с населением до 3 тыс. человек, где в магазины пока не проведен интернет, тоже относятся к тем, кому не надо было подключаться к ЕГАИС на первом этапе, но только по части фиксации продаж! По продажам у них отсрочка до 1 июля 2017 года. В отношении фиксации закупок отсрочек у сельских поселений не было! И, что важно, льготы получат не все сельские поселения. Список поселений, получивших отсрочки, утверждает субъект федерации.

А теперь о тех, кому не надо подключаться к ЕГАИС совсем. На это имеют право:

  • производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи объемом не более 300 тысяч декалитров в год;
  • производители вина и игристого вина (шампанского) из собственного винограда;
  • в части фиксации продаж ЕГАИС не предусмотрен для ИП, торгующих в розницу пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой, а также для организаций общественного питания (кафе и ресторанов).

Вопросы и ответы

— Крым имеет отсрочку согласно 182-ФЗ, но если организация с материка закупает продукцию у компании в Крыму, она должна фиксировать закупку в ЕГАИС?
— Да, необходимо фиксировать такую закупку.

— Как подтверждать накладные поставщику в сельском поселении, где интернет в магазине может пропасть более, чем на 3 дня?
— Для поселений установлены максимальные сроки подтверждения накладных поставщику — 7 дней. За это время можно найти точку, где есть интернет (например, почтовое отделение) и подтвердить накладные там.

Интернет-торговля алкоголем

Фактически закона о легальной интернет-торговле алкоголем пока просто нет. Но в Росалкогольрегулировании говорят, что этот вопрос стоит на повестке дня. Предполагается, что в законодательстве, регламентирующем эти процессы, будут прописаны ограничения по возрасту покупателей и по времени продаж.

Журнал учета розничной продажи алкогольной продукции

Ведение такого журнала тоже стало необходимостью с 1 января 2016 года. В нем фиксируются номер, дата розничной продажи, штрихкод, наименование продукции, код вида продукции, емкость в литрах и количество. Данные о поставках алкоголя в журнале не отображаются. Форма его ведения утверждена приказом Росалкогольрегулирования №164 от 19.06.2015.

Документ можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. При условии подключения к ЕГАИС требования к ведению журнала будут считаться выполненными. Однако тут есть тонкий момент. Фиксация розничных продаж алкоголя в ЕГАИС стала обязательной только 1 июля 2016 года, а журнал необходимо было вести уже с 1 января. Соответственно, полгода приходилось фиксировать в нем продажи отдельно.

Вопросы и ответы

— Как заносить данные в журнал учета при торговле алкоголем в розлив?
— При торговле алкоголем в розлив данные в журнал заносятся при вскрытии тары. Заносится вес и объем тары полностью.

— Требуется ли ведение журнала учета в Крыму с 1 января 2016 года или есть отсрочка?
— Да, требуется с 1 января 2016 года.

— Как вести записи в журнале, если ООО продает и алкогольную продукцию, и пиво?
— Если организация одна, вы должны записывать все в один журнал. Журнал ведется по каждому юридическому лицу отдельно.

Заполнение журнала — обязанность всех организаций, которые занимаются оборотом алкоголя, а также индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и другие слабоалкогольные напитки. При этом ИП, которым не обязательно информировать ЕГАИС о продажах, надо будет отображать их в журнале. По каждой торговой точке необходимо вести отдельный журнал.

Данные из журнала будут нужны для ежеквартального заполнения деклараций.

Ответственность за неподключение к ЕГАИС

Если торговая точка не подключена к ЕГАИС, то с 1 января 2016 года продавать алкогольные напитки, включая пиво, ей запрещено. Ответственность за неподключение к ЕГАИС такая же, как и за продажу спиртного без сопроводительных документов. Юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 150000 до 200000 рублей, а штраф за неподключение к ЕГАИС для руководителя компании (физического лица) составит 15000 рублей. Это предусмотрено в статье 14.19 КОАП.

Аналогичная ответственность после 1 июля 2016 года наступила и для тех предпринимателей, которые к ЕГАИС подключились, а товар не сканируют. Если это не осознанное нарушение, то так может случиться в результате поставки в магазин товара с поврежденными марками и испорченными штрихкодами. Информация просто не считается и, когда такой товар будет продан, это может быть расценено только как незаконный оборот алкогольной продукции. Поэтому каждому предпринимателю, имеющему дело с продажей алкоголя, стоило позаботиться о том, чтобы распродать товар с поврежденными марками до июля.

Добавим, что, как заявили в Росалкогольрегулировании, до 20 апреля 2016 года поставщиков и розничных продавцов при обнаружении каких-либо проблем с ЕГАИС обещали не наказывать.

К 20 апреля были сданы декларации за 1 квартал 2016 года, и регулирующий орган смог сравнить информацию, отраженную в декларациях, с теми объемами, которые проходили через ЕГАИС. И тогда у поставщиков и продавцов, которые не обеспечили к этому сроку нормальное функционирование системы, могли быть проблемы — к ним были применены меры, предусмотренные законодательством, вплоть до лишения лицензии.

ЕГАИС отложат до 2018 года?

Этот вопрос встречается среди представителей алкогольной розницы довольно часто. Скорее всего, он возник на почве выступлений на эту тему организации «Опора России» в СМИ. «Опора России» обращалась к властям с предложением отложить необходимость подключения к ЕГАИС до 1 июля 2018 года. Однако закон официально вступил в силу 1 января 2016-го.

Читайте также: Подключение к ЕГАИС.

Разъяснения по ЕГАИС

Методология ведения поштучного учета
Методология (версия 2.6)
Приложение (версия 4)
О соответствии количества позиций продукции в ЕГАИС и бумажных накладных

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что учет поставка продукции в системе ЕГАИС посредством накладных осуществляется с привязкой к конкретным регистрационным формам учета 1 и 2. Указанные регистрационные формы характеризуют товар и соответствуют каждой отдельной позиции в электронной накладной.
В связи с этим количество позиций в электронной накладной системы ЕГАИС и в бумажной накладной может не совпадать, что не является нарушением порядка ведения учета. При этом суммовые количества поставляемой продукции должны соответствовать.

Отражение поставки алкогольной и безалкогольной продукции в ЕГАИС

Согласно пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН, а также указания по ее применению и заполнению утверждены постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78 (далее-постановление).
Постановлением определено, что ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, что в условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, установлено, что партия груза — груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу.
Таким образом, отгрузка алкогольной и безалкогольной продукции, входящих в одну партию продукции, может оформляться одной ТТН на всю партию.
При этом по данной ТТН в ЕГАИС фиксируются только сведения об алкогольной продукции. Отражение в системе ЕГАИС сведений о поставке безалкогольной продукции не допускается.

Ведение справочника алкогольной продукции в ЕГАИС

Росалкогольрегулирование сообщает, что в соответствии с правилами ведения системы ЕГАИС, введение алкогольных наименований в справочники системы осуществляется производителями и импортерами продукции самостоятельно.
С целью достоверного отображения сведений в системе ЕГАИС, Росалкогольрегулирование сообщает о необходимости использования филиалами и обособленными подразделениями организаций отдельных кодов продукции при производстве или импорте продукции. Использование кодов продукции, заведенных иными предприятиями или обособленными подразделениями для фиксации собственного производства или импорта в ЕГАИС не допускается.

Учет продукции в системе ЕГАИС

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что электронные документы регистрационная форма учета №1 и регистрационная форма учета №2, сопровождающие партии товара во время оборота в системе ЕГАИС, содержат в себе данные, характеризующие товар.
При этом они не являются электронным аналогом бумажных сопровождающих документов разделов А и Б справки к ТТН/ГТД, могут не совпадать как по количеству документов, так и по номерам и датам справок и регистрационных форм учета.

Особенности заполнения регистрационной формы учета № 1 по импортной продукции в ЕГАИС

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что в соответствии с Приказом Росалкогольрегулирования № 413 от 03.12.2015 Об утверждении формата представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации в регистрационной форме учета №1 в реквизите BOTTLINGDATE
в отношении продукции российского производства, указывается дата розлива, в отношении продукции, произведенной не на территории Российской Федерации,– дата документа, на основании которой осуществлен ввоз продукции на территорию Российской Федерации или дата выпуска товара в соответствии с выбранной таможенной процедурой.
Таким образом, отсутствие в указанном электронном документе сведений о дате розлива по импортированной продукции является допустимым.

Оптимизация процесса синхронизации по справочнику контрагентов на комплексах ЕГАИС производителей и импортеров.

С целью оптимизации процесса синхронизации по справочникам организаций в ЕГАИС, в действующую систему были внесены изменения, которые отключают получение данных по всем организациям и индивидуальным предпринимателям в принудительном порядке.
В настоящее время, для получения данных по контрагенту, необходимо сформировать запрос через подраздел Отправка контрагентов раздела ЕГАИС личного кабинета на портале https://service.fsrar.ru.
Инструкция по добавлению контрагента доступна по ссылке

Описание документооборота ЕГАИС

Описания документооборота ЕГАИС. — описание

Возможность добавления номенклатуры продукции в ЕГАИС посредством федерального реестра алкогольной продукции

В связи с тем, что часть производителей/импортёров алкогольной продукции могли перестать осуществлять деятельность до момента обязательного подключения к системе ЕГАИС (предприятия пивоваренной отрасли), а их продукция может находиться на остатках оптовых и розничных организаций и начиная с 01.01.2016 должна фиксироваться в ЕГАИС, Росалкогольрегулирвоанием разработан дополнительных механизм заведения номенклатуры продукции посредством функционала федерального реестра алкогольной продукции (ФРАП).
Инструкция по добавлению доступна по ссылке

Отображение адресов в справочнике организаций системы ЕГАИС

Федеральным законом от 29.06.2015 № 182-ФЗ внесены изменения в Закон № 171-ФЗ, касающиеся усовершенствования механизма учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Требование об обязательной фиксации информации в ЕГАИС распространено, в том числе на компании, осуществляющие закупки, хранение и поставки (в том числе импорт) алкогольной (включая пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху) и спиртосодержащей продукции, а также розничную продажу алкоголя.

В соответствии с установленным порядком ведения учета в системе ЕГАИС, повторение записей организаций с идентичными ИНН и КПП не допускается. Таким образом, адресные реквизиты обособленных подразделений организаций содержат указание основного адреса (до уровня номера дома, строения, литеры) с добавлением уточняющих показателей (указанных в лицензиях на осуществление различных видов деятельности), разделяемых знаком |. Использование подобных записей для фиксации информации в системе ЕГАИС является допустимым и не считается ошибкой.

Особенности ведения учета в ЕГАИС участниками пивоваренной отрасли

В соответствии решениями, принятыми на совместных совещаниях с представителями пивоваренной отрасли, Росалкогольрегулирование сообщает:

  • Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оборот пива, пивных напитков сидра, пуаре и медовухи необходимо использовать один экземпляр программных средств ЕГАИС вне зависимости от количества мест осуществления деятельности для отражения данных в ЕГАИС;
  • Предоставление информации о дате розлива продукции в ЕГАИС и справках А к ТТН до 01.07.2016 носит справочный характер;
  • В случае если обособленное подразделение организации осуществляет импорт пива, пивных напитков сидра, пуаре и медовухи, на нем необходимо устанавливать программные средства ЕГАИС версии 2.22.x;
  • В случае возникновения ошибок АСИиУ, мешающих продолжению фиксации суточных файлов, организациям необходимо продолжать загружать суточные файлы на комплексе предприятия до момента принятия решения о возобновлении фиксации данных со стороны МРУ Росалкогольрегулирования.

Справочник организаций в системе ЕГАИС.

Порядок учета для предприятий, осуществляющих розлив безалкогольной продукции на тех же линиях, что и алкогольную.

Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи начиная с 01.07.2013 оснащены автоматическими средствами измерения и контроля (далее — АСИиУ) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 01.07.2010 N 45н.

В случае розлива безалкогольной продукции на производственных линиях, на которых производится розлив алкогольной продукции, для позиций суточных файлов АСИиУ в режиме «004» — розлив готовой продукции необходимо указывать универсальный безалкогольный код (код продукции — DEF_PRODUCT_NAME_CODE, код вида продукции — DSC).

Организациям, подключившимся к системе ЕГАИС до 19.05.2015 и имеющим необходимость ведения подобного учета, необходимо обратиться за обновлением системы ЕГАИС в Росалкогольрегулирование по электронной почте egais_connect@fsrar.ru.

Пример суточного файла

KKMka.ru принимает заявки на внедрение ЕГАИС в розницу в полном соответствии с федеральным законом от 29.06.2015 г. Подробная информация об услуге подключения к ЕГАИС приводится в разделе «Автоматизация торговли».

Закон о ЕГАИС от 29.06.2015

Ниже приводится полный текст закона о ЕГАИС, являющийся по сути дополнением основного закона № 171-ФЗ от 22.11.1995:

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Федеральный закон от 29.06.2015 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Статья 1
Статья 2
Статья 3

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

Статья 1

1) пункт 4 статьи 1 после слов «парфюмерно-косметической продукции» дополнить словами «, товаров бытовой химии и средств личной гигиены»;

2) в пункте 1 статьи 6:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«утверждение перечня поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;

3) в статье 8:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, сусла, виноградного сусла, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Основное технологическое оборудование для производства вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Требование абзаца второго настоящего пункта не распространяется на:

основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в порядке, установленном пунктом 6 статьи 14 настоящего Федерального закона;

основное технологическое оборудование для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих им на праве собственности или на праве аренды (далее — собственный виноград);

основное технологическое оборудование организаций, осуществляющих производство только вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.

Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждается Правительством Российской Федерации.

Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающим в себя программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы и программно-аппаратные средства организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей и индивидуальных предпринимателей, представляющие собой комплекс технических устройств и программного обеспечения, и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, наряду с приемом и передачей информации, указанной в абзаце десятом настоящего пункта, должны обеспечивать нанесение на федеральные специальные марки и считывание с них сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, наряду с приемом и передачей информации, указанной в абзаце десятом настоящего пункта, должны обеспечивать прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием указанного оборудования.

Программно-аппаратные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих оборудование для учета объема оборота вина, игристого вина (шампанского), должны обеспечивать нанесение на федеральные специальные марки и считывание с них сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением хранения) такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема импорта алкогольной продукции, маркируемой акцизными марками, должны обеспечивать нанесение на акцизные марки и считывание с них сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.»;

б) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

«2.1. Указанное в абзаце восьмом пункта 2 настоящей статьи требование не распространяется на учет объема:

1) розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;

2) розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

3) розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Перечень таких поселений определяется законом субъекта Российской Федерации;

4) закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;

6) временного хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

7) производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям;

8) производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;

9) перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

10) перевозок алкогольной продукции, а также спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта не более 25 процентов объема готовой продукции;

11) производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда и хранения таких вин.»;

Пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2018 г.

5) в пункте 1 статьи 10.2:

а) подпункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2) справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, для импортированного этилового спирта в целях производства этилового спирта по фармакопейным статьям и для импортированного этилового спирта по фармакопейным статьям. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС;

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, для этилового спирта в целях производства этилового спирта по фармакопейным статьям и для этилового спирта по фармакопейным статьям;»;

6) в пункте 2.4 статьи 11:

а) в абзаце первом слова «Российской Федерации, по предложению» заменить словами «Российской Федерации по предложению»;

б) абзац третий изложить в следующей редакции:

«Производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения осуществляется организациями (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей) из винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих этим организациям на праве собственности, аренды или на ином законном основании, либо из винограда, выращенного на виноградниках, которые принадлежат другим лицам и сведения о которых внесены в реестр виноградных насаждений.»;

7) в статье 12:

а) абзац шестой пункта 2.3 после слов «специальных марках,» дополнить словами «определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации, и»;

б) в подпункте 1 пункта 5.1 слова «таможенным законодательством Таможенного союза» заменить словами «правом ЕАЭС»;

8) в пункте 1 статьи 13 слова «таможенным законодательством Таможенного союза» заменить словами «правом ЕАЭС»;

9) в пункте 6 статьи 14:

а) в абзаце пятом слова «указанной в абзацах шестом и седьмом пункта 2 статьи 8» заменить словами «указанной в абзацах третьем и четвертом пункта 2 статьи 8»;

б) в абзаце восьмом слова «предусмотренной абзацами шестым и седьмым пункта 2 статьи 8» заменить словами «предусмотренной абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 8»;

10) в абзаце пятнадцатом пункта 3 статьи 20 слова «и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему» исключить;

11) в пункте 1 статьи 26:

а) в абзаце четвертом слова «предусмотренных абзацами шестым — девятым пункта 2 статьи 8» заменить словами «предусмотренных абзацами третьим — шестым пункта 2 статьи 8»;

б) абзац тридцать третий изложить в следующей редакции:

«отгрузка этилового спирта для организации, осуществляющей производство алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, передача произведенного этилового спирта структурным подразделением организации другому ее структурному подразделению для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, импорт с территории государств — членов ЕАЭС этилового спирта, являющегося товаром ЕАЭС, для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции до уплаты в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции или представления банковской гарантии в целях освобождения от его уплаты в случаях, если уплата такого авансового платежа или представление такой банковской гарантии предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;»;

12) в статье 27:

а) в пункте 1 слова «абзацев первого и второго (в части требования иметь соответственно производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более), абзаца третьего пункта 2.3 (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции) статьи 11» заменить словами «абзацев первого и второго пункта 2.3 (в части требования иметь соответственно производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более) статьи 11», слова «и тридцать второго (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции)» исключить;

б) в подпункте 2 пункта 2 слова «, абзаца третьего пункта 2.3 статьи 11 (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции)» заменить словами «статьи 11», слова «и тридцать второго (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции)» исключить;

в) дополнить пунктами 5 — 8 следующего содержания:

«5. До 1 января 2016 года для юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), которые были созданы в Республике Крым или городе федерального значения Севастополе до 1 января 2015 года и имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование, допускается производство коньячного дистиллята их обособленным подразделением, осуществляющим производство коньяка, а также производство коньяка обособленным подразделением указанных юридических лиц, использующим основное технологическое оборудование для производства коньячного дистиллята.

6. До 1 июля 2016 года требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются в Республике Крым или городе федерального значения Севастополе в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

7. До 1 января 2017 года требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются в городских поселениях Республики Крым или города федерального значения Севастополя в отношении розничной продажи алкогольной продукции, а также в отношении закупки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой в целях последующей розничной продажи такой продукции индивидуальными предпринимателями.

8. До 1 января 2018 года требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются в сельских поселениях Республики Крым или города федерального значения Севастополя в отношении розничной продажи алкогольной продукции, а также в отношении закупки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой в целях последующей розничной продажи такой продукции индивидуальными предпринимателями.».

Статья 2

1. Установить, что требования абзацев восьмого, десятого и двенадцатого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Установить, что требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются:

1) до 1 января 2016 года в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) до 1 июля 2016 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;

3) до 1 июля 2017 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.

3. До 1 июля 2016 года положения абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25 и абзаца двадцать первого пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не применяются к организациям, осуществляющим производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции.

4. До 1 июля 2016 года непередача организациями, осуществляющими производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, информации об объеме производства и оборота такой продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может рассматриваться как нарушение установленного порядка учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

МОСКВА, 18 июня. /ТАСС/. Группа сенаторов из комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам внесла в Госдуму поправку ко второму чтению законопроекта о госрегулировании оборота и производства этилового спирта и алкоголя, которой предлагается распространить действие Единой государственной автоматической системы учета алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) на розничные продажи пива. Текст поправки есть в распоряжении ТАСС.

«Предлагается установить обязанность по ведению учета в ЕГАИС в отношении розничной продажи пивоваренной продукции, розничной продажи всей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также в отношении производства продукции организациями, использующими основное технологическое оборудование для производства продукции мощностью не более 300 тысяч декалитров в год», — говорится в документе.

По мнению авторов поправки, данные меры позволят повысить эффективность ведения учета продукции. В целях исключения двойной отчетности поправками предлагается отмена обязанности представлять декларации в отношении процессов производства и оборота алкогольной продукции, по которым вводится обязанность вести учет в ЕГАИС.

Как пояснил ТАСС первый зампред комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, который является одним из авторов поправки, данное предложение призвано навести порядок на алкогольном рынке. «Лица, которые действуют в теневом секторе, находятся вне конкурентной среды, а добросовестные производители, которые уплачивают налоги, оказываются в невыгодных условиях. Это приводит к тому, что люди покупают дешевое, грязное, некачественное пиво, это вопрос национального здоровья», — подчеркнул Рябухин.

В настоящее время в ЕГАИС фиксируется только факт поступления продукции пивоваров (пива, сидра, медовухи и пуаре) в точку розничной продажи, тогда как информация о других видах алкоголя, включая крепкий, поступает в систему и в момент ее реализации на кассе.

Ранее Союз российских пивоваров направил в Минфин РФ письмо с просьбой о скорейшем установлении минимальной розничной цены на пиво из-за сложившейся в последние годы неблагоприятной для легальных производителей ценовой конкуренции. По данным пивоваров, рынок перенасыщен так называемым акционным пивом по критически низким демпинговым ценам, не соответствующим производственным затратам и выплатам налогов, установленных законодательством. В результате легальные производители, установившие счетчики объема производства, работающие строго в системе ЕГАИС, выплачивающие все налоги и использующие качественное натуральное сырье, вытесняются с рынка.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*