admin / 01.06.2020

Для чего нужен и что приносит предпроверочный анализ налоговой проверки

Федеральная налоговая служба Российской Федерации ежегодно определяет уровень рентабельности по различным видам экономической деятельности, то есть по отраслям. Выполняется это отчасти для того, чтобы определить показатель для выбора объектов и предприятий, которые будут впоследствии подвергнуты налоговой проверке. Отчасти для того, чтобы иметь представление о том, какие отрасли наиболее перспективны и в них следует вкладывать определенные бюджетные средства или привлекать инвесторов.

По факту рентабельность – это показатель по финансовой прибыльности от различных сделок и проектов, определяемый отношением к выручке или себестоимости.

Содержание

Официальные показатели

Рассматривать официальные показатели необходимо с учетом отраслевых, региональных и временных факторов.

Выручка и рентабельность EBITda (earnings before interest and taxes), что фактически отражает величину прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле, варьировалась следующим образом в период с 2012 по 2015 года:

  • 2012 год – 1,8 млрд руб. в среднем по отрасли.
  • В 2013 – 4,8 млрд.
  • В 2014 – 4 млрд.
  • А в 2015 около 8 млрд.

По отраслям

Рассматривая уровень рентабельности в различных отраслях и видах деятельности в России, в соответствии с источниками данных, используемых Росстатом, вот какие параметры и коэффициенты были продемонстрированы за 2015-2016 год:

  • Коммуникации и прочие услуги показали отрицательную динамику приблизительно в «-8%».
  • Управление и госбезопасность также находилась в минусе с отметкой в «-0,1%».
  • Финансовая деятельность показала несущественный прирост в 0,2%.
  • Гостиницы и рестораны увеличили показатель в 1,7%.
  • Строительство порядка 3% в плюсе.
  • Образование около 4% в положительной динамике.
  • Оптовая и розничная торговля чуть более +6%.
  • Здравоохранение, фармацевтика и социальные услуги выросли чуть больше, чем на 7%.
  • Электроэнергетика и снабжение, а также газ на 8%.
  • Также положительная динамика отмечалась на рынке недвижимости и аренды. Здесь цифра составила больше 10%.
  • Транспорт и связь также оказались в плюсе с отметкой 10,9%.
  • Положительный прирост продемонстрирован и обрабатывающими производствами – увеличение до 11%.
  • Как ни странно, сельское и лесное хозяйство показали положительную динамику в 19%.
  • Добыча полезных ископаемых продемонстрировала рентабельность на 20%.
  • А вот рыболовство и рыбоводство в плюсе почти на 80%.

По регионам

Что касается региональных показателей, то вот как выглядят статистические данные:

  • Якутия в плюсе на 46,08%.
  • Чукотский АО, Мурманская область, Калмыкия и Сахалин приращивают себестоимость в пределах от 30% до 40%.
  • Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Тыва, Камчатский край, Магаданская область, Ямало-ненецкий автономный округ, Иркутская область – более 20%
  • Оренбургская, Тюменская, Вологодская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Белгородская, Челябинская, Амурская, Новгородская, Самарская, Тульская, Кемеровская, Архангельская, Рязанская, Орловская, Владимирская, Свердловская область, Ханты-Мансийский АО, Пермский край, Бурятия, Карелия, Удмуртия, Татарстан, Забайкальский край, Хакасия, Приморский край – в интервале от 10% до 20%.
  • Тамбовская, Омская, Краснодарский край, Башкортостан, Брянская – от 9% до 10%
  • Брянская, Костромская, Республика Коми, Ярославская, Ставропольский край – средняя рентабельность на уровне 9%.
  • Хабаровский край, Чувашия, Астраханская, Томская области – 8%.
  • Севастополь, Саратовская, Пензенская, Воронежская, Калининградская, Волгоградская, Ростовская область и Марий Эл – 7%.
  • Алтайский край, Кировская Нижегородская, Московская, Курганская области и Карачаево-Черкесия – 6%.
  • Смоленская, Новосибирская, Ульяновская область, а также Адыгея, Мордовия и Санкт-Петербург – 5%.
  • Москва и Псковская области – 4%.
  • Тверская, Ивановская, Калужская области — 3%.
  • Северная Осетия, Крым, Кабардино-Балкария — 2%.
  • В минусе оказались Дагестан и Республика Алтай с показателем в среднем -0,3%.
  • Еще более низкие показатели в Чечне, Ингушетии и Еврейской автономной области здесь отрицательное сальдо варьируется от -5 до почти -9%.

По годам

Оценивая динамику финансовых результатов всей совокупности организации, которые действовали на территории Российской Федерации в определенном промежутке времени, вот какие общие показатели можно привести:

Если же рассматривать сальдо прибылей и убытков организации без субъектов малого предпринимательства в РФ, то вот какие показатели по видам в миллиардах рублей приводит Федеральная служба статистики:

  • 2005 год – 1350 руб.
  • 2006 год – 1420 руб.
  • 2007 год – 1750 руб.
  • 2008 год – 620 руб.
  • 2009 – 1600 руб.
  • 2010 год – 1800 руб.
  • 2012 г. – 1900 руб.
  • 2014 г. около 2200 руб.
  • 2016 около 5500 руб.
  • 2017 около 6000 руб.
  • 2018 около 13500 руб.

Нормы

С точки зрения перспективы функционирования предприятия, нормальным, а главное безопасным, считается уровень рентабельности, который учитывает:

  • Совокупную нагрузку налогов на прибыль.
  • Учет НДС.

Так, для производственной сферы низким показателем считается в 3%. Для предприятий торговли неудовлетворительный уровень – это 1%.

Методика расчета

Федеральная налоговая служба (ФНС), когда выбирает объекты для проверки, руководствуется следующим:

  • Устанавливает ряд предприятий, чья рентабельность резко выделяется из среднего уровня по отрасли.
  • Естественно, что интересуют больше те частные и государственные предприятия, которые демонстрируют более низкий уровень, так как,скорее всего, они пытаются скрыть определенное количество заработанной суммы, для уплаты меньшего количества налогов.

Динамика и коэффициенты

Что касается динамики, то на сегодняшний день в России она находится на уровне ниже среднего. Это может быть связано с недостаточно высоким внедрением технологических новинок, усовершенствованных методов и выходом на более крупные рынки.

Здесь возникает своеобразный замкнутый круг, когда недостаточное качество производимой продукции из-за малого количества технологических усовершенствований создает малую привлекательность товара. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для повышения уровня рентабельности как конкретного предприятия, так и отрасли в целом, необходим комплекс мероприятий, направленных на разностороннее усовершенствование.

Прогноз

По прогнозным данным, рентабельность части предприятий будет снижаться в России к 2025 году. Пожалуй, этого могут избежать только обрабатывающие и добывающие отрасли только на протяжении ближайших 5 лет. А далее динамика и здесь будет снижаться.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2020 год предусмотрены законом?

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2020 год?

График налоговых проверок на 2020 год

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2020 год?

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

Итоги

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2020 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2020 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2020 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2020 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2020 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2020 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333 утверждена так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – рентабельность по видам деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала свежие показатели безопасной рентабельности по видам экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Какие виды деятельности входят

Приложением № 4 к упомянутому приказу традиционно закреплена рентабельность обычных видов деятельности. Теперь уже – за 2017 год (обновляется каждый год). Спросите, почему только обычных? Дело в том, что чисто физически налоговики не в состоянии охватить все виды деятельности, упомянутые в ОКВЭД-2.

Также налоговиков, разумеется, в первую очередь интересует рентабельность основного вида деятельности как критерий попадания в план выездного отдела.

Также см. «Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть».

Виды показателей

Отметим, что показатели рентабельности по видам деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

  • показатели рентабельности активов по видам экономической деятельности;
  • показатели рентабельности продаж по видам деятельности – товаров/продукции/работ/услуг.

Обращаем внимание, что безопасная рентабельность по видам экономической деятельности за 2017 год показана в процентах.

Рентабельность продаж – это отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) к себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. Если получен убыток, имеет место убыточность.

Рентабельность активов – это отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) к стоимости активов компании. Если такой отрицательный, имеет место убыточность.

Далее вашему вниманию – полный официальный перечень показателей рентабельности по видам деятельности на 2018 год за 2017 год.

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
Рентабельность проданных товаров/продукции/работ/услуг, % Рентабельность активов, %
Всего 7,5 5,3
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 17,3 6,4
растениеводство и животноводство, охота и
предоставление соответствующих услуг в этих областях
14,5 5,0
лесоводство и лесозаготовки 5,4 отр.
рыболовство и рыбоводство 49,9 22,7
добыча полезных ископаемых 25,9 11,0
добыча угля 30,6 16,5
добыча сырой нефти и природного газа 25,2 11,1
добыча металлических руд 50,3 15,6
добыча прочих полезных ископаемых 42,8 8,2
обрабатывающие производства 11,5 5,5
производство пищевых продуктов 8,4 7,0
производство напитков 12,4 5,9
производство табачных изделий 24,6 10,3
производство текстильных изделий 8,7 4,0
производство одежды 13,3 12,7
производство кожи и изделий из кожи 10,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 8,4 2,1
производство бумаги и бумажных изделий 20,5 13,2
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,7 6,5
производство кокса и нефтепродуктов 8,3 3,9
производство химических веществ и химических продуктов 19,8 8,6
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 28,9 10,5
производство резиновых и пластмассовых изделий 9,1 7,0
производство прочей неметаллической минеральной продукции 10,0 3,0
производство металлургическое 20,7 12,5
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 10,7 4,2
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 7,8 отр.
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 16,3 7,1
производство электрического оборудования, 8,3 6,9
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 3,2 отр.
производство прочих транспортных средств и оборудования 12,9 1,9
производство прочих готовых изделий 6,4 отр.
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 8,3 4,1
производство, передача и распределение электроэнергии 11,7 4,8
производство и распределение газообразного топлива 2,8 2,1
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха отр. отр.
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 3,6 1,3
строительство 7,2 1,8
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 4,6 4,8
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,1 4,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 6,1 4,4
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,3 7,5
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 7,0 3,3
транспортировка и хранение 9,7 4,7
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки 8,3 1,1
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки 15,2 15,8
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта отр. отр.
деятельность автомобильного грузового транспорта
и услуги по перевозкам
4,0 4,4
деятельность трубопроводного транспорта 13,5 5,5
деятельность водного транспорта 3,5 3,3
деятельность воздушного и космического транспорта 1,8 8,5
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 5,4 1,1
деятельность в области информации и связи 14,2 9,1
деятельность финансовая и страховая 0,4 2,1
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 15,5 2,2
научные исследования и разработки 15,9 3,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 1,6 1,4
образование 5,0 3,0
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 10,4 6,3
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 1,2 0,2

Источник информации о безопасной рентабельности по видам экономической деятельности на 2018 год: официальный сайт ФНС России.

С нашего сайта бесплатно скачать показатели рентабельности организаций по видам экономической деятельности за 2017 год по прямой ссылке можно здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) — рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ) и используется как показатель для выбора объектов для налоговой проверки.

Джаарбеков Станислав, налоговый консультант, юрист. Сайт: Taxd.ru

Рентабельность — показатель прибыльности (сделки, проекта, организации). Определяется как отношение, выраженное в процентах прибыли к выручке (себестоимости и т.д.).

ФНС РФ ежегодно рассчитывает рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) и доводит эти данные до всеобщего сведения.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют «подозрительных» налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Под номером 11 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

«Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.»

ФНС РФ использует данные по рентабельности следуюшим образом — сравнивает рентабельность конкретного налогоплательщика с рентабельностью той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность. Если рентабельность конкретного налогоплательщика существенно ниже отраслевой, то налоговый орган «присматривается» к такому налогоплательщику. Возможно это признак незаконной налоговой оптимизации.

Обычно, сначала к такому налогоплательщику поступает запрос, с просьбой пояснить причину низкой рентабельности. Затем, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку такого налогоплательщика.

Поэтому указанную ФНС РФ рентабельность по видам экономической деятельности обычно называют как «безопасную рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям)».

Существует два способа определить рентабельность по виду экономической деятельности:

1) с помощью сервиса «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»

2) на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

В настоящее время применяются оба способа. Первый способ более современный и позволяет учитывать разновидности видов деятельности, а также региональные особенности ведения бизнеса. Вероятно этот способ со временем станет основным. Но применяется и второй способ, который используется уже много лет. Он более грубый, так как не учитывает разновидности видов деятельности и региональные особенности.

Соответственно, могу предложить преимущественно использовать первый способ определения отраслевой рентабельности, но все-таки сверяться и со вторым способом.

Оба способа используют данные отраслевой рентабельности, которые раскрывает ФНС России.

Обратите внимание, что каждый из указанных выше способов учитывает разные показатели рентабельности.

Так, первый способ (с помощью сервиса «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки») приводит данные по «рентабельности продаж».

Второй способ (на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок) приводит данные по двум видам рентабельности:

— Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг). Этот показатель, по сути, является «Рентабельностью затрат».

— Рентабельность активов

Порядок расчета этих видов рентабельности указан ниже.

При применении любого из обоих способов, рентабельность указывается ФНС за прошлые годы. И это понятно, так как данные появляются после отработки сданных налогоплательщиками отчетов. Данных по рентабельности текущего периода по понятным причинам нет. Но обычно, данные прошлого года вполне можно использовать и в текущем периоде, так как среднеотраслевой показатель рентабельности из года в год довольно стабилен.

1) Определение отраслевой рентабельности с помощью сервиса «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»

Электронный сервис ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» позволяет определить ряд отраслевых налоговых показателей, в том числе и отраслевую рентабельность (Рентабельность продаж, %). Причем этот сервис позволяет более точно учитывать вид деятельности (с учетом подвидов экономической деятельности) и регион деятельности. Сервис бесплатный и не требует регистрации.

Адрес сервиса: pb.nalog.ru/calculator.html

Чтобы определить рентабельность, сложившуюся по виду деятельности нужно выбрать:

— Календарный год (доступны предыдущие отчетные периоды)

— Вид экономической деятельности (открывается древовидный классификатор видов деятельности, соответствующий ОКВЭД-2)

— Субъект Российской Федерации (открывается перечень субъектов России)

— Масштаб деятельности (можно не указывать, тогда будут учтены «все», но можно выбрать Микропредприятия (до 30 млн.руб или от 30 до 120 млн.руб), Малые предприятия (от 120 до 500 млн.руб или от 500 до 800 млн.руб), средние предприятия (от 800 до 2000 млн.руб) или крупные предприятия (свыше 2000 млн.руб)

Пример

1) 2019 год, Вид деятельности 41 «Строительство зданий», Москва:

Рентабельность продаж: 1.88%

2) 2019 год, Вид деятельности 41 «Строительство зданий», Санкт-Петербург:

Рентабельность продаж: 1.65%

Пример

1) 2019 год, Вид деятельности 69.1 «Деятельность в области права», Москва:

Рентабельность продаж: 2.79%

2) 2019 год, Вид деятельности 69.1 «Деятельность в области права», Республика Татарстан:

Рентабельность продаж: 1.81%

Электронный сервис ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» показывает «Рентабельность продаж», которая определяется так:

Рентабельность продаж — отношение прибыли (убытка) от продаж к выручке от продаж. Для расчета показателя разделите строку 2200 «Прибыль (убыток) от продаж» Отчета о финансовых результатах на строку 2110 «Выручка» Отчета о финансовых результатах («Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций» (утв. Госкомстатом России 28.11.2002)).

Электронный сервис ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» прямо указывает, что он направлен на Организации на общем режиме налогообложения (пояснение на основной странице сервиса). То есть, организации, применяющие специальные налоговые режимы (например, УСН) не должны ориентироваться на показатели сервиса. В то же время, эта оговорка направлена, прежде всего, на показатель налоговой нагрузки. Показатель рентабельности, по моему мнению, может использоваться и организациями, применяющими специальные налоговые режимы, как ориентир среднеотраслевого показателя рентабельности.

2) Определение отраслевой рентабельности на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Рентабельность по видам экономической деятельности рассчитывается ФНС России на основании Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и указывается в Приложении № 4 к этому документу.

Рентабельность указывается в разрезе укрупненных видов экономической деятельности, соответствующих разделам классификатора ОКВЭД-2 (Транспортировка и хранение, Строительство, Образование). Рентабельность указывается в среднем по России.

Рентабельность по видам экономический деятельности за последний год и предыдущие годы можно скачать с сайта ФНС РФ по ссылке (в формате Excel):

Налоговая нагрузка и рентабельность по отраслям 2019 (nalog.ru) файл в Excel

В том же файле и налоговая нагрузка по видам экономический деятельности (в формате Excel).

Обычно данные за год появляются на сайте ФНС РФ до 05 мая следующего года.

ФНС РФ рассчитывает два показателя рентабельности:

Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг) — соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. В том случае, если получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), имеет место убыточность.

Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг) = Прибыль от продаж (стр. 2200 Отчета о финансовых результатах) : (Себестоимость проданных товаров (работ, услуг) (стр. 2120 Отчета о финансовых результатах) + Себестоимость коммерческих расходов (стр. 2210 Отчета о финансовых результатах) + Себестоимость управленческих расходов (стр. 2220 Отчета о финансовых результатах))

Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.

Рентабельность активов = Прибыль от продаж (стр. 2200 Отчета о финансовых результатах) : Стоимость активов.

Стоимость активов (внеоборотных и оборотных) определяется на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и равен показателю Активы Бухгалтерского баланса.

Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) за 2019 год

Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2019 год
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %* Рентабельность активов, %**
Всего 11,4 6,8
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 18,6 5,5
растениеводство и животноводство, охота и
предоставление соответствующих услуг в этих областях
14,8 3,4
лесоводство и лесозаготовки 4,2 4,3
рыболовство и рыбоводство 62,7 22,7
добыча полезных ископаемых 29,6 12,6
добыча угля 12,9 5,5
добыча сырой нефти и природного газа 31,9 13,8
добыча металлических руд 66,3 22,3
добыча прочих полезных ископаемых 37,3 9,8
обрабатывающие производства 12,1 7,3
производство пищевых продуктов 8,2 8,3
производство напитков 11,5 7,1
производство табачных изделий 26,9 9,5
производство текстильных изделий 7,9 4,7
производство одежды 7,8 6,7
производство кожи и изделий из кожи 6,0 1,2
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели,
производство изделий из соломки и материалов для плетения
7,6 5,1
производство бумаги и бумажных изделий 19,0 13,5
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 13,0 11,5
производство кокса и нефтепродуктов 9,8 5,0
производство химических веществ и химических продуктов 23,2 12,1
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 30,8 9,5
производство резиновых и пластмассовых изделий 8,5 8,5
производство прочей неметаллической минеральной продукции 11,7 6,2
производство металлургическое 22,4 16,3
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 10,2 3,9
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 9,5 3,8
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 14,4 6,4
производство электрического оборудования, 8,2 6,4
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 2,4 5,5
производство прочих транспортных средств и оборудования 9,2 1,6
производство прочих готовых изделий 5,8 отр.
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 9,2 4,9
производство, передача и распределение электроэнергии 13,2 5,9
производство и распределение газообразного топлива 2,4 2,2
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха отр. 0,1
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
2,8 2,7
строительство 7,0 1,5
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 6,4 7,4
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,6 4,0
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 8,3 7,8
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,5 6,9
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 5,9 2,3
транспортировка и хранение 8,7 5,1
деятельность железнодорожного транспорта:
междугородные и международные пассажирские перевозки
2,8 3,5
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки 10,1 2,6
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта отр. отр.
деятельность автомобильного грузового транспорта
и услуги по перевозкам
4,1 1,7
деятельность трубопроводного транспорта 12,3 4,8
деятельность водного транспорта 3,9 1,7
деятельность воздушного и космического транспорта 0,0 4,1
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 11,9 1,2
деятельность в области информации и связи 16,0 8,1
деятельность финансовая и страховая 11,8 3,1
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 13,7 3,3
научные исследования и разработки 10,4 2,5
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 15,2 2,1
образование 6,7 3,2
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 9,8 6,7
деятельность в области культуры, спорта,
организации досуга и развлечений
отр. 7,1
* Рентабельность проданных товаров, (продукции, работ, услуг) — соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. В том случае, если получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг), имеет место убыточность
** Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.

Остались вопросы?

Закажите налоговую консультацию Станиславу Джаарбекову, основателю проекта Taxslov.ru

Отправьте свой запрос на E-mail: expert@taxd.ru

В ответном письме Вам будут предложены стоимость консультации и срок выполнения работы.

Связаные темы

Налоговая нагрузка и рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) в 2020 году (за 2019 год)

Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

Налоговый бенчмаркинг (подборка материалов)

Рентабельность — показатель прибыльности (сделки, проекта, организации). Определяется как отношение, выраженное в процентах прибыли к выручке (себестоимости и т.д.).

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) — налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Внешние ссылки

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (nalog.ru)

Примечания

1) Рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг) — соответствует показателю Рентабельность затрат, применяемому для трансфертного ценооразования.

Отбор кандидатов на проведение выездной проверки основан на всестороннем анализе информации, которой располагает налоговая инспекция. При этом информацию инспекция может получить из внутренних источников (например, из отчетности организации) и из внешних источников (например, из СМИ, от граждан, полиции). Целью анализа является определение «зон риска» совершения налогового правонарушения если такие зоны обнаружены, то компания становится кандидатом на проверку. Ранее планирование выездных проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговой инспекции, но в 2007 году была разработана и опубликована Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (далее – Концепция)). Концепция определяет алгоритм отбора кандидатов на проверку и разработана с целью построения единой и понятной для компании и налогового органа системы планирования выездных проверок.
Согласно Концепции, отбор налогоплательщиков на проведение выездной проверки проводится по критериям риска совершения налогового правонарушения. Критерии – это своеобразные сигналы для налогового инспектора, наличие которых означает, что компания попала в зону внимания налогового органа и вероятнее всего будет включена в план выездных проверок. Однако соответствие одному или нескольким критериям не означает, что компания совершила налоговое правонарушение, поскольку выводы можно сделать только на основании анализа первичных документов.
Чтобы не попасть в зону «особого» внимания налоговиков самостоятельно оценивайте свои риски по критериям, приведенным в Концепции. Федеральная налоговая служба разработала двенадцать критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (п. 4 Концепции).
Первый критерий: налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).
Низкая налоговая нагрузка для инспекторов может означать, что компания по каким-то причинам платит меньше налогов, чем принято платить в ее отрасли. И поскольку эти причины могут оказаться не совсем законными, то налоговая инспекция вынуждена назначить выездную налоговую проверку. Чтобы оценить свой риск по данному критерию определите налоговую нагрузку за истекший год и сравните ее со среднеотраслевым показателем за аналогичный период. Показатель по компании не должен быть ниже среднеотраслевого.
Второй критерий: отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более налоговых периодов (лет).
По мнению налоговиков отражение в отчетности убытка на протяжении нескольких лет без явной тенденции к его уменьшению или погашению является признаком искажения показателей деятельности. Однако не всегда наличие убытка говорит о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика. Организация (предприниматель) может работать с убытком несколько лет подряд, если у нее на это имеются объективные причины, например, открытие бизнеса или развитие производства. При этом в отчетности должны наблюдаться признаки, указывающие на эти причины – наличие убытка при одновременном росте капитальных вложений или расходов будущих периодов.
Третий критерий: доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.
По этому критерию оцениваются только плательщики НДС. Завышенные вычеты по НДС могут означать, что компания уклоняется от уплаты НДС. Для оценки своего риска по данному критерию определите долю вычетов по НДС за каждый налоговый период (квартал), используя суммы налога, отраженные в декларации по НДС. За четыре последовательно идущих квартала она не должна быть равна либо превышать 89%.
Четвертый критерий: опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Для проверяющих такое опережение будет означать, что налогоплательщик завышает расходы и тем самым уклоняется от уплаты налогов. Кроме того, подозрения у налоговиков могут возникнуть, если темпы роста налоговых и бухгалтерских расходов не совпадают.
Пятый критерий: среднемесячная зарплата на одного работника в компании ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Для проверяющих низкая зарплата может означать, что организация (предприниматель) скрывает истинные заработки и тем самым экономит на НДФЛ и других зарплатных налогах.
С 2012 года в «зоне риска» могут оказаться не только компании с низкой заработной платой, но и организации (предприниматели), о которых налоговой инспекции стало известно, что они выплачивают зарплату «в конвертах» или не оформляют (оформляют с нарушениями) трудовые отношения. Источником информации при этом могут являться жалобы и заявления граждан, организаций, предпринимателей, полиции и прочих субъектов (приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@).
Шестой критерий: неоднократное приближение к предельному значению показателей деятельности, дающих право на применение специальных налоговых режимов.
При этом во внимание принимается приближение менее чем на 5% на протяжении двух и более лет.
По этому критерию оцениваются компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), уплачивают единый сельскохозяйственный налог (далее – ЕСХН) и единый налог на вмененный доход (далее – ЕНВД).
Предельные значения показателей приведены в Налоговом кодексе РФ. Неоднократное приближение к этим значениям, по мнению проверяющих, говорит о том, что компания искусственно создает условия для применения специальных режимов налогообложения, которые отличаются более сниженной налоговой нагрузкой и упрощенной системой отчетности.
Седьмой критерий: расходы предпринимателя, отраженные в декларации по налогу на доходы физических лиц, составляют более 83% от его доходов.
Этот критерий актуален только для предпринимателей.
Завышенные расходы предпринимателя могут говорить о том, что он уклоняется от уплаты НДФЛ.
Восьмой критерий: сотрудничество с перекупщиками и посредниками (построение цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических причин (деловой цели).
По данному критерию налоговики, прежде всего, обращают внимание на получение необоснованной налоговой выгоды.
Если, по мнению проверяющих, компания сотрудничает с контрагентом лишь с целью получения необоснованной налоговой выгоды, то вероятнее всего она окажется в числе кандидатов на проверку. Обстоятельствами, указывающими на «фиктивность» сделки могут быть, например, закупка товара у производителя через цепочку контрагентов (которые вероятнее всего являются фирмами-«однодневками»), или приобретение товара через посредников, находящихся в разных регионах страны, тогда как компания и основной поставщик находятся в одном городе (при этом, все документы на поставку подписываются одним днем).
Девятый критерий: компания не дает пояснений налоговой инспекции о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках в отчетности или несоответствиях в документах. Налоговой инспекции стало известно о фактах уничтожения или порчи документов.
Если в ходе камеральной проверки были обнаружены ошибки в декларациях (расчетах) и иные противоречия в документах налоговый инспектор направляет компании письменное уведомление с просьбой дать пояснения об обстоятельствах таких нарушений или внести соответствующие исправления в отчетность. Если организация (предприниматель) без объективных причин не отреагировала на запрос налоговой инспекции, то вероятнее всего ей грозит выездная налоговая проверка.
Кроме того, с 2012 года компания может стать кандидатом на проверку по данному критерию, если проверяющие обнаружат, что она не обеспечивает сохранность документов бухгалтерского и налогового учета. В частности, выездную проверку могут назначить тем, кто по причине форс-мажора (пожара, наводнения и пр.) утратил документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, уплату (удержание) налогов и не предпринимает попыток их восстановить.
Десятый критерий: компания два и более раз с момента регистрации меняла свое местонахождение и переходила из одной инспекции в другую («миграция» между налоговыми органами).
Тщательному анализу со стороны налоговой инспекции подвергаются причины перехода налогоплательщика из одной инспекции в другую. Поскольку смена места учета два и более раз с момента регистрации может указывать на то, что компания пытается избежать выездной проверки либо уклоняется от уплаты налогов. Данное положение усугубляется, если переход в другую инспекцию произошел во время выездной проверки. Информацию о перемещениях налогоплательщика налоговая инспекция может получить при помощи федеральных ресурсов ЕГРН и ЕГРЮЛ.
Одиннадцатый критерий: отклонение уровня рентабельности в сторону уменьшения более чем на 10% от среднеотраслевого показателя рентабельности.
Чтобы оценить риск по данному критерию определите рентабельность продаж и рентабельность активов за истекший год и сравните их со средним уровнем рентабельности по виду экономической деятельности за аналогичный период. Показатели по компании не должны отклоняться в сторону уменьшения более чем на 10% от среднеотраслевых показателей рентабельности. При расчете используйте данные Отчета о прибылях и убытках и Бухгалтерского баланса.
Двенадцатый критерий: ведение бизнеса с высоким налоговым риском.
Ведение бизнеса с высоким налоговым риском означает, что компания сотрудничает с фирмами-«однодневками», осуществляет сомнительные сделки и участвует в схемах с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, во избежание выездных налоговых проверок в случае соответствия одному или нескольким критериям, рекомендуем обратиться к нам – в «Аудиторскую фирму «Зеркало». Мы своевременно устраним все возможные нарушения.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*