admin / 20.05.2020

Блог

Кто не может воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ?

В чем заключаются плюсы и минусы освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ?

Как определить сумму выручки, для которой применима статья 145 НК РФ?

Можно ли применять освобождение, если нарушен срок подачи уведомления?

Кто не может воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ?

Не имеют права на освобождение:

  1. Фирмы и ИП, реализующие подакцизные товары.
  2. Организации, имеющие статус участников проекта «Сколково», т. е. освобожденные от уплаты НДС по ст. 145.1 НК РФ.

В чем заключаются плюсы и минусы освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ?

У освобождения от обязанности платить НДС пост. 145 НК РФ есть свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы заключаются в том, что:

  • освобождение дается на длительный срок (1 год) и может продлеваться;
  • НДС начислять и уплачивать не нужно (за исключением некоторых операций);
  • не надо сдавать декларацию по НДС (за исключением некоторых ситуаций) и вести книгу покупок (письма ФНС РФ от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@, от 04.04.2014 № ГД-4-3/6138).

Отрицательные моменты:

  1. НДС, выделенный в документах поставщиков, придется включать в стоимость оприходованных товаров (работ, услуг) согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом по ТМЦ, приобретенным до освобождения и не использованным до начала его применения, а также по ОС, самортизированным неполностью, НДС нужно будет восстановить и перечислить в бюджет.
  2. Сохранится обязанность ведения книги продаж и оформления счетов-фактур на реализацию (п. 5 ст. 168 НК РФ). Особенностью счетов-фактур будет проставление в графах, предназначенных для ставки и суммы НДС, записи: «Без НДС» (подп. «ж» и «з» п. 2 раздела 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). При этом на реализацию подакцизных товаров счета-фактуры будут выставляться в обычном порядке с начислением и выделением суммы НДС. Кроме того, с выделением НДС придется составлять счета-фактуры налогового агента.

О правилах ведения книги продаж читайте в материале «Книга покупок и книга продаж: ведение и оформление для расчетов по НДС».

  1. Обязанность начисления и уплаты НДС, подачи декларации сохранится для ситуаций продажи подакцизных товаров, исполнения обязанностей налогового агента и выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС по товарам, продаваемым без акциза. Кроме того, нужно будет платить НДС при импорте товаров.

Об особенностях составления деклараций по НДС читайте в этой статье.

Как определить сумму выручки, при которой применима статья 145 НК РФ?

Сумму выручки в целях применения статьи 145 НК РФ (не более 2 млн руб. без учета НДС за 3 следующих подряд календарных месяца) фирмы определяют по данным бухгалтерского учета (постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). ИП используют данные книги учета доходов и расходов. При этом в сумму выручки не включают:

  1. Выручку по операциям, освобожденным от НДС, не облагаемым НДС и совершенным вне территории РФ (письмо ФНС от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@). В том числе не учитывают доходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, если фирма или ИП совмещают с ним режим ОСНО, по которому намереваются получить освобождение от НДС (письмо МФ РФ от 26.03.2007 № 03-07-11/72).
  2. Авансы, поступившие от покупателей (письмо УФНС РФ по Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541, постановление ФАС СЗО от 20.04.2012 № А26-4179/2011).

Можно ли применять освобождение, если нарушен срок подачи уведомления?

Применение освобождения по ст. 145 НК РФ является правом налогоплательщика и имеет заявительный характер. Текст ст. 145 НК РФ устанавливает срок направления сообщения об этом в ИФНС: это нужно сделать до 20-го числа месяца, в котором фактически начато применение освобождения.

О том, что нужно сделать, чтобы начать применение освобождения по ст. 145 НК РФ, читайте в материале «Как правильно освободиться от НДС».

В настоящее время (после выхода постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2015 № 33) считается, что нарушение срока представления уведомления само по себе не может служить достаточным основанием для отказа налогоплательщику в освобождении от НДС. Что немаловажно, с этим согласна ФНС.

Этим могут воспользоваться в том числе те налогоплательщики, которые по каким-либо причинам ошибочно не уплачивали НДС. Например, когда они:

  • неверно применяли освобождение от налогообложения по ст. 149 НК РФ;
  • или продолжали работать без НДС после утраты права на применение УСН, ЕНВД или ПСН.

Если при этом они вправе были воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ, то есть смысл направить в ИФНС (пусть и с опозданием) уведомление об освобождении. Это даст им возможность получить законное основание не начислять и не уплачивать НДС за период ошибочной его неуплаты и, соответственно, не представлять декларацию по НДС, не платить пени, не подвергаться санкциям.

Направить такое уведомление можно даже в ходе налоговой проверки (письмо МФ РФ от 08.07.2015 № 03-07-14/39360). Важно помнить, что к направляемому с опозданием уведомлению, так же как и к представляемому в срок, необходимо приложить комплект документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение.

См. также «Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019 году?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Статья 145 Налогового кодекса РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в пункте 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в статье 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:

  • по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
  • по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
  • по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • не признаваемые реализацией в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ;
  • по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального на значения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов — специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  • по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • по реализации земельных участков (долей в них);
  • по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • осуществляемые налоговыми агентами.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь согласно пункту 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:

  • соответствующее письменное уведомление;
  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Пункт 7 статьи 145 Налогового кодекса РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учёта налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трёх предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учёта.

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учёта.

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учёта налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учёта доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днём их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171, 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьёй, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьёй, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьёй, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171, 172 настоящего Кодекса.

О применении положений статей 145.1 и 246.1 Налогового кодекса Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 декабря 2011 года N ЕД-21-3/375

О применении положений статей 145.1 и 246.1 Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо и рабочие материалы по вопросу налогообложения организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее — участники проекта), сообщает следующее.

1. Из запроса следует, что в целях создания Сколковского института науки и технологий Фондом развития центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее — Фонд) заключен договор о взаимодействии с Массачусетским Технологическим Институтом (далее — МТИ). В рамках данного договора Фонд предоставляет МТИ денежный грант из двух частей:
— для финансирования деятельности МТИ в рамках взаимодействия;
— расширения мощностей.
По мнению Фонда, перечисление гранта не должно облагаться НДС и обязанности у Фонда по удержанию налога не возникает.
На основании Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.96 N 127-ФЗ гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передачи имущественных прав, за исключением операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Кодекса.
Операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в связи с чем передача денежных средств у передающей стороны (грантодателей) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

2. По вопросу возможности применения льготного режима налогообложения, предусмотренного статьями 145.1 и 246.1 Кодекса для участников проекта организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, ФНС России подготовлен проект ответа и направлен на согласование в Минфин России. После получения ответа вам будет сообщено дополнительно.

3. Кодекс предусматривает порядок освобождения организаций, получивших статус участников проекта от обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций (далее — право на освобождение) (статьи 145.1 и 246.1 Кодекса). При этом участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.
Таким образом, организация, которая направила в налоговый орган по месту своего учета уведомление и документы об использовании права на освобождение по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль не исчисляет и налоговые декларации за отчетные (налоговые) периоды, заканчивающиеся после указанной даты не представляет.

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 145.1 и пунктом 4 статьи 246.1 Кодекса участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.
Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
выписка из книги учета доходов и расходов или отчет о прибылях и убытках участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Выписка из книги учета доходов и расходов составляется в произвольной форме. При этом, исходя из смысла, данная выписка должна содержать: наименование организации, ИНН, КПП, адрес, период (год), общую сумму полученных доходов за год, в том числе сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленную в соответствии со статьями 249 и 273 Кодекса.
В целях подтверждения продления срока освобождения по налогу на прибыль организаций предусмотрена подача документов по истечении налогового периода, а для подтверждения права на освобождение по налогу на добавленную стоимость — по истечении 12 календарных месяцев.
Таким образом, до внесения соответствующих изменений в Кодекс участник проекта обязан неоднократно в течение года представлять по существу одни и те же документы, подтверждающие право на освобождение (по каждому налогу).
Одновременно сообщаем, что ФНС России подготовлены и направлены в Минфин России поправки в Кодекс в части положений, касающихся участников проекта.

5. В отношении подачи участником проекта налоговой декларации по НДС, в случае, если освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации используется в середине налогового периода.
Согласно статье 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 163 Кодекса предусмотрено, что налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
В этой связи, организация, применившая право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в середине налогового периода (квартала) обязана подать в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДС за данный квартал в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

6. По вопросу представления участником проекта декларации по налогу на прибыль организаций.
В соответствии со статьей 285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев.
При возникновении права на освобождение от обязанностей налогоплательщика в течение отчетного периода участник проекта представляет налоговую декларацию за период с 1 января до 1-го числа месяца, с которого применяется освобождение. Указанная декларация представляется в срок, предусмотренный для представления деклараций за отчетный период, в котором у участника проекта возникло право на освобождение.
Суммы ежемесячных авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты, приходящимся на квартал, в котором участник проекта стал применять право на освобождение, подлежат сложению налоговым органом на основании документа, подтверждающего статус участника проекта и уведомления об использовании права на освобождение.
При этом организация при составлении налоговой декларации за указанный выше период сложенные налоговым органом суммы ежемесячных авансовых платежей не учитывает при формировании показателей строк 210-230 Листа 02.

7. По налогу на имущество.
Порядок исчисления налога на имущество организаций определен главой 30 Кодекса.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете» участники проекта, в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, при этом ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Указанная норма действует с 01.01.2011 (ст.8, Федеральный закон от 28.11.2011 N 339-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Исходя из действующего законодательства, регламентирующего ведение бухгалтерского учета организации, имеющие перечисленный выше статус, ведут учет основных средств в соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″.
Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» в статье 381 в перечень организаций, освобождаемых от налогообложения, включены:
— организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (код налоговой льготы 2010335);
— организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (код налоговой льготы 2010336).
Таким образом, обязанность по представлению налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций действует по отношению к организациям, имеющим соответствующий статус. Порядок заполнения налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций утвержден приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения», сроки представления налоговой отчетности определены статьей 386 Кодекса.
В отношении представления документов, подтверждающих наличие статуса участников проекта, предусмотренных Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», сообщаем следующее.
В статье 391 Кодекса определено, что для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта, а также данные учета доходов (расходов).
При этом пунктом 3 статьи 145.1 Кодекса предусмотрен порядок предоставления документов и период, с которого участники проекта будут использовать право на освобождение.

8. В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.92 доходы, получаемые гражданами США в отношении работы по найму в России, не подлежат налогообложению в Российской Федерации при одновременном выполнении всех следующих условий:
1) гражданин США находится в России в течение периода, не превышающего в совокупности 183 дней в календарном году;
2) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в России;
3) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство, которое наниматель имеет в России.
В случае, если данные условия не выполняются, то доходы, полученные гражданами США, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от работы по найму в России подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (за исключением высококвалифицированных специалистов).

Советник
государственной гражданской
службы Российской Федерации
2 класса
Д.В.Егоров

Приложение.

Приложение

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ФОНД РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА РАЗРАБОТКИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В настоящее время определился ряд тем, затрагивающих нормы законодательства, в связи с регулированием деятельности участников инновационного центра. По состоянию на 15.11.2011 это более 246 компаний, зарегистрированных более чем в 20 субъектах Российской Федерации. В обобщенном виде возможные вопросы обозначены в приложении.
Актуальным также является вопрос получения официальной позиции ФНС России по вопросу предоставления гранта Массачусетскому Технологическому Институту.
В целях создания Сколковского института науки и технологий Фондом заключен договор о взаимодействии с МТИ. В рамках данного договора Фонд предоставляет МТИ денежный грант из двух частей для финансирования деятельности МТИ в рамках взаимодействия и расширения мощностей. При этом деятельность МТИ в рамках договора о взаимодействии носит некоммерческий характер (МТИ как образовательному учреждению в США запрещена коммерческая деятельность). Планируется лишь периодическое посещение сотрудниками МТИ России в рамках исполнения условий договора.
Фонд в данном вопросе придерживается позиции, что деятельность МТИ в России не приводит к образованию его постоянного представительства, перечисление гранта не должно облагаться НДС, обязанность у Фонда по удержанию налога не возникает.
Учитывая взаимную заинтересованность в обмене информацией, касающейся присвоения организациям статуса Участника проекта «Сколково» (лишения такого статуса), в целях сокращения возможных административных барьеров при реализации норм законодательства, предусматривающих налоговые льготы для участников проекта «Сколково», Фонд предлагает рассмотреть вопрос о подписании Соглашения о сотрудничестве (взаимодействии) между ФНС России и Фондом на 2012 год, а также об определении должностного лица из числа руководства ФНС России, ответственного за координацию взаимодействия с Фондом.
Со своей стороны Фонд подготовил предложение о размещении специального структурного подразделения ФНС России на территории инновационного центра «Сколково».

Рабочие материалы

1. Актуальным вопросом является единообразное применение норм законодательства.
При применении налоговых льгот у Участников проекта возникает множество вопросов, напрямую не урегулированных законодательством о налогах и сборах. Разъяснения Минфина России и ФНС России по этим проблемным вопросам практически отсутствуют. В компетенцию налоговых инспекций на местах не входит самостоятельный анализ законодательства и возможность его толкования.
К таким вопросам, в частности, относится подтверждение соответствия критериям статьи 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) Участников проекта, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).
Согласно ч.1 и 2 ст.58.1 Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах…» в целях применения пониженных тарифов страховых взносов налоговые органы должны сообщить внебюджетным фондам о том, что участники проекта соответствуют «критериям статьи 145.1 НК РФ».
Имеются случаи отказа в таком сообщении в отношении Участников, применяющих УСН, при этом налоговые инспекции на местах полагают, что такие организации не являются плательщиками НДС, и, следовательно, ст.145.1 НК РФ к ним не применима.

2. Необходима позиция ФНС России в отношении подачи в налоговый орган декларации после начала использования Участником проекта предусмотренных законодательством освобождений.
По мнению Фонда, в части налога на прибыль и НДС декларация подаваться не должна, в части налога на имущество — должна. Но при этом необходимо выработать единообразную позицию об отражении в декларации остаточной стоимости имущества.

3. Необходима позиция ФНС России по вопросу порядка подачи деклараций по налогу на прибыль и НДС, уплаты этих налогов в случае, если освобождение используется в середине налогового периода, в том числе порядка подачи документов, подтверждающих право на применение льгот.
В частности:
— для целей применения льгот по налогу на прибыль и НДС предусмотрена подача выписки из книги доходов и расходов, но определение понятия такой «выписки» в законодательстве отсутствует, ее форма не утверждена;
— указанная выписка должна подтверждать «годовой объем» выручки», необходимо официальное толкование (уточнение) этого понятия;

— в целях подтверждения льготы по налогу на прибыль предусмотрена подача документов по истечении налогового периода, а для подтверждения льготы по НДС — по истечении 12 календарных месяцев. Необходимо официальное разъяснение — должны ли Участники проекта в целях подтверждения льгот дважды в год подавать комплект подтверждающих документов;
— необходимо разъяснение о порядке использования освобождения от налогообложения по налогу на имущество (дата начала использования, сроки предоставления подтверждающих документов, отсутствие необходимости подачи документов для начала использования льготы, отсутствие необходимости подачи документов для подтверждения льготы в случае, если эти документы уже были поданы в связи с использованием льгот по налогу на прибыль или НДС) и т.д.

4. Еще одним проблемным вопросом, ввиду отсутствия единообразия толкования норм законодательства, является вопрос привлечения Участниками проекта иностранных специалистов.
Оплата работы таких специалистов чаще всего не должна облагаться НДФЛ в России в соответствии с межгосударственными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Между тем ст.232 НК РФ затрудняет применение таких соглашений, а встречающееся толкование ст.232 НК РФ УФНС по г.Москве делает их применение практически невозможными (например, письмо УФНС РФ по г.Москве от 4 марта 2010 года N 20-14/3/022678).
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*