admin / 26.04.2020

Аудит акционерных обществ

  • О нас
    • Наша команда
    • Аттестаты аудиторов
    • Сертификаты оценщиков
    • Сертификаты 1С
    • Рекомендательные письма
    • Отчеты по итогам деятельности компании
    • Наши проекты в области аудита и консалтинга
    • Наши проекты в области оценки
    • Наши проекты в области автоматизации предприятий
    • Решения комиссии и судов по оспариванию кадастровой стоимости
    • Лицензии
    • Опыт работы по судебным экспертизам в рамках судопроизводства по вопросам определения рыночной стоимости имущества
  • Аудиторские услуги
    • Обязательный аудит
    • Инициативный аудит
    • Налоговый аудит
    • Аудит отчетности по МСФО
    • Финансовый Due diligence
    • Трансформация и аудит отчетности по МСФО
    • Финансовый аудит
    • Аудит внешнеэкономической деятельности
    • Аудит бюджетных организаций
    • Аудит дебиторской и кредиторской задолженности
    • Производственный аудит
    • Аудит отдела продаж
    • Аудит расходов
    • Риск-ориентированный подход
    • Аудит финансовой отчетности
    • Аудит учета материально производственных запасов
    • Аудит и консалтинг ООО
    • Аудит организации
    • Аудит фирмы
    • Аудит поставщика
    • Строительныий аудит организаций
    • Аудит вуза: когда он действительно необходим?
    • Аудит коммерческих организаций
    • Аудит налогового учета готовой продукции
    • Аудит налоговых обязательств
    • Аудит налоговых расчетов
    • Аудит налоговых рисков
    • Аудит налогообложения
    • Аудит отложенных налоговых активов и обязательств
    • Деловой аудит
    • Аудит импортных операций
    • Профессиональный аудит издержек основных типов
    • Аудит исо 9005
    • Аудит исо 9001
    • Аудит прочих расходов
    • Аудит расчетов с кредиторами
    • Аудит расчетов с покупателями
    • Аудит эффективности бюджетных средств
    • Аудит финансово-хозяйственной деятельности
    • Аудит финансового состояния
    • Аудит экспортных операций
    • Аудит ценных бумаг
    • Аудит собственного капитала
    • Аудит резервов
    • Аудит себестоимости
    • Аудит учетной политики
    • Аудит финансового положения
    • Аудит издержек
    • Аудит ISO
    • ISO 9001 аудит
    • Аудит ФЗ 307
    • Закон об аудите 307
    • Закон об аудите 307 ФЗ
    • Аудит рекламы
    • Маркетинговый аудит
    • Аудиторская проверка
    • Бухгалтерские и аудиторские услуги
    • Аудиторская консультация
    • Договор на аудиторские услуги
    • Аудит финансовой отчетности
    • Нормативные документы аудита
    • Независимая аудиторская проверка
    • Принципы стандартов аудита
    • Отличие контроля от аудита
    • Письмо обязательство аудит
    • Правовой аудит
    • Прочие аудиторские услуги
    • Обязательный аудит организации
    • Обязательный аудит ФЗ
    • Роль аудита в экономике
    • Розничный аудит
    • Этика аудита
    • Ценовой аудит
    • Специальный аудит
    • Уровень существенности в аудите
    • Страховой аудит
    • Стоимость аудиторских услуг
    • Список аудиторских компаний москвы
    • Финансовый аудит в казенном учреждении
    • Финансовый контроль и аудит
    • Финансовый и налоговый аудит
    • Расходы организации – сущность, классификация
    • Процедуры аудита расчетов с подотчетными лицами
    • Аудит собственного капитала и его особенности
    • Юридический аудит предприятия
    • Стандарты аудиторской деятельности. Их классификация
    • Публичный аудит крупных инвестиционных проектов: технологический и ценовой
    • Аудит систем управления компаний в Москве
    • Аудит бизнеса
    • Профессиональный аудит в Москве
    • Услуги бухгалтерского обслуживания и сопровождения
    • Экспресс аудит, как быстрый и востребованный вид диагностики работы предприятия
    • Постановка бухгалтерского и налогового учета
  • IT консалтинг
    • Сопровождение программного обеспечения
    • Полное сопровождение 1С
    • Внедрение системы ERP на платформе 1С
    • Внедрение системы 1С: Документооборот
    • Автоматизация продаж с внедрением 1С Управление торговлей
    • Внедрение программы 1С Бухгалтерия для автоматизации бизнеса
    • Внедрение 1С УПП на предприятии
    • Внедрение 1С Зарплата и управление персоналом
    • Управление торговлей с внедрением 1С Производство
    • Разработка в системе 1С
    • Внедрение 1С на предприятии
    • Внедрения систем бухгалтерского и налогового учета
    • Внедрение 1С: Розница
    • Внедрение 1С: УТ
    • Внедрение 1С: CRM
    • Внедрение 1С Управление Складом
    • Внедрение 1С:Управление переработкой отходов и вторсырья 8.3
  • Оценочная деятельность
    • Оспаривание кадастровой стоимости земли и недвижимости
    • Оценка недвижимости
    • Оценка бизнеса
    • Оценка нематериальных активов предприятия
    • Оценка оборудования в городе Москва
    • Независимая оценка транспортных средств
    • Оценка имущественных комплексов
    • Оценка рыночной стоимости квартиры
    • Оценка недвижимости для ипотеки
    • Оценка недвижимости для нотариуса
    • Оценка недвижимости для наследства
    • Оценка недвижимости для суда
    • Кадастровая оценка недвижимости
    • Оценка загородной недвижимости
    • Оценка квартиры
    • Оценка доли в квартире
    • Оценка кадастровой стоимости квартиры
    • Оценка квартиры для ипотеки
    • Оценка квартиры для оформления закладной
    • Оценка квартиры для наследства
    • Оценка квартиры для органов опеки
    • Оценка стоимости квартиры для суда
    • Оценка дома
    • Оценка загородного дома
    • Оценка дачного дома
    • Оценка стоимости коммерческой недвижимости
    • Оценка офисной недвижимости
    • Оценка промышленной недвижимости
    • Оценка дома с земельным участком
    • Оценка грузового автомобиля
    • Оценка автомобиля для суда
    • Оценка автомобиля для нотариуса в наследство
    • Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
    • Оценка автомобиля для наследства в городе Москва
    • Услуги по оценке имущества
    • Оценка имущества при вступлении в наследство
    • Оценка движимого имущества
    • Оценка для оспаривания кадастровой стоимости в городе Москва
    • Оценка интеллектуальной собственности (ОИС)
  • Цены
    • Стоимость оценочных услуг
    • Стоимость услуг в области 1С
  • Информация
    • Новости
    • Об аудиторской деятельности
    • Необходимость аудита
    • Об оценочной деятельности
    • Этапы внедрения автоматизированной системы
    • Вопросы клиентов
    • Публикации по вопросам аудита «Холд-инвест-аудит»
    • Статьи
  • Контакты

В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей. Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)). И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Таким образом, данная норма носит императивный характер и должна применяться независимо от того, внесено ли аналогичное положение в устав организации.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

На первый взгляд данная ситуация вопросов не вызывает, однако пункт 9 статьи 3 Закона N 99-ФЗ содержит указание на то, что положения действующего ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ), касающиеся закрытых акционерных обществ, применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Поэтому совершенно справедливо возникает вопрос — а нужно ли закрытому акционерному обществу до внесения изменений в устав проводить обязательный аудит? Ответ утвердительный — нужно. Данное положение Закона № 99-ФЗ ни в коей мере не ограничивает действия п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, так как Закон № 208-ФЗ не содержит норм, противоречащих этому пункту. Данный закон на сегодняшний день предусматривает обязательный аудит финансовой отчетности только для открытых акционерных обществ (п. 3 ст. 88, ст. 92 Закона № 208-ФЗ), но это не значит, что иными нормативными актами не могут быть установлены соответствующие требования и для закрытых акционерных обществ. Подобное противоречие могло бы возникнуть, если бы Закон № 208 — ФЗ напрямую запрещал бы проведение обязательного аудита в закрытых акционерных обществах или еще каким-либо способом ограничивал круг лиц, подлежащих обязательной проверке финансовой отчетности.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Справка:

С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ были введены понятия публичных и не публичных обществ, а деление акционерных обществ на закрытые и открытые было упразднено. Акционерные общества таких типов с 01 сентября 2014 года созданы быть не могут (п. 5 ст. 3 Закона 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

По смыслу внесенных изменений акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус. Если акционерное общество является публичным, принятие общим собранием его участников решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принятие общим собранием участников не публичного акционерного общества решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

ЦЕНЫ, АУДИТ

Принимая во внимание вышесказанное, а также то, что проведение аудита требует от организаций дополнительных финансовых расходов, возникает вопрос — как можно избежать соблюдения нормы об обязательном проведении проверки финансовой отчетности? На наш взгляд выйти из сложившейся ситуации можно проведя процедуру реорганизации, преобразовав ЗАО в ООО. В отличие от акционерных обществ, в обществе с ограниченной ответственностью отсутствуют сложные процедуры, связанные с эмиссией акций, необходимостью публиковать отчетность. Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников ООО, не является закрытым и может быть расширен. Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью содержит много диспозитивных норм, предоставляющих участникам большую свободу в установлении правил и порядка некоторых процедур в уставе.

Что касается обязательности проведения аудиторской проверки ООО, то она необходима в следующих случаях:

  • если ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • если объем выручки от продажи продукции ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если ООО является клиринговой организацией;
  • если ООО является кредитной организацией;
  • если ООО представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

С 2013 года аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако, если отчетность подлежит обязательному аудиту, то представление ее обязательного экземпляра в органы статистики и опубликование (в случаях, установленных федеральными законами) должно осуществляться только вместе с аудиторским заключением (ч. 2 ст. 18 и ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, провести процедуру преобразования ЗАО в ООО целесообразнее всего до 31 марта 2015 года, то есть до последнего дня, когда должна быть составлена годовая бухгалтерская отчетность.

КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены, одновременно в КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.


Минфин России разработал проект дополнений в КоАП РФ, предусматривающий административную ответственность за непредставление организацией аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью в установленных законодательством случаях. Так, предполагается, что штраф за непредставление юридическим лицом аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в установленном порядке в случаях, когда обязанность по представлению такого заключения установлена законодательством РФ, — будет составлять от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Когда нужно проводить обязательный аудит АО?

В п. 71.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 № 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2015 № 35989 (придавшем данному документу статус нормативного), установлено:

«В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности».

Далее в п. 71.4 сказано о крайнем сроке раскрытия бухгалтерской отчётности, а значит и аудиторского заключения по результатам проведённого аудита:

«Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее 3 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: «Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода».

Таким образом, бухгалтерская отчётность акционерного общества публикуется вместе с аудиторским заключением не позднее 3 дней и 3 месяцев после окончания отчетного периода. Следовательно, за 2019 год бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение должны быть опубликованы не позднее 3 апреля 2020 года.

Если день подачи приходится на выходной день, то нем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 2.17 вышеуказанного Положения № 454-П).

Поскольку дата 03.04.2020 является рабочим днём, переносов не будет. Следовательно именно эта дата является последней датой публикации бухгалтерской отчётности акционерным обществом вместе с аудиторским заключением.

Александр Титов
Старший эксперт-консультант по аудиту, финансовому и управленческому учету

Вышеуказанные требования касательно раскрытия аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчётностью и крайней даты такого раскрытия, изложенные в п. 71.3, 71.4 вышеуказанного Положения № 454-П, включены в главу «Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности акционерного общества» раздела VII «Обязательное раскрытие информации акционерными обществами». Это значит, что требования распространяется на все акционерные общества. Ошибкой будет считать, что требования относятся только к публичным, либо осуществляющим публичное размещение ценных бумаг, или имеющим число акционеров более 50.

Указанные подкатегории акционерных обществ обязаны раскрывать дополнительную информацию, помимо годового отчёта и аудиторского заключения, и соответствующие требования для них сгруппированы в пунктах главы 69 «Общие положения об обязательном раскрытии информации акционерными обществами» вышеуказанного Положения № 454-П.

Предыдущая редакция п. 71.4 вышеуказанного Положения , действовавшая до 13.03.2016, допускала иной срок опубликования: без ограничения такого срока включенной в текущую редакцию фразой «не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это и сегодня вызывает сомнения по срокам опубликования у некоторых АО.

Чтобы развеять эти сомнения, поясним, что в этом контексте Банк России выпустил специальное информационное письмо от 30.03.2016 № ИН-06-52/17 «О некоторых вопросах, связанных с раскрытием акционерными обществами годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2015 год». В этом письме разъяснено, что «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества за 2015 год подлежит опубликованию акционерными обществами на странице в сети Интернет вместе с аудиторским заключением не позднее 04.04.2016».

Дополнительно в письме было указано, что «отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением № 454-П, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом для отчётности за 2015 год было допущено исключение для срока предоставления отчетности вместе с аудиторским заключением в случае заключения договора на проведение аудита до вступления в силу новой редакции пункта 71.4, то есть до 13.03.2016.

Кроме того, Текстом Закона об акционерных обществах от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в т.ч. ст.92 «Обязательное раскрытие обществом информации») Банку России предоставлено право устанавливать дополнительные требования к раскрытию информации в дополнение к требованиям, установленным данным Законом для акционерных обществ, являющихся публичными или публично размещающих ценные бумаги. Для иных акционерных обществ текстом данного закона № 208-ФЗ такая возможность для Банка России прямо не указана. Тем не менее, в п. 13 ст. 42 «Функции Банка России» Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено, что «Банк России… обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг».

Утвержденное Банком России 30.12.2014 № 454-П «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» содержит преамбулу, в которой отмечено, что данное положение в соответствии с указанным выше п.13 ст.42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» «определяет состав, порядок и сроки раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

В п. 1.1 Положения № 454-П указано, что «настоящее положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, …а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам».

В п. 1.2 данного Положения также установлено, что «действие настоящего Положения распространяется на всех эмитентов… размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации».

Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ст.2 дано понятие эмитента, под которым понимается, в том числе, юридическое лицо, несущее от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Акции, размещаемые при учреждении акционерного общества, являются эмиссионными ценными бумагами (см. «Раздел III. Эмиссия акций, размещаемых при учреждении акционерного общества» «Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утв. Банком России 11.08.2014 № 428-П, зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2014 N 34005).

Таким образом, утвержденное Банком России 30.12.2014 № 454-П Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг распространяется на все акционерные общества, если в тексте пунктов данного Положения прямо не указано иное.

Александр Титов
Старший эксперт-консультант по аудиту, финансовому и управленческому учету Узнайте стоимость аудита за минуту И получите выдающиеся результаты по итогам аудита Рассчитать стоимость

В последнее время в деловой среде и интернете широко проходит обсуждение вступивших в силу с сентября 2014 г. поправок в Гражданский кодекс, которыми изменены статус и правовое положение большинства коммерческих и некоммерческих организаций. Указанные поправки в значительной степени коснулись акционерных обществ, которые законодатель разделил на публичные и непубличные вместо прежних ОАО и ЗАО.

Не обошли изменения и права акционерных обществ в части проведения ежегодного аудита. В этой связи недоумение у многих вызвал п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, который прямо указал на необходимость проведения аудита для подтверждения годовой бухгалтерской отчетности всеми без исключения акционерными обществами. В то же время действующее законодательство об аудиторской деятельности прямо предусматривает проведение обязательного аудита только открытыми акционерными обществами, закрытые же акционерные общества были обязаны проводить аудит при превышении ими финансовых показателей, определенных законодательством.

Не секрет, что на территории РФ зарегистрированы и фактически действуют множество закрытых акционерных обществ, которые осуществляют хозяйственную деятельность в незначительных объемах и новое требование о проведении аудита является для них обременительным. Да и для активных участников рынка — закрытых акционерных обществ, показатели деятельности которых не превышают значение установленных законодательством объемов, новое требование влечет необходимость несения дополнительных расходов, которые, особенно с учетом финансовой ситуации на рынке, явно нежелательны.

Нельзя не отметить и то, что акционерами многих ЗАО являются один или несколько человек, которые отлично понимают финансовое состояние своих организаций и не видят необходимости в подтверждении годовой отчетности внешним аудитором.

В этой связи возникает вопрос: если законодательство об аудиторской деятельности по-прежнему требует проведения обязательного аудита только открытыми акционерными обществами, а согласно поправкам ГК РФ закрытые акционерные общества не перешли в статус публичных, зачем новые поправки требуют проведения аудита в ЗАО, несмотря на то, что в их положении ничего кардинальным образом не изменилось? И действительно ли согласно ГК, с учетом положений других законов, требуется проведение аудита в непубличных акционерных обществах?

Ответ нам видится следующим:

  • Во-первых, совершенно очевидным, в части требования о проведении аудита, является положение п. 5 ст. 67.1 ГК РФ не разграничивающее в этой части обязанности публичных и непубличных акционерных обществ. Причем путем сопоставления с п. 4 этой же статьи, можно установить для каких организационно-правовых форм проведение аудита остается правом, а для каких обязанностью.
  • Во-вторых, нельзя не обратить внимание на ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ (того самого закона, который ввел поправки в ГК РФ), согласно которому законодательные акты, не приведенные в соответствие с ГК в новой редакции, подлежат применению в части, ему не противоречащей. Тут, как раз, на наш взгляд, и возникает противоречие между п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности и п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, поскольку Закон об аудиторской деятельности устанавливает обязанность по проведению аудита лишь для части акционерных обществ, в то время как ГК РФ для всех без исключения. Нельзя забывать и об отсылочной норме п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, предусматривающей проведение обязательного аудита и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
  • В-третьих, ошибочным является мнение многих о том, что публичное акционерное общество — это аналогия ОАО, а непубличное — ЗАО. При детальном прочтении п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, становится очевидным, что публичным является акционерное общество, ценные бумаги которого публично размещаются или публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

Рассмотрев же Закон о рынке ценных бумаг, станет ясным, что под понятие публичного акционерного общества не подпадает большинство созданных в России ОАО. Новоиспеченные публичные АО в своем подавляющем большинстве подпадают под проведение обязательного аудита по другому критерию — п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (как организации, чьи ценные бумаги допущены к публичному обращению на рынке); установление же требования о проведении обязательного аудита, опираясь исключительно на критерий организационно-правовой формы публичного акционерного общества, вывело бы из-под обязательного аудита значительную часть нынешних открытых акционерных обществ, что, по всей видимости, не соответствует интересам политики законодателя.

Ну и, в-четвертых, продолжая вышеизложенную мысль, следует отметить, что общий анализ проводимой реформы говорит о том, что законодатель явно нацелен на повышение социальной и экономической значимости акционерных обществ, будь-то публичных или непубличных, и ведение организацией деятельности в такой организационно-правовой форме накладывает и, по всей видимости, будет еще накладывать дополнительные обязанности. Если же ЗАО такие обязанности нести не желает, у него есть прямая альтернатива — преобразование в общество с ограниченной ответственностью.

После ответа на вопрос о необходимости проведения обязательного аудита всеми акционерными обществами, логично возникает другой — об ответственности за непроведение аудита.

Самой «страшной» нормой КоАП РФ в этой связи является ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ (штраф до 700 т.р.), а именно, непредоставление акционеру информации, подлежащей представлению при проведении годового собрания, ведь в соответствии с ч. 3 ст. 52 Закона об акционерных обществах, аудиторское заключение входит в состав такой информации. В этом случае, может возникнуть ситуация, когда нелояльный акционер получает хороший повод для обращения в ЦБ РФ за наложением на организацию серьезных финансовых санкций.

Другой штрафной нормой, является норма ст. 13.19 КоАП РФ — нарушение порядка представления статистической информации (здесь штрафы куда мягче — до 5 т.р.) Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете аудиторское заключение, в случае когда проведение аудита обязательно, входит в состав документации, представляемой в органы государственной статистики.

Немаловажными аспектами исполнения требования по проведению обязательного аудита, является более лояльный подход со стороны кредитных организаций, весомых контрагентов и государственных органов.

Поводя итог, в нашей компании прекрасно понимают, что проведение аудита во многих ЗАО с чисто экономической точки зрения не обусловлено ни сложностью учетного процесса, ни высокими налоговыми рисками, ни корпоративной необходимостью. В этой связи мы готовы предложить нашим клиентам гибкий подход к ценообразованию, учитывающий реальную сложность и трудозатраты на проведение аудита.

Также наши клиенты могут обратиться к нам по вопросам преобразования акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью.

Для получения подробной информации Вы можете обратиться по нашим телефонам:

  • (495) 926-06-78 — 80 и (498) 504-68-26;
  • на электронную почту info@formataudit.ru
  • или в наши офисы.

Генеральный директор ООО АФ «ФорматАудит»
Переездчиков К.А.

Видеопрезентация

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*