admin / 24.03.2020

Аренда муниципального имущества и НДС 2018 — 2019

При аренде государственного или муниципального имущества, когда таким имуществом распоряжается соответствующий орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления, арендаторы выступают налоговыми агентами по НДС. По ряду вопросов налогоплательщики и налоговые органы до сих пор не могут прийти к единому мнению. Разобраться в ситуации поможет статья, подготовленная с учетом материалов арбитражной практики Т.О. Евмененко, руководителем Департамента налогообложения консалтинговой фирмы «ДЕ-КОНС».

Гражданский кодекс РФ не выделяет договор аренды государственного и муниципального имущества в отдельный вид арендных правоотношений. Вместе с тем в зависимости от того, кто является сторонами такого договора, в зависимости от самого объекта договора налоговые обязательства как арендодателя, так и арендатора имеют ряд особенностей. Дело в том, что согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендаторы выступают налоговыми агентами. То есть арендатор обязан определить налоговую базу, а также исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

При применении вышеуказанной нормы налогового законодательства налогоплательщики и фискальные органы до сих пор не могут прийти к единому мнению по следующим вопросам:

  1. Каждая ли передача в аренду государственного или муниципального имущества приводит к возникновению обязанностей налогового агента у арендатора? Тем более, когда стороны в договоре аренды в обязательства арендатора включают перечисление в бюджет НДС с арендной платы.
  2. Необходимо ли арендатору выписывать самому себе счета-фактуры? Каким образом предъявлять НДС с арендной платы к налоговому вычету в случае отсутствия счетов-фактур?
  3. Насколько правы налоговые органы при привлечении налогового агента к ответственности и начислении пени за неуплату в бюджет налога в том случае, если НДС с арендной платы арендатором удержан не был? Или если арендная плата была начислена, но по факту арендодателю не перечислялась?
  4. В какие сроки и в каком объеме необходимо сдавать налоговую декларацию арендаторам, не являющимся плательщиками НДС?

Рассмотрим вышеуказанные проблемы.

Возникновение налоговых обязательств

Пункт 3 статьи 161 НК РФ применяется при аренде государственного или муниципального имущества и только в том случае, когда таким имуществом распоряжается соответствующий орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления.

Именно неверное определение статуса арендодателя и является наиболее распространенной ошибкой при определении налоговых обязательств арендодателя и арендатора.

Так, при заключении договора аренды с государственным или муниципальным унитарным предприятием во многих случаях арендатор полагает, что становится налоговым агентом. В свою очередь арендодатель даже не подозревает, что у него возникли обязанности налогоплательщика. По сути, такие заблуждения основываются на том, что имущество, находящееся у таких предприятий на праве хозяйственного ведения, остается в собственности у государства.

Да, действительно, в силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, закрепляемое за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, остается в государственной собственности.

Вместе с тем, статья 214 ГК РФ разделяет имущество, находящееся в государственной собственности, на две части — имущество, закрепляемое за государственным предприятием или учреждением, и средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Вторая часть государственного имущества составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Что касается имущества, находящегося в муниципальной собственности, то согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ оно также либо закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, либо составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Распоряжение имуществом, закрепленным за юридическим лицом, производится именно этим юридическим лицом, а не органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. С учетом положений статей 125, 214, 294, 296 и 299 ГК РФ уполномоченные органы власти распоряжаются только тем имуществом, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным или казенным предприятием.

Именно от этих позиций и надо отталкиваться при решении вопроса о возникновении статуса налогоплательщика или налогового агента.

Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 02.10.2003 № 384-О, порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, применяется только в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, то есть составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Если имущество арендуется у юридических лиц, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то плательщиками НДС являются арендодатели, обладающие тем или иным вещным правом в отношении имущества. В вышеназванном Определении КС РФ указано, что при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит в соответствии со статьей 294 ГК РФ на праве хозяйственного ведения или согласно статье 296 ГК РФ на праве оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет НДС осуществляют данные юридические лица.

Такой же позиции придерживаются и налоговые органы. Так, в письме МНС России от 22.11.2002 № 03-1-07/2875/15-АН789 указано, что по договорам аренды федерального и муниципального имущества, заключенным между фирмой-арендатором и балансодержателем — унитарным предприятием (не относящимся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления), минуя органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, уплату НДС в бюджет осуществляют балансодержатели — унитарные предприятия. В таких случаях у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС. Вся сумма арендной платы вместе с НДС перечисляется арендатором балансодержателю, который в свою очередь самостоятельно осуществляет расчеты по этому налогу с бюджетом.

На практике достаточно часто встречаются так называемые трехсторонние договоры, где на стороне арендодателя появляются органы власти, выступающие от имени собственника имущества — РФ, субъекта РФ или муниципалитета. Обычно в таких договорах устанавливается определенное процентное распределение дохода между юридическим лицом, обладающим вещным правом в отношении имущества, и собственником.

В таких правоотношениях необходимо учитывать, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления прекращаются по основаниям, предусмотренным законом. Лицом, распоряжающимся передачей имущества в аренду, является именно юридическое лицо, обладающее соответствующим вещным правом в отношении имущества, а не уполномоченный орган государственной власти.

Поэтому при решении вопроса о возникновении обязательств налогоплательщика у арендодателя или обязательств налогового агента у арендатора необходимо исходить из того, является ли арендуемое имущество собственностью публичного собственника, входящей в казну, либо оно закреплено на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения за соответствующими организациями.

Если унитарному предприятию (казенному предприятию) имущество передано на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) полностью, а в трехстороннем договоре орган власти фактически фигурирует исключительно с целью получения части прибыли, то плательщиком НДС со всей суммы арендной платы выступает юридическое лицо, за которым закреплено имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть арендодатель.

В уже рассмотренном письме МНС России от 22.11.2002 № 03-1-07/2875/15-АН789 налоговый орган высказал противоположную точку зрения, указав, что по трехсторонним договорам перечислять в бюджет НДС обязан арендатор — налоговый агент.

Однако после принятия КС РФ Определения № 384-О Минфином России было издано письмо от 10.06.2004 № 03-03-11/92, в котором финансисты четко указали, что в данной ситуации арендодатели являются плательщиками НДС со всей суммы арендной платы.

По нашему мнению, именно последними разъяснениями и надо руководствоваться налогоплательщикам, так как они согласуются не только с позицией КС РФ, но и с вышеприведенными нормами гражданского законодательства.

Составление счета-фактуры и предъявление НДС к вычету

Необходимость составления счета-фактуры арендатором — налоговым агентом на сумму арендной платы фактически является «псевдообязанностью», навязанной налоговым агентам разъяснениями налоговых органов (например, в абз. 4 п. 36.1. Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447).

На самом деле, согласно пункту 3 статьи 169 НК РФ составить счет-фактуру обязан налогоплательщик. Статья 161 НК РФ также не устанавливает обязанности арендаторов — налоговых агентов составлять счета-фактуры. Статья 24 НК РФ устанавливает права и обязанности налоговых агентов, среди которых мы опять же не найдем обязанности по составлению счетов-фактур за налогоплательщика.

Более того, НК РФ вообще не предусматривает составление счета-фактуры налоговым агентом. Единственным исключением может служить ситуация, когда налогоплательщик предоставит право составления счетов-фактур от своего имени по доверенности.

Таким образом, арендатор не должен самому себе выставлять счета-фактуры. Но тогда с учетом положений статьи 171 и статьи 172 НК РФ возникает закономерный вопрос — сможет ли налоговый агент в этом случае предъявить НДС к налоговому вычету.

Ответ на данный вопрос полностью раскрыт в Определении КС РФ от 02.10.2003 № 384-О, где указано:

Дело №

«при аренде государственного или муниципального имущества органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — в отличие от других арендодателей (частных лиц) — не выписывают счета-фактуры, в связи с чем возникает проблема получения арендатором такого имущества вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного им как налоговым агентом, поскольку отсутствие счета-фактуры рассматривается налоговыми органами как формальное препятствие для его осуществления…
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Такой подход согласуется с конституционно-правовым смыслом вычетов по налогу на добавленную стоимость, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 февраля 2001 года по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость».
Следовательно, арендатор государственного и муниципального имущества вправе получить вычеты по налогу на добавленную стоимость на основании документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации в их конституционно-правовой трактовке по этому основанию не противоречат Конституции Российской Федерации и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации».

Таким образом, арендатор, являющийся в силу пункта 3 статьи 161 НК РФ налоговым агентом, не выставляет самому себе счета-фактуры, но при этом имеет право предъявить перечисленный в бюджет НДС к вычету на основании документов, подтверждающих уплату НДС. Такими документами могут служить, например, платежные поручения (при наличии первичных документов, подтверждающих наличие арендных правоотношений).

Привлечение к налоговой ответственности

Из анализа подпункта 1 пункта 3, а также пункта 4 статьи 24 НК РФ следует четкое правило, что налоговые агенты обязаны перечислять только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. На налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику.

Более того, как указал ФАС СЗО в своем постановлении от 24.08.2004 № А56-5325/04, из пункта 1 статьи 45 НК РФ следует, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 2 статьи 45 НК РФ.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (п. 2 ст. 45 НК РФ). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике. Следовательно, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.

Согласно статье 8 НК РФ налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям статьи 8 НК РФ.

Лишь в случае удержания сумы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму. Таким образом, нормы налогового законодательства, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как было отмечено выше, согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Следовательно, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы и уплате пеней, установленных статьей 75 НК РФ. Начисление пеней на суммы неудержанных налоговым агентом сумм налогов неправомерно.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Неправомерно доначисление сумм НДС и пеней в отношении налогового агента в том случае, если он не удержал сумму налога из выплаченного налогоплательщику дохода
  2. Арендатор обязан удерживать НДС и уплачивать в бюджет налог из реального выплачиваемого налогоплательщику дохода. Если у налогового агента имеется задолженность перед арендодателем, то он не обязан исчислять НДС с начисленной, но не перечисленной арендной платы.

В заключение несколько слов о штрафах. Необходимо обратить внимание на то, что конструкция статьи 123 НК РФ позволяет применять ответственность (штраф) к налоговым агентам даже в том случае, если арендатор не удержал соответствующие суммы налога с налогоплательщика.

Напомним, что налоговая ответственность в данном случае применяется за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

Налоговая отчетность

Субъекты специальных налоговых режимов не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Однако при этом они должны исполнять все обязанности налоговых агентов. В том числе заполнять и сдавать налоговую декларацию.

В пункте 1 раздела I Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом Минфина России от 03.03.2005 № 31, говорится о том, что при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками НДС в связи с переходом на специальные налоговые режимы, представляются титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации за налоговый период, установленный пунктом 2 статьи 163 НК РФ, то есть за квартал.

Причем данное правило распространяется и в том случае, если арендная плата, и, соответственно, НДС перечислялись арендатором ежемесячно.

За непредставление налоговой декларации НК РФ предусмотрена налоговая ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ. Вместе с тем, как указал ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 26.07.2004 по делу № А13-3070/04-19, ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета распространяется только на налогоплательщиков, на что прямо указано в диспозиции статьи 119 НК РФ.

В рассматриваемом случае арендатор налогоплательщиком не является.

Исполняя обязанности по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислению в бюджет удержанных сумм НДС, он выступает в роли налогового агента.

В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

В правоприменительной практике недопустимо расширять сферу действия норм налоговой ответственности.

Ответственность за непредставление налоговым агентом налоговому органу в установленный срок необходимых для осуществления налогового контроля документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ. За это нарушение предусмотрено взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Таким образом, за непредставление налоговым агентом налоговой декларации (в том случае, если он не является еще и налогоплательщиком НДС) может применяться ответственность только по статье 126 НК РФ, но никак не по статье 119 НК РФ.

Между арендодателем и арендатором возник спор по поводу оплаты аренды, в связи с чем суд уменьшил арендную плату за первый год действия договора. За этот период арендная плата еще не вносилась. В дальнейшем аренда будет оплачиваться в размере, который был установлен договором.
Каким образом эти особенности влияют на заполнение организацией как налоговым агентом налоговой декларации по НДС?

18 июля 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае организация признается налоговым агентом. Однако, поскольку передача в аренду находящегося в федеральной собственности земельного участка НДС не облагается, сумма этого налога из арендной платы не удерживается.
Организация обязана представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, в разделе 7 которой отражается сумма арендной платы за налоговый период, в том числе определенная решением суда.

Обоснование позиции:
Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления в аренду федерального имущества налоговая база по НДС (далее также — налог) определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Приведенная норма не предусматривает исключений для тех или иных видов федерального имущества, переданных в аренду, в частности, для земельных участков.
Вместе с тем в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимаются, в частности, пошлины и сборы, взимаемые государственными органами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).
Согласно мнению, которое неоднократно высказывал Минфин России, если арендная плата, взимаемая с организаций, заключивших с органами государственной власти и управления договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности РФ, относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками, то указанная арендная плата не подлежит налогообложению НДС (письма Минфина России от 04.03.2016 N 03-07-07/12728, от 12.02.2016 N 03-07-11/7487, от 18.10.2012 N 03-07-11/436). Представители контролирующих органов также прямо указывали, что арендная плата за право пользования земельным участком в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождена от налогообложения НДС (письма Минфина России от 30.10.2006 N 03-04-15/198, УФНС России по г. Москве от 05.10.2006 N 19-11/87962).
Аналогичные выводы можно встретить в судебной практике (смотрите, например, постановление АС Московского округа от 26.05.2016 N Ф05-5542/16).
Исходя из изложенной позиции, реализация услуг по предоставлению государственным органом в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности, НДС не облагается. Поэтому обязанности исчислить, удержать из суммы арендной платы и уплатить в бюджет НДС у арендатора земельного участка не возникает*(1).
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с этим полагаем, что организация, являющаяся налоговым агентом в связи с приобретением в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности, арендодателем которого является государственный орган, обязана представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, несмотря на отсутствие обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет этого налога.
Форма налоговой декларации по НДС (далее — Декларация), порядок ее заполнения (далее — Порядок), а также формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Поскольку в рассматриваемом случае при реализации услуг по сдаче в аренду земельного участка НДС в бюджет не уплачивается, раздел 2 Декларации организация — налоговый агент не заполняет. В этой ситуации помимо титульного листа и раздела 1 Декларации (в котором при отсутствии облагаемых НДС операций проставляются прочерки — п. 3 Порядка) следует заполнить раздел 7 Декларации, в котором отражаются операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС. В графе 1 раздела 7 Декларации указывается код операции — 1010251, соответствующий реализации услуг, обозначенных в пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ (п. 44.2 Порядка). Как указано в п. 44.5 Порядка, показатели в графах 3 и 4 названного раздела налоговыми агентами не заполняются (в этих графах ставится прочерк). Отметим, что данное правило п. 44.5 Порядка в редакции приказа ФНС России от 28.12.2018 N СА-7-3/853@ применяется начиная с представления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года (п. 2 названного Приказа).
Поэтому, с нашей точки зрения, при заполнении Декларации за налоговые периоды начиная с 2019 года сумму не облагаемой НДС арендной платы за земельный участок следует указывать в графе 2 раздела 7 Декларации. Однако правоприменительной практики по этому вопросу мы не обнаружили, и не можем исключить наличие иного мнения у налогового органа. Обратим внимание, что организация вправе обратиться в свой налоговый орган с официальным запросом о порядке заполнения налоговой декларации (пп. 1 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ).
Как отмечает в своих разъяснениях Минфин России, моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг по сдаче в аренду имущества является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг, либо последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды (письма Минфина России от 23.01.2019 N 03-07-11/3435, от 28.02.2013 N 03-07-11/5941).
Поэтому, на наш взгляд, в графе 2 раздела 7 Декларации указывается сумма арендной платы за налоговый период, определенная в соответствии с условиями договора аренды о размере арендной платы. Отсутствие фактической оплаты аренды в связи с этим значения не имеет.
Однако в ситуации, когда суд своим решением изменяет условия договора аренды, снижая размер арендной платы, полагаем, что организация должна отражать в указанной графе за соответствующий период ту сумму арендной платы, которая указана в решении суда, вступившем в законную силу, поскольку оно является обязательным для исполнения (ст. 16 АПК РФ). Начиная с налогового периода, в котором действуют условия договора о первоначальном размере арендной платы (не измененном судебным актом), организация отражает в графе 2 раздела 7 Декларации сумму оплаты аренды, согласованную сторонами договора.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Организация занимается выращиванием пшеницы. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, взяты в аренду. Плата органу власти за аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не облагается НДС. Операцию по аренде земли у госоргана показывает в разделе 7 декларации по НДС, где отражаются не облагаемые НДС операции. В графе 1 проставляет код операции 1010251. В графе 2 отражается сумма перечисленной органу власти арендной платы (то есть стоимость услуги по аренде земельного участка). Все операции, осуществляемые организацией, подлежат обложению НДС. Необходимо ли организации вести раздельный учет НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)
— Вопрос: Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, арендует земельный участок по договору с администрацией муниципального района. В связи с этим при заполнении налоговой декларации по НДС заполняет Раздел 7, код 1010251, сумма в графе 3. В связи с принятием приказа ФНС от 28.12.2018 N СА-7-3/853@ (с I квартала 2019 г.) в п. 44.5. добавлены слова «Показатели в графах 3 и 4 налоговыми агентами не заполняются (в указанных графах ставится прочерк)». Арендная плата за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, НДС не облагается. Как правильно должен заполняться Раздел 7 декларации по НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)
— Вопрос: Организация применяет УСН и арендует земельный участок, который находится в собственности г. Москвы. В договоре аренды земельного участка упоминаний об НДС не содержится. НДС данная операция не облагается. Является ли организация налоговым агентом по НДС? Нужно ли ей сдавать декларацию по НДС? Если необходимо сдавать декларацию, то какие листы нужно заполнять? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

26 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Нередко при осуществлении хозяйственной деятельности организации арендуют государственное или муниципальное имущество. Заключение договоров аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, требует от организации-арендатора, выступающей в качестве налогового агента, выполнения обязанности по исчислению, удержанию и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет. Объекты имущества не ограничены определенными категориями, а значит, данная норма действует в отношении аренды любого имущества — движимого и недвижимого, в том числе земли.

Договорные отношения, связанные с имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности регулируются следующими нормами гражданского законодательства.

В Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Понятие «собственность на имущество» включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ) является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Право государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации разграничивается и регламентируется:

1) ГК РФ;

2) Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;

3) Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»;

4) иными нормативными правовыми актами.

Аренда — это предоставление арендодателем (собственником имущества или иным уполномоченным лицом) арендатору (организации или индивидуальному предпринимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Напомним, что на основании пункта 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Вместе с тем пунктом 2 статьи 651 ГК установлено, что государственной регистрации подлежат договоры аренды здания или сооружения, если они заключены на срок не менее года.

Арендуемое имущество может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, казенных предприятий или государственных органов.

Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ.

Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно.

Возможна ситуация, когда предприятие, которому недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, сдает его в аренду без согласия собственника имущества. Такая сделка аренды недействительна согласно статье 168 ГК РФ и влечет для сторон неблагоприятные последствия, предусмотренные гражданским законодательством.

На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением, закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 ГК РФ такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

В разъяснениях УМНС по городу Москве неоднократно указывалось следующее: при оказании услуг по сдаче в аренду закрепленного за такими учреждениями федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договора аренды, заключенного между арендатором и балансодержателем — данным учреждением (то есть организацией, не относящейся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления (арендодателя), уплату налога в бюджет осуществляет данное учреждение вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

Для целей обложения налогом на добавленную стоимость требуется определить, когда возникает обязанность по исполнению функций налогового агента. От этого зависит своевременность исполнения налоговых обязательств по уплате налога на добавленную стоимость, а также возможность воспользоваться правом на вычет уплаченных сумм налога.

Как правильно оформить счет-фактуру по данной операции, занести данные в книги продаж и покупок, а также отразить указанные суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость? Чтобы подобные вопросы не вызывали затруднений, рассмотрим на конкретных примерах, как реализуется установленный порядок отражения таких операций в целях бухгалтерского и налогового учета для целей обложения налогом на добавленную стоимость.

Еще раз отметим, что все без исключения организации, арендующие государственное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления, являются налоговыми агентами, осуществляя функции по удержанию налога на добавленную стоимость, что обязывает представлять декларацию и самостоятельно производить расчеты с бюджетом. Поэтому даже те, кто не является плательщиком НДС либо освобождены от обязанности плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ, признаются налоговыми агентами, если являются арендаторами указанного имущества и несут ответственность в случае неисполнения возложенной на них функции по удержанию и уплате налога.

Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю. Выплата арендодателю в размере арендной платы без налога на добавленную стоимость является подтверждением того, что сумма налога удержана.

Если услуги по аренде имущества получены арендатором, но арендная плата в адрес арендодателя, в соответствии с договором, не выплачена, налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость не возникают. Фактическое потребление услуг арендатором не влечет обязанности с его стороны по уплате налога на добавленную стоимость за арендодателя. Кроме того, выделенная сумма налога, относящаяся к услугам аренды, не включается в налоговые вычеты до момента фактического удержания суммы налога за счет средств, подлежащих перечислению арендодателю.

Обратите внимание!

Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Поэтому, заключая договор аренды, проследите за тем, чтобы арендодатель предусмотрел сумму налога в составе арендной платы, причем сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.

Отсутствие суммы налога в составе арендной платы может привести к неприятным последствиям. Объясним почему.

Обязанностью налогового агента является исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление суммы налога в бюджет. Теперь представим, что в договоре указан только размер арендной платы. Следовательно, налоговый агент исчислит с арендной платы сумму налога по ставке 18/118, удержит эту сумму из размера арендной платы и перечислит в бюджет. Что в итоге получилось? Что арендодатель получил не полную сумму арендной платы. Можно поступить по другому. Налоговый агент увеличивает стоимость услуги по договору аренды на сумму налога по ставке 18%, затем исчисляет сумму налога с общей суммы по ставке 18/118 и перечисляет в бюджет. Что в результате? Сумма налога фактически не удержана из доходов арендодателя, следовательно, налоговый агент теряет право на вычет.

Об обязанности уплатить налог на добавленную стоимость за счет средств налогоплательщика прямо указывается в пункте 4 статьи 173 НК РФ.

Кроме того, отсутствие в договоре суммы налога, выделенного отдельной строкой, может быть квалифицировано налоговым органом как отсутствие в первичном документе суммы налога, выделенного отдельной строкой, что в результате может также привести к утрате права на вычет.

Таким образом, заключая договор аренды государственного или муниципального имущества, проследите за тем, чтобы договорные отношения были оформлены правильно.

Кроме того, не стоит забывать о том, что момент исполнения обязанностей налогового агента зависит также от условий договора аренды. Многие арендодатели предусматривают порядок расчетов между сторонами таким образом, что арендная плата перечисляется авансовым платежом, например, ежеквартально в срок не позднее 10-го числа первого месяца квартала. В этом случае, арендатор, перечисляя сумму арендной платы, обязан удержать сумму налога со всей суммы, выплачиваемой арендодателю.

Пример 1.

Предприятие для производственных целей арендует нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды арендная плата составляет 11 800 рублей в месяц с учетом НДС и вносится арендатором ежеквартально в срок до 10-го числа первого месяца квартала. Предприятие является плательщиком НДС и уплачивает НДС в бюджет ежемесячно. Арендная плата за I квартал в размере 35 400 рублей подлежит уплате 10 января в соответствии с условиями договора.

Ниже рассматриваются варианты отражения в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от момента исполнения обязанности по уплате налога в бюджет.

Вариант 1. Расчеты с бюджетом по уплате налога производятся арендатором в том периоде, в котором происходит перечисление арендных платежей. Согласно условиям примера арендная плата за I квартал вносится в январе, и в этом же периоде производятся расчеты с бюджетом.

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Январь
76 51 30 000 Перечислена арендная плата за I квартал без учета НДС
19 68 5400 Исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы
68 51 5400 Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц
68 19 1800 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах

При совершении всех операций, признаваемых объектами налогообложения, налогоплательщиком выписываются счета-фактуры. Мы уже отмечали что, несмотря на то, что налоговое законодательство не требует от налогового агента выписки счетов-фактур, однако исходя из практики, советуем все же оформлять счет-фактуру за налогоплательщика.

Основанием для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, служат документы, подтверждающие уплату сумм налога в бюджет. Такой порядок регламентирован пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

В то же время сохраняют действие разъяснения налоговых органов, приведенные в Письме Госналогслужбы РФ от 20 марта 1997 года №ВЗ-2-03/260 «О применении счетов-фактур при аренде государственного и муниципального имущества». Поскольку по общему правилу обязательным условием для применения налоговых вычетов является наличие счета-фактуры, и, принимая во внимание рекомендации, изложенные в упомянутом выше Письме Госналогслужбы РФ, можно использовать следующий порядок применения счетов-фактур налоговыми агентами.

Организация, выступающая в роли налогового агента, составляет счет-фактуру на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка «Аренда государственного (муниципального) имущества».

Следовательно, в нашем примере арендатор выписывает счет-фактуру на общую сумму 35 400 рублей, с указанием налога в размере 5 400 рублей Ставка налога — 18/118.

Данные книги покупок и книги продаж служат основанием для заполнения налоговых деклараций по НДС, а также для определения суммы налога, предъявляемой налогоплательщиком к вычету. Поэтому удержанные и перечисленные в бюджет суммы НДС налогоплательщиком, выступающим в роли налогового агента, следует отразить как в книге продаж, так и в книге покупок (если налогоплательщик имеет право на соответствующий налоговый вычет).

Выписанный счет-фактура подлежит регистрации у налогового агента в книге продаж с пометкой «Налог, исчисленный налоговым агентом» в момент фактического перечисления арендной платы, подтверждающего удержание налога из средств, причитающихся арендодателю.

В рассмотренном примере в книгу продаж за январь заносится информация о выполнении обязанности налогового агента по исчислению и удержанию НДС с суммы арендной платы. В графе 4 «Всего продаж, включая НДС» указывается сумма 35 400 рублей, а в графе 5б «Сумма НДС» отражается налог в размере 5 400 рублей.

В книге покупок как основание для применения налогового вычета регистрируется выписанная счет-фактура с указанием реквизитов документов, подтверждающих уплату налога в бюджет. Сумма налога заносится в книгу покупок за январь в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным в данном отчетном периоде. В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 11 800 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 1 800 рублей.

На основании информации книги продаж и книги покупок заполняется налоговая декларация и представляется не позднее 20-го февраля. Указанные сведения вносятся налоговым агентом, арендатором имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в раздел 1.2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента» и раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС.

В разделе 2.1.»Расчет общей суммы налога» налоговой декларации по НДС по строке 350 арендатор указывает налоговый вычет при выполнении условия фактической уплаты налога в бюджет и использовании арендованного имущества для осуществления деятельности, облагаемой НДС. Раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации заполняется на отдельном листе по каждому из арендодателей государственного или муниципального имущества, если их несколько. Если арендатор арендует у одного арендодателя несколько видов имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, то раздел 2.2. налоговой декларации заполняется на одном листе.

В разделе 2.2. налоговой декларации при аренде государственного или муниципального имущества необходимо заполнить строки 050, 090 и 130.

По строке 090 раздела 2.2. налоговой декларации арендатор имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отражает сумму арендной платы и сумму НДС, причитающуюся арендодателю за конкретный налоговый период.

Строка 050 раздела 2.2. налоговой декларации заполняется суммированием строк 070,090 и 110.

Для отражения дополнительных платежей и сумм НДС по аренде имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначена строка 130 раздела 2.2. налоговой декларации. По этой строке отражаются суммы арендной платы и НДС, перечисленные арендодателю и в бюджет сверх сумм, установленных договором аренды. Особенность отражения в налоговой декларации таких платежей по операциям аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, состоит в том, что суммы авансов и НДС, показанные по строке 130, не включаются в налоговую базу арендатора при фактическом потреблении услуг аренды. На практике это означает следующее: если суммы арендной платы и НДС отражены по строке 130, то эти же суммы арендной платы и НДС соответственно никогда не попадут в строки 090 и 050.

В разделе 2.1 «Расчет общей суммы налога» декларации по НДС за январь 2004 года по строке 350 отражается сумма НДС, принимаемая к вычету в январе 2004 года, в размере 1 800 рублей Правомерность вычета указанной суммы подтверждается тем, что налог в бюджет уплачен, и услуга по предоставлению имущества в аренду оказана в один месяц, что соответствует 1/3 перечисленных авансовых платежей за квартал.

В этом же размере следует отразить сумму НДС (1800 рублей) по строке 090 раздела 2.2 налоговой декларации, поскольку реализация услуги по предоставлению имущества в аренду соответствует размеру потребленной за текущий период услуги. В строке 050 эта же величина повторяется как итоговая при отсутствии данных по строкам 070 и 110.

В строке 130 раздела 2.2. налоговой декларации указывается налог в размере 3 600 рублей, исчисленный с арендной платы, перечисленной сверх суммы, установленной договором, что составляет долю платежей, приходящихся на стоимость арендных услуг, оказание которых произойдет в следующих периодах. Строка 170 является результатом суммирования строк 050 и 130 и показывает общую величину налогового обязательства налогового агента по перечислению удержанного налога в бюджет в размере 5 400 рублей.

Таким образом, арендная плата, перечисленная арендодателю авансом за квартал, распределяется пропорционально доле потребления услуги за каждый текущий месяц этого квартала. Тогда в следующих налоговых периодах принимаются к учету стоимость услуги в размере этой доли и в бухгалтерском учете за февраль (март) производятся следующие записи:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Февраль (март)
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц
68 19 1800 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах

В книге покупок за февраль (март) регистрируются реквизиты выписанного счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату налога в бюджет, как основание для применения налогового вычета (возмещения НДС). Сумма налога заносится в книгу покупок за февраль (март) в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным в данном отчетном периоде. В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 11 800 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 1 800 рублей.

На основании данных книги покупок за февраль (март) заполняется налоговая декларация, которая представляется не позднее 20-го марта (апреля). Указанные сведения заносятся арендатором (налоговым агентом по НДС) имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, только в раздел 2.1. «Расчет общей суммы налога», где по строке 350 отражается НДС, подлежащий вычету в феврале (марте), в размере 1800 рублей.

Раздел 2.2 «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС за февраль (март) не заполняется.

Вариант 2. Используем условия предыдущего примера и предположим, что предприятие НДС в размере 5 400 рублей, удержанный из суммы арендной платы, перечислило в бюджет 20 февраля 2004 года, что соответствует требованиям законодательства. Поскольку уплата налога налоговыми агентами производится в сроки, установленные статьей 174 НК РФ, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При отражении указанных хозяйственных операций изменяется порядок применения налоговых вычетов.

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Январь
76 51 30 000 Перечислена арендная плата за 1 квартал без учета НДС
19 68 5400 Исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц

В том же порядке, как и в предыдущем варианте примера, выписывается счет-фактура на сумму налога, удержанного из средств, причитающихся арендодателю, которая подлежит регистрации у налогового агента в книге продаж за январь с пометкой «Налог, исчисленный налоговым агентом». В графе 4 «Всего продаж, включая НДС» указывается сумма 35 400 рублей, а в графе 5б «Сумма НДС» отражается налог в размере 5 400 рублей.

Книга покупок не заполняется, так как в январе отсутствует основание для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, в связи с тем, что сумма налога в бюджет не перечислена. На основании информации книги продаж заполняется налоговая декларация и представляется не позднее 20-го февраля. Сведения об исполнении обязанности по удержанию налога заносятся в раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС.

В разделе 2.1. «Расчет общей суммы налога» строка 350 не заполняется, поскольку сумма налога в январе в бюджет уплачена не была. Порядок заполнения раздела 2.2. аналогичен порядку, изложенному в предыдущем примере.

По строке 090 раздела 2.2. налоговой декларации показывается сумма НДС — 1800 рублей, исчисленная и удержанная из дохода от реализации услуги по предоставлению имущества арендодателя в аренду за текущий период. В строке 050 как итоговая повторяется эта же величина при отсутствии данных по строкам 070 и 110.

В строке 130 раздела 2.2. налоговой декларации учитывается сумма налога – 3 600 рублей, относящаяся к перечисленным дополнительным арендным платежам.

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Февраль
68 51 5400 Произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц
68 19 3 600 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах января и текущего месяца

В книге покупок за февраль регистрируется выписанный при удержании налога счет-фактура с указанием реквизитов документов, подтверждающих уплату налога в бюджет.

Сумма налога заносится в книгу покупок за февраль в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным за январь и февраль. В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 23 600 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 3600 рублей.

Сведения из книги покупок являются основанием для заполнения строки 350 раздела 2.1. «Расчет общей суммы налога» при предоставлении налоговой декларации за февраль.

Выполнение условия использования арендованного имущества для осуществления деятельности, облагаемой НДС, и уплаты налога в бюджет подтверждает правомерность применение налогового вычета в размере 3 600 рублей, включенного в раздел 2.1 «Расчет общей суммы налога» налоговой декларации по НДС по строке 350.

Раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС за февраль (март) не заполняется.

В марте отражаются следующие бухгалтерские записи по счетам:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
Март
26 76 10 000 Признаны расходы по аренде за текущий месяц
68 19 1800 Принят к вычету уплаченный НДС с арендной платы, признанной в расходах

Сумма налога заносится в книгу покупок за март в той доле, которая относится к расходам, связанным с оказанием услуг, признанным в данном отчетном периоде. В графе 7 «Всего покупок, включая НДС» учитывается 11 800 рублей, а в графе 8б «Сумма НДС» отражается налог в размере 1 800 рублей.

На основании данных книги покупок за март заполняется налоговая декларация и представляется не позднее 20-го апреля. Сведения, занесенные в книгу покупок за март, отражаются в разделе 2.1. «Расчет общей суммы налога», где по строке 350 отражается НДС, подлежащий вычету в марте, в размере 1 800 рублей.

Раздел 2.2. «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» налоговой декларации по НДС за март не заполняется.

Более подробно об исчислении и уплате НДС и налога на прибыль налоговыми агентами Вы можете ознакомится в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Налоговые агенты по налогу на прибыль и НДС»

Есть операции, по которым должен уплачиваться НДС – аренда помещений, участков и прочего имущества. При этом могут действовать особые условия обложения сбором. Есть определенная специфика учета налога, если арендуется государственная собственность. Согласно существующим условиям Налогового Кодекса, услуги по сдаче имущества в аренду – операции, которые облагаются налогом. Размер сбора арендодатель может принимать к возмещению.

НДС с арендной платы у арендодателя

Налог на добавленную стоимость требуется начислять не при сдаче имущества в пользование, а в момент, когда услуги признаются фактически оказанными. Во время передачи имущества в пользование обязанность по переводу налога не возникает, так как от арендодателя объект не может стать собственностью арендатора, а услуги не считаются оказанными по факту.

Аренда облагается платежом НДС на последний день периода, в который предоставляется имущество. Если договор перестает действовать до момента окончания периода, сбор устанавливается на сутки окончания договора.

Есть формула установления размера сбора, который рассчитывается следующим образом – стоимость услуги по договору умножается на основную ставку в 20%. После исчисления платежа в течение 5 суток требуется составить для арендатора счет-фактуру. Если последний не имеет обязанности по уплате взноса, то можно внести в договор пункт об отсутствии необходимости счета-фактуры.

Входной платеж по продукции или услугам, которые приобретаются, чтобы сдавать имущество, могут быть приняты к вычету. При этом есть исключения, когда не требуется вносить налог за осуществление сдачи. Эти правила отображены в статье 149 НК, к такому исключению относится осуществление операции с жилыми помещениями.

НДС с арендной платы у арендатора

Есть некоторые особенности расчета НДС с арендной платы у арендатора. Важно, чтобы были соблюдены условия, прописанные в статье 169 НК РФ. Так, сдача в использование недвижимости облагается налогом, имущество используется для облагаемых операций, арендодатель выдает счет-фактуру, стоимость за услугу принята к учету, присутствует акт приема и передачи недвижимости.

Акт по услугам обычно составляется ежемесячно. Чтобы оформить вычет по платежам, его не требуется представлять. Нет оснований для отказа в вычете, если договор не зарегистрирован. При перечислении аванса, с него налог также можно компенсировать.

При использовании недвижимости, которая принадлежит государству, есть вероятность возникновения обязанностей налогового агента. Тогда с оплаты за пользование нужно будет внести НДС согласно статье 161 Налогового Кодекса.

Облагается ли НДС передача неотделимых улучшений арендодателю

.

Передача улучшений облагается НДС при аренде. Входной сбор при налогообложении НДС по материалам и работам, которые применялись для создания улучшений нежилого помещения, принимаются к вычету в общем порядке.

Возмещение производится на основании счетов-фактур от подрядчиков. При этом могут возникать разные спорные ситуации. При сдаче в использование нередко вносятся какие- то изменения в имущество – адаптация под конкретные цели.

Неотделимыми улучшениями называют те, которые нельзя отделить без нанесения вреда для имущества, например, прокладка вытяжной вентиляции. Обычно признак встраивания при монтаже говорит о неотделимости элемента.

Единого мнения относительно того, облагается ли сбором передача неотделимых улучшений, нет. Преобладает та точка зрения, согласно которой такие улучшения облагаются платежом НДС.

Чтобы принять корректные решения по налогообложению, следует учитывать условия договора, обстоятельства создания улучшений, их характеристики и специфику, и с учетом этого принимать решения о необходимости обложения налоговыми платежами.

Формы документов НДС аренда

При сдаче в аренду имущества арендодатель должен вносить соответствующие платежи в бюджет. Есть некоторые правила, которыми регулируется аренда нежилого помещения у лиц. В обязательном порядке составляется договор, который содержит подробные данные по представляемому в аренду имуществу.

Договор аренды составляется согласно нормам ГК РФ. В документе в обязательном порядке должны быть отображены реквизиты сторон, данные по объекту, сведения по условиям использования имущества, данные по стоимости услуги.

Если имущество является источником дохода, оно является объектом обложения. Сроки уплаты налоговых взносов и расчет зависит от того, какой статус имеет плательщик. Если расчет проводится по УСН, сумма исчисления составит 6% от размера аренды. Если лицо уклоняется от взносов, применяется штраф.

Налог на аренду помещения: порядок уплаты за нежилое и жилое помещение

Если физическое лицо сдает помещение в аренду, получает коммерческую выгоду от этого, деятельность является облагаемой налогами. Физическое лицо должно уплачивать НДФЛ 13% от всей суммы получаемой оплаты.

При передаче в пользование нежилого помещения, доход собственника облагается платежом. Вид платежа, который нужно внести в бюджет, зависит от того, какой статус имеет лицо – если оно не является ИП, требуется вносить НДФЛ, для ИП – платеж согласно выбранному режиму обложения. В некоторых случаях НДС не облагается аренда.

Если при сдаче в пользование имущества лицо совершало правонарушения, оно должно внести штраф 20% от невнесенного платежа, однако, если есть подтверждения тому, что налог не переводился умышленно, либо деяние совершается не впервые, санкция может увеличиться до 40% от суммы невнесенного сбора.

Реализация услуг по представлению недвижимости может быть признана объектом обложения согласно НК РФ, а именно, статье 146. База устанавливается как стоимость услуг, определяемая как цена, установленная в договоре аренды без обложения сбором (статья 154).

Моментом установления базы по НДС является дата оплаты в счет услуги или последний день отчетного квартала, когда оказывались услуги (выбрать требуется наиболее раннюю из дат). При оказании услуги счета-фактуры должны быть выставлены не позднее 5 суток с момента оказания услуг.

Собственник имеет право не оформлять счета-фактуры, если услуги по предоставлению имущества оказываются сторонам, не имеющим обязанности по внесению платежа НДС. Также счета-фактуры могут не составляться, если есть письменное согласие сторон сделки.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*