admin / 21.03.2020

О рабочем времени педагогов

Л. В. Куревина

Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения» № 5/2016

Каковы особенности рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены? Из каких частей складывается рабочее время педагогов? Какие режимы рабочего времени для них могут вводиться?

Рабочее время учителей и преподавателей имеет немало особенностей. И одной из основных является то, что их рабочее время складывается из нормируемой и ненормируемой части. Такая система на практике вызывает определенные трудности (с учетом рабочего времени, выплатой сверхурочных, работой в выходные и т. д.). Нюансов много и вопросы соответственно возникают часто. Какие режимы рабочего времени лучше устанавливать педагогам? Должен ли педагог выходить на работу, если у него нет занятий? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Что делать, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Попробуем разобраться.

Прежде всего отметим документы, которые регулируют вопросы рабочего времени педагогических работников:

  • Трудовой кодекс (гл. 52);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Особенности).

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

Обратите внимание

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Особенностей).

В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Обратите внимание

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 2.5 Особенностей).

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 1.3 – 1.5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Обратите внимание

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;
  • неполная рабочая неделя;
  • сменная работа.

2. Продолжительность рабочего дня:

  • ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
  • неполный рабочий день (смена);
  • гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
  • разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Продолжительность рабочего времени

С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей.

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы. Исключение составляют случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, когда не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, перечисленные в п. 2.2 приложения 2 к Приказу № 1601.

Обратите внимание

Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы.

А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком-либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ.

Обратите внимание

Если для работников образовательного учреждения установлен суммированный учет рабочего времени или если организация работает непрерывно (например, учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях)), действуют особые правила, определенные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». В этих случаях работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.

Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день.

И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Такие дни называются методическими. Порядок их предоставления должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, графиками и планами работы.

В связи с этим возникает вопрос: является ли выходным методический день? Нет, поскольку такие дни предоставляются не для отдыха, а с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог может вообще не выходить в этот день на работу, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может: не может переноситься, если вдруг совпадет с нерабочим праздничным днем, в соответствии со ст. 112 ТК РФ, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

* * *

Остается отметить, что пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Специфика работы учителей и преподавателей такова, что им часто приходится работать за рамками установленной продолжительности рабочей недели. Причем оформить это как сверхурочную работу вряд ли получится. И конечно, работодателю нужно постараться минимизировать такие переработки – строго учитывая рабочее время, составляя расписания и графики работы с минимальным количеством «окон», распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни. Если составить графики более рационально не получается, можно установить другой режим рабочего времени, например гибкий график.

Что же касается работы в выходные или праздничные дни, здесь вопросов быть не должно. Работодатель обязан не только официально оформлять привлечение к ней в случае необходимости, но и оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Детально о ведении табеля на педагогических, медицинских работников и водителей автотранспортных средств.

Часть 1. Особенности ведения табеля учета использования рабочего времени

Учет рабочего времени педагогических работников

Основу рабочего времени педагогических работников составляет педагогическая нагрузка.

Педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности — это время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса (часть 1 ст. 25 Закона № 651).

Согласно пункту 63 приказа Минобразования Украины «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования» от 15 апреля 1993 года № 102 (далее — Инструкция № 102) учебную нагрузку между педагогическими работниками распределяет руководитель учреждения по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) (далее — профсоюз) в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, которые сложились в заведении (с соблюдением норм КЗоТ Украины). Далее распределение педагогической нагрузки утверждает соответствующий орган управления образованием (часть 1 ст. 25 Закона Украины «О всеобщем среднем образовании» от 13 мая 1999 года № 651-XIV, далее — Закон № 651).

При этом объем учебной и другой педагогической работы, которую может выполнять педагогический работник по основному месту работы, предельными размерами не ограничивается.

Например, для педагогических работников заведений и учреждений социальной защиты населения установлена следующая педагогическая нагрузка (п. 1 приказа Минтруда Украины «Об установлении продолжительности работы и педагогической нагрузки для некоторых категорий работников заведений и учреждений социальной защиты населения» от 12 февраля 2007 года № 44):

  • для учителей (всех специальностей), логопедов, руководителей кружков — 18 ч. в неделю;
  • для преподавателей (всех специальностей) — 720 ч. в году;
  • для практических психологов — 20 ч. в неделю и т. д., исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах (60 мин.) на оклад заработной платы (должностной оклад), а не из продолжительности рабочего времени в неделю (письмо Минсоцполитики Украины от 30 июня 2011 года № 212/13/116-11, далее — Письмо № 212/13/116-11).

В основу нормирования труда профессорско-преподавательского состава вуза положена годовая педагогическая нагрузка в академических часах в соответствии с учебным планом.

Время исполнения учебных, методических, научных, организационных и других трудовых обязанностей в текущем учебном году не может превышать годового рабочего времени (часть 1 ст. 49 Закона Украины «О высшем образовании» от 17 января 2002 года № 2984-ІІІ).

Обратить внимание. Максимальная учебная нагрузка научно-педагогических работников (это работники вузов, которые, кроме преподавания, еще занимаются научной деятельностью) не может превышать 900 ч. в учебном году, а педагогических работников вузов, которые не занимаются научной деятельностью, — 720 ч. в учебном году.

График рабочего времени преподавателя определяется расписанием аудиторных учебных занятий и консультаций, расписанием или графиком контрольных мероприятий и другими видами работ, предусмотренными индивидуальным рабочим планом преподавателя. Время выполнения работ, не предусмотренных расписанием или графиком контрольных мероприятий, определяется в порядке, установленном вузом, с учетом особенностей специальности и форм обучения (п. 5.5 приказа Минобразования «Об утверждении Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях» от 2 июня 1993 года № 161).

Таким образом, порядок распределения нагрузки для педагогических работников следующий:

  • руководитель заведения образования обязан сообщать педагогическим работникам в конце учебного года (до предоставления отпуска) педагогическую нагрузку в следующем учебном году (подп. «е» п. 20 приказа Минобразования Украины «О Типовых правилах внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений» от 20 декабря 1993 года № 455, далее — Типовые правила № 455);
  • объем учебной и другой педагогической работы, которую может выполнять педагогический работник по основному месту работы, предельными размерами не ограничивается (абз. третий п. 63 Инструкции № 102) — т. е. работа сверх установленной нормы учебной нагрузки в этом же учебном заведении не является совместительством;
  • педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности объемом меньше тарифной ставки устанавливается лишь с его согласия (часть 2 ст. 25 Закона № 651);
  • перераспределение педагогической нагрузки в течение учебного года допускается в случае изменения количества часов по отдельным предметам, предусмотренного рабочим учебным планом, или с письменного согласия педагогического работника с соблюдением норм трудового права (часть 2 ст. 25 Закона № 651).

Установленная при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от количества недель и рабочих дней в разные месяцы года (абз. второй п. 68 Инструкции № 102).

Рабочее время педагогических работников включает не только преподавательскую (учебную) работу, но и другие виды педагогической деятельности, предусмотренные должностными обязанностями и режимом рабочего времени, а именно: подготовительную, воспитательную, методическую, организационно-педагогическую и другую работу. Так, в соответствии с пунктом 21 Типовых правил № 455 в пределах рабочего дня педагогические работники заведения образования должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы.

Перечень ненормированных видов педагогической деятельности, которые осуществляются в течение рабочего времени, следующие:

  • подготовка к урокам;
  • классное руководство;
  • проверка тетрадей;
  • заведование (мастерскими, учебными кабинетами, учебно-опытными участками);
  • индивидуальная работа с детьми;
  • внеклассная работа с детьми;
  • работа с родителями и т. д.

Все эти виды педагогической деятельности также нуждаются в расходах рабочего времени. Но рабочее время, которое тратится на выполнение этой работы, какими-либо документами не нормируется, кроме некоторых из них, которые оплачиваются в процентном соотношении к тарифной ставке, но без учета времени, потраченного на их выполнение (Письмо № 212/13/116-11).

Таким образом, кроме педагогической нагрузки учителя на тарифную ставку 18 учебных часов в неделю, его рабочее время включает некоторые другие виды педагогической деятельности в следующем отношении к тарифной ставке:

Особенности режима рабочего времени педагогических работников состоят в том, что они наряду с преподавательской работой ведут другую педагогическую работу, т. е. в отсутствии четких пределов рабочего времени.

Следовательно, рабочее время педагогических работников регулируется утвержденным расписанием учебных занятий, составленным в соответствии с недельной нагрузкой, а также планами воспитательной и методической работы.

Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников выплачивают (норма часов на оклад установлена исходя из 6-дневного режима работы) за 3 ч. педагогической (преподавательской) работы в день, т. е. 18 ч. в неделю (п. 64 Инструкции № 102 и части 1 ст. 22 Закона Украины «О внешкольном образовании» от 22 июня 2000 года № 1841-ІІІ).

Указанные ставки заработной платы педагогических работников устанавливают исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах (60 мин.). Короткие перерывы, предусмотренные между уроками, занятиями, лекциями, являются рабочим временем педагогического работника. Продолжительность уроков и перерывов устанавливается в соответствии с положением об учебном заведении. В учебных планах школ всех типов и наименований, педучилищ, профессионально-технических учебных заведений время на учебные дисциплины определяется в академических часах (45 мин.), кроме первых классов школ, где учатся дети шестилетнего возраста (35 мин.).

Обратить внимание. Продолжительность уроков в общеобразовательных учебных заведениях составляет:

  • в первых классах — 35 мин.;
  • во вторых — четвертых классах — 40 мин.;
  • в пятых — одиннадцатых классах — 45 мин. (часть 5 ст. 16 Закона № 651).

Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующими органами управления образованием и органами государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Сокращение продолжительности урока не является основанием для уменьшения нормы времени, которое предусматривается на изучение предмета, и не является основанием для уменьшения нормы времени для оплаты в разрезе четверти, полугодия, года. Увеличение количества уроков в связи с уменьшением их продолжительности не означает увеличения учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Для педагогических работников устанавливается 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями (п. 21 Типовых правил № 455). При 5-дневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР) или графиком сменности, которую утверждает руководитель заведения образования по согласованию с профсоюзом заведения, с соблюдением продолжительности рабочей недели.

Кроме того, в тех заведениях образования, где по условиям работы введение 5-дневной рабочей недели является нецелесообразным, устанавливается 6-дневная рабочая неделя с одним выходным днем.

Обратить внимание. Законодательством для педагогических работников установлена педагогическая нагрузка, а не продолжительность рабочего времени в неделю.

Нормами законодательства не установлены четкие пределы рабочего времени педагогического работника и нет детального определения его обязанностей, поэтому продолжительность рабочего дня и рабочей недели определяет администрация учебного заведения самостоятельно (ст. 52 КЗоТ).

Следовательно, продолжительность рабочего времени педагогического работника должна определяться исходя из объема его учебных, методических и организационных обязанностей, отображенных в индивидуальном рабочем плане, который составляют перед каждым учебным годом. Учитывая это, установление для педагогических работников, которые согласно части третьей статьи 51 КЗоТ имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, 40-часовой рабочей недели неправомерно (Письмо № 212/13/116-11).

Дни недели, в которые по расписанию занятий у педагогического работника не предусмотрено преподавание уроков, выходными для него не считаются, поскольку в течение этого времени его могут привлекать к другим видам педагогической деятельности. Как правило, в эти дни педагогическому работнику могут предоставлять так называемые методические дни, когда работник занимается самообразованием и работой в методическом кабинете. Отметим, что детальные условия работы в методический день установлены ПВТР учебного заведения и приказами его руководителя.

Особенности заполнения Табеля для педагогических работников:

  • при отсутствии в штате заведения образования кадрового работника ведение Табеля возлагается на одного из работников приказом руководителя (например, в общеобразовательных учебных заведениях ответственным за ведение Табеля, как правило, назначают заместителя директора по учебной или учебно-воспитательной работе);
  • часы работы педагогического работника в Табеле отмечают литерным обозначением «Р». Поскольку оплачивается работа педагогических работников в соответствии с объемом педагогической нагрузки, в Табеле проставляют часы педагогической работы согласно расписанию занятий (письмо Минтруда Украины от 22 сентября 2010 года № 837/13/84-10 и Письмо № 212/13/116-11);
  • часы замены временно отсутствующего учителя должны быть документально подтверждены соответствующим приказом и отметками в Журнале замены пропущенных уроков;
  • в Табеле проставляют только реально проведенные уроки, записанные в классный журнал и Журнал замены пропущенных уроков;
  • учитывая особенности рабочего времени педагогических работников, Табель может быть дополнен, например, графами, которые предусматривают отображение периода работы по замене временно отсутствующих учителей.

Нормирование рабочего времени в сфере здравоохранения

В соответствии с пунктом «з» части 1 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19 ноября 1992 года № 2801-ХІІ медицинские работники имеют право на сокращенный рабочий день.

Согласно пункту 1 приказа Минздрава Украины от 25 мая 2006 года № 319 установлены следующие нормы рабочего времени для медицинских работников:

  • 38,5 ч. в неделю для руководителей структурных подразделений (отделений, отделов, лабораторий, кабинетов и т. д.), в т. ч. врачей и специалистов с базовым и неполным высшим образованием, руководителей учреждений здравоохранения, в т. ч. специалистов с базовым и неполным высшим образованием, врачей и специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием (среднего медицинского персонала), медицинских регистраторов, дезинфекторов;
  • 33 ч. в неделю для врачей, занятых исключительно амбулаторным приемом больных. В те дни, когда согласно графику работы или ПВТР эти врачи работают в стационаре (дежурство), на участке, проводят санитарно-просветительскую и профилактическую работу, диспансеризацию, продолжительность их рабочего дня составляет 38,5 ч. в неделю;
  • 40 ч. в неделю:
    • для руководителей учреждений здравоохранения, их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей отделов, служб и других подразделений (за исключением врачей и специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием — руководителей структурных подразделений и учреждений здравоохранения, в частности, амбулаторно-поликлинических), главных специалистов (главных медицинских сестер, главных фельдшеров, главных инженеров, главных энергетиков, главных технологов и т. д.), специалистов, технических служащих и рабочих (за исключением работающих во вредных условиях труда);
    • для провизоров, фармацевтов аптек, занятых лишь отпуском лекарств и других товаров аптечного ассортимента;
    • для младших медицинских сестер, младших медицинских сестер по уходу за больными, сестер-хозяек (за исключением работающих с вредными условиями труда).

Обратить внимание. Указанные нормы применяются для медицинских работников независимо от ведомственного подчинения и форм собственности.

Перечень профессий и должностей, для которых применяется ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором. Накануне выходных дней при 6-дневной рабочей неделе продолжительность работы не может превышать 5 ч. (ст. 53 КЗоТ).

Для работников, работающих в учреждениях (структурных подразделениях) и на должностях во вредных условиях труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели не более 36 ч. в неделю (кроме врача-стоматолога-хирурга стационара; врача и младших специалистов с медицинским образованием домов для престарелых и инвалидов общего типа, которым установлена норма рабочего времени, — 39 ч. в неделю) (п. 2 части первой ст. 51 КЗоТ), в соответствии с постановлением Кабмина Украины «Об утверждении Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели» от 21 февраля 2001 года № 163 (далее — Перечень № 163), на основании результатов аттестации рабочих мест, порядок проведения которой утвержден постановлением Кабмина Украины «О Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 1 августа 1992 года № 442.

На некоторых работах сокращенная продолжительность рабочей недели должна равняться:

  • патологоанатомические отделения и лаборатории и бюро судебно-медицинской экспертизы — 30 ч. в неделю;
  • некоторые виды стоматологической практики (например, врач-стоматолог, зубной врач, зубной техник и т. д.) — 33 ч. в неделю.

При этом следует учитывать, что разделом 32 «Здравоохранение, образование и социальная помощь» Перечня № 163 для медицинского персонала Территориального центра социального обслуживания пенсионеров и малообеспеченных граждан не предусмотрено установление сокращенного рабочего дня.

Поэтому продолжительность рабочего времени заведующего отделением медико-социальной реабилитации (в т. ч. врачей и специалистов с базовым и неполным высшим образованием), врачей и среднего медицинского персонала должна составлять 38,5 ч. в неделю, а продолжительность рабочего времени младшего медицинского персонала — 40 ч. в неделю (письмо Минтруда Украины от 7 июня 2007 года № 183/13/116-07).

Работникам учреждений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения с их согласия может вводиться рабочий день с разделением на части (с перерывом в работе более 2 ч.) с тем условием, чтобы общая продолжительность работы не превышала установленной продолжительности рабочего дня (ст. 60 КЗоТ). Доплата в эти дни проводится за отработанное время к должностному окладу в размере до 30%, конкретный размер которой определяет руководитель учреждения по согласованию с профсоюзом в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Время внутрисменного перерыва в рабочее время не входит.

Кроме того, перечень должностей работников, которым могут выплачиваться указанные доплаты, утверждает руководитель учреждения по согласованию с профсоюзом (п. 3.4.1 приказа Минтруда Украины, Минздрава Украины от 5 октября 2005 года № 308/519).

В соответствии со статьей 61 КЗоТ в учреждениях здравоохранения на работах, связанных с оказанием медицинской помощи населению, как правило, применяется ежемесячный суммированный учет рабочего времени. В учреждениях здравоохранения продолжительность ночной работы равняется дневной и составляет до 12 ч. в смену. Назначать работника на работу в течение двух смен подряд запрещено. Графики сменности доводят до сведения работника, как правило, не позднее, чем за один месяц до введения их в действие (п. 16 Отраслевых правил внутреннего трудового распорядка).

Обратить внимание. По решению трудового коллектива разрешается устанавливать продолжительность рабочей смены до 24 ч. (кроме водителей санитарного транспорта).

В каждом конкретном случае вопрос установления тому или иному работнику продолжительности рабочей смены до 24 ч. должен решаться лишь с согласия работника и профсоюзного органа учреждения здравоохранения.

Работники дежурят по сменам равномерно. Переход из одной смены в другую должен происходить, как правило, через каждую неделю в часы, определенные графиком сменности.

Продолжительность перерыва в работе между сменами должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предыдущей смене (вместе со временем перерыва на обед).

О начале и окончании работы в учреждении, на предприятии, а также о перерыве в работе работников извещают соответствующими сигналами или иным способом.

Каждый работник обязан отметить свой приход на работу до начала работы, а по окончании рабочего дня оставлять рабочее место в порядке, установленном в учреждении, на предприятии.

Отметим, что время, потраченное на переодевание перед началом и по окончании рабочего дня (смены), не входит в учет рабочего времени.

Работодатель обязан организовать учет выхода на работу работников. У места учета должны быть часы, правильно указывающие время. Порядок учета времени работы вне пределов учреждения, предприятия (например, оказание врачами помощи на участке) устанавливает администрация (п. 18 Отраслевых правил внутреннего трудового распорядка).

Особенности учета рабочего времени водителей транспортных средств

Рабочее время водителя — это время, в течение которого водитель обязан исполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и ПВТР (п. 1.5 приказа Минтранса Украины «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств» от 7 июня 2010 года № 340, далее — Положение № 340).

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч. в неделю.

При суммированном учете рабочего времени водителя нормальная продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 10 ч.

Если нормальная продолжительность рабочего дня включает длительные простои, ожидания в транспортном средстве (далее — ТС) или на рабочем месте или если водителю нужно дать возможность доехать к соответствующему месту отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 ч. при условии, что время управления на протяжении дня (смены) не превышает 9 ч.

Обратить внимание. Время охраны ТС с грузом или без него засчитывается водителю в размере 1/3 рабочего времени. При этом время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет ТС, при направлении в рейс двух водителей засчитывается ему в размере не менее 50% рабочего времени. (Рабочее место водителя — это место за рулем ТС или место, где он исполняет свои обязанности, определенные трудовым договором).

Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что продолжительность этих частей не превышает 4 ч. с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки. При этом продолжительность перерыва между частями смены должна быть не менее 2 ч. без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не входит (п. 2.9. Положения № 340).

Сверхурочные работы не могут превышать для каждого водителя 4 ч. в течение двух дней подряд или 120 ч. в году, кроме случаев возникновения непредвиденных обстоятельств (например, техническая неисправность ТС, остановка движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятные погодные условия и т. д.).

Сменный период управления водителя вместе со сверхурочными работами не может превышать 9 ч.

Для водителей ТС, осуществляющих перевозку крупновесовых и/или крупногабаритных и/или опасных грузов, сменный период управления вместе со сверхурочными работами, не может превышать 8 ч.

Следовательно, продолжительность управления водителя в неделю вместе со сверхурочными работами не может превышать 48 ч.

После управления в течение 4 ч. водитель должен сделать перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 45 мин., если не наступает период ежедневного (междусменного) отдыха.

Указанный перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее 15 мин. каждый, распределенными в течение периода управления или сразу после этого периода.

Обратить внимание. Перерыв для отдыха и питания не входит в рабочее время водителя.

В соответствии с пунктом 6.1 Положения № 340 автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяжностью свыше 50 км, грузовые автомобили с полной массой более 3,5 т должны быть оборудованы действующими и поверенными тахографами. (Тахограф — контрольное устройство, которое устанавливается на ТС для показа и регистрации информации о движении ТС).

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе Табеля.

Автомобильный перевозчик — физическое или юридическое лицо, которое осуществляет на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров и/или грузов ТС (далее — Перевозчик).

Перевозчик, который использует водителей по найму, ежемесячно составляет график сменности водителей, ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителя (см. приложение 2 к Положению № 340), в которой относительно каждой рабочей смены отмечает плановые и фактические данные относительно маршрута, начало и конец рабочей смены.

Заметим, что пункт 6.1 Положения № 340 относительно перевозки грузов колесными ТС с полной массой от 3,5 т до 12 т вступает в силу с 1 июня 2015 года.

До вступления в силу вышеуказанного положения водитель, который управляет ТС, не оборудованным тахографом, ведет индивидуальную контрольную книжку водителя (см. приложение 3 к Положению № 340).

Отметим, что график сменности водителей и ведомость учета рабочего времени и отдыха водителей хранятся у Перевозчика.

При суммированном учете рабочего времени норма рабочего времени за учетный период определяется умножением нормы продолжительности рабочего времени, которая установлена законодательством для водителей ТС, на количество рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, что приходятся на учетный период, с учетом ее сокращения накануне праздничных, нерабочих и выходных дней.

Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, которые установлены ПВТР или графиком сменности, учитывается ежедневно.

Следует заметить, что рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая исчисляется в часах).

Государственный контроль и проверку соблюдения режимов труда и отдыха водителей осуществляют должностные лица Укртрансинспекции и ее территориальных органов (п. 7.1 Положения № 340 и п. 3 постановления Кабмина Украины «Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте» от 8 ноября 2006 года № 1567).

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*