admin / 18.05.2020


Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации для экспортируемых товаров предусмотрена налоговая ставка 0 %, и потому при вывозе товаров с территории РФ компания-экспортер не должна уплачивать НДС. Поскольку сбор налогов при экспорте товаров контролирует ФТС России, то компания при подаче таможенной декларации на вывозимые товары НДС со ставкой 0 % в графе 47 «Исчисление платежей» не рассчитывает. Однако она обязана подтвердить свое право применять нулевую налоговую ставку. По сути, ей надо отчитаться, что товары прошли процедуру экспорта и по факту были вывезены с территории РФ.

Куда и в каком виде подать документы

Подать документы для подтверждения нулевого НДС необходимо в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица — сделать это можно на бумаге или в виде электронных реестров через систему оператора электронного документооборота (ЭДО).

Как правило, бумажный пакет документов для подтверждения НДС 0 % используют небольшие компании, у которых в течение года бывает 10–30 поставок товаров. А крупные участники ВЭД, перемещающие товары в больших объемах, подают в ИФНС электронные реестры.

Какие документы надо представить

  1. Если вы подаете документы на бумаге, вы должны передать в налоговую (ст. 165 НК РФ):
  • Контракт на поставку товаров (либо его копию). Если контракт уже представлялся в налоговый орган, то повторно отправлять его не нужно. Достаточно направить уведомление с реквизитами ранее представленного документа и наименования налогового органа, в который он подавался.
  • Таможенную декларацию (либо ее копию) с отметкой таможенного органа о выпуске товаров и отметкой о фактическом вывозе товаров с территории РФ.

До 2019 года экспортер также должен был представлять в ИФНС копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа о вывозе товаров. Сейчас эти документы подаются только по истребованию налоговой.

  1. Если вы подаете документы в электронном виде через систему ЭДО, то вам надо отправить в налоговую:
  • Электронный реестр таможенной декларации.

Сроки подачи документов

Документы на бумаге (контракт и таможенная декларация) подаются в налоговый орган в течение 180 календарных дней со дня выпуска экспортной декларации — отсчет начинается с даты в отметке «Выпуск разрешен» (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Электронные реестры компания представляет одновременно с подачей налоговой декларации (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Когда нужны отметки таможенного органа

Важное условие для подтверждения нулевого НДС — наличие на таможенной декларации отметок таможенного органа. Налоговое законодательство предусматривает два типа отметок:

  • «Выпуск разрешен» — о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта;
  • «Товар вывезен» — о вывозе товаров с территории РФ.

Оригинальные отметки проставляются в виде прямоугольного штампа сиренево-розово-синей мастикой (оттенок зависит от степени изношенности штемпельной подушечки). Кроме того, отметка может быть указана в виде сведений и являться аналогом оригинального штампа при электронном таможенном декларировании.

Разберемся, в каких случаях для налоговой инспекции нужна та или другая отметка и в каком виде.

1. «Выпуск разрешен»

В письме от 31.07.2018 № СД-4-3/14795@ ФНС разъяснила: если компания подает таможенную декларацию в электронной форме — а другого варианта быть не может, так как 100 % таможенных деклараций в РФ подаются в электронном виде — то отметку «Выпуск разрешен» достаточно представить в виде сведений о выпуске товаров. Такая отметка появится в документе автоматически, когда таможенный орган закончит проверку декларации и пришлет соответствующее сообщение в сервис для таможенного декларирования.

ФНС также уточняет, что в дальнейшем проставлять оригинальный штамп «Выпуск разрешен» на распечатанные копии таможенных деклараций не требуется.

Бывает, что бухгалтерия компании-экспортера просит штамп «Выпуск разрешен» для ведения внутреннего учета. Тогда штамп можно получить на таможенном посту, куда подавалась декларация на товары. В случае удаленного декларирования товаров штамп можно поставить на таможенном посту, указанном в графе 30 таможенной декларации «Местонахождение товаров».

Отметка таможни в виде сведений о выпуске товаров в копии электронной таможенной декларации выглядит так:

2. «Товар вывезен»

Что касается отметки «Товар вывезен», то ее необходимо получить в виде оригинального штампа только в случае, если компания-экспортер будет подавать документы о подтверждении нулевого НДС в налоговую на бумаге.

Штамп проставляется на таможенной декларации и на транспортном документе таможенным органом в пункте пропуска через границу. Одновременно инспектор вносит информацию о вывозе товаров в базу данных ФТС России и далее эти сведения передаются в ФНС для контроля (п. 17 ст. 165 НК РФ).

Если штамп не проставили в пункте пропуска, то подтверждение факта вывоза можно получить в таможенном органе, где товар декларировался. Для этого на таможенный пост надо подать заявление, которое составляется в произвольной форме, при этом обязательно указываются:

  • регистрационный номер декларации на товары, по которой требуется подтвердить факт вывоза;
  • порядковый номер и описание товара;
  • код таможенного органа места убытия.

Заявление можно составить как в бумажном, так и в электронном виде. Таможенный орган в течение 10 дней направит декларанту информацию о фактическом вывозе товаров так же — в письменном или электронном виде.

Если компания-экспортер подает в налоговую электронные реестры, то отметка «Товар вывезен» на таможенных документах не требуется — ни в виде сведений, ни в виде оригинального штампа (п. 15 ст. 165 НК РФ). Тем не менее для подготовки реестра необходимы будут сведения о дате фактического вывоза товаров. Их можно получить через личный кабинет на портале ФТС с помощью информационного сервиса «Информирование о вывозе товаров».

Как ответить на требование налоговой после подачи документов

Налоговая инспекция может истребовать документы в следующих случаях (п. 1.2 ст. 165 НК РФ):

  • если сведения, которые представил налогоплательщик, не соответствуют тем, что есть у налогового органа;
  • если у ФНС отсутствуют сведения, которые ФТС передает в рамках ведомственного обмена.

Если по результатам сверки налоговая запросила транспортный документ, экспортер должен представить бумажную накладную с оригинальным штампом «Товар вывезен».

Если налоговая запросила декларацию у экспортера, который для подтверждения нулевого НДС использовал электронный реестр, то ему достаточно представить копию электронной таможенной декларации, распечатанной из своего программного средства, со сведениями таможни о выпуске товаров (в дальнейшем проставлять штамп «Выпуск разрешен» на этой копии ЭДТ не нужно). При этом штамп «Товар вывезен» на бумажной копии не требуется (п. 15 ст. 165 НК РФ) — это разрешено с октября 2018 года правками Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ в положениях ст. 165 НК РФ.

Сроки ответа на требование

Документы необходимо представить в течение 30 календарных дней с даты получения требования налогового органа.

Если компания-экспортер не представит документы в ответ на требование налоговой, обоснованность применения налоговой ставки 0 % будет считается неподтвержденной.

Отправляйте декларации во все таможенные органы России. Подключите сервис Контур.Декларант.

Узнать подробности

Приказ ФТС России от 17.09.2013 N 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля».
Взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом утвержденного Порядка осуществляется посредством электронного способа обмена информацией:
в соответствии с Приказом ФТС России от 24.01.2008 N 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»;
с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей.
Порядок предусматривает процедуры использования ЕАИС таможенных органов в том числе при:
представлении таможенным органам документов и сведений в электронном виде;
приеме, регистрации (отказе в регистрации) декларации на товары, поданной в виде электронного документа (ЭДТ);
принятии решения о выпуске (отказе в выпуске) товаров;
декларировании товаров с использованием предварительной и временной ЭДТ.
Приказ вступит в силу по истечении 8 месяцев со дня его официального опубликования.
Признан утратившим силу Приказ ГТК России от 30.03.2004 N 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
Оригинал публикации на сайте компании «КонсультантПлюс»

Цитата ( Andrew_vrn » )

Коллеги, подскажите пжл, чем в настоящий момент регламентируется отказ таможни проставлять штампы «Выпуск разрешен», «Товар поступил» на ДТ и СМР?

Про ЦМР — на CMR при закрытии доставки ставят «Товар поступил».
Про декларации, :
1. Т.к. декларирование электронное то оригинал декларации находиться на серверах ФТС а всё, что распечатывается – копия. Про печати нигде нет ни слова, речь идёт про отметки. На бумажном носителе отметки проставляются только если документы поданы на бумаге.
Из статья 118 ТК ЕАЭС 2. Выпуск товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе.
2. На бумажном носителе обмен документами происходит только когда нет возможности обмена электронными документами – у нас есть такая возможность. У налоговой есть доступ к оригиналам всех деклараций т.к. они имеют доступ к таможенной базе данных. Из исключений известных мне — на данный момент штампуют документы на экспорт при отправке жд транспортом т.к. есть соответствующие совместные ( ФТС и РЖД) приказы и железка документы без печатей не принимает.

Из статья 362 ТК ЕАЭС
1. Обмен документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами и иными лицами, совершающими таможенные операции, осуществляется в электронной форме или путем представления (направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе.
2. Обмен электронными документами и (или) сведениями в электронной форме осуществляется путем взаимодействия информационных систем таможенных органов и информационных систем лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо с использованием ресурсов сети Интернет.
3. Обмен документами и (или) сведениями путем представления (направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе осуществляется в случае отсутствия технической возможности обмена документами и (или) сведениями в электронной форме, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*