admin / 10.04.2020

(вместе с "Классификацией автотранспортных средств")

Норма износа автомобильных шин

Цитата:Определить стоимость снятых с колес автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) (далее — Временные нормы). Несмотря на то что действие Временных норм Распоряжением Минтранса России от 5 января 2004 г. N АК-1-р было приостановлено, тем не менее методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа сезонных шин, снятых с транспортного средства.
Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин. Минтранс России предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины согласно п. 3.3 Временных норм не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега.
Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000 — 45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000 — 55 000 км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше:
— для отечественных шин он может достигать 100 000 км;
— для шин зарубежного производства — до 180 000 км.
Стоимость шин, возвращенных на склад, рассчитывается по следующей формуле:
Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины — Фактический пробег) / Норма пробега шины x Цена приобретения шины
Пример (цифры условные). Используем условия предыдущего примера.
Зимние шины, снятые с автомобиля, еще можно использовать. Первоначальная стоимость каждой шины составляет 2000 руб. Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км. За период эксплуатации фактический пробег составил 20 000 км. Следовательно, стоимость каждой шины, возвращенной на склад, равна 1200 руб. ((50 000 км — 20 000 км) / 50 000 км x 2000 руб.).
В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующую запись:
Дебет 10-5 «Запасные части» Кредит 26 «Общехозяйственные расходы»
— 4800 руб. (1200 руб. x 4 штуки) — принят к учету комплект зимней резины, снятой с автомобиля.
«Перевозки и автотранспорт» Семенихин В.В. «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2013

Статья опубликована в журнале «Все для бухгалтера» № 3 август 2014 г.

В.Г. Молчанов,эксперт
Правовой консалтинг ГАРАНТ

В коммерческих организациях числятся на балансе транспортные средства – грузовые и легковые автомобили. В период эксплуатации данные транспортные средства подвергаются амортизации, естественным образом изнашиваются детали автомобилей, шины и покрышки. В статье рассмотрен порядок учета норм списания и срок службы автомобильных шин.

Ключевые слова: нормы списания запасных частей и расходных материалов, учет, запасные части, расходные материалы, коммерческие организации

Нормы эксплуатационного пробега. В настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо норм списания запасных частей и расходных материалов (в том числе шин), используемых при эксплуатации автотранспортных средств коммерческих организаций.

В соответствии с письмом Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин определяются заводом-изготовителем автомобильных шин.

Таким образом, руководитель организации вправе установить своим приказом нормы пробега автомобильных шин, основываясь на информации заводов-изготовителей. Если таковая отсутствует, то может быть использован опыт эксплуатации транспортных средств в организации, а также доступная информация заводов-изготовителей об аналогичных автомобильных шинах.

В любом случае при разработке и утверждении норм эксплуатационного пробега следует учитывать, что они должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ), т.е. быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

Кроме того, в соответствии с подп. 5.1 п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм.

Очевидно, что высота протектора зависит не только от пробега шин, но и от условий эксплуатации. То есть автомобильные шины могут быть сняты с эксплуатации также в случае недопустимости их дальнейшего использования по причине их повреждений.

По мнению автора, в любом случае автомобильные шины оцениваются экспертной комиссией на основании акта на списание. Данный акт будет являться основанием для снятия шин с эксплуатации и установки вместо них новых.

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются на сч. 10 «Материалы» в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее – План счетов).

В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания), при передаче в эксплуатацию материалы списываются на счета учета затрат.

При этом стоимость автомобильных шин списывается со сч. 10 «Материалы», субсчет 10.5 «Запасные части», в дебет счета учета затрат, например сч. 20 «Основное производство» (пп. 93 и 95 Методических указаний, пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н ПБУ 10/99).

Для осуществления контроля за движением автомобильных шин может быть организован их учет на забалансовом счете: Д-т сч. 012.

При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по стоимости отходов. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» как утильсырье.

Пунктом 111 Методических указаний установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

Утилизация шин, не пригодных к восстановлению, может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин.

Согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческой организации, т.е. в бухгалтерском учете отходы, остающиеся от списания материальных ценностей (утильсырье), относятся в кредит сч. 91: Д-т сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – изношенные шины приняты к учету как утильсырье.

Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н): Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» – признан доход от продажи шин специализированной организации.

При этом утилизируемые шины списываются со сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» и отражаются как прочие расходы организации в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» – списана стоимость реализованных шин;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен налог на добавленную стоимость (НДС).

В то же время, по мнению автора, шины, которые подлежат списанию с последующим выбытием, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета. Их стоимость была включена в себестоимость работ, услуг при отпуске в эксплуатацию, а учет в целях контроля был организован на забалансовом счете.

Тогда, в случае продажи шин, в бухгалтерском учете выбытие отразится следующими записями:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен НДС;

К-т сч. 012 – списаны с забалансового счета выбывшие шины.

К сведению. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», покрышки отработанные относятся к 4-му классу опасности.

Шины, подлежащие утилизации в качестве опасных отходов, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета по рыночным ценам, их выбытие (передача для утилизации) отражается списанием по кредиту забалансового счета.

Передача таких отходов в переработку находит отражение и в журнале учета образования и движения отходов, и в разд. 4 «Размещение отходов производства и потребления» приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Данные журнала учета образования и движения отходов удостоверяются договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем отходов подтверждается справкой специализированной организации.

Аналогичная ситуация возникает и в тех случаях, когда изношенные в процессе эксплуатации камеры и покрышки с текстильным и металлическим кордом, не подлежащие восстановлению и сдаются организации-переработчику для утилизации за плату. Фактический объем утиля, переданного в переработку специализированной организации, указывается в актах выполненных работ.

Налоговый учет. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Приобретенные автомобильные шины организация может учесть в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ), либо в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ. При этом вопрос о признания поврежденных шин возвратными отходами для целей налогообложения является неоднозначным.

В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения прибыли, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению.

Из буквального прочтения нормы п. 6 ст. 254 НК РФ шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами. Однако, по мнению автора, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования возможно использовать данную норму и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов, закрепленных в подп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

Список литературы

  • Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  • О правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
  • Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
  • Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
  • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
  • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
  • Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
  • Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786.
  • Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.
  • Письмо Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш.

Об утверждении и введении в действие документов

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 21.01.04 за № АК-9-р

Об утверждении и введении в действие документа
«Правила эксплуатации автомобильных шин»

В соответствии с планом стандартизации, а также в целях гармонизации с действующими стандартами и положениями разработан и представлен на утверждение новый проект документа «Правила эксплуатации автомобильных шин». Минтранс России считает необходимым:

1. Утвердить документ «Правила эксплуатации автомобильных шин».

2. Ввести документ «Правила эксплуатации автомобильных шин» в действие с 01 февраля 2004 года взамен действовавшего ранее, утвержденного в 1997 году.

3. Установить срок действия документа «Правила эксплуатации автомобильных шин» до 31 декабря 2007 года.

4. Управлению безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте Минтранса России (П.Л.Лаврентьев) произвести:

— регистрацию утвержденного документа «Правила эксплуатации автомобильных шин»;

— обеспечение необходимым количеством экземпляров всех заинтересованных подразделений Службы «Росавтотранс»;

— реализацию мероприятий по внедрению документа «Правила эксплуатации автомобильных шин».

Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации
А.В.Колик

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 05.01.2004 за № АК-1-р

О продлении срока действия руководящего документа
«Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств»
(РД 3112199-1085-02)

В целях обеспечения рационального нормирования пробега автомобильных шин в эксплуатации

Минтранс России считает необходимым:

1. Продлить срок действия РД 3112199-1085-02 «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств».

2. Установить новый срок действия РД 3112199-1085-02 с 01 января 2004 года до 01 января 2007 года.

3. Управлению безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте (Лаврентьеву П.Л.):

3.1. Внести соответствующие изменения в Реестр Системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте.

3.2. Довести информацию о продлении срока действия РД 3112199-1085-02 до заинтересованных подразделений Службы «Росавтотранс», предприятий и организаций автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Заместитель Министра Транспорта
Российской Федерации
А.В.Колик

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 18.12.2003 за № АК-20-р

В соответствии с планом стандартизации разработан и представлен на утверждение проект стандарта Минтранса России «Технические требования к цифровым тахографам, используемым на автомобильном транспорте при перевозках по территории Российской Федерации». Минтранс России считает необходимым:

1. Утвердить стандарт Минтранса России «Технические требования к цифровым тахографам, используемым на автомобильном транспорте при перевозках по территории Российской Федерации».

2. Ввести стандарт в действие с 01 января 2004 года.

3. Установить срок действия стандарта до 31 декабря 2010 года.

4. Управлению безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте Минтранса России произвести:

— регистрацию утвержденного стандарта;

— обеспечение необходимым количеством экземпляров всех заинтересованных подразделений Службы «Росавтотранс»;

— реализацию мероприятий по внедрению стандарта.

Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации
А.В.Колик

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 10.12.2003 за № АК-39-р

О назначении Руководящего органа в Системе добровольной сертификации на городском электрическом транспорте, его руководителя и заместителя руководителя

В целях организации работ по внедрению Системы добровольной сертификации на городском электрическом транспорте (ДС ГЭТ), созданной и утвержденной Минтрансом России 21 ноября 2003 года, а также обеспечения руководства деятельностью ее участников:

1. Назначить:

— Руководящим органом (РОС) в Системе ДС ГЭТ — Управление безопасности и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте Минтранса России;

— руководителем Руководящего органа в Системе ДС ГЭТ — начальника Управления безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте П. Л. Лаврентьева;

— заместителем руководителя Руководящего органа в Системе ДС ГЭТ — заместителя начальника Управления безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте А. И. Кузнецова.

2. Начальнику Управления безопасности движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте П.Л. Лаврентьеву довести настоящее распоряжение до участников Системы добровольной сертификации на городском электрическом транспорте и заинтересованных структурных подразделений Минтранса России.

Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации
А.В. Колик

FILED UNDER : Статьи

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*